Разделы: Математика
Цель данной работы – изучение различных способов решения задач с параметрами. Возможность и умение решать задачи с параметрами демонстрируют владение методами решения уравнений и неравенств, осмысленное понимание теоретических сведений, уровень логического мышления, стимулируют познавательную деятельность. Для развития этих навыков необходимы длительнее усилия, именно поэтому в профильных 10-11 классах с углубленным изучением точных наук введен курс: “Математический практикум”, частью которого является решение уравнений и неравенств с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана школы.
Успешному изучению методов решения задач с параметрами могут помочь элективный или факультативный курсы, или компонент за сеткой по теме: “Задачи с параметрами”.
Рассмотрим четыре больших класса задач с параметрами:
- Уравнения, неравенства и их системы, которые необходимо решить для любого значения параметра, либо для значений параметра, принадлежащих определенному множеству.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения (системы, неравенства) имеют заданное число решений.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Методы решений задач с параметрами.
1. Аналитический метод.
Это способ прямого решения, повторяющий стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра.
Пример 1. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение:
(2a – 1)x 2 + ax + (2a – 3) =0 имеет не более одного корня.
При 2a – 1 = 0 данное уравнение квадратным не является, поэтому случай a =1/2 разбираем отдельно.
Если a = 1/2, то уравнение принимает вид 1/2x – 2 = 0, оно имеет один корень.
Если a ≠ 1/2 , то уравнение является квадратным; чтобы оно имело не более одного корня необходимо и достаточно, чтобы дискриминант был неположителен:
Чтобы записать окончательный ответ, необходимо понять,
2. Графический метод.
В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики в координатной плоскости (x;y) или в плоскости (x;a).
Пример 2. Для каждого значения параметра a определите количество решений уравнения .
Заметим, что количество решений уравнения равно количеству точек пересечения графиков функций и y = a.
График функции показан на рис.1.
y = a – это горизонтальная прямая. По графику несложно установить количество точек пересечения в зависимости от a (например, при a = 11 – две точки пересечения; при a = 2 – восемь точек пересечения).
Ответ: при a 25/4 – два решения.
3. Метод решения относительно параметра.
При решении этим способом переменные х и а принимаются равноправными, и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение становится более простым. После упрощений нужно вернуться к исходному смыслу переменных х и а и закончить решение.
Пример 3. Найти все значения параметра а , при каждом из которых уравнение = —ax +3a +2 имеет единственное решение.
Будем решать это уравнение заменой переменных. Пусть = t , t ≥ 0 , тогда x = t 2 + 8 и уравнение примет вид at 2 + t + 5a – 2 = 0 . Теперь задача состоит в том, чтобы найти все а, при которых уравнение at 2 + t + 5a – 2 = 0 имеет единственное неотрицательное решение. Это имеет место в следующих случаях.
1) Если а = 0, то уравнение имеет единственное решение t = 2.
Решение некоторых типов уравнений и неравенств с параметрами.
Задачи с параметрами помогают в формировании логического мышления, в приобретении навыков исследовательской деятельности.
Решение каждой задачи своеобразно и требует к себе индивидуального, нестандартного подхода, поскольку не существует единого способа решения таких задач.
Задача № 1. При каких значениях параметра b уравнение не имеет корней?
Ⅱ . Степенные уравнения, неравенства и их системы.
Задача №2. Найти все значения параметра a, при которых множество решений неравенства:
содержит число 6, а также содержит два отрезка длиной 6, не имеющие общих точек.
.
Преобразуем обе части неравенства.
Для того, чтобы множество решений неравенства содержало число 6, необходимо и достаточно выполнение условия:
Рис.4
При a > 6 множество решений неравенства: .
Интервал (0;5) не может содержать ни одного отрезка длины 6. Значит, два непересекающихся отрезка длины 6 должны содержаться в интервале (5; a).
Это
Ⅲ . Показательные уравнения, неравенства и системы.
Задача № 3. В области определения функции взяли все целые положительные числа и сложили их. Найти все значения, при которых такая сумма будет больше 5, но меньше 10.
1) Графиком дробно-линейной функции является гипербола. По условию x > 0. При неограниченном возрастании х дробь монотонно убывает и приближается к нулю, а значения функции z возрастают и приближаются к 5. Кроме того, z(0) = 1.
2) По определению степени область определения D(y) состоит из решений неравенства . При a = 1 получаем неравенство, у которого решений нет. Поэтому функция у нигде не определена.
3) При 0 0 , то z(x) > z(0) = 1 . Значит, каждое положительное значение х является решением неравенства . Поэтому для таких а указанную в условии сумму нельзя найти.
4) При a > 1 показательная функция с основанием а возрастает и неравенство равносильно неравенству . Если a ≥ 5 , то любое положительное число является его решением, и указанную в условии сумму нельзя найти. Если 1 . Так как возрастает на , то z(3) .
Решение иррациональных уравнений и неравенств, а также уравнений, неравенств и систем, содержащих модули рассмотрены в Приложении 1.
Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа.
По статистике многие из выпускников не приступают к решению задач с параметрами на ЕГЭ. По данным ФИПИ всего 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент их верного решения невысок: 2–3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.
- Решение задач с параметром на плоскости ХОА
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Задачи с параметром.Метод областей.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 📺 Видео
Видео:Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Аналитический методСкачать
Решение задач с параметром на плоскости ХОА
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Решение задач с параметром
на плоскости ХОА
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Алгоритм и примеры решения задач в плоскости ХОА.
Уравнения с двумя переменными
Основные приемы построения графиков уравнений с двумя переменными:
Стандартные графики.
Разложение на множители.
3) Выражение y через x (y=f(x)).
4) Симметрия.
5) Параллельный перенос.
6) Смена осей.
Разложение на множители.
Выражение у через x.
Параллельный перенос.
(2; -4)
Параллельный перенос.
(-2; 3)
Сперва строим
график уравнения
Затем его параллельно переносим
Смена осей.
X
Y
Алгоритм.
1 шаг. «Поменять местами»
Переменные в формуле. И построить график полученной функции.
2 шаг. Отобразить полученный график симметрично относительно биссектрисы первой и третьей четверти.
Неравенства с двумя переменными
Основные приемы построения графиков неравенств с двумя переменными:
Неравенства вида y>f(x), y f(y), x f(x), y» onclick=»aa_changeSlideByIndex(11, 0, true)» >
Неравенства вида y>f(x), y f(x), y» onclick=»aa_changeSlideByIndex(12, 0, true)» >
Неравенства вида y>f(x), y f(y), x» onclick=»aa_changeSlideByIndex(13, 0, true)» >
Неравенства вида x>f(y), x 0Ответ: Нет решений» onclick=»aa_changeSlideByIndex(39, 0, true)» >
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 684 человека из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
Дистанционные курсы для педагогов
«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 576 434 материала в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Другие материалы
- 14.02.2021
- 138
- 2
- 14.02.2021
- 92
- 1
- 14.02.2021
- 102
- 1
- 14.02.2021
- 133
- 6
- 14.02.2021
- 99
- 3
- 14.02.2021
- 67
- 4
- 14.02.2021
- 90
- 1
- 14.02.2021
- 786
- 78
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 14.02.2021 328
- PPTX 430.9 кбайт
- 6 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Чагарова Зарима Салиховна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 3 года и 5 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 21804
- Всего материалов: 13
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Урок 7. Параметры графический способ. Метод Оха Экстра ЕГЭСкачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения
Время чтения: 3 минуты
В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов
Время чтения: 1 минута
Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется
Время чтения: 1 минута
Приемная кампания в вузах начнется 20 июня
Время чтения: 1 минута
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
Время чтения: 1 минута
В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Задачи с параметром.Метод областей.
методическая разработка — результат учебного проекта.
Видео:Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Графический методСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.doc | 769.5 КБ |
Видео:Урок 8. Параметры графический способ. Метод Оха (2). Практика. Экстра ЕГЭСкачать
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей при ТПУ
Задания с параметром.
учащиеся 10 класса:
Примеры использования “метода областей”
Неравенства для самостоятельного решения
Список используемой литературы
Математика интересна тогда, когда питает
нашу изобретательность и способность рассуждать.
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей приводит к решению уравнений и неравенств, содержащих параметр. К сожалению, школьный курс не позволяет ученикам овладеть знаниями для решения задач с параметром. Между тем, задания такого плана встречаются во всех вариантах ЕГЭ. Также такие задания могут поставить ученика в «тупик», непривычной формулировкой вопроса. Задания с параметром полезны не только для общего развития, но и для умения продемонстрировать понимание цели выполняемых действий. Ученик, умеющий решать задачи с параметром, отличается аккуратностью, внимательностью и логичностью мышления. Запись ответа – это своего рода дополнительная задача, т.к. упустить какое-то решение не трудно.
Цель проектной работы: исследование возможности применения «метода областей», как более рационального, при решении задач с параметрами.
- Знакомство с «методом областей».
- Получение практических навыков по решению задач с параметром «методом областей».
- Создание методического пособия для начинающих.
Предметом исследования являются классы неравенств и систем уравнений и неравенств, содержащих параметры, и методы их решения.
Для успешного исследования многих задач повышенной трудности, нужно уметь строить не только графики функции, но и изображать на плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданным уравнениям, неравенствам или их системам. Эффективно строить на координатной плоскости такие множества позволяет «метод областей», который является одним из частных случаев функционально-графического метода. Идея «метода областей» заключается в том, что решение задачи в исходной области сводится к решению ее или совокупности более простых задач в каждой из областей, их которых составляется исходная область. Применение «метода областей» при решении неравенств с параметрами во многом аналогично применению метода «интервалов» для решения неравенств с одной переменной.
где Р (х, а) – функция, аргументами которого являются переменная х и параметр а.
определяет некоторые линии на координатной плоскости.
Разобьем этими линиями координатную плоскость на конечное число «областей», ограниченных линиями Р (х, а) = 0.
В каждой из полученных областей функция Р (х, а) отлична от нуля, так как точки, в которых Р (х, а) = 0 принадлежат границе этих «областей».
В каждой из областей, на которые линии Р (х, а) = 0 делят координатную плоскость, функция Р (х, а) сохраняет свой знак.
Таким образом, решение неравенства – множество всех пар чисел (х, а), при которых неравенство выполняется, образует совокупность (объединение) тех областей, в которых значение функции (х, а) положительно (отрицательно).
Часто при решении заданий с параметрами решение аналитическим способом является очень длинным и не всегда рациональным, тогда как решение этого задания «методом областей» значительно упрощает «выкладки» и дает возможность наглядно увидеть его решение. В своей работе мы постараемся показать рациональность использования «метода областей» для определённого класса задач.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ “МЕТОДА ОБЛАСТЕЙ”
При каких значениях параметра а система имеет единственное решение?
х²+2х+ а≤ 0
Решение : Решим каждое из неравенств.
Найдем нули левой части неравенства:
Построим график полученной функции.
График функции разбивает координатную
плоскость на две области, в каждой из которых левая часть неравенства сохраняет свой знак.
Для определения знака области нужно взять произвольную точку из этой области и подставить их в изначальное неравенство.
- По аналогии работаем со вторым
х²-4х-6 а ≤0
Найдем нули левой части неравенства:
а = х²-4х
6
Построим график полученной функции.
3) В закрашенной области находятся все точки,
которые являются решением системы.
А(0;0)
Система будет иметь единственное решение при а =1, а =0.
При каких значениях параметра а неравенство log a+x ((a-x)x) a+x x имеет хотя бы одно решение?
- Рассмотрим неравенство, равносильное на ОДЗ:
log a+x ((a-x)x) a+x x
Нули левой части неравенства:
a=1-x,
x=0;
- Построим на координатной плоскости а(х) графики функций и прямую .
Построенные линии разбивают координатную плоскость на несколько областей. Проверим знаки в каждой области, взяв произвольную точку.
f(3;1) 0, f(-1;-3) 0, f(-1;3) 0
Заштрихованные области удовлетворяют условиям неравенства.
📺 Видео
Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать
Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать
8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Ященко 12 вариантов, 2023. 7 вариант. Параметр. Метод Оха.Скачать
МЕТОД Oxa для задачи с ПАРАМЕТРОМ формата ЕГЭ.Скачать
Параметр. Ященко 2023. Метод Оха.Скачать
Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуляСкачать
Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать
9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Параметры 6. Параметрическая плоскость Оха. ЕГЭ №18Скачать
Уравнение с параметром. Графический метод решения (пример)Скачать
Профильный ЕГЭ 2023. Задача 17. Параметры. Методы решенияСкачать
Простейшие уравнения с параметром #2Скачать
#9. КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ? ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД!Скачать