Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Уравнения”.
Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!
Содержание страницы:
- Линейные уравнения
- Линейные уравнения
- Квадратные уравнения
- Разложение квадратного трехчлена на множители
- Дробно рациональные уравнения
- Системы уравнений
- Задание №9 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.
- Решение систем уравнений при подготовке к ОГЭ .
- Просмотр содержимого документа «Решение систем уравнений при подготовке к ОГЭ .»
- Уравнения. Системы уравнений. Задачи для подготовки к ОГЭ. методическая разработка по алгебре (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 📽️ Видео
Видео:Урок 4. Уравнения и системы уравнений. Алгебра ОГЭ . Вебинар | МатематикаСкачать
Линейные уравнения
Линейное уравнение – уравнение вида a x = b , где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a ≠ 0 .
Примеры линейных уравнений:
- 3 x = 2
- 2 7 x = − 5
Линейными уравнениями называют не только уравнения вида a x = b , но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.
Как же решать уравнения, которые приведены к виду a x = b ? Достаточно поделить левую и правую часть уравнения на величину a . В результате получим ответ: x = b a .
Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением.
Для того, чтобы решить линейное уравнение , необходимо раскрыть скобки (если они есть), перенести «иксы» в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида a x = b . Решение данного линейного уравнения: x = b a .
Примеры решения линейных уравнений:
- 2 x + 1 = 2 ( x − 3 ) + 8
Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.
Попробуем преобразовать его к виду a x = b :
Для начала раскроем скобки:
2 x + 1 = 4 x − 6 + 8
В левую часть переносятся все слагаемые с x , в правую – числа:
Теперь поделим левую и правую часть на число ( -2 ) :
− 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5
Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум.
Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум:
x 2 + 3 x − 8 = x − 1
Это уравнение не является линейным уравнением.
Особые случаи (в 4 задании ОГЭ они не встречались, но знать их полезно)
- 2 x − 4 = 2 ( x − 2 )
Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:
2 x − 2 x = − 4 + 4
И как же здесь искать x , если его нет? После выполнения преобразований мы получили верное равенство (тождество), которое не зависит от значения переменной x . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда получается верное равенство (тождество). Значит x может быть любым числом. Запишем ответ к данном линейному уравнению.
Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:
2 x − 4 = 2 x − 16
2 x − 2 x = − 16 + 4
В результате преобразований x сократился, но в итоге получилось неверное равенство, так как . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда будет неверное равенство. А это означает, что нет таких значений x , при которых равенство становилось бы верным. Запишем ответ к данному линейному уравнению.
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение – уравнение вида a x 2 + b x + c = 0, где x – переменная, a , b и c – некоторые числа, причем a ≠ 0 .
Алгоритм решения квадратного уравнения:
- Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид: a x 2 + b x + c = 0
- Выписать, чему равны в числах коэффициенты: a = … b = … c = …
- Вычислить дискриминант по формуле: D = b 2 − 4 a c
- Если D > 0 , будет два различных корня, которые находятся по формуле: x 1,2 = − b ± D 2 a
- Если D = 0, будет один корень, который находится по формуле: x = − b 2 a
- Если D 0, решений нет: x ∈ ∅
Примеры решения квадратного уравнения:
- − x 2 + 6 x + 7 = 0
a = − 1, b = 6, c = 7
D = b 2 − 4 a c = 6 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 7 = 36 + 28 = 64
D > 0 – будет два различных корня:
x 1,2 = − b ± D 2 a = − 6 ± 64 2 ⋅ ( − 1 ) = − 6 ± 8 − 2 = [ − 6 + 8 − 2 = 2 − 2 = − 1 − 6 − 8 − 2 = − 14 − 2 = 7
Ответ: x 1 = − 1, x 2 = 7
a = − 1, b = 4, c = − 4
D = b 2 − 4 a c = 4 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 4 ) = 16 − 16 = 0
D = 0 – будет один корень:
x = − b 2 a = − 4 2 ⋅ ( − 1 ) = − 4 − 2 = 2
a = 2, b = − 7, c = 10
D = b 2 − 4 a c = ( − 7 ) 2 − 4 ⋅ 2 ⋅ 10 = 49 − 80 = − 31
D 0 – решений нет.
Также существуют неполные квадратные уравнения (это квадратные уравнения, у которых либо b = 0, либо с = 0, либо b = с = 0 ). Смотрите видео, как решать такие квадратные уравнения!
Видео:Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать
Разложение квадратного трехчлена на множители
Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом:
a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 )
где a – число, коэффициент перед старшим коэффициентом,
x – переменная (то есть буква),
x 1 и x 2 – числа, корни квадратного уравнения a x 2 + b x + c = 0 , которые найдены через дискриминант.
Если квадратное уравнение имеет только один корень , то разложение выглядит так:
a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 0 ) 2
Примеры разложения квадратного трехчлена на множители:
- − x 2 + 6 x + 7 = 0 ⇒ x 1 = − 1, x 2 = 7
− x 2 + 6 x + 7 = ( − 1 ) ⋅ ( x − ( − 1 ) ) ( x − 7 ) = − ( x + 1 ) ( x − 7 ) = ( x + 1 ) ( 7 − x )
- − x 2 + 4 x − 4 = 0 ; ⇒ x 0 = 2
− x 2 + 4 x − 4 = ( − 1 ) ⋅ ( x − 2 ) 2 = − ( x − 2 ) 2
Если квадратный трехчлен является неполным, ( ( b = 0 или c = 0 ) то его можно разложить на множители следующими способами:
- c = 0 ⇒ a x 2 + b x = x ( a x + b )
- b = 0 ⇒ применить формулу сокращенного умножения для разности квадратов.
Видео:Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать
Дробно рациональные уравнения
Пусть f ( x ) и g ( x ) – некоторые функции, зависящие от переменной x .
Дробно рациональное уравнение – это уравнение вида f ( x ) g ( x ) = 0 .
Для того, чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо вспомнить, что такое ОДЗ и когда оно возникает.
ОДЗ – область допустимых значений переменной.
В выражении вида f ( x ) g ( x ) = 0
ОДЗ: g ( x ) ≠ 0 (знаменатель дроби не может быть равен нулю).
Алгоритм решения дробно рационального уравнения:
- Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
- Выписать ОДЗ: g ( x ) ≠ 0.
- Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни.
- Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.
Пример решения дробного рационального уравнения:
Решить дробно рациональное уравнение x 2 − 4 2 − x = 1.
Решение:
Будем действовать в соответствии с алгоритмом.
- Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
Переносим единичку в левую часть, записываем к ней дополнительный множитель, чтобы привести оба слагаемых к одному общему знаменателю:
x 2 − 4 2 − x − 1 2 − x = 0
x 2 − 4 2 − x − 2 − x 2 − x = 0
x 2 − 4 − ( 2 − x ) 2 − x = 0
x 2 − 4 − 2 + x 2 − x = 0
x 2 + x − 6 2 − x = 0
Первый шаг алгоритма выполнен успешно.
Обводим в рамочку ОДЗ, не забываем про него: x ≠ 2
- Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни:
x 2 + x − 6 = 0 – Квадратное уравнение. Решаем через дискриминант.
a = 1, b = 1, c = − 6
D = b 2 − 4 a c = 1 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 1 + 24 = 25
D > 0 – будет два различных корня.
x 1,2 = − b ± D 2 a = − 1 ± 25 2 ⋅ 1 = − 1 ± 5 2 = [ − 1 + 5 2 = 4 2 = 2 − 1 − 5 2 = − 6 2 = − 3
- Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.
Корни, полученные на предыдущем шаге:
Значит, в ответ идет только один корень, x = − 3.
Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать
Системы уравнений
Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (как правило, неизвестные обозначаются x и y ) , которые объединены в общую систему фигурной скобкой.
Пример системы уравнений
Решить систему уравнений – найти пару чисел x и y , которые при подстановке в систему уравнений образуют верное равенство в обоих уравнениях системы.
Существует два метода решений систем линейных уравнений:
- Метод подстановки.
- Метод сложения.
Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки:
- Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
- Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
- Решить уравнение с одной неизвестной.
- Найти оставшуюся неизвестную.
Решить систему уравнений методом подстановки
Решение:
- Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
- Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
- Решить уравнение с одной неизвестной.
3 ( 8 − 2 y ) − y = − 4
y = − 28 − 7 = 28 7 = 4
- Найти оставшуюся неизвестную.
x = 8 − 2 y = 8 − 2 ⋅ 4 = 8 − 8 = 0
Ответ можно записать одним из трех способов:
Решение системы уравнений методом сложения.
Метод сложения основывается на следующем свойстве:
Идея метода сложения состоит в том, чтобы избавиться от одной из переменных, сложив уравнения.
Решить систему уравнений методом сложения
Давайте избавимся в данном примере от переменной x . Суть метода состоит в том, чтобы в первом и во втором уравнении перед переменной x стояли противоположные коэффициенты. Во втором уравнении перед x стоит коэффициент 3 . Для того, чтобы метод сложения сработал, надо чтобы перед переменной x оказался коэффициент ( − 3 ) . Для этого домножим левую и правую часть первого уравнения на ( − 3 ) .
Теперь, когда перед переменной в обоих уравнениях стоят противоположные коэффициенты, при сложении левых частей уравнений переменная x исчезнет.
( − 3 x − 6 y ) + ( 3 x − y ) = ( − 24 ) + ( − 4 )
− 3 x − 6 y + 3 x − y = − 24 − 4
y = − 28 − 7 = 28 7 = 4
Осталось найти переменную x . Для этого подставим y = 4 в любое из двух уравнений системы. Например, в первое.
Ответ можно записать одним из трех способов:
Видео:ВСЕ ТИПЫ 20 ЗАДАНИЕ 2 ЧАСТЬ ОГЭ МАТЕМАТИКА 2023Скачать
Задание №9 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.
Видео:Решение систем уравнений. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭСкачать
Решение систем уравнений при подготовке к ОГЭ .
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний при решении систем уравнений в 9 классе. В ходе урока предполагается, что каждый учащийся достигнет определенного уровня понимания материала, поэтому материал разработан дифференцированно.
Просмотр содержимого документа
«Решение систем уравнений при подготовке к ОГЭ .»
Подготовка к ОГЭ
Решение систем уравнений
Денисюк Галина Михайловна
Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит Абу-р-Райхан ал-Бируни
Цель: повторить основные понятия по теме, решать системы равнений.
Помнить! Нельзя решить задание, не зная свойств, определений понятий, которые указаны в задании.
1. Выделить темы, имеющие место в задании.
2. Найти в учебнике, справочной литературе сведения по данной теме.
4. Приступить к решению .
График уравнения с двумя переменными
Уравнение с двумя
с двумя переменными
4. (х -2) 2 + у 2 = 1
Диофант Александрийский, древнегреческий математик,
3 век н.э. «Арифметика» из 13 книг, 6 сохранились до наших дней.
В 5 книгах содержатся методы решения неопределенных уравнений .
Задача. В клетке сидят кролики и фазаны
вместе у них 18 ног. Узнайте сколько в клетке тех и других.
Методом перебора: (1;7), (2;5), (3;3), (4;1).
Задание №4 ОГЭ Модуль «Алгебра»
Решите систему уравнений.
В ответе запишите сумму решений системы.
Задание №5 ОГЭ Модуль «Алгебра»
Две прямые пересекаются в точке C . Найдите абсциссу точки C .
На рисунке изображены графики функций Вычислите координаты точки B .
Задание №21 ОГЭ Модуль «Алгебра»
Задание №22 ОГЭ Модуль «Алгебра»
Задача на совместную работу
- Два оператора, работая вместе, могут набрать текст газеты объявлений за 8 ч. Если первый оператор будет работать 3 ч, а второй 12 ч, то они выполнят только 75% всей работы. За какое время может набрать весь текст каждый оператор, работая отдельно?
Задача на сплавы
- Первый сплав содержит 10% меди, второй — 25% меди. Их сплавили вместе и получили новый сплав массой 300 кг, содержащий 20% меди. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
Задача на концентрацию
Имеется два сосуда. В первом 80 кг, а во втором 70 кг кислоты различной концентрации. Если смешать оба раствора, то получится 63% раствор кислоты, а если смешать равные массы этих растворов, то получится 65% раствор кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
- Продолжи высказывание об уроке.
- 1.На уроке для меня было важно…
- 2.На уроке мне было сложно…
- 3.Урок помог задуматься о…
Итак, сегодня мы с вами
- — Закрепили знания, умения и навыки по теме «Решение систем уравнений»
- -Познакомились с великим ученым Диофантом, его уравнениями.
- -Рассмотрели системы уравнений и задачи из банка заданий ОГЭ.
1.Задача из «Арифметики» Диофанта:
Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а сумма их квадратов – 208.
2. Решить системы уравнений ОГЭ:
задание 21 — № 73 , № 99 ,№ 311585
-
-
-
- Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам:
- Открытый банк заданий ОГЭ по математике:http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Видео:ОГЭ Задания 20 Решение систем уравнений способом алгебраического сложенияСкачать
Уравнения. Системы уравнений. Задачи для подготовки к ОГЭ.
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Данный сборник задач составлен в помощь учителю и ученику при подготовки к ОГЭ. Учащийся может самостоятельно изучить тему и потренироваться в решении задач, проверить ответы.
Видео:Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уравнения. системы уравнений. | 49.35 КБ |
Видео:Задание №20. Уравнение 2 часть ОГЭ по математике 2023 | УмскулСкачать
Предварительный просмотр:
Сборник заданий для подготовки учащихся к ОГЭ. Модуль «Алгебра». Часть 2.
Уравнения. Системы уравнений.
Составитель: Глотова Е.В., учитель математики ГБОУ лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей».
№1. Решите уравнение .
– биквадратное уравнение. Решим его методом введения новой переменной. Пусть , тогда исходное уравнение примет вид .
Вернемся к исходной переменной:
№ 2. Решите уравнение
. Разложим левую часть уравнения на множители. Для этого вынесем общий множитель за скобки:
№ 3. Решите уравнение
. Разложим левую часть уравнения на множители методом группировки:
№ 4. Решите уравнение .
Раскроем скобки в обеих частях уравнения и упростим его:
№ 5. Решите уравнение
. Решим уравнение методом введения новой переменной.
Пусть = , тогда исходное уравнение примет вид .
Вернемся к исходной переменной:
№ 6. Решите уравнение .
№ 7. Решите уравнение
№ 8. Решите уравнение .
№ 9. Решите уравнение .
Ответ: корней нет.
№ 10. Решите уравнение .
Ответ: корней нет.
2) Выясните, имеет ли корни уравнение .
3) Сколько корней имеет уравнение .
4) Сколько корней имеет уравнение ?
5) Выясните, имеет ли действительные корни уравнение 4 .
№ 1. Решите систему уравнений
1) Приведем второе уравнение системы к целому виду, для этого умножим обе части уравнения на 6. Получим систему уравнений:
2) Выразим из первого уравнения системы переменную y и подставим во второе уравнение системы, получим уравнение
3) Подставим в уравнение , получим .
Пара решение системы.
№ 2. Решите систему уравнений
Из первого уравнения системы находим
Подставим полученное выражение во второе уравнение системы, получим:
Подставим полученные значения х в уравнение , получим:
№ 3. Решите систему уравнений
Преобразуем данную систему уравнений к виду:
Решением данной системы уравнений являются решения двух систем уравнений:
Решим каждую систему методом сложения.
Подставим полученное значение х в уравнение , получим
№ 4. Решите систему уравнений
Решением данной системы уравнений являются решения двух систем уравнений:
Решим каждую систему.
№ 5. Решите систему уравнений
Выразим из первого уравнения системы переменную x , получим .
Подставим полученное выражение во второе уравнение вместо х , получим
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель y :
Подставим полученные значения y в выражение : .
№ 6. Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой .
Координаты точек пересечения параболы и прямой должны обращать оба уравнения в верные равенства, следовательно, составим и решим систему уравнений
Подставим найденные значения х во второе уравнение системы:
- Вычислите координаты точек пересечения параболы и прямой .
- Вычислите координаты точек пересечения парабол и .
- Найдите точки пересечения прямой с окружностью
- Докажите, что парабола и прямая имеют одну общую точку и найдите координаты этой точки.
- Имеют ли графики функций и общие точки? Если имеют, то в каких координатных четвертях они находятся?
Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест.
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, .
Задания на тему «Уравнения, системы уравнений»
В данном материале собраны различные задания по данной теме.
Учебный модуль по теме » Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений.»
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле.
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Уравнения,системы уравнений. Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ОГЭ. Уравнения, системы уравнений.
Задачник с ответами для подготовки к ОГЭ по математике ( задание № 9 , уравнения и системы уравнений)
Данная система заданий позволяет отработать навыки по решению задания № 9 ОГЭ по математике. Для проверки в конце сборника публикуются ответы.
📽️ Видео
Задание №20. Экзамен ОГЭ. Система уравнений #shortsСкачать
Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать
Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать
Задание 21. Уравнения и системы уравнений. Подготовка к ОГЭ 2020. Вебинар | МатематикаСкачать
Неравенства. 2 правила для решения | Математика ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать
ОГЭ Задание 20 Разные способы решения систем уравненийСкачать
Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать
ОГЭ по математике 2022. Уравнения. Системы уравнений.Скачать