Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Системы линейных уравнений
план-конспект занятия

Системы линейных уравнений

Видео:Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера.Скачать

Решение систем линейных алгебраических уравнений  методом Крамера.

Скачать:

ВложениеРазмер
teoriya._slu.doc115.5 КБ

Видео:Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

Предварительный просмотр:

Перед тем, как перейти к написанию лекции . ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите видеоурок. для того, чтобы понимать способы решения ЛУ.

Системы линейных уравнений

Определение 1. Системой линейных уравнений , содержащей m уравнений и n неизвестных, называется система вида

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

где числа a ij – называются коэффициентами системы, числа b ij – свободными членами.

Определение 2. Система уравнений называется совместной , если она имеет хотя бы одно решение, и несовместной , если она не имеет ни одного решения.

Определение 3. Совместная система называется определенной , если она имеет единственное решение, и неопределенной , если она имеет более одного решения.

В последенем случае каждое решение системы называется частным решением системы. Совокупность всех частных решений называется общим решением.

Решить систему – это значит выяснить, совместна она или несовместна. Если совместна, найти ее общее решение.

1.2 Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса.

Пусть дана система m линейных уравнений с n неизвестными:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Матрица А = Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, составленная из коэффициентов при неизвестных х i (i = 1,2,…n), называется матрицей системы .

Матрица B = Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, составленная из коэффициентов при неизвестных и свободных членов, называется расширенной матрицей . Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Определение 4. Матрица А называется матрицей треугольного вида , если все ее элементы выше (ниже) главной диагонали равны нулю.

Например, А = Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектили В = Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект— матрицы треугольного вида.

Метод Гаусса удобно использовать при решении систем с большим количеством уравнений. Этот метод заключается в последоваетльном исключении неизвестных. Систему линейных уравнений приводят к системе с треугольной матрицей с помощью эквивалентных преобразований. Затем из полученной системы переменные находят с помощью последовательных подстановок.

К эквивалентным преобразованиям относят следующие :

  • умножение и деление коэффициентов и свободных членов на одно и тоже число, отличное от нуля.
  • Сложение и вычитание уравнений.
  • Перестановка уравнений.
  • Исключение из системы уравнений, в которых все коэффициенты равны нулю.

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Выпишем расширенную матрицу системы:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Для упрощения вычислений поменяем первую и вторую строки местами:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим первую строку на –3 и сложим ее со второй строкой. Первую строку умножим на –4 и сложим с третьей сторокой, получим эквивалентную матрицу:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим вторую строку на –1:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим вторую строку на 5 и сложим с третьей строкой:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Разделим третью строку на –11:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Получили матрицу треугольного вида (все элементы ниже главной диагонали равны нулю). Выпишем систему уравнений треугольного вида:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Ответ: х = -1, у = 3, z = 2

1.3 Решение систем линейных уравнений методом Крамера.

Для решения систем линейных уравнений с большим количеством уравнений применяют метод Гаусса. Если же уравнений в системе не так много, то удобнее использовать метод Крамера. Этот метод основан на вычислении определителей.

Пусть дана система n линейных уравнений с n неизвестными:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Составим определитель матрицы системы:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Заменим в определителе Δ первый столбик, соответствующий переменной х 1 , на столбец свободных членов b 1 , b 2 , …,b n , получим определитель Δ х1 :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Заменим в определителе Δ второй столбик, соответствующий переменной х 2 , на столбец свободных членов b 1 , b 2 , …,b n , получим определитель Δ х2 :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Аналогично поступаем с третьим, четвертым, …, n –ым столбцами определителя Δ . В итоге получим n+1 определитель. Для того, чтобы найти неизвестные х 1 , х 2 , …, х n используем формулы Крамера:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, …, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

При вычислении определителей могут возникнуть следующие случаи:

  • если определитель матрицы системы Δ отличен от 0, то система линейных уравнений имеет единственное решение;
  • если определитель матрицы системы Δ равен 0, а среди определителей Δ х1 , Δ х2 , …, Δ хn есть хотя один отличный от 0, то система линейных уравнений не имеет решений;
  • если определитель матрицы системы Δ равен 0 и все определители Δ х1 , Δ х2 , …, Δ хn равны 0, то система линейных уравнений имеет бесконечно много решений.

Решить систему линейных уравнений методом Крамера:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Выпишем определитель матрицы системы Δ и вычислим его:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Так как Δ Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект0, то система имеет единственное решение.

Заменим в определителе Δ первый столбик на столбец свободных коэффициентов, получим Δ х :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Заменим в определителе Δ второй столбик на столбец свободных коэффициентов, получим Δ у :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Найдем значения переменных х и у по формулам Крамера:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решить систему линейных уравнений методом Крамера:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Выпишем определитель матрицы системы Δ и вычислим его:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Так как Δ Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект0, то система имеет единственное решение.

Заменим в определителе Δ первый столбик на столбец свободных коэффициентов, получим Δ х :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Заменим в определителе Δ первый столбик на столбец свободных коэффициентов, получим Δ у :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Заменим в определителе Δ первый столбик на столбец свободных коэффициентов, получим Δ z :

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Найдем значения переменных х , у и z по формулам Крамера:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Содержание:

Видео:Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)

Метод Крамера

Определение: Системой линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) называется выражение Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Определение: Определитель, составленный из коэффициентов при неизвестных, называется главным определителем системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Крамер предложил следующий метод решения СЛАУ: умножим главный определитель на Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектдля этого умножим все элементы первого столбца на эту неизвестную: Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Второй столбец умножим на Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспекттретий столбец — на Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект-ый столбец — на Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспекти все эти произведения прибавим к первому столбцу, при этом произведение Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектне изменится:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Согласно записи СЛАУ первый столбец получившегося определителя представляет собой столбец свободных коэффициентов, т.е. Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Определение: Определитель Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектназывается первым вспомогательным определителем СЛАУ.

Поступая аналогично тому, как описано выше, найдем все вспомогательные определители СЛАУ: Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

31. Для того чтобы найти вспомогательный определитель i, надо в главном определителе СЛАУ заменить столбец i на столбец свободных коэффициентов.

Определение: Полученные выше соотношения называются формулами Крамера. Используя формулы Крамера, находят неизвестные величины Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектПроанализируем полученные формулы:

  • если главный определитель системы отличен от нуля (Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект), то система имеет единственное решение;
  • если главный определитель системы равен нулю (Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект), а хотя бы один из вспомогательных определителей отличен от нуля ( Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектили Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, или, . или Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект), то система не имеет решений (деление на нуль запрещено);
  • если все определители системы равны нулю (Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект), то система имеет бесчисленное множество решений.

Пример:

Решить СЛАУ методом Крамера Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решение:

Прежде всего, обращаем внимание на то, что в последнем уравнении переменные записаны в неправильном порядке, в этом случае говорят, что СЛАУ записана в ненормализованном виде. Нормализуем СЛАУ, для чего запишем неизвестные в последнем уравнении системы в правильном порядке, чтобы одноименные неизвестные были записаны друг под другом

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Найдем главный определитель СЛАУ (раскрываем по первой строке) Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Так как главный определитель системы отличен от нуля, то СЛАУ имеет единственное решение. Найдем три вспомогательных определителя Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Воспользуемся формулами Крамера

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Замечание: После нахождения решения СЛАУ надо обязательно провести проверку, для чего найденные числовые значения неизвестных подставляется в нормализованную систему линейных алгебраических уравнений.

Выполним проверку Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектОтсюда видно, что СЛАУ решена верно.

Матричный способ решения СЛАУ

Для решения СЛАУ матричным способом введем в рассмотрение матрицу, составленную из коэффициентов при неизвестных Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектматpицы-столбцы неизвестных Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспекти свободных коэффициентов Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Тогда СЛАУ можно записать в матричном виде Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектМатричный способ решения СЛАУ состоит в следующем: умножим слева матричное уравнение на обратную матрицу Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектк матрице А, получим Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектв силу того, что произведение Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектнайдем Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектТаким образом, для нахождения неизвестных матричным способом, надо найти обратную к А матрицу Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект после чего надо умножить эту матрицу на матрицу-столбец свободных коэффициентов.

Пример:

Решить СЛАУ матричным способом Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решение:

Введем в рассмотрение следующие матрицы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Найдем матрицу Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект(см. Лекцию № 2): найдем детерминант матрицы А.

Пример:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решение:

Найдем алгебраические дополнения всех элементов Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектЗапишем обратную матрицу Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект(в правильности нахождения обратной матрицы убедиться самостоятельно). Подействуем пай денной матрицей на матрицу-столбец свободных коэффициентов В:Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Отсюда находим, что х = 1; y = l; z = l.

Метод Гаусса

Метод Гаусса или метод исключения неизвестных состоит в том, чтобы за счет элементарных преобразований привести СЛАУ к треугольному виду. Покажем использование расширенной матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных и расширенной за счет столбца свободных коэффициентов, для приведения СЛАУ к треугольному виду на примере системы, рассматриваемой в этой лекции. Расширенная матрица для СЛАУ имеет вид: Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Замечание: В методе Гаусса желательно, чтобы первая строка расширенной матрицы начиналась с единицы.

Обменяем в расширенной матрице первую и вторую строки местами, получим Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектПриведем матрицу к треугольному виду, выполнив следующие преобразования: умножим элементы первой строки на (-2) и прибавим к соответствующим элементам второй строки Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектРазделим все элементы второй строки на (-5), получим эквивалентную матрицу Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим элементы первой строки на (—1) и прибавим к соответствующим элементам третьей строки Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектРазделим все элементы третьей строки на (-3), получим Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектТаким образом, эквивалентная СЛАУ имеет вид (напомним, что первый столбец это коэффициенты при неизвестной х, второй — при неизвестной у, третий — при неизвестной z, а за вертикальной чертой находится столбец свободных коэффициентов):

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Из первого уравнения находим, что х = 1.

Вывод: Из вышеизложенного материала следует, что вне зависимости от

способа решения СЛАУ всегда должен получаться один и тот же ответ.

Замечание: После нахождения решения СЛАУ надо обязательно выполнить проверку, то есть подставить полученные значения неизвестных в заданную СЛАУ и убедиться в тождественности левой части всех равенств системы соответствующим правым частям. Отметим, что задание СЛАУ всегда верно, то есть, если проверка показывает нарушение оговоренной тождественности, то надо искать ошибку в проведенных вычислениях.

Ранг матрицы. Теорема Кронекера-Капелли

Определение: Рангом матрицы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектназывается наивысший порядок отличного от нуля минора этой матрицы.

Если Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектто среди всевозможных миноров этой матрицы есть хотя бы один минор порядка r, который отличен от нулю, а все миноры порядков больших, чем r, равны нулю.

При вычислении ранга необходимо начинать вычислять миноры 2 порядка, затем миноры 3 порядка и так далее, пока не будут найдены миноры, обращающиеся в нуль. Если все миноры порядка p равны нулю, то и все миноры, порядок которых больше p, равны нулю.

Пример:

Найти ранг матрицы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решение:

Очевидно, что среди миноров второго порядка есть миноры отличные от нуля, например, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектсреди миноров третьего порядка также есть миноры, которые не равны нулю, например, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектОчевидно, что определитель четвертого порядка равен нулю, так как он будет содержать строку, состоящую из одних нулей (см. свойство Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектдля определителей). Следовательно, ранг матрицы А равен 3.

Теорема Кронекера-Капелли (критерий совместности СЛАУ). Для совместности системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) необходимо и достаточно, чтобы ранг расширенной матрицы совпадал с рангом основной матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных величинах.

Видео:Решение системы уравнений методом Крамера.Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера.

Следствия из теоремы Кронекера — Капелли

Следствие: Если ранг матрицы совместной системы равен числу неизвестных, то система имеет единственное решение (то есть она определенная).

Следствие: Если ранг матрицы совместной системы меньше числа неизвестных, то система имеет бесчисленное множество решений (т.е. она неопределенная).

В случае неопределенной системы решения ищут следующим образом: выбираются главные неизвестные, число которых равно рангу, а остальные неизвестные считаются свободными; далее главные неизвестные выражаются через свободные и получают множество решений, зависящих от свободных неизвестных. Это множество решений называется общим решением системы. Придавая свободным неизвестным различные произвольные значения, получим бесчисленное множество решений, каждое из которых называется частным решением системы.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Скалярное произведение и его свойства
  • Векторное и смешанное произведения векторов
  • Преобразования декартовой системы координат
  • Бесконечно малые и бесконечно большие функции
  • Критерий совместности Кронекера-Капелли
  • Формулы Крамера
  • Матричный метод
  • Экстремум функции

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Система линейных уравнений. Метод обратной матрицы. Матричный метод.Скачать

Система линейных уравнений. Метод обратной матрицы. Матричный метод.

Системы линейных уравнений

Видео:Решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) в Excel МАТРИЧНЫМ МЕТОДОМСкачать

Решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) в Excel МАТРИЧНЫМ МЕТОДОМ

Линейные уравнения с двумя переменными

У школьника имеется 200 рублей, чтобы пообедать в школе. Пирожное стоит 25 рублей, а чашка кофе 10 рублей. Сколько пирожных и чашек кофе можно накупить на 200 рублей?

Обозначим количество пирожных через x , а количество чашек кофе через y . Тогда стоимость пирожных будет обозначаться через выражение 25x , а стоимость чашек кофе через 10y .

25x — стоимость x пирожных
10y — стоимость y чашек кофе

Итоговая сумма должна равняться 200 рублей. Тогда получится уравнение с двумя переменными x и y

Сколько корней имеет данное уравнение?

Всё зависит от аппетита школьника. Если он купит 6 пирожных и 5 чашек кофе, то корнями уравнения будут числа 6 и 5.

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Говорят, что пара значений 6 и 5 являются корнями уравнения 25x + 10y = 200 . Записывается как (6; 5) , при этом первое число является значением переменной x , а второе — значением переменной y .

6 и 5 не единственные корни, которые обращают уравнение 25x + 10y = 200 в тождество. При желании на те же 200 рублей школьник может купить 4 пирожных и 10 чашек кофе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В этом случае корнями уравнения 25x + 10y = 200 является пара значений (4; 10) .

Более того, школьник может вообще не покупать кофе, а купить пирожные на все 200 рублей. Тогда корнями уравнения 25x + 10y = 200 будут значения 8 и 0

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Или наоборот, не покупать пирожные, а купить кофе на все 200 рублей. Тогда корнями уравнения 25x + 10y = 200 будут значения 0 и 20

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Попробуем перечислить все возможные корни уравнения 25x + 10y = 200 . Условимся, что значения x и y принадлежат множеству целых чисел. И пусть эти значения будут бóльшими или равными нулю:

Так будет удобно и самому школьнику. Пирожные удобнее покупать целыми, чем к примеру несколько целых пирожных и половину пирожного. Кофе также удобнее брать целыми чашками, чем к примеру несколько целых чашек и половину чашки.

Заметим, что при нечетном x невозможно достичь равенства ни при каком y . Тогда значениями x будут следующие числа 0, 2, 4, 6, 8. А зная x можно без труда определить y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Таким образом, мы получили следующие пары значений (0; 20), (2; 15), (4; 10), (6; 5), (8; 0). Эти пары являются решениями или корнями уравнения 25x + 10y = 200 . Они обращают данное уравнение в тождество.

Уравнение вида ax + by = c называют линейным уравнением с двумя переменными. Решением или корнями этого уравнения называют пару значений ( x; y ), которая обращает его в тождество.

Отметим также, что если линейное уравнение с двумя переменными записано в виде ax + b y = c , то говорят, что оно записано в каноническом (нормальном) виде.

Некоторые линейные уравнения с двумя переменными могут быть приведены к каноническому виду.

Например, уравнение 2(16x + 3y − 4) = 2(12 + 8xy) можно привести к виду ax + by = c . Раскроем скобки в обеих частях этого уравнения, получим 32x + 6y − 8 = 24 + 16x − 2y . Слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой. Тогда получим 32x − 16x + 6y + 2y = 24 + 8 . Приведём подобные слагаемые в обеих частях, получим уравнение 16x + 8y = 32. Это уравнение приведено к виду ax + by = c и является каноническим.

Рассмотренное ранее уравнение 25x + 10y = 200 также является линейным уравнением с двумя переменными в каноническом виде . В этом уравнении параметры a , b и c равны значениям 25, 10 и 200 соответственно.

На самом деле уравнение ax + by = c имеет бесчисленное множество решений. Решая уравнение 25x + 10y = 200, мы искали его корни только на множестве целых чисел. В результате получили несколько пар значений, которые обращали данное уравнение в тождество. Но на множестве рациональных чисел уравнение 25x + 10y = 200 будет иметь бесчисленное множество решений.

Для получения новых пар значений, нужно взять произвольное значение для x , затем выразить y . К примеру, возьмем для переменной x значение 7. Тогда получим уравнение с одной переменной 25 × 7 + 10y = 200 в котором можно выразить y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пусть x = 15 . Тогда уравнение 25x + 10y = 200 примет вид 25 × 15 + 10y = 200. Отсюда находим, что y = −17,5

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пусть x = −3 . Тогда уравнение 25x + 10y = 200 примет вид 25 × (−3) + 10y = 200. Отсюда находим, что y = 27,5

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.

Система двух линейных уравнений с двумя переменными

Для уравнения ax + by = c можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y . Отдельно взятое такое уравнение будет иметь бесчисленное множество решений.

Но бывает и так, что переменные x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. В этом случае они образуют так называемую систему линейных уравнений с двумя переменными. Такая система уравнений может иметь одну пару значений (или по-другому: «одно решение»).

Может случиться и так, что система вовсе не имеет решений. Бесчисленное множество решений система линейных уравнений может иметь в редких и в исключительных случаях.

Два линейных уравнения образуют систему тогда, когда значения x и y входят в каждое из этих уравнений.

Вернемся к самому первому уравнению 25x + 10y = 200 . Одной из пар значений для этого уравнения была пара (6; 5) . Это случай, когда на 200 рублей можно можно было купить 6 пирожных и 5 чашек кофе.

Составим задачу так, чтобы пара (6; 5) стала единственным решением для уравнения 25x + 10y = 200 . Для этого составим ещё одно уравнение, которое связывало бы те же x пирожных и y чашечек кофе.

Поставим текст задачи следующим образом:

«Школьник купил на 200 рублей несколько пирожных и несколько чашек кофе. Пирожное стоит 25 рублей, а чашка кофе 10 рублей. Сколько пирожных и чашек кофе купил школьник, если известно что количество пирожных на одну единицу больше количества чашек кофе?»

Первое уравнение у нас уже есть. Это уравнение 25x + 10y = 200 . Теперь составим уравнение к условию «количество пирожных на одну единицу больше количества чашек кофе» .

Количество пирожных это x , а количество чашек кофе это y . Можно записать эту фразу с помощью уравнения x − y = 1. Это уравнение будет означать, что разница между пирожными и кофе составляет 1.

Либо второе уравнение можно записать как x = y + 1 . Это уравнение означает, что количество пирожных на единицу больше, чем количество чашек кофе. Поэтому для получения равенства, к количеству чашек кофе прибавлена единица. Это легко можно понять, если воспользоваться моделью весов, которые мы рассматривали при изучении простейших задач:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Получили два уравнения: 25x + 10y = 200 и x = y + 1. Поскольку значения x и y , а именно 6 и 5 входят в каждое из этих уравнений , то вместе они образуют систему. Запишем эту систему. Если уравнения образуют систему, то они обрамляются знаком системы. Знак системы это фигурная скобка:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Давайте решим данную систему. Это позволит увидеть, как мы придём к значениям 6 и 5. Существует много методов решения таких систем. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Видео:ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

Метод подстановки

Название этого метода говорит само за себя. Суть его заключается в том, чтобы одно уравнение подставить в другое, предварительно выразив одну из переменных.

В нашей системе ничего выражать не нужно. Во втором уравнении x = y + 1 переменная x уже выражена. Эта переменная равна выражению y + 1 . Тогда можно подставить это выражение в первое уравнение вместо переменной x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

После подстановки выражения y + 1 в первое уравнение вместо x , получим уравнение 25(y + 1) + 10y = 200 . Это линейное уравнение с одной переменной. Такое уравнение решить довольно просто:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Мы нашли значение переменной y . Теперь подставим это значение в одно из уравнений и найдём значение x . Для этого удобно использовать второе уравнение x = y + 1 . В него и подставим значение y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит пара (6; 5) является решением системы уравнений, как мы и задумывали. Выполняем проверку и убеждаемся, что пара (6; 5) удовлетворяет системе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пример 2. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим первое уравнение x = 2 + y во второе уравнение 3x − 2y = 9 . В первом уравнении переменная x равна выражению 2 + y . Это выражение и подставим во второе уравнение вместо x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь найдём значение x . Для этого подставим значение y в первое уравнение x = 2 + y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит решением системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектявляется пара значение (5; 3)

Пример 3. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Здесь в отличие от предыдущих примеров, одна из переменных не выражена явно.

Чтобы подставить одно уравнение в другое, сначала нужно выразить одну из переменных.

Выражать желательно ту переменную, которая имеет коэффициент единицу. Коэффициент единицу имеет переменная x , которая содержится в первом уравнении x + 2y = 11 . Эту переменную и выразим.

После выражения переменной x , наша система примет следующий вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь подставим первое уравнение во второе и найдем значение y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим y в первое уравнение и найдём x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит решением системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектявляется пара значений (3; 4)

Конечно, выражать можно и переменную y . Корни от этого не изменятся. Но если выразить y, получится не очень-то и простое уравнение, на решение которого уйдет больше времени. Выглядеть это будет следующим образом:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видим, что в данном примере выражать x намного удобнее, чем выражать y .

Пример 4. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Выразим в первом уравнении x . Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим первое уравнение во второе и найдём y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим y в первое уравнение и найдём x . Можно воспользоваться изначальным уравнением 7x + 9y = 8 , либо воспользоваться уравнением Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, в котором выражена переменная x . Этим уравнением и воспользуемся, поскольку это удобно:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит решением системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектявляется пара значений (5; −3)

Видео:12. Решение систем линейных уравнений методом ГауссаСкачать

12. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

Метод сложения

Метод сложения заключается в том, чтобы почленно сложить уравнения, входящие в систему. Это сложение приводит к тому, что образуется новое уравнение с одной переменной. А решить такое уравнение довольно просто.

Решим следующую систему уравнений:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим левую часть первого уравнения с левой частью второго уравнения. А правую часть первого уравнения с правой частью второго уравнения. Получим следующее равенство:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Приведем подобные слагаемые:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В результате получили простейшее уравнение 3x = 27 корень которого равен 9. Зная значение x можно найти значение y . Подставим значение x во второе уравнение x − y = 3 . Получим 9 − y = 3 . Отсюда y = 6 .

Значит решением системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектявляется пара значений (9; 6)

Пример 2. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим левую часть первого уравнения с левой частью второго уравнения. А правую часть первого уравнения с правой частью второго уравнения. В получившемся равенстве приведем подобные слагаемые:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В результате получили простейшее уравнение 5 x = 20, корень которого равен 4. Зная значение x можно найти значение y . Подставим значение x в первое уравнение 2 x + y = 11 . Получим 8 + y = 11 . Отсюда y = 3 .

Значит решением системы Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектявляется пара значений (4;3)

Процесс сложения подробно не расписывают. Его нужно выполнять в уме. При сложении оба уравнения должны быть приведены к каноническому виду. То есть к виду ax + by = c .

Из рассмотренных примеров видно, что основная цель сложения уравнений это избавление от одной из переменных. Но не всегда удаётся сразу решить систему уравнений методом сложения. Чаще всего систему предварительно приводят к виду, при котором можно сложить уравнения, входящие в эту систему.

Например, систему Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектможно сразу решить методом сложения. При сложении обоих уравнений, слагаемые y и −y исчезнут, поскольку их сумма равна нулю. В результате образуется простейшее уравнение 11x = 22 , корень которого равен 2. Затем можно будет определить y равный 5.

А систему уравнений Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектметодом сложения сразу решить нельзя, поскольку это не приведёт к исчезновению одной из переменных. Сложение приведет к тому, что образуется уравнение 8x + y = 28 , имеющее бесчисленное множество решений.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному. Это правило справедливо и для системы линейных уравнений с двумя переменными. Одно из уравнений (или оба уравнения) можно умножить на какое-нибудь число. В результате получится равносильная система, корни которой будут совпадать с предыдущей.

Вернемся к самой первой системе Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, которая описывала сколько пирожных и чашек кофе купил школьник. Решением этой системы являлась пара значений (6; 5) .

Умножим оба уравнения, входящие в эту систему на какие-нибудь числа. Скажем первое уравнение умножим на 2, а второе на 3

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В результате получили систему Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект
Решением этой системы по-прежнему является пара значений (6; 5)

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Это значит, что уравнения входящие в систему можно привести к виду, пригодному для применения метода сложения.

Вернемся к системе Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, которую мы не смогли решить методом сложения.

Умножим первое уравнение на 6, а второе на −2

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Тогда получим следующую систему:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим уравнения, входящие в эту систему. Сложение компонентов 12x и −12x даст в результате 0, сложение 18y и 4y даст 22y , а сложение 108 и −20 даст 88. Тогда получится уравнение 22y = 88 , отсюда y = 4 .

Если первое время тяжело складывать уравнения в уме, то можно записывать как складывается левая часть первого уравнения с левой частью второго уравнения, а правая часть первого уравнения с правой частью второго уравнения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Зная, что значение переменной y равно 4, можно найти значение x. Подставим y в одно из уравнений, например в первое уравнение 2x + 3y = 18 . Тогда получим уравнение с одной переменной 2x + 12 = 18 . Перенесем 12 в правую часть, изменив знак, получим 2x = 6 , отсюда x = 3 .

Пример 4. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим второе уравнение на −1. Тогда система примет следующий вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим оба уравнения. Сложение компонентов x и −x даст в результате 0, сложение 5y и 3y даст 8y , а сложение 7 и 1 даст 8. В результате получится уравнение 8y = 8 , корень которого равен 1. Зная, что значение y равно 1, можно найти значение x .

Подставим y в первое уравнение, получим x + 5 = 7 , отсюда x = 2

Пример 5. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Желательно, чтобы слагаемые содержащие одинаковые переменные, располагались друг под другом. Поэтому во втором уравнении слагаемые 5y и −2x поменяем местами. В результате система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим второе уравнение на 3. Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь сложим оба уравнения. В результате сложения получим уравнение 8y = 16 , корень которого равен 2.

Подставим y в первое уравнение, получим 6x − 14 = 40 . Перенесем слагаемое −14 в правую часть, изменив знак, получим 6x = 54 . Отсюда x = 9.

Пример 6. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Избавимся от дробей. Умножим первое уравнение на 36, а второе на 12

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В получившейся системе Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектпервое уравнение можно умножить на −5, а второе на 8

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим уравнения в получившейся системе. Тогда получим простейшее уравнение −13y = −156 . Отсюда y = 12 . Подставим y в первое уравнение и найдем x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пример 7. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Приведем оба уравнения к нормальному виду. Здесь удобно применить правило пропорции в обоих уравнениях. Если в первом уравнении правую часть представить как Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, а правую часть второго уравнения как Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, то система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

У нас получилась пропорция. Перемножим её крайние и средние члены. Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Первое уравнение умножим на −3, а во втором раскроем скобки:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь сложим оба уравнения. В результате сложения этих уравнений, мы получим равенство, в обеих частях которого будет ноль:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Получается, что система Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектимеет бесчисленное множество решений.

Но мы не можем просто так взять с неба произвольные значения для x и y . Мы можем указать одно из значений, а другое определится в зависимости от значения, указанного нами. Например, пусть x = 2 . Подставим это значение в систему:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

В результате решения одного из уравнений, определится значение для y , которое будет удовлетворять обоим уравнениям:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Получившаяся пара значений (2; −2) будет удовлетворять системе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Найдём еще одну пару значений. Пусть x = 4. Подставим это значение в систему:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

На глаз можно определить, что значение y равно нулю. Тогда получим пару значений (4; 0), которая удовлетворяет нашей системе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пример 8. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим первое уравнение на 6, а второе на 12

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Перепишем то, что осталось:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Раскроем скобки в обоих уравнениях и приведём подобные слагаемые:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Первое уравнение умножим на −1. Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь сложим оба уравнения. В результате сложения образуется уравнение 6b = 48 , корень которого равен 8. Подставим b в первое уравнение и найдём a

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видео:12. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений. Часть 1.Скачать

12. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений. Часть 1.

Система линейных уравнений с тремя переменными

В линейное уравнение с тремя переменными входит три переменные с коэффициентами, а также свободный член. В каноническом виде его можно записать следующим образом:

Данное уравнение имеет бесчисленное множество решений. Придавая двум переменным различные значения, можно найти третье значение. Решением в этом случае является тройка значений (x; y; z) которая обращает уравнение в тождество.

Если переменные x, y, z связаны между собой тремя уравнениями, то образуется система трех линейных уравнений с тремя переменными. Для решения такой системы можно применять те же методы, которые применяются к линейным уравнениям с двумя переменными: метод подстановки и метод сложения.

Пример 1. Решить следующую систему уравнений методом подстановки:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Выразим в третьем уравнении x . Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь выполним подстановку. Переменная x равна выражению 3 − 2y − 2z . Подставим это выражение в первое и второе уравнение:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Раскроем скобки в обоих уравнениях и приведём подобные слагаемые:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Мы пришли к системе линейных уравнений с двумя переменными. В данном случае удобно применить метод сложения. В результате переменная y исчезнет, и мы сможем найти значение переменной z

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь найдём значение y . Для этого удобно воспользоваться уравнением −y + z = 4. Подставим в него значение z

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь найдём значение x . Для этого удобно воспользоваться уравнением x = 3 − 2y − 2z . Подставим в него значения y и z

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Таким образом, тройка значений (3; −2; 2) является решением нашей системы. Проверкой убеждаемся, что эти значения удовлетворяют системе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Пример 2. Решить систему методом сложения

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим первое уравнение со вторым, умноженным на −2.

Если второе уравнение умножить на −2, то оно примет вид −6x + 6y − 4z = −4 . Теперь сложим его с первым уравнением:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видим, что в результате элементарных преобразований, определилось значение переменной x . Оно равно единице.

Вернемся к главной системе. Сложим второе уравнение с третьим, умноженным на −1. Если третье уравнение умножить на −1, то оно примет вид −4x + 5y − 2z = −1 . Теперь сложим его со вторым уравнением:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Получили уравнение x − 2y = −1 . Подставим в него значение x , которое мы находили ранее. Тогда мы сможем определить значение y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь нам известны значения x и y . Это позволяет определить значение z . Воспользуемся одним из уравнений, входящим в систему:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Таким образом, тройка значений (1; 1; 1) является решением нашей системы. Проверкой убеждаемся, что эти значения удовлетворяют системе:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Видео:Решение системы линейных уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы линейных уравнений методом Гаусса

Задачи на составление систем линейных уравнений

Задача на составление систем уравнений решается путем ввода нескольких переменных. Далее составляются уравнения на основании условий задачи. Из составленных уравнений образуют систему и решают её. Решив систему, необходимо выполнить проверку на то, удовлетворяет ли её решение условиям задачи.

Задача 1. Из города в колхоз выехала машина «Волга». Обратно она возвращалась по другой дороге, которая была на 5 км короче первой. Всего в оба конца машина проехала 35 км. Сколько километров составляет длина каждой дороги?

Решение

Пусть x — длина первой дороги, y — длина второй. Если в оба конца машина проехала 35 км, то первое уравнение можно записать как x + y = 35. Это уравнение описывает сумму длин обеих дорог.

Сказано, что обратно машина возвращалась по дороге которая была короче первой на 5 км. Тогда второе уравнение можно записать как xy = 5. Это уравнение показывает, что разница между длинами дорог составляет 5 км.

Либо второе уравнение можно записать как x = y + 5 . Этим уравнением и воспользуемся.

Поскольку переменные x и y в обоих уравнениях обозначают одно и то же число, то мы можем образовать из них систему:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решим эту систему каким-нибудь из изученных ранее методов. В данном случае удобно воспользоваться методом подстановки, поскольку во втором уравнении переменная x уже выражена.

Подставим второе уравнение в первое и найдём y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим найденное значение y в во второе уравнение x = y + 5 и найдём x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Длина первой дороги была обозначена через переменную x . Теперь мы нашли её значение. Переменная x равна 20. Значит длина первой дороги составляет 20 км.

А длина второй дороги была обозначена через y . Значение этой переменной равно 15. Значит длина второй дороги составляет 15 км.

Выполним проверку. Для начала убедимся, что система решена правильно:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь проверим удовлетворяет ли решение (20; 15) условиям задачи.

Было сказано, что всего в оба конца машина проехала 35 км. Складываем длины обеих дорог и убеждаемся, что решение (20; 15) удовлетворяет данному условию: 20 км + 15 км = 35 км

Следующее условие: обратно машина возвращалась по другой дороге, которая была на 5 км короче первой . Видим, что решение (20; 15) удовлетворяет и этому условию, поскольку 15 км короче, чем 20 км на 5 км: 20 км − 15 км = 5 км

При составлении системы важно, чтобы переменные обозначали одни и те же числа во всех уравнениях, входящих в эту систему.

Так наша система Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектсодержит два уравнения. Эти уравнения в свою очередь содержат переменные x и y , которые обозначают одни и те же числа в обоих уравнениях, а именно длины дорог, равных 20 км и 15 км.

Задача 2. На платформу были погружены дубовые и сосновые шпалы, всего 300 шпал. Известно, что все дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем все сосновые. Определить, сколько было дубовых и сосновых шпал отдельно, если каждая дубовая шпала весила 46 кг, а каждая сосновая 28 кг.

Решение

Пусть x дубовых и y сосновых шпал было погружено на платформу. Если всего шпал было 300, то первое уравнение можно записать как x + y = 300 .

Все дубовые шпалы весили 46x кг, а сосновые весили 28y кг. Поскольку дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем сосновые, то второе уравнение можно записать, как 28y − 46x = 1000 . Это уравнение показывает, что разница масс между дубовыми и сосновыми шпалами, составляет 1000 кг.

В результате получаем два уравнения, которые образуют систему

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Решим данную систему. Выразим в первом уравнении x . Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим первое уравнение во второе и найдём y

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим y в уравнение x = 300 − y и узнаем чему равно x

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит на платформу было погружено 100 дубовых и 200 сосновых шпал.

Проверим удовлетворяет ли решение (100; 200) условиям задачи. Для начала убедимся, что система решена правильно:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Было сказано, что всего было 300 шпал. Складываем количество дубовых и сосновых шпал и убеждаемся, что решение (100; 200) удовлетворяет данному условию: 100 + 200 = 300.

Следующее условие: все дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем все сосновые . Видим, что решение (100; 200) удовлетворяет и этому условию, поскольку 46 × 100 кг дубовых шпал легче, чем 28 × 200 кг сосновых шпал: 5600 кг − 4600 кг = 1000 кг.

Задача 3. Взяли три куска сплава меди с никелем в отношениях 2 : 1 , 3 : 1 и 5 : 1 по массе. Из них сплавлен кусок массой 12 кг с отношением содержания меди и никеля 4 : 1 . Найдите массу каждого исходного куска, если масса первого из них вдвое больше массы второго.

Решение

Пусть x — масса первого куска, y — масса второго куска, z — масса третьего куска. Если из этих кусков сплавлен кусок массой 12 кг, то первое уравнение можно записать как x + y + z = 12 .

Масса первого куска вдвое больше массы второго куска. Тогда второе уравнение можно записать как x = 2y .

Полученных двух уравнений недостаточно для решения данной задачи. Если второе уравнение подставить в первое, то мы получим уравнение 2y + y + z = 12 , откуда 3y + z = 12 . Это уравнение имеет бесчисленное множество решений.

Составим ещё одно уравнение. Пусть это уравнение будет описывать количество меди, взятого с каждого сплава и сколько меди оказалось в получившемся сплаве.

Если первый сплав имеет массу x , а медь и никель находится нём в отношении 2 : 1 , то можно записать, что в новом сплаве содержится Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектмеди от первого куска.

Если второй сплав имеет массу y , а медь и никель находится в нём в отношении 3 : 1 , то можно записать, что в новом сплаве содержится Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектмеди от второго куска.

Если третий сплав имеет массу z , а медь и никель находится в отношении 5 : 1 , то можно записать, что в новом сплаве содержится Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектмеди от третьего куска.

Полученный сплав имеет имеет массу 12 кг, а медь и никель находится в нём в отношении 4 : 1 . Тогда можно записать, что в полученном сплаве содержится Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектмеди.

Сложим Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект, Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспекти приравняем эту сумму к 9,6. Это и будет нашим третьим уравнением:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Попробуем решить данную систему.

Для начала упростим третье уравнение. Подставим в него второе уравнение и посмотрим, что из этого выйдет:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Теперь в главной системе вместо уравнения Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспектзапишем уравнение, которое мы сейчас получили, а именно уравнение 25y + 10z = 115,2

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Подставим второе уравнение в первое:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Умножим первое уравнение на −10 . Тогда система примет вид:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Сложим оба уравнения. Тогда получим простейшее уравнение −5y = −4,8 откуда найдём y равный 0,96 . Значит масса второго сплава составляет 0,96 кг .

Теперь найдём x . Для этого удобно воспользоваться уравнением x = 2y. Значение y уже известно. Осталось только подставить его:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит масса первого сплава составляет 1,92 кг .

Теперь найдём z . Для этого удобно воспользоваться уравнением x + y + z = 12 . Значения x и y уже известны. Подставим их куда нужно:

Системы линейных алгебраических уравнений и методы их решения конспект

Значит масса третьего сплава составляет 9,12 кг.

🔥 Видео

Система линейных уравнений. Общее решение. Метод ГауссаСкачать

Система линейных уравнений.  Общее решение. Метод Гаусса

Линейная алгебра, 7 урок, СЛАУ. Матричный методСкачать

Линейная алгебра, 7 урок, СЛАУ. Матричный метод

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэ

Метод Гаусса решения систем линейных уравненийСкачать

Метод Гаусса решения систем линейных уравнений

Математика Без Ху!ни. Система линейных уравнений. Метод Крамера.Скачать

Математика Без Ху!ни. Система линейных уравнений. Метод Крамера.

Исследование систем линейных уравнений на совместностьСкачать

Исследование систем линейных уравнений на совместность

10. Метод Крамера решения систем линейных уравнений.Скачать

10. Метод Крамера решения систем линейных уравнений.
Поделиться или сохранить к себе: