Данный метод используется не только в задачах с параметром, но и для решения обыкновенных уравнений, систем уравнений или неравенств. Он входит в стандартный курс школьной программы и наверняка вы с ним сталкивались, но в несколько упрощенном варианте. Сначала я кратко напомню, в чем заключается этот метод. Затем разберем, как его применять для решения задач с параметром, и рассмотрим несколько типовых примеров.
Для начала рассмотрим уравнение с одной переменной (f(x)=0). Для того, чтобы решить его графическим методом, нужно построить график функции (y=f(x)). Точки пересечения графика с осью абсцисс (ось (х)) и будут решениями нашего уравнения.
Или рассмотрим уравнение (f(x)=g(x)). Точно так же строим на одной координатной плоскости графики функций (y=f(x)) и (y=g(x)), абсциссы точек их пересечения будут решениями уравнения.
Стоит отдельно отметить, что для решения графическим методом необходимо выполнять очень качественный и точный рисунок.
Решить графическим методом уравнение (x^2+3x=5x+3).
Решение: Построим на одной координатной плоскости графики функций (y=x^2+3x) и (y=5x+3). См. рис.1.
(y=5x+3) – красный график; (y=x^2+3x) – синий график.
Из Рис.1 видно, что графики пересекаются в точках ((-1;2)) и ((3;18)). Таким образом, решением нашего уравнения будут: (_=-1; _=3).
Теперь рассмотрим уравнение с двумя переменными (f(x,y)=0). Решением этого уравнения будет множество пар точек ((x,y)), которые можно изобразить в виде графика на координатной плоскости ((xOy)). Если решать это уравнение аналитически, то, как правило, мы выражаем одну переменную через другую ((x,y=f(x))) или ((x=f(y),y)).
В качестве примера рассмотрим обыкновенное линейное уравнение (2x-5y=10). (1) Выражаем (x=frac) – это называется общим решением уравнения. Изобразим его на координатной плоскости, построив график (Рис. 2):
Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Решение задач графического уравнения с одно переменной
Другими словами, если задано несколько уравнений с одной, двумя или больше неизвестными, и все эти уравнения (равенства) должны одновременно выполняться , такую группу уравнений мы называем системой.
Объединяем уравнения в систему с помощью фигурной скобки:
Графический метод
Недаром ответ записывается так же, как координаты какой-нибудь точки.
Ведь если построить графики для каждого уравнения в одной системе координат, решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков.
Например, построим графики уравнений из предыдущего примера.
Пример 1
Для этого сперва выразим y y y в каждом уравнении, чтобы получить функцию (ведь мы привыкли строить функции относительно x x x ):
Для того чтобы графически решить систему уравнений с двумя переменными нужно:
1) построить графики уравнений в одной системе координат;
2) найти координаты точек пересечения этих графиков (координаты точек пересечения графиков и есть решения системы);
Разберем это задание на примере.
Решить графически систему линейных уравнений.
Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отыскиванию координат общих точек графиков уравнений.
Пример 2
Графиком линейной функции является прямая. Две прямые на плоскости могут пересекаться в одной точке, быть параллельными или совпадать. Соответственно система уравнений может:
а) иметь единственное решение;
б) не иметь решений;
в) иметь бесконечное множество решений.
2) Решением системы уравнений является точка (если уравнения являются линейными) пересечения графиков.
Пример 3
Графическое решение системы
Пример 4
Решить графическим способом систему уравнений.
Графиком каждого уравнения служит прямая линия, для построения которой достаточно знать координаты двух точек. Мы составили таблицы значений х и у для каждого из уравнений системы.
Прямую y=2x-3 провели через точки (0; -3) и (2; 1).
Прямую y=x+1 провели через точки (0; 1) и (2; 3).
Графики данных уравнений системы 1) пересекаются в точке А(4; 5). Это и есть единственное решение данной системы.
Пример 5
Выражаем у через х из каждого уравнения системы 2), а затем составим таблицу значений переменных х и у для каждого из полученных уравнений.
Прямую y=2x+9 проводим через точки (0; 9) и (-3; 3). Прямую y=-1,5x+2 проводим через точки (0; 2) и (2; -1).
Наши прямые пересеклись в точке В(-2; 5).
ОБЯЗАТЕЛЬНО: Познакомимся с видео, где нам объяснят как решаются системы линейных уравнений графическим способом. РАССКАЖУТ, КАК РЕШАТЬ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИ.
Видео YouTube
Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать
Реферат » Решение уравнений и неравенств графическим способом» ( 9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МБОУ Алтайская СОШ №1
Тема : « Графическое решение уравнений и неравенств»
Учащаяся 9 а класса
МБОУ Алтайская СОШ №1
Бабаева Галина Яковлевна,
МБОУ Алтайской СОШ №1
С. Алтайское , Алтайский район, 2019 год.
II . Основная часть
2. Как графически решить уравнение________________________стр.4
3. Какие бывают функции ?________________________________стр.4
4. Графическое решение линейного уравнения с одной переменной.стр.5
5. Решение квадратного уравнения графическим способом._____ стр6-8
6. Графическое решение смешанных уравнений._______________стр.8-12. 7. Решение квадратных неравенств графическим способом_______стр.13
8. Решение линейных неравенств графическим способом стр 14
IV . Список литературы______________________________________стр.16
Цель моей работы – изложить графический метод решения уравнений и неравенств, который дает возможность определить корни или доказать ,что уравнение корней не имеет ( или решением неравенства является пустое множество).
Актуальность темы : графический метод, опирающийся на знания элементарных функций, удобно применять при решении задач на нахождение числа корней и на нахождение корней уравнений.
Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес. В данной исследовательской работе я показала как наиболее удобным способом преобразовывать уравнения . чтобы сводить к построению элементарных функций.
Часто построение графиков связано с исследованием поведения функций. Однако необходимость построения графиков не ограничивается только этим. В ряде случаев графики облегчают нахождение решений уравнений и неравенств, сокращая и упрощая аналитические выкладки, и часто при этом являются единственным методом решения таких задач. Данный метод может использоваться не только для одиночных уравнений, но и для их систем, а также неравенств
Уравнение – выражение, содержащее переменную.
Решить уравнение – это значит найти все его корни, или доказать, что их нет.
Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.
График функции – это множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргументов, а ординаты – соответствующим значениям функции.
Решение уравнений графическим способом позволяет найти точное или приближенное значение корней, позволяет найти количество корней уравнения.
При построении графиков и решении уравнений используются свойства функции, поэтому метод чаще называют функционально-графическим. Графиком функции y = f(x) называется множество всех точек координатной плоскости.
Заметим , что так как функция f сопоставляет каждому x D(f) одно число f(x) , то график функции f пересекается любой прямой, параллельной оси ординат, не более, чем в одной точке. И наоборот: всякое непустое множество точек плоскости, имеющее со всякой прямой, параллельной оси ординат, не более одной общей точки, является графиком некоторой функции.
Не всякое множество точек координатной плоскости является графиком какой-либо функции. Например, множество точек окружности не может быть графиком функции, поскольку значению абсциссы внутри окружности, соответствует два значения ординаты.
В общем случае уравнение с одной переменой х можно записать в виде f(x)=g(x),где f(x) и g(x) — некоторые функции. Функция f(x) является левой частью , а g(x) — правой частью уравнения.
Тогда для решения уравнения необходимо построить в одной системе координат графики функций f(x) и g(x). Абсциссы точек пересечения будут являться решениями данного уравнения.
Использование монотонности функций при решении уравнений: если функция строго возрастает, а функция строго убывает на некотором множестве, то графики этих функций имеют не более одной точки пересечения, а уравнение на этом множестве имеет не более одного решения. Поэтому, чтобы решить такие уравнения можно подобрать (если это удается) число, которое является их корнем.
2. Как графически решить уравнение.
Иногда уравнения решают графическим способом. Для этого надо преобразовать уравнение так (если оно уже не представлено в преобразованном виде), чтобы слева и справа от знака равенства стояли выражения, для которых легко можно нарисовать графики функций. Графическим решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков построенных функций. Графики могут пересекаться в нескольких точках, в одной точке, вообще не пересекаться. Отсюда следует, что уравнение может иметь несколько корней, или один корень, или вообще их не иметь.
3. Какие бывают функции .
Линейная функция задаётся уравнением у = k*x+ b , где k и b – некоторые числа. Графиком этой функции является прямая. Для построения прямой достаточно в таблице значений взять только две точки. Это вытекает из аксиомы планиметрии
Функция обратной пропорциональности у =k/x , где. График этой функции называется гиперболой.
Функция (х– a)^2+ (у – b)^2 = r^2 , где а , b и r – некоторые числа. Это окружность радиуса r с центром в т. А ( а , b ).
Квадратичная функция y = a *х 2 + b*x+ c , где а, b, с – некоторые числа и
а не равно 0. Графиком этой функции является парабола.
Графики линейных функций, содержащих выражение под знаком модуля.
Для построения графиков функций, содержащих выражение под знаком модуля, сначала находят корни выражений, стоящих под знаком модуля. Эти корни разбивают числовую прямую на промежутки. График строят в каждом промежутке отдельно.
В простейшем случает, когда только одно выражение стоит под знаком модуля и нет слагаемых без знака модуля, можно построить график функций,
опустив знак модуля, а затем часть графика, расположенного в области отрицательных значений y , отобразить симметрично оси ОХ.
Элементарная функций, содержащая модуль :
4. Графическое решение линейного уравнения с одной переменной.
Как мы уже знаем, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида. Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и уравнение решено. Мы нашли корень .А я покажу , как это сделать графическим способом.
Задание . Решить графическим способом уравнение : 2 x − 10 = 2
1)Перенесем слагаемые следующим образом: 2 x = 12.
2) Построим графики функций: y=2x и y=12.
Но можно решать и по-другому.
Для рассмотрения альтернативного решения вернемся к нашему уравнению:
Построим графики функций: y=2 x − 10 y =2
5. Решение квадратного уравнения графическим способом.
Для этого преобразуем уравнение к виду: х 2 =-2x+8 . Построим графики функций: у = -2x+8 и у = х 2
Получим точки пересечения графиков данных функций.
В ответ запишем абсциссы этих точек : x = -4 и x =2.
Данное уравнение можно решить , переписав уравнение следующим образом: x^2 – 8 = -2x
Тогда будем строить графики функций: y = x^2 – 8 и y = -2x.
А также уравнение можно решить , переписав следующим образом:
Тогда будем строить графики следующих функций : y = x^2 + 2x и y = 8 .
При этом абсциссы точек пересечения графиков будут одинаковые :
Задание. Решить уравнение: x² – 2x = 0
Перепишем уравнение в виде : x² = 2x
Построим графики функций y = x² и y = 2 и найдем точки их пересечения :
Задание. Решить уравнение: х 2 +2=0
Преобразуем так: х 2 = -2
Построим графики функций: у=-2 и у= х 2
Графики функций не пересекаются ,поэтому уравнение решений не имеет.
Ответ : решений нет.
6. Графическое решение смешанных уравнений.
Задание. Решить уравнение: 3/х +2 =х
1)Перенесем слагаемые таким образом: 3/ х = х-2
2) Построим графики функций от каждой части уравнения.
Найдем координаты точек пересечения графиков данных функций.
Из построения видно, что графики функций пересекаются в точках с координатами : (3;1) и(-1;-3).
Задание. Решить уравнение: 2 х^3 – x — 1=0
Перепишем его так : 2 х 3 = x + 1
Построим графики функций от левой и правой части уравнения:
у= 2 х 3 (графиком этой функции является кубическая парабола) и график от правой части уравнения :у=х+1
Из построения видно, что абсцисса точки пересечения является х=1. значит, в ответ нужно записать: х=1
Решим графическим способом такое уравнение : х 3 =8.
Строим графики функций: у = х 3 и у=8., затем найдем абсциссу точки пересечения графиков этих функций.
Задание. Решить уравнение: √x – 0.5x = 0
Перепишем так: √x = 0.5x
Построим графики функций: у= 0.5x и у = √x
Как видно из построения, графики функций пересекаются в двух точках:
Нас интересует только координата x.
Значит уравнение √x – 0.5x = 0 имеет два корня: x 1 = 0 и x 2 = 4.
7. Решение квадратных неравенств графическим способом.
Способ , который нам хорошо известен при изучении данной темы по учебнику.
Я же предлагаю переписать неравенство следующим образом : х^2-4>3х.
Построим графики функций от левой и правой частей неравенства.
Выделим ту часть, где график от левой части выше графика от правой части.
На мой взгляд такое решение более красивое , интересное и более понятное.
8. Решение линейных неравенств и систем неравенств графическим способом.
,
Называют ся линейными неравенствами .
График линейного или квадратного неравенства строится так же, как строится график любой функции (уравнения).
Разница заключается в том, что неравенство подразумевает наличие множества решений, поэтому график неравенства представляет собой не просто точку на числовой прямой или линию на координатной плоскости.
С помощью математических операций и знака неравенства можно определить множество решений неравенства
Вообще графический способ решения неравенств с одной переменной применяется не только для решения квадратных неравенств, но и неравенств других видов.
Суть графического способа решения неравенств следующая:
рассматривают функции y = f(x) и y = g(x) , которые соответствуют левой и правой частям неравенства, строят их графики в одной прямоугольной системе координат и выясняют, на каких промежутках график одной из них располагается ниже или выше другого.
Те промежутки, на которых график функции у = f (х) выше графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x)>g(x) ;
график функции y = f(х) не ниже графика функции y = g(x) являются решениями неравенства f(x) ≥ g(x) ;
график функции у = f (х) ниже графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x) ;
график функции y = f(х) не выше графика функции y = g(х) являются решениями неравенства f(x) ≤ g(x) .
Также скажем, что абсциссы точек пересечения графиков функций y = f(x) и y = g(x) , являются решениями уравнения f(x) = g(x) .
Мы рассмотрели графический метод решения уравнений и квадратных неравенств; рассмотрели конкретные примеры, при решении которых использовали некоторые свойства функций.
Иногда при графическом решении некоторых уравнений и неравенств корни определяются только приближённо в силу того, что невозможно с высокой точностью построить график функции, измерить абсциссы или ординаты точек пересечения графика с осями координат или с другими графиками. Тем не менее, той точности, которую обеспечивает графический метод, бывает вполне достаточно для практических нужд.
Построение графиков основывается на знании основных элементарных функций, и на основные методы построения графиков функций. В работе представлено достаточное количество примеров, раскрывающих графический метод решения линейных и квадратных уравнений и неравенств, который доступен для понимания .
Работа может быть использована для углубления и расширения знаний в области построения графиков функций и использовании графического метода при решении некоторых видов уравнений и неравенств. Теорию можно использовать так же при подготовки к экзаменам , к олимпиадам.
Я свою работу представляла учащимся 8-х и 9-х классов нашей школы. И продолжаю дополнять свои исследования , а именно находить красивые решения линейных неравенств и систем неравенств.
Это и закрепление изученных свойств функций, и прекрасная демонстрация их применения на практике.
В старших классах я буду ещё знакомиться с другими функциями , с другими уравнениями и неравенствами и м не интересно будет продолжить свой проект.
💥 Видео
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать
7 класс, 5 урок, Задачи на составление линейных уравнений с одной переменнойСкачать
Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать
Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать
9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать
Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать
Графический метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать
Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать
Уравнения с одной переменной. Видеоурок по алгебре за 7 класс.Скачать
Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать
Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать
Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Уравнения с одной переменной 9 класс МакарычевСкачать