Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 000
Автор проекта: ученик 10 «Б» класса
Научный руководитель проекта: учитель математики
1.1.Признаки присутствия мажоранты в задаче..………………. …. ….4
1.2.Примеры элементарных функций, которые имеют ограниченное множество значений……………………………..……………………. ….5
1.3. Встреча на краю. 6
При решении нестандартных задач встречаются уравнения, содержащие разнородные функции. Задания подобного типа встречаются среди экзаменационных.
Решение уравнений и неравенств — важный раздел в математике. Успешное изучение математики невозможно без умения решать разнообразные неравенства и уравнения. Один из способов решения неравенств и уравнений – метод мажорант. Этим методом можно решать нестандартные уравнения; уравнения повышенной сложности, задачи с параметром.
В разных источниках данный метод называется по-разному. Некоторые математики называют этот метод по-другому: «метод математической оценки», «метод mini-max», задачи «встреча на краю». Но в большинстве источников он называется «метод мажорант» Это очень красивый метод, и ему непременно надо научиться всем. Метод, который имеет место быть в ЕГЭ.
Цель: показать практически универсальный алгоритм решения многих задач методом мажорант
Изучить определения мажоранты функции и исследовать, какие функции имеют мажоранту. Изучить метод мажоранта, применить этот метод для решения нестандартных уравнений и неравенств. Привести примеры уравнений и неравенств, которые могут быть решены методом мажоранта. Создать сборник задач по теме метод мажоранта для подготовки к ЕГЭ.
История слова «мажорант». В большой советской энциклопедии читаем «Мажоранта и миноранта, две функции, значения первой из которых не меньше, а второй не больше соответствующих значений данной функции (для всех рассматриваемых значений независимого переменного).
Главные выводы работы:
Выполняя данный исследовательский проект, я провел огромную работу. Для начала надо было собрать и систематизировать информацию по данной теме, что было достаточно тяжело, так как эта тема для меня новая, незнакомая, и все надо было начинать с нуля. Главной же частью данного проекта была практическая часть, а именно создание сборника задач по теме «Метод мажоранта» при решении уравнений и неравенств, который пригодится будущем, а именно при подготовке к ЕГЭ.
1. Обзор литературы
Метод мажорант — нестандартный метод решения уравнения и неравенств. Заключается в том, что одна часть уравнения (или неравенства) ограничена сверху неким числом М, а другая часть уравнения (или неравенства) ограничена снизу этим же числом М. Число М называется мажорантой.
Мы знаем много мажорант для известных функций:
Методом мажорант решаются уравнения вида f(x)=g(x), где f(x) и g(x) — функции совершенно разного вида.
Мажорантой (от magiorante – главенствующий) данной функции f на множестве р называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех хр, либо f(х) ≥ М для всех хр.
1.1. Признаки присутствия мажоранты в задаче:
- Смешанное уравнение (или неравенство), т. е. в задании есть разнородные функции, например, логарифмическая и линейная, или квадратный трехчлен и тригонометрическая, или вообще несколько видов, т. е. наличие в уравнении функций, уравнения с которыми решаются принципиально разными способами Сложный, трехэтажный и пугающий вид, большие числа и коэффициенты, т. е. если очевидно, что стандартными методами уравнение не решить.
Для нахождения мажоранты необходимы:
- Знание свойств функций; Умение исследовать функции на максимум, минимум, области значений и прочие характеристики; Умение преобразовывать функции, так, чтобы было проще вытащить мажоранту;
При применении данного метода используется определение ограниченных функций.
- Функция f(x) называется ограниченной сверху, если существует такое число А, что для всех значений аргумента из области определения функции выполняется неравенство . Функция f(x) называется ограниченной снизу, если существует такое число А, что для всех значений аргумента из области определения функции выполняется неравенство . Функция, ограниченная сверху и снизу, называется просто ограниченной.
При решении уравнения с помощью метода мажорант, мы, как правило: выясняем, что правая часть уравнения больше или равна какого-то числа, а левая – меньше или равна. Или наоборот. равенство возможно, если обе части уравнения равны этому числу приравниваем ту часть уравнения, которая проще, к этому числу и находим соответствующее значение х проверяем, что при этом значении х другая часть уравнения также равна этому числу.
Необходимо знать некоторые нестандартные неравенства:
1. а) при a > 0, равенство при a = 1
б) при a 0 |x| ≥ 0 ≥ 0 — ≤ arcsinx ≤ 0 ≤ arccosx ≤ —
- Метод мажорант и его применение при решении уравнений и неравенств. II республиканская научно-практическая конференция школьников «От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
- Использование метода мажоранта при решении уравнений и неравенств статья по алгебре (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- История слова «мажорант». В большой советской энциклопедии читаем «Мажоранта и миноранта (франц. majorante и minorante, от majorer — объявлять большим и minorer — объявлять меньшим) (матем.), две функции, значения первой из которых не меньше, а второй не больше соответствующих значений данной функции (для всех рассматриваемых значений независимого переменного).
- 💥 Видео
Видео:Метод мажорантСкачать
Метод мажорант и его применение при решении уравнений и неравенств. II республиканская научно-практическая конференция школьников «От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
II республиканская научно-практическая конференция школьников
«От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
Секция: Математика. Информатика. Физика.
« Метод мажорант и его применение
при решении уравнений и неравенств »
Автор: Садыкова Гульназ Рафисовна
Ученица 10 класса
МБОУ «Кирбинская средняя
Лаишевского муниципального района
Научный руководитель: учитель математики
1. Определение мажоранты функции…………………………………….. 4
3. Примеры решения уравнений и неравенств методом мажорант…….. 8
Список использованной литературы……………………………………. 16
« Учимся не для школы, а для жизни»
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках, которые проявляются в обобщении, конкретизации, анализе, синтезе. Для реализации этих задач математического образования большую роль играют нестандартные задачи, при решении которых развивается творческое и логическое мышление, формируются способности нестандартно мыслить, проявляется самостоятельность, умение применять способы решения задачи в практической деятельности, использовать полученные знания и умения в решении прикладных и практических задач.
Решение уравнений и неравенств — важный раздел в математике. Успешное изучение математики невозможно без умения решать разнообразные неравенства и уравнения, поэтому я решила взять в качестве темы научно-исследовательской работы один из способов решения неравенств и уравнений – метод мажорант. Этим методом можно решать нестандартные уравнения; уравнения повышенной сложности, например, уравнения в левой и правой части которой находятся функции, имеющие различную природу; уравнения или системы уравнений, в которых количество переменных превышает количество уравнений; задачи с параметром.
В данном исследовании, во-первых, я узнала совершенно новый для себя способ решения уравнений-метод мажоранта, который встречается в ЕГЭ и мало изучается в школе. Во-вторых, научилась применять его непосредственно при решении уравнений и неравенств. Для этого я изучила и проанализировала материал по данной теме, на конкретных примерах училась применять метод мажоранта при решении уравнений и неравенств.
Метод мажорант также называют методом оценки левой и правой частей, входящих в уравнения и неравенства. Применение метода оценок будет успешным, если знать, как находить экстремумы элементарных функций, область значений, исследовать функцию с помощью производной, а также знать некоторые «полезные» неравенства.
Актуальность этой работы определяется успешным применением метода мажоранта в решении олимпиадных задач и заданий части С ЕГЭ, вступительных заданий в ВУЗы. Также работая над проектом я расширила свой кругозор и базу математических знаний.
Объект исследования: уравнения и неравенства в математике.
показать практически универсальный алгоритм решения многих задач методом мажорант, заинтересовать читателя решением нестандартных задач, стимулировать самостоятельный поиск и создание собственных задач подобного типа.
Гипотеза: решение уравнений и неравенств методом мажорант.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены
следующие задачи исследования:
сформировать навыки использования нетрадиционных методов решения уравнений и неравенств;
развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
сформировать устойчивый интерес к предмету для дальнейшей самостоятельной деятельности при подготовке к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам в вузы
пополнить библиотеку методических пособий в школьном кабинете математики.
Базой моих исследований являются книги и журналы: 1. 3000 конкурсных задач по математике./ Сост. Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А.; под ред. проф. Н.А. Бобылева. –М.: Айрис Рольф; 1997. 2. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие./ Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. –М.: Наука; 1987. 3. Ткачук В.В. «Математика абитуриенту», Москва: МЦНМО, 2008. 4. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании»
При работе над проектом применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ источников информации по методу мажоранта; моделирование приемов использования метода мажоранта в решениях уравнений и неравенств.
2) эмпирические: исследование различных случаев решения уравнений и неравенств.
Работа « Метод мажорант и его применение при решении уравнений и неравенств » имеет практическое значение . Оно заключается в следующем: метод мажорант при решении уравнений и неравенств нам поможет при подготовке к ЕГЭ и к вступительным экзаменам в ВУЗы, получить более высокий конечный результат.
Оборудование – мультимедийный проектор
Определение мажоранты функции
Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
Работа посвящена одному из нестандартных методов решения уравнений и неравенств – методу, основанному на свойстве ограниченности функций, который называется метод «мажорант».
Определение. Мажорантой данной функции f(х) на множестве Р (или множества А чисел) называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех х ϵ Р, либо f(х) ≥ М для всех х ϵ Р (соответственно, х ≤ М для всех х из А, или х ≥ М для всех х из А).
Термин «мажоранта» происходит от франц узского слова «majorante» , от «majorer» — объявлять большим.
Мажоранты многих элементарных функции известны. Их нетрудно указать, зная область значений функции. Приведем примеры функций, мажоранты которых знаем.
Видео:Шаг 8. Сумасшедшее уравнение (метод мажорант)Скачать
Использование метода мажоранта при решении уравнений и неравенств
статья по алгебре (11 класс) по теме
При решении нестандартных задач встречаются уравнения, содержащие разнородные функции, решение которых бывает несложным, если использовать свойства числовых функций.
Видео:Метод МажорантСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_mazhoranta_pri_reshenii_uravneniy_i_neravenstv.rar | 62.99 КБ |
Видео:Метод мажорант ★ Решите уравнение ★ 3^x+3^(-x)=2cosx ★ Интересный нестандартСкачать
Предварительный просмотр:
Использование метода мажоранта при решении уравнений
МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Рубцовского района Алтайского края
При решении нестандартных задач встречаются уравнения, содержащие разнородные функции. Задания подобного типа встречаются среди экзаменационных. В учебнике «Алгебра и начала анализа» А.Г.Мордковича есть несколько подобных заданий, но четкого определения и метода решения данных уравнений нет.
В разных источниках данный метод называется по-разному. Некоторые математики называют этот метод по-другому: «метод математической оценки», «метод mini-max», задачи « встреча на краю ». А.Г.Мордкович в учебнике «Алгебра и начала анализа» предлагает рассматривать данный метод как «довольно красивую разновидность функционально-графического метода». Но в большинстве источников он называется «метод мажорант» Это очень красивый метод, и ему непременно надо научиться всем. Метод, который имеет место быть в ЕГЭ.
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
История слова «мажорант». В большой советской энциклопедии читаем «Мажоранта и миноранта (франц. majorante и minorante, от majorer — объявлять большим и minorer — объявлять меньшим) (матем.), две функции, значения первой из которых не меньше, а второй не больше соответствующих значений данной функции (для всех рассматриваемых значений независимого переменного).
Метод мажорант — нестандартный метод решения уравнения и неравенств. Заключается в том, что одна часть уравнения (или неравенства) ограничена сверху неким числом М, а другая часть уравнения (или неравенства) ограничена снизу этим же числом М. Число М называется мажорантой.
Мы знаем много мажорант для известных функций:
Методом мажорант решаются уравнения вида f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) функции совершенно разного вида.
Мажорантой (от magiorante – главенствующий) данной функции f на множестве р называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех хр, либо f(х) ≥ М для всех хр.
Что нужно знать и уметь, чтобы применить данный метод?
Из первого уравнения получаем, что х=0, но sin 01.
f(х)= 3, g(x)= lg(10-х 2 )
10- х 2 10, функция y=lgt – возрастающая, значит, lg(10-х 2 ) lg10; lg(10-х 2 ) 1, т.е. g(x) 1.
Исходное уравнение равносильно системе
0 – корень уравнения.
25х 2 -20х+6=2-cos 2
25х 2 -20х+4=-cos 2
(5x-2) 2 0, 0 cos 2 1, значит, -1-cos 2 0, т.е. М=0.
Решая, первое уравнение, имеем, что х=0,4. Подставляя во второе уравнение, получаем верное равенство.
Решение. ОДЗ: 2≤x≤4 .
Рассмотрим правую часть уравнения.
Введем функцию y = x 2 – 6x + 11 .
Графиком функции является парабола с вершиной A(3;2) .
Наименьшее значение функции y(3) = 2, т. е.
y = x 2 – 6x + 11≥2.
Рассмотрим левую часть уравнения. Введем функцию
С помощью производной нетрудно найти максимум функции, которая дифференцируема на (2; 4) ;
Составим систему уравнений, исходя из указанных выше условий:
Решив первое уравнение системы, имеем x = 3 . Подставляя это значение во второе уравнение, убеждаемся, что x = 3 – решение системы.
Как мы видите, уравнения решаются довольно несложно, главное в подобных задачах — увидеть наличие мажоранты.
Признаки присутствия мажоранты в задаче
- Смешанное уравнение (или неравенство), т.е. в задании есть разнородные функции, например, логарифмическая и линейная, или квадратный трехчлен и тригонометрическая, или вообще несколько видов.
- Сложный, трехэтажный и пугающий вид, большие числа и коэффициенты.
Для нахождения мажоранты необходимы:
- Здравый смысл и нестандартный взгляд на вещи;
- Знание свойств функций;
- Умение исследовать функции на максимум, минимум, области значений и прочие характеристики;
- Умение преобразовывать функции, так, чтобы было проще вытащить мажоранту;
- При применении данного метода используется определение ограниченных функций.
Функция f(x) называется ограниченной сверху , если существует такое число А, что для всех значений аргумента из области определения функции выполняется неравенство .
Функция f(x) называется ограниченной снизу , если существует такое число А, что для всех значений аргумента из области определения функции выполняется неравенство .
Функция, ограниченная сверху и снизу, называется просто ограниченной.
- Знать некоторые нестандартные неравенства.
1. а) при равенство при
б) при равенство достигается при
2. при равенство достигается при
Мажоранту можно найти, используя графики функций.
Найдем, при каком значении x минимум функции y 1 совпадает с максимумом функции y 2 .
Для того чтобы найти мажоранту нужно выполнить одно или несколько действий:
а) найти D(f) функции;
б) найти E(f) функции;
в) исследовать функцию на экстремум;
г) если функция определена на отрезке, найти наибольшее и наименьшее значения;
д) применить известные опорные неравенства.
💥 Видео
Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Метод мажорант в задаче C5: простейшие приложенияСкачать
Решение систем уравнений методом сложенияСкачать
Параметры 7. Метод оценки/ минимакса/ мажорант. Ограниченность функцийСкачать
Задание №20. Уравнение 2 часть ОГЭ по математике 2023 | УмскулСкачать
Решение уравнения методом замены переменнойСкачать
#1 НЕСТАНДАРТНОЕ УРАВНЕНИЕ (МЕТОД МАЖОРАНТ)Скачать
Задача с параметром. Метод мажорантСкачать
Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать
Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Метод МАЖОРАНТ 3^(x²+1)+5^(x⁴)=4-(tgx)²Скачать
Решение систем уравнений методом сложенияСкачать
9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать