Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 класс

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Ответ: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классЄ (-3; 1]

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классРешение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Преобразуем исходное неравенство

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классРешение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0

Рассмотрим функцию Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

(Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс)² + 7 (Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс) +12 0

  • Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≤ 0
  • Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≤ 0

    Замена Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Тогда t-1 — Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс≤ 0

    Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

    Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

    Рациональные неравенства и их системы с примерами решения

    Содержание:

    Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

    Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnline

    Простые рациональные неравенства и их системы

    Рациональные неравенства одной переменной и методы их решения

    Пусть А(х) и В(х) — рациональные выражения. Отношения вида Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Пример:

    Решите неравенство: 2(2х-5)(Зх-8)(5-4х) 0, то мы можем возвести обе части заданного неравенства в квадрат: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классПри Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классзаданное неравенства обязательно выполняется:

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Замена переменной

    Этот метод аналогичен соответствующему методу замены переменной, использованному при решении иррациональных уравнений.

    Пример:

    Решите неравенство: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Решение:

    Выпишем неравенство в виде:Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Введем новую переменную: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 классВ этом случае

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Значит: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Пример:

    Решите неравенство: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Решение:

    Введем новую переменную: Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Отсюда, Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класси получим рациональное неравенство от переменной t:

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Из последнего неравенства найдем х:

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Рекомендую подробно изучить предметы:
    1. Математика
    2. Алгебра
    3. Линейная алгебра
    4. Векторная алгебра
    5. Высшая математика
    6. Дискретная математика
    7. Математический анализ
    8. Математическая логика
    Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
    • Геометрические задачи и методы их решения
    • Прямые и плоскости в пространстве
    • Интеграл и его применение
    • Первообразная и интегра
    • Перпендикулярность в пространстве
    • Векторы и координаты в пространстве
    • Множества
    • Рациональные уравнения

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    Видео:✓ Метод интервалов. Рациональные уравнения и неравенства | Борис ТрушинСкачать

    ✓ Метод интервалов. Рациональные уравнения и неравенства | Борис Трушин

    Решение целых и дробно рациональных неравенств

    Продолжаем разбирать способы решения неравенств, имеющих в составе одну переменную. Мы уже изучили линейные и квадратные неравенства, которые представляют из себя частные случаи рациональных неравенств. В этой статье мы уточним, неравенства какого типа относятся к рациональным, расскажем, на какие виды они делятся (целые и дробные). После этого покажем, как правильно их решать, приведем нужные алгоритмы и разберем конкретные задачи.

    Видео:решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 классСкачать

    решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 класс

    Понятие рациональных равенств

    Когда в школе изучают тему решения неравенств, то сразу берут рациональные неравенства. На них приобретаются и оттачиваются навыки работы с этим видом выражений. Сформулируем определение данного понятия:

    Рациональное неравенство представляет из себя такое неравенство с переменными, которое содержит в обоих частях рациональные выражения.

    Отметим, что определение никак не затрагивает вопрос количества переменных, значит, их может быть сколь угодно много. Следовательно, возможны рациональные неравенства с 1 , 2 , 3 и более переменными. Чаще всего приходится иметь дело с выражениями, содержащими всего одну переменную, реже две, а неравенства с большим количеством переменных обычно в рамках школьного курса не рассматривают вовсе.

    Таким образом, мы можем узнать рациональное неравенство, посмотрев на его запись. И с правой, и с левой стороны у него должны быть расположены рациональные выражения. Приведем примеры:

    x > 4 x 3 + 2 · y ≤ 5 · ( y − 1 ) · ( x 2 + 1 ) 2 · x x — 1 ≥ 1 + 1 1 + 3 x + 3 · x 2

    А вот неравенство вида 5 + x + 1 x · y · z не относится к рациональным, поскольку слева у него есть переменная под знаком корня.

    Все рациональные неравенства делятся на целые и дробные.

    Целое рациональное равенство состоит из целых рациональных выражений (в обеих частях).

    Дробно рациональное равенство – это такое равенство, которое содержит дробное выражение в одной или обеих своих частях.

    Например, неравенства вида 1 + x — 1 1 3 2 2 + 2 3 + 2 11 — 2 · 1 3 · x — 1 > 4 — x 4 и 1 — 2 3 5 — y > 1 x 2 — y 2 являются дробно рациональными, а 0 , 5 · x ≤ 3 · ( 2 − 5 · y ) и 1 : x + 3 > 0 – целыми.

    Мы разобрали, что из себя представляют рациональные неравенства, и выделили их основные типы. Можем переходить дальше, к обзору способов их решения.

    Видео:Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать

    Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)

    Как решать целые неравенства

    Допустим, что нам требуется найти решения целого рационального неравенства r ( x ) s ( x ) , которое включает в себя только одну переменную x . При этом r ( x ) и s ( x ) представляют собой любые целые рациональные числа или выражения, а знак неравенства может отличаться. Чтобы решить это задание, нам нужно преобразовать его и получить равносильное равенство.

    Начнем с перенесения выражения из правой части в левую. Получим следующее:

    вида r ( x ) − s ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ )

    Мы знаем, что r ( x ) − s ( x ) будет целым значением, а любое целое выражение допустимо преобразовать в многочлен. Преобразуем r ( x ) − s ( x ) в h ( x ) . Это выражение будет тождественно равным многочленом. Учитывая, что у r ( x ) − s ( x ) и h ( x ) область допустимых значений x одинакова, мы можем перейти к неравенствам h ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) , которое будет равносильно исходному.

    Зачастую такого простого преобразования будет достаточно для решения неравенства, поскольку в итоге может получиться линейное или квадратное неравенство, значение которого вычислить несложно. Разберем такие задачи.

    Условие: решите целое рациональное неравенство x · ( x + 3 ) + 2 · x ≤ ( x + 1 ) 2 + 1 .

    Решение

    Начнем с переноса выражения из правой части в левую с противоположным знаком.

    x · ( x + 3 ) + 2 · x − ( x + 1 ) 2 − 1 ≤ 0

    Теперь, когда мы выполнили все действия с многочленами слева, можно переходить к линейному неравенству 3 · x − 2 ≤ 0 , равносильному тому, что было дано в условии. Решить его несложно:

    Ответ: x ≤ 2 3 .

    Условие: найдите решение неравенства ( x 2 + 1 ) 2 − 3 · x 2 > ( x 2 − x ) · ( x 2 + x ) .

    Решение

    Переносим выражение из левой части в правую и выполняем дальнейшие преобразования с помощью формул сокращенного умножения.

    ( x 2 + 1 ) 2 − 3 · x 2 − ( x 2 − x ) · ( x 2 + x ) > 0 x 4 + 2 · x 2 + 1 − 3 · x 2 − x 4 + x 2 > 0 1 > 0

    В итоге наших преобразований мы получили неравенство, которое будет верным при любых значениях x , следовательно, решением исходного неравенства может быть любое действительное число.

    Ответ: любое действительно число.

    Условие: решите неравенство x + 6 + 2 · x 3 − 2 · x · ( x 2 + x − 5 ) > 0 .

    Решение

    Из правой части мы ничего переносить не будем, поскольку там 0 . Начнем сразу с преобразования левой части в многочлен:

    x + 6 + 2 · x 3 − 2 · x 3 − 2 · x 2 + 10 · x > 0 − 2 · x 2 + 11 · x + 6 > 0 .

    Мы вывели квадратное неравенство, равносильное исходному, которое легко решить несколькими методами. Применим графический способ.

    Начнем с вычисления корней квадратного трехчлена − 2 · x 2 + 11 · x + 6 :

    D = 11 2 — 4 · ( — 2 ) · 6 = 169 x 1 = — 11 + 169 2 · — 2 , x 2 = — 11 — 169 2 · — 2 x 1 = — 0 , 5 , x 2 = 6

    Теперь на схеме отметим все необходимые нули. Поскольку старший коэффициент меньше нуля, ветви параболы на графике будут смотреть вниз.

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Нам будет нужна область параболы, расположенная над осью абсцисс, поскольку в неравенстве у нас стоит знак > . Нужный интервал равен ( − 0 , 5 , 6 ) , следовательно, эта область значений и будет нужным нам решением.

    Ответ: ( − 0 , 5 , 6 ) .

    Бывают и более сложные случаи, когда слева получается многочлен третьей или более высокой степени. Чтобы решить такое неравенство, рекомендуется использовать метод интервалов. Сначала мы вычисляем все корни многочлена h ( x ) , что чаще всего делается с помощью разложения многочлена на множители.

    Условие: вычислите ( x 2 + 2 ) · ( x + 4 ) 14 − 9 · x .

    Решение

    Начнем, как всегда, с переноса выражения в левую часть, после чего нужно будет выполнить раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.

    ( x 2 + 2 ) · ( x + 4 ) − 14 + 9 · x 0 x 3 + 4 · x 2 + 2 · x + 8 − 14 + 9 · x 0 x 3 + 4 · x 2 + 11 · x − 6 0

    В итоге преобразований у нас получилось равносильное исходному равенство, слева у которого стоит многочлен третьей степени. Применим метод интервалов для его решения.

    Сначала вычисляем корни многочлена, для чего нам надо решить кубическое уравнение x 3 + 4 · x 2 + 11 · x − 6 = 0 . Имеет ли оно рациональные корни? Они могут быть лишь в числе делителей свободного члена, т.е. среди чисел ± 1 , ± 2 , ± 3 , ± 6 . Подставим их по очереди в исходное уравнение и выясним, что числа 1 , 2 и 3 будут его корнями.

    Значит, многочлен x 3 + 4 · x 2 + 11 · x − 6 может быть описан в виде произведения ( x − 1 ) · ( x − 2 ) · ( x − 3 ) , и неравенство x 3 + 4 · x 2 + 11 · x − 6 0 может быть представлено как ( x − 1 ) · ( x − 2 ) · ( x − 3 ) 0 . С неравенством такого вида нам потом будет легче определить знаки на промежутках.

    Далее выполняем оставшиеся шаги интервального метода: рисуем числовую прямую и точки на ней с координатами 1 , 2 , 3 . Они разбивают прямую на 4 промежутка, в которых нужно определить знаки. Заштрихуем промежутки с минусом, поскольку исходное неравенство имеет знак .

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Нам осталось только записать готовый ответ: ( − ∞ , 1 ) ∪ ( 2 , 3 ) .

    Ответ: ( − ∞ , 1 ) ∪ ( 2 , 3 ) .

    В некоторых случаях выполнять переход от неравенства r ( x ) − s ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) к h ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) , где h ( x ) – многочлен в степени выше 2 , нецелесообразно. Это распространяется на те случаи, когда представить r ( x ) − s ( x ) как произведение линейных двучленов и квадратных трехчленов проще, чем разложить h ( x ) на отдельные множители. Разберем такую задачу.

    Условие: найдите решение неравенства ( x 2 − 2 · x − 1 ) · ( x 2 − 19 ) ≥ 2 · x · ( x 2 − 2 · x − 1 ) .

    Решение

    Данное неравенство относится к целым. Если мы перенесем выражение из правой части влево, раскроем скобки и выполним приведение слагаемых, то получим x 4 − 4 · x 3 − 16 · x 2 + 40 · x + 19 ≥ 0 .

    Решить такое неравенство непросто, поскольку придется искать корни многочлена четвертой степени. Оно не имеет ни одного рационального корня (так, 1 , − 1 , 19 или − 19 не подходят), а искать другие корни сложно. Значит, воспользоваться этим способом мы не можем.

    Но есть и другие способы решения. Если мы перенесем выражения из правой части исходного неравенства в левую, то сможем выполнить вынесение за скобки общего множителя x 2 − 2 · x − 1:

    ( x 2 − 2 · x − 1 ) · ( x 2 − 19 ) − 2 · x · ( x 2 − 2 · x − 1 ) ≥ 0 ( x 2 − 2 · x − 1 ) · ( x 2 − 2 · x − 19 ) ≥ 0 .

    Мы получили неравенство, равносильное исходному, и его решение даст нам искомый ответ. Найдем нули выражения в левой части, для чего решим квадратные уравнения x 2 − 2 · x − 1 = 0 и x 2 − 2 · x − 19 = 0 . Их корни – 1 ± 2 , 1 ± 2 5 . Переходим к равенству x — 1 + 2 · x — 1 — 2 · x — 1 + 2 5 · x — 1 — 2 5 ≥ 0 , которое можно решить методом интервалов:

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Согласно рисунку, ответом будет — ∞ , 1 — 2 5 ∪ 1 — 2 5 , 1 + 2 ∪ 1 + 2 5 , + ∞ .

    Ответ: — ∞ , 1 — 2 5 ∪ 1 — 2 5 , 1 + 2 ∪ 1 + 2 5 , + ∞ .

    Добавим, что иногда нет возможности найти все корни многочлена h ( x ) , следовательно, мы не можем представить его в виде произведения линейных двучленов и квадратных трехчленов. Тогда решить неравенство вида h ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) мы не можем, значит, решить исходное рациональное неравенство тоже нельзя.

    Видео:Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать

    Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnline

    Как решать дробно рациональные неравенства

    Допустим, надо решить дробно рационально неравенств вида r ( x ) s ( x ) ( ≤ , > , ≥ ) , где r ( x ) и s ( x ) являются рациональными выражениями, x – переменной. Хотя бы одно из указанных выражений будет дробным. Алгоритм решения в этом случае будет таким:

    1. Определяем область допустимых значений переменной x .
    2. Переносим выражение из правой части неравенства налево, а получившееся выражение r ( x ) − s ( x ) представляем в виде дроби. При этом где p ( x ) и q ( x ) будут целыми выражениями, которые являются произведениями линейных двучленов, неразложимых квадратных трехчленов, а также степеней с натуральным показателем.
    3. Далее решаем полученное неравенство методом интервалов.
    4. Последним шагом является исключение точек, полученных в ходе решения, из области допустимых значений переменной x , которую мы определили в начале.

    Это и есть алгоритм решения дробно рационального неравенства. Большая часть его понятна, небольшие пояснения требуются только для п. 2 . Мы перенесли выражение из правой части налево и получили r ( x ) − s ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) , а как потом привести его к виду p ( x ) q ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) ?

    Сначала определим, всегда ли можно выполнить данное преобразование. Теоретически, такая возможность имеется всегда, поскольку в рациональную дробь можно преобразовать любое рациональное выражение. Здесь же у нас есть дробь с многочленами в числителе и знаменателе. Вспомним основную теорему алгебры и теорему Безу и определим, что любой многочлен n -ной степени, содержащий одну переменную, может быть преобразован в произведение линейных двучленов. Следовательно, в теории мы всегда можем преобразовать выражение таким образом.

    На практике разложение многочленов на множители зачастую оказывается довольно трудной задачей, особенно если степень выше 4 . Если мы не сможем выполнить разложение, то не сможем и решить данное неравенство, однако в рамках школьного курса такие проблемы обычно не изучаются.

    Далее нам надо решить, будет ли полученное неравенство p ( x ) q ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) равносильным по отношению к r ( x ) − s ( x ) 0 ( ≤ , > , ≥ ) и к исходному. Есть вероятность, что оно может оказаться и неравносильным.

    Равносильность неравенства будет обеспечена тогда, когда область допустимых значений p ( x ) q ( x ) совпадет с областью значений выражения r ( x ) − s ( x ) . Тогда последний пункт инструкции по решению дробно рациональных неравенств выполнять не нужно.

    Но область значений для p ( x ) q ( x ) может оказаться шире, чем у r ( x ) − s ( x ) , например, за счет сокращения дробей. Примером может быть переход от x · x — 1 3 x — 1 2 · x + 3 к x · x — 1 x + 3 . Либо это может происходить при приведении подобных слагаемых, например, здесь:

    x + 5 x — 2 2 · x — x + 5 x — 2 2 · x + 1 x + 3 к 1 x + 3

    Для таких случаев и добавлен последний шаг алгоритма. Выполнив его, вы избавитесь от посторонних значений переменной, которые возникают из-за расширения области допустимых значений. Возьмем несколько примеров, чтобы было более понятно, о чем идет речь.

    Условие: найдите решения рационального равенства x x + 1 · x — 3 + 4 x — 3 2 ≥ — 3 · x x — 3 2 · x + 1 .

    Решение

    Действуем по алгоритму, указанному выше. Сначала определяем область допустимых значений. В данном случае она определяется системой неравенств x + 1 · x — 3 ≠ 0 x — 3 2 ≠ 0 x — 3 2 · ( x + 1 ) ≠ 0 , решением которой будет множество ( − ∞ , − 1 ) ∪ ( − 1 , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) .

    Далее нам надо сделать так, чтобы в правой части неравенства получился 0 . Выполняем перенос выражения из правой части влево с противоположным знаком и получаем неравенство, равносильное исходному:

    x x + 1 · x — 3 + 4 ( x — 3 ) 2 + 3 · x ( x — 3 ) 2 · ( x + 1 ) ≥ 0

    После этого нам нужно преобразовать его так, чтобы было удобно применить метод интервалов. Первым делом приводим алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю ( x − 3 ) 2 · ( x + 1 ) :

    x x + 1 · x — 3 + 4 ( x — 3 ) 2 + 3 · x ( x — 3 ) 2 · ( x + 1 ) = = x · x — 3 + 4 · x + 1 + 3 · x x — 3 2 · x + 1 = x 2 + 4 · x + 4 ( x — 3 ) 2 · ( x + 1 )

    Сворачиваем выражение в числителе, применяя формулу квадрата суммы:

    x 2 + 4 · x + 4 x — 3 2 · x + 1 = x + 2 2 x — 3 2 · x + 1

    Областью допустимых значений получившегося выражения является ( − ∞ , − 1 ) ∪ ( − 1 , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) . Мы видим, что она аналогична той, что была определена для исходного равенства. Заключаем, что неравенство x + 2 2 x — 3 2 · x + 1 ≥ 0 является равносильным исходному, значит, последний шаг алгоритма нам не нужен.

    Используем метод интервалов:

    Решение рациональных уравнений и неравенств 10 класс

    Видим решение ∪ ( − 1 , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) , которое и будет решением исходного рационального неравенства x x + 1 · x — 3 + 4 x — 3 2 ≥ — 3 · x ( x — 3 ) 2 · ( x + 1 ) .

    Ответ: ∪ ( − 1 , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) .

    Условие: вычислите решение x + 3 x — 1 — 3 x x + 2 + 2 x — 1 > 1 x + 1 + 2 · x + 2 x 2 — 1 .

    Решение

    Определяем область допустимых значений. В случае с этим неравенством она будет равна всем действительным числам, кроме − 2 , − 1 , 0 и 1 .

    Переносим выражения из правой части в левую:

    x + 3 x — 1 — 3 x x + 2 + 2 x — 1 — 1 x + 1 — 2 · x + 2 x 2 — 1 > 0

    Далее выполняем преобразование левой части. Сначала преобразуем первую дробь:

    x + 3 x — 1 — 3 x x + 2 = x + 3 — x — 3 x x + 2 = 0 x x + 2 = 0 x + 2 = 0

    Учитывая получившийся результат, запишем:

    x + 3 x — 1 — 3 x x + 2 + 2 x — 1 — 1 x + 1 — 2 · x + 2 x 2 — 1 = = 0 + 2 x — 1 — 1 x + 1 — 2 · x + 2 x 2 — 1 = = 2 x — 1 — 1 x + 1 — 2 · x + 2 x 2 — 1 = = 2 x — 1 — 1 x + 1 — 2 · x + 2 ( x + 1 ) · x — 1 = = — x — 1 ( x + 1 ) · x — 1 = — x + 1 ( x + 1 ) · x — 1 = — 1 x — 1

    Для выражения — 1 x — 1 областью допустимых значений будет множество всех действительных чисел, за исключением единицы. Мы видим, что область значений расширилась: в нее были добавлены − 2 , − 1 и 0 . Значит, нам нужно выполнить последний шаг алгоритма.

    Поскольку мы пришли к неравенству — 1 x — 1 > 0 , можем записать равносильное ему 1 x — 1 0 . С помощью метода интервалов вычислим решение и получим ( − ∞ , 1 ) .

    Исключаем точки, которые не входят в область допустимых значений исходного равенства. Нам надо исключить из ( − ∞ , 1 ) числа − 2 , − 1 и 0 . Таким образом, решением рационального неравенства x + 3 x — 1 — 3 x x + 2 + 2 x — 1 > 1 x + 1 + 2 · x + 2 x 2 — 1 будут значения ( − ∞ , − 2 ) ∪ ( − 2 , − 1 ) ∪ ( − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , 1 ) .

    Ответ: ( − ∞ , − 2 ) ∪ ( − 2 , − 1 ) ∪ ( − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , 1 ) .

    В заключение приведем еще один пример задачи, в котором окончательный ответ зависит от области допустимых значений.

    Условие: найдите решение неравенства 5 + 3 x 2 x 3 + 1 x 2 — x + 1 — x 2 — 1 x — 1 ≥ 0 .

    Решение

    Область допустимых значений неравенства, заданного в условии, определяет система x 2 ≠ 0 x 2 — x + 1 ≠ 0 x — 1 ≠ 0 x 3 + 1 x 2 — x + 1 — x 2 — 1 x — 1 ≠ 0 .

    Решений у этой системы нет, поскольку

    x 3 + 1 x 2 — x + 1 — x 2 — 1 x — 1 = = ( x + 1 ) · x 2 — x + 1 x 2 — x + 1 — ( x — 1 ) · x + 1 x — 1 = = x + 1 — ( x + 1 ) = 0

    Значит, исходное равенство 5 + 3 x 2 x 3 + 1 x 2 — x + 1 — x 2 — 1 x — 1 ≥ 0 не имеет решения, поскольку нет таких значений переменной, при которой оно имело бы смысл.

    📸 Видео

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

    СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

    СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

    Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

    Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Как решать Дробно Рациональные уравнения?Скачать

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Как решать Дробно Рациональные уравнения?

    Решение неравенства методом интерваловСкачать

    Решение неравенства методом интервалов

    Профильный ЕГЭ 2023. Задача 14. Неравенства. Метод интервалов. 10 классСкачать

    Профильный ЕГЭ 2023. Задача 14. Неравенства. Метод интервалов. 10 класс

    Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать

    Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |

    Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

    Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnline

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать

    Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравнения

    ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ решения Целых Рациональных Уравнений (математика с нуля)Скачать

    ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ решения Целых Рациональных Уравнений (математика с нуля)

    Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать

    Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnline

    Этот АЛГОРИТМ позволит решать неравенства за 1 минуту — Дробно-Рациональные НеравенстваСкачать

    Этот АЛГОРИТМ позволит решать неравенства за 1 минуту — Дробно-Рациональные Неравенства
    Поделиться или сохранить к себе: