учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| gorner.docx | 99.68 КБ |
Видео:Вспоминаем схему Горнера и уравнения высших степенейСкачать

Предварительный просмотр:
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера.
Подобные задания, содержащие уравнения высших степеней, в последние годы стали появляться в ЕГЭ, олимпиадных заданиях по математике, при вступительных экзаменах в ВУЗы. Большинство учащихся с трудом справляются с решением уравнений со степенью выше 3, поскольку в школьном курсе алгебры при непрофильном обучении отводится этой теме малое количество времени, но умение решать такие уравнения необходимо при написании экзамена в форме ЕГЭ, при решении части С, причем математика является обязательным для сдачи предметом.
- Методы решения уравнений высших степеней различными способами.
- Метод замены переменной.
Пример 1. Дано: (х 2 -9) 2 -8(х 2 -9) +7=0
Решение. Введем новую переменную, обозначив х 2 -9=t, тогда получаем:
t 2 -8t+7=0, D=b 2 -4ac=36, t 1 =7; t 2 =1.
Возвращаемся к “старой” переменной х 2 -9=1, х=± √ 10; х 2 -9=7, х=±4.
Ответ: х 1 =+ √ 10; х 2 =- √ 10; х 3 =-4; х 4 =4.
Пример 2. Дано: х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24
Решение . Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим:
(х 2 + 3х)(x 2 + 3x + 2) = 24
Вводим замену: x 2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t 2 + 2t – 24 = 0, t 1 = -6; t 2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x 2 + 3x = -6, x 2 + 3x + 6 = 0, D
Уравнение x 2 + 3x = 4 имеет корни х 1 = -4, х 2 = 1.
Ответ : х 1 = -4, х 2 = 1.
Пример 3. Дано: (х – 4)(х 2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х 2
Решение . Разложим на множители х 2 + 15 + 50.
х 2 + 15 + 50 = 0, х 1 = -5, х 2 = -10, тогда х 2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10).
Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х 2
Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х 2 + х – 20)( х 2 + 8х – 20) = 18х 2
Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х 2 . Получим:
Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t 2 +9t-10=0, t 1 = -10, t 2 = 1.
Вернемся к исходной переменной:
Решим первое уравнение х 2 + 10х – 20 = 0, D = 180, х 1 = ; х 2 =
Решим второе уравнение х 2 — х – 20 = 0, D =81, х 3 = — 4, х 4 = 5.
Ответ : х 1 = ; х 2 = ; х 3 = — 4, х 4 = 5.
Решение. Произведем преобразования в числителе дроби: х 4 +324=х 4 +18 2 ,
(х 2 +18) 2 =х 4 +36х 2 +324, тогда х 4 +324= х 4 +36х 2 +324-36х 2 . Получим:
Приведем левую и правую части к одному знаменателю:
Приравняем к нулю. Получим:
Решим уравнение в числителе методом группировки:
Разложим на множители , приравняв к нулю:
, введем новую переменную: х 2 =t, получаем:
х 2 -25=0, или х 2 +6х+18=0
Числитель равен нулю при х=5; -5, а знаменатель никогда не будет равен нулю.
Пример 5. Дано: (х-1) 4 -х 2 +2х-73
(х-1) 4 -(х 2 -2х+1)-72, (х-1) 4 -(х-1) 2 -72.
Введем новую переменную: (х-1) 2 =t, t 2 -t-72=0, D=1+288=289
Возвращаемся к «старой» переменной:
х 2 -2х+1-9=0, х 2 -2х+1+8=0 ,
х 2 -2х-8=0 х 2 -2х+9=0
D=4+32=36 D=4 — 36= -32, D
Пример 6. Дано: (х 2 -2х-1) 2 +3х 2 -6х-13=0
Решение. Выполним преобразования: (х 2 -2х-1) 2 +3(х 2 -2х-1)-10=0.
Введем новую переменную: х 2 -2х-1=t
Возвращаемся к «старой» переменной:
х 2 -2х-1+5=0, х 2 -2х-1-2=0 ,
х 2 -2х+4=0 х 2 -2х-3=0
— не является корнем уравнения
Разделим обе части уравнения на (х-1) 2 , получим
Решение . В левой части выделим полный квадрат разности:
Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:
Вводим замену: t 2 + 18t – 40 = 0; t 1 = -20, t 2 = 2.
Вернемся к “старой” переменной, получим:
Решение . х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х:
Решим это уравнение:
Вернемся к “старой” переменной:
Решаем первое уравнение х 2 – 14х + 15 = 0
Второе уравнение не имеет действительных корней.
Решение. Раскроем скобки в правой части уравнения. Получим:
Введем новые переменные: (х-1) 2 =а; (х+1) 2 =b, получаем:
а 2 +9b 2 -10аb=0, поделим на а 2 , 1+9( 2 -10( ), вводим новую переменную и решаем квадратное уравнение:
9t 2 -10t+1=0, D=100-36=64, t 1,2 =
Возвращаемся к «старым» переменным: 1) (х+1) 2 =(х-1) 2 ; 2) (х-1) 2 =9(х+1) 2 .
- х 2 +2х+1=х 2 -2х+1, 2) х 2 -2х+1=9х 2 +18х+9,
Решение. Сгруппируем слагаемые в левой части, но следует заметить, что х=0; х=-1; х=-3; х=-4 не могут быть решениями. Получим:
Проводим преобразования и получаем:
х 1 =-2. Введем замену: х 2 +4х=t, тогда
Решая уравнения, получаем:
Подставляем значение t, получаем уравнение:
х 2,3 = Ответ: х 1 =-2; х 2 =-2+ ; х 3 = -2- .
Пример 2. Дано: х 4 +2х 3 +2х+1=0
Решение. Поделим на уравнение на х 2 , получим:
х 2 +2х+ перегруппируем слагаемые таким образом:
вводим новую переменную: t= х+ , t 2 +2t-2=0, D=4+8=12,
x 2 + (1− )x +1 = 0, D=-1-2
x 2 + (1+ )x +1 = 0, D= ,
Пример 3. Дано: х 4 +х 3 -72х 2 +9х+81=0
Решение. Поделим уравнение на х 2 и сгруппируем:
(х 2 + +(х+ проведем некоторые преобразования до полного квадрата в одной из скобок, получим:
(х+ ) 2 +( х+ )-90=0, вводим новую переменную: t= х+ , решаем уравнение:
t 2 +t-90=0, D=1+360=361,
t 1,2 = Решаем уравнения, подставляя значения t:
х 2 +10х+9=0, D=100-36=64
х 2 -9х+9=0, D=81-36=45
Ответ: х 1 х 2 =-1; х 3,4 =
Определение. Уравнение р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n =0, где n – натуральное число, а — произвольные постоянные коэффициенты, называется целым рациональным уравнением n – й степени .
Теорема. Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена.
Теорема Безу. Остаток от деления многочлена р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n на двучлен х-а равен Р(а).
Рассмотрим решение уравнений высших степеней, используя метод деления с помощью схемы Горнера:
Если р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n =(b 0 x n-1 +b 1 x n-2 +…+b n-2 x+b n-1 )(x-a)
Видео:11 класс, 3 урок, Уравнения высших степенейСкачать

Учебный проект. Решение уравнений высших степеней.
Учебный проект » Решение уравнений высших степеней» выполнила ученица 8б класса.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект. Решение уравнений высших степеней.»
Алгебраические уравнения высших степеней
Ученица 8б класса
Затеева Валентина Павловна
Цели работы : Узнать какие методы решения высших степеней существуют; Научиться решать уравнения высших степеней различными способами.
1.Подобрать необходимую литературу
2.Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию
3.Проанализировать и систематизировать полученную информацию
4.Найти различные методы и приёмы решения уравнений высших степеней
5.Классифицировать исследуемые уравнения
Уравнения с одной переменной степени выше второй
Степенью уравнения Р(х) = 0 называется степень многочлена Р(х), т.е. наибольшая из степеней его членов с коэффициентом, не равным нулю.
Так, например, уравнение (х 3 – 1) 2 + х 5 = х 6 – 2 имеет пятую степень, т.к. после операций раскрытия скобок и приведения подобных получим равносильное уравнение х 5 – 2х 3 + 3 = 0 пятой степени.
Основные методы решения уравнений высших степеней :
1.Метод введения новой переменной
Одинаковые составляющие части уравнения, содержащие переменные заменить на новую переменную.
Примеры решения уравнения методом введения новой переменной:
(x 2 +4x)(x 2 +4x-17)=-60
Пусть х²+4х=t, тогда t(t-17)=-60
2. Разложение на множители методом группировки и формул сокращенного умножения
Основа данного метода также не нова и заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель. Для этого иногда приходится применять некоторые искусственные приемы.
Представим — 3x 2 = -2x 2 – x 2 и сгруппируем:
(х 4 – 2x 2 ) – (x 2 – 4х + 3) = 0.
(х 4 – 2x 2 +1 – 1) – (x 2 – 4х + 3 + 1 – 1) = 0.
(х 2 – 1) 2 – 1 – (x – 2) 2 + 1 = 0.
(х 2 – 1) 2 – (x – 2) 2 = 0.
(х 2 – 1 – х + 2)(х 2 – 1 + х — 2) = 0.
(х 2 – х + 1)(х 2 + х – 3) = 0.
х 2 – х + 1 = 0 или х 2 + х – 3 = 0.
Ответ: В первом уравнении нет корней, из второго: х 1, 2 = (-1 ± √13)/2.
3. Разложение на множитель методом неопределенных коэффициентов
Суть метода состоит в том, что исходный многочлен раскладывается на множители с неизвестными коэффициентами. Используя свойство, что многочлены равны, если равны их коэффициенты при одинаковых степенях, находят неизвестные коэффициенты разложения.
Многочлен 3-й степени можно разложить в произведение линейного и квадратного множителей.
х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = (х – а)(x 2 + bх + c),
х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = х 3 +bx 2 + cх – ax 2 – abх – ac,
х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = х 3 + (b – a)x 2 + (cх – ab)х – ac.
х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = (х + 1)(x 2 + 3х + 2).
Корни уравнения (х + 1)(x 2 + 3х + 2) = 0 находятся легко.
4. Метод подбора корня по старшему и свободному коэффициенту
Метод опирается на применение теорем:
1) Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.
2) Для того, чтобы несократимая дробь p/q (p – целое, q – натуральное) была корнем уравнения с целыми коэффициентами, необходимо, чтобы число p было целым делителем свободного члена а 0 , а q – натуральным делителем старшего коэффициента.
Следовательно, p/q = ±1, ±2, ±1/2, ±1/3, ±2/3, ±1/6.
Найдя один корень, например – 2, другие корни найдем, используя деление уголком, метод неопределенных коэффициентов или схему Горнера.
В ходе исследовательской работы я познакомилась с основными методами решения уравнений высших степеней. Так же рассмотрела их решение. По-моему мнению, интерес учащихся в первую очередь вызывает возможность подбора уравнений при помощи достаточно простого алгоритма
- Ерёмин М.А. Уравнения высших степеней-Арзамас,2003
- Курош А.Г. Алгебраические уравнения произвольных степеней
- Шафаревич И.Р. Популярные лекции по математике. О решении уравнений высших степеней
Видео:8 класс, 35 урок, Уравнения высших степенейСкачать

Лекция по теме «Уравнения высших степеней. Методы их решения». 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
- Закрепить понятие целого рационального уравнения -й степени.
- Сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3).
- Обучить основным методам решения уравнений высших степеней.
- Научить по виду уравнения определять наиболее эффективный способ его решения.
Формы, методы и педагогические приемы, которые используются учителем на уроке:
- Лекционно-семинарская система обучения (лекции – объяснение нового материала, семинары – решение задач).
- Информационно-коммуникационные технологии (фронтальный опрос, устная работа с классом).
- Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.
- Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие математического аппарата и мыслительных способностей каждого конкретного ученика.
- Печатный материал – индивидуальный краткий конспект урока (основные понятия, формулы, утверждения, материал лекций сжато в виде схем или таблиц).
- Организационный момент.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. - Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: актуализировать знания учащихся по изученным ранее смежным темам - Изучение новой темы (лекция). Цель этапа: сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3)
- Подведение итогов.
Цель этапа: еще раз выделить ключевые моменты в материале, изученном на уроке. - Домашнее задание.
Цель этапа: сформулировать домашнее задание для учащихся.
1. Организационный момент.
Формулировка темы урока: “Уравнения высших степеней. Методы их решения”.
2. Актуализация знаний учащихся.
Теоретический опрос – беседа. Повторение некоторых ранее изученных сведений из теории. Учащиеся формулируют основные определения и дают формулировки необходимых теорем. Приводят примеры, демонстрируя уровень полученных ранее знаний.
- Понятие уравнения с одной переменной.
- Понятие корня уравнения, решения уравнения.
- Понятие линейного уравнения с одной переменной, понятие квадратного уравнения с одной переменной.
- Понятие равносильности уравнений, уравнения-следствия (понятие посторонних корней), переход не по следствию (случай потери корней).
- Понятие целого рационального выражения с одной переменной.
- Понятие целого рационального уравнения n-й степени. Стандартный вид целого рационального уравнения. Приведенное целое рациональное уравнение.
- Переход к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- Понятие многочлена n-й степени от x. Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. Теоремы о корнях (Z-корни и Q-корни) целого рационального уравнения с целыми коэффициентами (соответственно приведенного и неприведенного).
- Схема Горнера.
3. Изучение новой темы.
Будем рассматривать целое рациональное уравнение n-й степени стандартного вида с одной неизвестной переменной x : Pn(x) = 0 , где Pn(x) = anx n + an-1x n-1 + a1x + a0 – многочлен n-й степени от x, an ≠ 0 . Если an = 1 то такое уравнение называют приведенным целым рациональным уравнением n-й степени. Рассмотрим такие уравнения при различных значениях n и перечислим основные методы их решения.
n = 1 – линейное уравнение.
n = 2 – квадратное уравнение. Формула дискриминанта. Формула для вычисления корней. Теорема Виета. Выделение полного квадрата.
n = 3 – кубическое уравнение.
Пример: x 3 – 4x 2 – x + 4 = 0 

Возвратное кубическое уравнение вида ax 3 + bx 2 + bx + a = 0. Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 5x 2 – 5x + 1 = 0 



Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный, и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Z-корнях приведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 9x 2 + 23x – 15 = 0. Уравнение приведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3; +5; +15>. Применим схему Горнера:
| x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
| 1 | -9 | 23 | -15 | ||
| 1 | 1 | 1 х 1 – 9 = -8 | 1 х (-8) + 23 = 15 | 1 х 15 – 15 = 0 | 1 – корень |
| x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем 

Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Q-корнях неприведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: 9x 3 + 27x 2 – x – 3 = 0. Уравнение неприведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3>. Выпишем делители коэффициента при старшей степени неизвестного. <+1; +3; +9> Следовательно, корни будем искать среди значений <+1; +

| x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
| 9 | 27 | -1 | -3 | ||
| 1 | 9 | 1 x 9 + 27 = 36 | 1 x 36 – 1 = 35 | 1 x 35 – 3 = 32 ≠ 0 | 1 – не корень |
| -1 | 9 | -1 x 9 + 27 = 18 | -1 x 18 – 1 = -19 | -1 x (-19) – 3 = 16 ≠ 0 | -1 – не корень |
![]() | 9 | x 9 + 27 = 30 | x 30 – 1 = 9 | x 9 – 3 = 0 | корень |
| x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем 




Для удобства подсчета при подборе Q-корней бывает удобно сделать замену переменной, перейти к приведенному уравнению и подбирать Z-корни.
- Если можно воспользоваться заменой вида y = kx.
Формула Кардано. Существует универсальный метод решения кубических уравнений – это формула Кардано. Эту формулу связывают с именами итальянских математиков Джероламо Кардано (1501–1576), Николо Тарталья (1500–1557), Сципиона дель Ферро (1465–1526). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n = 4 – уравнение четвертой степени.
Пример: x 4 + 2x 3 + 5x 2 + 4x – 12 = 0 



Метод замены переменной.
- Возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + bx + a = 0.
Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами, путем замены вида
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 – bx + a = 0.
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + kbx + k 2 a = 0.
- Замена общего вида. Некоторые стандартные замены.
Пример 3. Замена общего вида (вытекает из вида конкретного уравнения).
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Формула общего вида. Существует универсальный метод решения уравнений четвертой степени. Эту формулу связывают с именем Людовико Феррари (1522–1565). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n > 5 – уравнения пятой и более высоких степеней.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Симметрические уравнения. Любое возвратное уравнение нечетной степени имеет корень x = -1 и после разложения его на множители получаем, что один сомножитель имеет вид (x + 1), а второй сомножитель – возвратное уравнение четной степени (его степень на единицу меньше, чем степень исходного уравнения). Любое возвратное уравнение четной степени вместе с корнем вида x = φ содержит и корень вида 
Метод замены переменной. Использование однородности.
Не существует формулы общего вида для решения целых уравнений пятой степени (это показали итальянский математик Паоло Руффини (1765–1822) и норвежский математик Нильс Хенрик Абель (1802–1829)) и более высоких степеней (это показал французский математик Эварист Галуа (1811–1832)).
- Напомним еще раз, что на практике возможно использование комбинации перечисленных выше методов. Удобно переходить к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- За рамками нашего сегодняшнего обсуждения остались широко используемые на практике графические методы решения уравнений и методы приближенного решения уравнений высших степеней.
- Бывают ситуации, когда у уравнения нет R-корней. Тогда решение сводится к тому, чтобы показать, что уравнение корней не имеет. Для доказательства анализируем поведение рассматриваемых функций на промежутках монотонности. Пример: уравнение x 8 – x 3 + 1 = 0 не имеет корней.
- Использование свойства монотонности функций. Бывают ситуации, когда использование различных свойств функций позволяет упростить поставленную задачу.
Пример 1: уравнение x 5 + 3x – 4 = 0 имеет один корень x = 1. По свойству монотонности анализируемых функций других корней нет.
Пример 2: уравнение x 4 + (x – 1) 4 = 97 имеет корни x1 = -2 и x2 = 3. Проанализировав поведение соответствующих функций на промежутках монотонности, заключаем, что других корней нет.
4. Подведение итогов.
Резюме: Теперь мы овладели основными методами решения различных уравнений высших степеней (для n > 3). Наша задача научиться эффективно использовать перечисленные выше алгоритмы. В зависимости от вида уравнения мы должны будем научиться определять, какой способ решения в данном случае является наиболее эффективным, а также правильно применять выбранный метод.
5. Домашнее задание.
[1]: п.7, стр. 164–174, №№ 33–36, 39–44, 46,47.
[4]: №№ 9.1–9.4, 9.6–9.8, 9.12, 9.14–9.16, 9.24–9.27.
Возможные темы докладов или рефератов по данной тематике:
- Формула Кардано
- Графический метод решения уравнений. Примеры решения.
- Методы приближенного решения уравнений.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме:
Опыт показывает, что интерес учащихся в первую очередь вызывает возможность подбора Z-корней и Q-корней уравнений при помощи достаточно простого алгоритма с использованием схемы Горнера. Также учащиеся интересуются различными стандартными типами замены переменных, которые позволяют существенно упрощать вид задачи. Особый интерес обычно вызывают графические методы решения. В этом случае дополнительно можно разобрать задачи на графический метод решения уравнений; обсудить общий вид графика для многочлена 3, 4, 5 степени; проанализировать, как связано число корней уравнений 3, 4, 5 степени с видом соответствующего графика. Ниже приведен список книг, в которых можно найти дополнительную информацию по данной тематике.
- Виленкин Н.Я. и др. “Алгебра. Учебник для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2007 – 367 с.
- Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. “За страницами учебника математики. Арифметика. Алгебра. 10-11 класс” – М., Просвещение, 2008 – 192 с.
- Выгодский М.Я. “Справочник по математике” – М., АСТ, 2010 – 1055 с.
- Галицкий М.Л. “Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2008 – 301 с.
- Звавич Л.И. и др. “Алгебра и начала анализа. 8–11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики” – М., Дрофа, 1999 – 352 с.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. “Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе” – М., Просвещение, 2007 – 112 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.1 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.2 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.П. “Тесты и контрольные работы по математике. Учебное пособие”. – М., Физматкнига, 2008 – 304 с.
- Лейбсон К.Л. “Сборник практических заданий по математике. Часть 2–9 класс” – М., МЦНМО, 2009 – 184 с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. “Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.” – М., Просвещение, 2006 – 224 с.
- Мордкович А.Г. “Алгебра. Углубленное изучение. 8 класс. Учебник” – М., Мнемозина, 2006 – 296 с.
- Савин А.П. “Энциклопедический словарь юного математика” – М., Педагогика, 1985 – 352 с.
- Сурвилло Г.С., Симонов А.С. “Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2006 – 95 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 1–4” – М., Первое сентября, 2006 – 88 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 5–8” – М., Первое сентября, 2009 – 84 с.
💥 Видео
Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Уравнения высших степеней 1 часть (старший коэффициент равен 1)Скачать

Как решать уравнения высших степеней, очень лёгкий способ!!!Скачать

Теорема БезуСкачать

Уравнение четвертой степениСкачать

Теорема Виета для уравнений высших степеней. Рациональные уравнения Часть 4 из 4Скачать

Схема Горнера. 10 класс.Скачать

§101 Метод введения новой переменнойСкачать

Уравнения высших степеней. Решение уравнений с помощью деления в столбикСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Математика это не ИсламСкачать

Решение уравнений методом введения новой переменнойСкачать

Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать

Метод неопределенных коэффициентовСкачать

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | ИнфоурокСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать


















