- Вопросы к параграфу
- Решаем устно
- Упражнения
- Упражнения для повторения
- Задача от мудрой совы
- Самостоятельная работа по теме «Уравнение» к учебнику А.Г. Мерзляка (5 класс)
- Просмотр содержимого документа «Самостоятельная работа по теме «Уравнение» к учебнику А.Г. Мерзляка (5 класс)»
- План конспект урока по математике по теме уравнение — 5 класс к учебнику Мерзляка А.Г.
- 💡 Видео
Вопросы к параграфу
1. Какое число называют корнем (решением) уравнения? — Корнем (решением) уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.
2. Что значит решить уравнение? — Это значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.
3. Как найти неизвестное слагаемое? — Надо из суммы вычесть известное слагаемое.
4. Как найти неизвестное уменьшаемое? — Надо к разности прибавить вычитаемое.
5. Как найти неизвестное вычитаемое? — Надо из вычитаемого вычесть разность.
Решаем устно
1. Найдите значение выражения 53 + х:
1. если х = 29, то 53 + х = 53 + 29 = 82
2. если х = 61, то 53 + х = 53 + 61 = 114
2. Найдите значение выражения 12y:
1. если: у = 7, то 12y = 12 • 7 = 84
2. если: у = 20, то 12y = 12 • 20 = 240
3. Найдите по формуле пути s = 50t расстояние (в метрах), которое проходит Петя:
1) за 4 мин: s = 50t = 50 • 4 = 200 метров
2) за 10 мин: s = 50t = 50 • 10 = 500 метров
Что означает числовой множитель в этой формуле? Числовой множитель 50 обозначает скорость движения Пети (м/мин).
4. Число а на 10 больше, чем число b. В виде каких из следующих равенств это можно записать:
- а + b = 10 — нельзя записать
- а — b = 10 — можно записать
- b — а = 10 — нельзя записать
- а — 10 = b — можно записать
- b + 10 = а — можно записать
Ответ: можно записать в виде равенств: а — b = 10; а — 10 = b; b + 10 = а.
5. Найдите все натуральные значения а, при которых выражение 20 : а принимает натуральные значения.
- если а = 1, то 20 : 1 = 20 — натуральное число
- если а = 2, то 20 : 2 = 10 — натуральное число
- если а = 4, то 20 : 4 = 5 — натуральное число
- если а = 5, то 20 : 5 = 4 — натуральное число
- если а = 10, то 20 : 10 = 2 — натуральное число
- если а = 20, то 20 : 20 = 1 — натуральное число
Ответ: при а = 1, 2, 4, 5 , 10 или 20.
6. На одну чашу весов поставили несколько гирь по 2 кг, а на другую — по 3 кг, после чего весы пришли в равновесие. Сколько поставили гирь каждого вида, если всего их поставили 10?
На одну чашу весов надо поставить 6 гирь по 2 кг, а на другую — 4 гири по 3 кг.
Для решения использовано 10 гирь.
Упражнения
267. Какое из чисел 3, 12, 14 является корнем уравнения:
1) х + 16 = 28
- если х = 3, то 3 + 16 = 19. Так как 19 ≠ 28, то число 3 не является корнем уравнения;
- если х = 12, то 12 + 16 = 28. Так как 28 = 28, то число 12 является корнем уравнения;
- если х = 14, то 14 + 16 = 30. Так как 30 ≠ 28, то число 14 не является корнем уравнения.
Ответ: корнем уравнения является число 12.
2) 4х — 5 = 7
- если х = 3, то 4 • 3 — 5 = 12 — 5 = 7. Так как 7 = 7, то число 3 является корнем уравнения;
- если х = 12, то 4 • 12 — 5 = 48 — 5 = 43. Так как 43 ≠ 7, то число 12 не является корнем уравнения;
- если х = 14, то 4 • 14 — 5 = 56 — 5 = 51. Так как 51 ≠ 7, то число 14 не является корнем уравнения.
Ответ: корнем уравнения является число 3.
268. Какое из чисел 3, 12, 14 является корнем уравнения:
1) 234 — y = 220
- если y = 3, то 234 — 3 = 231. Так как 231 ≠ 220, то число 3 не является корнем уравнения;
- если y = 12, то 234 — 12 = 222. Так как 222 ≠ 220, то число 12 не является корнем уравнения;
- если y = 14, то 234 — 14 = 220. Так как 220 = 220, то число 14 является корнем уравнения.
Ответ: корнем уравнения является число 14.
2) 72 : b + 13 = 19
- если b = 3, то 72: 3 + 13 = 24 + 13 = 37. Так как 37 ≠ 19, то число 3 не является корнем уравнения;
- если b = 12, то 72 : 12 + 13 = 6 + 13 = 19. Так как 19 = 19, то число 12 является корнем уравнения;
- если b = 12, то 72 : 12 + 13 = 5 + 13 = 18 . Так как 18 ≠ 19, то число 14 не является корнем уравнения.
Ответ: корнем уравнения является число 12.
269. Решите уравнение:
270. Решите уравнение:
271. Решите уравнение:
272. Решите уравнение:
273. Решите с помощью уравнения задачу.
1) Оксана задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Оксана?
Пусть задуманное Оксаной число равно x. Тогда можно составить уравнение:
96 — (х + 43) = 25
х + 43 = 96 — 25
х + 43 = 71
х = 71 — 43
х = 28
Ответ: Оксана задумала число 28.
2) У Буратино было 74 сольдо. После того как он купил себе учебники для школы, папа Карло дал ему 25 сольдо. Тогда у Буратино стало 68 сольдо. Сколько сольдо потратил Буратино на учебники?
Пусть Буратино потратил на учебники х сольдо. Тогда можно составить уравнение:
(74 — х) + 25 = 68
74 — х = 68 — 25
74 — х = 43
х = 74 — 43
х = 31
Ответ: Буратино потратил на учебники х сольдо.
274. Решите с помощью уравнения задачу.
Ваня задумал число. Если к этому числу прибавить 27 и из полученной суммы вычесть 14, то получим число 36. Какое число задумал Ваня?
Пусть задуманное Ваней число равно х. Тогда можно составить уравнение:
(х + 27) — 14 = 36
х + 27 = 36 + 14
х + 27 = 50
х = 50 — 27
х = 23
Ответ: Ваня задумал число 23.
275. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнем уравнения:
1) (x + а) — 7 = 42 было число 22
Подставим вместо х число 22 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:
(22 + а) — 7 = 42
22 + а = 42 + 7
22 + а = 49
а = 49 — 22
а = 27
Ответ: вместо а надо подставить число 27.
2) (а — x) + 4 = 15 было число 3
Подставим вместо х число 3 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:
(а — 3) + 4 = 15
а — 3 = 15 — 4
а — 3 = 11
а = 11 + 3
а = 14
Ответ: вместо а надо подставить число 14.
276. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнем уравнения:
1) (х — 7) + а = 23 было число 9
Подставим вместо х число 9 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:
(9 — 7) + а = 23
2 + а = 23
а = 23 — 2
а = 21
Ответ: вместо а надо подставить число 21.
2) (11 + х) + 101 = а было число 5
Подставим вместо х число 5 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:
(11 + 5) + 101 = а
16 + 101 = а
117 = а
а = 117
Ответ: вместо а надо подставить число 117.
Упражнения для повторения
277. Лиза была в школе с 8 ч 15 мин до 15 ч 20 мин. Вечером она пошла на тренировку. Там она провела на 5 ч 40 мин меньше времени, чем в школе. Сколько времени Лиза была на тренировке?
1) 15 ч 20 мин — 8 ч 15 мин = 7 ч 5 мин — Лиза провела в школе.
2) 7 ч 5 мин — 5 ч 40 мин = 6 ч 65 мин — 5 ч 40 мин = 1ч 25 мин — Лиа провела на тренировке.
Ответ: 1 ч 25 мин.
278. Начертите отрезок длиной 12 см. Над одним концом отрезка напишите число 0, а над другим — 480. Поделите отрезок на шесть равных частей. Отметьте на полученной шкале числа 40, 100, 280, 360, 420.
279. Можно ли, имея 900 р., купить 3 кг бананов по 65 р. за 1 кг, 2 кг мандаринов по 130 р. за 1 кг и 4 кг апельсинов по 95 р. за 1 кг?
Посчитаем общую стоимость предполагаемой покупки:
1) 65 • 3 = 195 (рублей) — потребуется на покупку бананов.
2) 130 • 2 = 260 (рублей) — потребуется на покупку мандаринов.
3) 95 • 4 = 380 (рублей) — потребуется на покупку апельсинов.
4) 195 + 260 + 380 = 835 (рублей) — будет стоить весь набор продуктов.
Сравним предполагаемую стоимость покупки с имеющейся суммой денег:
Значит купить все эти продукты на 900 рублей можно.
Задача от мудрой совы
280. В трёх ящичках лежат шары: в первом ящичке — два белых, во втором — два чёрных, в третьем — белый и чёрный. На ящички наклеены этикетки ББ, ЧЧ и БЧ так, что содержимое каждого из них не соответствует этикетке. Как, вынув один шар, узнать, что в каком ящичке лежит?
Этикетки на ящиках не соответствуют их содержимому. Значит в ящике БЧ не может лежать два разноцветных шарика. Там будет либо 2 белых шарика, либо два чёрных шарика. Вытащим один шар из ящика с этикеткой БЧ:
- если вытащен белый шар, то значит в ящике:
- БЧ — 2 белых шара;
- ББ — 2 чёрных шара;
- ЧЧ — 1 белый и 1 чёрный шар.
- если вытащен чёрный шар, то значит в ящике:
- БЧ — 2 чёрных шара;
- ББ — 1 белый и 1 чёрный шар;
- ЧЧ — 2 белых шара.
Ответ: надо вытащить шар из ящика с надписью БЧ.
Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать
Самостоятельная работа по теме «Уравнение» к учебнику А.Г. Мерзляка (5 класс)
Самостоятельная работа состоит из двух частей. Первая часть тестовая с кратким ответом, во второй части требуется дать полный развернутый ответ.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме «Уравнение» к учебнику А.Г. Мерзляка (5 класс)»
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Запишите номер, выбранного ответа
1. Найдите корень уравнения: 278 + m= 803
2. Найдите корень уравнения: 942 – (у + 142) = 419
3. Проверьте, какое из указанных чисел является корнем уравнения 56:х = 9·х + 10
4. Запишите в виде равенства предложение: «число а меньше числа b на 24»
1) a – b = 24; 2) b – a = 24;
3) a + b = 24; 4) a · b = 24.
Решите задачу с помощью уравнения.
Рита задумала число. Если к этому числу прибавить 12, а полученную сумму уменьшить на 27, то получим 63. Какое число задумала Рита?
Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
План конспект урока по математике по теме уравнение — 5 класс к учебнику Мерзляка А.Г.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Технологическая карта урока по теме «Уравнение»
Тема урока: Уравнение
Конспект урока математики по теме: «Уравнение». Урок открытия новых знаний при реализации системно — деятельностного подхода.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
· создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения уравнений;
· систематизация теоретического материала по указанной теме;
· отработка навыка решения уравнений различными методами.
· Образовательные (формирование познавательных УУД):
— повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
· Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
— умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.
· Развивающие (формирование регулятивных УУД):
— самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.
— обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.
— сформировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
— формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты и задачи:
· Учащийся научится решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.
· Уравнение, корень уравнения.
Этапы проведения урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь пожалуйста!
Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить Ваше внимание на доску.
«Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика – красива!
Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать порядок может,
И за это ей хвала и честь!
Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовет её красивой,
кто с наукой не знаком совсем!»
II. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
ü — организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока;
ü — организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.
Выполнение заданий в учебнике устно:
Найдите знание выражения 53 + X , если 1) X = 29; 2) X = 61.
1) Выражение 53 + X при X = 29 примет следующий вид 53 + 29 = 82;
2) Выражение 53 + X при X = 61примет следующий вид 53 + 61 = 114.
Найдите значение выражения 12 y , если 1) y = 7; 2) y =20.
1) Выражение 12y при y = 7 примет следующий вид 12 × 7 = 84;
2) Выражение 12y при y =20 примет следующий вид 12 × 20 = 240.
IV. Изучение нового материала
Теоретический материал в учебнике §10
V. Первичное закрепление нового материала
Выполнение заданий по учебнику письменно:
Какое из чисел 3, 12, 14 является корнем уравнения:
1) X + 16 = 28 ; 2) 4 X – 5 = 7 ?
1) Подставим вместо X числа 3, 12, 14. Получим:
3 + 16 = 28, 3 + 16 = 18, но не 28 => 3 не является корнем уравнения;
12 + 16 = 28, 12 + 16 = 28 => 12 является корнем уравнения;
14 + 16 = 28, 14 + 16 = 30, но не 28 => 14 не является корнем уравнения.
2) Подставим вместо X числа 3, 12, 14. Получим:
4X – 5 = 7, 4 × 3 – 5 = 7 => 3 является корнем уравнения;
4X – 5 = 7, 4 × 12 – 5 = 43 => 12 не является корнем уравнения;
4X – 5 = 7, 4 × 14 – 5 = 51 => 14 является корнем уравнения;
Теория для выполнения задания:
Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.
ü Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный. .
ü Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число.
💡 Видео
Уравнение. 5 класс.Скачать
Решение сложных уравнений 4-5 класс.Скачать
Уравнения со скобками - 5 класс (примеры)Скачать
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 6 класс математика 5 классСкачать
Уравнения. 5 классСкачать
Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
ВСЯ математика 5-го класса в одном видео! Альфа-школаСкачать
Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Как решить сложные уравненияСкачать
Уравнение 5 классСкачать
Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать
Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.Скачать
5 класс, 10 урок, УравнениеСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.Скачать
Как решать уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Математика 5 класс. Видеоурок #6Скачать
Уравнения с десятичными дробями. Математика 5 классСкачать