Решение квадратных уравнений в уме

Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. В работе представлены устные приёмы, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы. Данный материал можно использовать на уроках, факультативных занятиях.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.1.55 МБ

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное

«Средняя общеобразовательная школа №151»

Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств.

Одна из основных целей изучения школьного курса математики заключается в овладении способами решения алгебраических уравнений второй степени и приводимых к ним уравнений. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Желательно научить ребят решать квадратные уравнения несколькими способами. Впоследствии при решении других видов уравнений, сводящихся к квадратным, рационально использовать те способы, которые позволяют находить корни квадратных уравнений устно: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента.

Данные приемы устного решения квадратных уравнений заслуживают внимания, поскольку не отражены в школьном учебнике математики. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы.

Рассмотрим некоторые приемы устного решения квадратных уравнений.

  1. Приведенные квадратные уравнения.

Наиболее распространенное устное решение приведенных квадратных уравнений, но и оно у многих учеников вызывает затруднение, особенно в случаях, когда корни имеют разные знаки.

Напомним, что приведенное квадратное уравнение это уравнение вида

Корни х 1 и х 2 удовлетворяют теореме Виета

Решение квадратных уравнений в уме Решение квадратных уравнений в уме

Определить знаки корней без решения уравнения (при условии, D • 0)

Видео:Квадратные уравнения #shorts Как решать квадратные уравненияСкачать

Квадратные уравнения #shorts  Как решать квадратные уравнения

Реферат: Способы устного решения квадратных уравнений

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

на тему: Способы устного решения квадратных уравнений.

ученица 8 «В» класса

Шубина Ирина Николаевна.

2. Определение квадратного уравнения, его виды…………………..5

3. Способы решения неполных квадратных уравнений…………….6

4. Решение квадратных уравнений с помощью выделения квадрата двучлена………………………………………………………………..8

5. Решение квадратных уравнений по формуле……………………..9

7. Свойства коэффициентов квадратного уравнения………………13

9. Закономерность коэффициентов………………………………….14

10. Дидактический материал……………………………………. …16

Список использованных источников…………. ………………. …20

Изучить и показать на примерах способы устного решения квадратных уравнений.

1. Проанализировать учебник алгебры для выявления в нем способов решения квадратных уравнений.

2. Показать виды и способы решения неполных квадратных уравнений.

3. Изложить наиболее известные способы решения квадратных уравнений из курса 8 класса.

4. Изучить дополнительный материал.

5. Показать способы устного решения квадратных уравнений.

Практически все, что окружает человека – это все так или иначе связано с математикой. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

При изучении в школе квадратных уравнений, я очень заинтересовалась этой темой. Мне стало интересно узнать, какие же еще бывают способы решения квадратных уравнений.

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования современного человека. Практически все, что окружает человека – это все так или иначе связано с математикой. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

В данной работе я изложила все известные виды и решения квадратных уравнений из школьного курса алгебры. Также в этой работе я показала дополнительный материал, который не изучается в школьном курсе. Устное решение квадратных уравнений намного проще и быстрее, так как при решении уравнений не надо находить дискриминант и вычислять корни по формуле.

1. Историческая справка.

Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений (Решение квадратных уравнений в уме) умели решать вавилоняне (около 2 тыс. лет до н.э.). Об этом свидетельствуют найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов). Некоторые виды квадратных уравнений могли решать древнегреческие математики, сводя их решения к геометрическим построениям. Приёмы решения уравнений без обращения к геометрии даёт Диофант Александрийский (III в.). В дошедших до нас 6 из 13 книг «Арифметика» содержатся задачи с решениями, в которых Диофант объясняет, как надо выбрать неизвестное, чтобы получить решение уравнения вида ах= b или Решение квадратных уравнений в умеСпособ решения полных квадратных уравнений не сохранились.

Правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду Решение квадратных уравнений в уме, где Решение квадратных уравнений в уме>0, дал индийский учёный Брахмагупта (VII в.). В трактате «Китаб аль-джебр Валь-мукабала» хорезмский математик аль-Хорезми разъясняет приёмы уравнений вида Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме, Решение квадратных уравнений в уме(буквами а, b и с обозначены лишь положительные числа, так как отрицательных чисел тогда не признавали) и отыскивает только положительные корни.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду Решение квадратных уравнений в уме, было сформулировано немецким математиком М.Штифелем (1487-1567). Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Однако своё утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал). После трудов нидерландского математика А.Жирара (1595-1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид.

Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выведены Виетом в 1591г. Для квадратного уравнения

теорема Виета в современных обозначениях выглядела так:

корнями уравнения (а+ b )Решение квадратных уравнений в уме являются числа а и b .

2. Определение квадратного уравнения, его виды.

Определение : Квадратным уравнением называется уравнение вида

где х – переменная, а, b и с – некоторые числа, причем, а ≠ 0.

Числа а, b и с — коэффициенты квадратного уравнения. Число а называют первым коэффициентом, число b – вторым коэффициентом и число c – свободным членом.

В каждом из уравнений вида ax 2 + bx + c = 0, где а ≠ 0, наибольшая степень переменной x – квадрат. Отсюда и название: квадратное уравнение.

Квадратное уравнение, в котором коэффициент при х 2 равен 1, называют приведенным квадратным уравнением .

Если в квадратном уравнении ах 2 + bx + c = 0, один из коэффициентов

b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением .

Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:

3 .Способы решения неполных квадратных уравнений.

1.Для решения неполного квадратного уравнения вида ах 2 + с = 0 при с ≠ 0 переносят его свободный член в правую часть и делят обе части уравнения

на а. Получается уравнение

х 2 = –Решение квадратных уравнений в уме,

равносильное уравнению ах 2 + с = 0.

Так как с ≠ 0, то – Решение квадратных уравнений в уме≠ 0.

Если – Решение квадратных уравнений в уме> 0, то уравнение имеет два корня:

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в умеи хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Если – Решение квадратных уравнений в уме 2 + 15=0.

Перенесем свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на –3:

Отсюда х Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме или х Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме

Решение квадратных уравнений в умеи – Решение квадратных уравнений в умеявляются корнями уравнения –3х 2 + 15= 0.

Пример2. Рассмотрим уравнение 4х 2 + 3 = 0.

Перенесем свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части

получившегося уравнения на 4:

х 2 = –Решение квадратных уравнений в уме.

Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то получившееся уравнение корней не имеет. Следовательно, равносильное ему уравнение 4х 2 + 3 = 0 не имеет корней.

2.Для решения неполного квадратного уравнения вида ах 2 + bx = 0 при b ≠ 0

раскладывают его левую часть на множители и получают уравнение

Произведение х(ах + b )= 0 равно нулю только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю:

Решая уравнение ах + b = 0, в котором а ≠ 0, находим

х =Решение квадратных уравнений в уме.

Следовательно, произведение ах 2 + bx = 0 обращается в нуль при х = 0 и при

х =Решение квадратных уравнений в уме. Корнями уравнения ах 2 + bx = 0 являются числа 0 и –Решение квадратных уравнений в уме. Значит, неполное квадратное уравнение вида ах 2 + bx = 0 при b ≠ 0 всегда имеет два корня.

Пример. Рассмотрим уравнение 4х 2 + 9х = 0.

Разложим левую часть уравнения на множители:

Отсюда х = 0 или 4х + 9 = 0.

Решим уравнение 4х + 9 = 0:

х = –2Решение квадратных уравнений в уме.

Ответ: хРешение квадратных уравнений в уме= 0, хРешение квадратных уравнений в уме= –2Решение квадратных уравнений в уме.

3.Неполное квадратное уравнение вида ах 2 = 0 равносильно уравнению х 2 = 0 и поэтому имеет один единственный корень 0.

4. Решение квадратных уравнений с помощью выделения квадрата двучлена.

Рассмотрим на примере решение квадратного уравнения, в котором оба коэффициента при неизвестных и свободный член отличны от нуля. Такой способ решения квадратного уравнения называют выделением квадрата двучлена.

Пример. Рассмотрим уравнение 7х 2 – 6х – 1= 0.

Разделив обе части этого уравнения на 7, получим равносильное ему приведенное квадратное уравнение

х 2 – Решение квадратных уравнений в умехРешение квадратных уравнений в уме= 0.

Выделим из трехчлена х 2 – Решение квадратных уравнений в умехРешение квадратных уравнений в умеквадрат двучлена. Для этого разность

х 2 – Решение квадратных уравнений в умех представим в виде х 2 – 2·Решение квадратных уравнений в умех , прибавим к ней выражение Решение квадратных уравнений в умеи вычтем его. Получим

х 2 – 2·Решение квадратных уравнений в умех + Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме= 0.

Отсюда х 2 – 2·Решение квадратных уравнений в умех + Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме+ Решение квадратных уравнений в уме,

Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме.

Следовательно, хРешение квадратных уравнений в уме= – Решение квадратных уравнений в умеили хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме,

хРешение квадратных уравнений в уме= – Решение квадратных уравнений в умеили хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме,

х =Решение квадратных уравнений в умеили х = 1.

Уравнение имеет два корня: – Решение квадратных уравнений в умеи 1.

5. Решение квадратных уравнений по формуле.

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям. Поэтому поступают иначе. Решают уравнение в общем виде и в результате получают формулу корней. Затем эту формулу применяют при решении любого квадратного уравнения.

Решим квадратное уравнение

Разделив его обе части на а , получим равносильное ему приведенное квадратное уравнение

х 2 +Решение квадратных уравнений в умех +Решение квадратных уравнений в уме= 0.

Выделим из трехчлена х 2 +Решение квадратных уравнений в умех + Решение квадратных уравнений в уме квадрат двучлена. Для этого сумму

х 2 +Решение квадратных уравнений в умех представим в виде х 2 +2х∙Решение квадратных уравнений в уме , прибавим к ней выражение Решение квадратных уравнений в уме

и вычтем его. Получим

х 2 +2х∙Решение квадратных уравнений в уме+ Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме+Решение квадратных уравнений в уме= 0,

х 2 +2х∙Решение квадратных уравнений в уме+ Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме,

Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме,

Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Уравнение Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в умеравносильно уравнению ax 2 + bx + c = 0. Число его корней зависит от знака дроби Решение квадратных уравнений в уме. Так как а ≠ 0, то 4аРешение квадратных уравнений в уме –положительное число, поэтому знак этой дроби определяется знаком его числителя, т. е. выражения bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас. Это выражение называют дискриминантом квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Его обозначают буквой D , т.е.

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас.

Дискриминант квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 – выражение

bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас= D по знаку которого судят о наличии у этого уравнения действительных корней.

Различные возможные случаи в зависимости от значения D .

1) Если D >0, то уравнение имеет два корня:

хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме и хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме.

Пример. Рассмотрим уравнение 2x 2 –3x + 1= 0.

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас =(–3)Решение квадратных уравнений в уме– 4ас = 9–8= 1; 2 корня.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= 0,5

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= 1

2) Если D = 0, то уравнение имеет один корень:

х =Решение квадратных уравнений в уме.

Пример. Рассмотрим уравнение 9х 2 +6х+ 1= 0.

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас= 6Решение квадратных уравнений в уме– 4ас =36–36= 0; 1 корень.

х = –Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= – 0,3

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас= 1Решение квадратных уравнений в уме– 4ас = 1 – 16= – 15; корней нет.

6. Теорема Виета.

Теорема Виета называется по имени знаменитого французского математика Франсуа Виета.

Используя теорему Виета, можно выразить сумму и произведение корней произвольного квадратного уравнения через его коэффициенты.

Приведенное квадратное уравнение х 2 – 7х + 10 = 0 имеет корни 2 и 5. Сумма корней равна 7, а произведение равно 10. На примере видно, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Необходимо доказать, что любое приведенное квадратное уравнение, имеющее корни, обладает таким свойством.

Теорема : Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Приведенное квадратное уравнение имеет вид:

Обозначим второй коэффициент буквой р , а свободный член буквой q :

Дискриминант этого уравнения D равен p 2 – 4q .

Пусть D > 0. тогда это уравнение имеет два корня:

хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме и хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Найдем сумму и произведение корней:

хРешение квадратных уравнений в уме+ хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме+Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=p ;

хРешение квадратных уравнений в уме∙ хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= q .

хРешение квадратных уравнений в уме+ хРешение квадратных уравнений в уме=p , хРешение квадратных уравнений в уме∙ хРешение квадратных уравнений в уме= q .

Пример. Рассмотрим уравнение х 2 – 3х + 2 = 0.

По теореме Виета хРешение квадратных уравнений в уме+ хРешение квадратных уравнений в уме=p , значит 2 + 1= 3;

хРешение квадратных уравнений в уме∙ хРешение квадратных уравнений в уме= q , значит 2 1= 2.

Следовательно х1 = 2 и х2 = 1 являются корнями уравнения х 2 – 3х + 2 = 0.

При D = 0 корни уравнения можно вычислить по формуле

х = Решение квадратных уравнений в уме и x = Решение квадратных уравнений в уме .

Квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 имеет корни хРешение квадратных уравнений в уме и хРешение квадратных уравнений в уме . равносильное ему приведенное квадратное уравнение имеет вид

хРешение квадратных уравнений в уме+ хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме, хРешение квадратных уравнений в уме∙ хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме.

Справедливо утверждение, обратное теореме Виета:

Теорема : Если числа m и n таковы, что их сумма равна –p , а произведение

равно q , то эти числа являются корнями уравнения х 2 + px + q = 0.

По условию т + п =p , а т п = q . Значит, уравнение х 2 + px + q = 0 можно записать в виде х 2 – (т + п) х + т п= 0.

Подставив вместо х число т, получим:

Значит, число т является корнем уравнения.

Аналогично можно показать, что число п также является корнем уравнения.

Пример. Рассмотрим уравнение х 2 + 3х – 40=0.

По формуле корней квадратного уравнения получаем

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме ; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Отсюда хРешение квадратных уравнений в уме= –8; хРешение квадратных уравнений в уме= 5.

Покажем, что корни уравнения найдены правильно. В уравнении

х 2 + 3х – 40=0 коэффициент р равен 3, а свободный член q равен –40. Сумма найденных чисел –8 и 5 равна –3, а их произведение равно –40. Значит, по теореме, обратной теореме Виета, эти числа являются корнями уравнения х 2 + 3х – 40=0.

Способы устного решения квадратных уравнений.

7.Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

1) Если а+ b + c = 0, то хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Пример. Рассмотрим уравнение х 2 + 4х – 5= 0.

а+ b + c = 0, хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме. 1+ 4+(–5)= 0.

Значит корнями этого уравнения являются 1 и –5. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас= 4Решение квадратных уравнений в уме– 4∙1∙(–5)= 36.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= – 5.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= 1.

Отсюда следует, что если а+ b + c = 0,то хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

2) Если b = а+ c , то хРешение квадратных уравнений в уме= –1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

Пример. Рассмотрим уравнение 2х 2 + 8х +6 = 0.

Если b = а+ c , то хРешение квадратных уравнений в уме= –1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме. 8 =2 +6.

Значит корнями этого уравнения являются –1 и –3. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:

D = bРешение квадратных уравнений в уме – 4ас= 8Решение квадратных уравнений в уме– 4∙2∙6= 16.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= –3.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= –1.

Отсюда следует, что если b = а+ c , то хРешение квадратных уравнений в уме= –1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

8. Способ переброски.

При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Решение квадратных уравнений в умеЕсли а ±b + c ≠0, то используется прием переброски:

хРешение квадратных уравнений в уме= 10; хРешение квадратных уравнений в уме= 1. Корни уравнения необходимо поделить на 2.

1) Если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 коэффициент b равен (а 2 + 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а , то его корни равны

хРешение квадратных уравнений в уме=а ; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

ax 2 + (а 2 + 1)∙ х+ а= 0Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме

Пример. Рассмотрим уравнение 6х 2 + 37х +6 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме= –6; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

2) Если в уравнении ax 2bx + c = 0 коэффициент b равен (а 2 + 1),а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны

хРешение квадратных уравнений в уме= а ; хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме.

ax 2 – (а 2 + 1)∙ х+ а= 0Решение квадратных уравнений в уме Решение квадратных уравнений в уме

Пример. Рассмотрим уравнение 15х 2 –226х +15 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме= 15; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

3) Если в уравнении ax 2 + bxc = 0 коэффициент b равен (а 2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны

хРешение квадратных уравнений в уме=а ; хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме.

ax 2 + (а 2 – 1)∙ ха= 0Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме

Пример. Рассмотрим уравнение 17х 2 +288х – 17 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме= –17; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме .

4) Если в уравнении ax 2bxc = 0 коэффициент b равен (а 2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны

хРешение квадратных уравнений в уме= а ; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

ax 2 + (а 2 – 1)∙ ха= 0Решение квадратных уравнений в умеРешение квадратных уравнений в уме

Пример. Рассмотрим уравнение 10х 2 –99 х – 10 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме= 10; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

10. Дидактический материал.

1. Решение неполных квадратных уравнений:

а) 4х 2 – 100= 0, б) 2х 2 + 10х = 0,

х 2 =25, х = 0 или 2х +10 = 0,

Решение квадратных уравнений в умех = –5.

Решение квадратных уравнений в уме

2. Решение квадратных уравнений по формуле:

D = b 2 – 4ас = 7 2 – 4· 4 ·3 = 49 – 48 = 1, D > 0; 2 корня;

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме;

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме= –1.

Решение квадратных уравнений в уме

б) 4х 2 – 4х + 1 = 0,

Решение квадратных уравнений в уме

х= Решение квадратных уравнений в уме

3. Решение квадратных уравнений по теореме Виета:

а) х 2 – 9х + 14 =0. б) х 2 +3х – 28 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме =2; х Решение квадратных уравнений в уме= 7. Решение квадратных уравнений в уме

4. Свойства коэффициентов квадратного уравнения:

а) 4х 2 – 12х +8х = 0. б) х 2 – 6х + 5= 0.

а+ b + c = 0, хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме. а+ b + c = 0, хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме.

хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме= 2. хРешение квадратных уравнений в уме= 1, хРешение квадратных уравнений в уме= 5.

5. Решение квадратных уравнений способом переброски.

Решение квадратных уравнений в умеа) 6х 2 – 7х –3= 0.

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме = –2;

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в уме

Делим числа 9 и (–2) на 6:

хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в умех2 =Решение квадратных уравнений в уме

Решение квадратных уравнений в умеб) 2х 2 – 11х +15= 0,

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме

хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме

Делим числа 5 и 6 на 2:

хРешение квадратных уравнений в уме= Решение квадратных уравнений в умех2 = 3.

6. Закономерность коэффициентов:

а) 5х 2 + 26х + 5= 0. б) 7х 2 + 48х –7 = 0.

хРешение квадратных уравнений в уме= –5; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в умехРешение квадратных уравнений в уме= –7; хРешение квадратных уравнений в уме=Решение квадратных уравнений в уме

Видео:Решу ЕГЭ. ЛАЙФХАК №3. Решение в уме квадратных уравнений.Скачать

Решу ЕГЭ. ЛАЙФХАК №3. Решение в уме квадратных уравнений.

Статья по математике «Устный способ решения квадратных уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Устный способ решения квадратных уравнений.

( из опыта работы учителя математики МКОУ Началовская СОШ Россошанского района, Воронежской области Антоновской Аллы Ивановны)

Особое внимание при изучении темы «Квадратные уравнения» в 8 классе должно быть уделено выработке умений решать квадратные уравнения, разлагать квадратный трехчлен на множители и решать задачи методом составления квадратных уравнений. Вместе с тем достаточно серьезное внимание следует уделить и теоретическим вопросам: учащиеся должны уметь выводить формулу корней квадратного уравнения, доказывать теорему Виета и тождество ax 2 + bx + c = a ( x – x 1 )( x – x 2 ). Изучение этой темы продолжается в 9, 10 и 11 классах при решении биквадратных уравнений, неравенств второй степени, при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений, а также при решении текстовых и геометрических задач.

Работая много лет в старших классах, я нашла простой (устный) способ решения некоторых квадратных уравнений и назвала его «Решение квадратных уравнений по сумме коэффициентов».

Например: уравнение 24 x 2 +3 x – 27 =0 , используя этот метод, можно решить устно. Но каким образом? Об этом вы узнаете чуть позже.

Мои ученики с удовольствием этим способом пользуются, поэтому я хочу поделиться своим опытом с коллегами.

Рассмотрим примеры устного решения квадратных уравнений, используя теорему Виета.

D = 25 -16 =9, 9 – положительное число, значит уравнение имеет

два различных действительных корня.

Это приведенное квадратное уравнение, значит x 1 + x 2 =5, а x 1 x 2 = 4, так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки, кроме того сумма корней также положительное число, значит, оба корня положительны. Нетрудно догадаться, что x 1 =1 и x 2 =4.

Так как -8 четное число, то D 1 =16 – 15 = 1, 1- положительное число, поэтому уравнение имеет два различных действительных корня.

Чтобы применить теорему Виета, преобразуем данное уравнение к виду x 2 — Решение квадратных уравнений в умеx + Решение квадратных уравнений в уме=0.

x 1 + x 2 =Решение квадратных уравнений в уме, а x 1 x 2 = Решение квадратных уравнений в уме, так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки, кроме того сумма корней также положительное число, значит, оба корня положительны. Но так как Решение квадратных уравнений в умеи Решение квадратных уравнений в уме— дробные числа, то устно подобрать корни уравнения детям сложно.

Однако, решив уравнение обычным способом, т.е. через D 1 , получаем, что x 1 = 1, а x 2 =Решение квадратных уравнений в уме.

Решая аналогичные приведенные и не приведенные уравнения, в которых сумма всех коэффициентов равна 0 ( a + b + c =0), можно заметить, что D или D 1 всегда > 0( поэтому такие уравнения всегда имеют два различных действительных корня) и один из корней равен 1, а второй равен коэффициенту c (если уравнение приведенное ) или Решение квадратных уравнений в уме(если уравнение не приведенное ).

Этот устный метод я предлагаю рассмотреть учащимся после того, как изучены все способы решения квадратных уравнений и, необходимо, как можно быстрее найти только корни квадратного уравнения, а процесс нахождения D или D 1 и корней квадратного уравнения можно опустить, чтобы сэкономить больше времени на решение данного основного уравнения, неравенства, на решение текстовой или геометрической задачи.

Решить уравнение Решение квадратных уравнений в умеloq x (-5 x 2 +8 x -2)=1.

Чтобы решить данное уравнение, сначала надо решить квадратное уравнение -5 x 2 +8 x -2= x или -5 x 2 +7 x -2 = 0. Так как сумма коэффициентов равна 0, т.е. -5 +7 -2 =0 и уравнение не приведенное, то x 1 =1 и x 2 =Решение квадратных уравнений в уме. Но x =1 не может быть решением логарифмического уравнения, т.к. основание логарифма не равно 1. Следовательно, решением данного уравнения является только число Решение квадратных уравнений в уме. Ответ: Решение квадратных уравнений в уме.

Решить уравнение 4 x – 5*2 x + 4 =0.

Сделаем замену переменной t =2 x , тогда 4 x = (2 x ) 2 = t 2 . Данное уравнение принимает вид t 2 — 5 t + 4 =0. Так как сумма коэффициентов равна 0, т.е. 1 – 5+ 4 =0 и уравнение приведенное, то t 1 =1 и t 2 =4. Решая уравнения 2 x =1 и 2 x =4, получаем x =0 и x =2. Ответ: 0; 2.

Используя этот способ решения квадратных уравнений, учителю легко составить задания для самостоятельной работы в 8 классе (когда детям устный способ еще не известен) и проверить работы учеников.

Приведу несколько различных квадратных уравнений, которые можно решить устно.

а) x 2 + 35 x – 36 =0, так как 1+35 -36 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-36.

б) x 2 — 17 x + 16 =0, так как 1 – 17 + 16 =0, то x 1 = 1 и x 2 =16.

в) 41 x 2 + 2 x – 43 =0, так как 41+ 2 – 43 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-Решение квадратных уравнений в умеили -1Решение квадратных уравнений в уме.

Ответ: -1Решение квадратных уравнений в уме; 1.

г) — 37 x 2 + 19 x +18 =0, так как -37 + 19 + 18 =0, то x 1 = 1 и x 2 = — Решение квадратных уравнений в уме.

Ответ: — Решение квадратных уравнений в уме; 1.

д) это уравнение я предлагала решить устно в начале своей статьи

24 x 2 +3 x – 27 =0, так как 24 + 3 – 27 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-Решение квадратных уравнений в умеили -1 Решение квадратных уравнений в уме.

Ответ: -1 Решение квадратных уравнений в уме; 1.

Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что данные рекомендации помогут вам в дальнейшей работе. Желаю Вам больших творческих успехов!

💡 Видео

Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

Квадратное уравнение. 1 урок.Скачать

Квадратное уравнение. 1 урок.

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОНЯТЬ ТЕОРЕМУ ВИЕТА #shorts #математика #егэ #огэ #теорема #теоремавиетаСкачать

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОНЯТЬ ТЕОРЕМУ ВИЕТА #shorts #математика #егэ #огэ #теорема #теоремавиета

Китайский способ решения квадратных уравненийСкачать

Китайский способ решения квадратных уравнений

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. Практическая часть. 1ч. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. Практическая часть. 1ч. 8 класс.

Геометрический способ решения квадратных уравнений. Без дискриминанта!Скачать

Геометрический способ решения квадратных уравнений. Без дискриминанта!

Решаем квадратные уравнения в уме! 🤯Скачать

Решаем квадратные уравнения в уме! 🤯

Метод переброски при решении квадратных уравненийСкачать

Метод переброски при решении квадратных уравнений

Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать

Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетитор

Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.

Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | Математика

ЛОВИ ПРОДОЛЖЕНИЕ 😉 ДИСКРИМИНАТ ЧАСТЬ II #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

ЛОВИ ПРОДОЛЖЕНИЕ 😉 ДИСКРИМИНАТ ЧАСТЬ II  #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Решение квадратного уравнения с выводом формулы корнейСкачать

Решение квадратного уравнения с выводом формулы корней

Решение квадратных уравненийСкачать

Решение квадратных уравнений

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминантСкачать

РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминант
Поделиться или сохранить к себе:
Название: Способы устного решения квадратных уравнений
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 01:30:00 06 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 2480 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать