Сложные уравнения для 11 класса с решением

Показательные уравнения (11-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 11

Данная тема – “Показательные уравнения” – изучается в 11-м классе по учебнику автора А.Н. Колмогорова или в 10-м классе по учебнику автора С.М. Никольского. После уроков, где решались простейшие показательные уравнения, этот первый, где рассматриваются более сложные уравнения. Чтобы успеть рассмотреть наибольшее количество различных способов решения показательных уравнений, подходит метод коллективного обучения. По исследованиям психологов установлено, что учащиеся лучше, на 40%, усваивают новый материал, если его объясняют одноклассники или сверстники. В математике мало тем, которые можно изучить при использовании метода “коллективного способа обучения”. Темы “Показательные уравнения” и “Логарифмические уравнения” дают возможность применять данный метод и получать хорошие результаты по итогам изучения темы.

Цель дидактическая: сформировать у учащихся общеучебные умения, навыки; навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Цель воспитательная: обеспечить гуманистический характер обучения; обучение учащихся коллективной работе и взаимопомощи.

Цель учебная: научить учащихся решать показательные уравнения различными способами (на данном уроке тремя способами):

а) приведение к линейному виду;
б) приведение к квадратному виду;
в) введение новой переменной.

  1. Класс разбит на 6 групп (по 3–4 человека);
  2. В каждой группе находится консультант, с которым проведена консультация по решению одного из видов уравнений за день-два до урока;
  3. У каждого учащегося в группе есть консультационная карта с образцом решения показательного уравнения одним из способов, задания для самостоятельной работы под руководством консультанта и для самостоятельной работы с целью проверки усвоения нового материала.
  1. Постановка цели урока и его план.
  2. Работа по группам (10 мин.):
    а) консультант объясняет своей группе, с помощью консультационных карт (задание № 1 – пример), один из способов решения показательного уравнения;
    б) каждому учащемуся для самопроверки дается 4 уравнения на 4–5 мин. (задание № 2, учащийся может обращаться к консультанту за помощью или работать по образцу);
    в) по окончанию времени консультант оценивает каждого члена группы.
  3. От каждой группы к доске выходит один учащийся (предпочтительно не консультант) и объясняет свой способ решения показательного уравнения, оставшиеся на карточке уравнения выписываются на доску (эти уравнения для домашнего задания).
  4. Обобщение изученного материала под руководством учителя.
  5. Самостоятельная работа учащихся (задание № 3 на консультационной карте), где даны три уравнения, которые решаются тремя различными способами.
  6. Домашнее задание: от 8 до 12 уравнений, записанных на доске.

1-й способ: показательные уравнения, приводимые к линейному виду.

Уравнение вида: п * а х+в + к * а х+с + р * а х+б = В

I. Пример: 2 * 3 х+1 – 6 * 3 х–1 – 3 х = 9

1) вынесем общий множитель:
2) выполним действия в скобке:
3) найдем:
4)
5)
6)
3 х–1 (2 * 3 2 – 6 – 3 1 ) = 9
3 х–1 * 9 = 9
3 х–1 = 9 : 9
3 х–1 = 1, так как 3 0 = 1, то
Х – 1 = 0
X = 1
Ответ: 1

II. Задания для самопроверки

  1. 3 х+2 – 3 х+1 + 3 х = 21
  2. 2 х+1 + 3 * 2 х–3 = 76
  3. 33 * 2 х–1 – 2 х+1 = 29
  4. 2 * З х+1 – 6 * 3 х–1 = 12

III. Показательные уравнения для самостоятельной работы:

  1. 3 х + 3 3-х – 12 = 0
  2. 4 + 2 х = 2 2х–1
  3. 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315

Консультационная карта № 2

2-й способ: показательные уравнения, сводящиеся к виду квадратного уравнения.

Уравнения вида: п * а 2х + к * а х + р = 0

I. Пример: 2 2х+1 + 2 х+2 – 16 = О

  1. Применим свойство умножения степеней с одинаковым основанием: 2 2х * 2 1 + 2 х * 2 2 –16 = 0
  2. Пусть 2 х = а, где а > 0
  3. 2а 2 + 4а – 16 = 0
  4. Решаем квадратное уравнение и находим корни: а1 = – 4, а2 = 2
  5. – 4 х = 2
  6. х = 1
  7. Ответ: 1

II. Задания для самопроверки

  1. 2 х+1 + 4 х = 80
  2. 4 х –10 * 2 х–1 – 24 = 0
  3. 9 х – 8 * 3 х+1 – 81 = 0
  4. 2 * 9 х –17 * 3 х = 9

III. Показательные уравнения для самостоятельной работы

  1. 3 х + 3 3–х – 12 = 0
  2. 4 + 2 х = 2 2х–1
  3. 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315

3-й способ: показательные уравнения вида: п * а х+в + к * а –х+с = В

I. Пример: 3 х + 3 3–х – 12 = 0

  1. Применим свойство степени: а –в = 1/а в
  2. 3 х + 3 3 * 3 –х – 12 = 0
  3. 3 х + 27/3 х – 12 = 0
  4. Пусть 3 х = а, где а > 0
  5. а + 27/а –12 = 0
  6. а 2 – 12 а + 27 = 0
  7. Решаем квадратное уравнение, находим корни уравнения: а = 9, а = 3
  8. Возвращаемся к первоначальной переменной:
    3 х = 9 3 х = 3
    3 х = 3 2 3 х = 3 1
    х = 2 х = 1
  9. Ответ: 2; 1.

II. Задания для самопроверки

  1. 5 х + 5 2–х = 26
  2. 2 х+2 – 2 2–х =15
  3. 7 х –14 * 7 –х = 5
  4. 6 х – 35 = 36/6 х

III. Показательные уравнения для самостоятельной работы

  1. 3 х + 3 3–х – 12 = 0
  2. 4 + 2 х = 2 2х –1
  3. 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Показательные уравнения и неравенства с примерами решения

Содержание:

Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Уравнения такого вида принято называть показательными.

Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Решении показательных уравнений

При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.

Пусть Сложные уравнения для 11 класса с решением

Каждому значению показательной функции Сложные уравнения для 11 класса с решениемсоответствует единственный показатель s.

Пример:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решив это уравнение, получим

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Ответ: Сложные уравнения для 11 класса с решением

При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.

Пример:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

а) Данное уравнение равносильно уравнению

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решая его, получаем:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. Сложные уравнения для 11 класса с решениемоткуда находим Сложные уравнения для 11 класса с решением

б) Разделив обе части уравнения на Сложные уравнения для 11 класса с решениемполучим уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решениемравносильное данному. Решив его, получим Сложные уравнения для 11 класса с решениемСложные уравнения для 11 класса с решением

Ответ: Сложные уравнения для 11 класса с решением

При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.

Пример:

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Обозначим Сложные уравнения для 11 класса с решениемтогда Сложные уравнения для 11 класса с решением

Таким образом, из данного уравнения получаем

Сложные уравнения для 11 класса с решением

откуда находим: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Итак, с учетом обозначения имеем:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.

Пример:

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).

Пример:

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример:

При каком значении а корнем уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решениемявляется число, равное 2?

Решение:

Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решив это уравнение, найдем

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Ответ: при Сложные уравнения для 11 класса с решением

Показательные уравнения и их системы

Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.

1 Приведение к одному основанию.

Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду Сложные уравнения для 11 класса с решением. Отсюда Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №1

Решите уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Заметим, что Сложные уравнения для 11 класса с решениеми перепишем наше уравнение в виде

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.

Пример №2

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Переходя к основанию степени 2, получим:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Согласно тождеству (2), имеем Сложные уравнения для 11 класса с решением

Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х. Сложные уравнения для 11 класса с решением

2 Введение новой переменной.

Пример №3

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Применив тождество 2, перепишем уравнение как Сложные уравнения для 11 класса с решением

Введем новую переменную: Сложные уравнения для 11 класса с решениемПолучим уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

которое имеет корни Сложные уравнения для 11 класса с решениемОднако кореньСложные уравнения для 11 класса с решениемне удовлетворяет условию Сложные уравнения для 11 класса с решениемЗначит, Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №4

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Разделив обе части уравнения на Сложные уравнения для 11 класса с решениемполучим:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

последнее уравнение запишется так: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решая уравнение, найдем Сложные уравнения для 11 класса с решением

Значение Сложные уравнения для 11 класса с решениемне удовлетворяет условию Сложные уравнения для 11 класса с решениемСледовательно,

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №5

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Заметим что Сложные уравнения для 11 класса с решениемЗначит Сложные уравнения для 11 класса с решением

Перепишем уравнение в виде Сложные уравнения для 11 класса с решением

Обозначим Сложные уравнения для 11 класса с решениемПолучим Сложные уравнения для 11 класса с решением

Получим Сложные уравнения для 11 класса с решением

Корнями данного уравнения будут Сложные уравнения для 11 класса с решением

Следовательно, Сложные уравнения для 11 класса с решением

III Вынесение общего множителя за скобку.

Пример №6

Решить уравнение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

После вынесения за скобку в левой части Сложные уравнения для 11 класса с решением, а в правой Сложные уравнения для 11 класса с решением, получим Сложные уравнения для 11 класса с решениемРазделим обе части уравнения на Сложные уравнения для 11 класса с решениемполучим Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Системы простейших показательных уравнений

Пример №7

Решите систему уравнений: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

По свойству степеней система уравнений равносильна следующей

системе :Сложные уравнения для 11 класса с решениемОтсюда получим систему Сложные уравнения для 11 класса с решением

Очевидно, что последняя система имеет решение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №8

Решите систему уравнений: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Сложные уравнения для 11 класса с решениемПоследняя система, в свою очередь, равносильна системе: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Сложные уравнения для 11 класса с решениемПодставив полученное значение во второе уравнение, получим Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №9

Решите систему уравнений: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Сделаем замену: Сложные уравнения для 11 класса с решениемТогда наша система примет вид: Сложные уравнения для 11 класса с решением

Очевидно, что эта система уравнений имеет решение Сложные уравнения для 11 класса с решением

Тогда получим уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Приближенное решение уравнений

Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть Сложные уравнения для 11 класса с решением. Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое Сложные уравнения для 11 класса с решением(читается как «кси»), что Сложные уравнения для 11 класса с решением

Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Рассмотрим отрезок Сложные уравнения для 11 класса с решениемсодержащий лишь один корень уравнения .

Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности Сложные уравнения для 11 класса с решением

  1. вычисляется значение f(х) выражения Сложные уравнения для 11 класса с решением
  2. отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение Сложные уравнения для 11 класса с решением
  3. вычисляется значение Сложные уравнения для 11 класса с решениемвыражения f(х) в точке Сложные уравнения для 11 класса с решением
  4. проверяется условие Сложные уравнения для 11 класса с решением
  5. если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что Сложные уравнения для 11 класса с решением(левый конец отрезка переходит в середину);
  6. если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
  7. для нового отрезка проверяется условие Сложные уравнения для 11 класса с решением
  8. если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.

Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решениемвычисляются значения Сложные уравнения для 11 класса с решением

Оказывается, что для корня Сложные уравнения для 11 класса с решениемданного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые Сложные уравнения для 11 класса с решениеми Сложные уравнения для 11 класса с решениемудовлетворяющие неравенству Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пример №10

Найдите интервал, содержащий корень уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Поделив обе части уравнения на 2 , получим, Сложные уравнения для 11 класса с решением

Так как, для нового уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решением

Значит, в интервале, Сложные уравнения для 11 класса с решениемуравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при Сложные уравнения для 11 класса с решениемне имеет ни одного корня, так как,

Сложные уравнения для 11 класса с решениемвыполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Сложные уравнения для 11 класса с решениемДля Сложные уравнения для 11 класса с решениемпроверим выполнение условия

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Сложные уравнения для 11 класса с решением

Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).

Нахождение приближенного корня с заданной точностью

Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство Сложные уравнения для 11 класса с решениемкорень уравнения принадлежит интервалу

Сложные уравнения для 11 класса с решениемПустьСложные уравнения для 11 класса с решениемЕсли Сложные уравнения для 11 класса с решениемприближенный

корень уравнения с точностью Сложные уравнения для 11 класса с решением. Если Сложные уравнения для 11 класса с решениемто корень лежит в интервале Сложные уравнения для 11 класса с решениемесли Сложные уравнения для 11 класса с решениемто корень лежит в интервале Сложные уравнения для 11 класса с решением. Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.

Пример №11

Найдите приближенное значение корня уравнения Сложные уравнения для 11 класса с решениемс заданной точностьюСложные уравнения для 11 класса с решением

Решение:

Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале

(-1; 0). Из того, что Сложные уравнения для 11 класса с решениемзаключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).

Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если Сложные уравнения для 11 класса с решением

Пусть Сложные уравнения для 11 класса с решением

Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать

Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | Математика

Показательные уравнения

Сложные уравнения для 11 класса с решением

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Видео:Повторяем решение уравнений. Полезно всем! Вебинар | МатематикаСкачать

Повторяем решение уравнений. Полезно всем! Вебинар | Математика

Определение показательного уравнения

Показательными называются уравнения с показательной функцией f(x) = a х . Другими словами, неизвестная переменная в них может содержаться как в основании степени, так и в ее показателе. Простейшее уравнение такого вида: a х = b, где a > 0, a ≠ 1.

Конечно, далеко не все задачи выглядят так просто, некоторые из них включают тригонометрические, логарифмические и другие конструкции. Но для решения даже простых показательных уравнений нужно вспомнить из курса алгебры за 6–7 класс следующие темы:

Если что-то успело забыться, советуем повторить эти темы перед тем, как читать дальнейший материал.

С точки зрения геометрии показательной функцией называют такую: y = a x , где a > 0 и a ≠ 1. У нее есть одно важное для решения показательных уравнений свойство — это монотонность. При a > 1 такая функция непрерывно возрастает, а при a

Иногда в результате решения будет получаться несколько вариантов ответа, и в таком случае мы должны выбрать тот корень, при котором показательная функция больше нуля.

Свойства степеней

Мы недаром просили повторить свойства степенной функции — на них будет основано решение большей части примеров. Держите небольшую шпаргалку по формулам, которые помогут упрощать сложные показательные уравнения.

📸 Видео

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Сложные показательные уравнения: примеры и способы решенияСкачать

Сложные показательные уравнения: примеры и способы решения

Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. 11 класс.

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать

Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnline

Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать

11 класс, 12 урок, Показательные уравнения

Супер жесть! Уравнение с олимпиадыСкачать

Супер жесть! Уравнение с олимпиады

Супер нестандартное уравнение. Олимпиада 11 классСкачать

Супер нестандартное уравнение. Олимпиада 11 класс
Поделиться или сохранить к себе: