Решение уравнений с новой переменной

Содержание
  1. Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика
  2. Когда применяется и в чем суть метода
  3. Обоснование
  4. Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной
  5. Решение примеров
  6. Уравнения с одной переменной
  7. Определение уравнения. Корни уравнения
  8. Пример 1.
  9. Пример 2.
  10. Пример 3.
  11. Равносильность уравнений
  12. Линейные уравнения
  13. Пример 1.
  14. Пример 2.
  15. Квадратные уравнения
  16. Пример 1.
  17. Пример 2.
  18. Пример 3.
  19. Рациональные уравнения
  20. Пример:
  21. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  22. Пример 1.
  23. Пример 2.
  24. Решение уравнений методом введения новой переменной
  25. Пример 1.
  26. Пример 2.
  27. Биквадратные уравнения
  28. Пример:
  29. Решение задач с помощью составления уравнений
  30. Иррациональные уравнения
  31. Пример 1.
  32. Пример 2.
  33. Пример 3.
  34. Показательные уравнения
  35. Пример 1.
  36. Пример 2.
  37. Пример 3.
  38. Логарифмические уравнения
  39. Пример 1.
  40. Пример 2.
  41. Пример 3.
  42. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  43. Пример 1.
  44. Пример 2.
  45. Пример 3.
  46. 4. Метод введения новой переменной
  47. Теория:
  48. 🎬 Видео

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика

В этой статье мы всесторонне разберем метод введения новой переменной. Здесь мы выясним, для решения каких уравнений этот метод предназначен, проникнем в его суть, приведем обоснование метода, доказав соответствующее утверждение, запишем алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной и рассмотрим решения характерных примеров.

Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Решение уравнения методом замены переменной

Когда применяется и в чем суть метода

Метод введения новой переменной предназначен для решения уравнений, имеющих вид f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная. Для лучшего восприятия приведем примеры таких уравнений:

  • (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 , это уравнение имеет вид f(g(x))=0 , здесь g(x)=x 2 , а функция f такая, что f(t)=t 2 −3·t+2 ;
  • Решение уравнений с новой переменной, это уравнение вида f1(g(x))=f2(g(x)) , здесь в качестве g(x) можно рассматривать x 2 +2·x , тогда функции f1 и f2 таковы, что Решение уравнений с новой переменнойи Решение уравнений с новой переменной;
  • Решение уравнений с новой переменной, это уравнение, имеющее вид f(g(x))=0 , где Решение уравнений с новой переменной, а функция f описывается как Решение уравнений с новой переменной.

Понятно, что f(g(x))=0 и f1(g(x))=f2(g(x)) — равносильные уравнения, так как уравнение f1(g(x))=f2(g(x)) приводится к виду f(g(x))=0 при помощи равносильного преобразования, заключающегося в переносе выражения f2(g(x)) из правой части в левую с противоположным знаком. Поэтому дальнейшую теорию мы будем излагать только для уравнений вида f(g(x))=0 , это сделано в угоду краткости без ущерба для общности.

Суть метода введения новой переменной для решения уравнения f(g(x))=0 состоит во введении новой переменной t как g(x)=t с целью нахождения всех корней исходного уравнения через множество решений T уравнения f(t)=0 с новой переменной t и использование равенства g(x)=t . Забегая немного вперед, скажем, что корнями исходного уравнения являются все такие значения x , которые удовлетворяют условию g(x)∈T . В частности,

  • если T – пустое множество, то есть, уравнение f(t)=0 не имеет решений, то условие g(x)∈T определяет пустое множество, а это означает, что исходное уравнение не имеет решений;
  • если T – конечное множество, то есть, уравнение f(t)=0 имеет n решений t1, t2, …, tn , то условие g(x)∈T есть не что иное, как совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn , а это означает, что решением исходного уравнения является решение совокупности уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn .

Поясним на примере. Возьмем уже упомянутое выше уравнение (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 . Введение новой переменной x 2 =t позволяет от исходного уравнения перейти к кубическому уравнению t 3 −3·t+2=0 с новой переменной (заменяем в исходном уравнении x 2 на t ). Множество решений этого уравнения T (оно в нашем случае состоит из двух чисел t1=1 и t2=−2 , то есть, T= ) и использование равенства x 2 =t дают возможность определить все корни исходного уравнения. Они определяются по условию x 2 ∈ , которое есть не что иное, как совокупность двух уравнений x 2 =−2 , x 2 =1 .

В основе метода введения новой переменной лежит следующее утверждение:

Решение уравнения f(g(x))=0 есть множество значений переменной x , удовлетворяющих условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Приведем обоснование озвученного утверждения в следующем пункте.

Видео:§101 Метод введения новой переменнойСкачать

§101 Метод введения новой переменной

Обоснование

Докажем утверждение, лежащее в основе метода введения новой переменной, которое мы привели в предыдущем пункте. Для этого нужно доказать два момента:

  • что любой корень уравнения f(g(x))=0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 ,
  • что любое значение переменной x , удовлетворяющее условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 , является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Начнем с первой части. Пусть x0 – корень уравнения f(g(x))=0 . Докажем, что x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Так как x0 – корень уравнения f(g(x))=0 , то f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. Из этого равенства следует, что g(x0) – корень уравнения f(t)=0 . А из этого следует, что g(x0) принадлежит множеству всех корней уравнения f(t)=0 .

Первая часть доказана. Переходим к доказательству второй части утверждения.

Пусть x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 . Докажем, что x0 является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Так как x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , то g(x0)∈T , то есть, g(x0) – это один из корней уравнения f(t)=0 . Значит, f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. А из этого равенства следует, что x0 – корень уравнения f(g(x))=0 .

Так доказана вторая часть утверждения и все утверждение в целом.

Видео:Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22  9 класс

Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной

Приведенная выше информация позволяет записать алгоритм решения уравнения f(g(x))=0 методом введения новой переменной:

  • Вводится новая переменная t как g(x)=t , и осуществляется переход от исходного уравнения f(g(x))=0 со старой переменной x к уравнению f(t)=0 с новой переменной t .
  • Решается полученное уравнение с новой переменной. При этом
    • если оно не имеет корней, то делается вывод об отсутствии корней у исходного уравнения,
    • если уравнение имеет корни, то выполняются следующие шаги алгоритма.
  • Осуществляется возврат к старой переменной. Для этого
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет единственный корень, обозначим его t1 , то составляется уравнение g(x)=t1 ,
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет два, три или любое другое, но конечное число корней, обозначим их t1, t2, …, tn , то составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn ,
    • если же решенное на предыдущем шаге уравнение имеет бесконечно много корней, и они составляют числовое множество T , то составляется совокупность уравнений, неравенств и двойных неравенств, отвечающая выражению g(x)∈T (например, если решением уравнения с новой переменной t является числовое множество (−∞, t1)∪<t2>∪[t3, t4) , что то же самое Решение уравнений с новой переменной, то соответствующая совокупность будет иметь вид Решение уравнений с новой переменной).
  • Наконец, решается составленное уравнение или совокупность – ее решение есть искомое решение исходного уравнения.

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Решение примеров

Обычно первое знакомство с методом введения новой переменной происходит в школе в рамках темы «решение рациональных уравнений». В частности, рациональными являются биквадратные уравнения, стандартным методом решения которых как раз является метод введения новой переменной. Для примера приведем краткое решение методом введения новой переменной биквадратного уравнения x 4 −3·x 2 +5=0 . После представления его в виде (x 2 ) 2 −3·x 2 +5=0 , вводим новую переменную x 2 =t , это позволяет перейти к квадратному уравнению с новой переменной: t 2 −3·t+5=0 . Оно не имеет действительных корней, так как его дискриминант D=(−3) 2 −4·1·5=−11 – отрицательный, откуда заключаем, что исходное уравнение не имеет корней.

Среди рациональных уравнений масса и других типичных представителей, решающихся методом введения новой переменной. Такими, во-первых, являются уравнения, в которых переменная фигурирует только в одинаковых квадратных двучленах, например (x 2 −5·x+4)·(x 2 −5·x+6)=120 , (x 2 +5) 2 −11·(x 2 +5)+28=0 , Решение уравнений с новой переменной. Во-вторых, через введение новой переменной решаются уравнения, в которых переменная находится только во взаимно обратных дробях, например, Решение уравнений с новой переменной, здесь одна из дробей принимается за t , а другая, очевидно, выражается через t как 1/t , ведь на ОДЗ для данного уравнения Решение уравнений с новой переменной. В-третьих, упомянем про возвратные уравнения, которые тоже решаются методом введения новой переменной, а именно Решение уравнений с новой переменной. Решения подобных уравнений Вы без труда найдете в статье, упомянутой в первом предложении этого пункта, а также на страницах школьных учебников, например, [1, c. 74-75, 80; 2, с. 150-152; 3, с. 213-216].

Продвигаясь дальше в школьном курсе математики по пути знакомства с уравнениями, нам встречаются иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические и другие уравнения, и каждый раз мы возвращаемся к методу введения новой переменной для их решения. Для уравнений каждого вида есть свои особенности в плане введения новой переменной. Рекомендуем ознакомиться с ними в следующих материалах:

  • решение иррациональных уравнений методом введения новой переменной,
  • метод введения новой переменной при решении показательных уравнений,
  • решение показательных уравнений методом введения новой переменной,
  • решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной.

В заключение покажем пример решения уравнения, которое после введения новой переменной имеет бесконечное множество решений. Подобные случаи встречаются крайне редко, и тем они еще более интересны. В них главное разобраться с особенностями возврата к старой переменной.

Решите уравнение Решение уравнений с новой переменной

Видео:Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | ИнфоурокСкачать

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | Инфоурок

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Решение уравнений с новой переменнойне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Решение уравнений с новой переменнойимеет два мнимых корня: Решение уравнений с новой переменной(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Решение уравнений с новой переменной— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Решение уравнений с новой переменнойнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Решение уравнений с новой переменнойравносильно уравнению Решение уравнений с новой переменной

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Решение уравнений с новой переменнойравносильно уравнению Решение уравнений с новой переменной(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Решение уравнений с новой переменной

где Решение уравнений с новой переменной— действительные числа; Решение уравнений с новой переменнойназывают коэффициентом при переменной, Решение уравнений с новой переменнойсвободным членом.

Для линейного уравнения Решение уравнений с новой переменноймогут представиться три случая:

1) Решение уравнений с новой переменной; в этом случае корень уравнения равен Решение уравнений с новой переменной;

2) Решение уравнений с новой переменной; в этом случае уравнение принимает вид Решение уравнений с новой переменной, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Решение уравнений с новой переменной; в этом случае уравнение принимает вид Решение уравнений с новой переменной, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Решение уравнений с новой переменной. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Решение уравнений с новой переменной. Итак, Решение уравнений с новой переменной— корень уравнения.

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Решение уравнений с новой переменной

Решение уравнений с новой переменной

Квадратные уравнения

Решение уравнений с новой переменной

где Решение уравнений с новой переменной— действительные числа, причем Решение уравнений с новой переменной, называют квадратным уравнением. Если Решение уравнений с новой переменной, то квадратное уравнение называют приведенным, если Решение уравнений с новой переменной, то неприведенным. Коэффициенты Решение уравнений с новой переменнойимеют следующие названия: Решение уравнений с новой переменнойпервый коэффициент, Решение уравнений с новой переменнойвторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Решение уравнений с новой переменнойнаходят по формуле

Решение уравнений с новой переменной

Выражение Решение уравнений с новой переменнойназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Решение уравнений с новой переменной, можно переписать формулу (2) в виде Решение уравнений с новой переменнойЕсли Решение уравнений с новой переменной, то формулу (2) можно упростить:

Решение уравнений с новой переменной

Решение уравнений с новой переменной

Формула (3) особенно удобна, если Решение уравнений с новой переменной— целое число, т. е. коэффициент Решение уравнений с новой переменной— четное число.

Пример 1.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Здесь Решение уравнений с новой переменной. Имеем:

Решение уравнений с новой переменной

Так как Решение уравнений с новой переменной, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Решение уравнений с новой переменной

Итак, Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменной— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Здесь Решение уравнений с новой переменнойПо формуле (3) находим Решение уравнений с новой переменнойт. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Здесь Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменнойТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Решение уравнений с новой переменной

Из уравнения Решение уравнений с новой переменнойнаходим Решение уравнений с новой переменной(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Решение уравнений с новой переменнойЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Решение уравнений с новой переменной. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Решение уравнений с новой переменной, где Решение уравнений с новой переменной— многочлены более низкой степени, чем Решение уравнений с новой переменной. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Решение уравнений с новой переменной. Если Решение уравнений с новой переменной— корень уравнения Решение уравнений с новой переменнойа потому хотя бы одно из чисел Решение уравнений с новой переменнойравно нулю.

Значит, Решение уравнений с новой переменной— корень хотя бы одного из уравнений

Решение уравнений с новой переменной

Верно и обратное: если Решение уравнений с новой переменной— корень хотя бы одного из уравнений Решение уравнений с новой переменнойто Решение уравнений с новой переменной— корень уравнения Решение уравнений с новой переменнойт. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Решение уравнений с новой переменной, где Решение уравнений с новой переменной— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Решение уравнений с новой переменнойоткуда Решение уравнений с новой переменной

Значит, либо х + 2 = 0, либо Решение уравнений с новой переменной. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Решение уравнений с новой переменнойно среди выражений Решение уравнений с новой переменнойесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменноймогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Имеем Решение уравнений с новой переменной; значит, либо Решение уравнений с новой переменной, либо Решение уравнений с новой переменной.Из уравнения Решение уравнений с новой переменнойнаходим х = 0, из уравнения Решение уравнений с новой переменнойнаходим Решение уравнений с новой переменной.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Решение уравнений с новой переменной. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Положив Решение уравнений с новой переменной, получим уравнение

Решение уравнений с новой переменной

откуда находим Решение уравнений с новой переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Решение уравнений с новой переменной

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Положим Решение уравнений с новой переменной, тогда

Решение уравнений с новой переменной

и уравнение примет вид

Решение уравнений с новой переменной

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Решение уравнений с новой переменной

Но Решение уравнений с новой переменной. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Решение уравнений с новой переменной

Из первого уравнения находим Решение уравнений с новой переменной, Решение уравнений с новой переменной; из второго уравнения получаем Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Решение уравнений с новой переменной

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Решение уравнений с новой переменной, придем к квадратному уравнению Решение уравнений с новой переменной

Пример:

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной.

Решение:

Положив Решение уравнений с новой переменной, получим квадратное уравнение Решение уравнений с новой переменной, откуда находим Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Решение уравнений с новой переменнойПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Решение уравнений с новой переменнойЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Решение уравнений с новой переменнойт груза, а на самом деле грузили Решение уравнений с новой переменнойт груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Решение уравнений с новой переменной

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Решение уравнений с новой переменнойч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Решение уравнений с новой переменнойч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Решение уравнений с новой переменнойч, приходим к уравнению

Решение уравнений с новой переменной

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Решение уравнений с новой переменной

Решив это уравнение, найдем Решение уравнений с новой переменной

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Решение уравнений с новой переменной, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Решение уравнений с новой переменнойСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Решение уравнений с новой переменной, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Решение уравнений с новой переменнойТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Решение уравнений с новой переменной

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Решение уравнений с новой переменнойл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Решение уравнений с новой переменнойл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Решение уравнений с новой переменнойл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Решение уравнений с новой переменной

Решив это уравнение, найдем два корня: Решение уравнений с новой переменнойи Решение уравнений с новой переменной. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Решение уравнений с новой переменной. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Решение уравнений с новой переменной

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Решение уравнений с новой переменной

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Решение уравнений с новой переменной

в) учитывая, что Решение уравнений с новой переменной, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Решение уравнений с новой переменной, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Решение уравнений с новой переменной

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Решение уравнений с новой переменной

Решение уравнений с новой переменной

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Решение уравнений с новой переменной

откуда Решение уравнений с новой переменной

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Решение уравнений с новой переменной— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Решение уравнений с новой переменнойТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Решение уравнений с новой переменнойи мы получаем уравнение Решение уравнений с новой переменной, откуда находим Решение уравнений с новой переменной

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Решение уравнений с новой переменной

Возведя обе части уравнения Решение уравнений с новой переменнойв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Решение уравнений с новой переменнойне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Решение уравнений с новой переменной

где Решение уравнений с новой переменнойравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Решение уравнений с новой переменнойа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Решение уравнений с новой переменнойоткуда находим Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойРешив это квадратное уравнение, получим Решение уравнений с новой переменной

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Решение уравнений с новой переменной. Получим уравнение Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойкоторое преобразуем к виду Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Решение уравнений с новой переменной,то данное уравнение можно переписать в виде

Решение уравнений с новой переменной

Введем новую переменную, положив Решение уравнений с новой переменнойПолучим квадратное уравнение Решение уравнений с новой переменнойс корнями Решение уравнений с новой переменнойТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Решение уравнений с новой переменной

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Решение уравнений с новой переменнойпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Решение уравнений с новой переменной

где Решение уравнений с новой переменнойнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Решение уравнений с новой переменнойзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Решение уравнений с новой переменнойи решим его. Имеем Решение уравнений с новой переменнойПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Решение уравнений с новой переменнойЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Решение уравнений с новой переменной

Из последнего уравнения находим Решение уравнений с новой переменной

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Решение уравнений с новой переменной

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Так как Решение уравнений с новой переменной Решение уравнений с новой переменнойзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Решение уравнений с новой переменной

Введем новую переменную, положив Решение уравнений с новой переменнойПолучим

Решение уравнений с новой переменной

Решение уравнений с новой переменной

Но Решение уравнений с новой переменной; из уравнения Решение уравнений с новой переменнойнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Решение уравнений с новой переменной

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Решение уравнений с новой переменной

равносильное уравнению (1). Далее имеем Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной

Полагая Решение уравнений с новой переменнойполучим уравнение Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной, откуда Решение уравнений с новой переменнойОстается решить совокупность уравнений Решение уравнений с новой переменнойИз этой совокупности получим Решение уравнений с новой переменной— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Решение уравнений с новой переменной

Пример 2.

Решение уравнений с новой переменной(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Решение уравнений с новой переменной

Полагая Решение уравнений с новой переменной, получим уравнение Решение уравнений с новой переменнойкорнями которого являются Решение уравнений с новой переменной

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Решение уравнений с новой переменной

Так как Решение уравнений с новой переменной, а -1 0 и мы получаем

Решение уравнений с новой переменной

если Решение уравнений с новой переменной, то D = 0 и мы получаем Решение уравнений с новой переменной, т. е. (поскольку Решение уравнений с новой переменной) Решение уравнений с новой переменной.

Итак, если Решение уравнений с новой переменнойто действительных корней нет; если Решение уравнений с новой переменной= 1, то Решение уравнений с новой переменной; если Решение уравнений с новой переменной,то Решение уравнений с новой переменной; если Решение уравнений с новой переменнойи Решение уравнений с новой переменной, то

Решение уравнений с новой переменной

Пример 3.

При каких значениях параметра Решение уравнений с новой переменнойуравнение

Решение уравнений с новой переменной

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Решение уравнений с новой переменнойего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Решение уравнений с новой переменной

Значит, должно выполняться неравенство Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Решение уравнений с новой переменной

Так как, по условию, Решение уравнений с новой переменной, то Решение уравнений с новой переменнойи Решение уравнений с новой переменной

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Решение уравнений с новой переменной

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Решение уравнений с новой переменной; из второго Решение уравнений с новой переменной; из третьего Решение уравнений с новой переменной. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Решение уравнений с новой переменной, либо Решение уравнений с новой переменной

Решение уравнений с новой переменной

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Решение уравнений с новой переменнойРешение уравнений с новой переменной

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Решение уравнений методом введения новой переменнойСкачать

Решение уравнений методом введения новой переменной

4. Метод введения новой переменной

Теория:

Способ подстановки применяется в более сложных примерах. Он заключается в следующем.

Показательное уравнение можно решить, введя новое обозначение. После подстановки в исходное уравнение нового обозначения получим новое, более простое уравнение, решив которое, возвращаемся к подстановке и находим корни исходного уравнения.

Рассмотрим способ подстановки на примерах.

Уравнение 3 x = 9 имеет корень x = 2 , а уравнение 3 x = − 5 не имеет корней, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.

🎬 Видео

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

276 (в, г) Решите уравнение используя введение новой переменнойСкачать

276 (в, г) Решите уравнение используя введение новой переменной

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

276 Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменнойСкачать

276 Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменной

решение уравнения с заменой переменнойСкачать

решение уравнения с заменой переменной

358 (а) Алгебра 9 класс Решите Уравнение, используя введение новой переменнойСкачать

358 (а) Алгебра 9 класс Решите Уравнение, используя введение новой переменной

Уравнение, которое решается введением новой переменной. Уравнение (х^2 + 1)/х - х/(х^2 + 1) = 3/2Скачать

Уравнение, которое решается введением новой переменной. Уравнение (х^2 + 1)/х - х/(х^2 + 1) = 3/2

Решение уравнений методом замены переменной.Скачать

Решение уравнений методом замены переменной.

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать

10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравнений

Квадратные уравнения. Метод введения новой переменнойСкачать

Квадратные уравнения. Метод введения новой переменной

Решение показательных уравнений способом введения новой переменнойСкачать

Решение показательных уравнений способом  введения новой переменной

Решение системы нелинейных уравнений методом введения новой переменной. 9 класс алгебра.Скачать

Решение системы нелинейных уравнений методом введения новой переменной. 9 класс алгебра.

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравненийСкачать

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений
Поделиться или сохранить к себе: