Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Как вычитать отрицательные числа? / Простые примеры из жизни по математикеСкачать

Как вычитать отрицательные числа? / Простые примеры из жизни по математике

Уравнения вида -х равен a

Уравнения вида «-x равен а» появляются в 6 классе с началом изучения отрицательных чисел.

Поскольку такие уравнения в дальнейшем будут встречаться довольно часто, желательно сразу же научиться их решать правильно и быстро.

В общем виде уравнения вида «минус икс равен а» можно разбить на три случая:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Рассмотрим каждый из вариантов в общем виде и на примерах.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решить это уравнение — значит, найти x. x и -x — противоположные числа. Поэтому икс равен числу, противоположному числу, стоящему в правой части уравнения, то есть числу которое отличается только знаком:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Рассуждая аналогично, приходим к выводу, что

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Здесь минус икс равен нулю. Нуль не является ни положительным, ни отрицательным числом и противоположен самому себе, поэтому корень этого уравнения

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Итак, в общем виде решение уравнений вида минус икс равен а можно записать так:

Видео:Уравнения с отрицательными числами (Математика 6 класс)Скачать

Уравнения с отрицательными числами (Математика 6 класс)

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение уравнений с отрицательными числами.Скачать

Решение уравнений с отрицательными числами.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернем получившееся равенство Решение простых уравнений с отрицательными числамив первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 4. Рассмотрим равенство Решение простых уравнений с отрицательными числами

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Сложение и вычитание рациональных чисел. 6 класс.Скачать

Сложение и вычитание рациональных чисел. 6 класс.

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Решение простых уравнений с отрицательными числамипозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Решение простых уравнений с отрицательными числамитребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Решение простых уравнений с отрицательными числамивместо числа 15 располагается переменная x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Решение простых уравнений с отрицательными числами. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Решение простых уравнений с отрицательными числамивместо числа 5 располагается переменная x .

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Решение простых уравнений с отрицательными числами. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Мы получили новое уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Решение простых уравнений с отрицательными числами

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда x равен 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамимы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамитак же равен 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числамиВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 3. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 4,5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамимы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамитак же равен 4,5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В результате останется простейшее уравнение

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 4

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Корень этого уравнения, как и уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамина множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части уравнения на 15

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части уравнения на 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Останется простейшее уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 9

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части уравнения на 6

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению Решение простых уравнений с отрицательными числамии подставим вместо x найденное значение 4

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части уравнения на 15

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки там, где это можно:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Найдём значение x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Значение переменной А равно Решение простых уравнений с отрицательными числами. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Решение простых уравнений с отрицательными числами, то уравнение будет решено верно

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Решение простых уравнений с отрицательными числами. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:как ЛЕГКО сложить отрицательные числа , ПРИМЕРЫСкачать

как ЛЕГКО сложить отрицательные числа , ПРИМЕРЫ

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числами. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамина самом деле выглядит следующим образом:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Решение простых уравнений с отрицательными числами

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Итак, корень уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамина минус единицу:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Решение простых уравнений с отрицательными числами, а правая часть будет равна 10

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Корень этого уравнения, как и уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиравен 5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Значит уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамии Решение простых уравнений с отрицательными числамиравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамина −1 можно записать подробно следующим образом:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамина −1 , мы получили уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Уравнения с отрицательными числами #shortsСкачать

Уравнения с отрицательными числами #shorts

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .Скачать

Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Решение простых уравнений с отрицательными числамимы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Но если в уравнении Решение простых уравнений с отрицательными числамиобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Уравнения вида Решение простых уравнений с отрицательными числамимы решали выражая неизвестное слагаемое:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Решение простых уравнений с отрицательными числамислагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Далее разделить обе части на 2

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В случае с уравнениями вида Решение простых уравнений с отрицательными числамиудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:№ 6. Действия с положительными и отрицательными числами (6 класс)Скачать

№ 6. Действия с положительными и отрицательными числами (6 класс)

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамии убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Все действия с отрицательными числами за 2 минутыСкачать

Все действия с отрицательными числами за 2 минуты

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Сложение и вычитание рациональных и отрицательных рациональных чисел. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Сложение и вычитание рациональных и отрицательных рациональных чисел. Практическая часть. 6 класс.

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамине имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Решение простых уравнений с отрицательными числами. Тогда уравнение примет следующий вид

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пусть Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 2. Решить уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами

Раскроем скобки в левой части равенства:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Приведем подобные слагаемые:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамина t

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Решение простых уравнений с отрицательными числамиопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамипримет следующий вид

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Решение простых уравнений с отрицательными числами

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Затем разделить обе части на 50

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 2. Дано буквенное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Разделим обе части уравнения на b

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части вынесем за скобки множитель x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Разделим обе части на выражение a − b

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Пример 4. Дано буквенное уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числами. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Умнóжим обе части на a

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В левой части x вынесем за скобки

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Видео:Решение уравнений - математика 6 классСкачать

Решение уравнений - математика 6 класс

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Решение простых уравнений с отрицательными числамипримет вид Решение простых уравнений с отрицательными числами.
Отсюда Решение простых уравнений с отрицательными числами.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Видео:Деление положительных и отрицательных чисел. Решение уравнений.Скачать

Деление положительных и отрицательных чисел. Решение уравнений.

Урок математики в 6-м классе «Действия с положительными и отрицательными числами»

Разделы: Математика

Цели:

  • повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания детей по теме;
  • развивать аналитическое мышление, воображение, память, речь учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, чувство гордости и любовь к своей малой Родине, родному краю.

– Добрый день! Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Действия с положительными и отрицательными числи». А цель вы мне поможете сформулировать позднее. Вначале проверим выполнение домашнего задания. (Домашнее задание к уроку было предложено на карточках. Приложение 2). Каждый ряд в ответе получает одно слово.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Завтра

контрольная

работа

– Ребята, если завтра контрольная работа, то, как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) На протяжении последних уроков математики, мы, учились выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
Цель урока – повторить, закрепить, обобщить и систематизировать ваши знания по выполнению действий с положительными и отрицательными числами, полученные на предыдущих уроках; подготовиться к контрольной работе. Девизом нашего урока мне хочется взять слова великого французского философа, физика и математика Рене Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». И мы сегодня с вами, ребята, постараемся подтвердить эти слова.
За выполнение каждого задания, во время работы, вы в таблицу будете ставить себе определённое количество баллов.

1. Устный счёт (5 баллов)

Слайды 5-8
– Ребята, у вас на столах лежат карточки с точками (Приложение 3). Ваша задача, решить примеры и выделить те точки, которые соответствуют вашим ответам. Работаем в парах.
– А теперь, выделенные точки, плавно соедините линией. Что же у вас получилось?
Количество баллов за каждое задание проставляйте в таблице итогов (Приложение 4).
Все точки на «5» – 5б., 10 точек – 4б., 8 точек – 3б., 6 точек – 2б., 4 точки – 1б., менее – 0б.

– (– 4) + (– 3) = 1
– 6 – (– 4) = – 2
5 – (– 8) = 13
– 10 – (– 10) = 0
2 • (– 3) = – 6
– 5,3 : 1 = – 5,3
– 3,3 + (– 2,1) = – 5.4
– 22 : 20 = – 1,1
0,7 • (– 2) = – 1,4
– 9,4 : 2 = – 4,7
– 4,9 + (– 1,4) = – 6,3
0 + (– 5,8) = – 5

2. Найди и исправь ошибки в вычислениях (6 баллов).

17 + (– 8) = 25
20 – (– 12) = – 8
– 25 • (– 0,1) = 250
– 42 : (– 0,3) = 140
– 38 + (– 17) = – 21
– 16 – (– 9) = – 7
9
32
2,5
правильно
– 55
правильно

Проверку каждого примера сопроводить правилом.

3. Работа над правилами (4 баллов)

– Верны ли утверждения?

  • Сумма двух положительных чисел не может быть отрицательным числом. (Да)
  • Разность двух положительных чисел не может быть отрицательным числом. (Нет)
  • Произведение двух отрицательных чисел может быть отрицательным числом. (Нет)
  • Частное двух отрицательных чисел не может быть положительным числом. (Нет)

– Объясните, пожалуйста, почему? (За каждый верный ответ один балл).
– Итак, что мы сделали? (Повторили правила выполнения действий с положительными и отрицательными числи)

«Не зная прошлого в развитии науки, нельзя понять её настоящее»

– Выполнять действия с отрицательными числами люди научи­лись еще до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а отрицательные числа как «долги».
Вот как индийский математик Брахмагупта (VII в.) излагал некоторые правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами:
«Сумма двух иму­ществ есть имущество»,
«Сумма двух долгов есть долг»,
«Сумма имущества и долга равна их разности»,
«Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество»,
«Произведение имущества и долга есть долг».
– Ребята, переведите, пожалуйста, древнеиндийские правила на современный язык.

4. Мир логики (4 баллов)

Выясните правило нахождения числа, в средней клетке первой строки, и по этому правилу найдите пропущенное число (за каждое верное число – 2 балла).

— 15

— 41

— 26

19

12

— 186— 24
5— 12

Физминутка

1. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, выполните круговые вращения головой вправо – 1, 2, влево – 1, 2, 3.
2. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.
3. Крепко зажмурьте глаза (считая до 3), откройте их и посмотрите вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.
Положите руки на парту, наклоните голову, закройте глаза и пусть вам приснятся все правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами, так как сейчас будет самостоятельная работа (считаю до 3). А теперь дети проснулись, сели правильно и приступаем к выполнению тестовых заданий.

5. Самостоятельная работа. Тест (6 баллов)

1. Какой знак надо поставить вместо *, чтобы получилось верное соотношение?

1. >; 2. ; 2.

«3»

«4»

«5»

11 – 16б.

17 – 22б.

23 б. и более

Подведём небольшой итог нашей работе

Домашнее задание:

Найдите значение выражения:

1. Решение простых уравнений с отрицательными числами
2. – 4,1 + (– 8,3) – (– 7,3) – (+ 1,9)

1. х + 3,12 = – 5,43
2. Решение простых уравнений с отрицательными числами

Найдите расстояние между точками А(– 2, 8) и В(3, 7) на координатной прямой.

Творческое задание

Составьте задачи, в результате решения которых, вы должны получить некоторые даты из истории развития своего посёлка.
Примеры таких задач мы сейчас будем решать на уроке.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на домашнее задание. Я думаю, что особых пояснений, по первой части работы, вам не нужно, так как, все задания подобные этим, мы с вами решали сегодня на уроке, и на предыдущих. Это задания обязательной части контрольной работы.
Ребята, а сейчас, выполняя задания по математике, мы пролистаем некоторые страницы истории Чуровской школы.

Задание 1. Решите уравнение: 2х – (– 1220) = 5000
Ребята, посмотрите, на слайде изображена лента времени, где стрелка направлена в будущее. Число 1890 я отмечаю на ленте. Дети, как вы думаете, что обозначает эта дата в истории нашей школы?

Решение простых уравнений с отрицательными числами

В 1890 году в селе Чуровском благодаря пожертвованиям Владыки Мисаила была открыта церковно-приходская школа, в здании, которое является исторической достопримечательностью до нашего времени. Благодарные чуровчане помнят епископа Мисаила и 16 сентября 2007 в нашем селе был открыт памятник епископу Мисаилу, в миру его звали Крылов Михаил Иванович.
Годом основания Чуровской школы, согласно архивным документам, считается 1875 год. К сожалению, приуроченное для школы здание не сохранилось до нашего времени. Ребята, под штрихом какого цвета на ленте времени нужно отметить число 1875, если длина деления между двумя белыми штрихами 20 лет? (Cиреневого)

Задание 2

В парке 100 деревьев. 3% всех деревьев составляют хвойные, остальные деревья лиственные. Сколько лиственных деревьев в парке?

1. 100 • 0,03 = 3(д) – хвойных деревьев в парке.
2. 100 – 3 = 97(д) – лиственных деревьев в парке.

Ребята, нужно выполнить перемещение по ленте времени на 97 лет от 1890 года. Какое число получилось? (1987 год)
Под штрихом, какого цвета на ленте времени нужно отметить это число? (Rрасного)
Что обозначает эта дата в истории нашей школы?
Да, действительно 1 сентября 1987 года распахнула двери новая, теперь уже средняя школа в нашем селе.

Задание 3.
Вычислите: Решение простых уравнений с отрицательными числами+ 5,3 + (– 1,92) + (– 24) + (– 5,3) + Решение простых уравнений с отрицательными числами+ 1,92 = – 24
Ребята, выполните, пожалуйста, перемещение по ленте времени на –24 года со дня открытия средней школы.
Какое число получилось? (1963 год)
Под штрихом, какого цвета на ленте времени нужно отметить это число? (Жёлтого)
Что обозначает эта дата в истории нашей школы?
В 1963 году Чуровская восьмилетняя школа разместилась в бывшем здании церкви святого Миколы.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ленту времени. Какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по этой ленте времени? (Вопросы детей).

Решение простых уравнений с отрицательными числами

Итог урока

– Ребята, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Ответы детей)

Вывод учителя: Сегодня на уроке, мы с вами, ребята, повторили выполнение действий с положительными и отрицательными числами, в решении примеров, уравнений и задач. Вы показали хорошие знания. Листочки с таблицами вложите в свои тетради, чтобы я могла выставить оценки в журнал. Кроме этого, немного расширили знания об истории нашей родной школы.

Рефлексия:

Ребята, на ваших столах лежат карточки. Эти же рисунки показаны на слайде. Выберите, пожалуйста, рисунок, который будет соответствовать вашему настроению после нашего занятия и я пойму, понравилось ли оно вам.

🎦 Видео

Сложение и вычитание отрицательных чисел.Скачать

Сложение и вычитание отрицательных чисел.

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Модуль числа. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Модуль числа. Практическая часть. 6 класс.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА
Поделиться или сохранить к себе: