Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Содержание
  1. Алгебра
  2. Иррациональные уравнения
  3. Простейшие иррациональные уравнения
  4. Уравнения с двумя квадратными корнями
  5. Введение новых переменных
  6. Замена иррационального уравнения системой
  7. Уравнения с «вложенными» радикалами
  8. Иррациональные неравенства
  9. Решение задач по математике онлайн
  10. Калькулятор онлайн. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
  11. Немного теории.
  12. Решение иррациональных уравнений и неравенств
  13. 1. Иррациональные уравнения
  14. 2. Иррациональные неравенства
  15. Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения
  16. Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал
  17. Уравнения, содержащие два квадратных радикала
  18. Искусственные приемы решения иррациональных уравнений
  19. Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений
  20. Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением
  21. Уравнения, содержащие знак модуля
  22. Решение иррациональных уравнений

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Алгебра

План урока:

Видео:Иррациональное уравнение 4(!) степени | Параметр 135 | mathus.ru #егэ2024Скачать

Иррациональное уравнение 4(!) степени | Параметр 135 | mathus.ru #егэ2024

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степениСкачать

Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степени

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Уравнение четвертой степениСкачать

Уравнение четвертой степени

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Иррациональные уравнения. 10 класс.Скачать

Иррациональные уравнения. 10 класс.

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Иррациональное уравнениеСкачать

Иррациональное уравнение

Решение задач по математике онлайн

//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Калькулятор онлайн.
Решение иррациональных уравнений и неравенств.

Этот математический калькулятор онлайн поможет вам решить иррациональное уравнение или неравенство. Программа для решения иррациональных уравнений и неравенств не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное решение с пояснениями, т.е. отображает процесс получения результата.

Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

Обязательно ознакомьтесь с правилами ввода функций. Это сэкономит ваше время и нервы.
Правила ввода функций >> Почему решение на английском языке? >>
С 9 января 2019 года вводится новый порядок получения подробного решения некоторых задач. Ознакомтесь с новыми правилами >> —> sqrt(x) — квадратный корень x
x^(1/n) — корень степени n

Введите иррациональное уравнение или неравенство
Решить уравнение или неравенство

Видео:Как решать уравнения 4 степени Решите уравнение четвертой степени Разложить на множители Безу столбиСкачать

Как решать уравнения 4 степени Решите уравнение четвертой степени Разложить на множители Безу столби

Немного теории.

Видео:Решение иррациональных уравнений.Скачать

Решение иррациональных уравнений.

Решение иррациональных уравнений и неравенств

Видео:УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения 4-ой степениСкачать

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения 4-ой степени

1. Иррациональные уравнения

Иррациональными называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Для таких уравнений ищут, как правило, только действительные корни.

Основной метод решения иррациональных уравнений — метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. При этом следует иметь в виду, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечётную степень есть равносильное преобразование уравнения, а в чётную — НЕравносильное. Значит, основные принципиальные трудности связаны с возведением обеих частей уравнения в одну и ту же чётную степень, когда из-за неравносильности преобразования могут появиться посторонние корни, а потому обязательна проверка всех найденных корней.

ПРИМЕР 1.
( sqrt[Large6normalsize] = sqrt[Large6normalsize] )

Возведя обе части уравнения в шестую степень, получим:
( x^2-5x = 2x-6 Rightarrow )
( x^2-7x +6= 0 Rightarrow )
( x_1=1, ; x_2=6 )
Проверка. «Хорошие» корни можно проверить непосредственной подстановкой в исходное уравнение. При x = 1 заданное уравнение принимает вид ( sqrt[Large6normalsize] = sqrt[Large6normalsize] ), во множестве действительных чисел такое «равенство» не имеет смысла. Значит, 1 — посторонний корень, он появился по причине расширения ОДЗ уравнения после возведения в шестую степень. При х = 6 заданное уравнение принимает вид ( sqrt[Large6normalsize] = sqrt[Large6normalsize] ) — это верное равенство.
Итак, уравнение имеет единственный корень: х = 6.
Ответ: х = 6

Введя новую переменную ( u=x^2-x), получим существенно более простое иррациональное уравнение:
( sqrt+sqrt = sqrt ).
Возведём обе части уравнения в квадрат:
( (sqrt+sqrt)^2 = (sqrt)^2 Rightarrow )
( u+2 +2sqrtsqrt +u+7 = 2u+21 Rightarrow )
( sqrt = 6 Rightarrow )
( u^2+9u+14=36 Rightarrow )
( u^2+9u-22=0 Rightarrow )
( u_1=2, ; u_2=-11 )
Проверка найденных значений их подстановкой в уравнение ( sqrt+sqrt = sqrt ) показывает, что ( u_1=2 ) — корень уравнения, а ( u_2=-11 ) — посторонний корень.
Возвращаясь к исходной переменной x, получаем уравнение ( x^2-x=2 Rightarrow x^2-x-2=0 ), решив которое находим два корня: ( x_1=2, ; x_2=-1 )
Ответ: 2; -1.

Уединение корня и возведение обеих частей уравнения в квадрат привело бы к громоздкому уравнению. В то же время, если проявить некоторую наблюдательность, можно заметить, что уравнение легко сводится к квадратному. Действительно, умножим обе его части на 2:
( 2x^2 +6 -2sqrt = 3x+12 Rightarrow )
( 2x^2 -3x +2 -2sqrt -8 = 0 Rightarrow )

Введя новую переменную ( y=sqrt ), получим: ( y^2-2y-8=0 ), откуда ( y_1=4, ; y_2=-2 ). Значит, исходное уравнение равносильно следующей совокупности уравнений:
( left[begin sqrt =4 \ sqrt = -2 endright. )

Из первого уравнения этой совокупности находим: ( x_1=35; ; x_2=-2 ). Второе уравнение корней не имеет.

Проверка. Так как совокупность уравнений равносильна исходному уравнению, причём второе уравнение этой совокупности корней не имеет, то найденные корни можно проверить подстановкой в уравнение ( sqrt =4). Эта подстановка показывает, что оба найденных значения x являются корнями этого уравнения, а значит, и исходного уравнения.
Ответ: 3,5; -2.

Областью определения уравнения является луч ( [5; ; +infty) ). В этой области выражение ( sqrt ) можно представить следующим образом: ( sqrt = sqrtsqrt ). Теперь уравнение можно переписать так:
( x+x -5 +2sqrtsqrt +2sqrt +2sqrt -48 = 0 Rightarrow ) ( (sqrt)^2 +2sqrtsqrt +(sqrt)^2 +2(sqrt+sqrt) -48 = 0 Rightarrow ) ( (sqrt +sqrt)^2 +2(sqrt+sqrt) -48 = 0 )

Введя новую переменную ( y= sqrt +sqrt ), получим квадратное уравнение ( y^2+2y-48=0 ), из которого находим: ( y_1=6, ; y_2=-8 ). Таким образом, задача свелась к решению совокупности уравнений:
( left[begin sqrt +sqrt =6 \ sqrt +sqrt = -8 endright. )
Из первого уравнения совокупности находим ( x= left( frac right)^2 ), второе уравнение совокупности решений явно не имеет.

Проверка. Нетрудно проверить (подстановкой), что ( x= left( frac right)^2 ) — является корнем уравнения ( sqrt +sqrt =6 ). Но это уравнение равносильно исходному уравнению, значит, ( x= left( frac right)^2 ) — является корнем и исходного уравнения.
Ответ: ( x= left( frac right)^2 )

Иногда при решении иррациональных уравнений оказывается удобным ввести две новые переменные.

ПРИМЕР 5.
( sqrt[Large4normalsize] + sqrt[Large4normalsize] =2 )

Введём новые переменные: ( left<begin u=sqrt[Large4normalsize] \ v=sqrt[Large4normalsize] endright. )

Тогда уравнение примет вид (u+v=2). Но для нахождения значений двух новых переменных одного уравнения недостаточно. Возведя в четвёртую степень обе части каждого из уравнений системы, получим:
( left<begin u^4=1-x \ v^4= 15+x endright. )

Сложим уравнения последней системы: (u^4 +v^4 =16). Таким образом, для нахождения u, v мы имеем следующую симметрическую систему уравнений:
( left<begin u+v=2 \ u^4 +v^4 =16 endright. )
Решив её, находим: ( left<begin u_1=0 \ v_1 =2; endright. ) ( left<begin u_2=2 \ v_2 =0 endright. )

Таким образом, исходное уравнение свелось к следующей совокупности систем уравнений: ( left<begin sqrt[Large4normalsize] =0 \ sqrt[Large4normalsize] =2; endright. ) ( left<begin sqrt[Large4normalsize] =2 \ sqrt[Large4normalsize] =0 endright. )

Решив эту совокупность, находим: (x_1=1, ; x_2=-15 )

Проверка. Проще всего проверить найденные корни непосредственной подстановкой в заданное уравнение. Проделав это, убеждаемся, что оба значения являются корнями исходного уравнения.
Ответ: 1; -15.

ПРИМЕР 6.
( sqrt[Large3normalsize] + sqrt[Large3normalsize] = sqrt[Large3normalsize] )

Возведём обе части уравнения в куб:
( 2x+1 + 3sqrt[Large3normalsize] cdot sqrt[Large3normalsize] + 3sqrt[Large3normalsize] cdot sqrt[Large3normalsize] +6x+1 = 2x-1 Rightarrow ) ( 3sqrt[Large3normalsize] cdot sqrt[Large3normalsize] cdot (3sqrt[Large3normalsize] + sqrt[Large3normalsize] ) = -6x-3 )

Воспользовавшись исходным уравнением, заменим сумму ( sqrt[Large3normalsize] + sqrt[Large3normalsize] ) на выражение ( sqrt[Large3normalsize] ):
( 3sqrt[Large3normalsize] cdot sqrt[Large3normalsize] cdot sqrt[Large3normalsize] = -6x-3 Rightarrow )
( 3sqrt[Large3normalsize] = -2x-1 )
Возведём обе части в куб:
( (2x+1)(6x+1)(2x-1) = -(2x+1)^3 Rightarrow )
( (2x+1)((6x+1)(2x-1) + (2x+1)^2) =0 Rightarrow )
( 16x^2(2x+1) =0 Rightarrow )
( x_1= -05; ; x_2=0 )

Проверка. Подстановкой найденных значений x в исходное уравнение убеждаемся, что его корнем является только x = -0,5.
Ответ: -0,5.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

2. Иррациональные неравенства

Рассмотрим иррациональное неравенство вида ( sqrt 0 ). Осталось лишь заметить, что при одновременном выполнении указанных выше условий обе части заданного иррационального неравенства неотрицательны, а потому их возведение в квадрат представляет собой равносильное преобразование неравенства.

Таким образом, иррациональное неравенство ( sqrt 0 \ f(x) 0 \ x^2-x-12 0 \ x > -12 endright. )

Получаем: ( x geqslant 4)

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью
Ответ: ( x geqslant 4)

Рассмотрим теперь неравенство вида ( sqrt > g(x) ).

Ясно, во-первых, что его решения должны удовлетворять условию ( f(x) geqslant 0 ).
Во-вторых, замечаем, что при ( g(x) g(x) ) не вызывает сомнений.
В-третьих, замечаем, что если ( g(x) geqslant 0 ), то можно возвести в квадрат обе части заданного иррационального неравенства.

Таким образом, иррациональное неравенство ( sqrt > g(x) ) равносильно совокупности систем неравенств:
( left<begin f(x) geqslant 0 \ g(x) (g(x))^2 endright. )

Во второй системе первое неравенство является следствием третьего, его можно не писать.

Данное неравенство равносильно совокупности систем неравенств:
( left<begin x^2-x-12 geqslant 0 \ x 0 )

Преобразуем неравенство к виду ( x^2+3x-10 +3sqrt >0 ) и введём новую переменную ( y= sqrt ). Тогда последнее неравенство примет вид ( y^2+3y-10 >0 ), откуда находим, что либо (y 2).

Таким образом, задача сводится к решению совокупности двух неравенств:
( left[begin sqrt 2 endright. )

Первое неравенство не имеет решений, а из второго находим:
( x^2+3x >4 Rightarrow )
( (x+4)(x-1) >0 Rightarrow )
( x 1 )
Ответ: ( x 1 ).

Видео:Иррациональные уравнения. 10 классСкачать

Иррациональные уравнения. 10 класс

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, то всегда будем считать, что

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

не имеет корней. Действительно,

при Решение иррациональных уравнений с 4 степенью
при Решение иррациональных уравнений с 4 степенью
при Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— мнимое число.

Таким образом, Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, так как Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степеньютакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюбудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюравносильно уравнению Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, или уравнению Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюпотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Видео:Решение иррациональных уравнений: возведение в степеньСкачать

Решение иррациональных уравнений: возведение в степень

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уединив корень, получим:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решив последнее уравнение, получим, что

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Итак, иррациональное уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, корней не имеет.

Примеры:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

корней не имеет.

Видео:Иррациональные уравнения — часть 1Скачать

Иррациональные уравнения — часть 1

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уединим один из корней:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уединим один оставшийся корень:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Легко убедиться, что оба числа Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюявляются корнями уравнения Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюсм.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уединим один из корней: Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:Система иррациональных уравнений #4Скачать

Система иррациональных уравнений #4

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Примем Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюновое неизвестное и положим, что Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюТогда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Отсюда Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Приняв Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, получим, что Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Приняв затем Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. получим, что Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Положим, что Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюТогда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Освободившись от корня, получим:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Отсюда Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Значение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюкоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюполучим Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюили Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюОткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюполучим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Обозначив Решение иррациональных уравнений с 4 степеньючерез у, получим:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Видео:10 класс. Алгебра. Решение иррациональных уравнений.Скачать

10 класс. Алгебра. Решение иррациональных уравнений.

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пользуясь тем, что

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

и тем, что Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюполучим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

2. Решить уравнение:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

или равносильную ей систему:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Отсюда а = 6.

Из уравнения Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюнаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Из последних двух равенств будем иметь:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

илн равносильную ей систему:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пользуясь уравнением Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Видео:Система иррациональных уравнений #1Скачать

Система иррациональных уравнений #1

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Если Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях Решение иррациональных уравнений с 4 степенью.

Если же Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюкоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

2) Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

3) если Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюимеет корни Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюиз которых лишь корень Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюудовлетворяет условию (6).

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

которое имеет корни Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюЧисло Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— корень уравнения (7), а число Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— посторонний корень для уравнения (7): при Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюлевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая Решение иррациональных уравнений с 4 степенью, то уравнение (13) примет вид

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

При Решение иррациональных уравнений с 4 степенью(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Корни Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюуравнения (15) удовлетворяют условию Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи поэтому являются корнями уравнения (14).

Если Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюЕсли Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Положим Решение иррациональных уравнений с 4 степеньютогда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи уравнение (16) примет вид

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Используя тождество Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюзапишем уравнение (18) в виде

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Так как Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньют. е.Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Полагая Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюпреобразуем уравнение к виду

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Уравнение (20) имеет корни Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюЕсли Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюЕсли Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюпри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Так как Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— это расстояния от искомой точки Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюдо точек Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюсоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюнаходится на одинаковом расстоянии от точек Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степенью. Таким образом, точка Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— середина отрезка Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи поэтому Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Полагая Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюполучаем уравнение

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Если Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюто (23) имеет вид Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда находим Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Поскольку при замене Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюна Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюуравнение (23) не меняется, число Решение иррациональных уравнений с 4 степеньютакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Положим Решение иррациональных уравнений с 4 степеньютогда уравнение (24) примет вид

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси Решение иррациональных уравнений с 4 степенью(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пусть Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— искомая точка, лежащая правее точки 3; Решение иррациональных уравнений с 4 степенью-расстоя-ние от точки Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюдо точки 3, Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— сумма расстояний от точки Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюдо точек 3 и 1. Тогда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюоткуда Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюа точке Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюсоответствует число Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюАналогично, корнем уравнения (25) является точка Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюнаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Пример:

Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюРешение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение:

Функция Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюменяет знак при Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюа функция Решение иррациональных уравнений с 4 степенью— при Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюпричем Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюпри Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюи Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюПоэтому

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюравносильно совокупности следующих систем:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Первой из этих систем удовлетворяют все значения Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюиз промежутка Решение иррациональных уравнений с 4 степеньювторой системе — значение Решение иррациональных уравнений с 4 степеньюостальные две системы не имеют решений.

Ответ. Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью Решение иррациональных уравнений с 4 степенью

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Поделиться или сохранить к себе: