С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Примеры решения дифференциальных уравнений с ответами

Простое объяснение принципов решения дифференциальных уравнений и 10 наглядных примеров. В каждом примере поэтапный ход решения и ответ.

Содержание
  1. Алгоритм решения дифференциальных уравнений
  2. Примеры решения дифференциальных уравнений
  3. Дифференциальные уравнения (ДУ) — методы и примеры решения уравнений разного порядка
  4. Дифференциальные уравнения первого порядка
  5. Простейшие ДУ первого порядка
  6. Задача №1
  7. ДУ с разделяющимися переменными
  8. Задача №2
  9. Линейные неоднородные ДУ первого порядка
  10. Задача №3
  11. Задача Коши для ДУ
  12. Задача №4
  13. Дифференциальные уравнения Бернулли
  14. Задача №5
  15. Дифференциальные уравнения второго порядка
  16. Линейные однородные ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами
  17. Задача №6
  18. Линейные неоднородные ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами
  19. Задача №7
  20. Дифференциальные уравнения высших порядков
  21. Что такое дифференциальное уравнение и зачем оно нужно?
  22. Дифференциальные уравнения – простейшие виды
  23. Пример применения дифференциального уравнения в экономике
  24. 🔍 Видео

Видео:Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решатьСкачать

Откуда появляются дифференциальные уравнения и как их решать

Алгоритм решения дифференциальных уравнений

Дифференциальные уравнения не так сильно отличаются от привычных уравнений, где необходимо найти переменную x , как кажется на первый взгляд. Всё различие лишь в том, что в дифференциальных уравнениях мы ищем не переменную, а функцию у(х) , с помощью которой можно обратить уравнение в равенство.

Дифференциальное уравнение – это уравнение, содержащее саму функцию (y=y(x)), производные функции или дифференциалы (y′, y″) и независимые переменные (наиболее распространённая – х). Обыкновенным дифференциальным уравнением называют уравнение, в котором содержится неизвестная функция под знаком производной или под знаком дифференциала.

Чтобы решить ДУ, необходимо найти множество всех функций, которые удовлетворяют данному уравнению. Это множество в большинстве случаев выглядит следующим образом:y=f(x; С), где С – произвольная постоянная.

Проверить решённое ДУ можно, подставив найденную функцию в изначальное уравнение и убедившись, что уравнение обращается в тождество (равенство).

Видео:Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

Примеры решения дифференциальных уравнений

Задание

Решить дифференциальное уравнение xy’=y.

Решение

В первую очередь, необходимо переписать уравнение в другой вид. Пользуясь

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

переписываем дифференциальное уравнение, получаем

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Дальше смотрим, насколько реально разделить переменные, то есть путем обычных манипуляций (перенос слагаемых из части в часть, вынесение за скобки и пр.) получить выражение, где «иксы» с одной стороны, а «игреки» с другой. В данном уравнении разделить переменные вполне реально, и после переноса множителей по правилу пропорции получаем

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Далее интегрируем полученное уравнение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

В данном случае интегралы берём из таблицы:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

После того, как взяты интегралы, дифференциальное уравнение считается решённым. Решение дифференциального уравнения в неявном виде называется общим интегралом дифференциального уравнения.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

– это общий интеграл. Также для удобства и красоты, его можно переписать в другом виде: y=Cx, где С=Const

Ответ

Задание

Найти частное решение дифференциального уравнения

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

Действуем по тому же алгоритму, что и в предыдущем решении.

Переписываем производную в нужном виде, разделяем переменные и интегрируем полученное уравнение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Получили общий интеграл.Далее, воспользуемся свойством степеней, выразим у в «общем» виде и перепишем функцию:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Если – это константа, то

С чего начать изучение дифференциальных уравнений0]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» />

– тоже некоторая константа, заменим её буквой С:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

– убираем модуль и теперь константа может принимать и положительные, и отрицательные значения.

Получаем общее решение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Решить дифференциальное уравнение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

В первую очередь необходимо переписать производную в необходимом виде:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Второй шаг – разделение переменных и перенос со сменой знака второго слагаемого в правую часть:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

После разделения переменных, интегрируем уравнение, как в примерах выше.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Чтобы решить интегралы из левой части, применим метод подведения функции под знак дифференциала:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

В ответе мы получили одни логарифмы и константу, их тоже определяем под логарифм.

Далее упрощаем общий интеграл:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Приводим полученный общий интеграл к виду: F(x,y)=C:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Чтобы ответ смотрелся красивее, обе части необходимо возвести в квадрат.

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Найти частное решение дифференциального уравнения

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

удовлетворяющее начальному условию y(0)=ln2.

Решение

Первый шаг – нахождение общего решения. То, что в исходном уравнении уже находятся готовые дифференциалы dy и dx значительно упрощает нам решение.

Начинаем разделять переменные и интегрировать уравнение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Мы получили общий интеграл и следующий шаг – выразить общее решение. Для этого необходимо прологарифмировать обе части. Знак модуля не ставим, т.к. обе части уравнения положительные.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Получаем общее решение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Далее необходимо найти частное решение, которое соответствует заданному начальному условию y(0)=ln2.

В общее решение вместо «икса» подставляем ноль, а вместо «игрека» логарифм двух:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Подставляем найденное значение константы C=1 в общее решение.

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Решить дифференциальное уравнение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

При внимательном разборе данного уравнения видно, что можно разделить переменные, что и делаем, после интегрируем:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

В данном случае константу C считается не обязательным определять под логарифм.

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Найти частное решение дифференциального уравнения

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

удовлетворяющее начальному условию y(1)=e. Выполнить проверку.

Решение

Как и в предыдущих примерах первым шагом будет нахождение общего решения. Для этого начинаем разделять переменные:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Общий интеграл получен, осталось упростить его. Упаковываем логарифмы и избавляемся от них:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

можно выразить функцию в явном виде.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Осталось найти частное решение, удовлетворяющее начальному условию y(1)=e.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Подставляем найденное значение константы C=1 в общее решение.

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Проверка

Необходимо проверить, выполняется ли начальное условие:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Из равенства выше видно, что начальное условие y(1)=e выполнено.

Далее проводим следующую проверку: удовлетворяет ли вообще частное решение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

дифференциальному уравнению. Для этого находим производную:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Подставим полученное частное решение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

и найденную производную в исходное уравнение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Получено верное равенство, значит, решение найдено правильно.

Задание

Найти общий интеграл уравнения

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

Данное уравнение допускает разделение переменных. Разделяем переменные и интегрируем:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Найти частное решение ДУ.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

Данное ДУ допускает разделение переменных. Разделяем переменные:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Найдем частное решение (частный интеграл), соответствующий заданному начальному условию

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Подставляем в общее решение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Решить дифференциальное уравнение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

Данное уравнение допускает разделение переменных. Разделяем переменные и интегрируем:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Левую часть интегрируем по частям:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

В интеграле правой части проведем замену:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

(здесь дробь раскладывается методом неопределенных коэффициентов)

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Ответ

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задание

Решить дифференциальное уравнение

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение

Данное уравнение допускает разделение переменных.

Разделяем переменные и интегрируем:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Дифференциальные уравнения (ДУ) — методы и примеры решения уравнений разного порядка

Многих людей, хоть как-то изучавших курс высшей математики в учебном заведении, приводит в ужас словосочетание «дифференциальные уравнения». Согласно строгому научному определению в книгах – так именуются математические выражения, где в состав входят функция, ее производная или параметр. Имеется достаточно большое количество типов этих равенств, рассмотрим подходы к их решению так, чтобы они были понятны даже для «чайников».

Видео:Дифференциальные уравнения, 1 урок, Дифференциальные уравнения. Основные понятияСкачать

Дифференциальные уравнения, 1 урок, Дифференциальные уравнения. Основные понятия

Дифференциальные уравнения первого порядка

Обыкновенное диффуравнение (ДУ) 1-го порядка задается относительно некой функции, имеющей вид у(х):

здесь, F(x,y,y ’ ) – это функция, задающаяся для трех аргументов (в этом примере для х, у и у ’ ).Таково строгое математическое определение ДУ.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Для примера можно привести следующее уравнение:

функция вида F(x,y,p) = xp — y 2

Простейшие ДУ первого порядка

Общепринятый механизм нахождения решения таких выражений (чаще всего похожи на y’ = f(x)) – это интегрирование левой и правой части такого уравнения на заданном промежутке Х.

После интегрирования получим такое выражение:

Воспользовавшись свойствами, которые относятся к интегральным выражениям, упростим выражение до вида:

здесь, F(x) – это первообразная от функции f(x) на заданном интервале Х, а N – случайным образом выбранная константа.

Задача №1

Необходимо определить все возможные варианты решения диффуравнения, имеющего вид

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Последовательно рассмотрим решение.

Представленное диффуравнение может иметь смысл только при действительных значениях параметра х. Примем условие, что x ≠ 0, тогда выражение легко преобразовывается в следующее:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Если же, напротив, принять, что х = 0, то выражение приобретет следующий вид, характерный для любых функций y’, удовлетворяющих данному условию:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Можно заключить, что решением при справедливости условия х = 0 будет любая функция у, найденная, когда аргумент равен нулю. Остается только проинтегрировать полученное диффуравнение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Данное выражение – это решение для приведенного диффуравнения.

ДУ с разделяющимися переменными

Среди дифуров 1-го порядка можно выделить такие, где все переменные х и у можно преобразовать так, что они окажутся по разные стороны от знака равенства.

Соответственно уравнения, где путем преобразований это возможно сделать, называются диффуравнениями с разделяющимися переменными.

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Их общий вид следующий:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

После проведения нескольких преобразований, это выражение может быть сведено к следующему виду:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

При составлении преобразований необходимо внимательно разделять переменные, не допуская, чтобы функции обращались в ноль, иначе возможна потеря некоторых значений.

Задача №2

Рассмотрим обыкновенный пример. Необходимо определить все возможные решения диффуравнения y’ = y(x 2 + e x )

Как решать? В первую очередь проводим разделение переменных в разные части уравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Данные преобразования справедливы, если у ≠ 0.

Если рассмотреть вариант решения при нулевом показателе функции, то можно заметить ,что

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Это означает, что y = 0 – одно из возможных решений задачи.

Рассмотрим другие варианты решений, для чего произведем интегрирование диффуравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Финальная часть преобразований будет вторым решением диффуравнения. Останется только потенциировать это выражение, чтобы привести его к более явному виду:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Правильными решениями, в результате преобразований, будут:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Кроме того, можно воспользоваться онлайн системой для нахождения ответа. Подробные объяснения даны в решебниках Филиппова и Понтрягина.

Линейные неоднородные ДУ первого порядка

Линейные неоднородные уравнения – это такие выражения, которые можно записать в формате y’ + b(x)y = f(x), при этом функции b(x) и f(x) – непрерывные.

Основной принцип при нахождении решения сводится к следующим шагам:

Первым делом для уравнения необходимо произвести поиск решения, которое бы соответствовало линейному однородному диффуравнению.

Затем необходимо варьировать произвольной постоянной, производя ее замену на функцию.

На финальном этапе функция подставляется в первоначальное уравнение, откуда, решая ДУ, получается ответ.

Задача №3

Рассмотрим применение методики решения на примере.

Необходимо найти решение дифференциального уравнения вида

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Решение заключается в следующем. Первоначально примем, что y = m∗n, следовательно, получается:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

На следующем этапе нужно определить, что такое m (оно обязательно не должно быть равным нулю), при котором все выражение внутри скобок будет равно нулю.

Получаем дополнительное дифференциальное уравнение:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Теперь необходимо принять одно из частных решений n = x 2 + 1, которое соответствует равенству С2 — С1=0.

Выполняем оставшиеся преобразования:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Вполне очевидно, что ответом на условие задачи будет функция:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Задача Коши для ДУ

При рассмотрении решения практически любого диффуравнения, имеющего вид F(m,n,n’) = 0, становится очевидно, что это бесконечно большое количество решений (это следствие самого возникновения диффуравнения).

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

На данном этапе математики сталкиваются с вопросом о выборе конкретного решения и способе его выделения из множества.Иными словами, если представить решения в виде бесконечного множества интегральных кривых, то необходимо найти среди них нужную.

Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть плоскость Xoy, где должна быть задана некая точка D0, имеющая координаты (x0, y0) – именно через них и должна пройти интегральная кривая, чтобы стать искомым ответом.

Когда мы с самого начала задаем точку D0(x0, y0) – это означает, задание начального условия y(x0) = y0. Диффуравнение, для которого определено начальное условие в представленном формате, называется уравнением с заданной задачей Коши.


Задача №4

Рассмотрим примеры с объяснениями. Необходимо определить решения задачи Коши вида:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Ход решения строится в три этапа. На первом этапе решаем диффуравнение y’ = xy 2 стандартным методом. Его решение приводить не будем, приведем только ответ:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Производим подстановку начального значения (х = 0, у = 1) в решение и находим значение С:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Производим подстановку полученного значения в ответ диффуравнения и получаем одно из частных решений:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Полученная функция – ответ на задачу Коши в этом примере.

Дифференциальные уравнения Бернулли

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

ДУ Бернулли обычно представлено в следующем виде:

Обязательное условие, что функции b(x) и c(x) – являются непрерывными.


Задача №5

Рассмотрим общее решение данного типа на примере. Необходимо выполнить поиск всех возможных решений уравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Во время оценки уравнения в нем можно идентифицировать ДУ Бернулли с параметром ½. Оно легко сводится к линейному ДУ, для этого достаточно заменить выражения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Выполним деление по начальному уравнению Бернулли на

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

и выполним необходимые преобразования:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Произведем замену параметра х на параметр у:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Теперь вычисляем интегрирующий модуль для данной функции, он будет равен:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Теперь производим ряд преобразований для вычисления решения диффуравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Переписываем полученную функцию в неявном виде и получаем ответ:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Видео:Как распознать талантливого математикаСкачать

Как распознать талантливого математика

Дифференциальные уравнения второго порядка

Отличить ДУ 2-го порядка от таковых 1-го порядка достаточно просто – в их составе присутствует вторая производная (y’’) и не содержится производных более высокого уровня.

Общий вид таких уравнений таков:

Линейные однородные ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами

Определение линейных дифференциальных однородных уравнений 2-го порядка крайне просто – они имеют вид:

При это важным условием теории является причисление r и k к действительным числам.

Задача №6

Рассмотрим решение однородных диффуравнений 2-го порядка с постоянными коэффициентами на примере.

Найти решение диффуравнения 2-го порядка вида:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Во всех таких случаях начинаем с поиска характеристического уравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Методы решения данного уравнения достаточно простые, можно воспользоваться калькулятором или быстро решить на листочке, поэтому их приводить не будем, запишем лишь корни – 1, 5.

Поскольку это все действительные, неодинаковые числа, то можно записать функцию-решение в следующем виде:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Линейные неоднородные ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами

Общий вид неоднородных диффуравнений второго порядка легко определить по представленному образцу:

Переменные r и k должны быть вещественными и постоянными числами.

Задача №7

Рассмотрим подробное решение. Необходимо определить все решения для уравнения y» + y = cos x.

На первом этапе находим в составе неоднородного уравнения его однородную часть – это будет y» — y = 0.

Для него уже выполняем поиск характеристического уравнения – оно будет иметь вид k 2 + 1 = 0.

Корнями для данного характеристического уравнения являются k1 = -i и k2 = i.

Исходя из этого записываем решение для однородного уравнения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Из-за отсутствия параметра с производной первого порядка также будет справедливо записать:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Теперь остается только подставить найденные выражения:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Частное и общее решение для уравнения можно записать:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Видео:КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕСкачать

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

Дифференциальные уравнения высших порядков

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Дифференциальные однородные уравнения высших порядков легко отличить, если они совпадают со следующим видом:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Для неоднородных справедлив другой формат:

С чего начать изучение дифференциальных уравнений

Для выбора корректного пути решения ДУ, необходимо четко и правильно определить его тип.

Для этого необходимо решить уравнение относительно его производной и проверить, возможно ли разложение функции на множители. После этого достаточно сравнить с одним из типов, приведенным в данной статье.

Видео:Дифференциальные уравнения. 11 класс.Скачать

Дифференциальные уравнения. 11 класс.

Что такое дифференциальное уравнение и зачем оно нужно?

На сегодняшний день одним из важнейших навыков для любого специалиста является умение решать дифференциальные уравнения. Решение дифференциальных уравнений – без этого не обходится ни одна прикладная задача, будь это расчет какого-либо физического параметра или моделирование изменений в результате принятой макроэкономической политики. Эти уравнения также важны для ряда других наук, таких как химия, биология, медицина и т.д. Ниже мы приведем пример использования дифференциальных уравнений в экономике, но перед этим кратко расскажем об основных типах уравнений.

Видео:18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Дифференциальные уравнения.

Дифференциальные уравнения – простейшие виды

Мудрецы говорили, что законы нашей вселенной написаны на математическом языке. Конечно, в алгебре есть много примеров различных уравнений, но это, большей частью, учебные примеры, неприменимые на практике. По-настоящему интересная математика начинается, когда мы хотим описать процессы, протекающие в реальной жизни. Но как отразить фактор времени, которому подчиняются реальные процессы – инфляция, выработка продукции или демографические показатели?

Вспомним одно важное определение из курса математики, касающееся производной функции. Производная является скоростью изменения функции, следовательно, она может помочь нам отразить фактор времени в уравнении.

То есть, мы составляем уравнение с функцией, которая описывает интересующий нас показатель и добавляем в уравнение производную этой функции. Это и есть дифференциальное уравнение. А теперь перейдем к простейшим типам дифференциальных уравнений для чайников.

Простейшее дифференциальное уравнение имеет вид $y’(x)=f(x)$, где $f(x)$ – некоторая функция, а $y’(x)$ – производная или скорость изменения искомой функции. Оно решается обычным интегрированием: $$y(x)=int f(x)dx.$$

Второй простейший тип называется дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными. Такое уравнение выглядит следующим образом $y’(x)=f(x)cdot g(y)$. Видно, что зависимая переменная $y$ также входит в состав конструируемой функции. Уравнение решается очень просто – нужно «разделить переменные», то есть привести его к виду $y’(x)/g(y)=f(x)$ или $dy/g(y)=f(x)dx$. Остается проинтегрировать обе части $$int frac=int f(x)dx$$ – это и есть решение дифференциального уравнения разделяющегося типа.

Последний простой тип – это линейное дифференциальное уравнение первого порядка. Оно имеет вид $y’+p(x)y=q(x)$. Здесь $p(x)$ и $q(x)$ – некоторые функции, а $y=y(x)$ – искомая функция. Для решения такого уравнения применяют уже специальные методы (метод Лагранжа вариации произвольной постоянной, метод подстановки Бернулли).

Есть более сложные виды уравнений – уравнения второго, третьего и вообще произвольного порядка, однородные и неоднородные уравнения, а также системы дифференциальных уравнений. Для их решения нужна предварительная подготовка и опыт решения более простых задач.

Большое значение для физики и, что неожиданно, финансов имеют так называемые дифференциальные уравнения в частных производных. Это значит, что искомая функция зависит от нескольких переменных одновременно. Например, уравнение Блека-Шоулса из области финансового инжиниринга описывает стоимость опциона (вид ценной бумаги) в зависимости от его доходности, размера выплат, а также сроков начала и конца выплат. Решение дифференциального уравнения в частных производных довольно сложное, обычно нужно использовать специальные программы, такие как Matlab или Maple.

Видео:13. Как решить дифференциальное уравнение первого порядка?Скачать

13. Как решить дифференциальное уравнение первого порядка?

Пример применения дифференциального уравнения в экономике

Приведем, как и было обещано, простой пример решения дифференциального уравнения. Вначале поставим задачу.

Для некоторой фирмы функция маржинальной выручки от продажи своей продукции имеет вид $MR=10-0,2q$. Здесь $MR$ – маржинальная выручка фирмы, а $q$ – объем продукции. Нужно найти общую выручку.

Как видно из задачи, это прикладной пример из микроэкономики. Множество фирм и предприятий постоянно сталкивается с подобными расчетами в ходе своей деятельности.

Приступаем к решению. Как известно из микроэкономики, маржинальная выручка представляет собой производную от общей выручки, причем выручка равна нулю при нулевом уровне продаж.

С математической точки задача свелась к решению дифференциального уравнения $R’=10-0,2q$ при условии $R(0)=0$.

Проинтегрируем уравнение, взяв первообразную функцию от обеих частей, получим общее решение: $$R(q) = int (10-0,2q)dq = 10 q-0,1q^2+C. $$

Чтобы найти константу $C$, вспомним условие $R(0)=0$. Подставим: $$R(0) =0-0+C = 0. $$ Значит C=0 и наша функция общей выручки принимает вид $R(q)=10q-0,1q^2$. Задача решена.

Другие примеры по разным типам ДУ собраны на странице: Дифференциальные уравнения с решениями онлайн.

🔍 Видео

День студента мехмата МГУ #мгу #умскул #физика #математика #учеба #подготовкаогэ #подготовкакегэСкачать

День студента мехмата МГУ #мгу #умскул #физика #математика #учеба #подготовкаогэ #подготовкакегэ

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессора

Высшая математика. Рисую дерево вышматаСкачать

Высшая математика. Рисую дерево вышмата

Простейшие дифференциальные уравненияСкачать

Простейшие дифференциальные уравнения

1. Что такое дифференциальное уравнение?Скачать

1. Что такое дифференциальное уравнение?
Поделиться или сохранить к себе: