При решении уравнеий полезно пользоваться следующей теоремой.
Теорема. Пусть функция f возрастает (или убывает) на промежутке I, число а — любое из значений, принимаемых f на этом промежутке. Тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на этом промежутке I.
Доказательство. Рассмотрим возрастающую функцию f (в случае, если f — убывающая функция, рассуждения аналогичны). По условию в промежутке I существует такое число b, что f(b)=a. Надо показать, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.
Видео:Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать
Свойства квадратного корня
При работе с квадратным корнем можно пользоваться его определёнными свойствами, перечисленными ниже.
Теорема 1
Квадратный корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению квадратных корней из этих множителей (множителей может быть любое число). a ⁢ b = a × b ∀ a ≥ 0 , b ≥ 0 . Из доказательства очевидно, что его можно легко расширить, и свойство является частным случаем свойства арифметического корня n-ой степени — решения уравнения x n =a (в целом, тоже верно и для второго и третьего свойства).
Доказательство (для удобства возьмём два множителя, хотя то же верно для любого количества). ◽ a × b 2 = a 2 × b 2 = a ⁢ b ◽
Теорема 2
Квадратный корень из дроби с неотрицательным числителем и положительным знаменателем равен частному от деления квадратного корня из числителя на квадратный корень из знаменателя. a b = a b (Конечно, подразумевается, что а≥0 и b>0; однако, важно помнить, что b именно строго больше 0, а иначе дробь не будет иметь смысла, т.к. деление на ноль не определено).
Доказательство (конечно, мы опять берём существующую положительную дробь, чтобы выражение имело смысл). ◽ a b 2 = a b и a b 2 = a 2 b 2 = a b ⇒ a b = a b ◽
Теорема 3
При любом значении a и натуральном k верно равенство a 2 ⁢ k = a k
Доказательсво. Пусть k =0 для начала, докажем a 2 = a Это очевидно верно, так как арифметический корень не может быть отрицательным. Применим данное тождество (полезное часто при извлечении корня из выражений с переменными и т.д.) к a 2 ⁢ k , где k ∈ ℕ, получим: ◽ a 2 k = a k 2 = a k ◽ Ещё одно свойство или скорее теорема, связанная с неравенствами, рассматривается на этой странице.
О некоторых других свойствах арифметических корней
Надо отметить, что для арифметических корней n-ой степени будет также верно следующее: x m n = x n ⁢ m , поэтому x = x 4 (что является достаточно интуитивным). Расширить все выше приведённые доказательства для корней n-ой степени нетрудно, но они для упрощения здесь специально не берутся.
Вынесение и внесение множителя из-под и под знак корня
Кроме перечисленных выше и нескольких очевидных операций из-под знака корня можно выносить числа, переменные и т.д. Это можно делать, используя первую теорему для выделения множителя, который является квадратом. Пример: 8 = 2 3 = 2 2 × 2 = 2 2 × 2 = 2 2 .
Как уже было выяснено, можно выносить множители из-под корня, но, конечно, существует и обратное действие — внесение множителей под корень. Пример: 3 × 5 = 3 2 × 5 = 9 × 5 = 4 5
Видео:САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОНЯТЬ ТЕОРЕМУ ВИЕТА #shorts #математика #егэ #огэ #теорема #теоремавиетаСкачать
Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
Цели урока:
Использование особенностей монотонности функций для активизации творческого мышления учащихся.
Формирование у школьников навыков применения теоремы о корне для решения уравнений.
Умение обобщать, конкретизировать и анализировать изучаемый материал.
Обучение учащихся нестандартным способам решения задач.
Развитие логики и навыков самостоятельной работы.
Воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник “Алгебра 9” (автор: Мордкович А. Г.), задачник “Алгебра 9” (авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.), книга для преподавателей “Алгебра 9” (авторы: Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А.), карточки с памяткой для самостоятельной работы по данной теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Предложенный урок расширяет программу по теме “Функции”. Учащиеся уже знакомы с основными свойствами функций, владеют навыками грамотного чтения графиков и умеют применять алгоритм исследования функций. На уроке основной упор делается на использование свойств монотонности функций для решения уравнений. Рассматривается теорема о корне. В ходе урока каждый учащийся должен достигнуть определенного уровня понимания материала, поэтому этап усвоения знаний разработан дифференцированно.
Ожидаемый результат по окончании изучения материала:
1-й уровень: каждый ученик должен знать геометрическую модель теоремы о корне и уметь установить связь монотонности функций, входящих в уравнение, с количеством корней соответствующего уравнения.
2-й уровень: каждый ученик должен знать алгоритм решения уравнений с использованием теоремы о корне и уметь применять ее для решения нестандартных задач.
На уроке рассматриваются различные виды уравнений, решаемых с помощью теоремы о корне. В дальнейшем учащимся предлагается использовать предложенный алгоритм в домашней контрольной работе (§16, задачник “Алгебра 9” авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.). Для организации проверочной работы используются задания из практикума (составитель автор).
Ход урока
I этап. Организационный момент (1 мин.).
II этап. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин.).
Учитель: Необходимо повторить пройденное для того, чтобы успешно перейти к усвоению нового материала. На протяжении изучения темы “Функции” вы постепенно учились читать графики функций, используя алгоритм для их исследования. Остановимся на особенностях возрастающей и убывающей функций. Подборка материала подготовлена учащимися.
Выступление учащихся сопровождается показом презентации.
III этап. Объяснение нового материала (10 мин).
Учитель: Сегодня изучение нового материала мы начнем с доказательства теоремы о корне.
Теорема о корне.
Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве (f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.
Доказательство:
Рассмотрим возрастающую функцию f(x) (в случае убывающей функции рассуждения аналогичны). По условию на множестве Xсуществует такое число b, что f(b)=a. Покажем, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.
Допустим, что на множестве X есть еще число , такое, что f(c)=a. Тогда или c b. Но функция f(x) возрастает на множестве X, поэтому соответственно либо f(c) f(b). Это противоречит равенству f(c)=f(b)=a. Следовательно, сделанное предположение неверно и на множестве X, кроме числа b, других корней уравнения f(x)=a нет.
Геометрическая модель теоремы о корне может быть представлена как на экране, так и на плакате.
Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующие примеры:
Сколько корней имеет уравнение?
(1);
— x 5 = (2).
Учащиеся отмечают, что на своих областях определения функция возрастает, а функция y = — x 5 – убывает соответственно. По теореме о корне как уравнение (1), так и уравнение (2) имеют по одному корню.
Учитель: Откроем учебник на 98 стр. и обратим внимание на то, что при решении уравнения x 5 =3-2x (пример 1, рис. 79) геометрическая модель наглядно иллюстрирует следствие, которое следует из теоремы о корне:
Следствие.
“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.
По учебнику разбирается пример 1.
Опираясь на это утверждение, можем изящно решить уравнение
x 5 = 3 — 2x без чертежа, следуя следующему алгоритму:
заметим, что при x=1 выполняется равенство 1 5 =3-2·1, значит, x=1 – корень уравнения (этот корень мы угадали);
функция у = 3 — 2x убывает, а функция у = x 5 возрастает, значит, корень у заданного уравнения только один и этим корнем является значение x=1.
Учитель: Определим сколько решений имеет уравнение x 5 = — 3x +5 с комментированием на месте.
Решение:
рассмотрим функции у = x 5 и у = — 3x + 5; заметим, что область определения этих функций одинакова: D(у)=(-; +);
на D(у) функция у = — 3x + 5 убывает, а функция у = x 5 возрастает. Значит, по следствию из теоремы о корне, у заданного уравнения только один корень, т.е. уравнение, имеет одно решение.
Учитель: Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи, используя теорему о корне (следствие).
На экране высвечивается обобщенный алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:
Определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b).
Ввести две функции y=f(x) и y=g(x).
Исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x)возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).
IV этап. Усвоение новых знаний (23 мин.)
Учитель: Карточки и памятка для самостоятельной работы лежат у вас на столах. Приступим к выполнению заданий.
Так как нетрадиционные методы решения задач вызывают трудность у большинства учащихся, то следующее уравнение предлагается решить вместе. Для оформления решения учащийся по желанию выходит к доске (дается уравнение 2 уровня).
Решить уравнение: (3).
Решение: в начале запишем уравнение (3) в виде
,
затем воспользуемся теоремой о корне.
при x=5 уравнение превращается в верное числовое равенство: ; 5=5 (т.е. угадали корень уравнения – x=5).
заметим, что в левой части уравнения функция возрастает на D(у)=[3; +); значит, у заданного уравнения корень только один и этим корнем является значение x=5.
После того как данное задание выполнено, класс приступает к решению уравнений в зависимости от восприятия материала:
1) те, кто попытается справиться самостоятельно с не очень сложными уравнениями; 2) те, у кого решение уравнений не вызывает затруднений.
В соответствии с этим учащиеся получают дифференцированные задания.
1 уровень.
1. (Ответ: 0);
2. (Ответ: 2);
3. (Ответ: 3);
4. (Ответ: 4);
5. (Ответ: -2);
6. (Ответ: 1).
2 уровень.
1. (Ответ: 1);
2. (Ответ: -1);
3. (Ответ: -2);
4. (Ответ: 2);
5. (Ответ: -3);
6. (Ответ: -2);
7. (Ответ: 2).
Необходимо проверить правильность выполнения заданий, поэтому от каждой группы выступает ученик, демонстрируя решение одного из уравнений на доске.
V этап. Итог урока (2 мин.).
Подводя итог урока, учитель и ученики выясняют трудности при решении уравнений и обсуждают, на что они должны обратить внимание при выполнении домашнего задания.
VI этап. Домашнее задание (1мин.).
Учитель: задание на дом следующее: доделать задания на карточках; если на уроке выполнено все, то воспользоваться дополнительной карточкой из материалов для самостоятельной работы; домашняя контрольная работа (§16, задачника “Алгебра 9”).
Заключительное слово учителя (1мин). Любовь к предмету не возникает просто так. Двигаясь постепенно от простого к сложному, анализируя и обобщая учебный материал, интересуясь “изящными” способами решения, можно понять красоту алгебры. Сегодня знание теории и практические навыки, что равнозначно, показали многие из вас. Особую благодарность заслуживают ребята, создавшие прекрасную презентацию. Постижение мира бесконечно: дерзайте, творите, ошибайтесь, ищите ответы на вопросы, только не “проспите” лучшие годы. “Жажда к жизни” – залог успеха.
Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся
1. Памятка по решению уравнений.
Теорема о корне.
Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве (f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.
Следствие.
“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.
Алгоритм решения уравнения f(x)=a с использованием теоремы о корне:
определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
исследовать функцию y=f(x), стоящую в левой части уравнения, на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), то уравнение f(x)=a имеет единственный корень – x=b (ссылка на теорему).
Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:
Рекомендации:
Сначала, если это необходимо, уравнение привести к такому виду, чтобы было удобно исследовать на монотонность функции, стоящие в левой и правой частях уравнения, а затем следовать согласно следующему алгоритму:
определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
ввести две функции y=f(x) и y=g(x);
исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).
2. Практические задания.
Рекомендации: рассмотрим готовое решение уравнения (возможен такой вариант оформления).
Решить уравнение: .
Решение:
Функция f(x) = определена и монотонно возрастает на D(у)=[0; +);
На основании теоремы о корне уравнение имеет не более одного корня.
Т.к. f (1) = 4, то x = 1 – корень уравнения.
Дополнительная карточка (подбор заданий [1]).
;
;
;
;
;
.
Литература.
Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2005.
📹 Видео
Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Метод неопределенных коэффициентов. 10 класс.Скачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать
Алгебра 8. Урок 10 - Теорема Виета и её применение в задачахСкачать