Решение иррациональных уравнений методом интервала

Видео:Решение неравенства методом интерваловСкачать

Решение неравенства методом интервалов

Иррациональные неравенства с примерами решения

Неравенства, содержащие переменную под знаком радикала, называются иррациональными неравенствами.

Содержание:

Решение иррациональных неравенств также ищут на множестве действительных чисел и, используя свойства корня и неравенств, сводится к решению системы рациональных неравенств.

Пример: Решите неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение: чтобы найти множество решений данного неравенства на множестве допустимых значений, т. е. при условии Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Каждое неравенство системы решим методом интервалов и найдем пересечение полученных решений:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Пример: Решите неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение: рассмотрим два случая, в зависимости от знака правой части.

1) при Решение иррациональных уравнений методом интерваладля всех Решение иррациональных уравнений методом интерваланеравенство справедливо для всех Решение иррациональных уравнений методом интервалаЗначит, надо решить систему

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ее решением является промежуток Решение иррациональных уравнений методом интервала

2) при Решение иррациональных уравнений методом интервалаобе стороны заданного неравенства можно возвести в квадрат. Тогда получим систему

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ее решением является промежуток Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решением заданного неравенства является Решение иррациональных уравнений методом интервала

Видео:иррациональные неравенства методом интервалов 1Скачать

иррациональные неравенства методом интервалов 1

Способы решения иррациональных неравенств

С действием возведения в степень связаны разные виды выражений. Будем рассматривать выражения с переменными, при образовании которых используются действия сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень, причем возведение в степень хотя бы один раз применено к выражению с переменной.

Если показатель степени целый, то возникает рациональное выражение, если дробный, то — иррациональное выражение, а если иррациональный, то — трансцендентное выражение.

К трансцендентным выражениям приводят и действия нахождения значений синуса, косинуса, тангенса, котангенса, арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса. Рациональные и иррациональные выражения вместе составляют множество алгебраических выражений.

Решение иррациональных уравнений методом интервала

выражения (1) и (2) являются рациональными, выражения (3) и (4) — иррациональными, выражения (5) и (6) — трансцендентными, а выражения (1)—(4) — алгебраическими.

В зависимости от того, из каких выражений составлено уравнение, говорят о рациональных, иррациональных, трансцендентных уравнениях.

Решение иррациональных уравнений методом интервала

уравнения (1) и (2) являются рациональными, уравнения (3) и (4) — иррациональными, а уравнения (5) и (6) — трансцендентными.

Так же говорят о рациональных, иррациональных, трансцендентных неравенствах.

В этом параграфе рассматривается решение иррациональных уравнений и неравенств. При их решении нужно следить за тем, какие преобразования выполняются при этом.

Утверждение Решение иррациональных уравнений методом интерваларавносильно утверждению Решение иррациональных уравнений методом интервала, если утверждения Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервалаистинны при одних и тех же значениях переменной Решение иррациональных уравнений методом интервала. Равносильность уравнений означает, что они имеют одни и те же корни, а равносильность неравенств — то, что они имеют одни и те же решения. Равносильность утверждений Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервалаобозначают Решение иррациональных уравнений методом интервала= Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Утверждение Решение иррациональных уравнений методом интерваласледует из утверждения Решение иррациональных уравнений методом интервала, если утверждение Решение иррациональных уравнений методом интервалаистинно при всех значениях переменной Решение иррациональных уравнений методом интервала, при которых истинно утверждение Решение иррациональных уравнений методом интервала. Следование второго уравнения из первого означает, что каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения, но второе уравнение может иметь и дополнительные корни. Так же понимается и следование одного неравенства из другого. Следование утверждения Решение иррациональных уравнений методом интервалаиз утверждения Решение иррациональных уравнений методом интервалаобозначают Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Отношения равносильности и следования связаны:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

При решении иррациональных неравенств нужно учитывать, что проверка подстановкой найденного множества чисел обычно невозможна из-за его бесконечности. Поэтому при решении неравенств нужно следить за равносильностью проводимых преобразований.

