Разделы: Математика
Класс: 11
Данная тема – “Показательные уравнения” – изучается в 11-м классе по учебнику автора А.Н. Колмогорова или в 10-м классе по учебнику автора С.М. Никольского. После уроков, где решались простейшие показательные уравнения, этот первый, где рассматриваются более сложные уравнения. Чтобы успеть рассмотреть наибольшее количество различных способов решения показательных уравнений, подходит метод коллективного обучения. По исследованиям психологов установлено, что учащиеся лучше, на 40%, усваивают новый материал, если его объясняют одноклассники или сверстники. В математике мало тем, которые можно изучить при использовании метода “коллективного способа обучения”. Темы “Показательные уравнения” и “Логарифмические уравнения” дают возможность применять данный метод и получать хорошие результаты по итогам изучения темы.
Цель дидактическая: сформировать у учащихся общеучебные умения, навыки; навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Цель воспитательная: обеспечить гуманистический характер обучения; обучение учащихся коллективной работе и взаимопомощи.
Цель учебная: научить учащихся решать показательные уравнения различными способами (на данном уроке тремя способами):
а) приведение к линейному виду;
б) приведение к квадратному виду;
в) введение новой переменной.
- Класс разбит на 6 групп (по 3–4 человека);
- В каждой группе находится консультант, с которым проведена консультация по решению одного из видов уравнений за день-два до урока;
- У каждого учащегося в группе есть консультационная карта с образцом решения показательного уравнения одним из способов, задания для самостоятельной работы под руководством консультанта и для самостоятельной работы с целью проверки усвоения нового материала.
- Постановка цели урока и его план.
- Работа по группам (10 мин.):
а) консультант объясняет своей группе, с помощью консультационных карт (задание № 1 – пример), один из способов решения показательного уравнения;
б) каждому учащемуся для самопроверки дается 4 уравнения на 4–5 мин. (задание № 2, учащийся может обращаться к консультанту за помощью или работать по образцу);
в) по окончанию времени консультант оценивает каждого члена группы. - От каждой группы к доске выходит один учащийся (предпочтительно не консультант) и объясняет свой способ решения показательного уравнения, оставшиеся на карточке уравнения выписываются на доску (эти уравнения для домашнего задания).
- Обобщение изученного материала под руководством учителя.
- Самостоятельная работа учащихся (задание № 3 на консультационной карте), где даны три уравнения, которые решаются тремя различными способами.
- Домашнее задание: от 8 до 12 уравнений, записанных на доске.
1-й способ: показательные уравнения, приводимые к линейному виду.
Уравнение вида: п * а х+в + к * а х+с + р * а х+б = В
I. Пример: 2 * 3 х+1 – 6 * 3 х–1 – 3 х = 9
1) вынесем общий множитель: 2) выполним действия в скобке: 3) найдем: 4) 5) 6) | 3 х–1 (2 * 3 2 – 6 – 3 1 ) = 9 3 х–1 * 9 = 9 3 х–1 = 9 : 9 3 х–1 = 1, так как 3 0 = 1, то Х – 1 = 0 X = 1 Ответ: 1 |
II. Задания для самопроверки
- 3 х+2 – 3 х+1 + 3 х = 21
- 2 х+1 + 3 * 2 х–3 = 76
- 33 * 2 х–1 – 2 х+1 = 29
- 2 * З х+1 – 6 * 3 х–1 = 12
III. Показательные уравнения для самостоятельной работы:
- 3 х + 3 3-х – 12 = 0
- 4 + 2 х = 2 2х–1
- 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315
Консультационная карта № 2
2-й способ: показательные уравнения, сводящиеся к виду квадратного уравнения.
Уравнения вида: п * а 2х + к * а х + р = 0
I. Пример: 2 2х+1 + 2 х+2 – 16 = О
- Применим свойство умножения степеней с одинаковым основанием: 2 2х * 2 1 + 2 х * 2 2 –16 = 0
- Пусть 2 х = а, где а > 0
- 2а 2 + 4а – 16 = 0
- Решаем квадратное уравнение и находим корни: а1 = – 4, а2 = 2
- – 4 х = 2
- х = 1
- Ответ: 1
II. Задания для самопроверки
- 2 х+1 + 4 х = 80
- 4 х –10 * 2 х–1 – 24 = 0
- 9 х – 8 * 3 х+1 – 81 = 0
- 2 * 9 х –17 * 3 х = 9
III. Показательные уравнения для самостоятельной работы
- 3 х + 3 3–х – 12 = 0
- 4 + 2 х = 2 2х–1
- 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315
3-й способ: показательные уравнения вида: п * а х+в + к * а –х+с = В
I. Пример: 3 х + 3 3–х – 12 = 0
- Применим свойство степени: а –в = 1/а в
- 3 х + 3 3 * 3 –х – 12 = 0
- 3 х + 27/3 х – 12 = 0
- Пусть 3 х = а, где а > 0
- а + 27/а –12 = 0
- а 2 – 12 а + 27 = 0
- Решаем квадратное уравнение, находим корни уравнения: а = 9, а = 3
- Возвращаемся к первоначальной переменной:
3 х = 9 3 х = 3
3 х = 3 2 3 х = 3 1
х = 2 х = 1 - Ответ: 2; 1.
II. Задания для самопроверки
- 5 х + 5 2–х = 26
- 2 х+2 – 2 2–х =15
- 7 х –14 * 7 –х = 5
- 6 х – 35 = 36/6 х
III. Показательные уравнения для самостоятельной работы
- 3 х + 3 3–х – 12 = 0
- 4 + 2 х = 2 2х –1
- 3 2х–1 + 3 2х–2 – 3 2х–4 = 315
Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать
Математика
52. Более сложные примеры уравнений.
Пример 1 .
5/(x – 1) – 3/(x + 1) = 15/(x 2 – 1)
Общий знаменатель есть x 2 – 1, так как x 2 – 1 = (x + 1)(x – 1). Умножим обе части этого уравнения на x 2 – 1. Получим:
или, после сокращения,
5(x + 1) – 3(x – 1) = 15
5x + 5 – 3x + 3 = 15
Рассмотрим еще уравнение:
5/(x-1) – 3/(x+1) = 4(x 2 – 1)
Решая, как выше, получим:
5(x + 1) – 3(x – 1) = 4
5x + 5 – 3x – 3 = 4 или 2x = 2 и x = 1.
Посмотрим, оправдываются ли наши равенства, если заменить в каждом из рассмотренных уравнений x найденным числом.
Для первого примера получим:
Видим, что здесь нет места никаким сомнениям: мы нашли такое число для x, что требуемое равенство оправдалось.
Для второго примера получим:
5/(1-1) – 3/2 = 15/(1-1) или 5/0 – 3/2 = 15/0
Здесь возникают сомнения: мы встречаемся здесь с делением на нуль, которое невозможно. Если в будущем нам удастся придать определенный, хотя бы и косвенный, смысл этому делению, то тогда мы можем согласиться с тем, что найденное решение x – 1 удовлетворяет нашему уравнению. До этой же поры мы должны признать, что наше уравнение вовсе не имеет решения, имеющего прямой смысл.
Подобные случаи могут иметь место тогда, когда неизвестное входит как-либо в знаменатели дробей, имеющихся в уравнении, причем некоторые из этих знаменателей, при найденном решении, обращаются в нуль.
(x + 3)/(x – 1) = (2x + 3)/(2x – 2)
Можно сразу видеть, что данное уравнение имеет форму пропорции: отношение числа x + 3 к числу x – 1 равно отношению числа 2x + 3 к числу 2x – 2. Пусть кто-либо, в виду такого обстоятельства, решит применить сюда для освобождения уравнения от дробей основное свойство пропорции (произведение крайних членов равно произведению средних). Тогда он получит:
(x + 3) (2x – 2) = (2x + 3) (x – 1)
2x 2 + 6x – 2x – 6 = 2x 2 + 3x – 2x – 3.
Здесь может возбудить опасения, что мы не справимся с этим уравнением, то обстоятельство, что в уравнение входят члены с x 2 . Однако, мы можем от обеих частей уравнения вычесть по 2x 2 — от этого уравнение не нарушится; тогда члены с x 2 уничтожатся, и мы получим:
6x – 2x – 6 = 3x – 2x – 3
Перенесем неизвестные члены влево, известные вправо — получим:
Вспоминая данное уравнение
(x + 3)/(x – 1) = (2x + 3)/(2x – 2)
мы сейчас же подметим, что найденное значение для x (x = 1) обращает в нуль знаменателей каждой дроби; от такого решения мы, пока не рассмотрели вопроса о делении на нуль, должны отказаться.
Если мы подметим еще, что применение свойства пропорции усложнило дело и что можно было бы получить более простое уравнение, умножая обе части данного на общий знаменатель, а именно на 2(x – 1) — ведь 2x – 2 = 2 (x – 1), то получим:
2(x + 3) = 2x – 3 или 2x + 6 = 2x – 3 или 6 = –3,
Это обстоятельство указывает, что данное уравнение не имеет таких, имеющих прямой смысл решений, которые не обращали бы знаменателей данного уравнения в нуль.
Решим теперь уравнение:
(3x + 5)/(x – 1) = (2x + 18)/(2x – 2)
Умножим обе части уравнения 2(x – 1), т. е. на общий знаменатель, получим:
Найденное решение не обращает в нуль знаменатель и имеет прямой смысл:
или 11 = 11
Если бы кто-либо, вместо умножения обеих частей на 2(x – 1), воспользовался бы свойством пропорции, то получил бы:
(3x + 5)(2x – 2) = (2x + 18)(x – 1) или
6x 2 + 4x – 10 = 2x 2 + 16x – 18.
Здесь уже члены с x 2 не уничтожались бы. Перенеся все неизвестные члены в левую часть, а известные в правую, получили бы
Это уравнение мы теперь решить не сумеем. В дальнейшем мы научимся решать такие уравнения и найдем для него два решения: 1) можно взять x = 2 и 2) можно взять x = 1. Легко проверить оба решения:
1) 2 2 – 3 · 2 = –2 и 2) 1 2 – 3 · 1 = –2
Если мы вспомним начальное уравнение
(3x + 5) / (x – 1) = (2x + 18) / (2x – 2),
то увидим, что теперь мы получим оба его решения: 1) x = 2 есть то решение, которое имеет прямой смысл и не обращает знаменателя в нуль, 2) x = 1 есть то решение, которое обращает знаменателя в нуль и не имеет прямого смысла.
Найдем общего знаменателя дробей, входящих в это уравнение, для чего разложим на множители каждого из знаменателей:
1) x 2 – 5x + 6 = x 2 – 3x – 2x + 6 = x(x – 3) – 2(x – 3) = (x – 3)(x – 2),
2) x 2 – x – 2 = x 2 – 2x + x – 2 = x (x – 2) + (x – 2) = (x – 2)(x + 1),
3) x 2 – 2x – 3 = x 2 – 3x + x – 3 = x (x – 3) + (x – 3) = (x – 3) (x + 1).
Общий знаменатель равен (x – 3)(x – 2)(x + 1).
Умножим обе части данного уравнения (а его мы теперь можем переписать в виде:
на общего знаменателя (x – 3) (x – 2) (x + 1). Тогда, после сокращения каждой дроби получим:
3(x + 1) – 2(x – 3) = 2(x – 2) или
3x + 3 – 2x + 6 = 2x – 4.
Это решение имеет прямой смысл: оно не обращает в нуль ни одного из знаменателей.
Если бы мы взяли уравнение:
то, поступая совершенно так же, как выше, получили бы
3(x + 1) – 2(x – 3) = x – 2
3x + 3 – 2x + 6 = x – 2
3x – 2x – x = –3 – 6 – 2,
откуда получили бы
что невозможно. Это обстоятельство показывает, что нельзя найти для последнего уравнения решения, имеющего прямой смысл.
Видео:11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать
Олимпиадные задания по математике для 11, 10 , 9 классов
олимпиадные задания по математике (9, 10, 11 класс)
Олимпиадные задания по математике для 11, 10, 9 классов (с решением заданий )
Видео:Супер нестандартное уравнение. Олимпиада 11 классСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по математике 11 класс | 36 КБ |
олимпиадные задания по математике 10 класс | 58 КБ |
olimpiadnye_zadaniya_po_matematike_9_klass.doc | 36 КБ |
Видео:Сложные показательные уравнения: примеры и способы решенияСкачать
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по математике 11 класс (с решением)
Докажите, что произведение четырех последовательных целых чисел, сложенное с единицей, есть точный квадрат.
Решите уравнение sin 4 4x + cos 2 x = 2sin4x х cos 4 x.
Существует ли многогранник с нечетным числом граней,
каждая из которых есть многоугольник с нечетным числом сторон?
Докажите, что касательные к гиперболе y = 1/x образуют с осями координат треугольники одной и той же площади.
В каждую клетку квадратной таблицы 25 x 25 вписано произвольным образом одно из чисел 1 или -1.
Под каждым столбцом пишется произведение всех чисел, стоящих в этом столбце.
Справа от каждой строки пишется произведение всех чисел, стоящих в этой строке.
Докажите, что сумма 50 написанных произведений не может оказаться равной нулю.
Пусть это 4 последовательных числа: n, n + 1, n + 2, n + 3.
Тогда n (n + 1)(n + 2)(n + 3) + 1 = ( 2 + 3n)(n 2 + 3n + 2) + 1 = (n 2 + 3n) 2 + 2(n 2 + 3n) + 1 = (n 2 + 3n + 1) 2 .
Перенесем в левую часть 2sin4x · cos 4 x и прибавим и вычтем по cos 8 x.
В результате полученное уравнение можно преобразовать к виду (sin4x – cos 4 x) 2 + cos 2 x(1 – cos 6 x) = 0,
которое равносильно следующей системе:
Решая второе уравнение и подставляя его решения в первое уравнение,
в результате получим решение исходного уравнения x = π /2 + π k .
Пусть такой многогранник существует. Обозначим за 1, 2, …, число ребер на гранях,
тогда 1 + 2 + … – удвоенная сумма всех ребер многогранника, она – четная.
А в левой части стоит нечетная сумма слагаемых, каждое из которых – нечетно.
Получили противоречие. Значит, такого многогранника не существует.
Составим уравнение касательных к гиперболе в точке
Т. к.(1/x)’ = -1/(x 2 ), то эти уравнения будут иметь вид y = -1/(х 0 2 )(x — х 0 ) + 1/х 0 . (*)
Касательная с уравнением (*) пересекает ось абсцисс в точке (х 1 ;0);
х 1 можно определить из уравнения -1/(х 0 2 )(x — х 0 ) + 1/х 0 = 0.
Решая данное уравнение, получим х 1 = 2х 0 .
Точка (0; y 1 ) пересечения с осью ординат определяется подстановкой в уравнение (*) значения х = 0.
В итоге получим y 2 = 2/х 0 .
Отрезки осей координат и касательной составляют прямоугольный треугольник,
катеты которого имеют длины а = 2|х 0 | и b = 2 / |х 0 |.
Площадь данного треугольника равна 2.
Найдем произведение всех 25 чисел,
записанных под каждым столбцом и всех 25 чисел, записанных справа от строчек.
Так как в этом произведении каждое из чисел квадратной таблицы входит по два раза, то произведение этих 50 произведений, в каждом из которых стоит по 25 множителей, будет положительным, т. е. равно 1.
А так как произведение 50 чисел положительно, то отрицательных сомножителей будет четное число (2, 4, …, 50).
Сумма же 50 произведений может быть нулем лишь в случае, когда 25 слагаемых равно 1, а 25 слагаемых равно — 1, т. е. слагаемых с — 1 должно быть нечетное число.
А это значит, что сумма 50 написанных произведений не может равняться нулю.
💡 Видео
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Показательные уравнения. 11 класс.Скачать
Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать
Как решить квадратное уравнение (Положительный дискриминант)Скачать
Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать
Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать
Проверь свои знания по математике за 11 классСкачать
Супер жесть! Уравнение с олимпиадыСкачать
СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать
Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать
11 класс, 3 урок, Уравнения высших степенейСкачать
ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
Уравнение четвертой степениСкачать
Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать
Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать