Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Видео:9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменнымиСкачать

9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменными

Рациональные уравнения с примерами решения

Содержание:

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Рациональные уравнения. Равносильные уравнения

два уравнения называют равносильными, если они имеют одни и те же корни. Равносильными считают и те уравнения, которые корней не имеют.

Так, например, равносильными будут уравнения Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Уравнения Решение рациональных уравнений с двумя переменными— не равносильны, так как корнем первого уравнения является число 10, а корнем второго — число 9.

Ранее, в 7 классе, вы знакомились со свойствами, которые преобразуют уравнения в равносильные им уравнения.

1) Если в любой части уравнения раскрыть скобки или привести подобные слагаемые, то получим уравнение, равносильное данному;

2) если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному;

3) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Левая и правая части каждого из них являются рациональными выражениями.

Уравнении, левая и правая части которых являются рациональными выражениями, называют рациональными уравнениями.

В первых двух из записанных выше уравнений левая и правая части являются целыми выражениями. Такие уравнения называют целыми рациональными уравнениями. Если хотя бы одна часть уравнения — дробное выражение, то его называют дробным рациональным уравнением. Третье из записанных выше уравнений является дробным рациональным.

Как решать целые рациональные уравнения, мы рассмотрели при изучении математики в предыдущих классах. Рассмотрим теперь, как решать дробные рациональные уравнения, то есть уравнения с переменной в знаменателе.

Применение условия равенства дроби нулю

Напомним, что Решение рациональных уравнений с двумя переменнымикогда Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Пример №202

Решите уравнение Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение:

С помощью тождественных преобразований и свойств уравнений приведем уравнение к виду Решение рациональных уравнений с двумя переменнымигде Решение рациональных уравнений с двумя переменнымии Решение рациональных уравнений с двумя переменными— целые рациональные выражения. Имеем:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Окончательно получим уравнение: Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Чтобы дробь Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиравнялась нулю, нужно, чтобы числитель Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиравнялся нулю, а знаменатель Решение рациональных уравнений с двумя переменнымине равнялся нулю.

Тогда Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиоткуда Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиПри Решение рациональных уравнений с двумя переменнымизнаменатель Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиСледовательно, Решение рациональных уравнений с двумя переменными— единственный корень уравнения.

Решение последнего, равносильного данному, уравнения, учитывая условие равенства дроби нулю, удобно записывать так:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Значит, решая дробное рациональное уравнение, можно:

1) с помощью тождественных преобразований привести уравнение к виду Решение рациональных уравнений с двумя переменными

2) приравнять числитель Решение рациональных уравнений с двумя переменными к нулю и решить полученное целое уравнение;

3) исключить из его корней те, при которых знаменатель Решение рациональных уравнений с двумя переменными равен нулю, и записать ответ.

Использование основного свойства пропорции

Если Решение рациональных уравнений с двумя переменнымито Решение рациональных уравнений с двумя переменнымигде Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Пример №203

Решите уравнение Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение:

Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении. Так как знаменатели дробей не могут равняться нулю, то Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиИмеем: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымито есть ОДЗ переменной Решение рациональных уравнений с двумя переменнымисодержит все числа, кроме 1 и 2.

Сложив выражения в правой части уравнения, приведем его к виду: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиполучив пропорцию: Решение рациональных уравнений с двумя переменными

По основному свойству пропорции имеем:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решим это уравнение:

Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиоткуда Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Так как число 4 принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, то 4 является его корнем.

Запись решения, чтобы не забыть учесть ОДЗ, удобно закончить так:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Таким образом, для решения дробного рационального уравнения можно:

1) найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении;

2) привести уравнение к виду Решение рациональных уравнений с двумя переменными

3) записать целое уравнение Решение рациональных уравнений с двумя переменными и решить его;

4) исключить из полученных корней те, которые не принадлежат ОДЗ, и записать ответ.

Метод умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель дробей

Пример №204

Решите уравнение Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение:

Найдем ОДЗ переменной и простейший общий знаменатель всех дробей уравнения, разложив знаменатели на множители:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Областью допустимых значений переменной будут те значения Решение рациональных уравнений с двумя переменнымипри которых Решение рациональных уравнений с двумя переменнымито есть все значения Решение рациональных уравнений с двумя переменнымикроме чисел Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиА простейшим общим знаменателем будет выражение Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Умножим обе части уравнения на это выражение:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Получим: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиа после упрощения: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымито есть Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиоткуда Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиили Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Число 0 не принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, поэтому не является его корнем.

Следовательно, число 12 — единственный корень уравнения. Ответ. 12.

Решая дробное рациональное уравнение, можно:

3) умножить обе части уравнения на этот общий знаменатель;

4) решить полученное целое уравнение;

5) исключить из его корней те, которые не принадлежат ОДЗ переменной уравнения, и записать ответ.

Пример №205

Являются ли равносильными уравнения

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение:

Поскольку уравнения являются равносильными в случае, когда они имеют одни и те же, или не имеют корней, найдем корни данных уравнений.

Первое уравнение имеет единственный корень Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиа второе — два корня Решение рациональных уравнений с двумя переменными(решите уравнения самостоятельно). Следовательно, уравнения не являются равносильными.

Степень с целым показателем

Напомним, что в 7 классе мы изучали степень с натуральным показателем. По определению:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

где Решение рациональных уравнений с двумя переменными— натуральное число, Решение рациональных уравнений с двумя переменными

В математике, а также при решении задач практического содержания, например в физике или химии, встречаются степени, показатель которых равен нулю или является целым отрицательным числом. Степень с отрицательным показателем можно встретить и в научной или справочной литературе. Например, массу атома гелия записывают так: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымикг. Как понимать смысл записи Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Рассмотрим степени числа 3 с показателями Решение рациональных уравнений с двумя переменными— это соответственно Решение рациональных уравнений с двумя переменными

В этой строке каждое следующее число втрое больше предыдущего. Продолжим строку в противоположном направлении, уменьшая каждый раз показатель степени на 1. Получим: Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Число Решение рациональных уравнений с двумя переменнымидолжно быть втрое меньше числа Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиравного числу 3. Но втрое меньшим числа 3 является число 1, следовательно, Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиРавенство Решение рациональных уравнений с двумя переменнымисправедливо для любого основания Решение рациональных уравнений с двумя переменнымипри условии, что Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Нулевая степень отличного от нуля числа а равна единице, то есть Решение рациональных уравнений с двумя переменными при Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Вернемся к строке со степенями числа 3, где слева от числа Решение рациональных уравнений с двумя переменнымизаписано число Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиЭто число втрое меньше, чем 1, то есть равно Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиСледовательно, Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиРассуждая аналогично получаем: Решение рациональных уравнений с двумя переменнымии т. д.

Приходим к следующему определению степени с целым отрицательным показателем:

если Решение рациональных уравнений с двумя переменными натуральное число, то Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Видео:Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 класс

Основные определения, примеры системы двух уравнений

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

На этом уроке мы начнем изучение решения систем из двух уравнений. Вначале дадим определение рационального уравнения, зависящего от двух переменных и его решения. Рассмотрим примеры таких уравнений и их графики. Дадим определение равносильных уравнений и правила равносильных преобразований. Рассмотрим построение графиков для некоторых типовых уравнений.
Далее дадим определение системы двух уравнений и рассмотрим решение систем графическим методом.

Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Уравнения и неравенства»

Видео:Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.Скачать

Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.

Конспект урока математики «Рациональные уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по математике

« Рациональные уравнения с двумя переменными.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: рациональные уравнения с двумя переменными. Основные понятия.

ввести основные понятия и термины темы;

развивать математическую речь и мышление учащихся.

Оборудование: доска для записей, проектор, экран, презентация.

Организационный момент. (2 – 3 мин.)

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня мы с вами рассмотрим новую, достаточно интересную тему, которая станет залогом к успешному усвоению будущего материала. Открываем рабочие тетради, записываем число, сегодня 16 октября, классная работа и тему урока: «Рациональные уравнения с двумя переменными. Основные понятия». (учитель тоже самое записывает на доске)

II . Актуализация знаний. (5 мин.)

Для того, чтобы начать изучение новой темы нам необходимо вспомнить некоторый материал, который вы уже знаете. Итак, вспомним элементарные функции и их графики:

1. График линейной функции

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

2. Парабола. График квадратичной функции Решение рациональных уравнений с двумя переменными, (а ≠ 0)

Рассмотрим канонический случай: Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

3. Кубическая парабола

Кубическая парабола задается функцией

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

4. График гиперболы

Опять же вспоминаем тривиальную гиперболу Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

III . Изучение нового материала (сопровождается презентацией). (35 мин.)

На предыдущих уроках вы выучили определение рационального уравнения с одной переменной, и сейчас мы говорим, что оно очень схоже с определением рационального уравнения с двумя переменными:

Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиРешение рациональных уравнений с двумя переменными

Его записывать не нужно, оно есть в ваших учебниках, еще раз прочитаете его дома и выучите!

А в тетради запишите примеры:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Далее можно сказать, что рациональное уравнение вида h(x; y) = g(x; y) всегда можно преобразовать к виду p(x; y) = 0, где p(x; y) = 0 – рациональное выражение. Для этого нужно переписать выражение так: h ( x ; y ) — g ( x ; y ) = 0, т. е. p ( x ; y ) = 0. последние два равенства запишите себе в тетради!

Следующее определение внимательно слушаем и запоминаем, записывать его не нужно!

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

А в тетради запишите только примеры:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Записали, двигаемся дальше!

Решим такое уравнение (учащиеся записывают решение в тетради, учитель комментирует каждый шаг решения, параллельно отвечая на вопросы детей):

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Следующее определение, это определение равносильности двух уравнение, его вы тоже уже знаете из предыдущих параграфов, поэтому просто смотрим и слушаем:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Теперь давайте вспомним, какие вы знаете равносильные преобразования:

Перенос членов уравнения из одной части в другую с противоположными знаками (примеры на доске, их можете не записывать, кто хочет – запишите);

Умножение или деление обеих частей уравнения на одно и тоже число отличное от нуля или (еще мы знаем) на выражение, всюду отличное от нуля (обратите на это внимание!); (примеры кому нужно запишите).

А какие вы знаете неравносильные преобразования?

1) освобождение от знаменателей, содержащих переменные;

2) возведение обеих частей уравнения в квадрат.

Следующее понятие, которое мы сегодня рассмотрим, записываем – формула расстояния между двумя точками.

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными(учащиеся обе теоремы записывают себе в тетради)

Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиЭтот рисунок перерисовываем в тетради, подписываем оси координат, центр окружности, отмечаем радиус.

Есть ли у вас какие-то вопросы? (если вопросов нет, продолжаем работу)

Рассмотрим примеры, записывайте:

Решение рациональных уравнений с двумя переменными

Решение рациональных уравнений с двумя переменными(рис. к П1) Решение рациональных уравнений с двумя переменными(рис. к П2)

Дети постепенно, исходя их выше записанной теоремы, отвечая на вопросы учителя, самостоятельно решают, записывают решение в тетради, рисунки перерисовывают.

Молодцы! А сейчас, перерисуйте себе такую таблицу, она станет хорошим помощником в дальнейшем при решении задач.

Решение рациональных уравнений с двумя переменнымиУчащиеся аккуратно, каждый в своих тетрадях рисует данную таблицу и заносит в нее данные.

V. Домашнее задание (2 – 3 мин.).

До конца урока осталось 2 минуты, открываем дневники, записываем домашнее задание:

2) стр. 71 вопросы для самопроверки;

3) № 5.1; № 5.3 (а, б); № 5.7.

Начало урока было достаточно доброжелательным, искренним, открытым и организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Мною сразу были озвучены цели урока. Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям, содержанию материала.

В начале урока, в качестве активизации познавательной деятельности, детям было предложено вспомнить некоторый материал по ранее изученному материалу, с чем они справились без каких-либо особых затруднений.

Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта.

Структура урока предложена выше. На мой взгляд, целям и типу урока она соответствует. Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. На мой взгляд, оно было распределено рационально. Начало и конец урока были организованными. Темп ведения урока был оптимальным.

После первого этапа актуализации знаний шел основной этап урока – объяснение нового материала. Этот этап был главным, поэтому основное время было уделено именно ему.

Изложение нового материала было логичным, грамотным, на высоком теоретическом и одновременно доступном для детей уровне. Главные мысли по теме всегда мной выделялись и записывались учащимися в рабочие тетради.

Изучение нового материала было проведено в форме небольшой лекции с выполнением элементарных практических заданий, для наиболее быстрого и правильного усвоения материала.

Мною была выполнена презентация в программе PowerPoint. Презентация имела в основном вспомогательную функцию.

С целью контроля усвоения знаний на протяжении всего урока учащиеся решали задачи, по результатам чего я могла судить о степени усвоения теоретического материала каждым из детей. После проведения контроля знаний учителем была проведена коррекционная работа. Те вопросы, которые вызвали у учащихся наибольшее затруднение, были рассмотрены еще раз.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех детей.

Содержание урока было оптимальным, методы обучения – устный, наглядный и практический. Форма работы – беседа. Я использовала приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, обобщение по планам обобщенного характера.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля, но лишь единицы были неусидчивы, и им уделялось наибольшее внимание с моей стороны.

Класс к уроку был подготовлен.

Я считаю, что цели поставленные в начале урока достигнуты.

📽️ Видео

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать

Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравнения

Системы уравнений с двумя переменными - 9 класс алгебраСкачать

Системы уравнений с двумя переменными - 9 класс алгебра

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

Алгебра 9 класс (Урок№23 - Уравнение с двумя переменными и его график.)Скачать

Алгебра 9 класс (Урок№23 - Уравнение с двумя переменными и его график.)

Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать

Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.

Системы уравнений с двумя переменными. Алгебра 9 классСкачать

Системы уравнений с двумя переменными. Алгебра 9 класс

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравненияСкачать

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравнения

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)
Поделиться или сохранить к себе: