Что является обязательным при решении системы показательных уравнений? Конечно, преобразование данной системы в систему простейших уравнений.
Решить системы уравнений:
Выразим у через х из (2) -го уравнения системы и подставим это значение в (1) -ое уравнение системы.
Решаем (2) -ое уравнение полученной системы:
2 х +2 x +2 =10, применяем формулу: a x + y =a x ∙a y .
2 x +2 x ∙2 2 =10, вынесем общий множитель 2 х за скобки:
2 х (1+2 2 )=10 или 2 х ∙5=10, отсюда 2 х =2.
2 х =2 1 , отсюда х=1. Возвращаемся к системе уравнений.
Ответ: (1; 2).
Представляем левую и правую части (1) -го уравнения в виде степеней с основанием 2, а правую часть (2) -го уравнения как нулевую степень числа 5.
Если равны две степени с одинаковыми основаниями, то равны и показатели этих степеней — приравниваем показатели степеней с основаниями 2 и показатели степеней с основаниями 5.
Получившуюся систему линейных уравнений с двумя переменными решаем методом сложения.
Находим х=2 и это значение подставляем вместо х во второе уравнение системы.
Находим у.
Ответ: (2; 1,5).
Если в предыдущих двух примерах мы переходили к более простой системе приравнивая показатели двух степеней с одинаковыми основаниями, то в 3-ем примере эта операция невыполнима. Такие системы удобно решать вводом новых переменных. Мы введем переменные u и v, а затем выразим переменную u через v и получим уравнение относительно переменной v.
Решаем (2) -ое уравнение системы.
v 2 +63v-64=0. Подберем корни по теореме Виета, зная, что: v1+v2=-63; v1∙v2=-64.
Получаем: v1=-64, v2=1. Возвращаемся к системе, находим u.
Так как значения показательной функции всегда положительны, то уравнения 4 x = -1 и 4 y = -64 решений не имеют.
Представляем 64 и 1 в виде степеней с основанием 4.
Приравниваем показатели степеней и находим х и у.
Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать
Конспект урока 11 класс «Решение показательных уравнений и систем уравнений».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: «Решение показательных уравнений и систем уравнений».
Цель: 1. Систематизировать виды показательных выражений,
рассмотреть способы решений уравнений и систем уравнений.
Научить систематизировать показательные уравнения и их системы.
Развить умение применять алгоритмы решений показательных уравнений к различным видам уравнений и их систем.
Воспитывать ответственное отношение к изучаемой теме.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Повторение и закрепление пройденного материала.
ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешённых заданий).
Устный фронтальный опрос по теме «Показательная функция».
В.1. Какая функция называется показательной?
(ответ: Функция вида у = а х , где а о, а ≠ 1, х — переменная, называется показательной функцией).
В.2. Почему основание а не должно быть равным 1 (а ≠ 1)?
(ответ: т.к при а=1 степень а х при любом значении х равнялась бы 1 и тогда она не зависела бы от х).
В.3. Почему основание а должно быть обязательно положительным (а о)? (ответ: т.к. при а о степень а х для многих значений х не была бы действительным числом. Например а = — 5, , то а х будет , что не является действительным числом).
В.4. Какое число берётся из всех значений, если х равен дроби, а х означает корень некоторой степени?
(ответ: берётся только одно арифметическое значение, т.е. неотрицательное число).
В.5. Повторить свойства:
m =
Изучение нового материала
Определение: Показательным уравнением называется уравнение котором неизвестное Х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.
а) 2 х = ; б) х = ; в) 3 х+1 + 3 х = 108
Способы решения показательных уравнений
Способ приведения к общему основанию
1) обе части уравнения приводим к одинаковому основанию;
2) приравниваем показатели степеней левой и правой частей уравнения, в результате чего получаем уравнение, способ решения которого известен;
3) Решаем полученное уравнение;
4) с помощью проверки определяем, какие из полученных значений переменной являются корнями данного показательного уравнения.
ПРИМЕР: 27 х = ;
1. Обе части уравнения приводим к основанию 3 (3 3 ) х =3 — 4
2. Приравниваем показатели 3х = — 4
3. Решив полученное уравнение имеем Х= —
4. Проверим:
=
=
Ответ: —
Способ введения новой переменной
Делаем замену переменной, приводящую к алгебраическому уравнению;
Решаем полученное алгебраическое уравнение;
Найденные значения корней алгебраического уравнения подставив в равенство, определяющее замену;
Найдём корни полученного уравнения;
С помощью проверки определяем, какие из этих корней являются корнями данного показательного уравнения.
ПРИМЕР: 3 2х+5 = 3 х+2 + 2
3 2х * 3 5 = 3 х * 3 2 +2
(3 х ) 2 * 243 = 3 х *9+2
243у 2 – 9*у-2 = 0 решив это уравнение, имеем
у 1 = ; у 2 = —
не может быть 3 х 0.
берём только у = 3 х = 3 х = 3 -2 х = -2
Используется в тех случаях, когда в показательном уравнении а х = в, число В нельзя представить в виде степени числа а. Для решения уравнения на одной координатной плоскости строят графики функций у=а х и у=в. Абсциссы точек пересечения графиков указанных функций будут решениями данного показательного уравнения.
Решение системы показательных уравнений.
умножим обе части второго уравнения на 2
+ почленно сложим уравнения
5 * =
2 х =
2 х = х=2 –подставим во второе уравнение системы
;
— ;
— ;
;
Первое уравнение почленно умножим на второе
(2 * 3) х+у =
=
у = 3 – х подставим в первое уравнение:
* = 12
= 12
= 12
х = 12
( ) х =
( ) х = ( ) 2
х = 2, у = 3 – 2 = 1. Ответ: (2;1)
Решение показательных уравнений, требующие применения различных алгебраических приёмов преобразования уравнений.
— 3 * — 10 * = 4
— можно вынести за скобки
* — * * 3 – 10 * = 4
( ) = 4
* 100 = 4
= —
Сгруппируем члены уравнение, содержащие степени числа 3, в левой части, а члены, содержащие степени числа 2, — в правой.
+ = +
+ = +
* (3+1) = * (1+ )
* 9
* = * разделим обе части этого уравнения на правую часть
= 1 по свойствам степени
= 1
= 1
= 1
( = ( ) 0
х — = 0
х =
Уравнение, решаемые разложением на множители
* * = 5400
* * = * *
Разделим обе части уравнения на его правую часть, получим
= 1 по свойствам степеней
* * = 1
* * = 1
= 90 0
Уравнения, содержащие помимо показательных другие функции.
2 *
Перенесём все члены уравнения в левую часть, сгруппируем их и вынесем общие множители за скобки и имеем:
2 * = 0
(2 * + (1- ) = 0
2 * ( ) = 0
( ) * (2 ) = 0
т.к. произведение равно 0, если хотя бы один из множителей равен 0.
= 0 или 2 = 0
2
=
х = 0 х = (-1) n arcsin + π n ,
х = (-1) n π n , n € z
Есть показательные уравнения, в которых для решения приходится вводить две новые переменные.
+ ² — 2 *
( ) 2 + ( ) 2 – 2 * * = 0
= а
получаем
а 2 + b 2 – 2 а b = 0
по формуле сокращенного умножения
(а — b ) 2 = 0 следовательно а = b
т.е. =
Уравнения, решаемые с помощью их специфики.
7 х + 24 х = 25 х
Можно угадать, что корень уравнения равен 2.
х = 2, действительно 7 2 + 24 2 = 25 2
Разделим все члены уравнения на его правую часть, получим
( ) х + ( ) х = 2
Функции ( ) х и ( ) х убывающие, т.к. основания меньше 1.
Сумма этих функций является функцией убывающей. Поэтому по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение. у
Уравнения, решаемые графически.
3 у 2
построим график функции у 1 = и у 2 = у 1 х
Видно, что графики этих функций пересекаются 2
в единственной точке А, абсцисса х = 2 которой
является решением данного уравнения.
Закрепление новой темы. Решить в классе упр.596,598,600,602(нечетные)
Видео:11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать
Урок по алгебре «Системы показательных уравнений и неравенств»
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Разработка содержит план урока, презентацию, а также самостоятельную работу на 2 варианта.
Цель урока:
- Обобщение и систематизация способов решения показательных уравнений;
- Формирование навыков решения систем показательных уравнений;
- Отработать умения решать задачи разной степени сложности на примере задач из ЕГЭ и КДР.
- Выявление знаний и степени усвоения материала по теме.
Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока «Сиситемы показательных уравнений и неравенств» | 2.49 МБ |
Видео:Системы показательных уравнений и неравенств. Практика. Видеоуроки 13. Алгебра 10 классСкачать
Предварительный просмотр:
- 6-0,2
- Найдите его площадь в квадратных сантиметрах
- 2 x =8
- 4 x-1 =1
- 2 4-2x =64
- Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.
2. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
20. Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.
Видео:Системы показательных уравнений и неравенств. Видеоурок 13. Алгебра 10 классСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план урока по алгебре и началам анализа. показательные уравнение и неравенства
конспект урока по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств». алгебра 11 класс
Используется дифференцированный метод обучения.
Обобщающий урок по теме «Решение показательных уравнений и неравенств»
Разработка открытогоурока в 10 классе с целью актуализации опорных знаний при решении показательных уравнений и неравенств. При этом проверка усвоения темы идёт на обязательном уровне. Учащиеся демонс.
Урок по теме «Решение показательных уравнений и неравенств». 11 класс.
Данная разработка содержит конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств» для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен.
Решение показательных уравнений и неравенств. Урок алгебры в 11 классе.
Отработка этого материала необходима, так как ежегодно в заданиях ЕГЭ встречается эта тема.
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему «Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ»
Презентация на тему «Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ» является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр.
Методические рекомендации к урокам алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств»
Материал содержит обобщение основных способов решения показательных уравнений и неравенств.
🎬 Видео
СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ системы показательных неравенствСкачать
Как решать такие системы показательных уравненийСкачать
Как решать системы показательных уравнений. Урок№ 27Скачать
Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать
10 класс. Алгебра. Системы показательных уравнений.Скачать
Показательные неравенства и их системы. Вебинар | МатематикаСкачать
§14 Системы показательных уравнений и неравенствСкачать
Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать
11 класс, 13 урок, Показательные неравенстваСкачать
Показательные уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать
системы показательных уравнений и неравенствСкачать
Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)Скачать
Системы показательных уравнений и неравенств. 10 - 11 классСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Математика. 11-класс. Урок 4. Система показательных уравненийСкачать