Данный метод используется не только в задачах с параметром, но и для решения обыкновенных уравнений, систем уравнений или неравенств. Он входит в стандартный курс школьной программы и наверняка вы с ним сталкивались, но в несколько упрощенном варианте. Сначала я кратко напомню, в чем заключается этот метод. Затем разберем, как его применять для решения задач с параметром, и рассмотрим несколько типовых примеров.
Для начала рассмотрим уравнение с одной переменной (f(x)=0). Для того, чтобы решить его графическим методом, нужно построить график функции (y=f(x)). Точки пересечения графика с осью абсцисс (ось (х)) и будут решениями нашего уравнения.
Или рассмотрим уравнение (f(x)=g(x)). Точно так же строим на одной координатной плоскости графики функций (y=f(x)) и (y=g(x)), абсциссы точек их пересечения будут решениями уравнения.
Стоит отдельно отметить, что для решения графическим методом необходимо выполнять очень качественный и точный рисунок.
Решить графическим методом уравнение (x^2+3x=5x+3).
Решение: Построим на одной координатной плоскости графики функций (y=x^2+3x) и (y=5x+3). См. рис.1.
(y=5x+3) – красный график; (y=x^2+3x) – синий график.
Из Рис.1 видно, что графики пересекаются в точках ((-1;2)) и ((3;18)). Таким образом, решением нашего уравнения будут: (_=-1; _=3).
Теперь рассмотрим уравнение с двумя переменными (f(x,y)=0). Решением этого уравнения будет множество пар точек ((x,y)), которые можно изобразить в виде графика на координатной плоскости ((xOy)). Если решать это уравнение аналитически, то, как правило, мы выражаем одну переменную через другую ((x,y=f(x))) или ((x=f(y),y)).
В качестве примера рассмотрим обыкновенное линейное уравнение (2x-5y=10). (1) Выражаем (x=frac) – это называется общим решением уравнения. Изобразим его на координатной плоскости, построив график (Рис. 2):
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

«Графические методы решения уравнения и неравенства с параметрами»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Графические методы решения уравнений и неравенств с параметрами
Координатная плоскость Oxy задачи вида 
задачи вида 
задачи вида 
задачи вида 
задачи вида 

задачи вида 
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры, но их решение вызывает у нас значительные затруднения. Связано это с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решая задания ЕГЭ мы встречаемся с трудностями решения задач с параметрами. Поэтому я решила более глубоко вникнуть в решение подобных заданий для расширения моих представлений о приемах и методах решения уравнений и неравенств с параметром при подготовке к ЕГЭ.
Решению задач с параметрами в шк ольной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной затруднения учащихся в решении задач с параметрами по моему является отсутствие системы заданий по данной теме в наших учебниках.
Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности?
Параметр — это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему).
В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у себя умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомиться с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Решая задачи нужно знать, что при выполнении работы можно выбрать любой способ решения. Главное, чтобы задача была решена правильно. Работая над проблемой я выделила следующие задачи :
v Возможность реализовать свой интерес к математике и индивидуальные возможности для его освоения.
v Умение решать стандартные и нестандартные уравнения и неравенства с параметром.
v Обеспечение подготовки к поступлению в вуз.
Использую возможности интернета я нашла литературу из которой мне понравились работы Г.А. Тинякова, В.В. Амелькина, А.Г.Корянова наиболее доступно раскрывающие проблемы решения задач с параметрами.
Рассмотрим приемы и методы решений задач с параметрами с использованием метода наглядной графической интерпретации. В зависимости от того, какая роль отводится параметру в задаче, можно выделить два основных графических приема: первый — построение графического образа на координатной плоскости Оху, второй — на координатной плоскости Оха.
Суть каждого способа рассмотрена на примерах.
Встречающиеся задачи на исследование уравнения или неравенства с параметром а можно записать в виде 
где символ v заменяет один из знаков 
Так как основу уравнений и неравенств составляют выражения 





Координатная плоскость Oxy задачи вида
Первый прием заключается в следующем. Исходное уравнение (или неравенство) преобразуют к виду 






в зависимости от параметра а.
Решение. Рассмотрим взаимное расположениеграфикафункции



пересечения; две общие точки получаем при условии A = 0 или A > 1.
На рисунке 1 представлен случай, когда графики имеют ровно три общих точки. Данное уравнение имеет три различных корня, если выполняется условие 
Число различных корней
Число различных корней
задачи вида 
При решении задач данного вида используется семейство функций 
Пример. Найти все значения а, при каждом из которых функция
имеет ровно три нуля.
Решение. Переформулируем задачу: найти все значения а, при каждом из которых уравнение 
При 


При 


функция является кусочно-линейной и ее график (см. рис. 2) получается из графика функции 



Функция 





Если прямая 



Если прямая 


задачи вида 
При решении задач данного вида используется семейство функций 
смещением вдоль оси Ох на а единиц влево при a > 0, вправо — при a
задачи вида 
Рассмотрим применение семейства функций вида 
Пример. (ЕГЭ, 2007). Найти все значения а, для которых при каждом х из промежутка (4; 8] значение выражения 
Решение. 1. Пусть log 2 х = t , тогда при х = 4 имеем t = 2 ; если х = 8, то t = 3. Так как функция t = log 2 х непрерывная и возрастающая, то при всех значениях переменной х из промежутка (4; 8] переменная t принимает все значения из промежутка (2; 3].
2. Переформулируем задачу: найти все значения а , для которых при каждом t из промежутка (2; 3] значение выражения t 2 -8 не равно значению выражения 
3. Графиком функции 

4. Парабола 

(2; -4), равен: 



5. Условие « значение выражения t 2 -8 не равно значению выражения 


Решая совокупность неравенств, получаем ответ. Ответ: 
задачи вида 
При решении задач данного вида используется семейство функций ga ( x )= ag ( x ), графики которых отличаются от графика функции у = g ( x ) сжатием (растяжением) вдоль оси Оу : растяжением, если а >1; сжатием при 0 а x , если а =-1; сочетанием указанных преобразований для остальных значений 

Решение. Перепишем данное уравнение в следующем виде: 


Если а =0, то прямая у =0 и график функции 
Если а > 0, то ветви параболы направлены вверх, и графики не имеют общих точек.
Пусть 







Ответ.
Данный метод представляет собой некоторое обобщение графического метода решения уравнений и неравенств, основанного на использовании координатной плоскости Oxa или Oax . В последнем случае ось Ох называют координатной, ось Oa — параметрической , а плоскости Oxa и Oax – координатно-параметрическими (или КП — плоскостями).
При использовании этого метода исходное уравнение (или неравенство) преобразуют к виду 







При решении конкретной задачи координатно-параметрическим методом в ходе решения плоскость Oxa разбивается на «частичные области», внутри каждой из которых геометрически интерпретируется и решается поставленная задача.
Замечание. В частности, понятие «частичных областей» используется при решении уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком абсолютной величины (этот метод называют методом «частичных областей»). В свою очередь при решении логарифмических и показательных (и некоторых других) уравнений и неравенств также приходится разбивать плоскость Oxa на области.
задачи вида 
При решении уравнения или неравенства 
Для решения неравенств полезным будет напомнить одно простое утверждение: пусть имеется график функции 

задачи вида
Рассмотрим уравнения и неравенства, в которых переменные х или a заданы в неявном виде, и выразить какую-либо переменную в явном виде сложно.
В предлагаемых задачах уравнение с двумя переменными f ( a , х )=0 , как правило, задает на координатной плоскости некоторые линии. Это составляет основу при решении неравенств.
Для решения неравенств вида 
Для решения уравнений или неравенств, содержащих знак модуля, обычно используют метод «частичных областей». Основная идея этого метода состоит в том, что решение задачи в исходной области (в частности, на плоскости Оха ) сводится к решению совокупности смешанных систем (уравнений и неравенств), не содержащих знаков абсолютной величины, в каждой частичной области, на которые разбивается исходная область.
Лучше всего приведенные методы работают в тех случаях, когда в условии задачи ставится вопрос о количестве корней в зависимости от значений параметра или определения значений параметра, при которых решение отсутствует или единственно.
Графическое представление уравнения или системы уравнений с параметром обладает несколькими несомненными преимуществами: во- первых, построив график (графики), можно определить, как влияет на них и, соответственно, на решение уравнения изменение параметра; во- вторых, иногда график дает возможность сформулировать аналитически необходимые и достаточные условия для решения поставленной задачи и, в-третьих, ряд теорем позволяет на основании графической информации делать вполне строгие и обоснованные заключения о количестве корней уравнения, об их границах и т.д.
Естественно, что при использовании графических методов возникает вопрос о строгости решения. Требования к строгости должны определяться здравым смыслом.В случаях, когда результат, полученный с помощью графического метода, вызывает сомнения, его необходимо подкрепить аналитически.
Иногда бывает достаточно лишь построить необходимые графики и, используя свойства непрерывности и монотонности функций, сделать правильный вывод.
1. Г.А. Тиняков, И.Г. Тиняков Задачи с параметрами, Москва, 1996
2. В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич, Задачи с параметрами, Минск «Асар», 2004.
3. С.А. Субханкулова, Задачи с параметрами, Москва, ООО «Илекса», 2009
4. А.Г. Корянов, А.А. Прокофьев, Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений, Математика ЕГЭ 2011 (типовые задания С5)
5. А.А. Прокофьев, Задачи с параметрами, Москва, 2004
Видео:Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Графический методСкачать

Графический метод решения задач с параметрами
Теперь вы узнали, что такое параметр, и увидели решение самых простых задач.
Но подождите — рано успокаиваться и говорить, что вы все знаете. Есть множество типов задач с параметрами и приемов их решения. Чтобы чувствовать себя уверенно, мало посмотреть решения трех незатейливых задач.
Вот список тем, которые стоит повторить:
1. Элементарные функции и их графики. Парабола, синус, логарифм, арктангенс и все остальные — всех их надо знать «в лицо».
Только после этого можно переходить к самому простому и наглядному способу решения задач с параметрами — графическому. Конечно, он не единственный. Но начинать лучше всего именно с него.
Мы разберем несколько самых простых задач, решаемых графическим методом. Больше задач — в видеокурсе «Графический метод решения задач с параметрами» (бесплатно).
1. При каких значениях параметра a уравнение имеет ровно 2 различных решения?
Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
В первом уравнении выделим полный квадрат:
Это уравнение окружности с центром в точке и радиусом равным 2. Обратите внимание — графики будем строить в координатах х; а.
Уравнение задает прямую, проходящую через начало координат. Нам нужны ординаты точек, лежащих на окружности и не лежащих на этой прямой.
Для того чтобы точка лежала на окружности, ее ордината а должна быть не меньше 0 и не больше 4.
Кроме того, точка не должна лежать на прямой , которая пересекает окружность в точках и Координаты этих точек легко найти, подставим в уравнение окружности.
Точка С также не подходит нам, поскольку при мы получим единственную точку, лежащую на окружности, и единственное решение уравнения.
2. Найдите все значения a, при которых уравнение имеет единственное решение.
Уравнение равносильно системе:
Мы возвели обе части уравнения в квадрат при условии, что (смотри тему «Иррациональные уравнения»).
Раскроем скобки в правой части уравнения, применяя формулу квадрата трехчлена. Получаем систему.
Приводим подобные слагаемые в уравнении.
Заметим, что при прибавлении к правой и левой части числа 49 можно выделить полные квадраты:
Решим систему графически:
Уравнение задает окружность с центром в точке , где радиус
Неравенство задает полуплоскость, которая расположена выше прямой , вместе с самой этой прямой.
Исходное уравнение имеет единственное решение, если окружность имеет единственную общую точку с полуплоскостью. Другими словами, окружность касается прямой, заданной уравнением
Пусть С — точка касания.
На координатной плоскости отметим точки и , в которых прямая пересекает оси Y и Х.
Рассмотрим треугольник ABP. Он прямоугольный, и радиус окружности PC является медианой этого треугольника. Значит по свойству медианы прямоугольного треугольника, проведенной к гипотенузе.
Из треугольника ABP найдем длину гипотенузы AB по теореме Пифагора.
Решая это уравнение, получаем, что
3. Найдите все положительные значения параметра а, при каждом из которых система имеет единственное решение.
График уравнения — окружность с центром и радиусом равным 2.
График уравнения — две симметричные окружности и радиуса 2 c центрами в точках и
Второе уравнение при задает окружность с центром в точке и радиусом a.
Вот такая картинка, похожая на злую птицу. Или на хрюшку. Кому что нравится.
Система имеет единственное решение в случаях, когда окружность , задаваемая вторым уравнением, касается только левой окружности или только правой
Если a — радиус окружности , то это значит, что (только правая) или (только левая).
Пусть А — точка касания окружности и окружности
, (как гипотенуза прямоугольного треугольника МNР с катетами 3 и 4),
В — точка касания окружности и окружности
длину MQ найдем как гипотенузу прямоугольного треугольника KMQ с катетами 7 и 4; Тогда для точки В получим:
Есть еще точки С и D, в которых окружность касается окружности или окружности соответственно. Однако эти точки нам не подходят. В самом деле, для точки С:
, но и это значит, что окружность с центром в точке М, проходящая через точку С, будет пересекать левую окружность и система будет иметь не одно, а три решения.
Аналогично, для точки D:
и значит, окружность с центром М, проходящая через точку D, будет пересекать правую окружность и система будет иметь три решения.
4. При каких значениях a система уравнений имеет 4 решения?
Конечно же, решаем графически. Только непуганый безумец возьмется решать такую систему аналитически : -)
И в первом, и во втором уравнении системы уже можно разглядеть известные «базовые элементы» (ссылка) — в первом ромбик, во втором окружность. Видите их? Как, еще нет? — Сейчас увидите!
Просто выделили полный квадрат во втором уравнении.
Сделаем замену Система примет вид:
Вот теперь все видно! Рисовать будем в координатах
Графиком первого уравнения является ромб, проходящий через точки с координатами и
Графиком второго уравнения является окружность с радиусом и центром в начале координат.
Когда же система имеет ровно 4 решения?
1) В случае, когда окружность вписана в ромб, то есть касается всех сторон ромба.
Запишем площадь ромба двумя способами — как произведение диагоналей пополам и как произведение стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
Диагонали нашего ромба равны 8 и 6. Значит,
Сторону ромба найдем по теореме Пифагора. Видите на рисунке прямоугольный треугольник со катетами 3 и 4? Да, это египетский треугольник, и его гипотенуза, то есть сторона ромба, равна 5. Если h — высота ромба, то

Мы получили ответ:
2) Есть второй случай, и мы его найдем.
Давайте посмотрим — если уменьшить радиус окружности, сделав , окружность будет лежать внутри ромба, не касаясь его сторон. Система не будет иметь решений, и нам это не подходит.
Пусть радиус окружности больше, чем , но меньше 3. Окружность дважды пересекает каждую из четырех сторон ромба, и система имеет целых 8 решений. Опять не то.
Пусть радиус окружности равен 3. Тогда система имеет 6 решений.
А что, если ? Окружность пересекает каждую сторону ромба ровно 1 раз, всего 4 решения. Подходит!
Значит, Объединим случаи и запишем ответ:
Больше задач и методов решения — на онлайн-курсе Анны Малковой. И на интенсивах ЕГЭ-Студии в Москве.
📺 Видео
✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать

Графический метод решения показательных уравнений и неравенств Алгебра 10 (база)Скачать

#9. КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ? ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД!Скачать

Графический способ решения уравнений и неравенств | Алгебра 10 классСкачать

Уравнение с параметром. Графический метод решения (пример)Скачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

Решаем неравенство с параметром. ЕГЭ №18 | Математика TutorOnlineСкачать

Задачи с параметрами - 15 | Графический способ решения задач с параметрамиСкачать

#11. Как решать системы уравнений с параметром графически?Скачать

9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать

Неравенство с параметром - решаем графическиСкачать

Графическое решение системы неравенств с параметром | Параметр 96 | mathus.ru #егэ2024Скачать

Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.Скачать

Задачи с параметром. Графические метод решения в системе xOa || ЕГЭ 2022 || Задание №17Скачать

решение неравенств и уравнений с параметром и модулем графическим способомСкачать

ЕГЭ по математике. Решение задачи 18. Графический способ решения уравнений и систем с параметромСкачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать






















