Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Логарифмическое уравнение: решение на примерах

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Как решить логарифмическое уравнение? Этим вопросом задаются многие школьники, особенно в преддверии сдачи ЕГЭ по математике. Ведь в задании С1 профильного ЕГЭ могут встретиться именно логарифмические уравнения.

Уравнение, в котором неизвестное находится внутри логарифмов, называется логарифмическим. Причем неизвестное может находится как в аргументе логарифма, так и в его основании.

Способов решения таких уравнений существует несколько. В этой статье мы разберем способ, который легко понять и запомнить.

Видео:Логарифмические уравнения с одинаковыми основаниямиСкачать

Логарифмические уравнения с одинаковыми основаниями

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВспоминаем определение логарифма и получаем следующее:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТаким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТо есть в нашем случае:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВозьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПосле преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямито последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь преобразуем правую часть уравнения:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиРешить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПрименяем эти знания и получаем:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Тогда получим:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиДелаем проверку:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиЕсли мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Видео:ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием.Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПреобразуем правую часть уравнения:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиНо данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Сведем все требования в систему:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиПерепишем нашу систему:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиСледовательно, наша система примет следующий вид:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиТеперь решаем наше уравнение:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиСправа у нас квадрат суммы:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниямиДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Видео:Логарифмическое уравнение / Как решить?Скачать

Логарифмическое уравнение / Как решить?

Как сделать проверку

Еще раз обращаем ваше внимание, что при решении логарифмических уравнений необходимо учитывать область допустимых значений. Так, основание логарифма должно быть больше ноля и не должно равняться единице. А его аргумент должен быть положительным, т.е. больше ноля.

Если наше уравнение имеет вид loga (f(x)) = loga (g(x)), то должны выполняться следующие ограничения:Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

После решения логарифмического уравнения нужно обязательно сделать проверку. Для этого вам необходимо подставить получившееся значения в исходное уравнение и посчитать его. Времени это займет немного, зато позволит не записать в ответ посторонние корни. Ведь так обидно правильно решить уравнение и при этом неправильно записать ответ!

Итак, теперь вы знаете, как решить логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма и с помощью преобразования уравнения, когда в обеих его частях стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, которые мы можем «зачеркнуть». Отличное знание свойств логарифма, учет области определения, выполнение проверки – залог успеха при решении логарифмических уравнений.

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Алгебра

План урока:

Задание. Укажите корень логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

В чуть более сложных случаях под знаком логарифма может стоять не сама переменная х, а выражение с переменной. То есть урав-ние имеет вид

Задание. Найдите решение логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

Задание. Решите урав-ние

Получили показательное уравнение. Показатели степеней можно приравнять, если равны их основания:

Видео:Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

Уравнения вида logaf(x) = logag(x)

Порою логарифм стоит в обеих частях равенства, то есть и слева, и справа от знака «равно». Если основания логарифмов совпадают, то должны совпадать и аргументы логарифмов.

Задание. Решите урав-ние

Задание. Найдите корень урав-ния

Ситуация несколько усложняется в том случае, когда, под знаком логарифма в обоих частях равенства стоят выражения с переменными, то есть оно имеет вид

С одной стороны, очевидно, что должно выполняться равенство f(x) = g(x). Но этого мало, ведь под знаком логарифма не должно стоять отрицательное число. Поэтому после получения корней следует подставить их в урав-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями.

Задание. Решите урав-ние

Получили квадратное уравнение, которое решаем с помощью дискриминанта:

Получили два корня, (– 3) и 4. Однако теперь подставим их в исходное урав-ние и посмотрим, что у нас получится. При х = – 3 имеем:

Это верное равенство, поэтому х = – 3 действительно является корнем урав-ния. Теперь проверяем х = 4:

Хотя выражения и справа, и слева одинаковы, равенство верным считать нельзя, ведь выражение log3 (– 1) не имеет смысла! Действительно, нельзя вычислять логарифм от отрицательного числа. Поэтому корень х = 4 оказывается посторонним, и у нас остается только один настоящий корень – число (– 3).

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

Уравнения, требующие предварительных преобразований

Естественно, не всегда в обоих частях логарифмических уравнений и неравенств стоят только логарифмы с совпадающими основаниями. Часто требуется выполнить некоторые предварительные преобразования, чтобы привести урав-ние к виду logaf(x) = logag(x).

Задание. Решите урав-ние

с помощью которой любой множитель можно внести под знак логарифма. Сделаем это и в нашем случае:

Теперь в обеих частях равенства не стоит ничего, кроме логарифмов с одинаковыми основаниями. Поэтому мы можем приравнять их аргументы:

Задание. Решите урав-ние

Снова проверяем каждый из корней, подставляя его в исходное ур-ние. Прих = –1 получаем

Задание. Решите урав-ние

Решение. В правой части снова стоит сумма, но на этот раз не логарифмов. Однако число 1 можно представить как log5 5. Тогда урав-ние можно преобразовать:

Задание. Решите урав-ние

Решение. Данный пример похож на простейшее логарифмическое уравнение, однако переменная находится в основании логарифма, а не в аргументе. По определению логарифма мы можем записать, что

Первый вариант придется отбросить, так как основание логарифма, (а в данном случае это выражение х – 5) не может быть отрицательным числом. Получается, что

Задание. Решите урав-ние

Решение. Здесь ситуация осложняется тем, что основания логарифмов разные. Поэтому один из них необходимо привести к новому основанию. Попробуем привести log25x 4 к основанию 5, используя известную нам формулу

Мы добились того, что у логарифмов одинаковые основания, а потому мы можем приравнять их аргументы:

Видео:ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1Скачать

ЕГЭ 2022: Логарифмическое уравнение с разным основанием | Задание №1

Логарифмические уравнения с заменой переменных

Иногда приходится делать некоторые замены, чтобы уравнение приняло более привычный вид.

Задание. Решите уравнение методом замены переменной

Задание. Найдите решение уравнения методом замены переменной

Решение. Для начала напомним, что символ lg означает десятичный логарифм. Отдельно знаменатель дроби в правой части:

Видео:Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | Математика

Логарифмирование уравнений

Ясно, что если от равных величин взять логарифмы по одному и тому же основанию, то тогда эти логарифмы окажутся также равными. Если подобный прием применяют при решении урав-ния, то, говорят, что производится логарифмирование уравнения. Иногда оно позволяет решить некоторые особо сложные примеры.

Задание. Укажите корни урав-ния

Здесь переменная величина находится одновременно и в основании степени, и в ее показателе. Возьмем от правой и левой части урав-ния логарифм по основанию 5:

Возвращаемся от переменной t к переменной х:

Видео:Старая вступительная задача в ОксфордСкачать

Старая вступительная задача в Оксфорд

Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим

Рассмотрим график логарифмической функции у = logax при условии а > 1. Она является возрастающей функцией. Если на оси Ох отложить два числа tи s так, чтобы t располагалось левее s (то есть t 1). Но это не совсем так. Дело в том, что надо учесть ещё и тот факт, что под знаком логарифма может стоять исключительно положительное число. Получается, что от простейшего логарифмического неравенства

Естественно, вместо величин t и s могут стоять как числа, так и выражения с переменными.

Задание. Найдите решение логарифмического неравенства

Ответ можно оставить и в такой форме, однако всё же принято записывать его в виде промежутка. Очевидно, что нерав-во 0 logas:

Но, снова-таки, мы должны учесть, числа t может быть лишь положительным (тогда s, которое больше t, автоматически также окажется положительным). Получается, что при 0 loga s можно перейти к двойному нерав-ву 0 2 – 45х + 200 имеет решение

Однако в системе (5) есть ещё два неравенства, х > 0 и 45 >x. Их решениями являются промежутки (0; + ∞) и (– ∞; 45). Чтобы определить решение всей системы, отметим на одной прямой решения каждого отдельного нерав-ва и найдем область их пересечения:

Видно, что решениями нерав-ва будут являться промежутки (0; 5) и (40; 45), на которых справедливы все три нерав-ва, входящих в систему (5).

Видео:Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать

Логарифмические уравнения. 11 класс.

Решить логарифмическое уравнение с одинаковыми основаниями

Логарифмическое уравнение.

Определение:

Логарифмическое уравнение – это уравнение вида

Уравнения, сводящиеся к этому виду, также называются логарифмическими уравнениями.

Правило:

Пояснение:

В процессе решения логарифмического уравнения loga b(x) = loga c(x) надо просто убрать значки логарифмов и решить получившееся упрощенное уравнение b(x) = c(x).

Важно знать:

1) Если в уравнении разные основания, то логарифмы убирать нельзя. В левой и правой частях уравнения должны быть одинаковые основания. Возьмем для примера уравнение:

Здесь слева и справа одинаковое основание 5. Значит, можно убрать значки логарифмов и привести уравнение к более простому и понятному виду:

Если основания неодинаковы, необходимо преобразовать одно из выражений так, чтобы основания стали одинаковыми – и только после этого уравнение можно потенцировать.

2) Даже если основания слева и справа одинаковые, но в уравнении есть коэффициент, то в этом случае тоже убирать логарифмы нельзя. К примеру, нельзя потенцировать уравнение такого типа:

Мешает коэффициент 3 в левой части. Поэтому уравнение надо преобразовать так, чтобы коэффициент исчез. В нашем уравнении, применив одно из свойств логарифмов loga b n = n · loga b, мы можем преобразовать выражение слева:

Тогда наше уравнение обретает другой вид:

Теперь мы имеем одинаковые основания (число 2), и уравнение без коэффициентов. Значит, уже легко можем убрать значки логарифмов:

И такое уравнение решать намного проще:

3) Даже при одинаковых основаниях и отсутствии коэффициентов нельзя потенцировать уравнение, если в какой-то из его частей больше одного логарифма. Например, нельзя убирать логарифмы в уравнении

В левой части два логарифма. Надо сначала преобразовать ее. Для этого воспользуемся еще одним правилом: сумма логарифмов равна логарифму произведения. Итак, преобразовываем левую часть уравнения:

У нас получилось выражение с одним логарифмом. А наше уравнение принимает новый вид:

И мы уже можем убрать значки логарифмов:

Решаем это простое уравнение:

1) Поскольку основания в левой и правой частях одинаковые (равны 3), то мы можем освободиться от знаков логарифмов и прийти к уравнению вида b(x) = c(x):

2) Приравниваем уравнение к нулю и получаем квадратное уравнение:

Решив квадратное уравнение, находим его корни:

3) Проверим, при каком из двух значений х уравнение имеет смысл.

Мы уже знаем, что логарифмическое уравнение равносильно уравнению b(x) = c(x) только в том случае, если b(x) > 0 и c(x) > 0. Следовательно, выводим два неравенства:

При х = 4 неравенства неверны. Значит, 4 не является решением уравнения.

При х = –3 неравенства верны. Значит, 3 является единственным решением уравнения.

Логарифмическое неравенство.

Определение:

Логарифмическое неравенство – это неравенство вида

Неравенства, сводящиеся к этому виду, также называются логарифмическими неравенствами.

Правило:

Для решения логарифмических неравенств loga b(x) > loga c(x) обычно применяют систему неравенств следующего вида:

1) В основании обеих частей уравнения – одно и то же число 3. Значит, можем убрать значки логарифмов. Поскольку 3 больше 1, то, следуя правилу, составляем следующую систему неравенств:

Решаем неравенства и получаем:

Мы видим, что х больше не только двух, но и больше шести. Значит, неравенство x > 2 мы уже в расчет не берем: если х больше 6, то естественно и больше 2. Таким образом, для нас важны только два других неравенства, согласно которым х больше 6, но меньше 14. Это и есть ответ :

🎦 Видео

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ НА ЕГЭ | Решаем №12 из профильной математикиСкачать

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ НА ЕГЭ | Решаем №12 из профильной математики

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцированияСкачать

Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцирования

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ уравнения с ОДИНАКОВЫМИ основаниями. Решение логарифмических уравнений, часть 6Скачать

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ уравнения с ОДИНАКОВЫМИ основаниями. Решение логарифмических уравнений, часть 6

В Москве Вариант ЕГЭ по Математике ПРОЩЕ?!!Скачать

В Москве Вариант ЕГЭ по Математике ПРОЩЕ?!!

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯСкачать

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

Логарифмические уравнения 🥷🏿Скачать

Логарифмические уравнения 🥷🏿

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 классСкачать

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 класс

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин
Поделиться или сохранить к себе: