Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Решение простых линейных уравнений

Решение уравнений поэтапно по математике

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Видео:Математика | Решение уравненийСкачать

Математика | Решение уравнений

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
  • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

Видео:Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 классСкачать

Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 класс

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

    Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

−4x = 12 | : (−4)
x = −3

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Алгоритм решения простого линейного уравнения
  1. Раскрываем скобки, если они есть.
  2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
  3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
  4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

    Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

Приведем подобные члены.

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

    Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

  1. 4х + 8 = 6 − 7х
  2. 4х + 7х = 6 − 8
  3. 11х = −2
  4. х = −2 : 11
  5. х = −2/11

Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

Пример 5. Решить: Решение уравнений поэтапно по математике

  1. Решение уравнений поэтапно по математике
  2. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
  3. 9х — 12 = 28х + 24
  4. 9х — 28х = 24 + 12
  5. -19х = 36
  6. х = 36 : (-19)
  7. х = — 36/19

Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

Приведем подобные члены.

Ответ: нет решений.

Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.

Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!

Обычные ур-ния по-шагам

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Результат

Примеры уравнений

  • Линейные ур-ния
  • Квадратные ур-ния
  • Тригонометрические ур-ния
  • Ур-ния с модулем
  • Логарифмические ур-ния
  • Показательные ур-ния
  • Уравнения с корнями
  • Кубические и высших степеней ур-ния
  • Ур-ния с численным решением

Указанные выше примеры содержат также:

  • квадратные корни sqrt(x),
    кубические корни cbrt(x)
  • тригонометрические функции:
    синус sin(x), косинус cos(x), тангенс tan(x), котангенс ctan(x)
  • показательные функции и экспоненты exp(x)
  • обратные тригонометрические функции:
    арксинус asin(x), арккосинус acos(x), арктангенс atan(x), арккотангенс actan(x)
  • натуральные логарифмы ln(x),
    десятичные логарифмы log(x)
  • гиперболические функции:
    гиперболический синус sh(x), гиперболический косинус ch(x), гиперболический тангенс и котангенс tanh(x), ctanh(x)
  • обратные гиперболические функции:
    asinh(x), acosh(x), atanh(x), actanh(x)
  • число Пи pi
  • комплексное число i

Правила ввода

Можно делать следующие операции

2*x — умножение 3/x — деление x^3 — возведение в степень x + 7 — сложение x — 6 — вычитание Действительные числа вводить в виде 7.5, не 7,5

Чтобы увидеть подробное решение,
помогите рассказать об этом сайте:

Видео:Повторяем решение уравнений. Полезно всем! Вебинар | МатематикаСкачать

Повторяем решение уравнений. Полезно всем! Вебинар | Математика

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение уравнений - математика 6 классСкачать

Решение уравнений - математика 6 класс

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Решение уравнений поэтапно по математике

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)Скачать

Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Вернем получившееся равенство Решение уравнений поэтапно по математикев первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 4. Рассмотрим равенство Решение уравнений поэтапно по математике

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Решение уравнений поэтапно по математике

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Решение уравнений поэтапно по математике

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Решение уравнений поэтапно по математике

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Решение уравнений поэтапно по математике

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Решение уравнений поэтапно по математике

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Решение уравнений поэтапно по математике

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Решение уравнений поэтапно по математике

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Решение уравнений поэтапно по математике

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Решение уравнений поэтапно по математике

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Решение уравнений поэтапно по математике

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Решение уравнений поэтапно по математике

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Решение уравнений поэтапно по математике

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Решение уравнений поэтапно по математике

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Решение уравнений поэтапно по математикепозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Решение уравнений поэтапно по математикетребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Решение уравнений поэтапно по математике

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Решение уравнений поэтапно по математикевместо числа 15 располагается переменная x

Решение уравнений поэтапно по математике

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Решение уравнений поэтапно по математике

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Решение уравнений поэтапно по математике. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Решение уравнений поэтапно по математикевместо числа 5 располагается переменная x .

Решение уравнений поэтапно по математике

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Решение уравнений поэтапно по математике

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Решение уравнений поэтапно по математике. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Решение уравнений поэтапно по математике

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Решение уравнений поэтапно по математике

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Решение уравнений поэтапно по математике

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Решение уравнений поэтапно по математике

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Решение уравнений поэтапно по математике

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Решение уравнений поэтапно по математике

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Мы получили новое уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Решение уравнений поэтапно по математике

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Решение уравнений поэтапно по математике

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Решение уравнений поэтапно по математике

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда x равен 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Решение уравнений | Математика 3 класс #4 | ИнфоурокСкачать

Решение уравнений | Математика 3 класс #4 | Инфоурок

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Решение уравнений поэтапно по математике

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Решение уравнений поэтапно по математике

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Решение уравнений поэтапно по математике

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике.

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Решение уравнений поэтапно по математикемы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений поэтапно по математикетак же равен 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение уравнений поэтапно по математике

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математикеВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение уравнений поэтапно по математике

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Решение уравнений поэтапно по математике

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 4,5

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Решение уравнений поэтапно по математикемы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений поэтапно по математикетак же равен 4,5

Решение уравнений поэтапно по математике

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Решение уравнений поэтапно по математике

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Решение уравнений поэтапно по математике

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Решение уравнений поэтапно по математике.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Решение уравнений поэтапно по математике

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Решение уравнений поэтапно по математике

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Решение уравнений поэтапно по математике

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Решение уравнений поэтапно по математике

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Решение уравнений поэтапно по математике

В результате останется простейшее уравнение

Решение уравнений поэтапно по математике

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 4

Решение уравнений поэтапно по математике

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Решение уравнений поэтапно по математике, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Решение уравнений поэтапно по математике

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Решение уравнений поэтапно по математикена множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части уравнения на 15

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Решение уравнений поэтапно по математике

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Решение уравнений поэтапно по математике

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 5

Решение уравнений поэтапно по математике

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части уравнения на 3

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Решение уравнений поэтапно по математике

Останется простейшее уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение уравнений поэтапно по математике

Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 9

Решение уравнений поэтапно по математике

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части уравнения на 6

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Решение уравнений поэтапно по математике

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Решение уравнений поэтапно по математике

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению Решение уравнений поэтапно по математикеи подставим вместо x найденное значение 4

Решение уравнений поэтапно по математике

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части уравнения на 15

Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Решение уравнений поэтапно по математике

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки там, где это можно:

Решение уравнений поэтапно по математике

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Найдём значение x

Решение уравнений поэтапно по математике

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Решение уравнений поэтапно по математике

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Решение уравнений поэтапно по математике

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Решение уравнений поэтапно по математике

Значение переменной А равно Решение уравнений поэтапно по математике. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Решение уравнений поэтапно по математике, то уравнение будет решено верно

Решение уравнений поэтапно по математике

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Решение уравнений поэтапно по математике. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Решение уравнений поэтапно по математике

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Решение уравнений поэтапно по математике

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Решение уравнений поэтапно по математике

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Решение уравнений поэтапно по математике

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые:

Решение уравнений поэтапно по математике

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Решение уравнений поэтапно по математике. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Решение уравнений поэтапно по математике

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Решение уравнений поэтапно по математикена самом деле выглядит следующим образом:

Решение уравнений поэтапно по математике

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Решение уравнений поэтапно по математике

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Решение уравнений поэтапно по математике

Итак, корень уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Решение уравнений поэтапно по математике

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Решение уравнений поэтапно по математикена минус единицу:

Решение уравнений поэтапно по математике

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Решение уравнений поэтапно по математике, а правая часть будет равна 10

Решение уравнений поэтапно по математике

Корень этого уравнения, как и уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеравен 5

Решение уравнений поэтапно по математике

Значит уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеи Решение уравнений поэтапно по математикеравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Решение уравнений поэтапно по математикена −1 можно записать подробно следующим образом:

Решение уравнений поэтапно по математике

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Решение уравнений поэтапно по математике

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Решение уравнений поэтапно по математикена −1 , мы получили уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Решение уравнений поэтапно по математике

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Решение уравнений поэтапно по математике

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Решение уравнений поэтапно по математике

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Решение уравнений поэтапно по математике

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:ОГЭ по математике. Решаем уравнения | МатематикаСкачать

ОГЭ по математике. Решаем уравнения | Математика

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Решение уравнений поэтапно по математикемы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Решение уравнений поэтапно по математике

Но если в уравнении Решение уравнений поэтапно по математикеобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Решение уравнений поэтапно по математике

Уравнения вида Решение уравнений поэтапно по математикемы решали выражая неизвестное слагаемое:

Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Решение уравнений поэтапно по математикеслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Далее разделить обе части на 2

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Решение уравнений поэтапно по математике

В случае с уравнениями вида Решение уравнений поэтапно по математикеудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)Скачать

Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Решение уравнений поэтапно по математике

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Решение уравнений поэтапно по математике

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Решение уравнений поэтапно по математикеи убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:УРАВНЕНИЕ 4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнениеСкачать

УРАВНЕНИЕ  4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнение

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Решение уравнений поэтапно по математикене имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Решение уравнений поэтапно по математике. Тогда уравнение примет следующий вид

Решение уравнений поэтапно по математике

Пусть Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 2. Решить уравнение Решение уравнений поэтапно по математике

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение уравнений поэтапно по математике

Приведем подобные слагаемые:

Решение уравнений поэтапно по математике

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Решение уравнений поэтапно по математике

Видео:Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать

Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Решение уравнений поэтапно по математике

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Решение уравнений поэтапно по математикена t

Решение уравнений поэтапно по математике

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Решение уравнений поэтапно по математике

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Решение уравнений поэтапно по математикеопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Решение уравнений поэтапно по математике

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Решение уравнений поэтапно по математике

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Решение уравнений поэтапно по математикепримет следующий вид

Решение уравнений поэтапно по математике

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Решение уравнений поэтапно по математике

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Решение уравнений поэтапно по математике

Затем разделить обе части на 50

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 2. Дано буквенное уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Решение уравнений поэтапно по математике

Разделим обе части уравнения на b

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Решение уравнений поэтапно по математике

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Решение уравнений поэтапно по математике

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части вынесем за скобки множитель x

Решение уравнений поэтапно по математике

Разделим обе части на выражение a − b

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Решение уравнений поэтапно по математике

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Решение уравнений поэтапно по математике

Решение уравнений поэтапно по математике

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Решение уравнений поэтапно по математике

Пример 4. Дано буквенное уравнение Решение уравнений поэтапно по математике. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Решение уравнений поэтапно по математике

Умнóжим обе части на a

Решение уравнений поэтапно по математике

В левой части x вынесем за скобки

Решение уравнений поэтапно по математике

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Решение уравнений поэтапно по математике

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Решение уравнений поэтапно по математике

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Решение уравнений поэтапно по математикепримет вид Решение уравнений поэтапно по математике.
Отсюда Решение уравнений поэтапно по математике.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Поделиться или сохранить к себе: