Решение логопедических уравнений и неравенств

Логарифмические неравенства

Решая логарифмические неравенства, мы пользуемся свойством монотонности логарифмической функции. Также мы используем определение логарифма и основные логарифмические формулы.

Давайте повторим, что такое логарифмы:

Логарифм положительного числа по основанию — это показатель степени, в которую надо возвести , чтобы получить .

Основное логарифмическое тождество:

Основные формулы для логарифмов:

(Логарифм произведения равен сумме логарифмов)

(Логарифм частного равен разности логарифмов)

(Формула для логарифма степени)

Формула перехода к новому основанию:

Алгоритм решения логарифмических неравенств

Можно сказать, что логарифмические неравенства решаются по определенному алгоритму. Нам нужно записать область допустимых значений (ОДЗ) неравенства. Привести неравенство к виду Знак здесь может быть любой: Важно, чтобы слева и справа в неравенстве находились логарифмы по одному и тому же основанию.

И после этого «отбрасываем» логарифмы! При этом, если основание степени , знак неравенства остается тем же. Если основание такое, что знак неравенства меняется на противоположный.

Конечно, мы не просто «отбрасываем» логарифмы. Мы пользуемся свойством монотонности логарифмической функции. Если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция монотонно возрастает, и тогда большему значению х соответствует большее значение выражения .

Если основание больше нуля и меньше единицы, логарифмическая функция монотонно убывает. Большему значению аргумента х будет соответствовать меньшее значение

Важное замечание: лучше всего записывать решение в виде цепочки равносильных переходов.

Перейдем к практике. Как всегда, начнем с самых простых неравенств.

1. Рассмотрим неравенство log3x > log35.
Поскольку логарифмы определены только для положительных чисел, необходимо, чтобы x был положительным. Условие x > 0 называется областью допустимых значений (ОДЗ) данного неравенства. Только при таких x неравенство имеет смысл.

Что делать дальше? Стандартный ответ, который дают школьники, — «Отбросить логарифмы!»

Что ж, эта формулировка лихо звучит и легко запоминается. Но почему мы все-таки можем это сделать?

Мы люди, мы обладаем интеллектом. Наш разум устроен так, что все логичное, понятное, имеющее внутреннюю структуру запоминается и применяется намного лучше, чем случайные и не связанные между собой факты. Вот почему важно не механически вызубрить правила, как дрессированная собачка-математик, а действовать осознанно.

Так почему же мы все-таки «отбрасываем логарифмы»?

Ответ простой: если основание больше единицы (как в нашем случае), логарифмическая функция монотонно возрастает, значит, большему значению x соответствует большее значение y и из неравенства log3x1 > log3x2 следует, что x1 > x2.
Решение логопедических уравнений и неравенств
Обратите внимание, мы перешли к алгебраическому неравенству, и знак неравенства при этом — сохраняется.

Следующее логарифмическое неравенство тоже простое.

Начнём с области допустимых значений. Логарифмы определены только для положительных чисел, поэтому

Решая эту систему, получим: x > 0.

Теперь от логарифмического неравенства перейдем к алгебраическому — «отбросим» логарифмы. Поскольку основание логарифма больше единицы, знак неравенства при этом сохраняется.

А что же будет, если основание логарифма меньше единицы? Легко догадаться, что в этом случае при переходе к алгебраическому неравенству знак неравенства будет меняться.

3. Решение логопедических уравнений и неравенств

Запишем ОДЗ. Выражения, от которых берутся логарифмы, должны быть положительно, то есть

Решая эту систему, получим: x > 4,5.

Поскольку Решение логопедических уравнений и неравенств, логарифмическая функция с основанием Решение логопедических уравнений и неравенствмонотонно убывает. А это значит, что большему значению функции отвечает меньшее значение аргумента:
Решение логопедических уравнений и неравенств
И если Решение логопедических уравнений и неравенств, то
2x − 9 ≤ x.

Получим, что x ≤ 9.

Учитывая, что x > 4,5, запишем ответ:

В следующей задаче показательное неравенство сводится к квадратному. Так что тему «квадратные неравенства» рекомендуем повторить.

Теперь более сложные неравенства:

4. Решите неравенство

Решение логопедических уравнений и неравенств

5. Решите неравенство

Если , то . Нам повезло! Мы знаем, что основание логарифма больше единицы для всех значений х, входящих в ОДЗ.

Решение логопедических уравнений и неравенств

Обратите внимание, что сначала мы полностью решаем неравенство относительно новой переменной t. И только после этого возвращаемся к переменной x. Запомните это и не ошибайтесь на экзамене!

6. Решение логопедических уравнений и неравенств

Запомним правило: если в уравнении или неравенстве присутствуют корни, дроби или логарифмы — решение надо начинать с области допустимых значений. Поскольку основание логарифма должно быть положительно и не равно единице, получим систему условий:

Упростим эту систему:

Это область допустимых значений неравенства.

Мы видим, что переменная содержится в основании логарифма. Перейдем к постоянному основанию. Напомним, что

Решение логопедических уравнений и неравенств
В данном случае удобно перейти к основанию 4.

Решение логопедических уравнений и неравенств
Решение логопедических уравнений и неравенств
Сделаем замену Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств
Упростим неравенство и решим его методом интервалов:

Решение логопедических уравнений и неравенствРешение логопедических уравнений и неравенств

Вернемся к переменной x:

Решение логопедических уравнений и неравенств
Мы добавили условие x > 0 (из ОДЗ).

Ответ: Решение логопедических уравнений и неравенств

7. Следующая задача тоже решается с помощью метода интервалов

Решение логопедических уравнений и неравенствКак всегда, решение логарифмического неравенства начинаем с области допустимых значений. В данном случае

0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ />Это условие обязательно должно выполняться, и к нему мы вернемся. Рассмотрим пока само неравенство. Запишем левую часть как логарифм по основанию 3:

Решение логопедических уравнений и неравенствПравую часть тоже можно записать как логарифм по основанию 3, а затем перейти к алгебраическому неравенству:

Решение логопедических уравнений и неравенств
Решение логопедических уравнений и неравенствВидим, что условие 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ /> (то есть ОДЗ) теперь выполняется автоматически. Что ж, это упрощает решение неравенства.

Решение логопедических уравнений и неравенств
Решение логопедических уравнений и неравенствРешаем неравенство методом интервалов:

Решение логопедических уравнений и неравенствОтвет: Решение логопедических уравнений и неравенств

Получилось? Что же, повышаем уровень сложности:

8. Решите неравенство:

Неравенство равносильно системе:

9. Решите неравенство:

Выражение 5 — x 2 навязчиво повторяется в условии задачи. А это значит, что можно сделать замену:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Поскольку показательная функция принимает только положительные значения, t > 0. Тогда

Решение логопедических уравнений и неравенств
Решение логопедических уравнений и неравенств

Неравенство примет вид:

Уже лучше. Найдем область допустимых значений неравенства. Мы уже сказали, что t > 0. Кроме того, ( t − 3) (5 9 · t − 1) > 0

Если это условие выполнено, то и частное Решение логопедических уравнений и неравенствбудет положительным.

А еще выражение под логарифмом в правой части неравенства должно быть положительно, то есть (625 t − 2) 2 .

Это означает, что 625 t − 2 ≠ 0, то есть Решение логопедических уравнений и неравенств

Аккуратно запишем ОДЗ

и решим получившуюся систему, применяя метод интервалов.

Решение логопедических уравнений и неравенствИтак, Решение логопедических уравнений и неравенств

Ну что ж, полдела сделано — разобрались с ОДЗ. Решаем само неравенство. Сумму логарифмов в левой части представим как логарифм произведения:

Решение логопедических уравнений и неравенств

«Отбросим» логарифмы. Знак неравенства сохраняется.

Перенесем все в левую часть и разложим по известной формуле разности квадратов:

0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3)%5E%3C2%3E-(625t-2)%5E%3C2%3E%3E0;» />
0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3-625t+2)(t-3+625t-2)%3E0;» />
0.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(-624t-1)(626t-5)%3E0.» />
Решение логопедических уравнений и неравенствВспомним, что Решение логопедических уравнений и неравенств(это ОДЗ неравенства) и найдем пересечение полученных промежутков.

Решение логопедических уравнений и неравенствПолучим, что Решение логопедических уравнений и неравенств

Вернемся к переменной x

Поскольку Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств Решение логопедических уравнений и неравенств9;» src=»https://latex.codecogs.com/gif.latex?x%5E%3C2%3E%3E&space;9;» /> 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(x-3)(x+3)%3E0″ />Решение логопедических уравнений и неравенствОтвет: Решение логопедических уравнений и неравенств

10. Еще один прием, упрощающий решение логарифмических неравенств, — переход к постоянному основанию. Покажем, как использовать переход к другому основанию и обобщенный метод интервалов.

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенствВоспользуемся формулой Решение логопедических уравнений и неравенстви перейдем к основанию 10:

Решение логопедических уравнений и неравенствПрименим обобщенный метод интервалов. Выражение в левой части неравенства можно записать как функцию

Решение логопедических уравнений и неравенствЭта функция может менять знак в точках, где она равна нулю или не существует.

Выражение lg | x − 3| равно нулю, если | x − 3| = 1, то есть x = 4 или x = 2.

Выражение lg (| x| − 2) равно нулю, если | x| = 3, то есть в точках 3 и −3.

Отметим эти точки на числовой прямой, с учетом ОДЗ неравенства.

Решение логопедических уравнений и неравенствНайдем знак функции g(x) на каждом из промежутков, на которые эти точки разбивают область допустимых значений. Точно так же мы решали методом интервалов обычные рациональные неравенства.

Ответ: Решение логопедических уравнений и неравенств

11. А в следующей задаче спрятаны целых две ловушки для невнимательных абитуриентов.

Решение логопедических уравнений и неравенств
Запишем ОДЗ:

0\ x+2neq 1\ 36+16x-x^>0\ xneq 18 endright. : : : : : : : : Leftrightarrow : : : : : left <beginx>-2\ xneq -1\ xin (-2;18) endright.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cleft%5C%3C%5Cbegin%3Cmatrix%3E&space;x+2%3E0%5C%5C&space;x+2%5Cneq&space;1%5C%5C&space;36+16x-x%5E%3C2%3E%3E0%5C%5C&space;x%5Cneq&space;18&space;%5Cend%3Cmatrix%3E%5Cright.&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5CLeftrightarrow&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5C:&space;%5Cleft%5C%3C%5Cbegin%3Cmatrix%3E&space;x%3E-2%5C%5C&space;x%5Cneq&space;-1%5C%5C&space;x%5Cin&space;(-2;18)&space;%5Cend%3Cmatrix%3E%5Cright.» />
Итак, Решение логопедических уравнений и неравенствЭто ОДЗ.

Обратите внимание, что Решение логопедических уравнений и неравенств.

Это пригодится вам при решении неравенства.

Упростим исходное неравенство:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Теперь главное – не спешить. Мы уже говорили, что задача непростая – в ней расставлены ловушки. В первую вы попадете, если напишете, что Решение логопедических уравнений и неравенствВедь выражение Решение логопедических уравнений и неравенствв данном случае не имеет смысла, поскольку x x — 18) 2 =(18 — x) 2 . Тогда:

Решение логопедических уравнений и неравенствВторая ловушка – попроще. Запись Решение логопедических уравнений и неравенствозначает, что сначала надо вычислить логарифм, а потом возвести полученное выражение в квадрат. Поэтому:

Решение логопедических уравнений и неравенств
Дальше – всё просто. Сделаем замену Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Выражение в левой части этого неравенства не может быть отрицательным, поэтому t = 2. Тогда

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств— не удовлетворяет ОДЗ;

Решение логопедических уравнений и неравенств

Мы рассмотрели основные приемы решения логарифмических неравенств — от простейших до сложных, которые решаются с помощью обобщенного метода интервалов. Однако есть еще один интересный метод, помогающий справиться и показательными, и с логарифмическими, и с многими другими видами неравенств. Это метод рационализации (замены множителя). О нем — в следующей статье.

Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

Логарифмические уравнения и неравенства

Логарифмическим уравнениям и неравенствам в вариантах ЕГЭ по математике посвящена задача C3. Научиться решать задания C3 из ЕГЭ по математике должен каждый ученик, если он хочет сдать предстоящий экзамен на «хорошо» или «отлично». В данной статье представлен краткий обзор часто встречающихся логарифмических уравнений и неравенств, а также основных методов их решения.

Итак, разберем сегодня несколько примеров логарифмических уравнений и неравенств, которые предлагались учащимся в вариантах ЕГЭ по математике прошлых лет. Но начнет с краткого изложение основных теоретических моментов, которые нам понадобятся для их решения.

Видео:✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин

Логарифмическая функция

Определение

Решение логопедических уравнений и неравенств0,, ane 1 ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

называют логарифмической функцией.

Основные свойства

Основные свойства логарифмической функции y = loga x:

//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘

Видео:11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенстваСкачать

11 класс, 18 урок, Логарифмические неравенства

Калькулятор онлайн.
Решение логарифмических неравенств.

Этот математический калькулятор онлайн поможет вам решить логарифмическое неравенство. Программа для решения логарифмического неравенства не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное решение с пояснениями, т.е. отображает процесс получения результата.

Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

Обязательно ознакомьтесь с правилами ввода функций. Это сэкономит ваше время и нервы.
Правила ввода функций >> Почему решение на английском языке? >>
С 9 января 2019 года вводится новый порядок получения подробного решения некоторых задач. Ознакомтесь с новыми правилами >> —> ln(b) или log(b) или log(e,b) — натуральный логарифм числа b
log(10,b) — десятичный логарифм числа b
log(a,b) — логарифм b по основанию a

Введите логарифмическое неравенство
Решить неравенство

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

Немного теории.

Видео:11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Логарифмические неравенства

Неравенства вида
( log_ax > b ) и ( log_ax 0, ; a neq 1, ; b in mathbb )
называют простейшими логарифмическими неравенствами.

Эти неравенства можно переписать в виде
( log_ax > log_aс ) и ( log_ax 1)

Функция (y = log_ax ) возрастает на всей своей области определения, т.е. на интервале ( (0; ; +infty) ). Поэтому для любого числа (x > c) справедливо неравенство ( log_ax > log_aс ), а для любого ( x in (0; ; c) ) справедливо неравенство ( log_ax 1) и ( b in mathbb ) множество всех решений неравенства ( log_ax > log_aс ) есть интервал ( (c; ; +infty) ), а множество всех решений неравенства ( log_ax c) справедливо неравенство ( log_ax log_aс ). Кроме того, равенство ( log_ax = log_aс ) справедливо лишь при ( x = c ).

Решение логопедических уравнений и неравенств

Таким образом, при ( 0 log_aс ) есть интервал ( (0; ; c) ), а множество всех решений неравенства ( log_ax -2)

Так как ( -2 = log_<frac>9 ), то неравенство можно переписать в виде ( log_<frac>x > log_<frac>9 )

Так как ( frac = log_42 ), то неравенство можно переписать в виде ( log_4x > log_42 )

Так как (4 > 1 ), то функция ( y = log_4x ) возрастающая. Поэтому множество всех решений неравенства есть интервал ( (2; ; +infty) ).
Ответ: ( (2; ; +infty) )

ПРИМЕР 3. Решим неравенство ( log_3x — 3log_9x — log_x > 15 )
Так как
$$ log_9x = frac = frac = frac log_3x ,$$
$$ log_x = frac = frac = frac log_3x ,$$
то неравенство можно переписать в виде
( left( 1- frac -frac right) log_3x > 15 Rightarrow )
( log_3x 1 ), то функция ( y = log_3x ) возрастающая. Поэтому множество всех решений неравенства есть интервал ( (0; ; frac) )
Ответ: ( (0; ; frac) )

🎬 Видео

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | Математика

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭСкачать

Интересная задача на логарифмы в ЕГЭ

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠Скачать

Умножаем логарифмы В УМЕ🧠

Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать

Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |

Решение логарифмических уравнений и неравенствСкачать

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать

Логарифмические уравнения. 11 класс.

Логарифмические неравенства. 11 класс.Скачать

Логарифмические неравенства. 11 класс.

Лучший способ решения логарифмического неравенстваСкачать

Лучший способ решения логарифмического неравенства

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!Скачать

Логарифмы в ЕГЭ🫢 Решишь второй?!

Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе:

a > 10 Решение логопедических уравнений и неравенств0,, b>0,, c>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

• Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел:

Решение логопедических уравнений и неравенств0,, b>0,, c>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

• Если a и b — положительные числа, причем a ≠ 1, то для любого числа r справедливо равенство:

Решение логопедических уравнений и неравенств0,, b>0,, ane 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

• Если a, b, c — положительные числа, причем a и c отличны от единицы, то имеет место равенство (формула перехода к новому основанию логарифма):

Решение логопедических уравнений и неравенств0,, b>0,, c>0,, ane 1,, cne 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Видео:Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #ShortsСкачать

Круговорот воды в природе ➜ Решение логарифмических уравнений из ЕГЭ #Shorts

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Пример 1. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. В область допустимых значений входят только те x, при которых выражение, находящееся под знаком логарифма, больше нуля. Эти значения определяются следующей системой неравенств:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ 8+5x > 0 end Leftrightarrow begin x^2 > 6, \ x>-1,6. end Leftrightarrow ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Решение логопедических уравнений и неравенств

С учетом того, что

Решение логопедических уравнений и неравенств-sqrt, ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

получаем промежуток, определяющий область допустимых значений данного логарифмического уравнения:

Решение логопедических уравнений и неравенств

На основании теоремы 1, все условия которой здесь выполнены, переходим к следующему равносильному квадратичному уравнению:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

В область допустимых значений входит только первый корень.

Ответ: x = 7.

Пример 2. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Область допустимых значений уравнения определяется системой неравенств:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ -x-31>0 endLeftrightarrow begin -1

Очевидно, что эти два условия противоречат друг другу. То есть нет ни одного такого значения x, при котором одновременно выполнялись бы оба неравенства. Область допустимых значений уравнения является пустым множеством, а значит решений у данного логарифмического уравнения нет.

Ответ: корней нет.

Обратите внимание, что в этом задании нам вообще не пришлось искать корни уравнения. Достаточно оказалось определить, что его область допустимых значений не содержит ни одного действительно числа. Это одно из преимуществ такой последовательности решения логарифмических уравнений и неравенств (начинать с определения области допустимых значений уравнения, а затем решать его путем равносильных преобразований).

Примет 3. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Область допустимых значений уравнения определяется здесь легко: x > 0.

Решение логопедических уравнений и неравенств

Уравнение принимает вид:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения, поскольку являются положительными числами.

Пример 4. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Вновь начнем решение с определения области допустимых значений уравнения. Она определяется следующей системой неравенств:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ x+3>0, \ 1-x>0 endLeftrightarrow begin x>-2, \ x>-3, \ x

Воспользовавшись правилом сложения логарифмов, переходим к равносильному в области допустимых значений уравнению:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Основания логарифмов одинаковы, поэтому в области допустимых значений можно перейти к следующему квадратному уравнению:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Первый корень не входит в область допустимых значений уравнения, второй — входит.

Ответ: x = -1.

Пример 5. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Будем искать решения в промежутке x > 0, x≠1. Преобразуем уравнение к равносильному:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения.

Пример 6. Решите уравнение:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Система неравенств, определяющая область допустимых значений уравнения, имеет на этот раз вид:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ x>0, \ xne 1 endLeftrightarrow x>0,, xne 1. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Используя свойства логарифма, преобразуем уравнение к равносильному в области допустимых значений уравнению:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем:

Решение логопедических уравнений и неравенств

В область допустимых значений входит только один ответ: x = 4.

Перейдем теперь к логарифмическим неравенствам. Это как раз то, с чем вам придется иметь дело на ЕГЭ по математике. Для решения дальнейших примеров нам потребуется следующая теорема:

Теорема 2. Если f(x) > 0 и g(x) > 0, то:
при a > 1 логарифмическое неравенство log a f(x) > log a g(x) равносильно неравенству того же смысла: f(x) > g(x);
при 0 log a g(x) равносильно неравенству противоположного смысла: f(x) Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ x+4>0 endLeftrightarrow begin xin(-mathcal;-3)cup(2;+mathcal), \ x>-4 end ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Решение логопедических уравнений и неравенств

Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Пример 8. Решите неравенство:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Вновь начнем с определения области допустимых значений:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ frac<(x-9)^>>0 endLeftrightarrow xin(-mathcal;3)cup(9;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем:

Решение логопедических уравнений и неравенств

С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Пример 9. Решите логарифмическое неравенство:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение. Область допустимых значений неравенства определяется следующей системой:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ x+1ne 1,\ x(x+1)(x+2)>0 endLeftrightarrow xin (0;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Видно, что в области допустимых значений выражение, стоящее в основании логарифма, всегда больше единицы, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему неравенству:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Пример 10. Решите неравенство:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение.

Область допустимых значений неравенства определяется системой неравенств:

Решение логопедических уравнений и неравенств0, \ x^2>0, \ x^2ne 1 endLeftrightarrow xin(-mathcal;-1)cup(-1;0)cup(4;+mathcal). ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

I способ. Воспользуемся формулой перехода к новому основанию логарифма и перейдем к равносильному в области допустимых значений неравенству:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Неравенство будет равносильно двум системам. Первой:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Итак, окончательный ответ:

Решение логопедических уравнений и неравенств

II способ. Решаем методом интервалов. Преобразуем неравенство к виду:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Вычтем из знаменателя Решение логопедических уравнений и неравенствЭто ничего не изменит, поскольку Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

С учетом того, что выражения Решение логопедических уравнений и неравенстви Решение логопедических уравнений и неравенств— одного знака при Решение логопедических уравнений и неравенств0,» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»18″ width=»74″ style=»vertical-align: -4px;»/> в области допустимых значений имеет место следующий равносильный переход:

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Решение логопедических уравнений и неравенств

Множество решений данного неравенства

Итак, Решение логопедических уравнений и неравенства с учетом области допустимых значений получаем тот же результат: Решение логопедических уравнений и неравенств

Итак, что нужно для того, чтобы решать логарифмические уравнения и неравенства?

  • Во-первых, внимание. Не допускайте ошибок в проводимых преобразованиях. Следите за тем, чтобы каждое ваше действие не расширяло и не сужало область допустимых значений неравенства, то есть не приводило ни к потере, ни к приобретению посторонних решений.
  • Во-вторых, умение мыслить логически. Составители ЕГЭ по математике заданиями C3 проверяют умение учащихся оперировать такими понятиями, как система неравенств (пересечение множеств), совокупность неравенств (объедение множеств), осуществлять отбор решений неравенства, руководствуясь его областью допустимых значений.
  • В-третьих, четкое знание свойств всех элементарных функций (степенных, рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических), изучаемых в школьном курсе математики и понимание их смысла.

Главное же требование — это настойчивость в достижении своей цели. Учитесь, тренируйтесь, если нужно — ежедневно, изучайте и запоминайте на примерах основные способы решения неравенств и их систем, анализируйте возникающие ошибки и не допускайте их в будущем. За помощью в этом нелегком деле вы можете обратиться к своему школьному учителю по математике, репетитору, родителям, друзьям и знакомым, книгам, а также огромному количеству материалов, доступных на просторах Интернета. Желаю вам успехов в подготовке к Единому государственному экзамену по математике.

Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Решение задач по математике онлайн