Решение уравнения логарифм в показателе степени

Алгебра

План урока:

Задание. Укажите корень логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

В чуть более сложных случаях под знаком логарифма может стоять не сама переменная х, а выражение с переменной. То есть урав-ние имеет вид

Задание. Найдите решение логарифмического уравнения

Задание. Решите урав-ние

Задание. Решите урав-ние

Получили показательное уравнение. Показатели степеней можно приравнять, если равны их основания:

Содержание
  1. Уравнения вида logaf(x) = logag(x)
  2. Уравнения, требующие предварительных преобразований
  3. Логарифмические уравнения с заменой переменных
  4. Логарифмирование уравнений
  5. Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим
  6. Как решать логарифмические уравнения подробный разбор примеров
  7. Сложение и вычитание логарифмов.
  8. Что такое логарифм и как его посчитать
  9. Два очевидных следствия определения логарифма
  10. Свойства логарифмов
  11. Степень можно выносить за знак логарифма
  12. Логарифм произведения и логарифм частного
  13. Формула перехода к новому основанию
  14. Сумма логарифмов. Разница логарифмов
  15. Логарифмический ноль и логарифмическая единица
  16. Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами
  17. Сравнение логарифмов
  18. Пример Найдите корень уравнения.
  19. Логарифмы со специальным обозначением
  20. Десятичный логарифм
  21. Натуральный логарифм
  22. Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями
  23. Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями
  24. Использование свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений и неравенств
  25. Логарифм в показателе степени

Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Уравнения вида logaf(x) = logag(x)

Порою логарифм стоит в обеих частях равенства, то есть и слева, и справа от знака «равно». Если основания логарифмов совпадают, то должны совпадать и аргументы логарифмов.

Задание. Решите урав-ние

Задание. Найдите корень урав-ния

Ситуация несколько усложняется в том случае, когда, под знаком логарифма в обоих частях равенства стоят выражения с переменными, то есть оно имеет вид

С одной стороны, очевидно, что должно выполняться равенство f(x) = g(x). Но этого мало, ведь под знаком логарифма не должно стоять отрицательное число. Поэтому после получения корней следует подставить их в урав-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями.

Задание. Решите урав-ние

Получили квадратное уравнение, которое решаем с помощью дискриминанта:

Получили два корня, (– 3) и 4. Однако теперь подставим их в исходное урав-ние и посмотрим, что у нас получится. При х = – 3 имеем:

Это верное равенство, поэтому х = – 3 действительно является корнем урав-ния. Теперь проверяем х = 4:

Хотя выражения и справа, и слева одинаковы, равенство верным считать нельзя, ведь выражение log3 (– 1) не имеет смысла! Действительно, нельзя вычислять логарифм от отрицательного числа. Поэтому корень х = 4 оказывается посторонним, и у нас остается только один настоящий корень – число (– 3).

Видео:Алгебра 11 класс. Логарифм в показателе степени.Скачать

Алгебра 11 класс. Логарифм в показателе степени.

Уравнения, требующие предварительных преобразований

Естественно, не всегда в обоих частях логарифмических уравнений и неравенств стоят только логарифмы с совпадающими основаниями. Часто требуется выполнить некоторые предварительные преобразования, чтобы привести урав-ние к виду logaf(x) = logag(x).

Задание. Решите урав-ние

с помощью которой любой множитель можно внести под знак логарифма. Сделаем это и в нашем случае:

Теперь в обеих частях равенства не стоит ничего, кроме логарифмов с одинаковыми основаниями. Поэтому мы можем приравнять их аргументы:

Задание. Решите урав-ние

Снова проверяем каждый из корней, подставляя его в исходное ур-ние. Прих = –1 получаем

Задание. Решите урав-ние

Решение. В правой части снова стоит сумма, но на этот раз не логарифмов. Однако число 1 можно представить как log5 5. Тогда урав-ние можно преобразовать:

Задание. Решите урав-ние

Решение. Данный пример похож на простейшее логарифмическое уравнение, однако переменная находится в основании логарифма, а не в аргументе. По определению логарифма мы можем записать, что

Первый вариант придется отбросить, так как основание логарифма, (а в данном случае это выражение х – 5) не может быть отрицательным числом. Получается, что

Задание. Решите урав-ние

Решение. Здесь ситуация осложняется тем, что основания логарифмов разные. Поэтому один из них необходимо привести к новому основанию. Попробуем привести log25x 4 к основанию 5, используя известную нам формулу

Мы добились того, что у логарифмов одинаковые основания, а потому мы можем приравнять их аргументы:

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Логарифмические уравнения с заменой переменных

Иногда приходится делать некоторые замены, чтобы уравнение приняло более привычный вид.

Задание. Решите уравнение методом замены переменной

Задание. Найдите решение уравнения методом замены переменной

Решение. Для начала напомним, что символ lg означает десятичный логарифм. Отдельно знаменатель дроби в правой части:

Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. 11 класс.

Логарифмирование уравнений

Ясно, что если от равных величин взять логарифмы по одному и тому же основанию, то тогда эти логарифмы окажутся также равными. Если подобный прием применяют при решении урав-ния, то, говорят, что производится логарифмирование уравнения. Иногда оно позволяет решить некоторые особо сложные примеры.

Задание. Укажите корни урав-ния

Здесь переменная величина находится одновременно и в основании степени, и в ее показателе. Возьмем от правой и левой части урав-ния логарифм по основанию 5:

Возвращаемся от переменной t к переменной х:

Видео:Логарифм в показателе степени, смешанное неравенство. Задание 15 из 324 варианта ЛаринаСкачать

Логарифм в показателе степени, смешанное неравенство. Задание 15 из 324 варианта Ларина

Переход от логарифмических неравенств к нелогарифмическим

Рассмотрим график логарифмической функции у = logax при условии а > 1. Она является возрастающей функцией. Если на оси Ох отложить два числа tи s так, чтобы t располагалось левее s (то есть t 1). Но это не совсем так. Дело в том, что надо учесть ещё и тот факт, что под знаком логарифма может стоять исключительно положительное число. Получается, что от простейшего логарифмического неравенства

Естественно, вместо величин t и s могут стоять как числа, так и выражения с переменными.

Задание. Найдите решение логарифмического неравенства

Ответ можно оставить и в такой форме, однако всё же принято записывать его в виде промежутка. Очевидно, что нерав-во 0 logas:

Но, снова-таки, мы должны учесть, числа t может быть лишь положительным (тогда s, которое больше t, автоматически также окажется положительным). Получается, что при 0 loga s можно перейти к двойному нерав-ву 0 2 – 45х + 200 имеет решение

Однако в системе (5) есть ещё два неравенства, х > 0 и 45 >x. Их решениями являются промежутки (0; + ∞) и (– ∞; 45). Чтобы определить решение всей системы, отметим на одной прямой решения каждого отдельного нерав-ва и найдем область их пересечения:

Видно, что решениями нерав-ва будут являться промежутки (0; 5) и (40; 45), на которых справедливы все три нерав-ва, входящих в систему (5).

Видео:Логарифм в показателе степени (ДВИ МГУ)Скачать

Логарифм в показателе степени (ДВИ МГУ)

Как решать логарифмические уравнения подробный разбор примеров

Видео:Сложное неравенство с логарифмом в показателе степени и переменной в основании. Из сборника СканавиСкачать

Сложное неравенство с логарифмом в показателе степени и переменной в основании. Из сборника Сканави

Сложение и вычитание логарифмов.

Возьмем два логарифма с одинаковыми основаниями: loga x и loga y. Тогда сними возможно выполнять операции сложения и вычитания:

Как видим, сумма логарифмов равняется логарифму произведения, а разность логарифмов – логарифму частного. Причем это верно если числа а, х и у положительны и а ≠ 1.

Важно обращать внимание, что основным аспектом в данных формулах выступают одни и те же основания. Если основания отличаются друг от друга, эти правила не применимы!

Правила сложения и вычитания логарифмов с одинаковыми основаниями читаются не только с лева на право, но и на оборот. В результате мы имеем теоремы логарифма произведения и логарифма частного.

Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме их логарифмов; перефразируя данную теорему получим следующее, если числа а, x и у положительны и а ≠ 1, то:

Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя. Говоря по другому, если числа а, х и у положительны и а ≠ 1, то:

Применим вышеизложенные теоремы для решения примеров:

Если числа x и у отрицательны, то формула логарифма произведения становится бессмысленной. Так, запрещено писать:

так как выражения log2(-8) и log2(-4) вообще не определены (логарифмическая функция у = log2х определена лишь для положительных значений аргументах).

Теорема произведения применима не только для двух, но и для неограниченного числа сомножителей. Это означает, что для всякого натурального k и любых положительных чисел x1, x2, . . . ,xn существует тождество :

Из теоремы логарифма частного можно получить еще одно свойство логарифма. Общеизвестно, что loga1= 0, следовательно,

А значит имеет место равенство:

Логарифмы двух взаимно обратных чисел по одному и тому же основанию будут различны друг от друга исключительно знаком. Так:

Видео:Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | МатематикаСкачать

Показательные и логарифмические уравнения. Вебинар | Математика

Что такое логарифм и как его посчитать

Логарифм имеет следующий вид:

Решение уравнения логарифм в показателе степенигде a – это основание логарифма,

b – это аргумент логарифма

Чтобы узнать значение логарифма приравняем его к X. Решение уравнения логарифм в показателе степении преобразовываем в Решение уравнения логарифм в показателе степении преобразовываем в Запомните, что именно основание (оно выделено красным) возводится в степень.

Чтобы было легче, можно запоминать так – основание всегда остается внизу (и в первом, и во втором выражении a внизу)!

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Чтобы вычислить данный логарифм, необходимо приравнять его к X и воспользоваться правилом, описанным выше:Решение уравнения логарифм в показателе степениА в какую степень нужно возвести 2, чтобы получилось 8? Конечно же в третью степень, таким образом:

Решение уравнения логарифм в показателе степениЕще раз обращаю ваше внимание, что основание (в нашем случае это – 2) всегда находится внизу и именно оно возводится в степень.

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Видео:Сравните числа. Логарифм в показателе степениСкачать

Сравните числа. Логарифм в показателе степени

Два очевидных следствия определения логарифма

log a 1 = 0 ( a > 0, a ≠ 1 )

Действительно, при возведении числа a в первую степень мы получим то же самое число, а при возведении в нулевую степень – единицу.

Видео:Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #28 Вынесение четного показателя степени за знак логарифмаСкачать

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #28 Вынесение четного показателя степени за знак логарифма

Свойства логарифмов

Перечисленные ниже свойства логарифмов вытекают из основного логарифмического тождества:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

( основное свойство логарифмов ),

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

( основное свойство логарифмов ),

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Проверь удачу, набери 60+

Математика – это систематицация и результат, а общественные науки и история – процесс осмысления результата.

Видео:Числовой логарифм. С корнем и в степени.Скачать

Числовой логарифм. С корнем и в степени.

Пример Найдите корень уравнения.

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Используя определение логарифма, получим:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Проверим: Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Ответ: Решение уравнения логарифм в показателе степени.

Таким образом, теперь вы можете составить четкую инструкцию, как решать логарифмические уравнения. Она заключается в следующих шагах:

  1. Сделать справа и слева от знака равенства (=) логарифмы по одному основанию, избавившись от коэффициентов перед логарифмами, используя свойства логарифмов.
  2. Избавляемся от логарифмов, используя правило потенцирования. Остаются только числа, которые были под знаком логарифма.
  3. Решаем получившееся обычное уравнение — как найти корень уравнения смотрите здесь .
  4. Делаем проверку
  5. Записываем ответ.

Видео:Нестандартное уравнение с логарифмом в показателе степени из Сборника Сканави №7.033 Задание 13 ЕГЭСкачать

Нестандартное уравнение с логарифмом в показателе степени из Сборника Сканави №7.033 Задание 13 ЕГЭ

Логарифмы со специальным обозначением

Для некоторых логарифмов в математике введены специальные обозначения. Это связано с тем, что такие логарифмы встречаются особенно часто. К таким логарифмам относятся десятичный логарифм и натуральный логарифм. Для этих логарифмов справедливы все правила, что и для обычных логарифмов.

Десятичный логарифм

Десятичный логарифм обозначается lg и имеет основание 10, т.е.

Решение уравнения логарифм в показателе степениЧтобы вычислить десятичный логарифм, нужно 10 возвести в степень X.

Например, вычислим lg100Решение уравнения логарифм в показателе степени

Натуральный логарифм

Натуральный логарифм обозначается ln и имеет основание e, то есть

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Чтобы вычислить данный логарифм нужно число е возвести в степень x. Некоторые из вас спросят, что это за число такое е? Число е – это иррациональное число, т.е. точное его значение вычислить невозможно. е = 2,718281…

Сейчас не будем подробно разбирать, зачем это число нужно, просто запомним, что

Решение уравнения логарифм в показателе степени

И вычислить его можно таким образом:Решение уравнения логарифм в показателе степени

Видео:Неравенство с логарифмом в показателе степени 4 вариант Ященко 36 вариантов ФИПИ ЕГЭ профиль 2022Скачать

Неравенство с логарифмом в показателе степени 4 вариант Ященко 36 вариантов ФИПИ ЕГЭ профиль 2022

Пример решения логарифмического уравнения с разными основаниями

Выше мы решали логарифмические уравнения, в которых участвовали логарифмы с одинаковыми основаниями. А что же делать, если основания у логарифмов разные? Например,

Решение уравнения логарифм в показателе степениПравильно, нужно привести логарифмы в правой и левой части к одному основанию!

Итак, разберем наш пример:Решение уравнения логарифм в показателе степениПреобразуем правую часть нашего уравнения:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Мы знаем, что 1/3 = 3 -1 . Еще мы знаем свойство логарифма, а именно вынесение показателя степени из логарифма: Решение уравнения логарифм в показателе степениПрименяем эти знания и получаем: Решение уравнения логарифм в показателе степениНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма: Решение уравнения логарифм в показателе степениНо пока у нас есть знак «-» перед логарифмом в правой части уравнения, зачеркивать мы их не имеем права. Необходимо внести знак «-» в логарифмическое выражение. Для этого воспользуемся еще одним свойством логарифма:

Тогда получим: Решение уравнения логарифм в показателе степениВот теперь в правой и левой части уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями и мы можем их зачеркнуть: Решение уравнения логарифм в показателе степениДелаем проверку: Решение уравнения логарифм в показателе степениДелаем проверку: Если мы преобразуем правую часть, воспользовавшись свойствами логарифма, то получим:Решение уравнения логарифм в показателе степениВерно, следовательно, х = 4 является корнем уравнения.

Пример решения логарифмического уравнения с переменными основаниями

Выше мы разобрали примеры решения логарифмических уравнений, основания которых были постоянными, т.е. определенным значением – 2, 3, ½ … Но в основании логарифма может содержаться Х, тогда такое основание будет называться переменным. Например, logx+1(х 2 +5х-5) = 2. Мы видим, что основание логарифма в данном уравнении – х+1. Как же решать уравнение такого вида? Решать мы его будем по тому же принципу, что и предыдущие. Т.е. мы будем преобразовывать наше уравнение таким образом, чтобы слева и справа были логарифмы с одинаковым основанием. Решение уравнения логарифм в показателе степениПреобразуем правую часть уравнения: Решение уравнения логарифм в показателе степениПреобразуем правую часть уравнения: Теперь логарифм в правой части уравнения имеет такое же основание, как и логарифм в левой части: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь мы можем зачеркнуть логарифмы: Но данное уравнение неравносильно исходному уравнению, так как не учтена область определения. Запишем все требования, относящиеся к логарифму:

1. Аргумент логарифма должен быть больше ноля, следовательно:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

2. Основание логарифма должно быть больше 0 и не должно равняться единице, следовательно:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Сведем все требования в систему:Решение уравнения логарифм в показателе степени

Данную систему требований мы можем упростить. Смотрите х 2 +5х-5 больше ноля, при этом оно приравнивается к (х + 1) 2 , которую в свою очередь так же больше ноля. Следовательно, требование х 2 +5х-5 > 0 выполняется автоматически и мы можем его не решать. Тогда наша система будет сведена к следующему: Решение уравнения логарифм в показателе степениПерепишем нашу систему: Решение уравнения логарифм в показателе степениПерепишем нашу систему: Следовательно, наша система примет следующий вид: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь решаем наше уравнение: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь решаем наше уравнение: Справа у нас квадрат суммы:Решение уравнения логарифм в показателе степениДанный корень удовлетворяет наши требования, так как 2 больше -1 и не равно 0. Следовательно, х = 2 – корень нашего уравнения.

Для полной уверенности можем выполнить проверку, подставим х = 2 в исходное уравнение:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Т.к. 3 2 =9, то последнее выражение верно.

Использование свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений и неравенств

Для того, чтобы не ошибаться при решении логарифмических уравнений и неравенств, свойства логарифмов, перечисленные в предыдущем разделе, следует применять внимательно и аккуратно.

Например, если при решении уравнения или неравенства требуется преобразовать выражение

Логарифм в показателе степени

Для преобразования выражений, содержащих логарифм в показателе степени числа (или выражения), используют основное логарифмическое тождество.

Рассмотрим на примерах, как упростить выражение, содержащее в показателе степени логарифмы.

Решение уравнения логарифм в показателе степени

По свойству степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

от степени с суммой в показателе переходим к произведению степеней

Решение уравнения логарифм в показателе степени

От степени с рациональным показателем переходим к корню; основание степени преобразовываем, чтобы можно было использовать основное логарифмическое тождество:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Применим свойство степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Значение выражения можно найти двумя способами.

Логарифмы, стоящие в показатели степени, приведем к одинаковым основаниям:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

показатель степени, стоящей в основании логарифма, вынесем за знак логарифма, затем внесём в показатель степени числа, стоящего под знаком логарифма:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Сумма логарифмов равна логарифму произведения. Затем применим основное логарифмическое тождество:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Перейдем к произведению степеней, затем каждый множитель преобразуем отдельно:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Выносим показатели степеней из оснований перед логарифмами:

Поделиться или сохранить к себе:
Решение уравнения логарифм в показателе степениРешение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степениРешение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степениРешение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

( формула перехода к новому основанию логарифмов ),

Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
( основное свойство логарифмов ),
Решение уравнения логарифм в показателе степени
( основное свойство логарифмов ),
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени
( формула перехода к новому основанию логарифмов ),
Решение уравнения логарифм в показателе степени
Решение уравнения логарифм в показателе степени

Видео:Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

Степень можно выносить за знак логарифма

И вновь хотелось бы призвать к аккуратности. Рассмотрим следующий пример:

log a ( f ( x ) 2 = 2 log a f ( x )

Левая часть равенства определена, очевидно, при всех значениях f(х), кроме нуля. Правая часть – только при f(x)>0! Вынося степень из логарифма, мы вновь сужаем ОДЗ. Обратная процедура приводит к расширению области допустимых значений. Все эти замечания относятся не только к степени 2, но и к любой четной степени.

Видео:Сложное неравенство с логарифмом в показателе степени: логарифмируем обе части неравенства.Скачать

Сложное  неравенство с логарифмом в показателе степени: логарифмируем обе части неравенства.

Логарифм произведения и логарифм частного

log a b c = log a b − log a c ( a > 0, a ≠ 1, b > 0, c > 0 )

Хотелось бы предостеречь школьников от бездумного применения данных формул при решении логарифмических уравнений и неравенств. При их использовании “слева направо” происходит сужение ОДЗ, а при переходе от суммы или разности логарифмов к логарифму произведения или частного – расширение ОДЗ.

log a ( f ( x ) g ( x ) )

определено в двух случаях: когда обе функции строго положительны либо когда f(x) и g(x) обе меньше нуля.

Преобразуя данное выражение в сумму

log a f ( x ) + log a g ( x )

, мы вынуждены ограничиваться только случаем, когда f(x)>0 и g(x)>0. Налицо сужение области допустимых значений, а это категорически недопустимо, т. к. может привести к потере решений. Аналогичная проблема существует и для формулы (6).

Видео:Логарифмы с Нуля, Что Такое Логарифм? + ДЗ (ЕГЭ 2024 Математика Профиль и База, 10 и 11 класс)Скачать

Логарифмы с Нуля, Что Такое Логарифм? + ДЗ (ЕГЭ 2024 Математика Профиль и База, 10 и 11 класс)

Формула перехода к новому основанию

Тот редкий случай, когда ОДЗ не изменяется при преобразовании. Если вы разумно выбрали основание с (положительное и не равное 1), формула перехода к новому основанию является абсолютно безопасной.

Если в качестве нового основания с выбрать число b, получим важный частный случай формулы (8):

log a b = 1 log b a ( a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1 )

Видео:Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

Сумма логарифмов. Разница логарифмов

Логарифмы с одинаковыми основаниями можно складывать: Решение уравнения логарифм в показателе степени Решение уравнения логарифм в показателе степениЛогарифмы с одинаковыми основаниями можно вычитать: Решение уравнения логарифм в показателе степени Решение уравнения логарифм в показателе степениМы видим, что исходные выражения состояли из логарифмов, которые по отдельности не вычисляются, а при применении свойств логарифмов у нас получились нормальные числа. Поэтому повторим, что основные свойства логарифмов нужно знать обязательно!

Обратите внимание, что формулы суммы и разности логарифмов верны только для логарифмов с одинаковыми основаниями! Если основания разные, то данные свойства применять нельзя!

Видео:Логарифм в степени - что с ним делать?Скачать

Логарифм в степени - что с ним делать?

Логарифмический ноль и логарифмическая единица

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Это следствия из определения логарифма. И их нужно обязательно запомнить. Эти простейшие свойства нередко вводят учеников в ступор.

Запомните, что логарифм от a по основанию а всегда равен единице:

loga a = 1 – это логарифмическая единица.

Если же в аргументе стоит единица, то такой логарифм всегда равен нулю независимо от основания, так как a 0 = 1:

loga 1 = 0 – логарифмический ноль.

Видео:✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин

Как решать уравнения с логарифмами: 2 способа с примерами

Решить логарифмическое уравнение можно разными способами. Чаще всего в школе учат решать логарифмическое уравнение с помощью определения логарифма. То есть мы имеем уравнение вида: Решение уравнения логарифм в показателе степениВспоминаем определение логарифма и получаем следующее: Решение уравнения логарифм в показателе степениВспоминаем определение логарифма и получаем следующее: Таким образом мы получаем простое уравнение, которое сможем легко решить.

При решении логарифмических уравнений важно помнить об области определения логарифма, т.к. аргумент f(x) должен быть больше ноля. Поэтому после решения логарифмического уравнения мы всегда делаем проверку!

Давайте посмотрим, как это работает на примере:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Воспользуемся определением логарифма и получим:

Теперь перед нами простейшее уравнение, решить которое не составит труда:

Сделаем проверку. Подставим найденный Х в исходное уравнение:Решение уравнения логарифм в показателе степениТак как 3 2 = 9, то последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Основной минус данного метода решения логарифмических уравнений в том, что многие ребята путают, что именно нужно возводить в степень. То есть при преобразовании logaf(x) = b, многие возводят не a в степень b, а наоборот b в степень a. Такая досадная ошибка может лишить вас драгоценных баллов на ЕГЭ.

Поэтому мы покажем еще один способ решения логарифмических уравнений.

Чтобы решить логарифмическое уравнение, нам нужно привести его к такому виду, когда и в правой, и в левой части уравнения будут стоять логарифмы с одинаковыми основаниями. Это выглядит вот так:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Когда уравнение приведено к такому виду, то мы можем «зачеркнуть» логарифмы и решить простое уравнение. Давайте разбираться на примере.

Решим еще раз то же самое уравнение, но теперь этим способом: Решение уравнения логарифм в показателе степениВ левой части у нас логарифм с основанием 2. Следовательно, правую часть логарифма нам нужно преобразовать так, чтобы она тоже содержала логарифм с основанием 2.

Для этого вспоминаем свойства логарифмов. Первое свойство, которое нам здесь понадобится – это логарифмическая единица. Напомним его: Решение уравнения логарифм в показателе степениТо есть в нашем случае: Решение уравнения логарифм в показателе степениТо есть в нашем случае: Возьмем правую часть нашего уравнения и начнем ее преобразовывать:Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь нам нужно 2 тоже внести в логарифмическое выражение. Для этого вспоминаем еще одно свойство логарифма:

Решение уравнения логарифм в показателе степени

Воспользуемся этим свойством в нашем случае, получим: Решение уравнения логарифм в показателе степениМы преобразовали правую часть нашего уравнения в тот вид, который нам был нужен и получили:Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь в левой и в правой частях уравнения у нас стоят логарифмы с одинаковыми основаниями, поэтому мы можем их зачеркнуть. В результате, получим такое уравнение:

Да, действий в этом способе больше, чем при решении с помощью определения логарифма. Но все действия логичны и последовательны, в результате чего шансов ошибиться меньше. К тому же данный способ дает больше возможностей для решения более сложных логарифмических уравнений.

Разберем другой пример: Решение уравнения логарифм в показателе степениИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом: Решение уравнения логарифм в показателе степениИтак, как и в предыдущем примере применяем свойства логарифмов и преобразовываем правую часть уравнения следующим образом: После преобразования правой части наше уравнение принимает следующий вид: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим: Решение уравнения логарифм в показателе степениТеперь можно зачеркнуть логарифмы и тогда получим: Вспоминаем свойства степеней:

Теперь делаем проверку:Решение уравнения логарифм в показателе степенито последнее выражение верно. Следовательно, х = 3 является корнем уравнения.

Еще один пример решения логарифмического уравнения: Решение уравнения логарифм в показателе степениПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим: Решение уравнения логарифм в показателе степениПреобразуем сначала левую часть нашего уравнения. Здесь мы видим сумму логарифмов с одинаковыми основаниями. Воспользуемся свойством суммы логарифмов и получим: Теперь преобразуем правую часть уравнения: Решение уравнения логарифм в показателе степениВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили: Решение уравнения логарифм в показателе степениВыполнив преобразования правой и левой частей уравнения, мы получили: Теперь мы можем зачеркнуть логарифмы:

Решение уравнения логарифм в показателе степениРешим данное квадратное уравнение, найдем дискриминант:

Решение уравнения логарифм в показателе степениСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение: Решение уравнения логарифм в показателе степениСделаем проверку, подставим х1 = 1 в исходное уравнение: Решение уравнения логарифм в показателе степениВерно, следовательно, х1 = 1 является корнем уравнения.

Теперь подставим х2 = -5 в исходное уравнение:Решение уравнения логарифм в показателе степениТак как аргумент логарифма должен быть положительным, выражение не является верным. Следовательно, х2 = -5 – посторонний корень.

Видео:Нестандартное неравенство с логарифмом в показателе степени ЕГЭ профильСкачать

Нестандартное неравенство с логарифмом в показателе степени ЕГЭ профиль

Сравнение логарифмов

Если 012, то
logax1> logax2– знак неравенства меняется
Если a > 1 и 012, то
logax1ax2– знак неравенства не меняется
Если 1 1, то logax> logbx
Если 0 1, то logax> logbx
Если 1axbx
Если 0axbx