Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Алгебра. 7 класс
Содержание
  1. Элективный курс Сказки Шехерезады и уравнения Диофанта Балашов 2009 Содержание
  2. Главная > Элективный курс
  3. Наибольший общий делитель. Наименьшее кратное. Расширенный алгоритм Евклида. Диофантовы уравнения. Обработка строк.
  4. http://acm.uva.es/problemset: 10104 (Задача Евклида), 10407 (Простое деление), 10548 (Найти правильный размен), 10673 (Игра с округлением вниз и вверх), 10717 (Монетный завод).
  5. Упражнение 1.2. [Вальядолид, 10717]. Монетный завод. Если a, b, c, d – толщины четырех типов монет, то минимально возможная высота стола, который можно сделать, равна h = НОК(a, b, c, d). Обозначим через low максимально возможную высоту стола, не большую желаемой величины Height. Тогда low должно делиться на h и быть максимально возможным значением, не большим Height. Отсюда
  6. Пример. Рассмотрим набор монет из первого теста, желаемая высота стола равна 1000. Имея 4 монеты с толщинами 50, 100, 200, 400 можно конструировать столы, высоты которых кратны НОК(50, 100, 200, 400) = 400. Искомые высоты столов, которые можно сделать, соответственно равны 800 и 1200.
  7. Пример. Для первого теста имеет место соотношение: 5 = 1 * + 1 * = 1*2 + 1*3.
  8. 🎬 Видео
Конспект урока

Линейные диофантовы уравнения

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Диофантово уравнение.
  • Разрешимость диофантова уравнения.
  • Решение задач с помощью диофантова уравнения.

Диофантовым уравнением называется уравнение вида ах + bу = с (а ≠ 0, b ≠ 0), где а, b, с, х и у – целые числа.

Если c делится на НОД(а; b), то уравнение ах + bу = с имеет решение в целых числах. Если c не делится на НОД (а; b), то уравнение ах + bу = с не имеет решений в целых числах.

1. Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.

1. Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.

2. Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.

3. Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Определение диофантова уравнения.

Пусть дано уравнение ах + bу = с (а ≠ 0, b ≠ 0), где а, b, с – целые числа. Если поставлена задача найти только такие его решения (х0; у0), где х0, у0 – целые числа, то это уравнение называют линейным диофантовым уравнением.

Диофантовы уравнения связаны с именем древнегреческого математика Диофанта Александрийского. О подробностях жизни Диофанта Александрийского практически ничего не известно. С одной стороны, Диофант цитирует Гипсикла (II век до нашей эры); с другой стороны, о Диофанте пишет Теон Александрийский (около 350 года нашей эры). Откуда можно сделать вывод, что жил он приблизительно в III веке нашей эры.

Решение диофантовых уравнений.

Решим линейное диофантово уравнение

Выразим у через х:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Из этого равенства видно, что у будет целым только тогда, когда целое число х делится на 3, т.е. х = 3х1, где х1 – некоторое целое число. Тогда у = 2 -2х1.

Таким образом, решениями уравнения являются все пары чисел (3х1;2 -2х1).

Приведём некоторые частные решения этого уравнения.

Если х1 = 0, то х = 3х1 = 0, а у = 2 — 2 х1 = 2; решением уравнения является пара (0;2).

Если х1 = 1, то х = 3х1 = 3, а у = 2 — 2 х1 = 0;

решением уравнения является пара (3; 0)

Аналогично можно найти и другие частные решения, их бесконечно много.

Решение задач при помощи линейных диофантовых уравнений.

Линейные диофантовы уравнения возникают при решении некоторых задач.

У покупателя и продавца имеются монеты только по 2р. и 5р. Сможет ли покупатель заплатить за покупку стоимостью 1р.?

Если покупатель даст х монет по 2р. и у монет по 5 р., то он заплатит (2х + 5у) р. А по условию задачи это 1р. Составим уравнение:

Выразим х через у из уравнения:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Из равенства видно, что х будет целым только тогда, когда у будет нечетным числом: у = 2m + 1, где m – целое число.

Таким образом, решением уравнения являются все пары чисел (-5m – 2; 2m + 1), где m – любое целое число.

Таким образом, способов оплаты товара стоимостью 1р. Бесконечно много. Если х окажется отрицательным, то это означает, что покупатель должен получить сдачу: х монет по 2р.

Например, пара (-2; 1) является решением уравнения. Это означает, что покупатель далодну монету по 5 р. и получил сдачу 2 монеты по 2р.

Разрешимость диофантова уравнения.

Не каждое диофантово уравнение имеет решение в целых числах.

Рассмотрим на примере уравнения

3х + 6у = 2 алгоритм, с помощью которого можно определить, имеет оно решение в целых числах.

1 шаг. Надо найти наибольший общий делитель чисел 3 и 6. НОД(3; 6) = 3.

2 шаг. Определить, делится ли 2 на НОД(3; 6).

3 шаг. Если 2 делится на НОД(3; 6), то уравнение имеет решение в целых числах.

Если 2 не делится на НОД (3; 6), то уравнение не имеет решений в целых числах.

Расширенный алгоритм Евклида для решения диофантовых уравнений.

Для нахождения наибольшего общего делителя двух целых неотрицательных чисел используют алгоритм Евклида. Рассмотрим его реализацию на примере чисел 24 и 17.

Разделим большее из этих чисел на меньшее, то есть 24 на 17.

Получаем 24 : 17 = 1 (ост. 7), что можно записать в виде равенства:

Теперь разделим делитель на остаток, то есть 17 на 7, получим:

Снова разделим делитель на остаток:

Выполним деление еще раз:

Мы получили остаток, равный нулю, так как 3 делится на 1 без остатка.

В представленной последовательности действий мы получали остатки: 7, 3, 1, 0. Последний остаток, не считая 0, является наибольшим общим делителем чисел 24 и 17. То есть, НОД(24; 17) = 1.

Рассмотрим еще один пример: НОД(612; 342)?

612 = 342 ∙ 1 + 270,

342 = 270 ∙ 1 + 72,

Теперь выполним действия «в обратном направлении», то есть выразим 18 (остаток) через числа 612 и 342.

Для этого в каждой строчке последовательности Евклида выразим остатки через делимое и делитель (второй столбик таблицы):

612 = 342 ∙ 1 + 270

342 = 270 ∙ 1 + 72

270 = 612 – 342 ∙ 1

72 = 342 – 270 ∙ 1

Получаем, 18 = 72 – 54 ∙ 1 = 72 – (270 – 72 ∙ 3) = 342 – 270 ∙ 1 – (270 – (342 — 270 ∙ 1) ∙3) =

342 – ((612 – 342 ∙1) ∙ 1) – (612 – 342 ∙ 1 – (342 – (612 – 342 ∙ 1)) ∙3) = 342 – 612 + 342 – 612 + 342 + 342 ∙ 3 – 612 ∙ 3 + 342 ∙ 3 = 342 ∙ 9 – 612 ∙ 5 = 342 ∙ 9 + 612 ∙ (-5).

То есть 18 = 9 ∙ 342 + (-5) ∙ 612.

Умение выполнять действия алгоритма «в обратном направлении» понадобится нам в решении диофантовых уравнений при помощи расширенного алгоритма Евклида.

Пример: решите уравнение 24x−17y=2.

Найдем при помощи алгоритма Евклида НОД(24, 17):

Выполним действия «в обратном направлении»:

1 = 7 – 3 · 2 = 7 − (17 – 7 · 2) · 2 = 7 – 17 · 2 + 7 · 4 + 5 · 7 – 2 · 17 = 5 · (24 – 17 · 1) – 2 · 17 = 5 · 24 – 5 · 17 – 2 · 17 = 5 · 24 – 7 · 17 = 24 · 5 – 17 · 7.

24 · 5 – 17 · 7 = 1; В исходном уравнении в правой части стоит число 2. Поэтому умножим обе части уравнения на 2. Получим:

24 · 10 – 17 · 14 = 2.

То есть, x0 = 10, y0 = 14 – частные решения уравнения 24x −17y = 2.Если уравнение имеет одно решение в целых числах, то оно имеет бесконечное множество других решений.

Прибавим коэффициент b к значению х.

Чтобы значение исходного уравнения не изменилось, при прибавлении одного числа к х нужно вычесть другое число изу:

(-7; -10) – еще одно решение уравнения.

Значения x будут равны сумме исходного решения (х0) и любого кратного коэффициента b. То есть х = 10 + (-17t), где t – целое число.

А значение у – равны разности у0 и любого кратного коэффициента а. То есть у = 14 – 24t.

Ответ: (10 − 17t, 14 − 24t), t ∈ Z.

Разбор заданий тренировочного модуля.

1. Решите задачу:

Некий чиновник купил ослов и быков за 1770 талеров. За каждого осла он уплатил по 31 талеру, а за каждого быка – по 21 талеру. Сколько ослов и быков купил чиновник?

Пусть чиновник купил х ослов и у быков. Тогда 31х + 21у = 1770.

По смыслу задачи х и у – натуральные числа. Так как 21 и 1770 делятся на 3, то 31х делится на 3, т. е. х делится на 3: х = 3n, где n – натуральное число. Тогда 31n + 7у = 590. Откуда n =

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Очевидно, что n будет целым, если 7у – 1 делится на 31.

Наименьшее натуральное у, при котором это произойдет, равно 9. При этом n = 17, х = 51. Первое решение найдено: (51; 9).

Заметим, что следующие целые n будут получаться в результате увеличения у = 9 на число, кратное 31.

При у = 9 + 21 = 40 имеем n = 10, х = 30.

При у = 40 + 9 имеем n = 3, х = 9.

При следующих значениях у значения n отрицательны. Таким образом, исходное уравнение имеет 3 решения: (51, 9), (30, 40), (9, 71).

Ответ: (51, 9), (30, 40), (9, 71).

2. Решение уравнения.

Разделите уравнения на 2 группы: уравнение имеет решение в целых числах, уравнение не имеет решений в целых числах.

1) НОД(7; 5) = 1, 2 делится на 1, следовательно, 7х – 5у = 2 имеет решение в целых числах.

2) НОД(3; 5) = 1, 10 делится на 1, следовательно, 3х + 5у = 10 имеет решение в целых числах.

3) НОД(2; 4) = 2, -1 не делится на 2, следовательно, 2х + 4у = -1 не имеет решений в целых числах.

4) НОД(3; 9) = 3, 10 не делится на 3, следовательно, 3х – 9у = 10 не имеет решений в целых числах.

5) НОД(6; 9) = 3, 2 не делится на 3, следовательно, 6х + 9у = 2 не имеет решений в целых числах.

6) НОД(2; 5) = 1, 15 делится на 1, следовательно, 2х – 5у = 15 имеет решение в целых числах.

Видео:Алгоритм ЕвклидаСкачать

Алгоритм Евклида

Элективный курс Сказки Шехерезады и уравнения Диофанта Балашов 2009 Содержание

Главная > Элективный курс

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Применение алгоритма Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух чисел (повторение).

Существует довольно простой прием, позволяющий находить наибольший делитель двух натуральных чисел. Этот прием называется алгоритмом Евклида. Вы с ним познакомились еще при изучении курса математики в 5 – 6 классах. Евклид, великий ученый, живший около 2000 лет назад, занимался не только геометрией, которая носит его имя. Ему принадлежит решение ряда важных задач арифметики и, в частности, тот способ нахождения наибольшего общего делителя, который мы сегодня будем использовать при изучении нового материала. А сейчас повторим суть алгоритма Евклида .

Чтобы найти наибольший общий делитель двух чисел:

1) надо большее из двух чисел разделить на меньшее;

2) потом меньшее из чисел на остаток при первом делении;

3) затем остаток при первом делении на остаток при втором делении и вести этот процесс до тех пор, пока не произойдет деление без остатка. Последний отличный от нуля остаток и есть искомый НОД двух данных чисел

Рассмотрим пример. Найти НОД (645; 381).

Разделим с остатком 645 на 381. Мы получим: 645=381·1+264.

Далее разделим с остатком 381 на 264, получим: 381=264·1+117.

Теперь разделим с остатком 264 на 117, получим: 264=117·2+30.

Продолжим процесс деления, разделим с остатком 117 на 30, получим: 117=30·3+27. Далее, 30=27·1+3. Следующий шаг – делим 27 на 3, получаем, что 27=3·9 +0, т. е. 27 делится на 3 без остатка. Значит, наибольший общий делитель чисел 27 и 3 равен 3, следовательно, и наибольший общий делитель чисел 645 и 381 равен 3, т. е. последнему отличному от нуля остатку.

Таким образом, НОД (645; 381) = 3.

Прием разыскания наибольшего общего делителя, примененный в этом примере, и представляет собой алгоритм Евклида.

2. Вывод формул для решения диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида.

Прежде чем рассмотреть решение линейного уравнения с двумя неизвестными:

с использованием алгоритма Евклида, докажем утверждение о том, что наибольший общий делитель двух чисел есть последний отличный от нуля остаток в цепочке указанных в примере действий .

Чтобы доказать утверждение о наибольшем общем делителе, представим описанный процесс в виде следующей цепочки равенств: если a > b , то

·b = r 1 q 1 + r 2

r 1 = r 2 q 2 + r 3 (2)

r n – 1 = r n q n

Здесь r 1 , . . . , r n — положительные остатки, убывающие с возрастанием номера. Отсутствие остатка в последнем равенстве следует из того, что натуральные числа r n не могут убывать бесконечно, поэтому на некотором шаге остаток станет нулевым.

Обратимся к системе (2). Из первого равенства, выразив остаток r 1 через a и b , получим r 1 = a – b · q 0 . Подставляя его во второе равенство, найдём r 2 = b (1 + q 0 q 1 ) – a · q 1 . Продолжая этот процесс дальше, мы сможем выразить все остатки через a и b , в том числе и последний: r n = Aa + Bb . В результате нами доказано

что найдутся такие целые числа A и B , что d = Aa + Bb . Заметим, что коэффициенты A и B имеют разные знаки; если НОД ( a , b ) = 1 , то Aa + Bb = 1 . Как найти числа A и B , видно из алгоритма Евклида.

Перейдем теперь к решению линейного уравнения с двумя неизвестными:

Возможны два случая: либо число c делится на d = НОД( a , b ) , либо нет.

В первом случае можно разделить обе части уравнения на d и свести задачу к решению в целых числах уравнения a 1 x + b 1 y = c 1 , коэффициенты которого

a 1 = a / d и b 1 = b / d взаимно просты.

Во втором случае уравнение не имеет целочисленных решений: при любых целых x и y число ax + by делиться на d и поэтому не может равняться числу c , которое на d не делится.

Итак, мы можем ограничиться случаем, когда в уравнении (1) коэффициенты a и b взаимно просты. На основании предыдущего предложения найдутся такие целые числа х 0 и у 0 , что ax 0 + by 0 = 1 , откуда пара (сх 0 , су 0 ) удовлетворяет уравнению (1). Вместе с ней уравнению (1) удовлетворяет бесконечное множество пар ( x , у) целых чисел, которые можно найти по формулам

x = cx 0 + bt, y = cy 0 – at. (3)

Здесь t – любое целое число. Нетрудно показать, что других целочисленных решений уравнение ах + by = c не имеет. Решение, записанное в виде (3), называется общим решением уравнения (1). Подставив вместо t конкретное целое число, получим его частное решение.

Примечание . Название «лекция» как будто говорит о том, что активная роль здесь принадлежит лишь самому учителю, учащимся предоставляется пассивная роль – внимательно слушать рассказ учителя и выполнять в тетради те записи, которые учитель выполняет на классной доске. Если бы это было именно так, то данная форма обучения оказалось бы мало эффективной. Современные требования обучения математике предполагают, что даже в том случае, когда учитель является главным действующим лицом,
необходима активная деятельность самих учащихся. Поэтому лекция учителя должна пробуждать у учащихся интерес и потребность к активной умственной деятельности.

По ходу лекции следует обратиться с вопросами к учащимся . Например: Какие уравнения называются диофантовыми? Какой вид имеет линейное диофантово уравнение? Какие условия накладываются на его коэффициенты? Какой способ решения уравнения мы использовали на предыдущем занятии?

Также на занятиях, где материал изучается крупным блоком, целесообразно создание таблицы в виде конспекта изложенного учителем нового материала. Этот конспект должен стать информационно-справочной таблицей и сыграть свою
роль на занятиях тематического или итогового повторения. Сформулируем некоторые требования к его оформлению. Материал в конспекте должен быть разделен на несколько самостоятельных, логически связанных между собой блоков. В него желательно внести вспомогательные вопросы, с помощью которых готовится введение нового, узловые вопросы темы и ее практическое применение.

Таким образом, с одной стороны, в конце урока желательно иметь конспект, в котором видно главное. А с другой стороны, запись этого конспекта не должна занимать много времени. Для выполнения этих требований можно использовать заготовку для конспекта, т.е. таблицу с пропусками. В нее можно внести рисунок без подписей, частично выполненные условия теоремы, некоторые пункты алгоритмических предписаний и т.п.

Как разработать такой конспект? Учитель сначала разрабатывает конспект полностью на листе бумаге стандартного размера. На другом таком же листе он выписывает конспект-заготовку в строгом расположении текста на основном конспекте. Этот фрагментарный конспект необходимо размножить, чтобы к лекции такой конспект-заготовку имел каждый ученик. Точно такой конспект «с пропусками» учитель должен заранее написать на доске
перед началом лекции или подготовить его компьютерный вариант для использования в классе с интерактивной доской. Для проведения данной лекции был подготовлен такой
конспект-заготовка (Приложение 4).

3. Примеры решения диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида.

Рассмотрим решение заданий №6 (а), №7 из Приложения 1.

Задание №6 . Решить уравнение на множестве целых чисел

НОД(7;11)=1, Найдем значение х 0 и у 0 для получения решений уравнения по формулам (3). Применим алгоритм Евклида к числам 11 и 7: Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Таким образом, получаем: Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида, следовательно х 0 = –3, у 0 =2

Запишем общее решение уравнения на множестве целых чисел согласно формулам (3):

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Придавая конкретные целые значения t , можно получить частные решения уравнения. Например, при t =1, имеем x = –196, у=131.

Задача №7 . Для газификации жилого дома требуется проложить газопровод протяженностью 150 м. Имеются трубы 13 м и 9м длиной. Сколько требуется труб, чтобы не приходилось их разрезать при прокладке газопровода.

Пусть требуется x труб по 9 м, и у труб по 13м. Составим и решим уравнение: 9х+13у=150.

НОД(9;13)=1, уравнение разрешимо во множестве целых чисел.

Найдем значение х 0 и у 0 для получения решений уравнения по формулам (3). Применим алгоритм Евклида к числам 13 и 9:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Запишем общее решение уравнения согласно формулам (3).

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Так как x и y неотрицательные целые числа, то чтобы найти значение t , решим систему неравенств:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Ответ. Для прокладывания газопровода потребуется 8 труб длиной по 9м и 6 труб длиной по 13м.

4 . В домашнее задание для учащихся необходимо включить подготовку по теоретическому материалу и практические задания.

Учащиеся должны ответить на следующие вопросы.

В чем суть алгоритма Евклида?

Когда уравнение (1) разрешимо во множестве целых чисел?

По каким формулам находится общее решение диофантова уравнения первой степени с двумя переменными с использованием алгоритма Евклида? Укажите, что обозначают буквы, входящие в эти формулы.

При выполнении домашнего задания используется опорный конспект лекции, в котором выделены основные вопросы, рассмотренные на занятии, и заполнены соответственно имеющиеся пропуски (Приложение 4).

В качестве практических заданий можно предложить для решения задания №6 (б), №8 из Приложения 1. Также можно предложить составить сюжетную задачу, решение которой сводится к уравнению из №6 (б) на множестве целых неотрицательных или натуральных чисел. Найти ее решения.

Решение диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида

Актуализация знаний ( проверка знания теории и выполнения практических заданий).

Решение задач с использованием алгоритма Евклида.

Постановка домашнего задания.

Оборудование: заполненные конспекты – заготовки предыдущей лекции, карточки с заданиями для фронтальной и групповой работы.

Актуализация знаний. Проведение первого этапа занятия – практикума учитель может спланировать по своему усмотрению. Необходимо организовать проверку выполнения домашнего задания, включающего как теоретические вопросы, так и практические задания.

Решение задач с использованием алгоритма Евклида .

Задания для решения выбираются по принципу: от простого к сложному. Для овладения методом решения диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида можно предложить вначале решить уравнения, не связанные, с какой либо реальной ситуацией. Например, № 6 (в, г). Затем можно предложить решение текстовых задач на составление линейных диофантовых уравнений. Например, № 9, 10. Все задания указаны из Приложения 1. Задания можно выполнить в группах, а затем проверить полученные ответы. Ниже приведем решение задачи №9.

Неотъемлемой частью занятия – практикума является решение и нестандартных задач, заданий повышенной трудности. В процессе их выполнения можно использовать прием разбиения на подзадачи. К таким заданиям можно отнести и задачу № 11, которую мы далее рассмотрим.

Заметим, что в ходе решения задач, учащиеся могут опираться на заполненный опорный конспект предыдущей лекции, в котором выделен способ решения диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида.

Задача №9. Транспортные организации имеют в наличие машины вместимостью 3, 5 т и 4, 5 т. Следует перевезти груз весом 53 т. Сколько машин нужно взять для одного рейса?

Пусть x машин по 3,5 т.; у машин по 4, 5 т. Составим и решим уравнение: 3,5х+4,5у=53. Перейдем к уравнению с целыми коэффициентами, например, умножим обе части уравнения на 2. Получим: 7х+9у=106.

НОД(7, 9)=1, уравнение имеет целые решения.

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Так как t – принимает целые значения, то системе неравенств удовлетворяют значения t =-47 и t =-46. Получим решение диофантова уравнения в натуральных числах:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Таким образом, для одного рейса можно взять:

А) 1 машину вместимостью 3,5 т и 11 машин вместимостью 4,5 т;

В) 10 машин вместимостью 3,5 т и 4 машины вместимостью 4,5 т.

Полезно обратить внимание на то, какой из возможных вариантов будет наиболее эффективным для работы предприятия с экономической точки зрения (экономия бензина, экономия средств на оплату труда водителям и т.д.) .

Задача №11 . Школа получила 1 млн. руб. на приобретение 100 единиц учебного оборудования (на всю сумму без сдачи). Администрации школы предложили, оборудование стоимостью 3000, 8000 и 12000 руб. за единицу. Сколькими способами школа может закупить это оборудование. Укажите один из способов.

В ходе обсуждения идеи решения данной задачи, необходимо выяснить: что дано, что неизвестно в условии, как связаны между собой данные и искомые. Затем переходить к составлению математической модели задачи.

1 ) составление системы уравнений .

Пусть приобретено x единиц оборудования по 12000 руб., y единиц оборудования по 8000 руб., z единиц оборудования по
3000 руб.

Всего приобретено 100 единиц оборудования, т.е. x + y + z = 100 , причем на приобретение 100 единиц оборудования затрачено 1 млн. руб., т.е.

12000 x + 8000 y + 3000 z = 1 000 000,

12x + 8y + 3z = 1000 .

Таким образом, получаем систему двух уравнений с тремя неизвестными:
Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Вопрос учителя: всегда ли задача будет иметь решение? Иначе: какими
должны быть x , y , z ?

( ответ: x >0, y >0, z >0 )

2) обсуждение решения системы.

Во-первых, исключим z , путем вычитания из второго уравнения первого, умноженного на 3. Следовательно, получаем диофантово уравнение 1-ой степени с двумя неизвестными 9 x + 5 y = 700.

Во-вторых, его можно решить способом с использованием алгоритма Евклида.

3) оформление решения задачи.

Так как уже получили уравнение, которое решается известным способом, то оформление решения можно предложить выполнить учащимся дома. В результате решения получается, что приобрести оборудование библиотека может шестью способами. Укажем одно из частных решений задачи: x=65 , y=23, z=12 , т.е. школа на 1 млн. руб. может
приобрести 65 единиц оборудования по 12 тыс. руб., 23 единицы оборудования по 8 тыс. руб., 12 единиц оборудования по 3 тыс. руб.

3. Постановка домашнего задания.

В качестве домашнего задания можно преложить учащимся решить задачи № 2; №3; №5 из Приложения 1 с использованием алгоритма Евклида.

Решение диофантовых уравнений с использованием

План занятия совпадает с планом школьной лекции на указанную тему.

Понятие цепной дроби. Представление рациональных чисел в виде цепной дроби

Формулы для решения диофантовых уравнений с использованием цепной дроби

Примеры решения диофантовых уравнений с использованием цепной дроби.

Оборудование: конспект – заготовка лекции на доске и индивидуальные заготовки для каждого ученика.

Занятие № 5 по своей структуре аналогично занятию №3. В качестве примеров решения диофантовых уравнений с использованием цепной дроби, можно рассмотреть задания из Приложения 1. Заметим, что можно взять уже ранее решенные задачи и выполнить их решение новым способом.

Понятие цепной дроби. Представление рациональных чисел в виде цепной дроби

Обратимся вновь к алгоритму Евклида. Из первого равенства системы (2) вытекает, что дробь a / b можно записать в виде суммы целой части и правильной дроби: Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида. Из второго равенства той же системы имеемРешение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида. Значит, Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Продолжим этот процесс до тех пор, пока не придём к знаменателю q п

В результате мы представим обыкновенную дробь a / b в следующем виде: Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида. Эйлер назвал дробь, стоящую в правой части равенства непрерывной . Приблизительно в тоже время в Германии появился другой термин – цепная дробь . Так за этими дробями и сохранились оба названия. Ввиду громоздкости развёрнутой записи цепной дроби применяют компактную запись

a / b = [ q 0 ; q 1 , q 2 , …, q п ] .

Представить рациональное число Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидав виде цепной дроби.

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида.

Очевидно, что любое рациональное число, и только оно записывается в виде конечной цепной дроби. Иррациональным числам соответствуют бесконечные цепные дроби.

Если при построении цепной дроби остановиться на знаменателе q k , то получиться дробь [ q 0 ; q 1 , q 2 , …, q к ] , которую называют к-й подходящей дробью для искомой и обозначают Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидаНайдем вид некоторых подходящих дробей:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Для рационального числа a / b последовательность подходящих дробей конечна, и ее последний элемент Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидаНетрудно заметить, что имеют место следующие рекуррентные соотношения:

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида(4)

Формулы для решения диофантовых уравнений с использованием цепной дроби

Вернемся к уравнению: ax + by = c (1). Напомним, что в нем a и b взаимно просты. Решение этого уравнения «способом цепной дроби» завершается применением готовых формул (доказательство которых можно найти в специальных пособиях), представляющих общее решение данного уравнения

Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида(5)

Видео:Линейные диофантовы уравненияСкачать

Линейные диофантовы уравнения

Наибольший общий делитель. Наименьшее кратное. Расширенный алгоритм Евклида. Диофантовы уравнения. Обработка строк.

1. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Методы вычисления, свойства.

2. Расширенный алгоритм Евклида. Описание алгоритма. Примеры.

3. Диофантовы уравнения. Решение уравнения ax + by = c в целых неотрицательных числах. Теорема о существовании решения.

4. Обработка строк. Библиотека . Длина строки. Конкатенация и копирование строк. Ввод-вывод строк при помощи функций gets и puts .

Видео:Расширенный алгоритм евклидаСкачать

Расширенный алгоритм евклида

http://acm.uva.es/problemset: 10104 (Задача Евклида), 10407 (Простое деление), 10548 (Найти правильный размен), 10673 (Игра с округлением вниз и вверх), 10717 (Монетный завод).

1. НАИБОЛЬШИЙ ОБЩИЙ ДЕЛИТЕЛЬ. НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ

Определение 1.1. Наибольшим общим делителем (далее НОД) двух целых чисел a и b, одновременно не равных нулю, называется такое наибольшее целое число d, на которое a и b делятся без остатка. Этот факт обозначается так: d = НОД(a, b). Если оба числа равны нулю, то положим НОД(0, 0) = 0.

Исходя из определения, имеют место следующие равенства:

Определение 1.2. Наименьшим общим кратным (далее НОК) двух целых чисел a и b называется наименьшее общее положительное целое число, кратное как a так и b.

Основная теорема арифметики утверждает, что любое натуральное число можно представить в виде произведения простых чисел:

n = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Из канонического разложения следует, что

НОД (a, b) = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

НОК (a, b) = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Пример 1.1. Рассмотрим числа a = 24, b = 18. Разложим их на простые множители: 24 = 2 3 * 3, 18 = 2 * 3 2 . Следовательно

НОД(24, 18) = 2 min(3,1) * 3 min(1,2) = 2 1 * 3 1 = 6,

НОК(24, 18) = 2 max(3,1) * 3 max(1,2) = 2 3 * 3 2 = 8 * 9 = 72

Если НОД(a, b) = d, то a и b делятся на d. Следовательно их разница ab также делится на d. Имеет место следующее рекурсивное соотношение для вычисления НОД, известное как алгоритм Евклида:

НОД(a, b) = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Пример 1.2. Пусть a = 32, b = 12. Тогда

НОД(32, 12) = НОД(32 – 12, 12) = НОД(20, 12) = НОД(20 – 12, 12) = НОД(8, 12) =

НОД(8, 12 – 8) = НОД(8, 4) = НОД(8 – 4, 4) = НОД(4, 4) = НОД(4 – 4, 4) = НОД(0, 4) = 4

Приведенный метод вычисления не является оптимальным. Например, для нахождения НОД(100, 2) следует выполнить 50 операций вычитания. Для ускорения вычисления НОД операцию вычитания следует заменить операцией взятия остатка от деления:

НОД(a, b) = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Пример 1.3. Пусть a = 78, b = 14. Тогда

НОД(78, 14) = НОД(78 mod 14, 14) = НОД(8, 14) = НОД(8, 14 mod 8) = НОД(8, 6) =

НОД(8 mod 6, 6) = НОД(2, 6) = НОД(2, 6 mod 2) = НОД(2, 0) = 2

Упростим приведенную выше рекуррентность:

НОД(a, b) = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

Если a Greater Common Divisor ) вычисления НОД можно записать в виде:

int gcd(int a, int b)

return (!b) ? a : gcd(b,a % b);

Пример 1.4. Пусть a = 14, b = 78. Тогда

НОД(14, 78) = НОД(78, 14) = НОД(14, 8) = НОД(8, 6) = НОД(6, 2) = НОД(2, 0) = 2

Бинарный алгоритм вычисления НОД имеет вид:

Теорема 1.1. Между НОД и НОК двух чисел имеет место соотношение:

Функция lcm (Lowest Common Multiple) вычисления НОК имеет вид :

int lcm(int a, int b)

return a * b / gcd(a,b);

Заметим, что при вычислении выражения a * b / gcd(a, b) может возникнуть переполнение, а при a / gcd(a, b) * b нет. Здесь подразумевается, что значения a , b и lcm (a, b) лежат в границах типа int .

Упражнение 1.1. [Вальядолид, 10407]. Простое деление. При делении числа n на d получается частное q и остаток r. При этом q – максимально возможное целое, для которого qd £ n, а r = nqd. Для любого множества целых чисел <a1, …, ak> всегда существует такое d, что числа ai mod d равны.

Вход. Каждая строка является отдельным тестом и содержит последовательность чисел a1, …, ak, заканчивающуюся нулем. Последний ноль не принадлежит самой последовательности. Последовательность содержит не менее 2 и не более 1000 чисел. Не все числа в последовательности равны между собой. Признаком конца входных данных является строка с одним нулем.

Выход. Для каждой входной последовательности a1, …, ak найти максимальное d, для которого при делении ai на d будут получаться равные остатки.

Пример входа

Пример выхода

701 1059 1417 2312 0

14 23 17 32 122 0

14 -22 17 -31 -124 0

Упражнение 1.2. [Вальядолид, 10717]. Монетный завод. Канадский королевский завод производит столы, ножки которых составляют из куп монет. Каждый стол имеет четыре ножки, а каждая ножка должна состоять из разных типов монет. Например, одна ножка может состоять из четвертушек, другая – из десяток, третья – из одноцентовых, а четвертая – из двухцентовых монет. Имеется конечное количество типов монет. Количество монет каждого типа неограниченно. Известна толщина каждого типа монет. Необходимо определить максимально возможную высоту стола, не большую заданной величины и минимально возможную высоту стола, не меньшую заданной величины.

Вход. Состоит из нескольких тестов. Первая строка каждого теста содержит количество доступных номиналов монет n (4 £ n £ 50) и количество столов T (1 £ T £ 10), которое следует сделать. Следующие n строк характеризуют толщину монет. Далее идут T строк, описывающих желаемые высоты столов, которые следует сконструировать. Последний тест содержит n = T = 0 и не обрабатывается.

Выход. Для каждого теста вывести максимально возможную высоту стола, не большую желаемой и минимально возможную высоту стола, не меньшую желаемой.

Пример входа

Пример выхода

800 1200

2000 2000

2. РАСШИРЕННЫЙ АЛГОРИТМ ЕВКЛИДА

Алгоритм Евклида можно расширить для нахождения по заданным a и b таких целых x и y, что ax + by = d, где d – наибольший общий делитель a и b.

Пусть для положительных целых чисел a и b (a > b) известны g = НСД(b, a mod b), а также числа x’ и y’, для которых

Поскольку a mod b = aРешение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида* b, то

g = x’ * b + y’ * (aРешение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида* b) = y’ * a + (x’ – y’ * Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида) * b = x * a + y * b,

где обозначено x = y’, y = x’ – y’ * Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида.

Пусть gcdext(int a, int b, int *d, int *x, int *y) – функция, которая по входным числам a и b находит d = НСД(a, b) и такие x, y что d = a * x + b * y. Для поиска неизвестных x и y необходимо рекурсивно запустить функцию gcdext(b, a mod b, d, x, y) и пересчитать значения x и y по выше приведенной формуле. Рекурсия заканчивается, когда b = 0. При b = 0 НОД(a, 0) = a и a = a * 1 + 0 * 0, поэтому полагаем x = 1, y = 0.

Пример 2.1. Найдем решение уравнения 5x + 3y = 1. Вычисление НОД(5, 3) и нахождение соответствующих x, y произведем в таблице:

Из таблицы находим, что НОД(5, 3) = 5 * (-1) + 3 * 2 = 1, то есть x = -1, y = 2.

Упражнение 2.1. [Вальядолид, 10104]. Задача Евклида. Со времен Евклида известно, что для любых положительных a и b существуют такие целые x и y, что ax + by = d, где d – наибольший общий делитель a и b. По заданным a и b найти x, y, d.

Вход. Каждая строка содержит два числа a и b, разделенных пробелом (a, b £ 10 9 ).

Выход. Для каждого теста вывести три числа x, y, d, разделенных пробелом. Если существует несколько пар x и y, то вывести ту пару, для которой x £ y и выражение |x| + |y| минимально.

Пример входа

Пример выхода

-1 1 2

17 17

0 1 17

-1 2 1

Упражнение 2.2. [Вальядолид, 10673] Игра с округлением вниз и вверх.

Теорема. Для двух целых чисел x и k всегда существуют такие целые p и q, что

x = p Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида+ q Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида

По заданным x и k необходимо найти хотя бы одну такую пару p и q.

Вход. Первая строка содержит количество тестов t (1 £ t £ 1000). Каждая следующая строка содержит два положительных целых числа x и k (x, k 8 ).

Выход. Для каждого теста вывести в отдельной строке два числа: p и q. Если таких пар существует несколько, то вывести одну из них. Значения p Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидаи q Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидапомещаются в 64-битовый целый тип.

Пример входа

Пример выхода

2444 6

3. ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ

Диофантовыми уравнениями называются уравнения вида

В этой главе рассмотрим алгоритм нахождения решения линейного диофантового уравнения с двумя неизвестными: a*x + b*y = c.

Теорема 3.1. Уравнение a*x + b*y = c имеет решения в целых числах тогда и только тогда, когда c делится на НОД( a , b ).

Теорема 3.2. Если пара ( x 0, y 0) является решением уравнения ax + by = c , то все множество его решений ( x , y ) описывается формулой :

Для нахождения хотя бы одного решения ( x 0, y 0) уравнения ax + by = c следует найти решение ( x ’, y ’ ) уравнения ax + by = d ( d – наибольший общий делитель чисел a и b ) при помощи расширенного алгоритма Евклида, после чего умножить полученное решение на k = c / d . То есть

Пример 3.1. Найти множество решений уравнения 5* x + 3* y = 7.

1. Уравнение имеет решения, так как d = НОД(5, 3) = 1, 7 делится на 1.

2. Находим решение уравнения 5* x ’ + 3* y ’ = 1 при помощи расширенного алгоритма Евклида (пример 1.2.1): ( x ’, y ’) = (-1, 2).

3. Находим решение ( x 0, y 0) исходного диофантового уравнения:

Согласно теореме 1.3.2. множество решений диофантового уравнения имеет вид:

Упражнение 3.1. [Вальядолид, 10548]. Найти правильный размен. В древние времена люди вместо денег обменивались товарами. В наличии имеются два типа товаров: A и B. Покупатель желает приобрести товар на сумму c > 0. Стоимости товаров A и B соответственно равны a и b. Если одно из значений a или b отрицательно, то продавец может этим товаром давать сдачу. Одновременно отрицательными a и b быть не могут. Сколькими способами покупатель может приобрести товар на сумму c, если это возможно?

Вход. Первая строка содержит количество тестов n (0 1 001). Каждая следующая строка содержит три числа a, b и c (0 31 ).

Выход. Для каждого теста вывести количество комбинаций, которыми покупатель может приобрести товар ровно на сумму c. Если приобрести товар невозможно, то вывести сообщение “Impossible”. Если число комбинаций бесконечно, то вывести “Infinitely many solutions”.

Пример входа

Пример выхода

2 3 15

Infinitely many solutions

2 –3 5

Impossible

10 36 7

4. ОБРАБОТКА СТРОК

В этом разделе мы не будем касаться класса string, а рассмотрим, как обрабатывались строки на языке Си до появления стандартной библиотеки шаблонов.

Строки представляются в памяти компьютера как массив элементов char. Первый символ строки доступен как нулевой элемент массива, второй символ – как первый и так далее. В конце строки всегда стоит символ ‘’ (нуль-символ). То есть строки в Си завершаются нулем. Такой подход позволяет снять ограничения с длины строк. Строка может быть такой длины, какой позволяет память для ее хранения. Символ ‘’ не видим в строковом выражении, но он добавляется как последний элемент при запоминании строки. Так, строка “ABC” содержит 4 символа, а не три.

Пример 4.1. Объявим две строки s и t. Строку t проинициализируем данными.

char s[10],t[10] = «This»;

Для вывода строк при помощи функции printf пользуются форматом “%s”:

Вывести строку можно и при помощи цикла посимвольно:

Цикл продолжается до тех пор, пока очередной выводимый символ не будет иметь ASCII код, равный 0.

Для работы со строками существует набор функций, объявленный в библиотеке . Рассмотрим некоторые из них.

функция

описание функции

size_t strlen(const char *string)

длина строки

char *strcpy(char *s1, const char *s2)

Копирует строку s2, включая символ ‘’, в область памяти, начинающейся с адреса s1 . Возвращает s1 .

char *strcat(char *s1, const char *s2)

Конкатенация строк s1 и s2 . Строка s2 дописывается в конец s1.

Пример 4.2. Объявим строку s и найдем ее длину.

printf(«Length of %s is %dn»,s,strlen(s));

Пример 4.3. Создадим строку t, состоящую из 10 копий “abc”.

Следующие функции позволяют читать и выводить строки из и на консоль.

функция

описание функции

char *gets(char *s)

чтение строки в символьный массив s

int puts(const char *s)

вывод строки на консоль

Пример 4.4. Прочитать текст и вывести его на консоль. Длина каждой строки не более 100.

УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение 1.1. [Вальядолид, 10407]. Простое деление. Из условия задачи следует, что

int gcd(int a, int b)

return (!b) ? a : gcd(b, a % b);

res = abs(a-b); a = b;

Видео:30 Алгоритм ЕвклидаСкачать

30  Алгоритм Евклида

Упражнение 1.2. [Вальядолид, 10717]. Монетный завод. Если a, b, c, d – толщины четырех типов монет, то минимально возможная высота стола, который можно сделать, равна h = НОК(a, b, c, d). Обозначим через low максимально возможную высоту стола, не большую желаемой величины Height. Тогда low должно делиться на h и быть максимально возможным значением, не большим Height. Отсюда

low = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида* h

Если вычисленное low равно Height (что возможно в случае когда Height делится на h без остатка), то минимально возможная высота стола more, не меньшая Height, также равна Height. Иначе она равна low + h.

Остается перебрать все возможные четверки толщин номиналов монет и вычислить максимум среди всевозможных low и минимум среди всевозможных more.

Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать

Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числах

Пример. Рассмотрим набор монет из первого теста, желаемая высота стола равна 1000. Имея 4 монеты с толщинами 50, 100, 200, 400 можно конструировать столы, высоты которых кратны НОК(50, 100, 200, 400) = 400. Искомые высоты столов, которые можно сделать, соответственно равны 800 и 1200.

Реализация. Входные тесты подобраны так, что при решении задачи следует работать с типом unsigned (32 — битовое целое, положительное). Объявим все переменные типа unsigned.

unsigned gcd(unsigned a,unsigned b)

return !a ? b : gcd(b%a,a);

Для каждой прочитанной желаемой высоты стола Height проводим выше описанный алгоритм. Обозначим через Less максимум среди всевозможных low, а через Greater – минимум среди всевозможных more. Проинициализируем их.

Перебираем все возможные четверки номиналов монет x1

Вычисляем НОК толщин монет g = НОК (coins[x1], coins[x2], coins[x3], coins[x4]).

g = coins[x1] * coins[x2] / gcd(coins[x1],coins[x2]);

g = g * coins[x3] / gcd(g,coins[x3]);

g = g * coins[x4] / gcd(g,coins[x4]);

Для каждой четверки номиналов пересчитываем значения Less и Greater.

low = Height / g * g;

if (low > Less) Less = low;

if (low != Height) low += g;

Упражнение 2.1. [Вальядолид, 10104]. Задача Евклида. Описание алгоритма приведено в разделе 2.

Реализация. Для решения задачи достаточно прочитать входные данные, вызвать функцию gcdext и напечатать результат.

void gcdext(int a,int b, int *d, int *x, int *y)

while(scanf(«%d %d»,&a,&b) == 2)

Упражнение 2.2. [Вальядолид, 10673]. Игра с округлением вниз и вверх. Если x нацело делится на k, то Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= x / k. Выбрав p = 0, q = k, получим: 0 * (x / k) + k * (x / k) = x. Пусть x не делится на k. Если n = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида, то m = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= n + 1. Поскольку НОД(n , m) = НОД(n , n + 1) = 1, то исходя из расширенного алгоритма Евклида, существуют такие целые t и u, что 1 = tn + um. Помножив равенство на x, получим x = xtn + xum, откуда p = xt, q = xu.

Видео:Полезные мелочи | алгоритм Евклида | диофантовы уравнения | примеры | 1Скачать

Полезные мелочи | алгоритм Евклида | диофантовы уравнения | примеры | 1

Пример. Для первого теста имеет место соотношение: 5 = 1 * Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида+ 1 * Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= 1*2 + 1*3.

Реализация. При вычислении используем 64-битовый целый тип long long. Функция gcdext выглядет так же, как и в задаче Вальядолид, 10548.

typedef long long i64;

void gcdext(i64 a,i64 b, i64 *d, i64 *x, i64 *y)

Если k = 0, то устанавливаем p = 0, q = k.

Иначе вычисляем n = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидаи m = Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида, запуская расширенный алгоритм Евклида. Он находит такие t и u, что 1 = tn + um. Далее находим p = xt, q = xu и выводим результат.

n = (int)floor(1.0*x/k); m = (int)ceil(1.0*x/k);

Упражнение 3.1. [Вальядолид, 10548]. Найти правильный размен. Если покупатель получит x штук товара A и y штук товара B, заплатив при этом сумму c, то получим уравнение ax + by = c. Уравнение имеет решения тогда и только тогда, когда c делится на НОД(a, b).

Если одно из значений a или b отрицательно, то уравнение ax + by = c имеет бесконечно много решений. Действительно, если (x0, y0) – решение, то пара (x0 + kb, y0ka) будет также решением для любого целого отрицательного k, для которого y0ka ³ 0 (если b ³ 0 (если a ³ 0, y0ka ³ 0. Откуда имеем следующие ограничения: k ³ Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида, k £ Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида. Количество решений уравнения ax + by = c, для которых x ³ 0, y ³ 0, равно Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклидаРешение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида+ 1.

Пример. Рассмотрим первый тест, где следует найти количество решений уравнения 2x + 3y = 15 в целых числах. Числа 2 и 3 взаимно простые, находим x’и y’, для которых 2x’ + 3y’ = 1. Из расширенного алгоритма Евклида имеем: x’ = -1, y’ = 1. Помножив их на 17, получим x0 = 17x’ = -17, y0 = 17y’ = 17. Имея одно решение (x0, y0) = (-17, 17), можно описать множество всех решений исходного уравнения согласно выше приведенной лемме: x = -17 + 3k, y = 17 – 2k. Оба значения должны быть неотрицательными, следовательно -17 + 3k ³ 0, y = 17 – 2k ³ 0. Или то же самое что 3k ³ 17, 17 ³ 2k. Откуда k ³ Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= 6, k £ Решение диофантового уравнения расширенным алгоритмом евклида= 8. Объединяя ограничения на k, получим: 6 £ k £ 8. То есть существует 3 варианта размена.

Для второго теста имеем уравнение 2x – 3y = 5. Одним из его решений будет x0 = 1, y0 = -1. Все множество решений описывается формулой: x = 1 – 3k, y = -1 – 2k. Для всех отрицательных k значения x и y будут положительными, и удовлетворять условию задачи.

Для третьего теста решений не существует, так как для любых натуральных x и y значение 10x + 36y всегда четно и не может равняться 7.

Реализация. При вычислении используем 64-битовый целый тип long long. Для простоты использования переопределим тип long long на i64.

🎬 Видео

Расширенный алгоритм Евклида.Скачать

Расширенный алгоритм Евклида.

Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Математика. Натуральные числа: Алгоритм Евклида. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Математика. Натуральные числа: Алгоритм Евклида. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

// Математические основы криптографии #3 // Расширенный алгоритм Евклида //Скачать

// Математические основы криптографии #3 // Расширенный алгоритм Евклида //

04 - Расширенный алгоритм ЕвклидаСкачать

04 - Расширенный алгоритм Евклида

Решение диофантовых уравненийСкачать

Решение диофантовых уравнений

Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6Скачать

Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6

Занятие 14 Расширенный алгоритм Евклида Решето ЭратосфенаСкачать

Занятие 14  Расширенный алгоритм Евклида  Решето Эратосфена

Алгоритм ЭвклидаСкачать

Алгоритм Эвклида

#37. Алгоритм Евклида для нахождения НОД | Python для начинающихСкачать

#37. Алгоритм Евклида для нахождения НОД | Python для начинающих

нод многочленовСкачать

нод многочленов

А Зухба, Теория групп, Видео 19: Расширенный алгоритм Евклида.Скачать

А Зухба, Теория групп, Видео 19: Расширенный алгоритм Евклида.

Диофантовы уравнения с двумя неизвестнымиСкачать

Диофантовы уравнения с двумя неизвестными

Полезные мелочи | алгоритм Евклида | диофантовы уравнения и коэффициенты БезуСкачать

Полезные мелочи | алгоритм Евклида | диофантовы уравнения и коэффициенты Безу
Поделиться или сохранить к себе: