Математика — это один из самых сложных экзаменов для 9 класса. Для его решения нужно владеть программой за 6-9 классы по математике в общем, алгебре и геометрии. И если часть заданий выполняется легко, с другими могут возникнуть серьезные проблемы.
- Сколько задач в ОГЭ по математике?
- Виды задач
- Задача 9 в ОГЭ по математике
- Первый тип
- Второй тип
- Задача 10 в ОГЭ по математике
- Первый тип
- Второй тип
- Задача 17 в ОГЭ по математике
- Задача 18 в ОГЭ по математике
- Решение рациональных уравнений сложного вида в 9-м классе
- Олимпиадные задания с решениями по математике (9 класс)
- 🌟 Видео
Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Сколько задач в ОГЭ по математике?
Экзамен состоит из 25 заданий, среди которых 6 требуют развернутого решения, а 19 — краткого ответа.
При этом, максимальный балл можно получить, даже не решив одну из нетипичных задач второй части. А вот тестовые задания придется щелкать как орешки, даже если с ними возникают сложности.
Видео:Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 60 часть. 9 класс.Скачать

Виды задач
Экзамен по математике делится на две части.
- Первая часть — задания с кратким ответом по темам:
- Простой счет.
- Выражения.
- Уравнения и неравенства.
- Последовательности чисел.
- Функции и графики.
- Координаты.
- Теория вероятностей.
- Геометрия.
- Вторая часть — задания с развернутым ответом по темам:
- Уравнения и неравенства.
- Функции и графики.
- Геометрия.
Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Задача 9 в ОГЭ по математике
Задание №9 — это квадратное уравнение, в ответ к которому надо записать единственный, больший или меньший из корней. Здесь может попасться уравнение двух типов — традиционное или дробно-рациональное.
Первый тип
Традиционное квадратное уравнение может быть двух форматов — приравненное к нулю или числу. Если первое уже готово к решению, то во втором число просто переносится к неизвестным (знак меняется на противоположный). На выходе мы получим уравнение типа: x2+ x -12 = 0.
Оно решается через дискриминант: D = b2– 4ac, где a — число рядом с квадратом, b — рядом с просто неизвестной, c — обычное число.
Здесь D = 1 – 4*1*(-12) = 49 = 72
Дальше находятся корни уравнения, то есть эти самые неизвестные. Формула: -b ± D2a. Здесь x1= -1 — 72= -4, а x2= -1 + 72= 3. Записывается в ответ требуемое число. По заданию — больший из корней.
Ответ: 3.
Второй тип
Уравнение может выглядеть как дробь. В таком случае, перед основным решением придется ввести ОДЗ — область допустимых значений, в которой уравнение под дробью нужно будет сделать неравным нулю.
Здесь ОДЗ будет таким: х+2 ≠ 0, то есть х ≠ -2 (число переносится на другую сторону, знак меняется). Если в корнях уравнения попадется число 2, мы его просто исключим.
D = 16 — 4*1*(-12) = 16 + 48 = 64 = 82
Ответ: 6
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Задача 10 в ОГЭ по математике
Задачи №10 в математике ОГЭ — это задания на теорию вероятностей. Они также могут быть двух типов — традиционные и усложненные.
Первый тип
Обычные задания на теорию вероятностей состоят из двух-трех объектов (в разном количестве), один из которых гипотетический Вася Пупкин вытягивает. И все, что здесь нужно сделать, — понять, какова вероятность, что он вытащит именно этот объект.
Такие задачи решаются просто — количество вытянутых объектов делится на количество всех объектов. То есть решение этого номера — 34+8+3=315=15=0.2.
Главное в этой задаче — не забыть, что 3 пирожка с яблоками входят в общее число пирожков, то есть делить нужно не на 12, а на 15.
Второй тип
Иногда задание №10 может быть немного сложнее: последовательно вытягивается, например, не один пирожок, а два. Какова вероятность, что оба пирожка будут с яблоком?
В таком случае нужно перемножить обе вероятности — первый пирожок с яблоком ( 15— уже выяснили) и второй пирожок с яблоком (на тарелке осталось 2 яблочных и всего 14 пирожков, потому что один мы уже забрали, то есть вероятность — 214=17). Следовательно, ответ: 1*15*7=135 ≈ 0.03 (округляем до сотых, это обычно сказано в задании).
Видео:Интенсив "Сокрушительная битва" | Тепловые явления. 9 классСкачать

Задача 17 в ОГЭ по математике
Задание №17 — это номер на поиск площади фигуры. Формулы площади записаны в справочных материалах перед КИМом.
По формуле площади трапеции, ответ к заданию — 7 + 9 + 122*12 = 168.
Видео:ОГЭ по математике. Решаем уравнения | МатематикаСкачать

Задача 18 в ОГЭ по математике
Задачи №18 в математике ОГЭ — это задания на поиск синуса, косинуса или тангенса угла. Это задание можно решить, достроив угол до прямоугольного треугольника.
Удобнее всего построить треугольник, нижняя сторона которого — две клеточки, а боковая — 4 клеточки. Тангенс угла — это отношение противоположного от угла катета (боковой достроенной стороны) к прилежащему (нижней стороне) к противоположному от угла (боковой достроенной стороны). То есть здесь тангенс — 42= 2. Ответ: 2.
Косинус — отношение прилежащего катета (нижней стороны) к гипотенузе, а синус — отношение дальнего (боковой стороны) к гипотенузе.
Таким образом, для решения любого задания достаточно знать программу, уметь использовать справочные материалы и немного логики. И всему этому легко можно научиться!
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение рациональных уравнений сложного вида в 9-м классе
Разделы: Математика
Цели:
- Обобщить и углубить знания обучающихся по данной теме;
- Научить использовать различные методы решения: метод разложения на множители – группировки, метод замены переменной – подстановки для подведения рациональных уравнений сложного вида к более простому;
- Познакомить с различными видами рациональных уравнений: симметрических, частного случая возвратных уравнений и с методом их решения;
- Побуждать ребят к взаимоконтролю, самоконтролю и самоанализу при выполнении заданий;
- Оказывать взаимовыручку, поддержку со стороны одноклассников – ассистентов.
- Добиваться получения новых знаний через самостоятельное выполнение заданий с последующей взаимопроверкой.
Оборудование: доска раздвижная, листы – задания для устного счета, компьютер, экран.
Время: 90 минут – 2 урока.
1. Проверка домашнего задания (5 минут).
На доске (на обратной стороне) заранее на перемене учащимися записаны решения. Ученики меняются тетрадями друг с другом по парте и после проверки ставят оценки “5” – нет ошибок; “4” – 1 -2 ошибки; “3” – 3-4 ошибки, а более – “ 2”.
2. Устный тест – повторение:
На парте лежат карточки с решениями и ответы к ним, выбрать правильный ответ и объяснить почему?
| задания / ответы | 1 | 2 | 3 | 4 |
| (х-3) (х+7)=0 | 3; 7 | 3; -7 | -3;7 | -3;-7 |
| х 2 – 6х + 5 = 0 | 5;1 | 2;3 | -5;-1 | -2; -3 |
| х 2 – 25 = 0 | 0;5 | 1;25 | -5;5 | Нет решения |
| х 2 + 4х + 7 = 0 | 3,5; 2 | Нет решения | 2+ ; 2-![]() | 1; 2,5 |
| 3(1-х)+2 = 5 – 3х | Нет решения | 3;1 | Множество корней | 0;5 |
Правильные ответы: 1 задание – 2; 2 зад. – 3; 3 зад. – 3; 4 зад. – 2; 5 зад. – 3.
Учитель: Под рациональным уравнением принято понимать уравнение, которое может быть записано в виде: аnx n + an-1x n-1 + … a2x 2 + a1x + a0 =0, где an, an-1, …a0 – заданные числа, а х – неизвестное. Простейшие рациональные уравнения мы решаем с помощью четырех основных методов.
(Метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы; метод замены переменной; метод разложения на множители – группировки; функционально – графический метод).
Мы научились решать рациональные уравнения второй степени, а третьей, четвертой?
А каким методом вы решите уравнение вида a) х 3 – 8 + х – 2 = 0?
Подсказка: желательно подвести к произведению многочленов.
Да, верно, используем метод разложения на множители – группировки. Группируем слагаемые, применим формулы сокращенного умножения и получим произведение нескольких множителей – многочленов в левой части уравнения, а в правой – нуль.
(Вызывается ученик сильный в математике, а если нет, то показывает учитель ход решения).
б) А при таком уравнении х 3 – 3х + 2 = 0 можно использовать метод группировки?
Перепишем уравнение, записав 

Учитель: Вспомним, при решении биквадратных уравнений какой метод мы использовали? Самый распространенный из всех методов – да, метод замены переменной – метод подстановки. Искусство производить замену переменных заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху. На сегодняшнем уроке мы это и рассмотрим.
Разберем решение данного уравнения:
Освободимся от знаменателя, t 2 + 4t + 3 = 0, где t ? 0.
Дорешать самостоятельно, дальнейшее решение проецируется на экран.
По формуле решаем второе уравнение 
= 



Ответ: х1 = -5, х2 = 1, х3 = , х4 = 
Учитель: Рассмотрим уравнение вида
г) (х 2 + 10х ) 2 + (х 2 + 5) 2 = 157.
Метод замены переменной легко увидеть, если воспользоваться формулой квадрата суммы для второй скобки. (х 2 + 10х ) 2 + (х 2 +10х + 25) = 157; (Далее решает ученик у доски, а остальные – самостоятельно).
Пусть 
х 2 + 10х = 11 или х 2 + 10х = -12. Решая эти уравнения, получим
Ответ: <-11; 1; -5 
Учитель: Рассмотрим уравнение вида

Найдем равенство сумм пар чисел -7 + 2 = -1 – 4,
Перемножим между собой первую и третью, вторую и четвертую скобки, получим (х 2 – 5х – 14) ((х 2 – 5х + 4) – 40.
Введем замену: х 2 – 5х – 14 = t, где t – любое число, получим t(t + 18) = 40, t 2 + 18t – 40 = 0.
(Работает учитель, показывая ход решения или ученик с помощью учителя).
Решим данное уравнение по т. Виета
Решим систему уравнений
Ответ: х1 = 2, х2 = 3, х3 = х4 =
Проверка решения данного уравнения с помощью проекции решения на экране.
+1 + 4 = + 2+ 3. Данное условие равенства выполняется, поэтому раскроем скобки, группируя первый множитель с последним и второй с третьим.
Тогда данное уравнение примет вид: (х 2 + 5х + 4) (х 2 + 5х +6) = 24.
Полагая х 2 + 5х = t, получим квадратное уравнение (t +4)(t +6) = 24,
решая его t 2 + 10t =0, t(t + 10) =0, найдем корни t1 =0, t2= -10.
Затем решаем уравнения
Учитель: Уравнения вида а0х n + a1x n-1 + … + akx k + … + a1x + a0 = 0, где коэффициенты членов, равно от стоящих от концов, равны между собой, называют симметрическими уравнениями.
Симметрические уравнения обладают следующими свойствами:
1. Симметрическое уравнение нечетной степени имеет корень х = -1, в чем можно убедиться непосредственной подстановкой;
2. Уравнение четной степени 2n решаются с помощью подстановки
V = x + 
Данное уравнение симметрическое, так как коэффициенты равно отстоящих от концов, равны между собой. Степень уравнения нечетная равная 5, поэтому корень данного уравнения х = – 1.
Пусть 
Разделим обе части уравнения на х 2 : 2х 2 + 3х – 16 + 3• 

Используем метод замены переменной при t = x + 








Решив данные уравнения, получим еще четыре корня исходного уравнения.
Ответ: х1 = -1, х2 = -2+


Учитель: Прошу вас, ребята, решить самостоятельно с последующей проверкой симметрическое уравнение четвертой степени. А почему оно симметрическое?
з) 2х 4 + 3х 3 – 16 х 2 + 3х + 2 = 0.
Разделим обе части уравнения на х 2 

Сгруппируем (2х 2 + 2/х 2 ) + (3х+ 

Введем метод замены переменной, обозначим х+ 



Ответ: х1 = 


Учитель: Мы рассмотрели симметрические уравнения, являющиеся частным случаем возвратных уравнений. Следовательно, и ход их решения будет похожим, но более подробно мы познакомимся с возвратными уравнениями и рассмотрим более подробно ход решения на следующем занятии. А сейчас,
я вам предложу домашнее задание на два варианта для самостоятельного решения. Дополнительно даны ответы ко всем уравнениям. Не сможете справиться, рассмотрим на уроке. а кто-то хочет больше решить, с довольствием приветствую вас.
Вариант 1. Вариант 2. а) (х 2 – 6х) 2 -2(х – 3) 2 = 81;
б) х 3 + х + 2 = 0;
в) 6х 4 – 35 х 3 + 62 х 2 – 35х + 6 = 0;
г) (х –1)(х+2)(х-3)(х+4) = 144;
д) (х 2 + х + 1)(х 2 + х + 2) = 12;а) (х 2 – 8х) 2 + 3(х – 4) 2 = 76;
б) х 3 + 3х 2 + 2х = 0.
в) 5х 4 – 12х 3 + 14х 2 – 12х + 5 = 0.
г) (х-1)(х-2)(х-3)(х-4) = 15.
д) (3х +2) 4 – 13(3х + 2) 2 + 36 = 0.
Выберите ответы, выполняя домашнее задание.
А ![]() | В. 1. | С . | Д . | Б. |
Учитель: Подведем итог нашей темы. Уравнения третьей и четвертой степени решались в общем случае методом замены переменной, в который заключается в том, что для решения уравнения вида f(x) =0 вводят переменную t = g(x) и выражают f(x)через t, получая новое уравнение w(t) = 0. Решая затем уравнение w(t)= 0, находят его корни <t1, t2, … tn>. После чего получают совокупность n – уравнений g(x) = t1, g(x) = t2, … g(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения.
Видео:Алгебра 9 класс. Повторение от bezbotvyСкачать

Олимпиадные задания с решениями по математике (9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьный этап олимпиады по математике
для учащихся 9 класса
1.Докажите, что значение выражения 

2.На пост мера города претендовало три кандидата: Андреев, Борисов, Васильев. Во время выборов за Васильева было отдано в 1,5 раза больше голосов, чем за Андреева, а за Борисова – в 4 раза больше, чем за Андреева и Васильева вместе. Сколько процентов избирателей проголосовало за победителя? (4балла)
3.В прямоугольном треугольнике с катетами 3 и 4 см проведены высота прямого угла и медиана большего из острых углов. В каком отношении высота делит медиану? (5 баллов)
4.В пруд пустили 30 щук, которые постепенно поедали друг друга. Щука считается сытой, если она съедает трех щук (сытых или голодных). Каково наибольшее количество щук в этом пруду, которые могли бы почувствовать себя сытыми за достаточно большой промежуток времени? (щука может быть в некоторый момент сытой, но потом голодной). (6 баллов)
5.Пусть х и у – такие целые числа, что 3х + 7у делится на 19. Докажите, что
43х + 75у тоже делится на 19. (6 баллов)
1.Докажите, что значение выражения 

Решение : 



2.На пост мера города претендовало три кандидата: Андреев, Борисов, Васильев. Во время выборов за Васильева было отдано в 1,5 раза больше голосов, чем за Андреева, а за Борисова – в 4 раза больше, чем за Андреева и Васильева вместе. Сколько процентов избирателей проголосовало за победителя?
Решение : за Андреева было отдано х голосов; за Васильева было отдано 1,5х голосов; за Борисова было отдано 4 
3.В прямоугольном треугольнике с катетами 3 и 4 см проведены высота прямого угла и медиана большего из острых углов. В каком отношении высота делит медиану? 
Ответ: 9:8, считая от основания.
Решение. Проведем отрезок DF, параллельный высоте АЕ. По теореме Фалеса, он разделит отрезок BE пополам. По теореме Пифагора, гипотенуза треугольникаАВС равна 5 см. Кроме этого 




4. В пруд пустили 30 щук, которые постепенно поедали друг друга. Щука считается сытой, если она съедает трех щук (сытых или голодных). Каково наибольшее количество щук в этом пруду, которые могли бы почувствовать себя сытыми за достаточно большой промежуток времени?( щука может быть в некоторый момент сытой, но потом съеденной)
Ответ. 9 щук.
Решение. 10 сытых щук быть не может, так как каждая из них съест хотя бы по три щуки и еще последняя останется живой. То есть щук было хотя бы 31. Пример на 9 щук строится просто: первая съела три других, следующая съела ее и две других, и т. д.
5. Пусть х и у – такие целые числа, что 3х+7у делится на 19. Докажите, что 43х+75y тоже делится на 19.
Доказательство. Попробуем представить 

1. Докажите, что 

Доказательство. Первое решение. Если 







Второе решение . Из условия имеем




2. В десятичной записи некоторого натурального числа переставили цифры и получили число в три раза меньшее. Доказать, что исходное число делится на 27.
Доказательство. Пусть a – исходное число, а число b получено из a после перестановки некоторых цифр. По условию 
Примечание. Доказано, что число a делится на 9, – 3 балла.
3. В окружность радиуса 1 вписан правильный 2012-угольник. Найти сумму квадратов расстояний от произвольной точки окружности до всех вершин этого многоугольника.
Решение. Так как число вершин правильного 2012-угольника четно, то они разбиваются на 1006 пар диаметрально противоположных вершин. Пусть AB некоторый диаметр, а M – произвольная точка окружности. Если M совпадает с одной из вершин A или B , то 


Примечание. Если не рассмотрен случай совпадения точки с вершиной многоугольника – минус 1 балл.
4. Сумма первых n членов арифметической прогрессии равна сумме первых m членов той же прогрессии. Определите сумму первых 
Решение. Обозначим через 







Примечание. Верный ответ без обоснования – 1 балл.
5. В шахматном однокруговом турнире, где каждый участник играет с каждым другим один раз, участвовало два девятиклассника и некоторое число десятиклассников. Два девятиклассника вместе набрали 8 очков, а каждый десятиклассник набрал одно и то же число очков. Сколько десятиклассников участвовало в турнире? (За победу в шахматной партии дается одно очко, за ничью – пол очка, за поражение – ноль очков).
Решение . Пусть в турнире участвовало n десятиклассников. Так как в каждой партии всего разыгрывается одно очко, то девятиклассники в игре между собой вместе набрали 1 очко, и, следовательно, 7 очков набрали в играх с десятиклассниками. Тогда все десятиклассники суммарно набрали 








Примечание. Получен один ответ – 5 баллов.
5.Треугольник АВС, сумма частей окружности = 2+5+17=24
1 часть = 360/24 = 15, дуга АВ = 2 х 15 =30, дуга ВС = 5 х 15 = 75. дуга АС=17 х 15 =255
угол С =1/2 дуги АВ =30/2=15, угол А=1/2дугиВС = 75/2=37,5, угол В=1/2 дуги АС= 255/2= 127,5
АВ = R x 2 x sin15 = 0,5176R
BC = R x 2 x sin37,5 =1,2176R
AC = R x 2 x sin 127,5 =1,5866 R
Площадь = 1/2АС х ВС х sin15 = 1/2 х 1,5866R x 1,2176R x 0,2588 = 0,25R в квадрате
1. Так как 

2. Воспользуемся формулами для синуса двойного угла:




3. Выделим полный квадрат: 
4. Сложив все три уравнения системы, получим уравнение (2 x +2 y +2 z )( x + y + z )=288,из которого найдем х+ y + z =-12. Получим в первом случае х=2, y =4, z =6; а во втором случае х=-2, y =-4, z =-6.
5.Треугольник АВС, сумма частей окружности = 2+5+17=24
1 часть = 360/24 = 15, дуга АВ = 2 х 15 =30, дуга ВС = 5 х 15 = 75. дуга АС=17 х 15 =255
угол С =1/2 дуги АВ =30/2=15, угол А=1/2 дугиВС = 75/2=37,5, угол В=1/2 дуги АС= 255/2= 127,5
АВ = R x 2 x sin15 = 0,5176R
BC = R x 2 x sin37,5 =1,2176R
AC = R x 2 x sin127,5 =1,5866R
Площадь = 1/2АС х ВС х sin15 = 1/2 х 1,5866R x 1,2176R x 0,2588 = 0,25R в квадрате
🌟 Видео
Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать

Самая сложная задача из самой сложной олимпиады [3Blue1Brown]Скачать
![Самая сложная задача из самой сложной олимпиады [3Blue1Brown]](https://i.ytimg.com/vi/S6_R5j8hzbY/0.jpg)
Дробно рациональные уравнения. Алгебра, 9 классСкачать

Алгебра 9 класс. Повторяем ВСЁ. Вебинар | МатематикаСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Как решить сложные уравненияСкачать

Алгебра 9 класс. 8 сентября. квадратные уравненияСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Математика это не ИсламСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

ОГЭ математика. Задача 9. Решаем квадратное уравнение методом разложения на множителиСкачать


; 2-















