Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

Урок по теме «Решение тригонометрических неравенств»

Разделы: Математика

Тема “Тригонометрические неравенства” является объективно сложной для восприятия и осмысления учащимися 10-го класса. Поэтому очень важно последовательно, от простого к сложному формировать понимание алгоритма и вырабатывать устойчивый навык решения тригонометрических неравенств.

Успех освоения данной темы зависит от знания основных определений и свойств тригонометрических и обратных тригонометрических функций, знания тригонометрических формул, умения решать целые и дробно-рациональные неравенства, основные виды тригонометрических уравнений.

Особый упор нужно делать на методике обучения решения простейших тригонометрических неравенств, т.к. любое тригонометрическое неравенство сводится к решению простейших неравенств.

Первичное представление о решении простейших тригонометрических неравенств предпочтительно вводить, используя графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. И только после учить решать тригонометрические неравенства на окружности.

Остановлюсь на основных этапах рассуждения при решении простейших тригонометрических неравенств.

  1. Находим на окружности точки, синус (косинус) которых равен данному числу.
  2. В случае строгого неравенства отмечаем на окружности эти точки, как выколотые, в случае нестрогого – как заштрихованные.
  3. Точку, лежащую на главном промежутке монотонности функции синус (косинус), называем Рt1, другую точку – Рt2.
  4. Отмечаем по оси синусов (косинусов) промежуток, удовлетворяющий данному неравенству.
  5. Выделяем на окружности дугу, соответствующую данному промежутку.
  6. Определяем направление движения по дуге (от точки Рt1 к точке Рt2по дуге), изображаем стрелку по направлению движения, над которой пишем знак “+” или “-” в зависимости от направления движения. (Этот этап важен для контроля найденных углов. Ученикам можно проиллюстрировать распространенную ошибку нахождения границ интервала на примере решения неравенства по графику синуса или косинуса и по окружности).
  7. Находим координаты точек Рt1 (как арксинус или арккосинус данного числа)и Рt2т.е. границы интервала, контролируем правильность нахождения углов, сравнивая t1и t2.
  8. Записываем ответ в виде двойного неравенства (или промежутка) от меньшего угла до большего.

Рассуждения при решении неравенств с тангенсом и котангенсом аналогичны.

Рисунок и запись решения, которые должны быть отражены в тетради у учеников, приведены в предлагаемом конспекте.

Конспект урока по теме: “Решение тригонометрических неравенств”.

Задача урока – продолжить изучение решения тригонометрических неравенств, содержащих функции синус и косинус, перейти от простейших неравенств к более сложным.

  • закрепление знаний тригонометрических формул, табличных значений тригонометрических функций, формул корней тригонометрических уравнений;
  • формирование навыка решения простейших тригонометрических неравенств;
  • освоение приёмов решения более сложных тригонометрических неравенств;
  • развитие логического мышления, смысловой памяти, навыков самостоятельной работы, самопроверки;
  • воспитание аккуратности и чёткости в оформлении решения, интереса к предмету, уважения к одноклассникам.
  • формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.
  • Оборудование: графопроектор, раздаточные карточки с готовыми чертежами тригонометрических кругов, переносная доска, карточки с домашним заданием.

    Форма организации обучения – урок. Методы обучения, используемые на уроке – словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, индивидуального и фронтального опроса, устного и письменного самоконтроля, самостоятельной работы.

    Этапы урока

    Содержание

    Организация класса на работу.

    Проверка домашнего задания.

    (Сбор тетрадей с домашней работой)

    Формулировка цели урока.

    – Сегодня на уроке повторим решение простейших тригонометрических неравенств и рассмотрим более сложные случаи.

    Устная работа.

    (Задания и ответы записаны на кодоскопной ленте, открываю ответы по ходу решения)

      Решить тригонометрические уравнения:

    sinx = —Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, 2sinx =Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, sin2x = Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, sin(x – Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко) = 0, cosx = Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко,

    cosx = —Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, cos2x = 1, tgx = -1.

  • Назовите главные промежутки монотонности функций синус и косинус.
  • Повторение.

    – Вспомним алгоритм решения простейших тригонометрических неравенств.

    (На доске – заготовки двух окружностей. Вызываю по одному двух учащихся для решения неравенств.Ученик подробно объясняет алгоритм решения.Класс работает совместно с отвечающими у доски на заранее подготовленных карточках с изображением окружности).

    1) sinx Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко;

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    t1 = arccos(-Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко) = p – arccos Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко=

    = p – Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко= Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко;

    t2 = —Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко;

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p n t2;

    t1 = arcsin Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко= Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко;

    t2 = -p — Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко= —Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко;

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p n 2 2x – 2cos2x Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0.

    (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений вынесением общего множителя за скобку).

    cos2x(cos2x – 2) Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0.

    Замена: cos2x = t, Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко1; t(t – 2) Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0; Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоВторое неравенство не удовлетворяет условию Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко1.

    cos2x Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0. (Решить неравенство самостоятельно. Проверить ответ).

    Ответ: Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ p n 2 x – 5sinx + 1 Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0.

    (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений заменой переменной. У доски решает ученик с комментариями).

    Замена sinx = t, Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко1. 6t 2 – 5t +1 Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко0, 6(t – Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко)(t – Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко), Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Ответ: Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p n Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткох Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p n, -p -arcsinРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p k Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткох Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоarcsinРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко+ 2p k, n, k Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоZ.

    №3. sinx + cos2x> 1.

    (Обсуждаем варианты решения. Вспоминаем фомулу косинуса двойного угла. Класс решает самостоятельно, один ученик – на индивидуальной доске с последующей проверкой).

    sinx + cos2x – 1> 0, sinx – 2sin 2 x> 0, sinx(1 – 2sinx) > 0, Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    2p n 2 + (Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко) 2 = 1, то существует такой угол Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, что cos Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко= Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко, а sin Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко= Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко. Перепишем предыдущее неравенство в виде: sin(x + Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко) Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко. Последнее неравенство, а, значит, и исходное неравенство имеет хотя бы одно решение при каждома таком, что Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко-1, то есть при каждом а Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко-5. Ответ: а Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко-5.

    Домашнее задание.

    (Раздаю карточки с записью домашнего задания.Комментирую решение каждого неравенства).

    1. cosx > sin 2 x;
    2. 4sin2xcos2x 2 Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоsin 2 Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко– 0,5;
    3. sinx + Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоcosx > 1.

    Повторить тригонометрические формулы сложения, подготовиться к самостоятельной работе.

    Подведение итогов, рефлексия.

    – Назовите приемы решения тригонометрических неравенств.

    – Каким образом знание алгоритма решения простейших тригонометрических неравенств используется при решении более сложных неравенств?

    – Какие неравенства вызвали наибольшее затруднение?

    (Оцениваю работу учащихся на уроке).

    Самостоятельная работа
    по результатам освоения материала

    Вариант 1

    Решите неравенства 1 – 3:

    1. sin3x – Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко2 x + 3cosx > 0;
    2. cosРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоcos2x – sinРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоsin2x Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко.
    3. Определите все а, при каждом из которых неравенство 12sinx + 5cosx Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткоа имеет хотя бы одно решение.

    Вариант 2

    Решите неравенства 1 – 3:

    1. 2cosРешение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко> 1;
    2. sin 2 x – 4sinx

    Видео:Как решать тригонометрические неравенства?Скачать

    Как решать тригонометрические неравенства?

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Видео:10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенстваСкачать

    10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенства

    Методы решения тригонометрических уравнений.

    Видео:10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать

    10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравнений

    1. Алгебраический метод.

    ( метод замены переменной и подстановки ).

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Видео:РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

    РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

    2. Разложение на множители.

    П р и м е р 1. Решить уравнение: sin x + cos x = 1 .

    Р е ш е н и е . Перенесём все члены уравнения влево:

    sin x + cos x – 1 = 0 ,

    преобразуем и разложим на множители выражение в

    левой части уравнения:

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    П р и м е р 2. Решить уравнение: cos 2 x + sin x · cos x = 1.

    Р е ш е н и е . cos 2 x + sin x · cos x – sin 2 x – cos 2 x = 0 ,

    sin x · cos x – sin 2 x = 0 ,

    sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    П р и м е р 3. Решить уравнение: cos 2 x – cos 8 x + cos 6 x = 1.

    Р е ш е н и е . cos 2 x + cos 6 x = 1 + cos 8 x ,

    2 cos 4x cos 2x = 2 cos ² 4x ,

    cos 4x · ( cos 2x – cos 4x ) = 0 ,

    cos 4x · 2 sin 3x · sin x = 0 ,

    1). cos 4x = 0 , 2). sin 3x = 0 , 3). sin x = 0 ,

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

    Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

    3. Приведение к однородному уравнению.

    а) перенести все его члены в левую часть;

    б) вынести все общие множители за скобки;

    в) приравнять все множители и скобки нулю;

    г ) скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на

    cos ( или sin ) в старшей степени;

    д) решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan .

    П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.

    Р е ш е н и е . 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,

    sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,

    tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 , отсюда y 2 + 4y +3 = 0 ,

    корни этого уравнения: y 1 = — 1, y 2 = — 3, отсюда

    1) tan x = –1, 2) tan x = –3,

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Видео:Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    4. Переход к половинному углу.

    П р и м е р . Решить уравнение: 3 sin x – 5 cos x = 7.

    Р е ш е н и е . 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =

    = 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,

    2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,

    tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,

    Видео:Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 1 часть. 10 класс.Скачать

    Простейшие тригонометрические уравнения. y=sinx. 1 часть. 10 класс.

    5. Введение вспомогательного угла.

    где a , b , c – коэффициенты; x – неизвестное.

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса , а именно : модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1 . Тогда можно обозначить их соответственно как cos Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект краткои sin Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко( здесь Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко— так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение прини мает вид:

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Видео:Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    6. Преобразование произведения в сумму.

    П р и м е р . Решить уравнение: 2 sin x · sin 3 x = cos 4 x .

    Р е ш е н и е . Преобразуем левую часть в сумму:

    Видео:Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor onlineСкачать

    Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor online

    Тригонометрические неравенства и методы их решения

    Тригонометрическими неравенствами называются неравенства, которые содержат переменную под знаком тригонометрической функции.

    Методы решений неравенств:

    1. Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности.
    2. Графическое решение тригонометрических неравенств.
    3. Решение неравенств методом интервалов.

    При решении более сложных тригонометрических неравенств пользуются двумя основными приемами:

    I. Данное неравенство с помощью равносильных преобразований сводится к простейшим тригонометрическим неравенствам. При выполнении преобразований пользуются теми же приемами, что и при решении тригонометрических уравнений.

    II. Применяется метод интервалов для определения числовых промежутков, в которых содержатся решения неравенства. Предварительно решается соответствующее тригонометрическое уравнение и устанавливаются интервалы знакопостоянства с учетом области определения неравенства.

    Неравенство (sinx>a)

    1. При (|a|≥1) неравенство (sinx>a) не имеет решений: (xin varnothing) .
    2. При (a решением неравенства (sinx>a) является любое действительное число: (xin mathbb R) .
    3. При (−1≤a решение неравенства (sinx>a) выражается в виде (arcsin a + 2pi n .

    Неравенство (sinx≥a)

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Неравенство (sinx

    Неравенство (sinx≤a)

    Неравенство (cosx>a)

    1. При (a≥1) неравенство (cosx>a) не имеет решений: (xin varnothing) .
    2. При (a решением неравенства (cosx>a) является любое действительное число: (xin mathbb R) .
    3. При (−1≤a решение неравенства (cosx>a) имеет вид (-arccos a + 2pi n .

    Неравенство (cosx≥a)

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Неравенство (cosx

    Неравенство (cosx≤a)

    Неравенство (tgx>a)

    При любом действительном значении (a) решение строгого неравенства (tgx>a) имеет вид (arctg a + pi n .

    Неравенство (tgx≥a)

    Для любого значения (a) решение неравенства (tgx≥a) выражается в виде (arctg a + pi n le x .

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Неравенство (tgx

    Для любого значения (a) решение неравенства (tgx записывается в виде (-frac2 + pi n .

    Неравенство (tgx≤a)

    При любом (a) неравенство (tgx≤a) имеет следующее решение: (-frac2 + pi n .

    Неравенство (ctgx>a)

    При любом (a) решение неравенства (ctgx>a) имеет вид (pi n .

    Неравенство (ctgx≥a )

    Нестрогое неравенство (ctgx≥a) имеет аналогичное решение (pi n .

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Неравенство (ctgx

    Для любого значения (a) решение неравенства (ctgx лежит в открытом интервале (arcctg a + pi n .

    Неравенство (ctgx≤a)

    При любом (a) решение нестрогого неравенства (ctgx≤a) находится в полуоткрытом интервале (arcctg a + pi n le x .

    Пример. Решите неравенство: (cosx>frac12) .

    Решение: Данное неравенство можно решить двумя способами: графически и с помощью единичного круга. Рассмотрим каждый из способов.

    Первый способ. Изобразим в одной системе координат функции, описывающие левую и правую части неравенства, то есть (y=cosx и y=frac12) . Выделим промежутки, на которых график функции косинус (y=cosx) расположен выше графика прямой (y=frac12) .

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Найдем абсциссы точек (x_1 и x_2) – точек пересечения графиков функций (y=cosx и y=frac12) , которые являются концами одного из промежутков, на котором выполняется указанное неравенство: (x_1=-arccosfrac12=-frac3; x_2=arccosfrac12=frac3) .

    Учитывая, что косинус – функция периодическая, с периодом (2pi) , ответом будут значения x из промежутков ((-frac3+2pi k;frac3+2pi k), kin Z) .

    Решение тригонометрических уравнений и неравенств конспект кратко

    Второй способ. Построим единичную окружность и прямую (x=frac12) (так как на единичной окружности косинусам отвечает ось абсцисс). Обозначим (P_ и P_) – точки пересечения прямой и единичной окружности. Решением исходного уравнения будет множество точек абсциссы, которых меньше (frac12) . Найдем значение (x_1 и x_2) , совершая обход против часовой стрелки так, чтобы (x_1 :

    Учитывая периодичность косинуса, окончательно получим интервалы ((-frac3+2pi k;frac3+2pi k), kin Z) .

    💥 Видео

    ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА 10 класс тригонометрияСкачать

    ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА 10 класс тригонометрия

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ - Решение Тригонометрических уравнений / Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

    ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ - Решение Тригонометрических уравнений / Подготовка к ЕГЭ по Математике

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. 10 класс.

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.

    Тригонометрия для Чайников, 10 класс, Уравнения, Урок 7Скачать

    Тригонометрия для Чайников, 10 класс, Уравнения, Урок 7

    Решение тригонометрических уравнений и их систем. 10 класс.Скачать

    Решение тригонометрических уравнений и их систем. 10 класс.

    Простейшие тригонометрические уравнения. y=cosx. 1 часть. 10 класс.Скачать

    Простейшие тригонометрические уравнения. y=cosx. 1 часть. 10 класс.

    Математика это не ИсламСкачать

    Математика это не Ислам
    Поделиться или сохранить к себе: