Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Рациональные уравнения с примерами решения

Содержание:

Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Рациональные уравнения. Равносильные уравнения

два уравнения называют равносильными, если они имеют одни и те же корни. Равносильными считают и те уравнения, которые корней не имеют.

Так, например, равносильными будут уравнения Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Уравнения Решение рациональных уравнений повышенной сложности— не равносильны, так как корнем первого уравнения является число 10, а корнем второго — число 9.

Ранее, в 7 классе, вы знакомились со свойствами, которые преобразуют уравнения в равносильные им уравнения.

1) Если в любой части уравнения раскрыть скобки или привести подобные слагаемые, то получим уравнение, равносильное данному;

2) если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному;

3) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Левая и правая части каждого из них являются рациональными выражениями.

Уравнении, левая и правая части которых являются рациональными выражениями, называют рациональными уравнениями.

В первых двух из записанных выше уравнений левая и правая части являются целыми выражениями. Такие уравнения называют целыми рациональными уравнениями. Если хотя бы одна часть уравнения — дробное выражение, то его называют дробным рациональным уравнением. Третье из записанных выше уравнений является дробным рациональным.

Как решать целые рациональные уравнения, мы рассмотрели при изучении математики в предыдущих классах. Рассмотрим теперь, как решать дробные рациональные уравнения, то есть уравнения с переменной в знаменателе.

Применение условия равенства дроби нулю

Напомним, что Решение рациональных уравнений повышенной сложностикогда Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Пример №202

Решите уравнение Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решение:

С помощью тождественных преобразований и свойств уравнений приведем уравнение к виду Решение рациональных уравнений повышенной сложностигде Решение рациональных уравнений повышенной сложностии Решение рациональных уравнений повышенной сложности— целые рациональные выражения. Имеем:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Окончательно получим уравнение: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Чтобы дробь Решение рациональных уравнений повышенной сложностиравнялась нулю, нужно, чтобы числитель Решение рациональных уравнений повышенной сложностиравнялся нулю, а знаменатель Решение рациональных уравнений повышенной сложностине равнялся нулю.

Тогда Решение рациональных уравнений повышенной сложностиоткуда Решение рациональных уравнений повышенной сложностиПри Решение рациональных уравнений повышенной сложностизнаменатель Решение рациональных уравнений повышенной сложностиСледовательно, Решение рациональных уравнений повышенной сложности— единственный корень уравнения.

Решение последнего, равносильного данному, уравнения, учитывая условие равенства дроби нулю, удобно записывать так:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Значит, решая дробное рациональное уравнение, можно:

1) с помощью тождественных преобразований привести уравнение к виду Решение рациональных уравнений повышенной сложности

2) приравнять числитель Решение рациональных уравнений повышенной сложности к нулю и решить полученное целое уравнение;

3) исключить из его корней те, при которых знаменатель Решение рациональных уравнений повышенной сложности равен нулю, и записать ответ.

Использование основного свойства пропорции

Если Решение рациональных уравнений повышенной сложностито Решение рациональных уравнений повышенной сложностигде Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Пример №203

Решите уравнение Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решение:

Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении. Так как знаменатели дробей не могут равняться нулю, то Решение рациональных уравнений повышенной сложностиИмеем: Решение рациональных уравнений повышенной сложностито есть ОДЗ переменной Решение рациональных уравнений повышенной сложностисодержит все числа, кроме 1 и 2.

Сложив выражения в правой части уравнения, приведем его к виду: Решение рациональных уравнений повышенной сложностиполучив пропорцию: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

По основному свойству пропорции имеем:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решим это уравнение:

Решение рациональных уравнений повышенной сложностиоткуда Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Так как число 4 принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, то 4 является его корнем.

Запись решения, чтобы не забыть учесть ОДЗ, удобно закончить так:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Таким образом, для решения дробного рационального уравнения можно:

1) найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении;

2) привести уравнение к виду Решение рациональных уравнений повышенной сложности

3) записать целое уравнение Решение рациональных уравнений повышенной сложности и решить его;

4) исключить из полученных корней те, которые не принадлежат ОДЗ, и записать ответ.

Метод умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель дробей

Пример №204

Решите уравнение Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решение:

Найдем ОДЗ переменной и простейший общий знаменатель всех дробей уравнения, разложив знаменатели на множители:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Областью допустимых значений переменной будут те значения Решение рациональных уравнений повышенной сложностипри которых Решение рациональных уравнений повышенной сложностито есть все значения Решение рациональных уравнений повышенной сложностикроме чисел Решение рациональных уравнений повышенной сложностиА простейшим общим знаменателем будет выражение Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Умножим обе части уравнения на это выражение:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Получим: Решение рациональных уравнений повышенной сложностиа после упрощения: Решение рациональных уравнений повышенной сложностито есть Решение рациональных уравнений повышенной сложностиоткуда Решение рациональных уравнений повышенной сложностиили Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Число 0 не принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, поэтому не является его корнем.

Следовательно, число 12 — единственный корень уравнения. Ответ. 12.

Решая дробное рациональное уравнение, можно:

3) умножить обе части уравнения на этот общий знаменатель;

4) решить полученное целое уравнение;

5) исключить из его корней те, которые не принадлежат ОДЗ переменной уравнения, и записать ответ.

Пример №205

Являются ли равносильными уравнения

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решение:

Поскольку уравнения являются равносильными в случае, когда они имеют одни и те же, или не имеют корней, найдем корни данных уравнений.

Первое уравнение имеет единственный корень Решение рациональных уравнений повышенной сложностиа второе — два корня Решение рациональных уравнений повышенной сложности(решите уравнения самостоятельно). Следовательно, уравнения не являются равносильными.

Степень с целым показателем

Напомним, что в 7 классе мы изучали степень с натуральным показателем. По определению:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

где Решение рациональных уравнений повышенной сложности— натуральное число, Решение рациональных уравнений повышенной сложности

В математике, а также при решении задач практического содержания, например в физике или химии, встречаются степени, показатель которых равен нулю или является целым отрицательным числом. Степень с отрицательным показателем можно встретить и в научной или справочной литературе. Например, массу атома гелия записывают так: Решение рациональных уравнений повышенной сложностикг. Как понимать смысл записи Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Рассмотрим степени числа 3 с показателями Решение рациональных уравнений повышенной сложности— это соответственно Решение рациональных уравнений повышенной сложности

В этой строке каждое следующее число втрое больше предыдущего. Продолжим строку в противоположном направлении, уменьшая каждый раз показатель степени на 1. Получим: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Число Решение рациональных уравнений повышенной сложностидолжно быть втрое меньше числа Решение рациональных уравнений повышенной сложностиравного числу 3. Но втрое меньшим числа 3 является число 1, следовательно, Решение рациональных уравнений повышенной сложностиРавенство Решение рациональных уравнений повышенной сложностисправедливо для любого основания Решение рациональных уравнений повышенной сложностипри условии, что Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Нулевая степень отличного от нуля числа а равна единице, то есть Решение рациональных уравнений повышенной сложности при Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Вернемся к строке со степенями числа 3, где слева от числа Решение рациональных уравнений повышенной сложностизаписано число Решение рациональных уравнений повышенной сложностиЭто число втрое меньше, чем 1, то есть равно Решение рациональных уравнений повышенной сложностиСледовательно, Решение рациональных уравнений повышенной сложностиРассуждая аналогично получаем: Решение рациональных уравнений повышенной сложностии т. д.

Приходим к следующему определению степени с целым отрицательным показателем:

если Решение рациональных уравнений повышенной сложности натуральное число, то Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Рациональные уравнения. Семь типов рациональных уравнений, сводящихся к квадратным

В этой статье я покажу вам алгоритмы решения семи типов рациональных уравнений, которые с помощью замены переменных сводятся к квадратным. В большинстве случаев преобразования, которые приводят к замене, весьма нетривиальны, и самостоятельно о них догадаться достаточно трудно.

Для каждого типа уравнений я объясню, как в нем делать замену переменной, а затем в соответствующем видеоуроке покажу подробное решение.

У вас есть возможность продолжить решение уравнений самостоятельно, а затем сверить свое решение с видеоуроком.

1 . (x-1)(x-7)(x-4)(x+2)=40

Заметим, что в левой части уравнения стоит произведение четырех скобок, а в правой — число.

1. Сгруппируем скобки по две так, чтобы сумма свободных членов была одинаковой.

2. Перемножим их.

3. Введем замену переменной.

В нашем уравнении сгруппируем первую скобку с третьей, а вторую с четвертой,так как (-1)+(-4)=(-7)+2:

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Решение рациональных уравнений повышенной сложности

В этом месте замена переменной становится очевидной: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Получаем уравнение Решение рациональных уравнений повышенной сложности

Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • 2 . Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Уравнение этого типа похоже на предыдущее с одним отличием: в правой части уравнения стоит произведение числа на Решение рациональных уравнений повышенной сложности. И решается оно совсем по-другому:

    1. Группируем скобки по две так, чтобы произведение свободных членов было одинаковым.

    2. Перемножаем каждую пару скобок.

    3. Из каждого множителя выносим за скобку х.

    4. Делим обе части уравнения на Решение рациональных уравнений повышенной сложности.

    5. Вводим замену переменной.

    В этом уравнении сгруппируем первую скобку с четвертой, а вторую с третьей, так как Решение рациональных уравнений повышенной сложности:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Заметим, что в каждой скобке коэффициент при Решение рациональных уравнений повышенной сложностии свободный член одинаковые. Вынесем из каждой скобки множитель Решение рациональных уравнений повышенной сложности:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Так как х=0 не является корнем исходного уравнения, разделим обе части уравнения на Решение рациональных уравнений повышенной сложности. Получим:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь можем ввести замену переменной: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Получим уравнение: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • 3 . Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Заметим, что в знаменателях обоих дробей стоят квадратные трехчлены, у которых старший коэффициент и свободный член одинаковые. Вынесем, как и в уравнении второго типа х за скобку. Получим:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на х:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь можем ввести замену переменной:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Получим уравнение относительно переменной t:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • 4 . Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Заметим, что коэффициенты уравнения симметричны относительно центрального. Такое уравнение называется возвратным .

    Чтобы его решить,

    1. Разделим обе части уравнения на Решение рациональных уравнений повышенной сложности(Мы можем это сделать, так как х=0 не является корнем уравнения.) Получим:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    2. Сгруппируем слагаемые таким образом:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    3. В каждой группе вынесем за скобку общий множитель:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    4. Введем замену: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    5. Выразим через t выражение Решение рациональных уравнений повышенной сложности:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Отсюда Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Получим уравнение относительно t:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • 5. Однородные уравнения.

    Уравнения, имеющие структуру однородного, могут встретиться при решении показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, поэтому ее нужно уметь распознавать.

    Однородные уравнения имеют такую структуру:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    В этом равенстве А, В и С — числа, а квадратиком и кружочком обозначены одинаковые выражения. То есть в левой части однородного уравнения стоит сумма одночленов, имеющих одинаковую степень ( в данном случае степень одночленов равна 2), и свободный член отсутствует.

    Чтобы решить однородное уравнение, разделим обе части на Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Или на Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Или на Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Внимание! При делении правой и левой части уравнения на выражение, содержащее неизвестное, можно потерять корни. Поэтому необходимо проверить, не являются ли корни того выражения, на которое мы делим обе части уравнения, корнями исходного уравнения.

    Пойдем первым путем. Получим уравнение:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложностиСократим дроби, получим:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь мы вводим замену переменной:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложностиИ решаем квадратное уравнение относительно замены:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности.

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    При решении уравнения я обычно придерживаюсь такой тактики: нужно уменьшить количество различных выражений, в состав которых входит неизвестное ( принцип «бритвы Оккама» — не нужно множить сущности без нужды), а для этого помогает разложить выражения с неизвестным на множители. Разложим выражение, стоящее в правой части уравнения на множители.

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Перенесем все влево, получим:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь мы видим, что перед нами однородное уравнение. Разделим обе части уравнения на Решение рациональных уравнений повышенной сложности, предварительно проверив, что х=1 не является корнем исходного уравнения.

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь самое время ввести замену переменной:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Получим квадратное уравнение:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    6 . Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Это уравнение имеет такую структуру:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложностиРешается с помощью введения вот такой замены переменной:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложностиВ нашем уравнении Решение рациональных уравнений повышенной сложности,тогда Решение рациональных уравнений повышенной сложности. Введем замену:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь возведем каждую скобку в четвертую степень, используя треугольник Паскаля:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Упростим выражение и получим биквадратное уравнение относительно t:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложностиили Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • 7 . Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Это уравнение имеет такую структуру: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Чтобы его решить, нужно в левой части уравнения выделить полный квадрат.

    Чтобы выделить полный квдарат, нужно прибавить или вычесть удовоенное произведение. Тогда мы получим квадрат суммы ли разности. Для удачной замены переменной это имеет определяющее значение.

    Начнем с нахождения удвоенного произведения. Именно оно будет ключиком для замены переменной. В нашем уравнении удвоенное произведение равно

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Теперь прикинем, что нам удобнее иметь — квадрат суммы или разности. Рассмотрим, для начала сумму выражений:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Отлично! это выражении в точности равно удвоенному произведению. Тогда, чтобы в скобках получить квадрат суммы, нужно прибавить и вычесть удвоенное произведение:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности[/pmath]

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Введем замену: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Получим квадратное уравнение:

    Решение рациональных уравнений повышенной сложности

    Ответ: Решение рациональных уравнений повышенной сложности

  • Видео:Рациональные уравнения (часть 1). Задачи повышенной сложности.Скачать

    Рациональные уравнения (часть 1). Задачи повышенной сложности.

    Решение целых и дробно рациональных уравнений

    Давайте познакомимся с рациональными и дробными рациональными уравнениями, дадим их определение, приведем примеры, а также разберем наиболее распространенные типы задач.

    Видео:Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Рациональное уравнение: определение и примеры

    Знакомство с рациональными выражениями начинается в 8 классе школы. В это время на уроках алгебры учащиеся все чаще начинают встречать задания с уравнениями, которые содержат рациональные выражения в своих записях. Давайте освежим в памяти, что это такое.

    Рациональное уравнение – это такое уравнение, в обеих частях которого содержатся рациональные выражения.

    В различных пособиях можно встретить еще одну формулировку.

    Рациональное уравнение – это такое уравнение, запись левой части которого содержит рациональное выражение, а правая – нуль.

    Определения, которые мы привели для рациональных уравнений, являются равнозначными, так как говорят об одно и том же. Подтверждает правильность наших слов тот факт, что для любых рациональных выражений P и Q уравнения P = Q и P − Q = 0 будут равносильными выражениями.

    А теперь обратимся к примерам.

    x = 1 , 2 · x − 12 · x 2 · y · z 3 = 0 , x x 2 + 3 · x — 1 = 2 + 2 7 · x — a · ( x + 2 ) , 1 2 + 3 4 — 12 x — 1 = 3 .

    Рациональные уравнения точно также, как и уравнения других видов, могут содержать любое количество переменных от 1 до нескольких. Для начала мы рассмотрим простые примеры, в которых уравнения будут содержать только одну переменную. А затем начнем постепенно усложнять задачу.

    Рациональные уравнения делятся на две большие группы: целые и дробные. Посмотрим, какие уравнения будут относиться к каждой из групп.

    Рациональное уравнение будет являться целым в том случае, если в записи левой и правой его частей содержатся целые рациональные выражения.

    Рациональное уравнение будет являться дробным в том случае, если одна или обе его части содержат дробь.

    Дробно рациональные уравнения в обязательном порядке содержат деление на переменную или же переменная имеется в знаменателе. В записи целых уравнений такого деления нет.

    3 · x + 2 = 0 и ( x + y ) · ( 3 · x 2 − 1 ) + x = − y + 0 , 5 – целые рациональные уравнения. Здесь обе части уравнения представлены целыми выражениями.

    1 x — 1 = x 3 и x : ( 5 · x 3 + y 2 ) = 3 : ( x − 1 ) : 5 – это дробно рациональные уравнения.

    К числу целых рациональных уравнений можно отнести линейные и квадратные уравнения.

    Видео:ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ решения Целых Рациональных Уравнений (математика с нуля)Скачать

    ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ решения Целых Рациональных Уравнений (математика с нуля)

    Решение целых уравнений

    Решение таких уравнений обычно сводится к преобразованию их в равносильные алгебраические уравнения. Достичь этого можно путем проведения равносильных преобразований уравнений в соответствии со следующим алгоритмом:

    • сначала получим ноль в правой части уравнения, для этого на необходимо перенести выражение, которое находится в правой части уравнения, в его левую часть и поменять знак;
    • затем преобразуем выражение в левой части уравнения в многочлен стандартного вида.

    Мы должны получить алгебраическое уравнение. Это уравнение будет равносильным по отношению к исходному уравнению. Легкие случаи позволяют нам для решения задачи свести целое уравнение с линейному или квадратному. В общем случае мы решаем алгебраическое уравнение степени n .

    Необходимо найти корни целого уравнения 3 · ( x + 1 ) · ( x − 3 ) = x · ( 2 · x − 1 ) − 3 .

    Решение

    Проведем преобразование исходного выражения с целью получить равносильное ему алгебраическое уравнение. Для этого произведем перенос выражения, содержащегося в правой части уравнения, в левую часть и заменим знак на противоположный. В итоге получим: 3 · ( x + 1 ) · ( x − 3 ) − x · ( 2 · x − 1 ) + 3 = 0 .

    Теперь проведем преобразование выражения, которое находится в левой части в многочлен стандартного вида и произведем необходимые действия с этим многочленом:

    3 · ( x + 1 ) · ( x − 3 ) − x · ( 2 · x − 1 ) + 3 = ( 3 · x + 3 ) · ( x − 3 ) − 2 · x 2 + x + 3 = = 3 · x 2 − 9 · x + 3 · x − 9 − 2 · x 2 + x + 3 = x 2 − 5 · x − 6

    У нас получилось свести решение исходного уравнения к решению квадратного уравнения вида x 2 − 5 · x − 6 = 0 . Дискриминант этого уравнения положительный: D = ( − 5 ) 2 − 4 · 1 · ( − 6 ) = 25 + 24 = 49 . Это значит, действительных корней будет два. Найдем их, воспользовавшись формулой корней квадратного уравнения:

    x = — — 5 ± 49 2 · 1 ,

    x 1 = 5 + 7 2 или x 2 = 5 — 7 2 ,

    x 1 = 6 или x 2 = — 1

    Проверим верность корней уравнения, которые мы нашли в ходе решения. Для этого числа, которые мы получили, подставим в исходное уравнение: 3 · ( 6 + 1 ) · ( 6 − 3 ) = 6 · ( 2 · 6 − 1 ) − 3 и 3 · ( − 1 + 1 ) · ( − 1 − 3 ) = ( − 1 ) · ( 2 · ( − 1 ) − 1 ) − 3 . В первом случае 63 = 63 , во втором 0 = 0 . Корни x = 6 и x = − 1 действительно являются корнями уравнения, данного в условии примера.

    Ответ: 6 , − 1 .

    Давайте разберем, что значит «степень целого уравнения». С этим термином мы будем часто встречаться в тех случаях, когда нам надо будет представить целое уравнение в виде алгебраического. Дадим определение понятию.

    Степень целого уравнения – это степень алгебраического уравнения, равносильного исходному целому уравнению.

    Если посмотреть на уравнения из примера, приведенного выше, можно установить: степень данного целого уравнения вторая.

    Если бы наш курс ограничивался решением уравнений второй степени, то рассмотрение темы на этом можно было бы закончить. Но все не так просто. Решение уравнений третьей степени сопряжено с трудностями. А для уравнений выше четвертой степени и вовсе не существует общих формул корней. В связи с этим решение целых уравнений третьей, четвертой и других степеней требует от нас применения целого ряда других приемов и методов.

    Чаще прочих используется подход к решению целых рациональных уравнений, который основан на методе разложения на множители. Алгоритм действий в этом случае следующий:

    • переносим выражение из правой части в левую с тем, чтобы в правой части записи остался нуль;
    • представляем выражение в левой части как произведение множителей, а затем переходим к совокупности нескольких более простых уравнений.

    Пример 4

    Найдите решение уравнения ( x 2 − 1 ) · ( x 2 − 10 · x + 13 ) = 2 · x · ( x 2 − 10 · x + 13 ) .

    Решение

    Переносим выражение из правой части записи в левую с противоположным знаком: ( x 2 − 1 ) · ( x 2 − 10 · x + 13 ) − 2 · x · ( x 2 − 10 · x + 13 ) = 0 . Преобразование левой части в многочлен стандартного вида нецелесообразно в связи с тем, что это даст нам алгебраическое уравнение четвертой степени: x 4 − 12 · x 3 + 32 · x 2 − 16 · x − 13 = 0 . Легкость преобразования не оправдывает всех сложностей с решением такого уравнения.

    Намного проще пойти другим путем: вынесем за скобки общий множитель x 2 − 10 · x + 13 . Так мы придем к уравнению вида ( x 2 − 10 · x + 13 ) · ( x 2 − 2 · x − 1 ) = 0 . Теперь заменим полученное уравнение совокупностью двух квадратных уравнений x 2 − 10 · x + 13 = 0 и x 2 − 2 · x − 1 = 0 и найдем их корни через дискриминант: 5 + 2 · 3 , 5 — 2 · 3 , 1 + 2 , 1 — 2 .

    Ответ: 5 + 2 · 3 , 5 — 2 · 3 , 1 + 2 , 1 — 2 .

    Точно также мы можем использовать метод введения новой переменной. Этот метод позволяет нам переходить к равносильным уравнениям со степенями ниже, чем были степени в исходном целом уравнении.

    Есть ли корни у уравнения ( x 2 + 3 · x + 1 ) 2 + 10 = − 2 · ( x 2 + 3 · x − 4 ) ?

    Решение

    Если мы сейчас попробуем свести целое рациональное уравнение к алгебраическому, то получим уравнение 4 степени, которое не имеет рациональных корней. Потому нам будет проще пойти другим путем: ввести новую переменную у, которая заменит в уравнении выражение x 2 + 3 · x .

    Теперь мы будем работать с целым уравнением ( y + 1 ) 2 + 10 = − 2 · ( y − 4 ) . Перенесем правую часть уравнения в левую с противоположным знаком и проведем необходимые преобразования. Получим: y 2 + 4 · y + 3 = 0 . Найдем корни квадратного уравнения: y = − 1 и y = − 3 .

    Теперь проведем обратную замену. Получим два уравнения x 2 + 3 · x = − 1 и x 2 + 3 · x = − 3 . Перепишем их как x 2 + 3 · x + 1 = 0 и x 2 + 3 · x + 3 = 0 . Используем формулу корней квадратного уравнения для того, чтобы найти корни первого уравнения из полученных: — 3 ± 5 2 . Дискриминант второго уравнения отрицательный. Это значит, что действительных корней у второго уравнения нет.

    Ответ: — 3 ± 5 2

    Целые уравнения высоких степеней попадаются в задачах достаточно часто. Пугаться их не нужно. Нужно быть готовым применить нестандартный метод их решения, в том числе и ряд искусственных преобразований.

    Видео:Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать

    Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnline

    Решение дробно рациональных уравнений

    Начнем рассмотрение этой подтемы мы с алгоритма решения дробно рациональных уравнений вида p ( x ) q ( x ) = 0 , где p ( x ) и q ( x ) – целые рациональные выражения. Решение остальных дробно рациональных уравнений всегда можно свести к решению уравнений указанного вида.

    В основу наиболее употребимого метода решения уравнений p ( x ) q ( x ) = 0 положено следующее утверждение: числовая дробь u v , где v – это число, которое отлично от нуля, равна нулю только в тех случаях, когда числитель дроби равен нулю. Следуя логике приведенного утверждения мы можем утверждать, что решение уравнения p ( x ) q ( x ) = 0 может быть сведено в выполнению двух условий: p ( x ) = 0 и q ( x ) ≠ 0 . На этом построен алгоритм решения дробных рациональных уравнений вида p ( x ) q ( x ) = 0 :

    • находим решение целого рационального уравнения p ( x ) = 0 ;
    • проверяем, выполняется ли для корней, найденных в ходе решения, условие q ( x ) ≠ 0 .

    Если это условие выполняется, то найденный корень является корнем исходного уравнения. Если нет, то корень не является решением задачи.

    Найдем корни уравнения 3 · x — 2 5 · x 2 — 2 = 0 .

    Решение

    Мы имеем дело с дробным рациональным уравнением вида p ( x ) q ( x ) = 0 , в котором p ( x ) = 3 · x − 2 , q ( x ) = 5 · x 2 − 2 = 0 . Приступим к решению линейного уравнения 3 · x − 2 = 0 . Корнем этого уравнения будет x = 2 3 .

    Проведем проверку найденного корня, удовлетворяет ли он условию 5 · x 2 − 2 ≠ 0 . Для этого подставим числовое значение в выражение. Получим: 5 · 2 3 2 — 2 = 5 · 4 9 — 2 = 20 9 — 2 = 2 9 ≠ 0 .

    Условие выполняется. Это значит, что x = 2 3 является корнем исходного уравнения.

    Ответ: 2 3 .

    Есть еще один вариант решения дробных рациональных уравнений p ( x ) q ( x ) = 0 . Вспомним, что это уравнение равносильно целому уравнению p ( x ) = 0 на области допустимых значений переменной x исходного уравнения. Это позволяет нам использовать следующий алгоритм в решении уравнений p ( x ) q ( x ) = 0 :

    • решаем уравнение p ( x ) = 0 ;
    • находим область допустимых значений переменной x ;
    • берем корни, которые лежат в области допустимых значений переменной x , в качестве искомых корней исходного дробного рационального уравнения.

    Пример 7

    Решите уравнение x 2 — 2 · x — 11 x 2 + 3 · x = 0 .

    Решение

    Для начала решим квадратное уравнение x 2 − 2 · x − 11 = 0 . Для вычисления его корней мы используем формулу корней для четного второго коэффициента. Получаем D 1 = ( − 1 ) 2 − 1 · ( − 11 ) = 12 , и x = 1 ± 2 3 .

    Теперь мы можем найти ОДЗ переменной x для исходного уравнения. Это все числа, для которых x 2 + 3 · x ≠ 0 . Это то же самое, что x · ( x + 3 ) ≠ 0 , откуда x ≠ 0 , x ≠ − 3 .

    Теперь проверим, входят ли полученные на первом этапе решения корни x = 1 ± 2 3 в область допустимых значений переменной x . Мы видим, что входят. Это значит, что исходное дробное рациональное уравнение имеет два корня x = 1 ± 2 3 .

    Ответ​​: x = 1 ± 2 3

    Второй описанный метод решения проще первого в случаях, когда легко находится область допустимых значений переменной x , а корни уравнения p ( x ) = 0 иррациональные. Например, 7 ± 4 · 26 9 . Корни могут быть и рациональными, но с большим числителем или знаменателем. Например, 127 1101 и − 31 59 . Это позволяет сэкономить время на проведении проверки условия q ( x ) ≠ 0 : намного проще исключить корни, которые не подходят, по ОДЗ.

    В тех случаях, когда корни уравнения p ( x ) = 0 целые, целесообразнее использовать первый из описанных алгоритмов решения уравнений вида p ( x ) q ( x ) = 0 . Быстрее сразу находить корни целого уравнения p ( x ) = 0 , после чего проверять, выполняется ли для них условие q ( x ) ≠ 0 , а не находить ОДЗ, после чего решать уравнение p ( x ) = 0 на этой ОДЗ. Это связано с тем, что в таких случаях сделать проверку обычно проще, чем найти ОДЗ.

    Найдите корни уравнения ( 2 · x — 1 ) · ( x — 6 ) · ( x 2 — 5 · x + 14 ) · ( x + 1 ) x 5 — 15 · x 4 + 57 · x 3 — 13 · x 2 + 26 · x + 112 = 0 .

    Решение

    Начнем с рассмотрения целого уравнения ( 2 · x − 1 ) · ( x − 6 ) · ( x 2 − 5 · x + 14 ) · ( x + 1 ) = 0 и нахождения его корней. Для этого применим метод решения уравнений через разложение на множители. Получается, что исходное уравнение равносильно совокупности четырех уравнений 2 · x − 1 = 0 , x − 6 = 0 , x 2 − 5 · x + 14 = 0 , x + 1 = 0 , из которых три линейных и одно квадратное. Находим корни: из первого уравнения x = 1 2 , из второго – x = 6 , из третьего – x = 7 , x = − 2 , из четвертого – x = − 1 .

    Проведем проверку полученных корней. Определить ОДЗ в данном случае нам сложно, так как для этого придется провести решение алгебраического уравнения пятой степени. Проще будет проверить условие, по которому знаменатель дроби, которая находится в левой части уравнения, не должен обращаться в нуль.

    По очереди подставим корни на место переменной х в выражение x 5 − 15 · x 4 + 57 · x 3 − 13 · x 2 + 26 · x + 112 и вычислим его значение:

    1 2 5 − 15 · 1 2 4 + 57 · 1 2 3 − 13 · 1 2 2 + 26 · 1 2 + 112 = = 1 32 − 15 16 + 57 8 − 13 4 + 13 + 112 = 122 + 1 32 ≠ 0 ;

    6 5 − 15 · 6 4 + 57 · 6 3 − 13 · 6 2 + 26 · 6 + 112 = 448 ≠ 0 ;

    7 5 − 15 · 7 4 + 57 · 7 3 − 13 · 7 2 + 26 · 7 + 112 = 0 ;

    ( − 2 ) 5 − 15 · ( − 2 ) 4 + 57 · ( − 2 ) 3 − 13 · ( − 2 ) 2 + 26 · ( − 2 ) + 112 = − 720 ≠ 0 ;

    ( − 1 ) 5 − 15 · ( − 1 ) 4 + 57 · ( − 1 ) 3 − 13 · ( − 1 ) 2 + 26 · ( − 1 ) + 112 = 0 .

    Проведенная проверка позволяет нам установить, что корнями исходного дробного рацинального уравнения являются 1 2 , 6 и − 2 .

    Ответ: 1 2 , 6 , — 2

    Найдите корни дробного рационального уравнения 5 · x 2 — 7 · x — 1 · x — 2 x 2 + 5 · x — 14 = 0 .

    Решение

    Начнем работу с уравнением ( 5 · x 2 − 7 · x − 1 ) · ( x − 2 ) = 0 . Найдем его корни. Нам проще представить это уравнение как совокупность квадратного и линейного уравнений 5 · x 2 − 7 · x − 1 = 0 и x − 2 = 0 .

    Используем формулу корней квадратного уравнения для поиска корней. Получаем из первого уравнения два корня x = 7 ± 69 10 , а из второго x = 2 .

    Подставлять значение корней в исходное уравнение для проверки условий нам будет достаточно сложно. Проще будет определить ОДЗ переменной x . В данном случае ОДЗ переменной x – это все числа, кроме тех, для которых выполняется условие x 2 + 5 · x − 14 = 0 . Получаем: x ∈ — ∞ , — 7 ∪ — 7 , 2 ∪ 2 , + ∞ .

    Теперь проверим, принадлежат ли найденные нами корни к области допустимых значений переменной x .

    Корни x = 7 ± 69 10 — принадлежат, поэтому, они являются корнями исходного уравнения, а x = 2 – не принадлежит, поэтому, это посторонний корень.

    Ответ: x = 7 ± 69 10 .

    Разберем отдельно случаи, когда в числителе дробного рационального уравнения вида p ( x ) q ( x ) = 0 находится число. В таких случаях, если в числителе находится число, отличное от нуля, то уравнение не будет иметь корней. Если это число будет равно нулю, то корнем уравнения будет любое число из ОДЗ.

    Решите дробное рациональное уравнение — 3 , 2 x 3 + 27 = 0 .

    Решение

    Данное уравнение не будет иметь корней, так как в числителе дроби из левой части уравнения находится отличное от нуля число. Это значит, что ни при каких значениях x значение приведенной в условии задачи дроби не будет равняться нулю.

    Ответ: нет корней.

    Решите уравнение 0 x 4 + 5 · x 3 = 0 .

    Решение

    Так как в числителе дроби находится нуль, решением уравнения будет любое значение x из ОДЗ переменной x .

    Теперь определим ОДЗ. Оно будет включать все значения x , при которых x 4 + 5 · x 3 ≠ 0 . Решениями уравнения x 4 + 5 · x 3 = 0 являются 0 и − 5 , так как, это уравнение равносильно уравнению x 3 · ( x + 5 ) = 0 , а оно в свою очередь равносильно совокупности двух уравнений x 3 = 0 и x + 5 = 0 , откуда и видны эти корни. Мы приходим к тому, что искомой областью допустимых значений являются любые x , кроме x = 0 и x = − 5 .

    Получается, что дробное рациональное уравнение 0 x 4 + 5 · x 3 = 0 имеет бесконечное множество решений, которыми являются любые числа кроме нуля и — 5 .

    Ответ: — ∞ , — 5 ∪ ( — 5 , 0 ∪ 0 , + ∞

    Теперь поговорим о дробных рациональных уравнениях произвольного вида и методах их решения. Их можно записать как r ( x ) = s ( x ) , где r ( x ) и s ( x ) – рациональные выражения, причем хотя бы одно из них дробное. Решение таких уравнений сводится к решению уравнений вида p ( x ) q ( x ) = 0 .

    Мы уже знаем, что мы можем получить равносильное уравнение при переносе выражения из правой части уравнения в левое с противоположным знаком. Это значит, что уравнение r ( x ) = s ( x ) равносильно уравнение r ( x ) − s ( x ) = 0 . Также мы уже разобрали способы преобразования рационального выражения в рациональную дробь. Благодаря этому мы без труда можем преобразовать уравнение r ( x ) − s ( x ) = 0 в тождественную ему рациональную дробь вида p ( x ) q ( x ) .

    Так мы переходим от исходного дробного рационального уравнения r ( x ) = s ( x ) к уравнению вида p ( x ) q ( x ) = 0 , решать которые мы уже научились.

    Следует учитывать, что при проведении переходов от r ( x ) − s ( x ) = 0 к p ( x ) q ( x ) = 0 , а затем к p ( x ) = 0 мы можем не учесть расширения области допустимых значений переменной x .

    Вполне реальна ситуация, когда исходное уравнение r ( x ) = s ( x ) и уравнение p ( x ) = 0 в результате преобразований перестанут быть равносильными. Тогда решение уравнения p ( x ) = 0 может дать нам корни, которые будут посторонними для r ( x ) = s ( x ) . В связи с этим в каждом случае необходимо проводить проверку любым из описанных выше способов.

    Чтобы облегчить вам работу по изучению темы, мы обобщили всю информацию в алгритм решения дробного рационального уравнения вида r ( x ) = s ( x ) :

    • переносим выражение из правой части с противоположным знаком и получаем справа нуль;
    • преобразуем исходное выражение в рациональную дробь p ( x ) q ( x ) , последовательно выполняя действия с дробями и многочленами;
    • решаем уравнение p ( x ) = 0 ;
    • выявляем посторонние корни путем проверки их принадлежности ОДЗ или методом подстановки в исходное уравнение.

    Визуально цепочка действий будет выглядеть следующим образом:

    r ( x ) = s ( x ) → r ( x ) — s ( x ) = 0 → p ( x ) q ( x ) = 0 → p ( x ) = 0 → о т с е и в а н и е п о с т о р о н н и х к о р н е й

    Решите дробное рациональное уравнение x x + 1 = 1 x + 1 .

    Решение

    Перейдем к уравнению x x + 1 — 1 x + 1 = 0 . Преобразуем дробное рациональное выражение в левой части уравнения к виду p ( x ) q ( x ) .

    Для этого нам придется привести рациональные дроби к общему знаменателю и упростить выражение:

    x x + 1 — 1 x — 1 = x · x — 1 · ( x + 1 ) — 1 · x · ( x + 1 ) x · ( x + 1 ) = = x 2 — x — 1 — x 2 — x x · ( x + 1 ) = — 2 · x — 1 x · ( x + 1 )

    Для того, чтобы найти корни уравнения — 2 · x — 1 x · ( x + 1 ) = 0 , нам необходимо решить уравнение − 2 · x − 1 = 0 . Получаем один корень x = — 1 2 .

    Нам осталось выполнить проверку любым из методов. Рассмотрим их оба.

    Подставим полученное значение в исходное уравнение. Получим — 1 2 — 1 2 + 1 = 1 — 1 2 + 1 . Мы пришли к верному числовому равенству − 1 = − 1 . Это значит, что x = − 1 2 является корнем исходного уравнения.

    Теперь проведем проверку через ОДЗ. Определим область допустимых значений переменной x . Это будет все множество чисел, за исключением − 1 и 0 (при x = − 1 и x = 0 обращаются в нуль знаменатели дробей). Полученный нами корень x = − 1 2 принадлежит ОДЗ. Это значит, что он является корнем исходного уравнения.

    Ответ: − 1 2 .

    Найдите корни уравнения x 1 x + 3 — 1 x = — 2 3 · x .

    Решение

    Мы имеем дело с дробным рациональным уравнением. Следовательно, будем действовать по алгоритму.

    Перенесем выражение из правой части в левую с противоположным знаком: x 1 x + 3 — 1 x + 2 3 · x = 0

    Проведем необходимые преобразования: x 1 x + 3 — 1 x + 2 3 · x = x 3 + 2 · x 3 = 3 · x 3 = x .

    Приходим к уравнению x = 0 . Корень этого уравнения – нуль.

    Проверим, не является ли этот корень посторонним для исходного уравнения. Подставим значение в исходное уравнение: 0 1 0 + 3 — 1 0 = — 2 3 · 0 . Как видите, полученное уравнение не имеет смысла. Это значит, что 0 – это посторонний корень, а исходное дробное рациональное уравнение корней не имеет.

    Ответ: нет корней.

    Если мы не включили в алгоритм другие равносильные преобразования, то это вовсе не значит, что ими нельзя пользоваться. Алгоритм универсален, но он создан для того, чтобы помогать, а не ограничивать.

    Решите уравнение 7 + 1 3 + 1 2 + 1 5 — x 2 = 7 7 24

    Решение

    Проще всего будет решить приведенное дробное рациональное уравнение согласно алгоритму. Но есть и другой путь. Рассмотрим его.

    Отнимем от правой и левой частей 7 , получаем: 1 3 + 1 2 + 1 5 — x 2 = 7 24 .

    Отсюда можно заключить, что выражение в знаменателе левой части должно быть равно числу, обратному числу из правой части, то есть, 3 + 1 2 + 1 5 — x 2 = 24 7 .

    Вычтем из обеих частей 3 : 1 2 + 1 5 — x 2 = 3 7 . По аналогии 2 + 1 5 — x 2 = 7 3 , откуда 1 5 — x 2 = 1 3 , и дальше 5 — x 2 = 3 , x 2 = 2 , x = ± 2

    Проведем проверку для того, чтобы установить, являются ли найденные корни корнями исходного уравнения.

    🎥 Видео

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Как решать Дробно Рациональные уравнения?Скачать

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Как решать Дробно Рациональные уравнения?

    Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать

    Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравнения

    ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

    ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

    Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 60 часть. 9 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 60 часть. 9 класс.

    8 класс, 5 урок, Первые представления о решении рациональных уравненийСкачать

    8 класс, 5 урок, Первые представления о решении рациональных уравнений

    Решение сложных рациональных уравненийСкачать

    Решение сложных рациональных уравнений

    Дробно рациональные уравнения. Алгебра, 9 классСкачать

    Дробно рациональные уравнения. Алгебра, 9 класс

    Дробно рациональное уравнение. ОГЭ математика задача 4 (тип 4) 🔴Скачать

    Дробно рациональное уравнение. ОГЭ математика задача 4 (тип 4) 🔴

    РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. §7 алгебра 8 классСкачать

    РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. §7 алгебра 8 класс

    #136 Урок 61. Дробно-рациональные уравнения. Рациональные уравнения, приводящиеся к квадратным.Скачать

    #136 Урок 61. Дробно-рациональные уравнения. Рациональные уравнения, приводящиеся к квадратным.

    Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 64 часть. 9 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 64 часть. 9 класс.

    Алгебра 8 класс (Урок№32 - Решение задач с помощью рациональных уравнений.)Скачать

    Алгебра 8 класс (Урок№32 - Решение задач с помощью рациональных уравнений.)

    Дробно-рациональные уравнения.Решение дробно-рациональных уравнений. 8 классСкачать

    Дробно-рациональные уравнения.Решение дробно-рациональных уравнений. 8 класс
  • Поделиться или сохранить к себе: