Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Видео:Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степениСкачать

Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степени

Алгебра

План урока:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Корень n ой степени. Иррациональные уравненияСкачать

Корень n ой степени. Иррациональные уравнения

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Решите уравнение с корнями ★ Иррациональное уравнениеСкачать

Решите уравнение с корнями ★ Иррациональное уравнение

Как решать иррациональные уравнения. Примеры.

Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называт иррациональными.

Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо эквивалентно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (опредедение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Пример 1. Решить уравнениеРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Возведем обе части уравнения в квадрат.
x 2 — 3 = 1;
Перенесем -3 из левой части уравнения в правую и выполним приведение подобных слагаемых.
x 2 = 4;
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Произведем проверку полученных корней, для этого произведем подстановку значений переменной x в исходное уравнение.
Проверка.
При x1 = -2 Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— истинно:
При x2 = -2Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— истинно.
Отсюда следует, что исходное иррациональное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Пример 2. Решить уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Это уравнение можно решить по такой же методике как и в первом примере, но мы поступим иначе.

Найдем ОДЗ данного уравнения. Из определения квадратного корня следует, что в данном уравнении одновременно должны выполнятся два условия:

а) x — 9Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени0;

xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени9;

б) 1 — xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени0;

-xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени-1 ;

xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени1.

ОДЗ данного уранения: xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Ответ: корней нет.

Пример 3. Решить уравнениеРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени=Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени+ 2Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу. Возведем обе части уравнения в квадрат:
x 3 + 4x — 1 — 8Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени= x 3 — 1 + 4Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени+ 4x;
Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени=0;
x1=1; x2=0.
Произведя проверку устанавливаем, что x2=0 лишний корень.
Ответ: x1=1.

Пример 4. Решить уравнение x =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

В этом примере ОДЗ найти легко. ОДЗ этого уравнения: xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени[-1;Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени).

Возведем обе части этого уравнения в квадрат, в результате получим уравнение x 2 = x + 1. Корни этого уравнения:

x1 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

x2 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Произвести проверку найденных корней трудно. Но, несмотря на то, что оба корня принадлежат ОДЗ утверждать, что оба корня являются корнями исходного уравнения нельзя. Это приведет к ошибке. В данном случае иррациональное уравнение равносильно совокупности двух неравенств и одного уравнения:

x + 1Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени0 и xРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени0 и x 2 = x + 1, из которой следует, что отрицательный корень для иррационального уравнения является посторонним и его нужно отбросить.

Ответ:Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример 5 . Решить уравнениеРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени+Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 7.

Возведем обе части уравнения в квадрат и выполним приведение подобных членов, перенес слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на 0,5. В результате мы получим уравнение
Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 12, (*) являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение (х + 5)(20 — х) = 144, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение приводится к виду x 2 — 15x + 44 =0.

Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни x1 = 4, х2 = 11. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.

Замечание. При возведении уравнений в квадрат учащиеся нередко в уравнениях типа (*) производят перемножение подкоренных выражений, т. е. вместо уравненияРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 12, пишут уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 12. Это не приводит к ошибкам, поскольку уравнения являются следствиями уравнений. Следует, однако, иметь в виду, что в общем случае такое перемножение подкоренных выражений дает неравносильные уравнения.

В рассмотренных выше примерах можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения. Тогда в левой части уравнения останется один радикал и после возведения обеих частей уравнения в квадрат в левой части уравнения получится рациональная функция. Такой прием (уединение радикала) довольно часто применяется при решении иррациональных уравнений.

Пример 6. Решить уравнениеРешение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 3.

Уединив первый радикал, получаем уравнение
Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени=Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени+ 3, равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, получаем уравнение

x 2 + 5x + 2 = x 2 — 3x + 3 + 6Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, равносильное уравнению

4x — 5 = 3Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени(*). Это уравнение является следствием исходного уравнения. Возводя обе части уравнения в квадрат, приходим к уравнению
16x 2 — 40x + 25 = 9(x 2 — Зх + 3), или

7x 2 — 13x — 2 = 0.

Это уравнение является следствием уравнения (*) (а значит, и исходного уравнения) и имеет корни. Первый корень x1 = 2 удовлетворяет исходному уравнению, а второй x2 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— не удовлетворяет.

Заметим, что если бы мы сразу, не уединив один из радикалов, возводили обе части исходного уравнения в квадрат нам бы пришлось выполнить довольно громозкие преобразования.

При решении иррациональных уравнений, кроме уединения радикалов используют и другие методы. Рассмотрим пример использования метода замены неизвестного (метод введения вспомогательной переменной).

Пример 7. Решить уравнение 2x 2 — 6x +Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени+ 2 = 0.

Введем вспомогательную переменную. Пусть y =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, где yРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени0, тогда получим уравнение 2y 2 + y — 10 = 0;
y1 = 2; y2 = —Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Второй корень не удовлетворяет условию yРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени0.
Возвращаемся к x:
Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 2;
x 2 — 3x + 6 = 4;
x 2 -3x + 2 = 0;
x1 = 1; x2 = 2. Проверкой устанавливаем, что оба корня являются корнями иисходного уравнения.
Ответ: x1 = 1; x2 = 2.

Пример 8. Решить уравнениеРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени+Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени=Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

ПоложимРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени= t, Тогда уравнение примет вид t +Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени=Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда получаем следствие: 2t 2 — 5t + 2 = 0 Решая это квадратное уравнение, находим два корня: t1 = 2 t2 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Задача сводится теперь к решению следующих двух уравнений:
Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени= 2,(*)Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени=Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени(**)

Возводя обе части уравнения (*) в куб, получаем 12 — 2x = 8x — 8; x1 = 2.

Аналогично, решив (**), находим x2 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Оба найденных корня удовлетворяют исходному уравнению, так как в процессе решения мы использовали (кроме замены неизвестного) только преобразование вида [f(x) = g(x)]Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени[f n (x) = g n (x)], а при таком преобразовании, как было отмечено выше, получается равносильное уравнение.

Ответ: х1 = 2, x2 =Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Видео:10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.Скачать

10 класс. Алгебра. Иррациональные уравнения.

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, то всегда будем считать, что

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

не имеет корней. Действительно,

при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени
при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени
при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— мнимое число.

Таким образом, Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, так как Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенитакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенибудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениравносильно уравнению Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, или уравнению Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенипотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ уравнения с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ уравнения с корнем

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уединив корень, получим:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решив последнее уравнение, получим, что

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Итак, иррациональное уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, корней не имеет.

Примеры:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

корней не имеет.

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уединим один из корней:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уединим один оставшийся корень:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Легко убедиться, что оба числа Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениявляются корнями уравнения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенисм.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уединим один из корней: Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Примем Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениновое неизвестное и положим, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениТогда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Отсюда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Приняв Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, получим, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Приняв затем Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. получим, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Положим, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениТогда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Освободившись от корня, получим:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Отсюда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Значение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили Решение иррациональных уравнений с корнями разной степеникоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениполучим Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениили Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениОткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениполучим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Обозначив Решение иррациональных уравнений с корнями разной степеничерез у, получим:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Видео:✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пользуясь тем, что

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

и тем, что Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениполучим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

2. Решить уравнение:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

или равносильную ей систему:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Отсюда а = 6.

Из уравнения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенинаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Из последних двух равенств будем иметь:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

илн равносильную ей систему:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пользуясь уравнением Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Видео:иррациональное уравнение 3 степени егэСкачать

иррациональное уравнение 3 степени егэ

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Если Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени.

Если же Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство Решение иррациональных уравнений с корнями разной степеникоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

2) Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

3) если Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениимеет корни Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенииз которых лишь корень Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениудовлетворяет условию (6).

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

которое имеет корни Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениЧисло Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— корень уравнения (7), а число Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— посторонний корень для уравнения (7): при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенилевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени, то уравнение (13) примет вид

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

При Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Корни Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениуравнения (15) удовлетворяют условию Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении поэтому являются корнями уравнения (14).

Если Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениЕсли Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Положим Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенитогда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении уравнение (16) примет вид

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Используя тождество Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенизапишем уравнение (18) в виде

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Так как Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенит. е.Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Полагая Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенипреобразуем уравнение к виду

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Уравнение (20) имеет корни Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениЕсли Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениЕсли Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенипри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Так как Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— это расстояния от искомой точки Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенидо точек Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенисоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенинаходится на одинаковом расстоянии от точек Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени. Таким образом, точка Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— середина отрезка Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении поэтому Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Полагая Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениполучаем уравнение

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Если Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенито (23) имеет вид Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда находим Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Поскольку при замене Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенина Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениуравнение (23) не меняется, число Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенитакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Положим Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенитогда уравнение (24) примет вид

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пусть Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— искомая точка, лежащая правее точки 3; Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени-расстоя-ние от точки Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенидо точки 3, Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— сумма расстояний от точки Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенидо точек 3 и 1. Тогда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениоткуда Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениа точке Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенисоответствует число Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениАналогично, корнем уравнения (25) является точка Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенинаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Пример:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениРешение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение:

Функция Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенименяет знак при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениа функция Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени— при Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенипричем Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенипри Решение иррациональных уравнений с корнями разной степении Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениПоэтому

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениравносильно совокупности следующих систем:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Первой из этих систем удовлетворяют все значения Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенииз промежутка Решение иррациональных уравнений с корнями разной степенивторой системе — значение Решение иррациональных уравнений с корнями разной степениостальные две системы не имеют решений.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени Решение иррациональных уравнений с корнями разной степени

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

🎦 Видео

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

Иррациональные уравнения #1Скачать

Иррациональные уравнения #1

Иррациональные уравнения. 10 классСкачать

Иррациональные уравнения. 10 класс
Поделиться или сохранить к себе: