Решение уравнений с минусом и

Уравнения вида -х равен a

Уравнения вида «-x равен а» появляются в 6 классе с началом изучения отрицательных чисел.

Поскольку такие уравнения в дальнейшем будут встречаться довольно часто, желательно сразу же научиться их решать правильно и быстро.

В общем виде уравнения вида «минус икс равен а» можно разбить на три случая:

Решение уравнений с минусом и

Решение уравнений с минусом и

Решение уравнений с минусом и

Рассмотрим каждый из вариантов в общем виде и на примерах.

Решение уравнений с минусом и

Решить это уравнение — значит, найти x. x и -x — противоположные числа. Поэтому икс равен числу, противоположному числу, стоящему в правой части уравнения, то есть числу которое отличается только знаком:

Решение уравнений с минусом и

Решение уравнений с минусом и

Рассуждая аналогично, приходим к выводу, что

Решение уравнений с минусом и

Решение уравнений с минусом и

Здесь минус икс равен нулю. Нуль не является ни положительным, ни отрицательным числом и противоположен самому себе, поэтому корень этого уравнения

Решение уравнений с минусом и

Итак, в общем виде решение уравнений вида минус икс равен а можно записать так:

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?

Автор: Творческая Анна

Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.

У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.

Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.

Решение уравнений с минусом и

Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Пример № 1

Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.

Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.

Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.

Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.

Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!

Видео:Решение уравнений с отрицательными числами.Скачать

Решение уравнений с отрицательными числами.

Пример № 2

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.

Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.

Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.

Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

Видео:РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА

Пример № 3

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

400 – х = 275 + 25 Складываем числа.

400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.

400 — 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.

Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.

Проверка:

400 – 100 = 275 + 25 Считаем.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Пример № 4

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.

72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.

72 – 54 = х Считаем.

18 = х Меняем местами, для удобства.

Проверка:

Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Пример № 5

Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.

Х – 290 = 470 + 230 Складываем.

Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.

Х = 700 + 290 Считаем.

Проверка:

990 – 290 = 470 + 230 Выполняем сложение.

Видео:Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать

Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .

Пример № 6

Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.

15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.

15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.

Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.

Проверка:

15*6 = 630 / 7 Выполняем умножение и вычитание.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Теперь озвучиваем основные правила:

  1. Умножаем, складываем, делим или вычитаем;

Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.

Х в одну сторону, цифры в другую.

Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.

При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.

Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.

  • Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
  • Всегда делаем проверку!
  • При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.

    Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.

    Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.

    Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.

    Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:

    • родителей;
    • школьников;
    • репетиторов;
    • бабушек и дедушек;
    • учителей;

    Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.

    Решение уравнений с минусом и

    Видео:Александр Сенкевич — Двигатели для полетов в глубокий космосСкачать

    Александр Сенкевич — Двигатели для полетов в глубокий космос

    Из своей практики

    Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.

    При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.

    В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.

    Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.

    Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.

    Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

    Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

    Общие сведения об уравнениях

    Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

    С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

    В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

    Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

    Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

    Что такое уравнение?

    Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

    Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

    А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

    Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

    Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

    Решение уравнений с минусом и

    Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

    Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

    Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

    Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

    Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

    Видео:Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)Скачать

    Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)

    Выразить одно через другое

    Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

    Рассмотрим следующее выражение:

    Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

    Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

    Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

    Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

    Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

    При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

    Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

    2 есть 10 − 8

    То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

    Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

    Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

    Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

    Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

    Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

    Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

    В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

    Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

    Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

    Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

    Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

    Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

    Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

    Решение уравнений с минусом и

    Вернем получившееся равенство Решение уравнений с минусом ив первоначальное состояние:

    Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 4. Рассмотрим равенство Решение уравнений с минусом и

    Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

    Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

    Решение уравнений с минусом и

    Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

    Решение уравнений с минусом и

    Видео:Самые поучительные 60 минут в вашей жизни — легендарная речь Уоррена Баффета (1999)Скачать

    Самые поучительные 60 минут в вашей жизни — легендарная речь Уоррена Баффета (1999)

    Правила нахождения неизвестных

    Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

    Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

    В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

    Решение уравнений с минусом и

    Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

    То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

    Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

    В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

    Решение уравнений с минусом и

    Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

    Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

    А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

    Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

    Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

    Решение уравнений с минусом и

    В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

    В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

    Решение уравнений с минусом и

    Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

    В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

    Решение уравнений с минусом и

    Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

    То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

    Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

    В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

    Решение уравнений с минусом и

    Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

    Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

    Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

    Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

    Решение уравнений с минусом и

    Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

    Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

    Вычисляем правую часть и находим значение x

    Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

    В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

    Решение уравнений с минусом и

    Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

    Решение уравнений с минусом и

    То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

    Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

    Решение уравнений с минусом и

    Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

    Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

    А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

    Решение уравнений с минусом и

    Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

    Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

    Решение уравнений с минусом и

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

    Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

    Решение уравнений с минусом и

    Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

    А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

    Вычисление правой части равенства Решение уравнений с минусом ипозволяет узнать чему равно x

    Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

    Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

    Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и.

    Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и.

    Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Решение уравнений с минусом итребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

    Решение уравнений с минусом и

    Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

    То есть умножили частное 3 на делитель 5.

    Теперь представим, что в равенстве Решение уравнений с минусом ивместо числа 15 располагается переменная x

    Решение уравнений с минусом и

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

    Решение уравнений с минусом и

    Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

    Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Решение уравнений с минусом и. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

    Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

    Теперь представим, что в равенстве Решение уравнений с минусом ивместо числа 5 располагается переменная x .

    Решение уравнений с минусом и

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

    Решение уравнений с минусом и

    Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

    Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Решение уравнений с минусом и. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

    А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

    Решение уравнений с минусом и

    Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

    Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

    • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
    • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
    • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
    • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
    • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
    • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
    • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

    Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

    Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

    Компоненты

    Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

    Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

    Решение уравнений с минусом и

    Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

    Решение уравнений с минусом и

    Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

    Решение уравнений с минусом и

    Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

    Решение уравнений с минусом и

    В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

    Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

    45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

    Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

    Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

    Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

    В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

    Решение уравнений с минусом и

    При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

    Решение уравнений с минусом и

    Вычислим правую часть получившегося уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Мы получили новое уравнение Решение уравнений с минусом и. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

    Решение уравнений с минусом и

    При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

    Решение уравнений с минусом и

    Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

    Решение уравнений с минусом и

    Вычислим правую часть, получим значение переменной x

    Решение уравнений с минусом и

    Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x

    Решение уравнений с минусом и

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

    Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

    Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда x равен 2

    Решение уравнений с минусом и

    Видео:Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 классСкачать

    Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 класс

    Равносильные уравнения

    В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

    Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

    Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

    Решение уравнений с минусом и

    Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

    Решение уравнений с минусом и

    Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

    Решение уравнений с минусом и

    Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

    Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

    Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

    Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

    Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

    Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

    Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

    Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Вычтем из обеих частей уравнения число 10

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

    Решение уравнений с минусом и

    Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и.

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 2

    Решение уравнений с минусом и

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Решая уравнение Решение уравнений с минусом имы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Решение уравнений с минусом и. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений с минусом итак же равен 2

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

    Раскроем скобки в левой части равенства:

    Решение уравнений с минусом и

    Вычтем из обеих частей уравнения число 12

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

    Решение уравнений с минусом иВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

    Решение уравнений с минусом и

    Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

    Решение уравнений с минусом и

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в левой части равенства:

    Решение уравнений с минусом и

    Прибавим к обеим частям уравнения число 8

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части останется 2x , а в правой части число 9

    Решение уравнений с минусом и

    В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 4,5

    Решение уравнений с минусом и

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Решая уравнение Решение уравнений с минусом имы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Решение уравнений с минусом и. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений с минусом итак же равен 4,5

    Решение уравнений с минусом и

    Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

    Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

    То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

    Рассмотрим следующее уравнение:

    Решение уравнений с минусом и

    Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

    Решение уравнений с минусом и

    Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Решение уравнений с минусом и.

    Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

    Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

    Решение уравнений с минусом и

    Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

    На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

    Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

    Решение уравнений с минусом и

    Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

    Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

    Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

    Решение уравнений с минусом и

    Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

    Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

    Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

    Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

    Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

    В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

    Решение уравнений с минусом и

    Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

    Решение уравнений с минусом и

    В результате останется простейшее уравнение

    Решение уравнений с минусом и

    Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

    Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 4

    Решение уравнений с минусом и

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Решение уравнений с минусом и. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений с минусом иравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

    Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Решение уравнений с минусом и, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

    Решение уравнений с минусом и

    От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Решение уравнений с минусом ина множитель 8 желательно переписать следующим образом:

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части уравнения на 15

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

    Решение уравнений с минусом и

    Перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в правой части уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

    Решение уравнений с минусом и

    Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 5

    Решение уравнений с минусом и

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений с минусом иравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

    Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части уравнения на 3

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

    Решение уравнений с минусом и

    Останется простейшее уравнение Решение уравнений с минусом и. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

    Решение уравнений с минусом и

    Отсюда Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 9

    Решение уравнений с минусом и

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Пример 4. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части уравнения на 6

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

    Решение уравнений с минусом и

    Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

    Решение уравнений с минусом и

    Перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

    Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений с минусом ии подставим вместо x найденное значение 4

    Решение уравнений с минусом и

    Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Пример 5. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

    Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части уравнения на 15

    Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

    Решение уравнений с минусом и

    Перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки там, где это можно:

    Решение уравнений с минусом и

    Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

    Решение уравнений с минусом и

    Найдём значение x

    Решение уравнений с минусом и

    В получившемся ответе можно выделить целую часть:

    Решение уравнений с минусом и

    Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

    Решение уравнений с минусом и

    Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

    Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

    Решение уравнений с минусом и

    Значение переменной А равно Решение уравнений с минусом и. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Решение уравнений с минусом и, то уравнение будет решено верно

    Решение уравнений с минусом и

    Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Решение уравнений с минусом и. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

    Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

    Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

    Решение уравнений с минусом и

    Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

    Решение уравнений с минусом и

    Выполним сокращение в каждом слагаемом:

    Решение уравнений с минусом и

    Перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

    Решение уравнений с минусом и

    Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

    Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

    Решение уравнений с минусом и

    Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

    Видео:6 класс, 42 урок, Решение уравненийСкачать

    6 класс, 42 урок, Решение уравнений

    Умножение на минус единицу

    Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

    Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

    Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

    Рассмотрим уравнение Решение уравнений с минусом и. Чему равен корень этого уравнения?

    Прибавим к обеим частям уравнения число 5

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые:

    Решение уравнений с минусом и

    А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Решение уравнений с минусом и. Это есть произведение минус единицы и переменной x

    Решение уравнений с минусом и

    То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Решение уравнений с минусом ина самом деле выглядит следующим образом:

    Решение уравнений с минусом и

    Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

    Решение уравнений с минусом и

    или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

    Решение уравнений с минусом и

    Итак, корень уравнения Решение уравнений с минусом иравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

    Решение уравнений с минусом и

    Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

    Теперь попробуем умножить обе части уравнения Решение уравнений с минусом ина минус единицу:

    Решение уравнений с минусом и

    После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Решение уравнений с минусом и, а правая часть будет равна 10

    Решение уравнений с минусом и

    Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений с минусом иравен 5

    Решение уравнений с минусом и

    Значит уравнения Решение уравнений с минусом ии Решение уравнений с минусом иравносильны.

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Решение уравнений с минусом и. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

    Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

    Так, умножение уравнения Решение уравнений с минусом ина −1 можно записать подробно следующим образом:

    Решение уравнений с минусом и

    либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

    Решение уравнений с минусом и

    Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

    Итак, умножив обе части уравнения Решение уравнений с минусом ина −1 , мы получили уравнение Решение уравнений с минусом и. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

    Решение уравнений с минусом и

    Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

    Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

    Решение уравнений с минусом и

    Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

    Решение уравнений с минусом и

    Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Решение уравнений с минусом и

    Видео:ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

    ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

    Приравнивание к нулю

    Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

    А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

    В качестве примера рассмотрим уравнение Решение уравнений с минусом и. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые в левой части:

    Решение уравнений с минусом и

    Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

    Видео:3 класс. Математика. УравнениеСкачать

    3 класс. Математика. Уравнение

    Альтернатива правилам нахождения неизвестных

    Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

    К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Решение уравнений с минусом имы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

    Решение уравнений с минусом и

    Но если в уравнении Решение уравнений с минусом иобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

    Решение уравнений с минусом и

    Уравнения вида Решение уравнений с минусом имы решали выражая неизвестное слагаемое:

    Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Решение уравнений с минусом ислагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

    Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Далее разделить обе части на 2

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Решение уравнений с минусом и.

    Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

    Решение уравнений с минусом и

    В случае с уравнениями вида Решение уравнений с минусом иудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

    Решение уравнений с минусом и

    Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

    Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

    Видео:Простые уравнения. Как решать простые уравнения?Скачать

    Простые уравнения. Как решать простые уравнения?

    Когда корней несколько

    Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

    Решение уравнений с минусом и

    В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

    То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

    Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

    Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

    Решение уравнений с минусом и

    Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Решение уравнений с минусом ии убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

    Решение уравнений с минусом и

    Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

    Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

    Когда корней бесконечно много

    Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

    Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

    Когда корней нет

    Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Решение уравнений с минусом ине имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Решение уравнений с минусом и. Тогда уравнение примет следующий вид

    Решение уравнений с минусом и

    Пусть Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений с минусом и

    Раскроем скобки в левой части равенства:

    Решение уравнений с минусом и

    Приведем подобные слагаемые:

    Решение уравнений с минусом и

    Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

    Решение уравнений с минусом и

    Буквенные уравнения

    Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

    Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

    Решение уравнений с минусом и

    Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

    Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Решение уравнений с минусом иопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

    Умнóжим обе части уравнения Решение уравнений с минусом ина t

    Решение уравнений с минусом и

    В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

    Решение уравнений с минусом и

    У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

    Попробуем из уравнения Решение уравнений с минусом иопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

    Умнóжим обе части уравнения на t

    Решение уравнений с минусом и

    В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

    Решение уравнений с минусом и

    У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

    Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

    А расстояние равно 100 км

    Тогда буквенное уравнение Решение уравнений с минусом ипримет следующий вид

    Решение уравнений с минусом и

    Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

    Решение уравнений с минусом и

    либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

    Решение уравнений с минусом и

    Затем разделить обе части на 50

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 2. Дано буквенное уравнение Решение уравнений с минусом и. Выразите из данного уравнения x

    Вычтем из обеих частей уравнения a

    Решение уравнений с минусом и

    Разделим обе части уравнения на b

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

    Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

    Решение уравнений с минусом и

    Видим, что второе решение намного проще и короче.

    Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

    Пример 3. Дано буквенное уравнение Решение уравнений с минусом и. Выразите из данного уравнения x

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения

    Решение уравнений с минусом и

    Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части вынесем за скобки множитель x

    Решение уравнений с минусом и

    Разделим обе части на выражение a − b

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

    Решение уравнений с минусом и

    Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

    Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

    Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

    Решение уравнений с минусом и

    Решение уравнений с минусом и

    Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

    Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

    Решение уравнений с минусом и

    Пример 4. Дано буквенное уравнение Решение уравнений с минусом и. Выразите из данного уравнения x

    Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

    Решение уравнений с минусом и

    Умнóжим обе части на a

    Решение уравнений с минусом и

    В левой части x вынесем за скобки

    Решение уравнений с минусом и

    Разделим обе части на выражение (1 − a)

    Решение уравнений с минусом и

    Линейные уравнения с одним неизвестным

    Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

    Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

    Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

    Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

    Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

    Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

    Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

    Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

    Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

    Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

    Решение уравнений с минусом и

    Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Решение уравнений с минусом ипримет вид Решение уравнений с минусом и.
    Отсюда Решение уравнений с минусом и.

    Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

    В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

    Поделиться или сохранить к себе: