Решение уравнений в целых числах метод остатков

Основные методы решения уравнений в целых числах

Введение

Существует множество математических задач, ответами к которым служат одно или несколько целых чисел. В качестве примера можно привести четыре классические задачи, решаемые в целых числах – задача о взвешивании, задача о разбиении числа, задача о размене и задача о четырёх квадратах. Стоит отметить, что, несмотря на достаточно простую формулировку этих задач, решаются они весьма сложно, с применением аппарата математического анализа и комбинаторики. Идеи решения первых двух задач принадлежат швейцарскому математику Леонарду Эйлеру (1707–1783). Однако наиболее часто можно встретить задачи, в которых предлагается решить уравнение в целых (или в натуральных) числах. Некоторые из таких уравнений довольно легко решаются методом подбора, но при этом возникает серьёзная проблема – необходимо доказать, что все решения данного уравнения исчерпываются подобранными (то есть решений, отличных от подобранных, не существует). Для этого могут потребоваться самые разнообразные приёмы, как стандартные, так и искусственные. Анализ дополнительной математической литературы показывает, что подобные задания достаточно часто встречаются в олимпиадах по математике разных лет и различных уровней, а также в задании 19 ЕГЭ по математике (профильный уровень). В то же время в школьном курсе математики данная тема практически не рассматривается, поэтому школьники, участвуя в математических олимпиадах или сдавая профильный ЕГЭ по математике, обычно сталкиваются со значительными трудностями при выполнении подобного рода заданий. В связи с этим целесообразно выделить систему основных методов решения уравнений в целых числах, тем более что в изученной математической литературе этот вопрос явно не оговаривается. Описанная проблема определила цель данной работы: выделить основные методы решения уравнений в целых числах. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) Проанализировать олимпиадные материалы, а также материалы профильного ЕГЭ по математике;

2) Обозначить методы решения уравнений в целых числах и выделить преобладающие;

3) Полученные результаты проиллюстрировать примерами;

4) Составить несколько тренировочных заданий по данной теме;

5) Применяя разработанные задания, определить степень готовности учащихся девятых классов МБОУ СОШ №59 к решению подобного рода задач и сделать практические выводы.

Основная часть

Анализ разнообразной математической литературы показывает, что среди методов решения уравнений в целых числах в качестве основных можно выделить следующие:

  1. Представление уравнения в виде произведения нескольких множителей, равного некоторому целому числу;
  2. Представление уравнения в виде суммы квадратов нескольких слагаемых, равной некоторому целому числу;
  3. Использование свойств делимости, факториалов и точных квадратов;
  4. Использование Малой и Великой теорем Ферма;
  5. Метод бесконечного спуска;
  6. Выражение одной неизвестной через другую;
  7. Решение уравнения как квадратного относительно одной из неизвестных;
  8. Рассмотрение остатков от деления обеих частей уравнения на некоторое число.

Сразу же нужно оговорить, что мы понимаем под основными методами решения уравнений. Основными будем называть наиболее часто применяющиеся методы, что, конечно, не исключает возможности периодического применения новых «неожиданных» приёмов. Кроме того, причём в подавляющем большинстве случаев, применяют их различные сочетания, то есть проводят комбинирование нескольких методов.
В качестве примера сочетания методов рассмотрим уравнение, предлагавшееся на ЕГЭ по математике в 2013 году (задание С6).

Задача. Решить в натуральных числах уравнение n! + 5n + 13 = k 2 .

Решение. Заметим, что оканчивается нулём при n > 4. Далее, при любых n ∈ N оканчивается либо цифрой 0, либо цифрой 5. Следовательно, при n > 4 левая часть уравнения оканчивается либо цифрой 3, либо цифрой 8. Но она же равна точному квадрату, который не может оканчиваться этими цифрами. Поэтому нужно перебрать только четыре варианта: n = 1, n = 2, n = 3, n = 4.

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Значит, уравнение имеет единственное натуральное решение n = 2, k = 5.

В этой задаче использовались свойства точных квадратов, свойства факториалов, и остатки от деления обеих частей уравнения на 10.

Теперь приведём комплекс авторских задач.

Задача 1. Решить в целых числах уравнение n 2 — 4y! = 3.

Решение. Сначала перепишем исходное уравнение в виде n 2 = 4y! + 3. Если посмотреть на это соотношение с точки зрения теоремы о делении с остатком, то можно заметить, что точный квадрат, стоящий в левой части уравнения, даёт при делении на 4 остаток 3, что невозможно. Действительно, любое целое число представимо в одном из следующих четырёх видов:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Таким образом, точный квадрат при делении на 4 даёт в остатке либо 0, либо 1. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений.

Ключевая идея – применение свойств точных квадратов.

Задача 2. Решить в целых числах уравнение 8z 2 = (t!) 2 + 2.

Решение. Непосредственная проверка показывает, что t = 0 и t = 1 не являются решениями уравнения. Если t > 1, то t! является чётным числом, то есть, оно представимо в виде t! = 2s. В таком случае уравнение можно преобразовать к виду 4z 2 = 2s 2 + 1. Однако, полученное уравнение заведомо не имеет решений, ибо в левой части стоит чётное число, а в правой – нечётное.

Ключевая идея – применение свойств факториалов.

Задача 3. Решить в целых числах уравнение x 2 + y 2 – 2x + 6y + 5 = 0.

Решение. Исходное уравнение можно переписать следующим образом: (x – 1) 2 + (y + 3) 2 = 5.

Из условия следует, что (x – 1), (y + 3) – целые числа. Следовательно, данное уравнение эквивалентно следующей совокупности:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Теперь можно выписать всевозможные целые решения уравнения.

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Задача 4. Решить в целых числах уравнение zt + t – 2z = 7.

Решение. Исходное уравнение можно преобразовать к виду (z + 1) (t – 2) = 5. Числа (z + 1), (t – 2) являются целыми, поэтому имеют место следующие варианты:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Итак, уравнение имеет ровно четыре целых решения.

Ключевая идея – представление уравнения в виде произведения, равного целому числу.

Задача 5. Решить в целых числах уравнение n(n + 1) = (2k + 1)‼

Решение. Число (2k + 1)‼ нечётно при всех неотрицательных значениях k согласно определению (при отрицательных k оно вообще не определено). С другой стороны, оно равно числу n(n + 1), которое чётно при всех целых значениях k. Противоречие.

Ключевая идея – использование чётности/нечётности частей уравнения.

Задача 6. Решить в целых числах уравнение xy + x + 2y = 1.

Решение. Путём преобразований уравнение можно свести к следующему:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Данное преобразование не изменило ОДЗ неизвестных, входящих в уравнение, так как подстановка y = –1 в первоначальное уравнение приводит к абсурдному равенству –2 = 1. Согласно условию, x – целое число. Иначе говоря, Решение уравнений в целых числах метод остатковтоже целое число. Но тогда число Решение уравнений в целых числах метод остатковобязано быть целым. Дробь является целым числом тогда и только тогда, когда числитель делится на знаменатель. Делители числа 3: 1,3 –1, –3. Следовательно, для неизвестной возможны четыре случая: y = 0, y = 2, y = –2, y = –4. Теперь можно вычислить соответствующие значения неизвестной x. Итак, уравнение имеет ровно четыре целых решения: (–5;0), (–5;2), (1;–2), (1;–4).

Ключевая идея – выражение одной неизвестной через другую.

Задача 7. Решить в целых числах уравнение 5 m = n 2 + 2.

Решение. Если m = 0, то уравнение примет вид n 2 = –1. Оно не имеет целых решений. Если m 0. Тогда правая часть уравнения (как и левая) будет кратна 5. Но в таком случае n 2 при делении на 5 должно давать остаток 3, что невозможно (это доказывается методом перебора остатков, который был изложен при решении задачи 1). Следовательно, данное уравнение не имеет решений в целых числах.

Ключевая идея – нахождение остатков от деления обеих частей уравнения на некоторое натуральное число.

Задача 8. Решить в целых числах уравнение (x!) 4 + (y – 1) 4 = (z + 1) 4 .

Решение. Заметим, что в силу чётности показателей степеней уравнение эквивалентно следующему: (x!) 4 + |y – 1| 4 = |z + 1| 4 . Тогда x!, |y – 1|, |z + 1| – натуральные числа. Однако, согласно Великой теореме Ферма, эти натуральные числа не могут удовлетворять исходному уравнению. Таким образом, уравнение неразрешимо в целых числах.

Ключевая идея – использование Великой теоремы Ферма.

Задача 9. Решить в целых числах уравнение x 2 + 4y 2 = 16xy.

Решение. Из условия задачи следует, что x – чётное число. Тогда x 2 = 4x1 2 . Уравнение преобразуется к виду x1 2 + y 2 = 8x1y. Отсюда вытекает, что числа x1, y имеют одинаковую чётность. Рассмотрим два случая.

1 случай. Пусть x1, y – нечётные числа. Тогда x1 = 2t + 1, y = 2s + 1. Подставляя эти выражения в уравнение, получим:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Выполним соответствующие преобразования:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Сокращая обе части полученного уравнения на 2, получим?

Решение уравнений в целых числах метод остатков

В левой части стоит нечётное число, а в правой – чётное. Противоречие. Значит, 1 случай невозможен.

2 случай. Пусть x1, y – чётные числа. Тогда x1 = 2x2 + 1, y = 2y1. Подставляя эти значения в уравнение, получим:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Таким образом, получилось уравнение, точно такое же, как на предыдущем шаге. Исследуется оно аналогично, поэтому на следующем шаге получим уравнение Решение уравнений в целых числах метод остаткови т.д. Фактически, проводя эти преобразования, опирающиеся на чётность неизвестных, мы получаем следующие разложения: Решение уравнений в целых числах метод остатков. Но величины n и k не ограничены, так как на любом шаге (со сколь угодно большим номером) будем получать уравнение, эквивалентное предыдущему. То есть, данный процесс не может прекратиться. Другими словами, числа x, y бесконечно много раз делятся на 2. Но это имеет место, только при условии, что x = y = 0. Итак, уравнение имеет ровно одно целое решение (0; 0).

Ключевая идея – использование метода бесконечного спуска.

Задача 10. Решить в целых числах уравнение 5x 2 – 3xy + y 2 = 4.

Решение. Перепишем данное уравнение в виде 5x 2 – (3x)y + (y 2 – 4) = 0. Его можно рассмотреть как квадратное относительно неизвестной x. Вычислим дискриминант этого уравнения:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Для того чтобы уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы Решение уравнений в целых числах метод остатков, то есть Решение уравнений в целых числах метод остатковОтсюда имеем следующие возможности для y: y = 0, y = 1, y = –1, y = 2, y = –2.

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Итак, уравнение имеет ровно 2 целых решения: (0;2), (0;–2).

Ключевая идея – рассмотрение уравнения как квадратного относительно одной из неизвестных.

Составленные автором задачи были использованы при проведении эксперимента, который состоял в следующем. Всем учащимся девятых классов были предложены разработанные задания с целью выявления уровня подготовки детей по данной теме. Каждому из учеников необходимо было предложить метод нахождения целочисленных решений уравнений. В эксперименте приняли участие 64 ученика. Полученные результаты представлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1

Количество учащихся, справившихся с заданием (в процентах)

Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать

Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числах

Метод анализа остатков

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Метод анализа остатков

В основе метода анализа остатков, который используется при решении ряда задач с целочисленными неизвестными, лежит формула деления с остатком. Суть метода состоит в рассмотрении случаев различных остатков от деления на заданное число, что позволяет в конечном итоге решить поставленную задачу.

В первых трёх примерах, приведённых ниже, в явном виде ищутся остатки от деления одних целых чисел на другие.

Пример №19.

Найти частное и остаток от деления числа (— 23) на 7.

Решение:

Согласно формуле деления с остатком, получаем:

— 23 = — 4 • 7 + 5 , т.е. частное равно — 4, а остаток равен 5.

Пример №20.

Найти сумму остатков, получающихся при делении числа 7263544587435873 на 2, 4, 5, 9, 10, 25.

Решение:

Используя признаки делимости нацело на числа 2,4,5,9,10 и 25, находим остатки:

  • остаток от деления на 2 равен 1;
  • остаток от деления на4 равен 1;
  • остаток от деления на 5 равен 3;
  • остаток от деления на 9 равен 0;
  • остаток от деления на 10 равен 3;
  • остаток от деления на 25 равен 23.

Суммируя остатки 1 + 1+3+0+3+23, получаем в ответе 31.

Пример №21.

Пусть остаток от деления натурального числа m на 7 равен 3. Найти остаток от деления на 7 числа Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение:

Из условия следует, что число m имеет вид: Решение уравнений в целых числах метод остатков. Тогда

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Таким образом, остаток от деления числа Решение уравнений в целых числах метод остатковна 7 равен 1.

Пример №22.

Доказать, что при любых целых X число Решение уравнений в целых числах метод остатковделится нацело на 6.

Решение:

Разобьём множество всех целых X на 6 групп в зависимости от остатка при делении на 6, т.е. рассмотрим 6 случаев:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

1) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков, тогда Решение уравнений в целых числах метод остатков

2) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков, тогда Решение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатков

3) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков, тогда Решение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатков

4) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков, тогда Решение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатков

Решение уравнений в целых числах метод остатков

5) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатковтогда Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение уравнений в целых числах метод остатков

6) Пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков, тогда Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Таким образом, мы рассмотрели все целые числа X и доказали, что всегда (в каждом из шести случаев) выражение Решение уравнений в целых числах метод остатковкратно 6.

Замечание. Эту задачу можно было решить иначе. Преобразуем данное в условии задачи выражение:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Каждое из двух слагаемых делится нацело на 6 (первое как произведение трёх последовательных целых чисел), поэтому их сумма кратна 6.

Пример №23.

Учительница принесла в класс счётные палочки. Дети раскладывали их в пакетики. Когда разложили по 2 палочки в каждый пакетик, то осталась 1 лишняя палочка. Затем разложили по 13 штук в пакетик, и тогда осталось 7 лишних палочек. Когда же палочки разложили по 9 штук в пакетик, то лишних не осталось. Сколько, самое меньшее, было счётных палочек?

Решение:

Пусть всего было n счётных палочек. Тогда условия задачи приводят к системе

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Таким образом, требуется найти наименьшее натуральное нечётное число п , делящееся на 9 и дающее при делении на 13 остаток 7. Заметим, что в силу нечётности Решение уравнений в целых числах метод остатковчисло k должно быть чётным, т.е. Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатковпричём меньшему n соответствует меньшее р , но тогда имеем Решение уравнений в целых числах метод остатковПоскольку числа п и Решение уравнений в целых числах метод остатковделятся нацело на 9, то, следовательно, число Решение уравнений в целых числах метод остатковтакже должно быть кратно 9 (и при этом быть минимальным). Наименьшее целое неотрицательное р , для которого выполняются эти условия, равно 7, откуда находим

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Ответ: самое меньшее — 189 счётных палочек.

Пример №24.

После деления некоторого двузначного числа на сумму его цифр получается 7 и в остатке 6. После деления этого же двузначного числа на произведение его цифр в частном получается 3 и в остатке 11. Найти это двузначное число.

Решение:

Обозначим Решение уравнений в целых числах метод остатков— искомое число Решение уравнений в целых числах метод остатковТогда, по условию, имеем систему уравнений

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решая систему методом подстановки, находим единственное решение, удовлетворяющее всем условиям задачи: x= 8, y = 3 . Ответ: 83.

Пример №25.

Целые числа m, n,k не делятся нацело на 3. Доказать, что число Решение уравнений в целых числах метод остатковделится на 3.

Доказательство. Если Решение уравнений в целых числах метод остатковто возможны два случая: Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатков. В первом случае Решение уравнений в целых числах метод остатков— делится на 3 с остатком 1, а значит, Решение уравнений в целых числах метод остатков, также делится на 3 с остатком 1. Аналогично во втором случае: Решение уравнений в целых числах метод остатковделится на 3 с остатком Решение уравнений в целых числах метод остатковделится на 3 с остатком 1. Таким образом, если целое число не делится нацело на 3, то его квадрат (любая чётная степень) при делении на 3 дают остаток 1. Но тогда сумма трёх таких чётных степеней кратна 3.

Пример №26.

Доказать, что если Решение уравнений в целых числах метод остатков— простые числа, то Решение уравнений в целых числах метод остатков— тоже простое число.

Доказательство. Если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то остаток от деления Решение уравнений в целых числах метод остатковна 3 равен 1. Но тогда Решение уравнений в целых числах метод остатковделилось бы на 3, что противоречит условию. Следовательно, Решение уравнений в целых числах метод остатковРешение уравнений в целых числах метод остатков, тогда действительно Решение уравнений в целых числах метод остатков— простое число, и при этом Решение уравнений в целых числах метод остатковтоже является простым.

Пример №27.

Решить уравнение в целых числах

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение:

Перепишем уравнение в виде: Решение уравнений в целых числах метод остатков. Заметим, что правая часть уравнения при любом целом Y делится нацело на 7. Выясним, какие остатки при делении на 7 даёт левая часть данного уравнения. Для этого разобьём множество всех целых X на 7 групп в зависимости от остатка при делении на 7: Решение уравнений в целых числах метод остатковгде Решение уравнений в целых числах метод остатков, и рассмотрим каждый из этих случаев в отдельности.

1) Если Решение уравнений в целых числах метод остатков

2) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

3) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

4) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

5) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

6) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

7) если Решение уравнений в целых числах метод остатков

Итак, правая часть уравнения делится на 7 нацело (т.е. с остатком 0), а левая часть при этом — с остатками 2, 3, 4, 6. Однако равные числа при делении на одно и то же целое число 7 должны давать одинаковые остатки. Полученное противоречие говорит о том, что данное уравнение не имеет решений в целых числах.

Пример №28.

Найти все пары целых чисел (x;y), удовлетворяющие уравнению

Решение уравнений в целых числах метод остатков

и доказать, что для каждой такой пары сумма Решение уравнений в целых числах метод остатковявляется нечётным числом.

Решение:

Заметим, что левая часть уравнения кратна 3, следовательно, и правая часть должна делиться на 3 нацело. Разобьём множество всех целых y на три группы в зависимости от остатка при делении на 3:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

1) Если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то уравнение примет вид Решение уравнений в целых числах метод остатков. Это равенство невозможно, так как его левая часть кратна 3, а правая — нет.

2) Если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то получим аналогичную ситуацию.

3) Наконец, если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то, подставляя в уравнение, получим

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Следовательно, общий вид решений:Решение уравнений в целых числах метод остатковОсталось показать, что Решение уравнений в целых числах метод остатков— нечётно. В самом деле, если Решение уравнений в целых числах метод остатковчётно, то Решение уравнений в целых числах метод остатков— чётно и, значит, Решение уравнений в целых числах метод остатков— нечётно. Если, наоборот, Решение уравнений в целых числах метод остатков— нечётно, то Решение уравнений в целых числах метод остатковтакже нечётно, а значит, Решение уравнений в целых числах метод остатков— чётно. Таким образом, числа Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатков, а значит и их кубы, имеют всегда разную чётность, поэтому их сумма есть нечётное число.

Ответ: Решение уравнений в целых числах метод остатков

Пример №29.

Решить в целых числах уравнение

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение:

Так как произвольное целое число Решение уравнений в целых числах метод остатковпредставимо в виде Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатковили Решение уравнений в целых числах метод остатковгде Решение уравнений в целых числах метод остатков, а

Решение уравнений в целых числах метод остатков

то любое число в кубе или делится нацело на 9, или даёт при делении на 9 в остатке 1 или 8. Аналогично, так как Решение уравнений в целых числах метод остатковдаёт при делении на 9 остаток 0 или 3. Итак, правая часть уравнения может делиться на 9 с остатками 2 или 5, а левая — 0, 1 или 8. Следовательно, уравнение не имеет решений в целых числах.

Эта лекция взята со страницы, где размещён подробный курс лекций по предмету математика:

Эти страницы возможно вам будут полезны:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков Решение уравнений в целых числах метод остатков

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№9 - Решение уравнений в целых числах.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№9 - Решение уравнений в целых числах.)

Решение уравнений в целых числах

Решение уравнений в целых числах метод остатков

Видео:✓ Сравнение по модулю. Арифметика остатков | Ботай со мной #034 | Борис ТрушинСкачать

✓ Сравнение по модулю. Арифметика остатков | Ботай со мной #034 | Борис Трушин

Математика, 9 класс

Видео:Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

, ДВГГУ

Видео:Решение уравнений в целых числахСкачать

Решение уравнений в целых числах

Решение уравнений в целых числах

Решение уравнений в целых числах является одной из древнейших математических задач.

Алгебраическое уравнение с целыми коэффициентами, имеющее более одного неизвестного, когда стоит задача найти его целые или рациональные решения называется неопределенным или диофантовым, по имени древнегреческого математика Диофанта, который занимался проблемой решения таких уравнений. По некоторым данным Диофант жил до 364 года н. э. Достоверно известно лишь своеобразное жизнеописание Диофанта, которое по преданию было высечено на его надгробии и представляло задачу-головоломку: «Бог ниспослал ему быть мальчиком шестую часть жизни; добавив к сему двенадцатую часть, Он покрыл его щеки пушком; после седьмой части Он зажег ему свет супружества и через пять лет после вступления в брак даровал ему сына. Увы! Несчастный поздний ребенок, достигнув меры половины полной жизни отца, он был унесен безжалостным роком. Через четыре года, утешая постигшее его горе наукой о числах, он [Диофант] завершил свою жизнь».

Цель настоящей статьи рассмотреть методы решения некоторых диофантовых уравнений. Многие из этих методов предполагают применение некоторых понятий и алгоритмов теории делимости, в связи с этим, напомним их.

Определение 1. Наибольшим общим делителем (НОД) целых чисел a1, a2,…, an называется такой их положительный общий делитель, который делится на любой другой общий делитель этих чисел.

Теорема 2. Если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то существуют такие целые числа х и у, что имеет место равенство Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Замечание. Это равенство называется линейной комбинацией или линейным представлением НОД через эти числа.

Определение 3. Числа а и b называются взаимно простыми, если НОД этих чисел равен 1.

Теорема 4. (теорема о делении с остатком) Для любого целого а и целого Решение уравнений в целых числах метод остатковсуществуют и единственные целые q и r, такие что Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Замечание. Если Решение уравнений в целых числах метод остатковто q называется неполным частным, а r – остатком от деления a на b. В частности, если Решение уравнений в целых числах метод остатков, то Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатковделится на Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Из теоремы 4 следует, что при фиксированном целом m > 0 любое целое число а можно представить в одном из следующих видов:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

При этом если Решение уравнений в целых числах метод остатковто будем иметь Решение уравнений в целых числах метод остатков, если Решение уравнений в целых числах метод остаткови

Решение уравнений в целых числах метод остатков, если Решение уравнений в целых числах метод остатков.

На следующей теореме основан способ нахождения наибольшего общего делителя целых чисел.

Теорема 5. Пусть a и b – два целых числа, Решение уравнений в целых числах метод остатков0 и Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатковтогда Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Этот способ называется алгоритмом Евклида. Задача нахождения НОД чисел a и b сводится к более простой задаче нахождения НОД b и r, Решение уравнений в целых числах метод остатков. Если r = 0, то Решение уравнений в целых числах метод остатков. Если же Решение уравнений в целых числах метод остатков, то рассуждения повторяем, отправляясь от b и r. В результате получаем цепочку равенств:

Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков,

Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков,

Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков, ……………………(**)

Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков,

Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Мы получим убывающую последовательность натуральных чисел

Решение уравнений в целых числах метод остатков

которая не может быть бесконечной. Поэтому существует остаток, равный нулю: пусть Решение уравнений в целых числах метод остатков. На основании теоремы 10 из (**) следует, что Решение уравнений в целых числах метод остатков.

1. Решение неопределенных уравнений первой степени от двух переменных в целых числах

Рассмотрим два метода решения диофантовых уравнений первой степени от двух переменных.

Алгоритм этого метода рассмотрим на примере решения конкретного уравнения. Шаги алгоритма, которые необходимо применять при решении любого такого уравнения выделим курсивом.

Пример 1. Решить уравнение в целых числах 5x + 8y = 39.

1. Выберем неизвестное, имеющее наименьший коэффициент (в нашем случае это х), и выразим его через другое неизвестное: Решение уравнений в целых числах метод остатков.

2. Выделим целую часть: Решение уравнений в целых числах метод остатков. Очевидно, что х будет целым, если выражение Решение уравнений в целых числах метод остатковокажется целым, что, в свою очередь, будет иметь место тогда, когда число 4 – 3y без остатка делится на 5.

3. Введем дополнительную целочисленную переменную z следующим образом: 4 –3y = 5z. В результате получим уравнение такого же типа, как и первоначальное, но уже с меньшими коэффициентами.

4. Решаем его уже относительно переменной y, рассуждая точно также как в п.1, 2: Решение уравнений в целых числах метод остатков. Выделяя целую часть, получим:

Решение уравнений в целых числах метод остатков

5. Рассуждая аналогично предыдущему, вводим новую переменную u: 3u = 1 – 2z.

6. Выразим неизвестную с наименьшим коэффициентом, в этом случае переменную z: Решение уравнений в целых числах метод остатков= Решение уравнений в целых числах метод остатков. Требуя, чтобы Решение уравнений в целых числах метод остатковбыло целым, получим: 1 – u = 2v, откуда u = 1 – 2v. Дробей больше нет, спуск закончен (процесс продолжаем до тез пор, пока в выражении для очередной переменной не останется дробей).

7. Теперь необходимо «подняться вверх». Выразим через переменную v сначала z, потом y и затем x:

z = Решение уравнений в целых числах метод остатков= Решение уравнений в целых числах метод остатков= 3v – 1; Решение уравнений в целых числах метод остатков= Решение уравнений в целых числах метод остатков3 – 5v.

Решение уравнений в целых числах метод остатков= Решение уравнений в целых числах метод остатков= 3+8v.

8. Формулы x = 3+8v и y = 3 – 5v, где v – произвольное целое число, представляют общее решение исходного уравнения в целых числах.

Замечание. Таким образом, метод спуска предполагает сначала последовательное выражение одной переменой чрез другую, пока в представлении переменной не останется дробей, а затем, последовательное «восхождение» по цепочке равенств для получения общего решения уравнения.

Это уравнение и любое другое линейное уравнение с двумя неизвестными может быть решено и другим методом, с использованием алгоритма Евклида, более того можно доказать, что уравнение, рассмотренное выше всегда имеет единственное решение. Приведем здесь формулировки теорем, на основании которых может быть составлен алгоритм решения неопределенных уравнений первой степени от двух переменных в целых числах.

Теорема 1.1. Если в уравнении Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков, то уравнение имеет, по крайней, мере одно решение.

Теорема 2.2. Если в уравнении Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остаткови с не делится на Решение уравнений в целых числах метод остатков, то уравнение целых решений не имеет.

Теорема 3.3. Если в уравнении Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатков, то оно равносильно уравнению Решение уравнений в целых числах метод остатков, в котором Решение уравнений в целых числах метод остатков.

Теорема 4.4. Если в уравнении Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков, то все целые решения этого уравнения заключены в формулах: Решение уравнений в целых числах метод остатков

где х0, у0 – целое решение уравнения Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков— любое целое число.

Как уже отмечалось выше, сформулированные теоремы позволяют составить следующий алгоритм решения в целых числах уравнения вида Решение уравнений в целых числах метод остатков.

1. Найти наибольший общий делитель чисел a и b,

если Решение уравнений в целых числах метод остаткови с не делится на Решение уравнений в целых числах метод остатков, то уравнение целых решений не имеет;

если Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатков, то

2. Разделить почленно уравнение Решение уравнений в целых числах метод остатковна Решение уравнений в целых числах метод остатков, получив при этом уравнение Решение уравнений в целых числах метод остатков, в котором Решение уравнений в целых числах метод остатков.

3. Найти целое решение (х0, у0) уравнения Решение уравнений в целых числах метод остатковпутем представления 1 как линейной комбинации чисел Решение уравнений в целых числах метод остаткови Решение уравнений в целых числах метод остатков;

4. Составить общую формулу целых решений данного уравнения

Решение уравнений в целых числах метод остатков

где х0, у0 – целое решение уравнения Решение уравнений в целых числах метод остатков, Решение уравнений в целых числах метод остатков— любое целое число.

Пример 2. Решить уравнение в целых числах 407х – 2816y = 33.

Воспользуемся составленным алгоритмом.

1. Используя алгоритм Евклида, найдем наибольший общий делитель чисел 407 и 2816:

2816 = 407·6 + 374;

33 = 11·3. Следовательно (407,2816) = 11, причем 33 делится на 11

2. Разделим обе части первоначального уравнения на 11, получим уравнение 37х – 256y = 3, причем (37, 256) = 1

3. С помощью алгоритма Евклида найдем линейное представление числа 1 через числа 37 и 256.

Выразим 1 из последнего равенства, затем, последовательно поднимаясь по цепочке равенств, будем выражать 3; 34 и полученные выражения подставим в выражение для 1.

1 = 34 – 3·11 = 34 – (37 – 34·1) ·11 = 34·12 – 37·11 = (256 – 37·6) ·12 – 37·11 =

– 83·37 – 256·(–12). Таким образом, 37·(– 83) – 256·(–12) = 1, следовательно пара чисел х0 = – 83 и у0 = – 12 есть решение уравнения 37х – 256y = 3.

4. Запишем общие формулы решений первоначального уравнения

Решение уравнений в целых числах метод остатков

где t — любое целое число.

Замечание. Можно доказать, что если пара (х1,y1) — целое решение уравнения Решение уравнений в целых числах метод остатков, где Решение уравнений в целых числах метод остатков, то все целые решения этого уравнения находятся по формулам: Решение уравнений в целых числах метод остатков.

2. Методы решения некоторых нелинейных диофантовых уравнений

Общие подходы к решению нелинейных диофантовых уравнений достаточно сложны и предполагают серьезную подготовку по теории чисел. Мы рассмотрим здесь некоторые уравнения и элементарные методы их решения.

Метод разложения на множители

Первоначальное уравнение путем группировки слагаемых и вынесения общих множителей приводится к виду, когда в левой части уравнения стоит произведение сомножителей, содержащих неизвестные, а справа стоит некоторое число. Рассматриваются все делители числа, стоящего в правой части уравнения. Проводится исследование, в котором каждый сомножитель, стоящий в правой части уравнения приравнивается к соответствующему делителю числа, стоящего в правой части уравнения.

Пример 3. Решить уравнение в целых числах y3 — x3 = 91.

Решение. 1) Используя формулы сокращенного умножения, разложим правую часть уравнения на множители:

2) Выпишем все делители числа 91: ± 1; ± 7; ± 13; ± 91

3) Проводим исследование. Заметим, что для любых целых x и y число

следовательно, оба сомножителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда уравнение (1) равносильно совокупности систем уравнений:

Решение уравнений в целых числах метод остатков; Решение уравнений в целых числах метод остатков; Решение уравнений в целых числах метод остатков; Решение уравнений в целых числах метод остатков

4) Решив системы, получим: первая система имеет решения (5; 6), (-6; -5); третья (-3; 4),(-4;3); вторая и четвертая решений в целых числах не имеют.

Ответ: уравнение (1) имеет четыре решения (5; 6); (-6; -5); (-3; 4); (-4;3).

Пример 4. Решить в целых числах уравнение x + y = xy.

Решение. 1) Перенесем все члены уравнения влево и к обеим частям полученного уравнения прибавим (–1): x + yxy – 1 = – 1

Сгруппируем первое – четвертое и второе – третье слагаемые и вынесем общие множители, в результате получим уравнение: (x — 1)(y — 1) = 1

2) Произведение двух целых чисел может равняться 1 в том и только в том случае, когда оба этих числа равны или 1, или (–1).

3) Записав соответствующие системы уравнений и решив их, получим решение исходного уравнения. Ответ: (0,0) и (2,2).

Пример 5. Доказать, что уравнение (x — y)3 + (y — z)3 + (z — x)3 = 30 не имеет решений в целых числах.

Решение. 1) Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:

2) Делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения (2) равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

Метод испытания остатков

Этот метод основан на исследовании возможных остатков левой и правой частей уравнения от деления на некоторое фиксированное натуральное число.

Рассмотрим примеры, которые раскрывают сущность данного метода.

Пример 6. Решить в целых числах уравнение x2 + 1 = 3y.

Решение. 1) Заметим, что правая часть уравнения делится на 3 при любом целом y.

2) Исследуем какие остатки может иметь при делении на три левая часть этого уравнения.

По теореме о делении с остатком целое число х либо делится на 3, либо при делении на три в остатке дает 1 или 2.

Если х = 3k, то правая часть уравнения на 3 не делится.

Если х = 3k+1, то x2 + 1= (3k+1)2+1=3m+2, следовательно, опять левая часть на 3 не делится.

Если х = 3k+2, то x2 + 1= (3k+2)2+1=3m+2, следовательно, и в этом случае левая часть уравнения на три не делится.

Таким образом, мы получили, что ни при каких целых х левая часть уравнения на 3 не делится, притом, что левая часть уравнения делится на три при любых значениях переменной y. Следовательно, уравнение в целых числах решений не имеет.

Пример 7. Решить в целых числах x³ — 3y³ — 9z³ = 0.

Решение. 1) Очевидно, что решением уравнения будет тройка чисел (0; 0; 0).

2) Выясним, имеет ли уравнение другие решения. Для этого преобразуем уравнение к виду

Так как правая часть полученного уравнения делится на 3, то и левая обязана делится на три, следовательно, так как 3 — число простое, х делится на 3, т. е. х = 3k, подставим это выражение в уравнение (3): 27k3 = 3y³ + 9z³, откуда

следовательно, y³ делится на 3 и y = 3m. Подставим полученное выражение в уравнение (4): 9k3 = 27m³ + 3z³, откуда

В свою очередь, из этого уравнения следует, что z3 делится на 3, и z = 3n. Подставив это выражение в (5), получим, что k3 должно делиться на 3.

Итак, оказалось, что числа, удовлетворяющие первоначальному уравнению, кратны трём, и сколько раз мы не делили бы их на 3, опять должны получаться числа, кратные трём. Единственное целое число, удовлетворяющее этому условию, будет нуль, т. е. решение данного уравнения (0; 0; 0) является единственным.

Контрольное задание №1

Представленные ниже задачи являются контрольным заданием №1 для учащихся 9 классов. Решения необходимо оформить в отдельной тетради и выслать по адресу 8, ХКЦТТ, ХКЗФМШ. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов (каждая правильно решенная задача оценивается в 3 балла).

М.9.1.1. Решив задачу, помещенную вначале статьи, определить сколько лет прожил Диофант.

М.9.1.2. Решить уравнения в целых числах

М.9.1.3. Найдите день моего рождения, если сумма чисел равных произведению даты рождения на 12 и номера месяца рождения на 31 равна 380.

М.9.1.4. Кусок проволоки длиной 102 см нужно разрезать на части длиной 15 см и 12 см, так чтобы была использована вся проволока. Как это сделать?

М.9.1.5. Решить уравнения в целых числах

М.9.1.6. Докажите, что уравнение x2 – y2 = 30 не имеет решений в целых числах.

М.9.1.7. Существуют ли целые числа m и n, удовлетворяющие уравнению m2 + 1994 = n2

1. Башмакова, И. Г. Диофант и диофантовы уравнения. – М.: Наука, 1972.

2. Фоминых, Ю. Ф. Диофантовы уравнения //Математика в шк. – 1996. — №6.

3. Школьная энциклопедия. Математика. / под редакцией – М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 1996.

4. Бабинская, И. Л. Задачи математических олимпиад. – М., 1975.

5. Васильев, Н. Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. – М., 1998.

6. Курляндчик, Л. Метод бесконечного спуска // Приложение к журналу «Квант». 1999. – №3.

7. Яковлев, Г. Н. Всесоюзные математические олимпиады школьников. М., 1992.

8. Серпинский, В. О решении уравнений в целых числах. – М, 1961.

9. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М.: Наука, 1975.

🎥 Видео

Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6Скачать

Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6

О решении уравнений в целых числахСкачать

О решении уравнений в целых числах

10 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числахСкачать

10 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числах

Как решать Диофантовы уравнения ➜ Решите уравнение в целых числах 4x+5y=6Скачать

Как решать Диофантовы уравнения ➜ Решите уравнение в целых числах 4x+5y=6

Вебинар: Решение линейных уравнений в целых числах. Метод цепных дробейСкачать

Вебинар: Решение линейных уравнений в целых числах. Метод цепных дробей

ПЕРЕЧНЕВЫЕ ОЛИМПИАДЫ. Диофантовы уравненияСкачать

ПЕРЕЧНЕВЫЕ ОЛИМПИАДЫ. Диофантовы уравнения

16. Решение линейных уравнений в целых числах. Часть 1. Алексей Савватеев. 100 уроков математикиСкачать

16. Решение линейных уравнений в целых числах. Часть 1. Алексей Савватеев. 100 уроков математики

Теория чисел. 6. Методы решения сравнений 1 й степениСкачать

Теория чисел.  6.  Методы решения сравнений 1 й степени

Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать

Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?

Решите уравнение в целых числах x^3-10x^2+yx-y=0 ★ Диофантовы уравнения ★ Как решать?Скачать

Решите уравнение в целых числах x^3-10x^2+yx-y=0 ★ Диофантовы уравнения ★ Как решать?

ЛШУ2023. Уравнения в целых числах. Дмитрий Геннадьевич МухинСкачать

ЛШУ2023. Уравнения в целых числах. Дмитрий Геннадьевич Мухин

Т.чисел 8. Система сравнений. Китайская теорема об остаткахСкачать

Т.чисел 8. Система сравнений. Китайская теорема об остатках

9 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числах.Скачать

9 класс. Алгебра.  Решение уравнений в целых числах.

Метод Спуска В Диофантовых УравненияхСкачать

Метод Спуска В Диофантовых Уравнениях

Т.чисел 10. Система сравнений. Два метода решенияСкачать

Т.чисел 10. Система сравнений.  Два метода решения
Поделиться или сохранить к себе:
Номер задания