Теорема:

Верны следующие равносильности:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Доказательство проводится по схеме, использованной при доказательстве теоремы 9 с применением соответствующих свойств числовых неравенств.

Пример №1

Решим неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала. Это неравенство равносильно совокупности неравенств

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Первую систему можно заменить равносильной системой Решение иррациональных уравнений методом интервала, которая равносильна системе Решение иррациональных уравнений методом интервала, которая, в свою очередь, равносильна неравенству Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Вторая система совокупности равносильна системе Решение иррациональных уравнений методом интервала, которая равносильна неравенству Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Решения данного неравенства получим, когда объединим решения Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервалапервой и второй систем совокупности, в результате получим множество всех действительных чисел.

Ответ. Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Пример №2

Решим неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Обратим внимание на то, что на области определения левая и правая части данного неравенства обе неотрицательны, поэтому оно равносильно системе неравенств

Решение иррациональных уравнений методом интервала

решение которой следующее:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ. Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Какие неравенства называются иррациональными

В этой лекции мы будем рассматривать неравенства, содержащие переменную (неизвестное) под знаком корня. Такие неравенства называются иррациональными.

При решении иррациональных неравенств часто используют подход, который мы уже применяли, решая иррациональные уравнения. Он состоит в замене исходного неравенства равносильным ему неравенством (системой или совокупностью неравенств).

Пример №3

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение:

а) Учитывая свойства корня нечетной степени, получаем:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

б) По определению корня четной степени значения выражения

Решение иррациональных уравнений методом интерваланеотрицательны при всех значениях Решение иррациональных уравнений методом интервалапри которых это

выражение имеет смысл, т. е. когда значения подкоренного выражения неотрицательны. Таким образом, имеем:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

Пример №4

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение:

а) По определению корня четной степени значения выражения Решение иррациональных уравнений методом интервалаотрицательными быть не могут. Поэтому имеем:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

б) Поскольку обе части неравенства Решение иррациональных уравнений методом интерваланеотрицательны при всех значениях Решение иррациональных уравнений методом интервалапри которых его левая часть имеет смысл, то имеем:Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ:Решение иррациональных уравнений методом интервала

При решении иррациональных неравенств часто используется также метод интервалов.

Пример №5

Решить неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение:

Обозначим Решение иррациональных уравнений методом интервалаНайдем область определения функции Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Таким образом, Решение иррациональных уравнений методом интервала

Найдем нули функции Решение иррациональных уравнений методом интервалат. е. корни уравнения Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Проверка:Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Значит, 0,5 — единственный нуль функции Решение иррациональных уравнений методом интервала

Отметим нуль функции Решение иррациональных уравнений методом интервалана области определения Решение иррациональных уравнений методом интервала(рис.22). Определим знаки значений функции Решение иррациональных уравнений методом интервалана образовавшихся интервалах, для чего вычислим:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Используя рисунок 22, запишем решение неравенства Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

Пример №6

Решить неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение:

Решение этого примера аналогично решению примера 3.

Используя рисунок 22, записываем решение неравенстваРешение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

▲ При решении иррациональных неравенств часто используются следующие утверждения о равносильности неравенств и систем неравенств:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решим пример 3, используя равносильность (1):Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решим пример 4, используя равносильность (2):

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

Для решения заданий такого типа, как, например, в 1.265, можно использовать следующие утверждения о равносильности:

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Аналогичные утверждения можно записать и для неравенств Решение иррациональных уравнений методом интервала

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Производная в математике
  • Как найти производную функции
  • Асимптоты графика функции
  • Касательная к графику функции и производная
  • Формулы преобразования суммы и разности синусов (косинусов) в произведение
  • Корень n-й степени из числа и его свойства
  • Свойства и график функции y=ⁿ√x (n>1, n∈N)
  • Иррациональные уравнения

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnline

Решение иррациональных неравенств методом интервалов

Разделы: Математика

Учащиеся сельских школ не имеют возможности обучаться в специализированных классах или в классах с углубленным изучением математики, поэтому с детьми, которым нравится математика, мы более глубоко изучаем темы, не вошедшие в обязательную программу, но знания которых позволяют им успешно справиться с заданиями ЕГЭ и тем самым без проблем поступить в ВУЗы и продолжить образование. Одной из таких тем является “Решение иррациональных уравнений и неравенств”. Если решение иррациональных уравнений в некоторых школьных учебниках рассматривается, то решение иррациональных неравенств нет. Я хочу предложить вам разработку урока по теме “Решение иррациональных неравенств методом интервалов”, который я проводила для учащихся 9–10-х классов.

Для изучения выбрала этот метод, т.к. при его использовании повторяется решение иррациональных уравнений.

ХОД УРОКА

I. Приветствие учителя, обоснование темы и цели урока.

Тема, с которой я вас хочу познакомить, поможет при сдаче ЕГЭ и непременно понадобится вам для продолжения образования. А в том, что вы захотите его продолжить, я ничуть не сомневаюсь. Надеюсь, что наше сотрудничество будет полезным и для вас и для меня.

Я желаю вам успехов в сегодняшней работе и хочу привести вам слова великого Микеланджело: “Если бы люди знали, как много я тружусь, чтобы добиться мастерства, они перестали бы считать меня таким уж талантливым”. Слайд 1.

Действительно, только упорный труд приводит нас к успеху. Мне бы очень хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке вы это почувствовали. Кто из вас сейчас может с уверенностью сказать: “Я знаю все досконально и могу без труда решать иррациональные неравенства методом интервалов?” Пожалуй, никто. Я, например, готовясь к сегодняшнему уроку, еще много нового открыла для себя, и хочу этим поделиться с вами.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Слайд 2.

Тема: Решение иррациональных неравенств методом интервалов

Цель урока:

  1. Усвоить алгоритм решения иррациональных неравенств методом интервалов.
  2. Научиться решать иррациональные неравенства с применением алгоритма. Слайд 3

II. Итак, перейдем к реализации нашей цели:

Вспомним определение иррационального неравенства: Слайд 4.

Иррациональным называют неравенства, в которых переменные входят под знак корня.

Совместная работа учителя и учащихся при разборе решения иррациональных неравенств методом интервалов.

Решим неравенства: Слайд 5

1)Решение иррациональных уравнений методом интервала

2)Решение иррациональных уравнений методом интервала

3) Решение иррациональных уравнений методом интервала

Разберем решение неравенств: Слайды 6–9.

1. Решение иррациональных уравнений методом интерваларавносильно Решение иррациональных уравнений методом интервала

Шаг 1. Рассмотрим иррациональную функцию Решение иррациональных уравнений методом интервалаи найдем область определения

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала— область определения

Шаг 2. Вычислим нули функции

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала— нуль функции

Шаг 3. На координатной прямой отмечаем нуль функции принадлежащий области определения. Получается два промежутка: [5;6) и (6;+Решение иррациональных уравнений методом интервала). Определяем знак функции на каждом промежутке. Выписываем промежуток, на котором Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

2. Решение иррациональных уравнений методом интерваларавносильно Решение иррациональных уравнений методом интервала

Шаг 1. Рассмотрим иррациональную функцию Решение иррациональных уравнений методом интервала, найдем область определения

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала— область определения

Шаг 2. Вычислим нули функции Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала— нуль функции

Шаг 3. На координатной прямой отмечаем нуль функции, принадлежащий области определения. Получаем два промежутка [-7;2) и (2;+Решение иррациональных уравнений методом интервала). Определяем знак функции на каждом промежутке. Выписываем промежуток на котором Решение иррациональных уравнений методом интервала.

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервала

3. Решение иррациональных уравнений методом интервала

Шаг 1. Рассмотрим иррациональную функцию Решение иррациональных уравнений методом интервала, найдем область определения

Решение иррациональных уравнений методом интервалаРешение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервалаобласть определения.

Шаг 2. Вычислим нули функции

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала
Решение иррациональных уравнений методом интервала
Решение иррациональных уравнений методом интервала

-1; 1; 2 – нули функции

Шаг 3. На координатной прямой отмечаем нули функции, принадлежащие области определения, получается два промежутка (-Решение иррациональных уравнений методом интервала;-1] и [2;+Решение иррациональных уравнений методом интервала). Определяем знак функции на каждом промежутке и выписываем промежуток на котором Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Решение иррациональных уравнений методом интервала

Ответ: Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервала

III. Итак, мы рассмотрели с вами решение трех неравенств. Вы проследили порядок выполнения заданий. Какие вопросы появились по ходу объяснения? Если нет вопросов, то попробуйте сами сформулировать алгоритм решения иррационального неравенства методом интервала. (учащиеся сами формулируют этапы решения иррационального неравенства). Затем на экран проецируется алгоритм, и, учащиеся проговаривают этапы решения, особое внимание уделяется третьему этапу.

Алгоритм решения иррациональных неравенств. Слайд 10

  1. Рассмотрим иррациональную функцию; найдем область определения функции.
  2. Вычислим нули функции.
  3. На координатной прямой:
  • отметим нули функции, принадлежащие области определения;
  • определим знак функции на каждом промежутке;
  • с учетом знака неравенства выпишем ответ.

Сейчас мы перейдем к очень ответственному моменту, вы будете самостоятельно решать задания с применением приведенного алгоритма. Я предлагаю вам двигаться в своем собственном темпе.

(Во время самостоятельной работы проходит по рядам и смотрит, как ребята справляются с заданиями, выделяет для себя группу контроля. Если возникает необходимость дает незначительные консультации на местах)

IV. Задания для самостоятельной работы: Слайд 11

1. Решение иррациональных уравнений методом интервала

2. Решение иррациональных уравнений методом интервала

3. Решение иррациональных уравнений методом интервала

V. Затем на экран проецируется пошаговая проверка. За каждый правильный шаг, учащиеся ставят себе плюс. Каждое задание оценивается отдельно.

Проверяем: Слайд 12

1 неравенство: Решение иррациональных уравнений методом интервала

1 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

2 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

3 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

2 неравенствоРешение иррациональных уравнений методом интервала

1 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервала

2 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

3 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

3 неравенство Решение иррациональных уравнений методом интервала

1 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

2 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервалаи Решение иррациональных уравнений методом интервала

3 шаг Решение иррациональных уравнений методом интервала

На экран проецируем критерии оценки. Слайд 13

  • 5 баллов – задание выполнено полностью и верно.
  • 4 балла – задание верно выполнено на первом и втором шаге. Допущена ошибка в вычислениях на третьем шаге.
  • 3 балла — задание верно выполнено на первом шаге, вычислительная ошибка на втором шаге.
  • В остальных случаях – 2 балла.

VI. Затем каждый ученик получает лист самоконтроля, на котором дано полное решение всех трех неравенств, и с его помощью, устраняет ошибки, допущенные в своей работе.

VII. Подводятся итоги урока и дается задание на дом с ответами. Cлайд 14

1. Решение иррациональных уравнений методом интервалаОтвет Решение иррациональных уравнений методом интервала

2. Решение иррациональных уравнений методом интервалаОтвет Решение иррациональных уравнений методом интервала

3. Решение иррациональных уравнений методом интервалаОтвет Решение иррациональных уравнений методом интервала

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Алгебра

План урока:

Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Решение иррациональных уравнений: метод заменыСкачать

Решение иррациональных уравнений: метод замены

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные фактыСкачать

Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные факты

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Иррациональные неравенства #1Скачать

Иррациональные неравенства #1

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

🎥 Видео

Иррациональные неравенства #10Скачать

Иррациональные неравенства #10

✓ Метод интервалов. Рациональные уравнения и неравенства | Борис ТрушинСкачать

✓ Метод интервалов. Рациональные уравнения и неравенства | Борис Трушин

Неравенства. Метод интервалов | Математика ЕГЭ для 10 класса | УмскулСкачать

Неравенства. Метод интервалов | Математика ЕГЭ для 10 класса | Умскул

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Иррациональное уравнение на 2 минутыСкачать

Иррациональное уравнение на 2 минуты

Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Решение иррациональных неравенствСкачать

Решение иррациональных неравенств
Поделиться или сохранить к себе: