РЕШЕНИЕ КУБИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ ПО СХЕМЕ ГОРНЕРА
4x 3 — 19x 2 + 19x + 6 = 0
Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 6 являются ±1, ±2, ±3, ±6.
1: 4 — 19 + 19 + 6 = 10 ⇒ число 1 не является корнем многочлена
-1: -4 — 19 — 19 + 6 = -36 ⇒ число -1 не является корнем многочлена
2: 4 ∙ 8 — 19 ∙ 4 + 19 ∙ 2 + 6 = 0 ⇒ число 2 является корнем многочлена
Мы нашли 1 из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x — 2. Для того, чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:
4 | -19 | 19 | 6 |
2 |
В верхней строке выставляются коэффициенты исходного многочлена. В первой ячейке второй строки ставится найденный нами корень 2. Во второй строке пишутся коэффициенты многочлена, который получится в результате деления. Они считаются так:
| Во вторую ячейку второй строки запишем число 1, просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки. | |||||||||
| 2 ∙ 4 — 19 = -11 | |||||||||
| 2 ∙ (-11) + 19 = -3 | |||||||||
| 2 ∙ (-3) + 6 = 0 |
Последнее число — это остаток от деления. Если он равен 0, значит мы все верно посчитали.
Таким образом мы исходный многочлен разложили на множители:
4x 3 — 19x 2 + 19x + 6 = (x — 2)(4x 2 — 11x — 3)
И теперь, всего лишь, осталось найти корни квадратного уравнения
4x 2 — 11x — 3 = 0
D = b 2 — 4ac = (-11) 2 — 4 ∙ 4 ∙ (-3) = 169
D > 0 ⇒ уравнение имеет 2 корня
Видео:Схема Горнера. 10 класс.Скачать
Схема Горнера. Корни многочлена
Разделы: Математика
Цели урока:
- научить учащихся решать уравнения высших степеней используя схему Горнера;
- воспитывать умение работать в парах;
- создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
- помочь ученику оценить свой потенциал, развивать интерес к математике, умение мыслить, высказываться по теме.
Оборудование: карточки для работы в группах, плакат со схемой Горнера.
Метод обучения: лекция, рассказ, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
— Какая теорема позволяет определить, является ли число корнем данного уравнения (сформулировать теорему)?
Теорема Безу. Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен х-с равен Р(с), число с называют корнем многочлена Р(х), если Р(с)=0. Теорема позволяет, не выполняя операцию деления, определить, является ли данное число корнем многочлена.
— Какие утверждения облегчают поиск корней?
а) Если старший коэффициент многочлена равен единице, то корни многочлена следует искать среди делителей свободного члена.
б) Если сумма коэффициентов многочлена равна 0, то один из корней равен 1.
в)Если сумма коэффициентов стоящих на четных местах, равна сумме коэффициентов, стоящих на нечетных местах, то один из корней равен -1.
г) Если все коэффициенты положительны, то корнями многочлена являются отрицательные числа.
д) Многочлен нечетной степени имеет хотя бы один действительный корень.
3. Изучение нового материала
При решении целых алгебраических уравнений приходиться находить значения корней многочленов. Эту операцию можно существенно упростить, если проводить вычисления по специальному алгоритму, называемому схемой Горнера. Эта схема названа в честь английского ученого Уильяма Джорджа Горнера. Схема Горнера это алгоритм для вычисления частного и остатка от деления многочлена Р(х) на х-с. Кратко, как он устроен.
Пусть дан произвольный многочлен Р(х)=а0х n + а1х n-1 + …+ аn-1х+ аn. Деление этого многочлена на х-с – это представление его в виде Р(х)=(х-с)g(х) + r(х). Частное g(х)=в0х n-1 + вnх n-2 +…+вn-2х + вn-1, где в0=а0, вn=свn-1 +аn, n=1,2,3,…n-1. Остаток r(х)= свn-1 +аn . Этот метод вычисления и называется схемой Горнера. Слово « схема» в названии алгоритма связана с тем, что обычно его выполнение оформляют следующим образом. Сначала рисуют таблицу 2(n+2). В левой нижней клетке записывают число с, а в верхней строке коэффициенты многочлена Р(х). При этом левую верхнюю клетку оставляют пустой.
Видео:Схема ГорнераСкачать
Решение уравнений по схеме горнера примеры
1. Разделить 5 x 4 + 5 x 3 + x 2 − 11 на x − 1 , используя схему Горнера.
Составим таблицу из двух строк: в первой строке запишем коэффициенты многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11, расположенные по убыванию степеней переменной x. Заметьте, что данный многочлен не содержит x в первой степени, т.е. коэффициент перед x в первой степени равен 0. Так как мы делим на x−1, то во второй строке запишем единицу:
Начнем заполнять пустые ячейки во второй строке. Во вторую ячейку второй строки запишем число 5 , просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки:
Следующую ячейку заполним по такому принципу: 1 ⋅ 5 + 5 = 10 :
Аналогично заполним и четвертую ячейку второй строки: 1 ⋅ 10 + 1 = 11 :
Для пятой ячейки получим: 1 ⋅ 11 + 0 = 11 :
И, наконец, для последней, шестой ячейки, имеем: 1 ⋅ 11 + ( −11) = 0 :
Задача решена, осталось только записать ответ:
Как видите, числа, расположенные во второй строке (между единицей и нулём), есть коэффициенты многочлена, полученного после деления 5x 4 +5x 3 +x 2 −11 на x−1. Естественно, что так как степень исходного многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11 равнялась четырём, то степень полученного многочлена 5x 3 +10x 2 +11x+11 на единицу меньше, т.е. равна трём. Последнее число во второй строке (ноль) означает остаток от деления многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11 на x−1.
В нашем случае остаток равна нулю, т.е. многочлены делятся нацело. Этот результат ещё можно охарактеризовать так: значение многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11 при x=1 равно нулю.
Можно сформулировать вывод и в такой форме: так как значение многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11 при x=1 равно нулю, то единица является корнем многочлена 5x 4 +5x 3 +x 2 −11.
2. Найдите неполное частное, остаток от деления многочлена
🔍 Видео
Кубические уравнения. Деление столбиком. Схема Горнера.Скачать
Вспоминаем схему Горнера и уравнения высших степенейСкачать
Математика за 2 минуты: схема ГорнераСкачать
Схема Горнера. Теперь вы ее точно поймете и не забудетеСкачать
СХЕМА ГОРНЕРА 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать
Схема Горнера. Объяснение на пальцах. Деление многочленовСкачать
Теорема Безу. Схема Горнера. Практическая часть. 10 класс.Скачать
КАК РЕШАТЬ КУБИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | Разбираем на конкретном примереСкачать
Теорема Безу. Схема Горнера. Практическая часть. 10 класс.Скачать
СХЕМА ГОРНЕРА ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать
Как решать уравнения по схеме ГорнераСкачать
Решение уравнений высших степеней. Доступно о схеме ГорнераСкачать
Теорема Безу. Схема Горнера. Практическая часть. 10 класс.Скачать
Теорема Безу. 10 класс.Скачать
Как решать уравнения высших степеней, очень лёгкий способ!!!Скачать
Схема Горнера.Скачать
Теорема БезуСкачать
Теорема Безу Схема Горнера Решение уравнений высших степенейСкачать