Определение 1. Если многочлен f(x) обращается в нуль при подстановке в него числа с вместо неизвестного, то с называется корнем многочлена f(x) (или уравнения f(x)=0).
Пример 1. f(x)=x 5 +2x 3 -3x.
Число 1 является корнем f(x), а число 2 не является корнем f(x), так как f(1)=1 5 +2∙1 3 -3∙1=0, а f(2)=2 5 +2∙2 3 -3∙2=42≠0.
Оказывается, корни многочлена связаны с его делителями.
Число с тогда и только тогда является корнем многочлена f(x), когда f(х) делится на х-с.
Определение 2. Если с — корень многочлена f(х), то f(х) делится на х-с. Тогда найдется натуральное число k, что f(х) делится на (х-с) k , но не делится на (х-с) k+1 . Такое число k называется кратностью корня с многочлена f(х), а сам корень с — k-кратным корнем этого многочлена. Если k=1, то корень с называют простым.
Для нахождения кратности k корня с многочлена f(х) применяют теорему:
Если число с является k-кратным корнем многочлена f(х), то при k>1 оно будет (k-1)-кратным корнем первой производной этого многочлена; если же k=1, то с не будет служить корнем для f ‘(х).
Следствие. k-кратный корень многочлена f(х) впервые не будет служить корнем для k-й производной.
Пример 2.Убедиться, что число 2 является корнем многочлена f(х)=х 4 -4х 3 +16х-16. Определить его кратность.
Решение. Число 2 является корнем f(х), так как 2 4 -4∙2 3 +16∙2-16=0.
f ‘(x)=4x 3 -12x 2 +16, f ‘(2)=4∙2 3 -12∙2 2 +16=0;
f »(x)=12x 2 -24x, f »(2)=12∙2 2 -24∙2=0;
Число 2 впервые не является корнем f»'(х), поэтому число 2 является трехкратным корнем многочлена f(х).
Пусть дан многочлен f(х) степени n≥1 со старшим коэффициентом 1: f(х)=х n +a1x n -1 +…+an-1x+an и α1. αn – его корни. Корни многочлена и его коэффициенты связаны формулами, которые называют формулами Виета:
Формулы Виета облегчают написание многочлена по заданным его корням.
Пример 3. Найти многочлен, имеющий простые корни 2; 3 и двукратный корень –1.
Решение. Найдем коэффициенты многочлена:
Искомый многочлен есть х 4 –3х 3 –3х 2 –7х+6.
Определение 3. Многочлен f(х)ÌР[x] степени n приводим над полем Р, если он может быть разложен в произведение двух множителей φ(х) и ψ(х) из Р[x], степени которых меньше n:
f(x)ÎP[x] называют неприводимым над полем Р, если в любом его разложении на множители из Р[x] один из множителей имеет степень 0, другой – степень n.
Имеют место следующие теоремы:
Всякий многочлен ненулевой степени f(х) из кольца Р[x] разлагается в произведение неприводимых множителей из Р[x] однозначно с точностью до множителей нулевой степени.
Отсюда легко следует, что для всякого многочлена f(х)ÎР[x] степени n, n≥1, существует следующее разложение на неприводимые множители:
, (2)
где — неприводимые многочлены из P[x] со старшими коэффициентами, равными единице. Такое разложение для многочлена однозначно.
Неприводимые множители, входящие в такое разложение, не обязаны быть все различными. Если неприводимый многочлен встречается ровно k раз в разложении (2), то он называется k-кратным множителем многочлена f(х).Если множитель Р(х) входит в это разложение только один раз, то он называется простым множителем для f(х).
Если в разложении (2) одинаковые множители собрать вместе, то это разложение можно записать в следующем виде:
, (3)
где множители Р1(х),…,Рr(x) уже все различные. Показатели k1,…,kr здесь равны кратностям соответствующих множителей. Разложение (3) можно записать в виде:
, (4)
где F1(x) – произведение всех простых неприводимых множителей, — произведение всех двукратных неприводимых множителей и т.д. в разложении (3). Если в разложении (3) нет m-кратных множителей, то множитель считается равным единице.
Многочлены F1(x),…,Fs(x) для многочлена f(x) над числовыми полями можно найти, пользуясь понятием производной, алгоритмом Евклида из формулированной ранее теоремы (о связи с производной) следующим образом:
Поэтому получаем
Таким образом, для многочлена f(x) мы можем найти множители .
Если для многочлена f(x) надо найти множители F1(x),…,Fs(x) его разложения (4), то говорят, что надо отделить его кратные множители.
Пример 4.Отделить кратные множители f(x)=х 5 -х 4 -5х 3 +х 2 +8х+4.
Решение. Находим НОД f(x) и f ‘(x)=5x 4 -4x 3 -15x 2 +2x+8.
(производим деление).
(производим деление).
Поэтому получаем F3(x)=v3(x)=x+1,
Таким образом, многочлен f(x) имеет разложение f(x)=(х-2) 2 (х+1) 3 . В разложении (3) многочлена f(x) простых множителей нет, двукратный множитель х-2 и трехкратный множитель х+1.
Замечание 1.Этот способ ничего не дает в том случае, если все неприводимые множители многочлена f(x) простые (получим тождество f(x)=F1(x)).
Замечание 2.Этот способ позволяет определить кратности всех корней произвольного многочлена.
ВАРИАНТЫ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Убедиться, что многочлен 3х 4 -5х 3 +3х 2 +4х-2 имеет корень 1+i. Найти остальные корни многочлена.
2. Отделить кратные множители х 5 +5х 4 -5х 3 -45х 2 +108.
3. Найти многочлен наименьшей степени, корнями которого являются: 5, i, i+3.
Вариант 2
1. Чему равен показатель кратности корня х0=2 для многочлена f(x)=x 5 -7х 4 +12х 3 +16х 2 -64х+48? Найти остальные его корни.
2. Отделить кратные множители х 5 -6х 4 +16х 3 -24х 2 +20х-8.
3. Определить соотношение между коэффициентами уравнения x 3 +px+q=0, если его корни х1, х2, х3, удовлетворяют соотношению .
Вариант 3
1. Чему равен показатель кратности корня х0=4 для многочлена х 4 -7х 3 +9х 2 +8х+16? Найти остальные корни.
2. Отделить кратные множители х 6 -2х 5 -х 4 -2х 3 +5х 2 +4х+4.
3. Определить λ так, чтобы один из корней уравнения равнялся удвоенному другому: x 3 -7x+λ=0.
Вариант 4
1. Показать, что х=3 является корнем многочлена f(x)=х 4 -6х 3 +10х 2 -6х+9. Определить его кратность и найти остальные корни.
2. Отделить кратные множители многочлена х 5 +6х 4 +13х 3 +14х 2 +12х+8.
3. Сумма двух корней уравнения 2х 3 -х 2 -7х+λ=0 равна 1. Найти λ.
Вариант 5
1. Показать, что х0=-2 является корнем многочлена х 4 +х 3 -18х 2 -52х-40. Определить его кратность и найти остальные корни.
2. Отделить кратные множители многочлена f(x)=х 5 -5х 4 -5х 3 +45х 2 -108.
3. Найти многочлен наименьшей степени по данным корням 1, 2, 3, 1+i.
Вариант 6
1. Найти условие, при котором многочлен х 5 +ах 4 +b имеет двойной корень, отличный от нуля.
2. Отделить кратные множители многочлена х 6 +15х 4 -8х 3 +51х 2 -72х+27.
Вариант 7
1. Показать, что х=-2 является корнем многочлена 4х 5 +24х 4 +47х 3 +26х 2 -12х-8. Найти кратность корня и найти остальные корни многочлена.
2. Отделить кратные множители многочлена х 4 +х 3 -3х 2 -5х-2.
3. Найти сумму квадратов корней уравнения 2х 3 -2х 2 -4х-1.
Вариант 8
1. Доказать, что х=1 является корнем многочлена х 6 -х 5 -4х 4 +6х 3 +х 2 -5х+2. Определить его кратность. Найти остальные корни многочлена.
2. Отделить кратные множители многочлена х 5 -3х 4 +4х 3 -4х 2 +3х-1.
3. Один из корней многочлена в два раза больше другого. Найти корни многочлена f(х)=х 3 -7х 2 +14х+λ.
Вариант 9
1. Найти условие, при котором многочлен х 5 +10ах 3 +5bх+с имеет тройной корень, отличный от нуля.
2. Отделить кратные множители многочлена х 7 -3х 6 +5х 5 -7х 4 +7х 3 -5х 2 +3х-1.
3. Решить уравнение х 3 -6х 2 +qх+2=0, если известно, что его корни образуют арифметическую прогрессию.
Вариант 10
1. Показать, что х=3 является корнем многочлена f(x)=х 4 -12х 3 +53х 2 -102х+72. Определить кратность корня, найти другие корни многочлена.
2. Отделить кратные множители многочлена х 6 -4х 4 -16х 2 +16.
3. Найти многочлен с действительными коэффициентами наименьшей степени по данным корням 1, 2+i, 3.
Вариант 11
1. Показать, что х=2 является корнем многочлена х 5 -6х 4 +13х 3 -14х 2 +12х-8. Найти его кратность и остальные корни.
2. Отделить кратные множители многочлена х 4 +х 3 -3х 2 -5х-2.
3. Составить многочлен наименьшей степени, если известны его корни х1=2, x2=1-i, x3=3.
Вариант 12
1. Показать, что х=-1 является корнем многочлена х 4 +х 3 -3х 2 -5х-2. Найти его кратность и остальные корни многочлена.
2. Отделить кратные множители многочлена х 5 -3х 4 +4х 3 -4х 2 +3х-1.
3. Составить многочлен наименьшей степени, если известны его корни х1=i, x2=2+i, x3=x4=2.
Вариант 13
1. Чему равен показатель кратности корня х0=4 для многочлена х 4 -7х 3 +9х 2 +8х+16? Найти остальные корни многочлена.
2. Отделить кратные множители многочлена х 6 -2х 5 -х 4 -2х 3 +5х 2 +4х+4.
3. Определить λ так, чтобы один из корней уравнения х 3 -7х+λ=0 равнялся удвоенному другому.
Видео:Арифметическая прогрессия 9 класс. Формулы, о которых вы не знали | МатематикаСкачать
«Формулы Виета как один из способов решения кубических уравнений » (стр. 5 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
При умножении левой и правой частей на двучлен x + b получается уравнение:
.
Новые уравнения имеют в обоих случаях те же положительные корни, что и исходные уравнения.
В уравнении ,
которое может иметь два корня, Виет определяет коэффициенты так, чтобы корни имели данные значения. Если обозначить последние через у и z, то
, .
Аналогичное определение коэффициентов Виет предпринимает и для уравнений вида
,
где m + n − четное число, а m – нечетное число.
Важно то, что Виет распространил известные ранее частные преобразования на все алгебраические уравнения. Подстановку , которую Кардано применял для исключения из кубического уравнения члена второй степени, он применил к уравнениям любой степени. Известную Кардано обратную подстановку
Виет использовал, чтобы освободиться в некоторых случаях от отрицательных коэффициентов и иррациональностей.
Например, уравнение
Виет подстановкой преобразовывал к уравнению вида
.
Подстановкой Виет преобразовывал уравнение n-й степени так, что коэффициент при члене -й степени становился равным b, в то время, как старший коэффициент оставался равным единице.
Подстановку Виет применял, чтобы избавиться от дробных коэффициентов.
Особый интерес представляет исследование Виета по составлению уравнений из линейных множителей и по установлению связей между корнями уравнения и его коэффициентами.
Рассмотрим ход рассуждений Виета на следующих примерах.
Пусть х1 и х2 − корни приведенного квадратного уравнения
.
Перемножим двучлены и :
,
тогда, сравнение с исходным уравнением дает систему равенств:
Выполняя аналогичные действия для приведенного кубического уравнения
,
считая х1 , х2 и х3 корнями исходного кубического уравнения, получаем:
,
следовательно, имеет место система равенств
Такой результат для квадратного уравнения был известен Кардано (а в случае положительных корней – еще раньше). Кардано отметил свойство корней кубического уравнения относительно коэффициента при х2, но никакого обоснования в общем виде он дать не мог. Это сделал Виет для любого уравнения до пятой степени включительно.
Кардано в ту пору, когда еще не знал метода дель Ферро – Тартальи, решал некоторые уравнения третьей степени разложением на множители. Например, в уравнении
он прибавлял к обеим частям уравнения выражение , а затем преобразовывал исходное уравнение к виду ,
сокращал на двучлен (так как не учитывал отрицательные корни) и получал квадратное уравнение .
При нахождении положительного корня кубического уравнения
Кардано складывал его почленно с уравнением
,
и получал квадратное уравнение делением на двучлен . Такое преобразование позволило Кардано установить, что коэффициент при члене второй степени в правой части исходного кубического уравнения равен сумме его корней. Это был первый шаг к установлению зависимости между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения.
Виет составил полные уравнения с заданными положительными корнями вплоть до пятой степени и показал, как образуются коэффициенты при , , и т. д. (при этом коэффициент при старшей степени Виет считал равным 1 или (−1)). Он установил, что эти коэффициенты при условии, что свободный член в правой части должен был стоять со знаком «+», представляют собой взятые с чередующимися знаками суммы: самих корней, попарных произведений корней, произведений корней, взятых по три и т. д.
Работа, в которой Виет подробно рассмотрел это утверждение, до нас не дошла. Неизвестно, как он поступал в том случае, когда уравнение имело отрицательные корни. Скорее всего, это не представляло для Виета особых трудностей: достаточно было в исходном уравнении сделать замену
и можно оперировать с положительными корнями нового уравнения. Такие примеры в его работах встречались. Например, если уравнение
имеет два положительных корня х1 и х2 , то уравнение
имеет один положительный корень , причем .
Тогда
В исследованиях Виета встречались начала теории симметрических многочленов и разложения многочленов на линейные множители, что вскоре привело к открытию основной теоремы алгебры о числе корней уравнения произвольной натуральной степени.
Задачи математиков связанных с кубическим уравнением
Задача. Доказать, что если дано кубическое уравнение
,
то a, b, c – корни этого уравнения. Проверить на уравнениях:
1) ;
2) .
Решение. Пусть х = а , тогда
.
Раскрывая скобки и приводя подобные члены, получаем тождество:
Аналогично производится проверка чисел b и с.
1) .
Легко видеть, что при х = 1. Следовательно, числа 1, 2, 3 являются корнями уравнения (1).
2) .
Легко видеть, что при х = 2. Следовательно, числа 2, −2, 4 являются корнями уравнения (2).
Шлемильх Оскар (1832-1901)известный немецкий математик, имя которого связано с выражением остаточного члена ряда Тейлора; автор весьма полезного двухтомного курса по математике.
Задача. Решите кубическое уравнение
если его корни составляют:
а) арифметическую прогрессию;
б) геометрическую прогрессию.
Решение. Известно, что между корнями и коэффициентами кубического уравнения существует следующая зависимость (формулы Виета):
а) Если корни уравнения составляют арифметическую прогрессию, то имеем дополнительное условие:
Тогда из (1) и (4) следует: ;
из (1) и (3) : ; ,
откуда , .
Если подставить найденные корни в (2) , то получится условие, которому должны удовлетворять коэффициенты для того, чтобы кубическое уравнение имело корни, представляющие арифметическую прогрессию: .
Обратно, если имеется указанная связь между коэффициентами кубического уравнения, то его корни будут членами арифметической прогрессии.
б) Если корни уравнения составляют геометрическую прогрессию, то имеем дополнительное условие: х1 : х2 = х3 : х4 . (5)
Тогда из (5) и (3) следует: ; (6)
Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Решить уравнение если известно что его корни образуют арифметическую прогрессию
Вопрос по математике:
Найти корни уравнения x^3+3x^2-6x+a=0,если известно, что оно имеет три различных действительных корня, образующих геометрическую прогрессию.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
Выведем формулы Виета для уравнения третьей степени:
Т.к. корни образуют геометрическую прогрессию, то, справедливо:
Найдём знаменатель геометрической прогрессии и один из членов:
Само уравнение принимает вид .
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Математика.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.
🔥 Видео
СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать
10 класс. Алгебра. Преобразование выражений, содержащих арифметические квадратные корни.Скачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Уравнение и его корни. Математика. АлгебраСкачать
Как за 10 минут понять СЛОЖНЕЙШУЮ ТЕМУ в Алгебре? Геометрическая прогрессияСкачать
9 класс, 23 урок, Арифметическая прогрессияСкачать
8 класс. Квадратное уравнение и его корни. Алгебра.Скачать
Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Математика Найти три числа образующих геометрическую прогрессию если известно что их произведениеСкачать
АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать
Арифметическая и геометрическая прогрессия | Математика TutorOnlineСкачать
Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числаСкачать
Алгебра 9 класс. Как найти арифметическую прогрессию, зная сумму и произведение некоторых её членов.Скачать
Задание №1 "Решите методом группировки" по теме "Целое уравнение и его корни". Алгебра 9 классСкачать
АЛГЕБРА 9 класс: Целое уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать
9 класс, 24 урок, Геометрическая прогрессияСкачать
#25_Самое сложное задание 14 ОГЭ 2021 // Арифметическая прогрессия на ОГЭ. Задача про шарыСкачать
СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать