Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Видео:Принцип работы турбореактивного двигателяСкачать

Принцип работы турбореактивного двигателя

Основные теоретические положения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ АВИАЦИОННОГО КЕРОСИНА

Цель работы

Целью работы является освоение методики расчёта теплофизических параметров и состава многокомпонентной газовой смеси на примере продуктов сгорания авиационного керосина, а также исследование зависимости удельной теплоёмкости продуктов сгорания от их температуры и состава.

Основные теоретические положения

Взаимосвязь между термическими параметрами рабочего тела устанавливается уравнением состояния [1,2]

Во многих случаях достаточно точной для описания состояния газообразных рабочих тел и его изменения в различных процессах, происходящих в тепловых машинах, является модель идеального газа. Уравнение состояния для идеального газа имеет вид

В качестве рабочих тел в тепловых машинах и других технических устройствах для взаимного преобразования различных видов энергии используются различные газы, жидкости и (или) их пары.

Воздух и продукты сгорания углеводородных топлив, используемые в качестве рабочих тел в большинстве тепловых двигателей, работающих в атмосфере, являются многокомпонентными газами. Установлено, что смесь идеальных газов обладает свойствами идеального газа и для нее справедливо уравнение состояния (1.2). Однако при проведении расчётов возникает необходимость определения ряда параметров газовой смеси: молярной массы m, газовой постоянной R, удельной изобарной теплоёмкости сp, плотности r и др.

Они могут быть установлены достаточно просто при известном составе газовой смеси, который может быть выражен через массовые доли компонентов (число компонентов п)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение; (1.3)

объёмные доли компонентов

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(1.4)

или мольные доли

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,(1.5)

где величины с индексом i относятся к отдельным компонентам смеси. Здесь Vi – парциальный объём компонента, находящегося в смеси при парциальном давлении (такой объём компонент занимал бы при температуре Т и давлении p смеси).

Взаимосвязь массовых и объемных долей компонентов смеси идеальных газов выражается соотношениями

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.(1.6)

Уравнения для расчета параметров смеси идеальных газов при известных параметрах для отдельных компонентов имеют вид:

– молярная масса смеси

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/кмоль,(1.7)

– удельные газовые постоянные компонентов смеси

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кг·К),(1.8)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениекДж/(кмоль·К) – универсальная газовая постоянная;

– удельная газовая постоянная смеси

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кг·К),(1.9)

– удельная массовая теплоёмкость при постоянном давлении

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кг·К),(1.10)

– удельная массовая теплоёмкость при постоянном объёме по уравнению Майера

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениекДж/(кг·К),(1.11)

– удельная мольная теплоёмкость

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кмоль·К),(1.12)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кмоль·К) , (1.13)

– удельная объёмная теплоёмкость

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(нм 3 ·К),(1.14)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(нм 3 ·К).(1.15)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеобъём 1 киломоля газа при нормальных физических условиях (t0 =0 o С, р0 = 101325 Па),

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (1.16)

– парциальные давления компонентов

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Па. (1.17)

Значения истинных теплоёмкостей в уравнениях (1.10)…( 1.15) для отдельных компонентов зависят, главным образом, от температуры и задаются в табличной форме (табл. 1.6) или уравнениями вида сi = f(Т). Поэтому соответствующие параметры газовой смеси будут также являться функциями температуры.

В состав сухого воздуха входят следующие компоненты:

азот N2 ( Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,7803), кислород О2 ( Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,2099), аргон Аr ( Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,0094), водород Н2 ( Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,0001), диоксид углерода СО2 ( Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,0003) и некоторые другие примеси.

В практических расчётах обычно принимают воздух состоящим из кислорода и атмосферного азота, относя к азоту все примеси. При этом объёмные доли компонентов принимают равными: Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,21, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,79 , а массовые доли– Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=0,232, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=0,768 .

Зависимости истинных теплоёмкостей cр = f(Т) для компонентов воздуха и продуктов сгорания углеводородных топлив в диапазоне температур Т= 600…1300 К могут быть аппроксимированы полиномами вида

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кДж/(кг·К).(1.18)

Значения mi , Ri и коэффициенты полинома (1.18) даны в табл. 1.1.

Значения mi , Ri и коэффициенты полинома (1.18)

Газmi ,Ri ,Коэффициенты полинома
Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеа0а1а2
Атмосферный азот N2атм28,150,29540,874550,36339-0,0811
Кислород О20,25980,777230,47505-0,16188
Диоксид углерода СО20,18890,672090,84759-0,28332
Водяной пар Н2О0,46151,601600,682620,00771
Оксид углерода CO0,29680,864210,43879-0,11824

Помимо истинных теплоемкостей в расчетах могут применяться также их средние для интервала температур значения. За начальную температуру при вычислении средней теплоемкости газа может приниматься t0 = 0 о С или T0 = -273,15 о С (0 K).

В первом случае средняя теплоемкость определяется по формуле

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (1.19)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.(1.20)

Соответственно энтальпии могут вычисляться по формулам

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,(1.21)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.(1.22)

При этом будут соблюдаться условия: Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, а Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, т.е. Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Использование средних теплоемкостей Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, отсчитанных от 0 о С, практически является неудобным, так как в расчетные термодинамические формулы входит абсолютная температура, поэтому в большинстве случаев используются величины Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

В термодинамических процессах с изменением температуры T Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение[Т1;Т2] средняя для процесса удельная теплоемкость может быть определена по формуле

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.(1.23)

Элементарный химический состав углеводородного топлива с условной формулой СхНу может быть определен с учетом соотношений

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,(1.24)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,(1.25)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение12,01 , Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение1,008 – условные атомные массы, а Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение массовые доли углерода и водорода в топливе.

Расчётный состав продуктов сгорания определяется в первом приближении по основным компонентам СО2,СО, Н2О, N2атм, О2 в пренебрежении диссоциацией компонентов вследствие относительно низких температур газа.

Если пренебречь наличием в продуктах сгорания весьма незначительных концентраций несгоревших углеводородовСхНуи частиц углерода (дыма), то всю невыделившуюся теплоту сгорания топливаQнеп.сгор. можно отнести к незавершенности реакции СО®СО2

где Q(СО ® СО2) = 285500 кДж/кмоль – экзотермический тепловой эффект этой реакции.

Тогда из уравнения

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениенеп.сгор. = Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

можно определить массовый секундный расход оксида углерода СО за камерой сгорания двигателя

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.26)

Здесь Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(кг/с) – секундный расход топлива, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(кДж/кг) – низшая теплотворная способность топлива (без конденсации водяных паров), Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение– коэффициент полноты сгорания топлива.

Массовый расход элементов, участвующих в реакциях горения, и полученных компонентов газовой смеси можно определить из приводимых ниже стехиометрических уравнений горения элементов топлива.

1. Реакция неполного сгорания углерода такова

1 кмоль 0,5кмоль 1кмоль

12 кг 16 кг 28 кг

Количество углерода, окисленного в его оксид СО

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с.(1.27)

Количество прореагировавшего при этом кислорода определяется как

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с.(1.28)

Количество углерода в топливе, не участвующего в реакции

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.29)

2. Реакция окисления углерода в его диоксид СО2 такова

1 кмоль 1 кмоль 1кмоль

12 кг 32 кг 44 кг

Количество образовавшегося СО2 равно

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.30)

Количество прореагировавшего при этом кислорода определяется как

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.31)

3. Реакция окисления водорода в воду Н2О такова

1 кмоль 0,5 кмоль 1кмоль

2 кг 16 кг 18 кг

Количество образовавшейся воды Н2О равно

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с.(1.32)

Количество прореагировавшего при этом кислорода определяется как

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с.(1.33)

4. Общее количество кислорода, участвовавшего в реакциях горения, равно

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.34)

5. Количество остаточного кислорода в продуктах горения составляет

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.35)

Здесь Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(кг/с) – массовый расход воздуха на входе в двигатель.

3. Описание экспериментальной установки

В качестве исследуемой многокомпонентной газовой смеси выступают продукты сгорания авиационного керосина ТС-1. Регулирование их состава в экспериментах осуществляется за счет различного соотношения массовых расходов сжигаемого топлива Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи воздуха Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениев камере сгорания. Состав топливовоздушной смеси обычно характеризуют коэффициентом избытка воздуха a, определяемым по формуле:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (1.36)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кгвозд/кгтопл – количество воздуха, теоретически необходимого для сгорания 1 кг топлива. Сжигание керосина осуществляется в камере сгорания малоразмерного турбореактивного двигателя (ТРД) ТС-20, схема которого показана на рис. 1.1.

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Рис. 1.1. Схема ТРД ТС-20 с контрольными сечениями:

1 – входное устройство с мерным участком, 2 – компрессор,

3 – камера сгорания, 4 – турбина, 5 – реактивное сопло

Последующее расширение газа в турбине и реактивном сопле с понижением температуры газа позволяет провести исследование зависимости удельной теплоемкости и показателя адиабаты продуктов сгорания различного состава от температуры: c = f(Т),k = f(Т).

При проведении эксперимента устанавливаются следующие параметры:

1. Давление р0 в окружающей среде, измеряется барометром в мм рт.ст.

2. Температура окружающей среды t0, измеряется спиртовым термометром в градусах Цельсия.

3. Перепад давления Dрм в мерном участке входного устройства, измеряется водяным пьезометром в мм вод.ст.

4. Полное давление Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеза компрессором, измеряется по избыточному давлению с помощью образцового манометра (100 делений шкалы соответствуют избыточному давлению Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеизб.= 2,5 кг/см 2 = 245250 Па).

5. Полная температура Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеза компрессором, измеряется хромель-копелевой (ХК) термопарой с регистрацией величины термоэлектродвижущей силы милливольтметром, шкала которого проградуирована в градусах Цельсия (Dt2 * = Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеtх.сп., где tх.сп – контролируемая в ходе опытов температура холодного спая термопары, служащая точкой отсчёта при измерениях).

6. Статическое давление р4 за турбиной, измеряется по избыточному давлению с помощью образцового манометра (100 делений шкалы соответствуют избыточному давлению Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеизб. = 1,6 кг/см 2 =156960 Па).

7. Полная температура Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеза турбиной, измеряется хромель-алюмелевой (ХА) термопарой с регистрацией величины термоэлектродвижущей силы милливольтметром, шкала которого проградуирована в градусах Цельсия (Dt4 * = Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеtх.сп. ).

8. Полное давление р5 * на срезе сопла, измеряется по избыточному давлению с помощью образцового манометра (100 делений шкалы соответствуют избыточному давлению Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеизб.= 1,6 кг/см 2 = 156960 Па).

9. Объемный расход топлива Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, измеряется с помощью расходомера ТРД-4, установленного в системе топливопитания двигателя, и электронноцифрового частотомера ЧЗ-24 (fV ).

10. Частота вращения ротора турбокомпрессора п, измеряется с помощью тахометра ДТЭ-2 и частотомера ИЧ-6 (fп).

При выполнении лабораторной работы проводятся три эксперимента при различных режимах работы двигателя, отличающихся расходом топлива и числом оборотов ротора.

Результаты экспериментов вносятся в таблицу опытных данных (табл. 1.2).

Режимfпр0t0Dрм Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеD Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениер4D Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениер5 *fV
Гцмм рт.ст.о Cмм вод.ст.делен.o Cделен.o Cделен.Гц
1.
2.
3.

4. Обработка результатов эксперимента

1. Прежде всего, необходимо перевести результаты измерений в единицы измерения системы СИ. Для этого используются следующие соотношения для единиц давлений:

1 мм рт.ст.=1 торр=133,6 Па; 1 мм вод.ст.=9,81 Па;

1 кг/см 2 = 9,81×10 4 Па.

Абсолютные давления по сечениям двигателя определяются с привлечением измеренных избыточных давлений

Температуры по сечениям двигателя определяются по формуле

Здесь температура холодного спая принимается tх.сп.= t0, где t0 – температура воздуха в лаборатории.

Частота вращения ротора турбокомпрессора п равна

Объёмный расход топлива определяется по формуле

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, л/с. (1.38)

Данные первичной обработки результатов экспериментов вносятся в табл. 1.3.

Данные первичной обработки результатов эксперимента

Режимfпр0Т0Dрм Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеабс. Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениер4 абс. Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениер5 * абс. Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение
Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеПаКПаПаКПаКПа Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение
1.
2.
3.

2. Необходимыми данными для обработки результатов опытов являются:

а) характеристики керосина ТС-1:

– низшая теплотворная способность Ни = 42914 кДж/кг;

– стехиометрический коэффициент топлива Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=14,9 кгвозд/кгтопл;

– плотность топлива rТ = 0,775 ×10 3 кг/м 3 =0,775 кг/л ;

б) технические характеристики двигателя ТС-20:

– площадь входного устройства в мерном сечении Fм = 109,4×10 -4 м2 ;

– коэффициент полноты сгорания в камере hГ =0,97;

– коэффициент потерь полного давления в камере сгорания sк.с.= 0,92.

3. Расход воздуха находится по формуле

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с, (1.39)

где удельный объем воздуха Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениев мерном сечении находится из уравнения состояния

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, м 3 /кг. (1.40)

Здесь Rв = 287 Дж/(кг×K) – газовая постоянная воздуха.

Учитывая, что Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, для более точного расчёта можно воспользоваться формулами

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Па, (1.41)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, К. (1.42)

Здесь Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение1005 Дж/(кг·К) – удельная теплоемкость воздуха.

Скорость воздуха в мерном сечении определяется как

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, м/с. (1.43)

Здесь Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(м 3 /кг) – первоначально найденное приближенное значение удельного объема в мерном сечении.

4. Массовый расход топлива равен

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.44)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кг/с. (1.45)

6. Коэффициент избытка воздуха в камере сгорания

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. (1.46)

7. Относительный расход топлива

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, кгтопл/кгвозд (1.47)

8. Среднемассовая температура газа Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеперед турбиной может быть найдена из приближенного уравнения теплового баланса при горении топлива

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. (1.48)

В (1.48) Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение– условная средняя теплоемкость при подводе теплоты в камере сгорания. Отсюда вместо (1.48) имеем:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. (1.49)

Хорошее совпадение с результатами точного расчета величины Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеполучается при Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениер =1,1242 кДж/(кг·К). В связи с относительно небольшими скоростями газа в камере сгорания и за турбиной можно приближенно принять равенство статических и температур торможения Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

9. Считая в первом приближении изменение параметров газа в реактивном сопле, протекающим по обратимой адиабате, принимаем Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Тогда статическая температура газа на срезе сопла Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеможет быть найдена из уравнения изоэнтропического торможения газа в выходном сечении сопла:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, К. (1.50)

Здесь принимается, что Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение1,33 и при полном расширении газа в реактивном сопле имеем p5 = p0 .

10. Массовый состав продуктов горения определяется как

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (1.51)

где значения Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеопределяются по формулам (1.26), (1.30), (1.32), (1.35) соответственно, а Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Контрольная проверка расчётов исходит из их удовлетворения формуле Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

11. Объёмные доли компонентов газовой смеси ri определяются по формуле (1.6), а контрольная проверка расчетов основывается на формуле Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

12. Удельная истинная теплоемкость при постоянном давлении для компонентов газовой смеси cрi при температурах Т3, Т4, Т5 определяется по формуле (1.18) или по данным таблицы 1.6 методом интерполяции.

Полученные данные для каждого режима работы двигателя вносятся в табл. 1.4.

Расчётные данные для каждого режима

ГазgiriT3 = , KT4 = , KT5 = , K
cp , кДж/(кг·К)cp , кДж/(кг·К)cp , кДж/(кг·К)
N2 атм
О2
СО2
Н2О
СО

13. Удельная газовая постоянная газовой смеси R – по формуле (1.9).

14. Молярная масса газовой смеси m – по формуле (1.7).

15. Удельная истинная теплоемкость при постоянном давлении cр для газовой смеси – по формуле (1.10).

16. Удельная истинная теплоемкость при постоянном объеме cV для газовой смеси – по формуле (1.11).

17. Показатель адиабаты газовой смеси k – по формуле (1.16).

Полученные данные для трёх режимов сводятся в табл. 1.5.

Результаты расчёта для трех режимов работы ТРД

Режимaк.с.m, кг/кмольR, кДж/ (кг·К)T3, Kcp3, кДж/ (кг·К)cv3, кДж/ (кг·К)k3

Продолжение табл. 1.5

РежимT4, Kcp4, кДж/ (кг·К)cv4, кДж/ (кг·К)k4T5, Kcp5, кДж/ (кг·К)cv5, кДж/ (кг·К)k5

По результатам расчетов строятся графики зависимостей удельной теплоемкости и показателя адиабаты для продуктов сгорания в виде:

5. Требования к отчёту

Отчёт по лабораторной работе должен включать краткую информацию по теоретической части, схему экспериментальной установки с указанием контрольных сечений проточной части ТРД, таблицы результатов 3-х экспериментов и результатов проведённых расчётов, графики зависимостей

и выводы по работе. В них следует резюмировать полученные данные о массовом и объёмном составе продуктов горения керосина и проанализировать характер протекания зависимостей

При оформлении отчёта следует придерживаться следующих правил:

1. Результаты промежуточных вычислений фиксируются с точностью до 5 значащих цифр (например, р = 101320 Па, Т = 413,15 К, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение= 0,95371 кг/с, qт = 0,020351, cp = 1,1242 кДж/кг). Конечные результаты округляются до 4 значащих цифр (cp = 1,124 кДж/кг, k=1,312).

2. Вычисления представляются в следующей форме: расчётная формула, числовая подстановка, результат расчёта.

3. У результатов расчёта, представляющих собой размерные величины, обязательно указывается единица измерения.

4. При построении графиков вначале оцениваются диапазоны варьирования параметров и с их учётом наносятся равномерные шкалы, проставляются масштабные числа и с использованием этих масштабов наносятся экспериментальные или расчётные данные. При выборе масштабов должен использоваться предпочтительный ряд чисел: 1; 2; (2,5); 4; 5 и кратные им числа; использование в масштабах чисел 3; 6; 7; 9; 11; 13 и т.д. не допускается.

Истинные массовые теплоёмкости газов в составе продуктов сгорания керосина при постоянном давлении (по спектроскопическим данным [3]) в кДж/(кг×К) представлены в табл. 1.6.

Истинные массовые теплоёмкости газов в составе продуктов сгорания керосина при постоянном давлении (по спектроскопическим данным [3]) в кДж/(кг×К)

Видео:Как заправляют самолёты? Авиационный керосин / ENG SubsСкачать

Как заправляют самолёты? Авиационный керосин / ENG Subs

Общие указания

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Закрепление знаний и приобретение практических навыков по темам:

а) Определение теплового эффекта химической реакции горения и температуры продуктов сгорания;

б) Определение теплоты сгорания углеводородных топлив;

в) Основные положения теории детонации;

г) Основные параметры камер сгорания авиационных ГТД.

2.1. Проверка готовности студентов к выполнению

2.2. Выдача заданий . . 5 мин.

2.3. Выполнение расчётов по названным темам. .мин.

2.4. Анализ полученных результатов расчётовмин.

2.5. Контрольный опрос и подведение итогов занятий мин.

Практическое занятие № 1

Тема: «Определение теплового эффекта химической реакции горения и температуры продуктов сгорания»

1. Основные сведения

Горением называют физико-химический процесс, при котором химическое превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии и тепло — и массообменом с окружающей средой. Горение может начаться самопроизвольно в результате самовоспламенения (когда, например, температура окружающей среды оказывается равной или больше температуры воспламенения вещества) либо быть инициированным зажиганием (например, в авиационных двигателях при использовании дугового разряда свечи или пламени из специального воспламенителя).

Уравнение первого закона термодинамики для процесса, сопровождающегося химическими превращениями, в дифференциальной форме имеет следующий вид:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(1)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— количество выделившейся теплоты (при экзотермической реакции) или поглощённой (при эндотермической реакции); Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— изменение внутренней энергии вещества; Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— дифференциал работы расширения; Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— дифференциал других возможных видов работы, совершающейся в процессе химической реакции (например, электрической работы, магнитной работы и др.).

В термохимии под тепловым эффектом реакции понимается величина Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениепри неизменных Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеили Т или при неизменных р и Т и при условии, что системой может производиться работа расширения, а Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=0. В соответствии с этим в химической термодинамике пользуются двумя значениями тепловых эффектов: теплового эффекта изохорно-изотермической реакции Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи теплового эффекта при изобарно-изотермической реакции Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Для изохорно-изотермического процесса работа расширения равна нулю (Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=0), и поскольку согласно условию Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=0, уравнение первого закона термодинамики принимает вид Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеили в интегральной форме

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(2)

Для изобарно-изотермической реакции уравнение первого закона термодинамики принимает следующий вид

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(3)

или в интегральной форме

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(4)

Здесь Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— дифференциал энтальпии (теплосодержания) вещества, а разность Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— изменение теплосодержания вещества; Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— работа техническая системы.

Поскольку внутренняя энергия и энтальпия являются функциями состояния вещества (Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение), значения Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеопределяются соответствующими начальными и конечными состояниями системы.

На основании этого постулата русский химик в 1840 году сформулировал закон: тепловой эффект реакции, состоящей из нескольких промежуточных стадий, не зависит от этих промежуточных стадий или их последовательности, а полностью определяется начальным и конечным состояниями системы.

Закон Гесса может быть выражен также следующим образом: если система посредством ряда химических превращений совершает круговой процесс при неизменных температуре и объёме или при неизменных температуре и давлении, то алгебраическая сумма тепловых эффектов должна быть равна нулю.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

1. Определить тепловой эффект реакции неполного сгорания углерода при постоянном давлении

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (неполное окисление углерода)

если известны тепловые эффекты при Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение=760 мм рт. ст. = 101325 Па и t=25оС двух других реакций:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— полное окисление углерода;

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— полное окисление окиси углерода.

На основании закона Гесса можно написать:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, так как в данном случае имеет место изобарно-изотермический круговой процесс. Отсюда получаем

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

При определении параметров продуктов химической реакции, представляющих смесь различных газов (компонентов), используют следующие законы:

— Дальтона (давление смеси р равно сумме парциальных давлений её компонентов)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, где п – количество компонентов в смеси газа; (5)

— Амага (объём смеси V равен сумме парциальных объёмов её компонентов)

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(6)

— уравнение состояния для идеального газа

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, (7)

где т – масса газа, кг; R – газовая постоянная, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Для газа массой 1 кг это уравнение принимает вид:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(8)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— удельный объём, Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Величина, обратная удельному объёму, называется плотностью Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Состав смеси задаётся объёмными (молярными) или массовыми долями.

Объёмной долей Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеназывают отношение парциального объёма компонента к объёму смеси:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(9)

Отсюда получаем, что сумма объёмных долей компонентов смеси равна единице:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(10)

Массовой долей Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеназывают отношение массы компонента Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениек массе смеси:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(11)

Отсюда получаем, что сумма массовых долей компонентов смеси равна единице:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(12)

Пересчёт объёмных долей в массовые и обратно производится на основании закона Авогадро (отношение объёмов компонентов в смеси равно отношению количества молекул этих компонентов):

а) известны массовые доли компонентов, необходимо определить их объёмные доли

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— молярная масса компонента; (13)

б) известны объёмные доли компонентов, необходимо определить их массовые доли

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(14)

Если известны объёмные доли компонентов смеси, то её молярная масса находится по формуле:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(15)

Газовая постоянная для каждого из компонентов смеси определяется формулой:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, где 8314.4 Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— универсальная газовая (16)

Газовая постоянная смеси рассчитывается по одной из формул:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(17)

Парциальное давление компонентов смеси рассчитывается из условия, что температура каждого компонента Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеравна температуре смеси Тсм:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(18)

В качестве примера рассмотрим следующие задачи:

Задача 1. Атмосферный воздух содержит приблизительно 23 % (по массе) кислорода О2 (молярная масса Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение) и 77 % азота (молярная масса

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение). Каковы в процентах объёмные доли газов?

а) для кислорода Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

б) для азота Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

или Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Задача 2. Чему равна молярная масса воздуха при условиях, указанных в задаче 1?

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Задача 3. Продукты сгорания керосина в авиационном ГТД имеют следующий состав в массовых долях:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Определить газовую постоянную и плотность продуктов сгорания, а также парциальное давление отдельных газов, если Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

1. Находим молярные массы компонентов смеси, используя их химические формулы:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

2. Определяем газовые постоянные компонентов смеси;

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

3. Находим газовую постоянную смеси газов – продуктов сгорания

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

4. Из уравнения состояния для 1 кг смеси газов определяем плотность

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

5. Рассчитывается молярная масса смеси газов

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеСгорание керосина в двигателе самолета уравнение

6. Определяется парциальное давление компонентов, составляющих смесь:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Задача 4. Давление в баллонах кислородной системы самолета р1=4 МПа, температура кислорода t=20оС. Определить:

— массу кислорода в баллонах, если их суммарный объём равен V=48 л.;

— какое количество кислорода надо заправить в баллоны, чтобы повысить его давление до 15 МПа.

1. Из уравнения состояния находим массу кислорода в баллонах:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— газовая постоянная для кислорода;

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— абсолютная температура.

2. Из уравнения состояния, написанного для исходной массы и для требуемой, получаем

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Задача 1. Определить тепловой эффект Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеследующей реакции получения водорода:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение,

если известны тепловые эффекты образования реагирующих веществ:

— углекислого газа Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеСгорание керосина в двигателе самолета уравнение;

— водяного пара Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеСгорание керосина в двигателе самолета уравнение;

— метана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеСгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

Буквой (г) обозначены агрегатные состояния реагирующих веществ.

Задача 2. Продукты сгорания керосина в авиационном ГТД имеют следующий состав в массовых долях:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Определить газовую постоянную и плотность продуктов сгорания, а также парциальное давление отдельных газов, если Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

3. Контрольные вопросы для зачета по практическому занятию № 1

1. Уравнение состояния идеального газа для 1 кг газообразного вещества, где оно было использовано?

2. Дайте определение процесса горения.

3. Напишите и поясните уравнение первого закона термодинамики для изохорно-изотермической химической реакции.

4. Напишите и поясните уравнение первого закона термодинамики для изобарно-изотермической химической реакции.

5. Дайте формулировку закона Гесса и пример его использования.

Отчёт о работе должен содержать:

— условия задач №1 и №2;

— алгоритм решения задач;

— результаты решения задач.

Практическое занятие № 2

Тема: «Определение теплоты сгорания углеводородных топлив»

1. Основные сведения.

Топливом называют горючие вещества, применяемые для получения при их сжигании тепловой энергии; основная составная часть – углерод С. Топливо для авиационных двигателей может быть в виде жидкости или газа

Практически все жидкие топлива пока получают путём переработки нефти. Сырую нефть нагревают до 300…370оС, после чего полученные пары разгоняют на фракции, конденсирующиеся при различной температуре tк: сжиженный газ (выход около 1%), бензиновую (около 15 %, tк=30…180оС), керосиновую (около 17%, tк=120…135оС), дизельную (около 18%, tк=180…350оС). Жидкий остаток с температурой начала кипения 330…350оС называется мазутом. Указанные фракции служат исходным сырьём для получения смазочных материалов и топлив для двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей – бензина, керосина, дизельных топлив и т. д.

Сжиженный газ, получаемый при первичной переработке нефти согласно ГОСТ с изменениями от 01.03.84 г. и 01.07.86 г., выпускают в виде технического пропана (не менее 93% Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, технического бутана (не менее 93% Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи их смеси. Температура конденсации пропана при атмосферном давлении равна – 44.5оС, а бутана +5оС; соответственно

при 20оС давление паров пропана составляет около 0.8, а бутана – около 0.2 МПа. Поэтому эти газы транспортируют в жидком виде в баллонах под небольшим давлением (менее 2 МПа).

К газообразным топливам относится прежде всего природный газ, основным компонентом которого является метан Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(около 95 %), кроме того в газе различных месторождений содержатся небольшие количества азота Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, высших углеводородов Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, диоксида углерода Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. При добыче нефти выделяется так называемый попутный газ, содержащий 40…80% метана и других более тяжелых углеводородов. Из такого газа можно получать бензин или широкую фракцию легких углеводородов. Последняя является сырьём для получения пропанбутановой фракции (40%) и конденсированного топлива (60%), называемого АСКТ.

АСКТ представляет собой смесь предельных углеводородов от этана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(0…2%), пропана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(10…20%), бутана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(40…50%), пентана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(40…50%) и гексана Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(10…15%). Отличительной особенностью АСКТ является отсутствие метана в связи с его низкой температурой кипения (-161оС), низкой критической температурой (-82.6оС), а также высоким давлением насыщенных паров (при температурах от -60оС до +40оС). Такие свойства жидкого метана потребуют необходимость создания для баков, арматуры и коммуникаций топливных магистралей новых хладостойких и более прочных конструкционных и уплотнительных материалов, а также высококачественной низкотемпературной теплоизоляции, предотвращающей быстрое выкипание метана и обледенение конструкции.

Под теплотой сгорания понимается количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании единицы топлива. Теплоту сгорания твердого и жидкого топлива обычно относят к 1 кг, а газообразного – к 1 м3 (в нормальных условиях: температура 0оС, давление 760 мм рт. ст.=1.01325Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение) рабочей, сухой или горючей массы топлива. По ГОСТ 147-74 с изменениями от 01.01.2001 г. и 01.01.1985 теплота сгорания определяется в так называемой калометрической бомбе, представляющей собой металлический стакан, в который помещается проба топлива (около 1г) и нагнетается кислород давлением около 3 МПа. Сосуд помещается в заполненный водой комнатной температуры калориметр, при помощи которого определяется количество выделяющейся при сгорании теплоты.

Продукты сгорания пробы топлива остаются в калометрической бомбе и охлаждаются в ней до комнатной температуры. При этом вода, образующаяся при сгорании водорода и содержащаяся во влажном топливе, оказывается в жидком виде. Если в результате сгорания вода получается в виде жидкости, теплота сгорания называется высшейСгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

В технических устройствах вода обычно выбрасывается вместе с продуктами сгорания в виде пара. Если в результате сгорания вода получается в виде пара, теплота сгорания называется низшейСгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Она меньше, чем Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, на количество затрат теплоты на испарение. В Российской Федерации и ряде других стан обычно оперируют низшей теплотой сгорания на рабочее состояние Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. В США и Великобритании теплотехнические расчёты выполняют на основе высшей теплоты сгорания.

Процесс сгорания углеводородных топлив заключается в распаде составляющих его сложных соединений на простые молекулы и группы атомов и в окислении входящих в их состав углерода и водорода кислородом воздуха.

Высшая теплота сгорания может быть определена по формуле

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(1)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— содержание углерода в топливе в процентах; Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— содержание водорода в топливе в процентах; Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— содержание кислорода в топливе в процентах;

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— содержание серы в топливе в процентах.

Например, для нормального топлива – авиационного керосина: Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Кислород и сера в топливе отсутствуют. Тогда

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениетак как Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Низшая теплота сгорания топлива находится по формуле:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(2)

где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— количество водяного пара, содержащегося в продуктах сгорания 1 кг топлива. Например, при сгорании 1 кг водорода в камере сгорания авиационных двигателей образуется 9 кг водяного пара Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, поэтому для нормального топлива находим количество пара Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Отсюда для данного топлива имеем: Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

При наличии кислорода и серы (в зависимости от месторождения нефти) авиационные керосины марки ТС-1 и РТ имеют Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

В случае задания химической формулы углеводородного топлива доля углерода и водорода определяется в зависимости от молярной массы С и Н.

Например, метан, химическая формула Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Молярная масса углерода 12 Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, а водорода в данном топливе равна 4 Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение. Отсюда молярная масса метана равна 12 + 4 =16 Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение; доля углерода в метане составляет Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение(75 %), а доля водорода, соответственно 0%).

Высшая теплота сгорания метана может быть определена по формуле:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

а низшая теплота сгорания метана равна

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Отклонение от значения, приведенного в таблице 1, составляет

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение

2. Порядок выполнения работы.

1. Задается вид топлива из таблицы 1.

2. Определяется атомная масса газа и доли углерода и водорода в топливе.

3. Рассчитывается газовая постоянная по формуле:

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение, где Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— масса одного киломоля газа,Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение;

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение— универсальная газовая постоянная.

4. Определяются высшая Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеи низшая Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениетеплота сгорания топлива.

5. Производится оценка содержания примесей в топливе на основе величины отношения табличной величины Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениек найденному значению Сгорание керосина в двигателе самолета уравнение.

3. Контрольные вопросы к практическому занятию № 2

1. Укажите состав и основные характеристики газообразного топлива.

2. Укажите состав и основные характеристики жидкого топлива.

3. Что называется теплотой сгорания топлива?

4. Напишите и поясните формулу Менделеева Дмитрия Ивановича для определения теплоты сгорания топлива.

4. Оформление отчёта:

1. Основные характеристики заданного топлива.

2. Алгоритм и результаты расчета высшей и низшей теплоты сгорания топлива.

Теплофизические свойства газовых топлив, авиакеросина ТС-1

Видео:Самолёт и керосинСкачать

Самолёт и керосин

ГОРЕНИЕ И ОКИСЛЕНИЕ

|/ак идёт горение в примусе и керосинке. Наиболее яр — ким примером химических реакций, идущих при уча­стии кислорода воздуха, является горение — тот процесс, с помощью которого мы получаем тепло и свет. Какое бы

Топливо мы ни сжигали — уголь или дрова, керосин или бензии, спирт или светильный газ — главная химическая реакция при горении их одна и та же: углерод и водород, входящие в состав молекул топлива, соединяются с кис­лородом воздуха и образуют углекислоту и воду. Общеиз­вестно, что керосинка даёт жёлтое, светящее пламя, а при­мус — голубое или фиолетовое, почти не светящее пламя. В обоих случаях топливо одно и то же — керосин. По­чему же это происходит?

Керосин — это смесь различных углеводородов, соеди­нений углерода с водородом. Для примера возьмём один из углеводородов керосина — нонан, имеющий состав СуНго. При горении нонан соединяется с кислородом и об­разуются углекислота и вода. Начальное и конечное со­стояния этого процесса можно изобразить химическим уравнением:

С9Н20 + 1402 — 9 С02 + 10 Н20 (пар) + теплота,

Написав такое уравнение, мы допустили, что углеводород сгорает полностью. Это и происходит в исправном примусе. В примусе керосин поступает в горелку под давлением. Испаряясь в нагретой горелке й вырываясь сильной струёй через форсунку, керосин хорошо перемешивается с воз­духом. Смесь получается настолько богатой кислородом, что керосин сгорает полностью. Кроме того, пары керо­сина, проходя через раскалённую часть горелки, не только нагреваются, но и химически изменяются: сложные моле­кулы углеводородов при температуре 400—500 градусов распадаются на более простые, сгорающие легче. Этот распад обычно сопровождается выделением небольшого количества твёрдого углерода — кокса; кокс постепенно засоряет горелку, поэтому время от времени её нужно «прожигать».

Мы знаем, что керосинка всегда даёт копоть или сажу, то-есть очень мелкие частицы угля. Значит, в керосинке идёт неполное сгорание керосина. Керосин испаряется с поверхности фитиля и только тут смешивается с возду­хом. Количество воздуха внутри пламени оказывается не­достаточным. Поэтому и образуются мельчайшие раска­лённые частички угля, от которых ярко светится пламя.

Почему дрова и каменный уголь, сгорая, дают пламя, а древесный уголь горит без пламени? Различные виды твёрдого топлива сгорают по-разному: дрова и каменный

Уголь образуют при горении пламя, а древесный уголь пламени не даёт. Какова же разница между ними?

Древесная масса и каменный уголь — смеси сложных веществ, богатых углеродом. Они содержат также кисло­род и водород. При нагревании дров и каменного угля сложные вещества расщепляются на более простые и в то же время более летучие вещества. Эти вещества, сго­рая, и образуют пламя. Дрова дают большее пламя, чем каменный уголь: они образуют больше летучих веществ.

Древесный же уголь получают неполным сожжением дерева. Хороший древесный уголь — это почти чистый уг­лерод; к нему примешаны только минеральные — вещества, дающие после сгорания золу. Поэтому древесный уголь не образует летучих продуктов и горит без пламени.

Все жидкие вещества и горючие газы, разлагающиеся при высокой температуре с выделением летучих продук­тов, при горении образуют пламя. Твёрдые вещества, не способные давать летучие продукты разложения, горят без пламени. При неполном горении всегда образуется дым, состоящий из твёрдых частичек несгоревшего угля и газообразных продуктов горения — окиси углерода, уг­лекислоты, водяных паров.

Почему керосиновая лампа коптит, а рано закрытая печка даёт угар. Мы можем управлять химическими реакциями, заставлять их протекать нужным нам обра­зом. Примеры этому легко найти в нашем быту.

Керосиновая лампа стала коптить. Ясно, что если вы­деляется копоть, горение идёт не полно. Мы убавили фи­тиль — копоть перестала образовываться. Почему? По­тому, что мы изменили условия горения. Убавив фитиль, мы уменьшили скорость испарения керосина. Количество же поступающего в лампу воздуха осталось прежним. Поэтому горение стало более полным.

А почему рано закрытая печь даёт угар? — Потому, что нарушается режим горения и вместо одной реакции идёт другая. При недостатке воздуха, поступающего в печь, горение идёт не до конца: вместо углекислоты, СО2, обра­зуется окись углерода или, как её иначе называют, угар­ный газ СО. Угарный газ невидим, так как, в отличие от дыма, он не содержит твёрдых частиц. Он очень ядовит.

Окись углерода образуется и при открытой трубе, но так как приток кислорода в печь достаточный, она сгорает и образует углекислоту, уходящую в трубу
(рис. 7, А). При закрытой же трубе продукты горения вы­ходят через печную дверцу в помещение. Если в печи осталось слишком много раскаленного угля, то притока воздуха хватает только на образование окиси углерода и в комнате появляется угар (рис. 7, £).

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеСгорание керосина в двигателе самолета уравнение

Рис. 7. А нормальное горение при открытой трубе; Б — образование угар­ного газа при большом количестве угля и закрытой трубе.

Сгорание керосина в двигателе самолета уравнениеЭти простые примеры показывают, что, изменяя со­отношения между количествами реагирующих веществ, можно управлять хи­мической реакцией.

Чем отличается горение в печи от го­рения в живом орга­низме? В печке сго­рает топливо. Для организма топливом служит пища. И в организме и в печке углеродистые веще­ства сгорают, пре­вращаясь в углеки­слоту и в воду.

В этом — сходство.

Разница же состоит в том, что в печке горение происходит при высокой тем­пературе, а в живом организме — при низкой и значи­тельно медленнее.

В печах, особенно промышленного типа — доменных, стекольных и др., температура превышает 1000 градусов. Тело человека имеет в среднем температуру 36,6 градуса. Химики установили, что повышение температуры на 10 градусов почти удваивает скорость реакции. Значит, го­рение в печи идёт во много раз быстрее, чем в организме.

Однако дело не только в этом. При высокой темпера­туре реакция может протекать совсем иным путём. При 1000 градусов некоторая часть молекул кислорода (около 1,5 процента) распадается на атомы: 02^20. Значит, горение при высоких температурах можно объяснить тем, что с топливом вступают в реакцию свободные атомы кислорода, число которых по мере их расходования по­полняется путём распада, диссоциации, новых молекул кислорода. Но в живых организмах молекулы кислорода не могут распадаться на атомы. Каким же образом происходит горение в организмах?

Общую теорию таких процессов разработал в конце прошлого столетия русский академик А. Н. Бах. Рядом опытов с простыми углеродистыми соединениями и с ве­ществами, содержащимися в животных и растительных организмах, А. Н. Бах доказал, что при обыкновенной тем­пературе к молекулам этих веществ присоединяются це­лые молекулы кислорода. При этом образуются такие со­единения, которые способны окислять другие вещества так же легко, как и атомарный кислород. Эти соединения, на­зываемые перекисями, являются промежуточными продуктами окисления.

Как же построены молекулы перекисей и какими свой­ствами они обладают?

Познакомимся сначала с простейшей перекисью — пе­рекисью водорода Н202. Строение её изображается фор­мулой Н—О—О—Н. Перекись водорода неустойчива, при хранении она медленно разлагается на воду и кислород: Н202=Н20+0. Значит, один из атомов кислорода в пере­киси «подвижен»,«активен». Поэтому перекись водорода является хорошим окислителем.

В организмах животных и растений перекиси водорода нет, но с группой атомов —О—О—, характерной для пе­рекисей, могут быть связаны атомы углерода органиче­ских соединений. Такие перекиси называют переки­сями органических соединений, и они обна­ружены в живых организмах. Им-то и принадлежит та исключительная роль в процессах медленного окисления в организме, на которую указал А. Н. Бах.

В организмах животных окисление пищевых материа­лов происходит в крови. В красных кровяных тельцах на­ходится сложное белковое вещество, гемоглобин, окрашивающий кровь в красный цвет. В состав гемогло­бина входит железо, придающее ему способность соеди­няться с кислородом. При дыхании гемоглобин окисляется (в лёгких) и превращается в оксигемоглобин. Сам оксигемоглобин не является настоящей перекисью, так как он отдаёт весь присоединённый кислород, а не половину, как это делают истинные перекиси. Но он легко превра­щает в перекиси некоторые пищевые вещества, попадаю­щие в кровь, отдавая им свой кислород, и вновь переходит в гемоглобин. Кислород расходуется на окисление пище­вых материалов, на выработку энергии, необходимой для поддержания жизни.

Есть ли разница между горением и окислением? По

Сходству с горением топлива естественно считать горением все химические процессы, протекающие с выделением тепла и света. Слово «горение» описывает внешние при­знаки и только одну сторону химической реакции — превращение химической энергии в тепловую и световую.

Но для химика описания только этой стороны реакции недостаточно. Он хочет знать, что происходит с каждым из атомов, входящих в состав вещества, как эти атомы из­меняются во время реакции. И вот если с этой сто­роны посмотреть на реакции, происходящие при горении, то оказывается, что всегда какой-либо из атомов сгораю­щей молекулы увеличивает свою положительную валент­ность. Например, при сгорании СО в С02 положительная валентность углерода возрастает с 2 до 4, так как атом углерода оказывается связанным уже не с одним, а с двумя атомами кислорода. Углерод при горении окисля­ется. Поэтому мы называем окислением реакцию, в которой како й-л ибо элемент увеличи­вает свою положительную валентность.

А что делается при окислении с самим окисляющим веществом? В нашем примере окисляющим веществом служит кислород воздуха, простое вещество, которому мы условились (стр. 22) приписывать до реакции нулевую ва­лентность. Входя в состав молекулы СОг, атом кислорода становится двухвалентным отрицательным. Реакцию, в которой атом каког о-л ибо элемента уве­личивает свою отрицательную валент­ность, называют восстановлением. Следо­вательно, кислород воздуха, окисляя углерод СО, сам при этом восстанавливается. Из нашею примера мы ви­дим, чго окисление и восстановление—два процесса — близнеца: они всегда сопровождают друг друга и невоз­можны один без другого.

Всякое ли окисление протекает как горение? Железо, окисляясь, ржавеет. Но разве мы можем сказать, что при этом железо горит. Конечно, нет. Разве в живом орга­низме окисление сопровождается выделением света? — Нет, происходит только выделение тепла. Значит, окисле­ние не всегда сопровождается горением. Но, как правило, все процессы горения являются окислением.

Могут ли горение и окисление происходить без кисло­рода? Окисляемый атом вовсе не обязательно должен отдавать свои валентные электроны именно атому кисло­рода. Очень легко это происходит и с другими элементами. Вернёмся к опыту, описанному на стр. 12. Железо, кото­рое мы погружаем в раствор медного купороса,— простое вещество с нулевой валентностью. Железо активнее меди и вытесняет из раствора медь. В этой реакции вытеснения атом железа отдаёт атому меди 2 электрона и сам приоб­ретает валентность + 2. Значит, и здесь железо окис­ляется! Атом же меди, забрав у атома железа 2 электрона, изменяет валентность с + 2 до нуля, восстанавливается.

Точно так же можно рассмотреть и реакцию между се­рой и железом (стр. 9). Оба они — простые вещества с нулевой валентностью. После реакции валентность же­леза + 2, а серы — 2, следовательно, железо окислилось, а сера восстановилась. Вспомним, что реакция между се­рой и железом сопровождается выделением тепла и света, то-есть горением, хотя кислород в ней и не участвует. Зна­чит, не только окисление, но и горение может происходить без участия кислорода.

Почему железо ржавеет, а золото и серебро — нет? Из всех металлов наиболее широко используется в технике и в быту железо. Большим недостатком железа служит то, что оно легко соединяется с кислородом воздуха и водой, ржавеет. Так как ржавчина непрочно связана с поверхно­стью металла, она легко стирается, распыляется, при­водя к большим потерям металла. Ржавление и подоб­ные ему процессы разрушения металлов называют кор — роз и е й.

Подсчитано, что в результате коррозии во всём мире ежегодно теряется больше 30 миллионов тонн металлов. Это настоящее бедствие. Поэтому химики и физики упорно работают над вопросами борьбы с коррозией.

Ржавчина — это смесь водной закиси железа Ре (ОН)г, окиси железа Ре203, окалины Ре304 и некоторых других веществ. То, что железо окисляется уже при низкой тем­пературе, объясняется его значительной химической ак­тивностью.

Другое дело — серебро, золото, платина и другие бла­городные металлы. Их активность очень мала. Ядра их атомов цепко удерживают валентные электроны и поэтому трудно окисляются. Соединения этих металлов непрочны, они легко распадаются с выделением свободных метал­лов. Хлористое и бромистое серебро, например, разла­гается на свету. На этой реакции основана вся фотокино­промышленность [23]).

Неустойчивость солей серебра можно доказать инте­ресным опытом. Подогреем в стаканчике нашатырный спирт (это — водный раствор аммиака) до 50—60 граду­сов и нальём в него при перемешивании несколько капель раствора ляписа (азотнокислого серебра). Затем добавим несколько капель формалина или раствора виноградного сахара — глюкозы. Через несколько минут на стенках ста­канчика образуется серебряное зеркало, а в растворе по­явится тёмная муть. Формалин или глюкоза восстанавли­вают серебро из его соли. Эта реакция используется для изготовления зеркал.

Итак, мы познакомились с составом воздуха и отме­тили особую роль кислорода в природе, которую ему обес­печивает его большая химическая активность. Но очень многие реакции с участием кислорода шли бы совсем иначе, а некоторые — не были бы даже возможны, если бы на помощь кислороду при его воздействии на другие вещества не приходила вода. Вода, подобно кислороду, играет в природе громадную роль и обладает многими очень важными свойствами. Их мы и рассмотрим в сле­дующем разделе.

💥 Видео

Топливо кончилось на 12500 м, и вот что сделали пилотыСкачать

Топливо кончилось на 12500 м, и вот что сделали пилоты

Урок 133 (осн). Задачи на тепловые двигателиСкачать

Урок 133 (осн). Задачи на тепловые двигатели

Физика Чему равна масса керосина, который был израсходован двигателями самолета, если известно, чтоСкачать

Физика Чему равна масса керосина, который был израсходован двигателями самолета, если известно, что

Пассажир снял на видео панику в салоне самолета во время сильнейшей турбулентностиСкачать

Пассажир снял на видео панику в салоне самолета во время сильнейшей турбулентности

Всё о Ракетных двигателях. Часть 1Скачать

Всё о Ракетных двигателях. Часть 1

Возгорание при посадке, горение авиационного керосина, продукты горения.Скачать

Возгорание при посадке, горение авиационного керосина, продукты горения.

Так горит керосин в крушениях. К вопросу о "Суперджете"Скачать

Так горит керосин в крушениях. К вопросу о "Суперджете"

Авиационный керосин. Сделано в России РБКСкачать

Авиационный керосин. Сделано в России РБК

Самолёт. Слив топливаСкачать

Самолёт. Слив топлива

Урок 114 (осн). Удельная теплота сгорания топлива. КПД нагревателяСкачать

Урок 114 (осн). Удельная теплота сгорания топлива. КПД нагревателя

Сборник: Удивительные эффекты и загадки ракетСкачать

Сборник: Удивительные эффекты и загадки ракет

Дверь самолета открылась во время полетаСкачать

Дверь самолета открылась во время полета

Пассажир снял момент крушения самолета в НижнеангарскеСкачать

Пассажир снял момент крушения самолета в Нижнеангарске

Урок 180. Двигатель внутреннего сгорания - 2Скачать

Урок 180. Двигатель внутреннего сгорания - 2

Как летают самолеты?Скачать

Как летают самолеты?

В Краснодаре самолет "Аэрофлота" совершил аварийную посадку. Видео от пассажиров очень страшноеСкачать

В Краснодаре самолет "Аэрофлота" совершил аварийную посадку. Видео от пассажиров очень страшное

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙСкачать

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Поделиться или сохранить к себе: