Сложные иррациональные уравнения с корнем

Алгебра

План урока:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Более сложные иррациональные уравнения. Иррациональные уравнения Часть 2 из 2Скачать

Более сложные иррациональные уравнения. Иррациональные уравнения Часть 2 из 2

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

Как решать иррациональные уравнения. Примеры.

Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называт иррациональными.

Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо эквивалентно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (опредедение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Пример 1. Решить уравнениеСложные иррациональные уравнения с корнем

Возведем обе части уравнения в квадрат.
x 2 — 3 = 1;
Перенесем -3 из левой части уравнения в правую и выполним приведение подобных слагаемых.
x 2 = 4;
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Произведем проверку полученных корней, для этого произведем подстановку значений переменной x в исходное уравнение.
Проверка.
При x1 = -2 Сложные иррациональные уравнения с корнем— истинно:
При x2 = -2Сложные иррациональные уравнения с корнем— истинно.
Отсюда следует, что исходное иррациональное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Пример 2. Решить уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнем.

Это уравнение можно решить по такой же методике как и в первом примере, но мы поступим иначе.

Найдем ОДЗ данного уравнения. Из определения квадратного корня следует, что в данном уравнении одновременно должны выполнятся два условия:

а) x — 9Сложные иррациональные уравнения с корнем0;

xСложные иррациональные уравнения с корнем9;

б) 1 — xСложные иррациональные уравнения с корнем0;

-xСложные иррациональные уравнения с корнем-1 ;

xСложные иррациональные уравнения с корнем1.

ОДЗ данного уранения: xСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем.

Ответ: корней нет.

Пример 3. Решить уравнениеСложные иррациональные уравнения с корнем=Сложные иррациональные уравнения с корнем+ 2Сложные иррациональные уравнения с корнем.

Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу. Возведем обе части уравнения в квадрат:
x 3 + 4x — 1 — 8Сложные иррациональные уравнения с корнем= x 3 — 1 + 4Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем+ 4x;
Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем=0;
x1=1; x2=0.
Произведя проверку устанавливаем, что x2=0 лишний корень.
Ответ: x1=1.

Пример 4. Решить уравнение x =Сложные иррациональные уравнения с корнем.

В этом примере ОДЗ найти легко. ОДЗ этого уравнения: xСложные иррациональные уравнения с корнем[-1;Сложные иррациональные уравнения с корнем).

Возведем обе части этого уравнения в квадрат, в результате получим уравнение x 2 = x + 1. Корни этого уравнения:

x1 =Сложные иррациональные уравнения с корнем

x2 =Сложные иррациональные уравнения с корнем

Произвести проверку найденных корней трудно. Но, несмотря на то, что оба корня принадлежат ОДЗ утверждать, что оба корня являются корнями исходного уравнения нельзя. Это приведет к ошибке. В данном случае иррациональное уравнение равносильно совокупности двух неравенств и одного уравнения:

x + 1Сложные иррациональные уравнения с корнем0 и xСложные иррациональные уравнения с корнем0 и x 2 = x + 1, из которой следует, что отрицательный корень для иррационального уравнения является посторонним и его нужно отбросить.

Ответ:Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример 5 . Решить уравнениеСложные иррациональные уравнения с корнем+Сложные иррациональные уравнения с корнем= 7.

Возведем обе части уравнения в квадрат и выполним приведение подобных членов, перенес слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на 0,5. В результате мы получим уравнение
Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем= 12, (*) являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение (х + 5)(20 — х) = 144, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение приводится к виду x 2 — 15x + 44 =0.

Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни x1 = 4, х2 = 11. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.

Замечание. При возведении уравнений в квадрат учащиеся нередко в уравнениях типа (*) производят перемножение подкоренных выражений, т. е. вместо уравненияСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем= 12, пишут уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнем= 12. Это не приводит к ошибкам, поскольку уравнения являются следствиями уравнений. Следует, однако, иметь в виду, что в общем случае такое перемножение подкоренных выражений дает неравносильные уравнения.

В рассмотренных выше примерах можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения. Тогда в левой части уравнения останется один радикал и после возведения обеих частей уравнения в квадрат в левой части уравнения получится рациональная функция. Такой прием (уединение радикала) довольно часто применяется при решении иррациональных уравнений.

Пример 6. Решить уравнениеСложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем= 3.

Уединив первый радикал, получаем уравнение
Сложные иррациональные уравнения с корнем=Сложные иррациональные уравнения с корнем+ 3, равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, получаем уравнение

x 2 + 5x + 2 = x 2 — 3x + 3 + 6Сложные иррациональные уравнения с корнем, равносильное уравнению

4x — 5 = 3Сложные иррациональные уравнения с корнем(*). Это уравнение является следствием исходного уравнения. Возводя обе части уравнения в квадрат, приходим к уравнению
16x 2 — 40x + 25 = 9(x 2 — Зх + 3), или

7x 2 — 13x — 2 = 0.

Это уравнение является следствием уравнения (*) (а значит, и исходного уравнения) и имеет корни. Первый корень x1 = 2 удовлетворяет исходному уравнению, а второй x2 =Сложные иррациональные уравнения с корнем— не удовлетворяет.

Заметим, что если бы мы сразу, не уединив один из радикалов, возводили обе части исходного уравнения в квадрат нам бы пришлось выполнить довольно громозкие преобразования.

При решении иррациональных уравнений, кроме уединения радикалов используют и другие методы. Рассмотрим пример использования метода замены неизвестного (метод введения вспомогательной переменной).

Пример 7. Решить уравнение 2x 2 — 6x +Сложные иррациональные уравнения с корнем+ 2 = 0.

Введем вспомогательную переменную. Пусть y =Сложные иррациональные уравнения с корнем, где yСложные иррациональные уравнения с корнем0, тогда получим уравнение 2y 2 + y — 10 = 0;
y1 = 2; y2 = —Сложные иррациональные уравнения с корнем. Второй корень не удовлетворяет условию yСложные иррациональные уравнения с корнем0.
Возвращаемся к x:
Сложные иррациональные уравнения с корнем= 2;
x 2 — 3x + 6 = 4;
x 2 -3x + 2 = 0;
x1 = 1; x2 = 2. Проверкой устанавливаем, что оба корня являются корнями иисходного уравнения.
Ответ: x1 = 1; x2 = 2.

Пример 8. Решить уравнениеСложные иррациональные уравнения с корнем+Сложные иррациональные уравнения с корнем=Сложные иррациональные уравнения с корнем

ПоложимСложные иррациональные уравнения с корнем= t, Тогда уравнение примет вид t +Сложные иррациональные уравнения с корнем=Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда получаем следствие: 2t 2 — 5t + 2 = 0 Решая это квадратное уравнение, находим два корня: t1 = 2 t2 =Сложные иррациональные уравнения с корнем. Задача сводится теперь к решению следующих двух уравнений:
Сложные иррациональные уравнения с корнем= 2,(*)Сложные иррациональные уравнения с корнем=Сложные иррациональные уравнения с корнем(**)

Возводя обе части уравнения (*) в куб, получаем 12 — 2x = 8x — 8; x1 = 2.

Аналогично, решив (**), находим x2 =Сложные иррациональные уравнения с корнем.

Оба найденных корня удовлетворяют исходному уравнению, так как в процессе решения мы использовали (кроме замены неизвестного) только преобразование вида [f(x) = g(x)]Сложные иррациональные уравнения с корнем[f n (x) = g n (x)], а при таком преобразовании, как было отмечено выше, получается равносильное уравнение.

Ответ: х1 = 2, x2 =Сложные иррациональные уравнения с корнем.

Видео:✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит Сложные иррациональные уравнения с корнем, то всегда будем считать, что

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

не имеет корней. Действительно,

при Сложные иррациональные уравнения с корнем
при Сложные иррациональные уравнения с корнем
при Сложные иррациональные уравнения с корнем— мнимое число.

Таким образом, Сложные иррациональные уравнения с корнемникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения Сложные иррациональные уравнения с корнем, так как Сложные иррациональные уравнения с корнем. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнемтакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнембудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что Сложные иррациональные уравнения с корнем

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнемравносильно уравнению Сложные иррациональные уравнения с корнем, или уравнению Сложные иррациональные уравнения с корнем. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению Сложные иррациональные уравнения с корнемпотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Видео:10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.Скачать

10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Уединив корень, получим:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Решив последнее уравнение, получим, что

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения Сложные иррациональные уравнения с корнем, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения Сложные иррациональные уравнения с корнем. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Итак, иррациональное уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнем, корней не имеет.

Примеры:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

корней не имеет.

Видео:Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Уединим один из корней:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Уединим один оставшийся корень:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнемимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Легко убедиться, что оба числа Сложные иррациональные уравнения с корнемявляются корнями уравнения Сложные иррациональные уравнения с корнем. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень Сложные иррациональные уравнения с корнем. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна Сложные иррациональные уравнения с корнемсм.

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Уединим один из корней: Сложные иррациональные уравнения с корнем

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.Скачать

10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Примем Сложные иррациональные уравнения с корнемновое неизвестное и положим, что Сложные иррациональные уравнения с корнемТогда Сложные иррациональные уравнения с корнеми данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Отсюда Сложные иррациональные уравнения с корнем

Приняв Сложные иррациональные уравнения с корнем, получим, что Сложные иррациональные уравнения с корнем

Приняв затем Сложные иррациональные уравнения с корнем. получим, что Сложные иррациональные уравнения с корнем. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Положим, что Сложные иррациональные уравнения с корнемТогда Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнемОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Освободившись от корня, получим:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Отсюда Сложные иррациональные уравнения с корнем

Значение Сложные иррациональные уравнения с корнемследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили Сложные иррациональные уравнения с корнемкоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение Сложные иррациональные уравнения с корнемполучим Сложные иррациональные уравнения с корнемили Сложные иррациональные уравнения с корнемОткуда Сложные иррациональные уравнения с корнем

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на Сложные иррациональные уравнения с корнемполучим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Обозначив Сложные иррациональные уравнения с корнемчерез у, получим:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Видео:Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематикаСкачать

Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематика

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пользуясь тем, что

Сложные иррациональные уравнения с корнем

и тем, что Сложные иррациональные уравнения с корнемполучим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением Сложные иррациональные уравнения с корнеми полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

2. Решить уравнение:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

или равносильную ей систему:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Отсюда а = 6.

Из уравнения Сложные иррациональные уравнения с корнемнаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Из последних двух равенств будем иметь:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

илн равносильную ей систему:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пользуясь уравнением Сложные иррациональные уравнения с корнеми найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Видео:Иррациональные уравнения. 10 классСкачать

Иррациональные уравнения. 10 класс

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Если Сложные иррациональные уравнения с корнемто уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях Сложные иррациональные уравнения с корнем.

Если же Сложные иррациональные уравнения с корнемто при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство Сложные иррациональные уравнения с корнемкоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)Сложные иррациональные уравнения с корнем

2) Сложные иррациональные уравнения с корнем

3) если Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнем— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений Сложные иррациональные уравнения с корнемимеет корни Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнемиз которых лишь корень Сложные иррациональные уравнения с корнемудовлетворяет условию (6).

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

которое имеет корни Сложные иррациональные уравнения с корнем

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как Сложные иррациональные уравнения с корнемЧисло Сложные иррациональные уравнения с корнем— корень уравнения (7), а число Сложные иррациональные уравнения с корнем— посторонний корень для уравнения (7): при Сложные иррациональные уравнения с корнемлевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая Сложные иррациональные уравнения с корнем, то уравнение (13) примет вид

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

При Сложные иррациональные уравнения с корнем(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Корни Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнемуравнения (15) удовлетворяют условию Сложные иррациональные уравнения с корнеми поэтому являются корнями уравнения (14).

Если Сложные иррациональные уравнения с корнемто Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнемЕсли Сложные иррациональные уравнения с корнемто Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнем

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Положим Сложные иррациональные уравнения с корнемтогда Сложные иррациональные уравнения с корнеми уравнение (16) примет вид

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Используя тождество Сложные иррациональные уравнения с корнемзапишем уравнение (18) в виде

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Так как Сложные иррациональные уравнения с корнемто уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнемт. е.Сложные иррациональные уравнения с корнем

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Полагая Сложные иррациональные уравнения с корнемпреобразуем уравнение к виду

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Уравнение (20) имеет корни Сложные иррациональные уравнения с корнемЕсли Сложные иррациональные уравнения с корнемто Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнемЕсли Сложные иррациональные уравнения с корнемто Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнем

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида Сложные иррациональные уравнения с корнемпри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Так как Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнем— это расстояния от искомой точки Сложные иррациональные уравнения с корнемдо точек Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнемсоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка Сложные иррациональные уравнения с корнемнаходится на одинаковом расстоянии от точек Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнем. Таким образом, точка Сложные иррациональные уравнения с корнем— середина отрезка Сложные иррациональные уравнения с корнеми поэтому Сложные иррациональные уравнения с корнем

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Полагая Сложные иррациональные уравнения с корнемполучаем уравнение

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Если Сложные иррациональные уравнения с корнемто (23) имеет вид Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда находим Сложные иррациональные уравнения с корнем

Поскольку при замене Сложные иррациональные уравнения с корнемна Сложные иррациональные уравнения с корнемуравнение (23) не меняется, число Сложные иррациональные уравнения с корнемтакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнем

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Положим Сложные иррациональные уравнения с корнемтогда уравнение (24) примет вид

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси Сложные иррациональные уравнения с корнем(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пусть Сложные иррациональные уравнения с корнем— искомая точка, лежащая правее точки 3; Сложные иррациональные уравнения с корнем-расстоя-ние от точки Сложные иррациональные уравнения с корнемдо точки 3, Сложные иррациональные уравнения с корнем— сумма расстояний от точки Сложные иррациональные уравнения с корнемдо точек 3 и 1. Тогда Сложные иррациональные уравнения с корнемоткуда Сложные иррациональные уравнения с корнема точке Сложные иррациональные уравнения с корнемсоответствует число Сложные иррациональные уравнения с корнемАналогично, корнем уравнения (25) является точка Сложные иррациональные уравнения с корнемнаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений Сложные иррациональные уравнения с корнемПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Пример:

Сложные иррациональные уравнения с корнемСложные иррациональные уравнения с корнем

Решение:

Функция Сложные иррациональные уравнения с корнемменяет знак при Сложные иррациональные уравнения с корнема функция Сложные иррациональные уравнения с корнем— при Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнемпричем Сложные иррациональные уравнения с корнемпри Сложные иррациональные уравнения с корнеми Сложные иррациональные уравнения с корнемПоэтому

Сложные иррациональные уравнения с корнем

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках Сложные иррациональные уравнения с корнемравносильно совокупности следующих систем:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Первой из этих систем удовлетворяют все значения Сложные иррациональные уравнения с корнемиз промежутка Сложные иррациональные уравнения с корнемвторой системе — значение Сложные иррациональные уравнения с корнемостальные две системы не имеют решений.

Ответ. Сложные иррациональные уравнения с корнем

Решение иррациональных уравнений

Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Сложные иррациональные уравнения с корнем

Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем Сложные иррациональные уравнения с корнем

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

🎥 Видео

Сложные иррациональные уравнения | МатематикаСкачать

Сложные иррациональные уравнения | Математика

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Иррациональные уравнения / 2 часть ЕГЭ профильСкачать

Иррациональные уравнения / 2 часть ЕГЭ профиль

Иррациональное уравнениеСкачать

Иррациональное уравнение

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул
Поделиться или сохранить к себе: