- Формулами сокращенного умножения (ФСУ) называют несколько наиболее часто встречающихся в практике случаев умножения многочленов.
- Квадрат суммы
- Квадрат суммы: ((a+b)^2=a^2+2ab+b^2)
- Квадрат разности
- Квадрат разности: ((a-b)^2=a^2-2ab+b^2)
- Разность квадратов
- Разность квадратов (a^2-b^2=(a+b)(a-b))
- Тема урока: «Решение линейных уравнений, содержащих формулы сокращенного умножения»
- 7.3.1. Примеры для закрепления формул сокращенного умножения
- 🎬 Видео
Формулами сокращенного умножения (ФСУ) называют несколько наиболее часто встречающихся в практике случаев умножения многочленов.
ФСУ используются при упрощении алгебраических выражений (в том числе в работе с алгебраическими дробями ), решении уравнений и неравенств , при разложении на множители и т.д. Ниже мы рассмотрим наиболее популярные формулы и разберем как они получаются.
Видео:Формулы сокращенного умножения | Математика | TutorOnlineСкачать
Квадрат суммы
Пусть у нас возводиться в квадрат сумма двух одночленов, вот так: ((a+b)^2). Возведение в квадрат – это умножение числа или выражения само на себя, то есть, ((a+b)^2=(a+b)(a+b)). Теперь мы можем просто раскрыть скобки, перемножив их как делали это здесь , и привести подобные слагаемые. Получаем:
А если мы опустим промежуточные вычисления и запишем только начальное и конечное выражения, получим окончательную формулу:
Квадрат суммы: ((a+b)^2=a^2+2ab+b^2)
Большинство учеников учат ее наизусть. А вы теперь знаете, как эту формулу вывести, и если вдруг забудете – всегда можете это сделать.
Хорошо, но как ей пользоваться и зачем эта формула нужна? Квадрат суммы позволяет быстро писать результат возведения суммы двух слагаемых в квадрат. Давайте посмотрим на примере.
Обратите внимание, насколько быстрее и меньшими усилиями получен результат во втором случае. А когда вы эту и другие формулы освоите до автоматизма – будет еще быстрее: вы сможете просто сразу же писать ответ. Поэтому они и называются формулы СОКРАЩЕННОГО умножения. Так что, знать их и научиться применять – точно стоит.
На всякий случай отметим, что в качестве (a) и (b) могут быть любые выражения – принцип остается тем же. Например:
Если вы вдруг не поняли какие-то преобразования в двух последних примерах – повторите свойства степеней и тему приведения одночлена к стандартному виду .
Пример. Преобразуйте выражение ((1+5x)^2-12x-1 ) в многочлен стандартного вида.
Раскроем скобки, воспользовавшись формулой квадрата суммы.
…и приведем подобные слагаемые.
Важно! Необходимо научиться пользоваться формулами не только в «прямом», но и в «обратном» направлении.
Пример. Вычислите значение выражения ((368)^2+2·368·132+(132)^2) без калькулятора.
Мда… возводить в квадрат трехзначные числа, перемножить их же, а потом все это складывать – удовольствие ниже среднего. Давайте искать другой путь: обратите внимание, что данное нам числовое выражение очень похоже на правую часть формулы. Применим ее в обратную сторону: (a^2+2ab+b^2=(a+b)^2)
Вот теперь вычислять гораздо приятнее!
Видео:Алгебра 7. Урок 4 - Формулы сокращенного умножения и как их запомнить.Скачать
Квадрат разности
Выше мы нашли формулу для суммы одночленов. Давайте теперь найдем формулу для разности, то есть, для ((a-b)^2):
В более краткой записи имеем:
Квадрат разности: ((a-b)^2=a^2-2ab+b^2)
Применяется она также, как и предыдущая.
Пример. Упростите выражение ((2a-3)^2-4(a^2-a)) и найдите его значение при (a=frac).
Если сразу подставить дробь в выражение – придется возводить ее в квадрат и вообще делать объемные вычисления. Попробуем сначала упростить выражение, воспользовавшись формулой выше и раскрыв скобки .
Теперь приведем подобные слагаемые.
Вот теперь подставляем и наслаждаемся простотой вычислений.
Видео:Решить уравнения, используя формулы сокращенного умножения.Сумма и квадрат разности. Алгебра 7 классСкачать
Разность квадратов
Итак, мы разобрались с ситуациями произведения двух скобок с плюсом в них и двух скобок с минусом. Остался случай произведения одинаковых скобок с разными знаками. Смотрим, что получится:
Разность квадратов (a^2-b^2=(a+b)(a-b))
Эта формула одна из наиболее часто применяемых при разложении на множители и работе с алгебраическими дробями .
Да, я знаю, что рука так и тянется сократить иксы и девятку с тройкой – однако так делать ни в коем случае нельзя, ведь и в числителе, и в знаменателе стоит минус!
Попробуем воспользоваться формулой.
Вот теперь все плюсы и минусы попрятались в скобки, и значит без проблем можем сокращать одинаковые скобки.
Воспользуемся формулами степеней: ((a^n )^m=a^) и (a^n b^n=(ab)^n).
Ну, а теперь пользуемся формулой (a^2-b^2=(a+b)(a-b)), где (a=5x^2) и (b=m^5 t^3).
Это три основные формулы, знать которые нужно обязательно! Есть еще формулы с кубами (см. выше), их тоже желательно помнить либо уметь быстро вывести. Отметим также, что в практике часто встречаются сразу несколько таких формул в одной задаче – это нормально. Просто приучайтесь замечать формулы и аккуратно применяйте их, и все будет хорошо.
На первый взгляд тут тихий ужас и сделать с ним ничего нельзя (вариант «лечь и помереть» всерьез не рассматриваем).
Однако давайте попробуем поменять два последних слагаемых числителя местами и добавим скобки (просто для наглядности).
Теперь немного преобразуем слагаемые в скобке:
(4xy) запишем как (2·x·2y),
а (4y^2) как ((2y)^2).
Теперь приглядимся – и заметим, что в скобке у нас получилась формула квадрата разности, у которой (a=x), (b=2y). Сворачиваем по ней к виду скобки в квадрате. И одновременно представляем девятку как (3) в квадрате.
Еще раз внимательно смотрим на числитель… думаем… думаем… и замечаем формулу разности квадратов, у которой (a=(x-2y)), (b=3). Раскладываем по ней к произведению двух скобок.
И вот теперь сокращаем вторую скобку числителя и весь знаменатель.
Видео:Алгебра 7. Урок 5 - Формулы сокращенного умножения - применение.Скачать
Тема урока: «Решение линейных уравнений, содержащих формулы сокращенного умножения»
Разделы: Математика
Цели урока:
- Обработка рациональных приёмов решения уравнений.
- Выработка умения решения задач.
- Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умения контролировать свои действия.
- Повторение решения уравнений.
Оборудование: печатные бланки, таблица.
Тип урока: урок- семинар комплексного применения знаний, умений и навыков.
1.Организационный момент. Сообщается план семинара.
2.Сообщение по теме « Уравнение»
3. Решение линейных уравнений.
4.Сообщение о формулах сокращённого умножения.
(Работа у доски и по карточкам.)
а) Решение уравнений, содержащих квадрат суммы.
б) Решение уравнений, содержащих квадрат разности.
в) Решение квадратных уравнений, содержащих разность квадрата.
г) Решение уравнений, содержащих несколько формул.
5. Решение задачи.
6. Творческая работа учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга слон. Чтобы решить уравнение, тоже нужно совершить ряд превращений (алгебраических преобразований) и делать их нужно очень осмотрительно. Сегодня мы ещё раз увидим, какая удивительная сила заключена в формулах сокращённого умножения и как ловко они работают при решении уравнений.
Прежде всего, нужно чётко понимать, чем вы занимаетесь, когда решаете уравнение. Что, значит, решить уравнение и нужно знать, что главная задача при решении любого уравнения — свести его к простейшему.
И сегодня нам будут помогать формулы Сокращённого умножения.
2. Сообщение по теме «Уравнение»
3. Решение линейных уравнений у доски (учащиеся класса записывают решения в тетрадях)
а) 2-3(x+2)=5-2x; 2-3x-6=5-2x, -3x+2x=5-2+6 -x =9 x=-9 Ответ:-9. | б) 20+4(2x-5)=14x+12 20+8x-20=14x+12, 8x-14x=12, -6x=12, x=-2, Ответ: -2. |
Решение уравнений по карточкам.
в) 4(2-3x)+7(6x+1)-9(9x+4)=30
г) 3-5(x+1)=6-4x.
Сообщение №2.
Слово о формулах.
4. Решение уравнений, содержащих квадрат суммы и квадрат разности.
а) x+(5x+2)2 =25(1+x2).
б) (x-6)2-x(x+8)=2.
Решение уравнений по карточкам.
в) (2-x)2-x(x+1,5)=4
г) x(x-1)-(x-5)2=2.
5. Решение уравнений, в которых содержится формула разности квадратов.
Работа у доски.
8x(1+2x)-(4x+3)(4x-3)=2x.
8x+16×2-(16×2-9)=2x,
8x+16×2-(16×2-9)=2x,
8x+16×2-16×2+9=2x,
8x-2x=-9,
6x=-9,
x=-1,5
Ответ: -1,5
Решение задачи.
Сторона первого квадрата на 2см. больше стороны второго, а площадь первого на 12 см больше площади второго. Найдите периметры этих квадратов.
Пусть x см сторона второго квадрата. Тогда(x+2) см сторона первого квадрата. Площадь первого (x+2) 2 см 2 ,а площадь второго x 2 .
Составляем уравнение:
(x+2) 2 -x 2 =12
x 2 +4x+4-x 2 =12,
4x=12-8,
4x=8,
x=2.
Если x=2,то 4x=4*2=8
Если x=2, то 4(x+2)=4(2+2)=16.
Ответ:16см,8см.
6. Решение разных уравнений, содержащих формулы сокращённого умножения.
7.Творческая работа учащихся. Заполнение таблицы.
Узнайте фамилию величайшего математика XVII века. Для этого зачеркните
буквы, не связанные с найденными ответами.
(Декарт)
-9 | 8,2 | -2 | 3,4 | 1 | 3,1 | 1,7 | 15 | -1,5 | 17 | 11 | 3 |
Д | П | Е | Ф | К | С | А | И | Р | Г | Ш | Т |
Приложение к уроку.
Решение линейных уравнений.
4(2-3x)+7(6x+1)-9(9x+4)=30 8-12x+42x+7-81-36=30, 51x-21=30, 51x=51 x=1 Ответ: 1. | 3-5(x+1)=6-4x, 3-5x-5=6-4x, -5x+4x=6-3+5, -x=8x= -8. Ответ:-8. |
Решение уравнений, содержащих квадрат суммы и квадрат разности.
x+(5x+2) 2 =25(1+x 2 ) x+(25x 2 +20+4)=25(1+x 2 ) x+25x 2 +20x+4=25+25x 2 , 21x+25x 2 -25x 2 =25-4, 21x=21 x=1 Ответ:1. | (x -6) 2 -x(x+8)=2 x 2 -12x+36-x 2 -8x=2 -20x=2-36, -20x=-34, x=1,7 Ответ: 1,7. |
Работа по карточкам.
(2-x)2-x(x+1,5)=4, 4-4x+x 2 -x 2 -1,5x=4, -4x-1,5x=4-4, -5,5 x=0 Ответ:0. | x(x-1)-(x-5) 2 =2 x 2 -x-(x 2 -10x+25)=2, x 2 -x-x 2 +10x-25=2 9x=27 x=3 Ответ: 3. |
Решение разных уравнений содержащих несколько формул сокращённого умножения.
(x-4x)+(x+4)+(3x-4)(x+2)=(2x+3) 2 x 2 -16+3x 2 +6x-4x-8=4x 2 +12x+9 -10x=33 x=-3,3 Ответ:3,3. | ( 2x+3)2-4(x-1)(x+1)=49 4x 2 +12x+9-4(x 2 -1)=49 4x 2 +12x+9-4x 2 +4=49 12x+13=49 12x=36 X=3 Ответ: 3. |
8. Подведение итогов урока.
Видео:Алгебра 7 класс с нуля | Математика | УмскулСкачать
7.3.1. Примеры для закрепления формул сокращенного умножения
1) Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
(a+b) 2 = a 2 +2ab+b 2
a) ( x + 2y ) 2 = x 2 + 2 ·x · 2y + ( 2y ) 2 = x 2 + 4xy + 4y 2
б) ( 2k + 3n ) 2 = ( 2k ) 2 + 2· 2k ·3n + ( 3n ) 2 = 4k 2 + 12kn + 9n 2
2) Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
(a-b) 2 = a 2 -2ab+b 2
а) ( 2a – c ) 2 = (2a ) 2 -2· 2a ·c + c 2 = 4a 2 – 4ac + c 2
б) ( 3a – 5b ) 2 = ( 3a ) 2 -2· 3a · 5b + ( 5b ) 2 = 9a 2 – 30ab + 25b 2
3) Разность квадратов двух выражений равна произведению разности самих выражений на их сумму.
a 2 –b 2 = (a–b)(a+b)
a) 9x 2 – 16y 2 = ( 3x ) 2 – (4y ) 2 = ( 3x – 4y )( 3x + 4y )
б) ( 6k – 5n)( 6k + 5n) = ( 6k ) 2 – (5n) 2 = 36k 2 – 25n 2
4) Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго плюс куб второго выражения.
(a+b) 3 = a 3 +3a 2 b+3ab 2 +b 3
a) ( m + 2n ) 3 = m 3 + 3 ·m 2 · 2n + 3 ·m ·( 2n ) 2 + (2n ) 3 = m 3 + 6m 2 n + 12mn 2 + 8n 3
б) ( 3x + 2y ) 3 = ( 3x ) 3 + 3· (3x) 2 ·2y + 3· 3x · (2y) 2 + ( 2y ) 3 = 27x 3 + 54x 2 y + 36xy 2 + 8y 3
5) Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго минус куб второго выражения.
(a-b) 3 = a 3 -3a 2 b+3ab 2 -b 3
а) ( 2x – y ) 3 = ( 2x ) 3 -3·( 2x ) 2 · y + 3· 2x · y 2 – y 3 = 8x 3 – 12x 2 y + 6xy 2 – y 3
б) ( x – 3n ) 3 = x 3 -3· x 2 · 3n + 3· x ·( 3n ) 2 – ( 3n ) 3 = x 3 – 9x 2 n + 27xn 2 – 27n 3
6) Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы самих выражений на неполный квадрат их разности.
a 3 +b 3 = (a+b)(a 2 –ab+b 2 )
a) 125 + 8x 3 = 5 3 + ( 2x ) 3 = ( 5 + 2x )( 5 2 — 5 · 2x + ( 2x ) 2 ) = (5 + 2x)(25 – 10x + 4x 2 )
б) (1 + 3m)(1 – 3m + 9m 2 ) = 1 3 + (3m) 3 = 1 + 27m 3
7) Разность кубов двух выражений равна произведению разности самих выражений на неполный квадрат их суммы.
a 3 -b 3 = (a-b)(a 2 +ab+b 2 )
а) 64с 3 – 8 = ( 4с ) 3 – 2 3 = ( 4с – 2 )(( 4с ) 2 + 4с · 2 + 2 2 ) = (4с – 2)(16с 2 + 8с + 4)
б ) (3a – 5b)(9a 2 + 15ab + 25b 2 ) = (3a) 3 – (5b) 3 = 27a 3 – 125b 3
Дорогие друзья! Карта сайта поможет вам выбрать нужную тему.
🎬 Видео
Как раз и навсегда выучить формулы сокращенного умноженияСкачать
7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умноженияСкачать
Решение уравнений с формулами сокращенного умножения, 7 классСкачать
Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Примеры ( Алгебра 7 класс )Скачать
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс.Скачать
Задание №1 "Упростить выражение" по теме "Умножение и сложение многочленов и одночленов". Алгебра 7Скачать
Формлы сокращенного умножения. Алгебра 7 класс. Решите уравнение.Скачать
Алгебра 7 класс (Урок№32 - Применение формул сокращённого умножения. Разложение многочленов.)Скачать
Алгебра 7 класс. Решение уравнений с использованием формул сокращенного умножения.Скачать
Разность квадратов двух выражений. 7 класс.Скачать
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМУЛ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ. 7 КЛСкачать
7 класс, 30 урок, Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращённого умноженияСкачать
Формулы сокращенного умножения #впр #7класс #математика #умскулСкачать
Формула сокращённого умножения при возведении в квадратСкачать
МЕРЗЛЯК-7 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА-4. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯСкачать