Решить уравнение с двумя параметрами

Видео:9 класс. Алгебра. Уравнение с двумя параметрамиСкачать

9 класс. Алгебра. Уравнение с двумя параметрами

Системы уравнений с двумя переменными и параметрами

п.1. Решение системы линейных уравнений с параметром

Например:
При каком значении a система уравнений имеет одно решение: ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. ).
Система имеет одно решение, если главный определитель не равен нулю: $$ Delta = begin mathrm & 1 \ 1 & mathrm end= a^2-1neq 0 Rightarrow aneq pm 1 $$

Ответ: при всех действительных a, кроме a ≠ ± 1.

п.2. Решение системы нелинейных уравнений с параметром

При решении системы нелинейных уравнений с параметром чаще всего используем графический метод (см. §15 данного справочника).

Например:
При каком значении a система уравнений имеет одно решение: ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. ).
( mathrm ) – уравнение окружности с центром в начале координат, и переменным радиусом a.
( mathrm ) – уравнение прямой.
Система имеет одно решение, если прямая является касательной к окружности:

Решить уравнение с двумя параметрами

Точка A является решением: x = 1, y = 1.
Подставляем найденное решение в уравнение для окружности: 1 2 + 1 2 = 2 $$ mathrm<a^2=2Rightarrow a=pmsqrt> $$

п.3. Примеры

Пример 2. Найти все значения параметра a, при каждом из которых система
( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. ) имеет единственное решение.
Первое уравнение – квадрат с вершинами (±4; 0),(0; ±4); второе уравнение – окружность переменного радиуса с центром в точке (3; 3).

Решить уравнение с двумя параметрами

Единственное решение соответствует радиусу ( mathrm<R=|a+1|=OA=sqrt>. )
При увеличении радиуса будет 2, 3 или 4 точки пересечения. При дальнейшем увеличении окружность становится слишком большой, пересечений с квадратом нет.
Получаем:( mathrm<|a+1|=sqrtRightarrow a+1=pmsqrtRightarrow a_=-1pmsqrt>. )

Пример 3. Найти все значения параметра a, при каждом из которых система
( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. ) имеет единственное решение. $$ left< begin mathrm left[begin mathrm & \ mathrm & \ mathrm & endright. & \ mathrm & endright. $$ Первое уравнение – ломаная, второе – парабола ветками вниз с подвижной вершиной на оси x = 2.

Решить уравнение с двумя параметрами

При (a – 1) 2 2 = 4 одно решение.
При (a – 1) 2 > 4 два решения.
Получаем:( mathrm left[begin mathrm & \ mathrm & endright. )

Решение систем линейных уравнений с параметрами

Разделы: Математика

Цель:

  • повторить решение систем линейных уравнений с двумя переменными
  • дать определение системы линейных уравнений с параметрами
  • научит решать системы линейных уравнений с параметрами.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение
  3. Объяснение новой темы
  4. Закрепление
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание

2. Повторение:

I. Линейное уравнение с одной переменной:

1. Дайте определение линейного уравнения с одной переменной

[Уравнение вида ax=b, где х – переменная, а и b некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной]

2. Сколько корней может иметь линейное уравнение?

[- Если а=0, bРешить уравнение с двумя параметрами0, то уравнение не имеет решений, хРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами

— Если а=0, b=0, то х Решить уравнение с двумя параметрамиR

— Если аРешить уравнение с двумя параметрами0, то уравнение имеет единственное решение, х = Решить уравнение с двумя параметрами

3. Выясните, сколько корней имеет уравнение (по вариантам)

I ряд – I вариант

Ответ: много корнейII ряд – II вариант

Ответ: корней нетIII ряд – III вариант

Ответ: единственный корень

II. Линейное уравнение с 2 –мя переменными и система линейных уравнений с 2- мя переменными.

1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными. Приведите пример.

[Линейным уравнением с двумя переменными называются уравнения вида ах +by=с, где х и у – переменные, а, b и с – некоторые числа. Например, х-у=5]

2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?

[Решением уравнения с двумя переменными называются пара значений переменных, обращающие это уравнение в верное равенство.]

3. Является ли пара значений переменных х = 7, у = 3 решением уравнения 2х + у = 17?

4. Что называется графиком уравнения с двумя переменными?

[Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых является решениями этого уравнения.]

5. Выясните, что представляет собой график уравнения:

[Выразим переменную у через х: у=-1,5х+3

Формулой у=-1,5х+3 является линейная функция, графиком которой служит прямая. Так как, уравнения 3х+2у=6 и у=-1,5х+3 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения 3х+2у=6]

6. Что является графиком уравнения ах+bу=с с переменными х и у, где аРешить уравнение с двумя параметрами0 или bРешить уравнение с двумя параметрами0?

[Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не равен нулю, является прямая.]

7. Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?

[Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство]

8. Что значит решить систему уравнений?

[Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.]

9. Выясните, всегда ли имеет такая система решения и если имеет, то сколько (графическим способом).

10. Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?

[Единственное решение, если прямые пересекаются; не имеет решений, если прямые параллельны; бесконечно много, если прямые совпадают]

11. Каким уравнением обычно задается прямая?

12. Установите связь между угловыми коэффициентами и свободными членами:

I вариант:

  • у=-х+2
  • y= -x-3,

k1 = k2, b1Решить уравнение с двумя параметрамиb2, нет решений;II вариант:

  • y=-х+8
  • y=2x-1,

k1Решить уравнение с двумя параметрамиk2, одно решение;III вариант:

  • y=-x-1
  • y=-x-1,

k1 = k2, b1 = b2, много решений.

Вывод:

  1. Если угловые коэффициенты прямых являющихся графиками этих функций различны, то эти прямые пересекаются и система имеет единственное решение.
  2. Если угловые коэффициенты прямых одинаковы, а точки пересечения с осью у различны, то прямые параллельны, а система не имеет решений.
  3. Если угловые коэффициенты и точки пересечения с осью у одинаковы, то прямые совпадают и система имеет бесконечно много решений.

На доске таблица, которую постепенно заполняет учитель вместе с учениками.

III. Объяснение новой темы.

где A1, A2, B1,B2, C1 C2 – выражения, зависящие от параметров, а х и у – неизвестные, называется системой двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными в параметрах.

Возможны следующие случаи:

1) Если Решить уравнение с двумя параметрами, то система имеет единственное решение

2) Если Решить уравнение с двумя параметрами, то система не имеет решений

3) Если Решить уравнение с двумя параметрами, то система имеет бесконечно много решений.

IV. Закрепление

Пример 1.

При каких значениях параметра а система

  • 2х — 3у = 7
  • ах — 6у = 14

а) имеет бесконечное множество решений;

б) имеет единственное решение

а) Решить уравнение с двумя параметрами, а=4

б) Решить уравнение с двумя параметрами, а?4

а) если а=4, то система имеет бесконечное множество решений;

б) если аРешить уравнение с двумя параметрами4, то решение единственное.

Пример 2.

Решите систему уравнений

  • x+(m+1)y=1
  • x+2y=n

Решение: а) Решить уравнение с двумя параметрами, т.е. при mРешить уравнение с двумя параметрами1 система имеет единственное решение.

Решить уравнение с двумя параметрами

б) Решить уравнение с двумя параметрами, т.е. при m=1 (2=m+1) и nРешить уравнение с двумя параметрами1 исходная система решений не имеет

в) Решить уравнение с двумя параметрами, при m=1 и n=1 система имеет бесконечно много решений.

Ответ: а) если m=1 и nРешить уравнение с двумя параметрами1, то решений нет

б) m=1 и n=1, то решение бесконечное множество

  • у — любое
  • x=n-2y

в) если mРешить уравнение с двумя параметрами1 и n — любое, то

y= Решить уравнение с двумя параметрамиx=Решить уравнение с двумя параметрами

Пример 3.

Для всех значений параметра а решить систему уравнений

  • ах-3ау=2а+3
  • х+ау=1

Решение: Из II уравнения найдем х=1-ау и подставим в I уравнение

1) а=0. Тогда уравнение имеет вид 0*у=3 [у Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами]

Следовательно, при а=0 система не имеет решений

Следовательно, у Решить уравнение с двумя параметрами. При этом х=1-ау=1+3у

3) аРешить уравнение с двумя параметрами0 и аРешить уравнение с двумя параметрами-3. Тогда у=-Решить уравнение с двумя параметрами, х=1-а(-Решить уравнение с двумя параметрами=1+1=2

1) если а=0, то (х; у) Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами

2) если а=-3, то х=1+3у, уРешить уравнение с двумя параметрами

3) если аРешить уравнение с двумя параметрами0 и а?-3, то х=2, у=-Решить уравнение с двумя параметрами

Рассмотрим II способ решения системы (1).

Решим систему (1) методом алгебраического сложения: вначале умножим первое уравнение системы на В2, второе на – В1 и сложим почленно эти уравнения, исключив, таким образом, переменную у:

Решить уравнение с двумя параметрами

Т.к. А1В22В1Решить уравнение с двумя параметрами0, то х =Решить уравнение с двумя параметрами

т.к. А2В11В2 Решить уравнение с двумя параметрами0 у =Решить уравнение с двумя параметрами

Для удобства решения системы (1) введем обозначения:

Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами главный определитель

Решить уравнение с двумя параметрами

Теперь решение системы (1) можно записать с помощью определителей:

х= Решить уравнение с двумя параметрами; у=Решить уравнение с двумя параметрами

Приведенные формулы называют формулами Крамера.

— Если Решить уравнение с двумя параметрами, то система (1) имеет единственное решение: х=Решить уравнение с двумя параметрами; у=Решить уравнение с двумя параметрами

— Если Решить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрамиили Решить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрами, то система (1) не имеет решений

— Если Решить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрами, то система (1) имеет бесконечное множество решений.

В этом случае систему надо исследовать дополнительно. При этом, как правило, она сводится к одному линейному уравнению. В случае Решить уравнение с двумя параметрамичасто бывает удобно исследовать систему следующим образом: решая уравнение Решить уравнение с двумя параметрами, найдем конкретные значения параметров или выразим один из параметров через остальные и подставим эти значения параметров в систему. Тогда получим систему с конкретными числовыми коэффициентами или с меньшим числом параметров, которую надо и исследовать.

Если коэффициенты А1, А2, В1, В2, системы зависят от нескольких параметров, то исследовать систему удобно с помощью определителей системы.

Пример 4.

Для всех значений параметра а решить систему уравнений

  • (а+5)х+(2а+3)у=3а+2
  • (3а+10)х+(5а+6)у=2а+4

Решение: Найдем определитель системы:

Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами= (а+5)(5а+6) – (3а+10) (2а+3)= 5а 2 +31а+30-6а 2 -29а-30=-а 2 +2а=а(2-а)

Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами= (3а+2) (5а+6) –(2а+4)(2а+3)=15а 2 +28а+12-4а 2 -14а-12=11а 2 +14а=а(11а+14)

Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами=(а+5) (2а+4)-(3а+10)(3а+2)=2а 2 +14а+20-9а 2 -36а-20=-7а 2 -22а=-а(7а+22)

1) Решить уравнение с двумя параметрамиТогда

х= Решить уравнение с двумя параметрамиу=Решить уравнение с двумя параметрами

2) Решить уравнение с двумя параметрамиили а=2

При а=0 определители Решить уравнение с двумя параметрами

Тогда система имеет вид:

  • 5х+3у=2 Решить уравнение с двумя параметрами5х+3у=2 Решить уравнение с двумя параметрами
  • 10х+6у=4

При а=2 Решить уравнение с двумя параметрамиЭтого достаточно, чтобы утверждать, что система не имеет решений.

1) если а Решить уравнение с двумя параметрамии аРешить уравнение с двумя параметрами, то х= Решить уравнение с двумя параметрамиу=Решить уравнение с двумя параметрами

2) если а=0, то хРешить уравнение с двумя параметрами, Решить уравнение с двумя параметрами

3) если а=2, то (х; у)Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами

Пример 5.

Для всех значений параметров а и b решить систему уравнений

Решение: Решить уравнение с двумя параметрами= Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами=а+1-2b

Решить уравнение с двумя параметрами= Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами= b -6; Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами= 3a+3-bРешить уравнение с двумя параметрами

1) Решить уравнение с двумя параметрами. Тогда

х= Решить уравнение с двумя параметрамиу=Решить уравнение с двумя параметрами

2) Решить уравнение с двумя параметрами

Подставив выражение параметра а в систему, получим:

  • 2bx+2y=b 2bx+2y=b
  • bx+y=3 Решить уравнение с двумя параметрами2bx+2y=6

Если bРешить уравнение с двумя параметрами6, то система не имеет решений, т.к. в этом случае I и II уравнения системы противоречат друг другу.

Если b=6, а=2b-1=2*6-1=11, то система равносильна одному уравнению

12х+2у=6 Решить уравнение с двумя параметрамиу=3-6х

1) если Решить уравнение с двумя параметрами, (аРешить уравнение с двумя параметрами), то x=Решить уравнение с двумя параметрами, y=Решить уравнение с двумя параметрами

2) если bРешить уравнение с двумя параметрами, aРешить уравнение с двумя параметрами, то система не имеет решений

3) если b=6, а=11, то хРешить уравнение с двумя параметрами, у=3-6х

Итог урока: Повторить по таблице и поставить оценки.

При каких значениях параметра система уравнений

  • 3х-2у=5
  • 6х-4у=b

а) имеет бесконечное множество решений

б) не имеет решений

б) bРешить уравнение с двумя параметрами10

Видео:Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать

Уравнения с параметром. Алгебра, 8 класс

Уравнения с параметрами.

Исследование и решение уравнений с параметрами считается не самым простым разделом школьной математики. Однако, параметр, как понятие, часто воспринимается школьниками гораздо более сложным, чем есть в действительности. Здесь в первом пункте представлены очень простые вводные примеры использования параметров в уравнениях. Те, для кого это понятие не составляет большой трудности, могут сразу перейти к решению задач, которые представлены ниже.

Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Что такое уравнение с параметром?

Допустим нам нужно решить уравнение 2х + 5 = 2 − x.
Решение: 2x + x = 2 − 5; 3x = −3; x = −3/3 = −1.

Теперь нужно решить уравнение 2x + 5 = 3 − x.
Решение: 2x + x = 3 − 5; 3x = −2; x = −2/3

Затем нужно решить уравнение 2x + 5 = 0,5 − x.
Решение: 2x + x = 0,5 − 5; 3x = −4,5; x = −4,5/3 = −1,5.

А потом может потребоваться решить уравнение 2x + 5 = 10,7 − x или уравнение 2x + 5 = −0,19 − x.
Понятно, что уравнения похожи, а потому их решение будет сопровождаться теми же действиями, что выше. Возникает естественный вопрос — сколько можно делать одно и то же?

Уменьшим себе трудозатраты. Заметим, что все эти уравнения отличаются только одним числом в правой части. Обозначим это число символом a .
Получим уравнение 2х + 5 = aх,
где aпеременная величина, вместо которой можно подставить нужное числовое значение и получить нужное уравнение. Эта переменная и называется параметром.

Решим это уравнение так же, как и все предыдущие.
Решение: 2х + 5 = ax; 2x + x = a − 5; 3x = a − 5; x = (a − 5)/3.

Теперь для того, чтобы найти ответы для двух последних примеров, мы можем не повторять полностью всё решение каждого уравнения, а просто подставить в полученную формулу для х числовое значение параметра а:
x = (10,7 − 5)/3 = 5,7/3 = 1,9;
x = (−0,19 − 5)/3 = −5,19/3 = −1,73.

Таким образом, под термином «уравнение с параметром», фактически, скрывается целое семейство «почти одинаковых уравнений» , которые отличаются друг от друга только одним числом (одним слагаемым или одним коэффициентом) и одинаково решаются. Параметр — это число, которое меняется от уравнения к уравнению.
Полученную формулу для корня уравнения мы можем запрограммировать на компьютере. Достаточно будет только ввести значение параметра a, чтобы получить решение любого такого уравнения.

Рассмотрим еще один пример.

Замечаем, что они похожи друг на друга и отличаются только первым коэффициентом. Обозначим его, например, символом k.
Решим уравнение + 5 = 2 − x с параметром k.

С помощью этой формулы вычислим все ответы для приведенных уравнений.
x = −3/(2 + 1) = −1
x = −3/(3 + 1) = −0,75
x = −3/(−4 + 1) = 1
x = −3/(17 + 1) = −1/6

Можем ли мы теперь запрограммировать эту формулу и сказать, что с её помощью можно решить любое аналогичное уравнение?
Запрограммировать можем. Компьютер справится как с очень большими значениями коэффициента, так и с очень маленькими.
Например, если введём k = 945739721, то для уравнения заданного вида будет получен корень примерно равный −0,0000000031721201195353831188, если k = 0,0000004, то получим корень ≈ −2,9999988000004799998080000768.
Но, если мы введем в программу, казалось бы, более простое значение k = −1, то компьютер зависнет.
Почему?

Посмотрим внимательнее на формулу x = −3/(−1 + 1) = −3/0. Деление на ноль.
Посмотрим на соответствующее уравнение −1·х + 5 = 2 − x.
Преобразуем его −х + x = 2 − 5.
Оказывается, оно равносильно уравнению 0 = −3 (. ) и не может иметь корней.
Таким образом, из общего подхода к решению «почти одинаковых уравнений» могут существовать исключения, о которых нужно позаботиться отдельно. Т.е. провести предварительное исследование всего семейства уравнений. Именно этому и учатся на уроках математики с помощью так называемых задач с параметрами.

Видео:ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

Графические способы решения уравнений

Сначала вспомним, что представляет собой графический способ решения обычного уравнения (без параметра).
Пусть дано уравнение вида f(x) = g(x) . Построим графики функций y = f(x) и y = g(x) и найдём точки пересечения этих графиков. Абсциссы точек пересечения и есть корни уравнения.

Для быстрого построения эскизов графиков повторите еще раз графики элементарных функций, которые изучаются в школьном курсе математики, и правила преобразования графиков функций.

Рассмотрим примеры.

1. Решить уравнение
2х + 5 = 2 − x

Решить уравнение с двумя параметрами

Ответ: x = −1.

2. Решить уравнение
2х 2 + 4х − 1 = 2х + 3

Решить уравнение с двумя параметрами

3. Решить уравнение
log2х = −0,5х + 4

Решить уравнение с двумя параметрами

Ответ: x = 2.

Первые два из приведенных уравнений вы можете решить и аналитически, так как это обычные линейное и квадратное уравнения. Второе уравнение содержит функции разных классов — степенную (здесь линейную) и трансцендентную (здесь логарифмическую). Для таких случаев выбор способов решения у школьников очень ограничен. Фактически, единственным доступным способом является именно графическое решение.

Внимание: Для корней, найденных графическим способом, обязательна проверка! Вы уверены, что на третьем рисунке пересечение именно в точке х = 4 , а не в точке 3,9 или 4,1? А если на реальном экзамене у вас нет возможности построить график достаточно точно? На чертеже «от руки» разброс может быть еще больше. Поэтому алгоритм действий должен быть следующим:

  1. Предварительный вывод: х ≈ 4.
  2. Проверка: log24 = −0,5·4 + 4; 2 = −2 + 4; 2 ≡ 2.
  3. Окончательный вывод х = 4.

Чтобы графически решать уравнения с параметрами надо строить не отдельные графики, а их семейства.

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Решение уравнений с параметрами с помощью графиков.

Задача 1.

Найти все значения параметра q при которых уравнение |x + 1| − |x − 3| − x = q 2 − 8q + 13 имеет ровно 2 корня.

При каждом значении параметра q можно вычислить значение выражения q 2 − 8q + 13 . Результат обозначим переменной а.
Т.е. примем q 2 − 8q + 13 = a и решим уравнение с параметром |x + 1| − |x − 3| − x = a

Строим график функции y = |x + 1| − |x − 3| − x , расположенной в левой части уравнения.
Для этого разобьём числовую ось на отрезки точками, в которых каждый из встречающихся модулей принимает нулевое значение.

Решить уравнение с двумя параметрами
Для каждого из этих участков раскроем модули с учётом знаков.
Вспомним: по определению |x| = x, если х ≥ 0, и |x| = −x, если х Чтобы проверить знаки модулей на участке достаточно подставить любое промежуточное значение x из этого отрезка, например, −2, 0 и 4.

Таким образом на участке I, где −∞ имеем −(x + 1) + (x − 3) − x = − x − 4.
Следовательно, должны построить график функции y = − x − 4 .
Это линейная функция. Её график прямая линия, которую можно построить по двум точкам, например, x = 0, y = −4 и у = 0, x = −4. Cтроим всю прямую бледной линией, а затем выделяем часть графика, относящуюся только к рассматриваемому участку.

Аналогично, разбираемся с оставшимися двумя участками.

На участке II, где −1 имеем (x + 1) + (x − 3) − x = x − 2
и должны построить соответствующую часть графика функции y = x − 2 .

На участке III, где 3 , имеем (x + 1) − (x − 3) − x = − x + 4
и должны построить соответствующую часть графика функции y = − x + 4 .

Последовательное построение итогового графика показано ниже. (Чтобы увеличить рисунок, нужно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши.)

    Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами

Замечание: если вы освоили тему Преобразование графиков функций, то с этой частью задачи сможете справиться быстрее, чем показано в примере.

Итак, построение графика функции, расположенной в левой части уравнения, мы завершили. Посмотрим, что находится в правой части.

График функции y = a представляет собой прямую линию, параллельную оси абсцисс (Ox), и пересекающую ось ординат (Oy) в точке а. Так как а — параметр, который может принимать разные значения, то нужно построить целое семейство таких параллельных линий, пересекающих ось ординат на разной высоте. Очевидно, что все графики семейства построить мы не сможем, поскольку их бесконечное множество. Изобразим для примера несколько штук в районе уже построенного графика функции. Ниже прямые семейства y = a показаны красным цветом.

    Решить уравнение с двумя параметрамиРешить уравнение с двумя параметрами

Из рисунка видно, что количество точек пересечения каждой из красных прямых с ранее построенным (зелёным) графиком зависит от высоты, на которой расположена эта прямая, т.е. от параметра а. Прямые, расположенные ниже y = −3 , пересекают график в одной точке, а значит эти уравнения имеют только одно решение. Прямые, проходящие на уровне −3 имеют по три точки пересечения, значит соответствующие уравнения будут иметь по три решения. Прямые, расположенные выше точки y = 1 , снова имеют только по одной точке пересечения.
Ровно две точки пересечения с зелёным графиком будут иметь только прямые y = 1 и y = −3 . Соответствующие уравнения будут иметь ровно два корня, что и требовалось определить в задании.

Однако мы нашли значения введённого нами параметра а, при котором заданное уравнение имеет 2 корня, а вопрос задачи состоял в том, чтобы найти все значения параметра q. Для этого придётся решить следующую совокупность уравнений:
Решить уравнение с двумя параметрами
Это обычные квадратные уравнения, которые решаются через дискриминант или по теореме Виета.
Решить уравнение с двумя параметрами
Таким образом, окончательный ответ: .

Задача 2.

Найти все значения параметра a, при которых уравнение (2 − x)x(x − 4) = a имеет ровно 3 корня.

Рассмотрим функцию y = (2 − x)x(x − 4) . Видно, что если раскрыть скобки, то старший член будет х 3 . Т.е. графиком функции должна быть кубическая парабола, причем на при x, стремящемcя к +∞, y → −∞, а при x, стремящемся к −∞, y → +∞.
Поскольку уравнение (2 − x)x(x − 4) = 0 имеет три корня 2, 0 и 4, то график функции будет пересекать ось абсцисс трижды.
Понятно, что при упомянутых условиях график непрерывной функции должен иметь участок с «волной». Строим от руки эскиз графика.

Правая часть уравнения y = a такая же, как в предыдущей задаче. Поэтому дальнейшие построения не требуют комментариев. Смотрите рисунки. Чтобы увеличить, используйте щелчок мышью.

Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами Решить уравнение с двумя параметрами

Из рисунков видно, что прямые, отделяющие линии с тремя точками пересечения от других случаев, проходят через экстремумы кубической функции. Поэтому определяем значения ymax и ymin через производную. (Исследовать функцию полностью не нужно, так как примерное положение точек экстремума мы видим на эскизе графика.) Обратите внимание на то, что при вычислении значений функции используются точные значения x и формулы сокращенного умножения. Приближенные значения в промежуточных вычислениях не используют.

Ответ: Решить уравнение с двумя параметрами

Видео:Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать

Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.

Задача для самостоятельного решения

Задача 3.

При каком наибольшем отрицательном значении параметра а уравнение Решить уравнение с двумя параметрамиимеет один корень?

Ответ: -1,625

Задача реального экзамена ЗНО-2013 (http://www.osvita.ua/).

Переход на главную страницу сайта «Математичка».

Решить уравнение с двумя параметрами

Есть вопросы? пожелания? замечания?
Обращайтесь — mathematichka@yandex.ru

Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено. Ставьте гиперссылку.

🎬 Видео

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 класс

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрами

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать

Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.

Алгебра 8 класс (Урок№33 - Уравнения с параметром. Контрольный урок.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№33 - Уравнения с параметром. Контрольный урок.)

9 класс. Алгебра. Уравнение с параметрами.Скачать

9 класс. Алгебра. Уравнение с параметрами.

9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменнымиСкачать

9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменными

ГРАФИК ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС видеоурокСкачать

ГРАФИК ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС видеоурок

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

✓ Четыре способа решить параметр с модулем | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис ТрушинСкачать

✓ Четыре способа решить параметр с модулем | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис Трушин

7 класс, 8 урок, Линейное уравнение с двумя переменными и его графикСкачать

7 класс, 8 урок, Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Поделиться или сохранить к себе: