Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Видео:Математика| Преобразование тригонометрических выражений. Формулы и задачиСкачать

Математика| Преобразование тригонометрических выражений. Формулы и задачи

Урок-закрепление по теме: «Формулы двойного аргумента»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Данная разработка урока поможет учителю научить учащихся применять формулы двойного аргумента к доказательствутождеств, упрощению выражений, решению уравнений и позволит провести диагностику трудностей по теме и успешной сдаче ЕГЭ.

Видео:10 класс, 27 урок, Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степениСкачать

10 класс, 27 урок, Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_algebre.docx45.13 КБ

Видео:Косинус и синус двойного угла, часть 1. Алгебра 10 классСкачать

Косинус и синус двойного угла, часть 1. Алгебра 10 класс

Предварительный просмотр:

Тема урока : Формулы двойного аргумента (решение уравнений)

Цель урока : проверить знание формул двойного аргумента

  1. Уметь применять знания формул к доказательству тождеств, упрощению выражений, решению уравнений
  2. Повторить формулы тригонометрии, табличное значение тригонометрических функций известных углов, решение простейших тригонометрических уравнений вида: sinx=a; cosx=a; tgx=a; ctgx=a., знать условие равенства дроби нулю.
  3. Подготовиться к самостоятельной работе, выяснить при решение каких заданий они испытывают затруднения; т.е. провести анализ потенциальных проблем, трудностей и рисков каждого ученика, определить пути их преодоления.
  4. Использовать на уроке демонстрирующих элементов нового материала в виде презентаций

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№35 - Формулы двойного аргумента.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№35 - Формулы двойного аргумента.)

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №35. Формулы двойного аргумента.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса двойного аргумента;
  • преобразование тригонометрических выражений на основе использования формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса двойного аргумента;
  • вычисление значений тригонометрических выражений на основе формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса двойного аргумента;
  • доказательство тригонометрических тождеств на основе формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса двойного аргумента;
  • решение уравнений с использованием формулы синуса, косинуса двойного аргумента.

Глоссарий по теме

Формулы двойного аргумента — это формулы, позволяющие Решение уравнений с применением формул двойного аргумента; Решение уравнений с применением формул двойного аргументаи Решение уравнений с применением формул двойного аргументавыразить через Решение уравнений с применением формул двойного аргумента; Решение уравнений с применением формул двойного аргументаи Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. Аргументом может быть не только угол, но и любое выражение.

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл.– М.: Просвещение, 2014.

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим выражение Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. Представим Решение уравнений с применением формул двойного аргументакак Решение уравнений с применением формул двойного аргументаи подставим в формулу синуса суммы. Получим:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (1)

Эту формулу называют синус двойного аргумента.

Например, Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. В этом случае Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

Рассмотрим выражение Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, где так же Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. Применяем формулу косинуса суммы:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Получили формулу косинуса двойного аргумента Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (2)

Например,Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Так как Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, а Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, то получим ещё две формулы косинуса двойного аргумента.

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (3)

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (4)

Рассмотрим выражение tg Решение уравнений с применением формул двойного аргументаи с помощью формулы тангенса суммы выведем формулу тангенса двойного угла. Помним, что Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. Получаем:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, где Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (5)

Для котангенса двойного угла применяем формулу:
Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, где Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (6)

Например, Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

Формулы (1)-(6) можно использовать как слева направо, так и справа налево. Аргументом может быть не только угол, но и любое выражение. Например,

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Докажем формулу для тройного угла.

Представим Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. По формуле синуса суммы получим:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

(используем формулы двойного аргумента)

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

(применяем формулу Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Получили формулу синуса тройного угла:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента (7)

Можно доказать, что косинус тройного угла вычисляется по формуле:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. (8)

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1. Найти Решение уравнений с применением формул двойного аргумента, если Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Применим формулу (3)

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Пример 2. Доказать тождество

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Доказательство: Преобразуем левую часть, воспользуясь тем, что Решение уравнений с применением формул двойного аргументаформулой (1) и формулой квадрата суммы, получаем:

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Левая часть равна правой. Доказано.

Пример 3. Найти Решение уравнений с применением формул двойного аргумента,если Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Видео:ДВОЙНЫЕ УГЛЫ И ФОРМУЛЫ ПРИВЕДЕНИЯ 😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

ДВОЙНЫЕ УГЛЫ И ФОРМУЛЫ ПРИВЕДЕНИЯ 😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

План-конспект урока в 10 классе по теме Формулы двойного аргумента

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока в 10 классе по теме

Цели урока: совершенствовать умения и навыки решения тригонометрических уравнений, применять формулы двойного аргумента при решении тригонометрических уравнений;

продолжить формирование математической культуры (речь, оформление решений), развитие логического мышления при выполнении упражнений;

развивать навыки самоконтроля, самоанализа своей деятельности

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Актуализация опорных, знаний

Работа по карточкам у доски.

Проверка выполнения математического диктанта по слайду.

Определение темы урока и цели урока.

Выделение основных типов тригонометрических уравнений.

Работа в парах с проверкой у доски.

Самостоятельная работа (с самопроверкой).

I . Актуализация знаний учащихся.

Слова учителя: вспомним, какие основные вопросы вы должны были подготовить к уроку (выучить формулы двойного угла и понижения степени, повторить способы решения тригонометрических уравнений).

1. Работа по карточкам у доски

К доске выходят два ученика и выполняют задания по карточкам

1) Решите уравнения: а) cosx = Решение уравнений с применением формул двойного аргумента; б) Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

2) Решите уравнения: а) sinx = Решение уравнений с применением формул двойного аргумента; б) Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

3) а) Запишите: 1. формулы двойного аргумента,

2. формулы понижения степени.

б) Решите уравнение: sin2x=1 .

2. Фронтальная работа с классом. Математический диктант.

1) Запишите общую формулу решения уравнения

sint = a , cost = a , tgt = a .

2) Найдите значение t , если sint =1, sint = -1, sint =0,

cost= 1 , cost = -1 , cost = 0 .

3) Решите уравнения cos 3 x = -1 sin 2 x = 1,

-3sin2x = 5 2sinx = 1,

-2 cosx = 1. -3 tgx = 5,

Выполнение задания 3) учащиеся проверяют по слайду №2, оценивают свою работу и количество получившихся баллов выставляют в свой лист самооценки (уравнение решено верно – 1 балл, не решено – 0 баллов).

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

3. Учащиеся заслушивают ответы у доски, исправляют допущенные ошибки, дополняют ответы.

II .Определение темы и цели урока.

Исходя из того, что учащиеся вспомнили решение простейших тригонометрических уравнений, основные способы решения тригонометрических уравнений и изучили формулы двойного аргумента, они формулируют тему урока и его цель.

Тема урока: «Формулы двойного аргумента. Применение формул при решении уравнений».

Цель урока: научиться применять формулы двойного аргумента и формулы понижения степени при решении уравнений.

III . Выделение основных типов тригонометрических уравнений.

Работа с задачником «Алгебра и начала математического анализа 10 – 11 классы». В 2ч. Ч 2.Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/(А.Г.Мордкович и др.); под редакцией А.Г.Мордковича.-10-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013.

Учащиеся выделяют основные группы уравнений по задачнику и определяют способы их решения.

№21.25 сведение уравнений к простейшим с помощью формул двойного угла

б ) sin4x∙cos4x = 0; г ) sin 2 x – cos 2 x = Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

№21.24 разложением на множители, применив формулы двойного аргумента.

а) sin 2 x – 2 cosx = 0.

№21.26 применение формул понижения степени и разложением на множители.

а) 1 – cosx = 2 sin Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

№21.29, 21.35 — применение формул двойного аргумента.

№21.29 (а) Найдите корни уравнения cos 2 x + 3 sinx = 1, принадлежащие отрезку Решение уравнений с применением формул двойного аргумента.

№21.35(а) Решите уравнение 3 sin 2 x + cos 2 x = 1

№21.27, 21.28 применение формул понижения степени.

№21.28(а) sin 2 2 x = 1 обсуждение с учащимися двух способов решения (по слайду №3)

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

Учащиеся приходят к выводу, что применение формулы двойного аргумента упрощает решение уравнения.

IV . Работа в группах.

Учащиеся записывают решения рассмотренных уравнений в тетрадях с последующей записью решения каждого уравнения на доске представителем каждой группы.

Учащиеся оценивают свою работу в группах самостоятельно, выставляя баллы в лист самооценки.

V . Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по готовым ответам

(в заданиях из задачника – ответы для самопроверки в конце учебника; задания 4, 5 проверяют 4 ученика у доски)

Задания самостоятельной работы на слайде №4

Решение уравнений с применением формул двойного аргумента

1. Учащиеся оценивают выполнение самостоятельной работы, подводят итоги работы на уроке, заполняя лист самооценки.

Ученика (цы) 10 кл._________________________

1) общие формулы

2) частные случаи решения уравнений

3) решение уравнений

3. Работа в группах

Учащиеся обсуждают, что узнали нового,

какие были трудности,

что было интересно.

VIII . Домашнее задание.

Повторить формулы §18, 21, рассмотреть пример 8 § 21.

№ 21.24(г), 21.10(а,г), 21.13(в,г) или 21.26(б), 21.27(а), 21.28(в), 21.29(б), 21.35(б).

В ходе урока учащиеся повторили решение простейших тригонометрических уравнений и частные случаи решения тригонометрических уравнений, решение основных типов тригонометрических уравнений. С этой целью были составлены задания по карточкам для работы у доски и задания математического диктанта. Это было необходимо для того, чтобы перейти к решению тригонометрических уравнений, где применялись формулы двойного угла и понижения степени.

Выполнение заданий в группах способствовало формированию навыков самоанализа своей деятельноси, самоконтроля и оказания взаимопомощи членам своей группы.

Задания самостоятельной работы в конце урока были подобраны так, чтобы определить уровень усвоения изученного материала.

Результаты самостоятельной работы показали, что учащиеся иногда забывают частные случаи решения тригонометрических уравнений, допускают ошибки при решении уравнения cosx = a , возникают трудности при нахождении значения тригонометрических функций аргумента, если известно значение одной из них.

Применение формул понижения степени при решении тригонометрических уравнений вызвало интерес учащихся, так как это дает рациональный способ решения.

Цели и задачи урока были достигнуты, изучаемый материал был усвоен. Ошибки, допущенные учащимися при выполнении самостоятельной работы, будут устраняться при работе на последующих уроках.

📺 Видео

Формулы двойного угла. 9 класс.Скачать

Формулы двойного угла. 9 класс.

Формулы двойного аргумента. Тригонометрия. Алгебра 10 класс.Скачать

Формулы двойного аргумента. Тригонометрия. Алгебра 10 класс.

Формулы двойного аргумента. Видеоурок по алгебре 10 классСкачать

Формулы двойного аргумента. Видеоурок по алгебре 10 класс

Решение тригонометрических уравнений и их систем. 10 класс.Скачать

Решение тригонометрических уравнений и их систем. 10 класс.

Алгебра 10 класс: Решение примеров на формулы двойного аргументаСкачать

Алгебра 10 класс: Решение примеров на формулы двойного аргумента

18+ Математика без Ху!ни. Формулы ПриведенияСкачать

18+ Математика без Ху!ни. Формулы Приведения

Неравенства №15 за 2023, 2022 и 2021 года | ЕГЭ по математике | Аня МатеманяСкачать

Неравенства №15 за 2023, 2022 и 2021 года | ЕГЭ по математике | Аня Матеманя

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать

Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.

Алгебра 10 класс (Урок№34 - Формулы сложения.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№34 - Формулы сложения.)

Формулы приведения - как их легко выучить!Скачать

Формулы приведения - как их легко выучить!

Формулы приведения с нуля за 15 минут!Скачать

Формулы приведения с нуля за 15 минут!

Косинус и синус двойного угла, часть 2. Алгебра 10 классСкачать

Косинус и синус двойного угла, часть 2. Алгебра 10 класс

Решение тригонометрических уравнений. Метод понижения порядка. 10 класс.Скачать

Решение тригонометрических уравнений. Метод понижения порядка. 10 класс.

РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ
Поделиться или сохранить к себе: