Решение двухэтажных уравнений с дробями

Решение уравнений с дробями

Решение двухэтажных уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Видео:Многоэтажные дроби. 6 класс.Скачать

Многоэтажные дроби. 6 класс.

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Видео:Решение простых уравнений с обыкновенными дробямиСкачать

Решение простых уравнений с обыкновенными дробями

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Решение двухэтажных уравнений с дробями Решение двухэтажных уравнений с дробями

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

Решение двухэтажных уравнений с дробями Решение двухэтажных уравнений с дробями

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Видео:Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )Скачать

Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

Решение двухэтажных уравнений с дробями

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

Решение двухэтажных уравнений с дробями

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

Решение двухэтажных уравнений с дробями

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

Решение двухэтажных уравнений с дробями

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Решение двухэтажных уравнений с дробями

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Видео:Уравнение с дробямиСкачать

Уравнение с дробями

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравненияРешение двухэтажных уравнений с дробями

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решение двухэтажных уравнений с дробями

Переведем новый множитель в числитель..

Решение двухэтажных уравнений с дробями

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение: Решение двухэтажных уравнений с дробями

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Видео:Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.Скачать

    Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.

    Решить уравнение с дробями онлайн

    При помощи калькулятора можно решать уравнение с дробями. Для этого просто введите заданные дроби и быстро получите результат. Калькулятор простой в использовании и выдаёт только точный ответ.

    Видео:Как найти Х в уравнении с дробью. Уравнений с дробями. Как решить дробное уравнение. Пропорция.Скачать

    Как найти Х в уравнении с дробью. Уравнений с дробями. Как решить дробное уравнение. Пропорция.

    Калькулятор

    Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

    Инструкция

    Примечание: π записывается как pi; корень квадратный как sqrt().

    Шаг 1. Введите заданный пример, состоящий из дробей.

    Шаг 2. Нажмите кнопку “Решить”.

    Шаг 3. Получите подробный результат.

    Чтобы калькулятор посчитал дроби правильно, вводите дробь через знак: “/”. Например: Решение двухэтажных уравнений с дробями. Калькулятор посчитает уравнение и даже покажет на графике, почему получился такой результат.

    Видео:Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )Скачать

    Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )

    Что такое уравнение с дробями

    Уравнение с дробями – это уравнение, в котором коэффициенты являются дробными числами. Линейные уравнения с дробями решается по стандартной схеме: неизвестные переносятся в одну сторону, а известные – в другую.

    Рассмотрим на примере:

    Решение двухэтажных уравнений с дробями

    Дроби с неизвестными переносятся влево, а остальные дроби – вправо. Когда переносятся числа за знак равенства, тогда у чисел знак меняется на противоположный:

    Решение двухэтажных уравнений с дробями

    Решение двухэтажных уравнений с дробями

    Теперь нужно выполнить только действия обеих частей равенства:

    Решение двухэтажных уравнений с дробями.

    Получилось обыкновенное линейное уравнение. Теперь нужно поделить левую и правую части на коэффициент при переменной.

    Средняя оценка 2.5 / 5. Количество оценок: 66

    Видео:Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.Скачать

    Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.

    Основные сведения о решении дробно-рациональных уравнений

    Видео:Решение уравнений с дробными числами в 6 классеСкачать

    Решение уравнений с дробными числами в 6 классе

    Определение основных понятий по теме

    Рациональным выражением является такое выражение в алгебре, в состав которого включены числа и переменная х, а также операции сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень с натуральным показателем. Если пара рациональных выражений объединены знаком равенства, то перед нами рациональное уравнение.

    Дробно-рациональное уравнение представляет собой не имеющее знак корня рациональное уравнение, в котором обе части записаны в виде дробных выражений.

    В дробно-рациональном уравнении имеется как минимум одна дробь, содержащая в знаменателе переменную.

    Например, дробно-рациональными уравнениями являются:

    9 x 2 — 1 3 x = 0

    1 2 x + x x + 1 = 1 2

    6 x + 1 = x 2 — 5 x x + 1

    Уравнения, которые нельзя отнести к дробно-рациональным:

    Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать

    Решение уравнений, 6 класс

    Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений

    В процессе решения дробно-рациональных уравнений требуется правильно определить область допустимых значений (ОДЗ). Когда корни уравнения найдены, следует проверить их на соответствие ОДЗ и выяснить, какие являются допустимыми. В противном случае образуются посторонние решения, что автоматически делает ответ неверным.

    Предусмотрен стандартный алгоритм действий для поиска корней дробно-рациональных уравнений:

    1. Выписать и определить ОДЗ.
    2. Вычислить общий знаменатель дробей.
    3. Найти произведение каждого члена уравнения и общего знаменателя. После чего следует сократить полученные дроби, чтобы избавиться от знаменателей.
    4. Записать уравнение со скобками.
    5. Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
    6. Найти корни уравнения, которое получилось после раскрытия скобок.
    7. Сверить найденные корни с ОДЗ.
    8. Решения, которые успешно прошли проверку, записать в ответ.

    Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Примеры решения задач

    Требуется найти корни дробно-рационального уравнения:

    x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4

    Рассмотрим уравнение из условия задания:

    x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4

    Определим область допустимых значений:

    x 2 — 4 ≠ 0 ⇔ x ≠ ± 2

    Воспользуемся формулой сокращенного умножения:

    x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4

    x 2 — 4 = ( x — 2 ) ( x + 2 )

    В таком случае, общим знаменателем является следующее выражение:

    Согласно стандартной последовательности действий, найдем произведение каждого члена уравнения и ( x — 2 ) ( x + 2 ) : x ( x — 2 ) ( x + 2 ) x — 2 — 7 ( x — 2 ) ( x + 2 ) x + 2 = 8 ( x — 2 ) ( x + 2 ) ( x — 2 ) ( x + 2 )

    x ( x + 2 ) — 7 ( x — 2 ) = 8

    x 2 + 2 x — 7 x + 14 = 8

    Затем следует привести подобные слагаемые:

    Решениями получившегося квадратного уравнения являются следующие корни:

    Сравним результат вычислений с ОДЗ. Зная, что x ≠ 2 , исключим первый корень, как посторонний. Запишем в ответ второй корень.

    Для закрепления материала и знаний метода решения дробно-рациональных уравнений попробуем решить еще одно задание с объяснением действий. Подобные задачи нередко приходится решать на уроках алгебры в восьмом классе.

    Решить дробно-рациональное уравнение:

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0

    Рассмотрим уравнение из условия задания:

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0

    Определим область допустимых значений:

    x 2 + 7 x + 10 ≠ 0

    D = 49 — 4 · 10 = 9

    x 1 ≠ — 7 + 3 2 = — 2

    x 2 ≠ — 7 — 3 2 = — 5

    Воспользуемся способом разложения квадратного трехчлена на множители:

    a x 2 + b x + c = a ( x — x 1 ) ( x — x 2 )

    Преобразуем квадратный трехчлен x 2 + 7 x + 10 с учетом найденных x 1 и x 2 :

    x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0

    В результате общий знаменатель равен:

    Умножим все части уравнения на общий знаменатель:

    x ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 2 + ( x + 1 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 5 — — ( 7 — x ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0

    Выполним сокращение дробей:

    x ( x + 5 ) + ( x + 1 ) ( x + 2 ) — 7 + x = 0

    Избавимся от скобок:

    x 2 + 5 x + x 2 + 3 x + 2 — 7 + x = 0

    Приведем подобные слагаемые:

    2 x 2 + 9 x — 5 = 0

    Тогда получим корни уравнения:

    Соотнесем решения с областью допустимых значений, которую определили ранее. Первый корень является посторонним, что выявлено с помощью контрольной проверки. По этой причине в ответ следует записать только второй корень.

    Задания для самостоятельной работы

    Найти корни уравнения:

    x — 1 2 + 2 x 3 = 5 x 6

    x — 1 2 + 2 x 3 = 5 x 6

    3 x — 3 + 4 x 6 = 5 x 6

    Требуется решить дробно-рациональное уравнение:

    x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 )

    x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 )

    x 2 — 3 x + x — 5 = x + 5

    x 2 — 3 x — 10 = 0

    Вычислить корни уравнения:

    33 + x 2 9 — x 2 + 7 + x x — 3 = — 2 + 4 — x x + 3

    33 + x 2 9 — x 2 + 7 + x x — 3 = — 2 + 4 — x x + 3

    — 33 — x 2 + ( 7 + x ) · ( x + 3 ) = — 2 ( x 2 — 9 ) + ( 4 — x ) · ( x — 3 )

    Согласно ОДЗ, первый вариант решения не подходит:

    🎥 Видео

    6 класс, 17 урок, Многоэтажные дробиСкачать

    6 класс, 17 урок, Многоэтажные дроби

    Все действия с обыкновенными дробямиСкачать

    Все действия с обыкновенными дробями

    Уравнения с дробями ( Математика - 5 класс )Скачать

    Уравнения с дробями ( Математика - 5 класс )

    Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

    Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?

    Решение системы линейных уравнений. Подстановка. С дробными выражениями.Скачать

    Решение системы линейных уравнений. Подстановка. С дробными выражениями.

    Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

    Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?
    Поделиться или сохранить к себе: