Разделы: Математика
Уравнения занимают значительное место в курсе математики средней школы. Остановимся лишь на алгебраических уравнениях, которые разобьем на три группы:
- полиномиальные уравнения вида Pn(x) = 0, где Pn(x) — многочлен n-й степени относительно x;
- дробно-рациональные уравнения, т.е. содержащие в качестве двух компонент частные двух многочленов;
- иррациональные уравнения.
Для ряда приемов даны небольшие теоретические обоснования. Приведено 30 приемов, иллюстрированных более чем 36 примерами. Не надо думать, что приведенный в конкретном примере прием является наиболее рациональным для решения данного примера. Просто надо принять к сведению существование такого подхода к решению уравнений.
Одни и те же подходы (применение тригонометрии, использование однородности, разложение на множители и др.) находят применение не только при решении рациональных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений, но и при решении трансцендентных уравнений, неравенств, систем.
При написании использовалась литература:
- Рывкин А. А. «Справочник по математике» – М.: Высшая школа, 1987.
- Цыпкин А. Г. «Справочник по методам решения задач по математике» – М.: Наука, 1989.
- Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике – М.: Просвещение, 1989.
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы / Под ред. Сканави М. И. – Мн.: Вышэйшая школы, 1990.
В этих пособиях можно найти достаточное количество нужных уравнений, конечно, не пренебрегая другими источниками.
1. Докажем теорему: Если уравнение anx n + an–1x n–1 + … + a1x + a0 = 0 (*) с целыми коэффициентами имеет рациональный корень, где p и q взаимно просты, то a0 делится на p, а an делится на q.
Доказательство: Заменим в (*) x на , получим верное числовое равенство умножим обе части равенства на q n :
Правая часть делится на q, значит, и левая должна делиться на q, но т.к. p и q взаимно просты, то p n не делится на q, но тогда an должно делиться на q, иначе левая часть не будет кратна q.
Правая часть кратна p, значит, и левая кратна p, но q n взаимно просты с p, значит a0 кратно p. Теорема доказана.
Доказательство: Делимое равно делителю, умноженному на частное, плюс остаток. Так как делитель — многочлен первой степени, то остаток будет многочленом, степень которого меньше степени делителя, значит, остаток – const. Частное будет многочленом степени n – 1. Тогда
При x = a это равенство имеет вид
из которого следует P(a) = R. Теорема доказана.
Следствие: Если x = a — корень многочлена, то многочлен делится на x – a без остатка.
Доказательство: При x = a равенство (***) примет вид 0 = 0 + R, из которого следует, что R = 0. А так как остаток от деления равен нулю, то утверждение доказано.
Пример 1. Решить уравнение 30x 4 + x 3 – 30x 2 + 3x + 4 = 0.
Составим различные несократимые дроби, числители которых — делители свободного члена, т.е. 4, а знаменатели — делители старшего коэффициента, т.е. 30.




В левом столбике в знаменателях участвуют все делители числа 30. Видно, что – 1 — корень многочлена. По следствию из теоремы Безу делим многочлен на x + 1
Для поиска корней многочлена 30x 3 – 29x 2 – x + 4 воспользуемся таблицей дробей. При 


2. При решении алгебраических уравнений может быть полезен метод неопределенных коэффициентов.
Пример 2. Решить уравнение x 4 + 2x 3 – 16x 2 + 11x – 2 = 0.
Пусть многочлен представим в виде произведения
где a , b , g , a, b, c коэффициенты, которые желательно подобрать так, чтобы после раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых получился исходный многочлен. Раскроем скобки, полагая, что a = a = 1.
Положим c = 1, g = – 2 или c = 2, g = – 1 (подбираем коэффициенты).
b = – 3, тогда b = 5.
Убедимся, что b = 5, g = – 2, b = – 3, c = 1. Такой набор удовлетворяет всем четырем уравнениям, поэтому можем записать
Решив квадратные уравнения, получим корни исходного уравнения.
Ответ:
3. Решение возвратных уравнений
После почленного деления на x k , они решаются подстановкой
Пример 3. Решить уравнение 2x 4 – 3x 3 – 7x 2 –15x + 50 = 0.
Разделим на x 2 , получим
Уравнение примет вид:
Если l = 1, то уравнение вида ax 2k + bx 2k–1 + cx 2k–2 + dx 2k–3 + … + dx 3 + cx 2 + bx + a = 0 называется возвратным (или симметрическим) уравнением степени 2k первого рода.
Пример 4. Решить уравнение 5x 4 + 3x 3 – 16x 2 + 3x + 5 = 0.
Разделим почленно на x 2 . Имеем 
Ответ:
Если l = – 1, то получим уравнение вида
ax 2k + bx 2k–1 + cx 2k–2 + dx 2k–3 + … + dx 3 + cx 2 – bx + a = 0, которое называется возвратным (или симметрическим) уравнением степени 2k второго рода. Решается подстановкой
Пример 5. Решить уравнение 8x 4 – 42x 3 + 29x 2 + 42x + 8 = 0.
Ответ:
Возвратное уравнение нечетной степени имеет корень – 1. Это объясняется тем, что уравнение имеет четное число членов, которые при замене x на – 1 попарно уничтожаются. Поэтому в начале делят многочлен на x + 1, а частное приведет к возвратному уравнению четной степени, решение которого уже рассмотрено.
Пример 6. Решить уравнение 24x 5 + 74x 4 – 123x 3 – 123x 2 + 74x + 24 = 0.
Имеем возвратное уравнение 5-й степени. Один из его корней – 1. После деления на x + 1, получим
24x 4 + 50x 3 – 173x 2 + 50x + 24 = 0
Ответ:
если 
По биному Ньютона
Замечание 2. Определить по внешнему виду, что уравнение является возвратным не всегда просто, особенно, если 
- Алгебраические уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения
- Делимость многочлена
- Общий вид алгебраического уравнения
- Некоторые свойства алгебраического уравнения
- Методы решения целых алгебраических уравнений
- Разложение на множители
- Подбор корня с последующим понижением степени уравнения
- Метод поиска рациональных корней у многочленов с целыми коэффициентами
- Метод неопределённых коэффициентов
- Метод умножения на функцию
- Понятие алгебраического и трансцендентного уравнения и методов их приближенного решения
- Алгебраические уравнения и их геометрическое истолкование
- Уравнение с одной буквой (неизвестным)
- Уравнение с двумя буквами (переменными)
- Линейное уравнение с двумя переменными
- Нелинейные уравнения с двумя переменными
- Алгебраические уравнения и алгоритм их решения
- Общая теория уравнений
- Область допустимых значений
- Уравнения
- Совокупности уравнений
- Преобразования уравнений
- Теоремы о равносильности уравнений
- Уравнения с одним неизвестным
- Метод разложения на множители
- Метод введения нового неизвестного
- Биквадратные уравнения
- Возвратные уравнения 3-й и 4-й степеней
- «Уравнение. Решение уравнений способом подбора»
- 1. Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации http://www.studfiles.ru/preview/5836977/page:3/
- 2. Мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино https://xmusik.me/s/25208198-Troe_iz_Prostokvashino_-_Glavnaya_tema/
- 3. Загадка http://zagadochki.ru/zagadka-v-prostokvashino-zhivyot.html
- 4. Песня «Кабы не было зимы» https://zaycev.online/tracks/кабы-не-было-зимы-из-простоквашино
- 5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе https://infourok.ru/prezentaciya-peredovogo-pedagogicheskogo-opita-uchitelya-1369812.html
- 6. Задания в ходе урока выбраны из учебника Математика 2 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова (2014 год) Часть 1
- 🌟 Видео
Видео:МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать

Алгебраические уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения
Алгебраическое уравнение — это уравнение вида. где. — многочлен от переменных. , которые называются неизвестными.
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Делимость многочлена
Делимость многочлена, целого относительно х, на разность x— а.
Теорема Безу:
Многочлен, целый относительно х: 
при делении на разность х — а (где а есть произвольное число, положительное или отрицательное) даёт остаток
равный тому значению делимого, которое оно получает при х=а.
Доказательство:
Из процесса деления многочлена, расположенного по убывающим степеням буквы х, видно, что деление такого многочлена на х — а можно продолжать до тех пор, пока высший член остатка R не будет содержать в себе буквы х. Пусть при этом частное будет некоторый многочлен Q. Тогда мы можем написать равенство:
M=(x- a)Q+R.
Равенство это есть тождество, т. е. оно верно при всевозможных значениях буквы х, а потому оно должно быть верно и при х-а. Но при x=а оно даёт
M’ = (α — α) Q’ + R
если буквами М‘ и Q‘ обозначим те значения M и Q, которые эти многочлены принимают при х=а (остаток R, как не содержащий вовсе x, не изменится от подстановки а на место х). Так как a — α=0, то и произведение (а — a) Q‘ равно 0; значит, последнее равенство даёт M‘= R, т. е.
что и требовалось доказать.
Следствие:
Так как x+α=x— (—а), то, применяя доказанную теорему к сумме х+а, найдём:
многочлен
при делении на сумму x+α даёт в остатке число, равное
т. е. число, равное тому значению делимого, которое оно получает при x= —а.
Примеры:
1) Многочлен x⁵—3x²+5x—1 при делении на х—2 даёт остаток, равный
2⁵-3 ∙ 2²+5 ∙ 2—1=29.
2) Многочлен x⁵—3x²+5x—1 при делении на x+2 даёт остаток
(-2)⁵-3 (- 2)²+5 (-2)—1=-55.
Следствие:
Для того чтобы многочлен
делился на разность х—а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль.
Это необходимо, так как если указанный многочлен делится на x—а, то остаток от деления должен быть нуль, а этот остаток, по доказанному выше, есть то значение делимого, которое оно принимает при x=а. Это и достаточно, так как если многочлен обращается в нуль при x=a, то это значит, что остаток от деления этого многочлена на х—а равен нулю.
Следствие:
Для того чтобы многочлен
делился на сумму х+а, необходимо и достаточно, чтобы при х = —а он обращался в нуль, так как сумма х+а есть разность x—(— а).
Примеры:
1) Многочлен x³-4x²+9 делится на х—3, потому что
З³ — 4∙3²+9=0.
2) Многочлен 2x²+x-45 делится на x+5, так как
2 (-5)²+(-5)—45=0.
Делимость двучлена 



2) Сумма одинаковых степеней двух чисел не делится на разность этих чисел, так как 

3) Разность одинаковых чётных степеней двух чисел делится, а нечётных не делится на сумму этих чисел, так как при делении разности 


4) Сумма одинаковых нечётных степеней двух чисел делится, а чётных не делится на сумму этих чисел, так как. при делении суммы 


Примеры:
1) x¹+α¹ делится на x+α, но не делится на х—а.
2) x²- α² делится и на х—а, и на x+a.
3) x²+α² не делится ни на х—а, ни на x+a.
4) x³- α³ делится на х—а, но не делится на x+α.
5) x³+α³ делится на x+a, но не делится на х—а.
Частные, получаемые при делении 


(остатки при этом делении идут в такой последовательности: 1-й остаток 



Очевидно, что многочлен, получившийся в частном, содержит m членов; сумма показателей в каждом члене при а и х одна и та же, именно: m—1; показатели х идут, уменьшаясь на 1,от m—1 до 0, показатели же а идут, увеличиваясь на 1, от 0 до m—1; коэффициенты у всех членов равны 1; знаки все +; число членов в частном m.
Заметив это, можем прямо писать:
x³- α³=(x-a) (x²+αx+α²);
x⁴- α⁴=(x-α) (x³+αx²+α²x+ α³);
x⁵ — α⁵=(x-a) (x⁴+αx3+α²x²+α³x+α⁴) и т. п.
Чтобы получить частное от деления 

x³+α³=(x+α) (x²-αx+α²);
x⁴—α⁴=(x+α) (х³-αx²+α²x-α³);
x⁵+a⁵=(x+α) (х⁴ — αx³+α²x² — a³x+a⁴) и т.п.
Видео:Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Общий вид алгебраического уравнения
Мы ранее видели, что уравнение, содержащее неизвестное в знаменателях, может быть приведено к целому виду. Далее мы знаем, что уравнение, содержащее неизвестное под знаком радикала, может быть приведено к рациональному виду. Вследствие этого можем сказать, что всякое уравнение, в котором неизвестное связано с данными числами посредством конечного числа шести алгебраических действий (сложения, вычитания, умножения, деления, возвышения в степень и извлечения корня), может быть приведено к такому целому и рациональному виду:
где коэффициенты А, В, С, … , K и L суть постоянные вещественные или комплексные числа, а m есть показатель степени уравнения. Некоторые коэффициенты, кроме первого, в частных случаях могут равняться нулю.
Уравнение такого вида называется алгебраическим. Алгебраические уравнения степени выше второй называются уравнениями высших степеней.
Видео:КАК РЕШАТЬ КУБИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | Разбираем на конкретном примереСкачать

Некоторые свойства алгебраического уравнения
Уравнения высших степеней составляют предмет высшей алгебры. Элементарная же рассматривает только некоторые частные виды этих уравнений.
Высшая алгебра устанавливает следующую важную теорему:
Всякое алгебраическое уравнение имеет вещественный или комплексный корень (теорема Гаусса 2), 1799 г.).
Допустив эту истину (доказательство которой в элементарной алгебре было бы затруднительно), нетрудно показать, что:
Алгебраическое уравнение имеет столько корней, вещественных или комплексных, сколько единиц в показателе его степени.
Действительно, согласно теореме Гаусса, уравнение

имеет вещественный или комплексный корень; пусть этот корень будет а. Тогда многочлен, стоящий в левой части уравнения (1), должен делиться на х—а. Если произвести это деление, то в частном получим многочлен степени m—1, у которого первый коэффициент будет А. Обозначив другие его коэффициенты соответственно буквами B₁, C₁ ,…, K₁ и приняв во внимание, что делимое равно делителю, умноженному на частное, можем представить уравнение (1) так:

Приравняв нулю многочлен, стоящий во вторых скобках, получим новое уравнение, которое по той же теореме должно иметь некоторый корень β; вследствие этого левая его часть может быть разложена на два множителя: х—β и многочлен степени m—2, у которого первый коэффициент по-прежнему будет А. Поэтому уравнение (1) можно переписать так:

Продолжая эти рассуждения далее, дойдём, наконец, до того, что многочлен, заключённый в последних скобках, будет второй степени, причём первый его коэффициент останется А. Разложив этот трёхчлен на множители, приведём уравнение (1) к виду:
A(x- а) (х—β) (х— γ) . .. (х—λ)=0, (4)
где всех разностей: x-a, х- β,…, будет m. Очевидно, что уравнение (4) обращается в тождество при каждом из значений: x=α, x=β, x=γ, . x=λ и не удовлетворяется никакими иными значениями x (если A≠0); значит, уравнение (1) имеет m корней: a, β, γ ,…, λ. В частных случаях некоторые корни могут оказаться одинаковыми.
Полезно заметить ещё следующие истины, доказываемые в высшей алгебре.
Сумма корней всякого алгебраического уравнения 
равна 

Если алгебраическое уравнение с вещественными коэффициентами имеет комплексные корни, то число этих корней — чётное (примером может служить биквадратное уравнение).
Если алгебраическое уравнение с вещественными коэффициентами имеет n корней вида p+qi, оно имеет ещё n корней вида p—qi (примером может служить биквадратное уравнение, комплексные корни которого всегда сопряжённые), и так как
[х—(p+qi)][x-(р— qi)]=[(x-p)- qi] (x-p)+qi] =
=(х—р)²—q²i²=(x-p)²+q²=x²-2 +(p²+q²),
то левая часть уравнения содержит в этом случае n вещественных множителей вида ax²+bx+c.
Алгебраическое уравнение нечётной степени с вещественными коэффициентами имеет, по крайней мере, один вещественный корень.
Уравнения с произвольными буквенными коэффициентами степени не выше четвёртой разрешены алгебраически, т. е. для корней этих уравнений найдены общие формулы, составленные из коэффициентов уравнения посредством алгебраических действий.
В этом смысле уравнения с произвольными коэффициентами степени выше четвёртой не могут быть разрешены алгебраически (теорема Абеля); однако, если коэффициенты уравнения какой угодно степени выражены числами, всегда есть возможность вычислить с желаемой степенью приближения все его корни как вещественные, так и мнимые. Способы такого вычисления излагаются в высшей алгебре.
Видео:Решение уравнений методом подбора. Математика 3 класс.Скачать

Методы решения целых алгебраических уравнений
Разложение на множители
Часть целых алгебраических уравнений 
Если разложение на множители удалось выполнить, то решение алгебраического уравнения сводится к решению совокупности нескольких уравнений, но более низкой степени. Неравенство после разложения на множители можно решать методом интервалов.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Из 1-го уравнения находим корни 
Пример:
Найти все положительные корни уравнения
Решение:
Покажем, что второе уравнение в совокупности не имеет положительных решений. Действительно, рассмотрим функцию 


Ответ:
Подбор корня с последующим понижением степени уравнения
При решении алгебраических уравнений и неравенств степени выше второй можно использовать общий принцип последовательного понижения степени уравнения (неравенства).
Пусть требуется решить уравнение n -й степени
где 




Пример:
Решить уравнение
Решение:
Заметим, что x = 2 является корнем данного уравнения. Найдём другие корни этого уравнения:
Решая уравнение 
Эта ссылка возможно вам будет полезна:
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Легко заметить, проанализировав структуру уравнения, что числа x = 0 и x = -10 являются решениями данного уравнения. С другой стороны, ясно, что это квадратное уравнение, а поэтому может иметь не более двух корней. Так как два корня уравнения уже подобраны, то других корней нет.
В некоторых случаях, для того чтобы не подбирать корень «вслепую», можно воспользоваться следующим методом.
Метод поиска рациональных корней у многочленов с целыми коэффициентами
Для решения такого рода уравнений и неравенств используется метод, в основе которого лежит Теорема 9 из предыдущего пункта. Рассмотрим подробнее суть этого метода. Пусть требуется найти рациональные корни уравнения n -й степени
причём все коэффициенты 











Пример:
При каких натуральных n уравнение 
Решение:
Воспользуемся приведённым выше методом. Свободный член имеет два целочисленных делителя: ± 1, а старший коэффициент — два натуральных делителя: 1,2. Поэтому рациональные корни следует искать среди чисел 
Ответ:
Метод неопределённых коэффициентов
Иногда для решения целых алгебраических уравнений (неравенств) с одной или несколькими неизвестными используют метод неопределённых коэффициентов. Пусть, например, решается уравнение
Суть метода состоит в том, что многочлен 







когда равны коэффициенты при одинаковых степенях переменной x, то, приравнивая эти коэффициенты, получают систему уравнений относительно неизвестных коэффициентов. Эту систему решают (или подбирают любое решение). Найденные таким способом коэффи-циенты 
Рассмотрим применение этого метода на примере решения кубического уравнения. Допустим, требуется решить уравнение
Известно, что многочлен третьей степени всегда можно представить в виде произведения многочленов первой и второй степеней. Таким образом, сразу для всех действительных значений переменной x должно выполняться равенство
где числа а,b,c являются в данном случае искомыми неопределён-ными коэффициентами. Найдём их значения. После этого останется подставить их в правую часть (1) и, приравняв её к нулю, решить уравнение 

Чтобы найти коэффициенты а,b,c, раскроем скобки в правой части тождества (1) и приведём образовавшийся при этом многочлен к стандартному виду
Многочлены третьей степени тождественно равны тогда и только тогда, когда равны коэффициенты при одинаковых степенях x . Приравнивая коэффициенты при 

решая которую (можно даже просто подобрать любое решение этой системы) находим коэффициенты.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Воспользуемся для решения методом неопределённых коэффициентов. Будем искать разложение многочлена, стоящего в левой части уравнения, в виде
Раскрыв скобки, приведём многочлен в правой части к стандартному виду
Приравнивая коэффициенты слева и справа при 

Найдя подбором решение 

Пример:
При каких значениях а все корни уравнения 
Решение:
Чтобы первое из уравнений имело корни, необходимо, чтобы его дискриминант был неотрицателен, т.е.
Далее, второй многочлен в силу теоремы Безу должен делиться нацело на первый многочлен. Иными словами, должно найтись такое b , что при всех действительных x справедливо тождество
Для нахождения неопределённых коэффициентов (в данном случае в их роли выступают а и b ) воспользуемся известным фактом, что два кубических многочлена, стоящие по разные стороны от знака равенства, тождественно равны тогда и только тогда, когда равны коэффициенты при одинаковых степенях переменной x . Приравнивая эти коэффициенты, получаем систему уравнений
Метод умножения на функцию
Иногда, применяя приём умножения обеих частей уравнения (неравенства) на некоторую функцию, удаётся упростить уравнение (неравенство).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Заметим, что x = — 1 (и вообще никакое отрицательное число) не является корнем данного уравнения. Домножим обе части данного уравнения на выражение (х +1). Получаем уравнение-следствие
множество решений которого состоит из всех решений исходного уравнения и числа x = -1. Это число является посторонним корнем, возникшем как раз в результате умножения уравнения на функцию, имеющую действительный нуль. Применяя известную формулу сокращенного умножения, получаем существенно более простое уравнение 
Ответ: уравнение не имеет решений.
Рассмотрим некоторые виды целых алгебраических уравнений, решаемые в основном при помощи специально подобранных подстановок.
Понятие алгебраического и трансцендентного уравнения и методов их приближенного решения
Введем понятия алгебраического и трансцендентного уравнения.
Алгебраическое уравнение — уравнение, в котором переменная 
Примерами алгебраических уравнений могут служить уравнения вида: 

Уравнение, содержащее неизвестную переменную под знаком логарифма, тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций или в показателе степени некоторого числа, называется трансцендентным.
Примерами трансцендентных уравнений могут служить уравнения вида:
Решить предложенное уравнение — значит найти все значения переменной 
Из курса алгебры нам известны методы и приемы решения некоторых видов алгебраических и трансцендентных уравнений: например, квадратных уравнений; уравнений, решаемых методом группировки и вынесения за скобки общего множителя. Но даже решение несложного кубического уравнения вызовет у нас определенные сложности. Если нс удастся решить заданное уравнение привычными способами, существуют методы приближенного решения уравнений, состоящие из двух этапов:
1. отделение корней;
2. уточнение корней до заданной степени точности с помощью одного из следующих методов:
Этап отделения корней необходим для того, чтобы определить, какому промежутку принадлежат корни уравнения. На этом этапе обычно используется графический способ.
Пример:
Определить промежуток, которому принадлежат корни уравнения 
Решение:
Преобразуем данное уравнение к виду: 
Построим графики функций 



По рисунку видим, что графики функций 






Ответ: 
Эта лекция взята с главной страницы на которой находится курс лекций с теорией и примерами решения по всем разделам высшей математики:
Другие лекции по высшей математике, возможно вам пригодятся:
Видео:ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

Алгебраические уравнения и их геометрическое истолкование
Уравнение с одной буквой (неизвестным)
Один из основных вопросов, которыми занимается алгебра, заключается в решении уравнений нормального вида. Так называются уравнения, у которых в левой части стоит многочлен, расположенный по степеням неизвестной буквы, а в правой части — нуль.
Степень многочлена в левой части носит название степени уравнения.
Мы встречались не раз с уравнениями, которые не имели нормального вида: таковы, например, уравнения 


Подобного рода уравнения могут быть приведены к уравнениям нормального вида. Для этого до статочно освободиться от дробей, затем перенести на лево члены, стоящие в правой части, сделать приведение подобных членов и, наконец, правильно расположить члены.
Таким образом, привести заданное уравнение к уравнению нормального вида удается по большей части несложными приемами.
Напротив, нахождение всех корней уравнения представляет собою более трудную задачу, в особенности в том случае, если уравнение высокой степени.
Уравнение первой степени (линейное) имеет вид 
Уравнение второй степени (иначе квадратное) имеет вид 
Уравнение третьей степени (иначе кубическое) имеет вид 
Так можно продолжать и дальше. Ради единообразия неизвестное здесь обозначено буквой 


Уравнение первой степени мы решаем (см. гл. 6) следующим образом: свободный член переносим направо 


В случае уравнений второй степени или высших степеней решение уравнения тесно связано с разложением левой части на линейные множители. Так, например, уравнение 









В отдельных примерах нам удавалось разлагать трехчлен второй степени на линейные множители; более полно общий прием разложения (по средствам «выделения квадрата») будет рассмотрен в главе 12.
Что касается уравнений третьей, четвертой и высших степеней, то, не говоря об отдельных частных случаях, разложить их левую часть на множители весьма трудно. С другой стороны, очень просто можно составить уравнение, имеющее наперед заданные корни; при этом степень уравнения в точности будет равняться числу корней.
Например, пусть заданы три числа: 




Производя умножение, получаем окончательно: 
Можно доказать, что число корней уравнения никогда не превышает его степени. Но иногда оно бывает меньше степени уравнения.
Например, уравнение 





Совокупность точек на числовой оси, являющихся корнями уравнения (иначе, удовлетворяющих этому уравнению), дает нам геометрическое представление этого уравнения.
Уравнение с двумя буквами (переменными)
Нам хорошо известно, что решением (корнем) уравнения с одной неизвестной буквой называется всякое значение входящей буквы, удовлетворяющее уравнению.
Если уравнение содержит две неизвестные буквы, понятие решения должно быть обобщено и именно следующим образом: решением уравнения с двумя неизвестными буквами называется пара значений двух неизвестных, удовлетворяющая уравнению.
Так, пара чисел 



В случае уравнения с двумя неизвестными найти и перечислить все решения, как правило, невозможно. Уже простейшие примеры, вроде 

Поэтому, если в уравнение входят две (или более) неизвестных буквы, их называют обыкновенно не неизвестными, а переменными (переменными величинами).
Алгебраическое уравнение с двумя буквами считается нормальным, если в правой части стоит нуль, а в левой — многочлен, расположенный по обеим буквам.
Уравнения с двумя буквами (как и уравнения с одной буквой) классифицируются по степеням: степенью уравнения называется степень многочлена, стоящего в его левой части, причем обе буквы считаются главными.
Уравнения первой степени (линейные) имеют вид 
Уравнения второй степени (квадратные) имеют вид 
Отдать себе отчет в том, какова совокупность решений данного уравнения, нам помогает геометрическое представление уравнения: оно делает наглядной ту зависимость, которая существует между значениями букв, удовлетворяющими уравнению. Познакомимся ближе с этим геометрическим представлением.
Так как у нас имеется не одна, а две буквы, допустим, 









Пример:
Рассмотрим уравнение 
Его графиком является совокупность точек 


Пример:
Второй пример возьмем более сложный. Пусть нам дано уравнение второй степени: 
Посмотрим, как можно наметить его график.
Ничего не стоит решить уравнение относительно буквы 
Дальше можно составить табличку числовых значений переменной 


Каждую полученную точку сейчас же отмечают на черте же. Точки располагаются с известной правильностью.
Чертеж 39 показывает, что при возрастании значений 














При 


Можно букве 


Полезло убедиться, что точки, получающиеся при подстановке дробных значений 


Поставим себе еще и такой вопрос: имеет ли наш график какие-нибудь точки на оси 






Хотя мы отметили на чертеже не свыше десятка точек, положение которых нам известно вполне точно, тем не менее правильность их расположения не оставляет сомнений в том, что все остальные, не отмеченные нами, точки графика лежат на некоторой плавной кривой, проходящей через отмеченные точки.
Эта кривая и есть график нашего уравнения. Провести ее от руки не представит труда.
Правда, полученная таким образом кривая даст возможность лишь приближенно судить о положении тех точек графика, координаты которых не были вычислены.
Использованный нами прием получения графика носит название построения графика по точкам.
Постараемся дать описание этого приема, не связывая его с каким-либо определенным примером. Пусть дано некоторое уравнение, содержащее буквы 

Посмотрим, существуют ли такие точки графика, которые имеют заранее назначенную абсциссу, скажем, 












Разумеется, можно было бы также решить данное уравнение относительно буквы 

Примечание:
Иные уравнения — таковы, что не существует ни одной точки, координаты которой удовлетворяли бы уравнению.
Тогда график отсутствует или представляет собою «пустое место».
Этим свойством обладает, например, уравнение 
В редких случаях график может оказаться состоящим из одной точки или нескольких точек (в конечном числе). Так, уравнение 


Действительно, каждый из квадратов 





Линейное уравнение с двумя переменными
На чертеже 40 изображен график уравнения 
Это — прямая линия, проходящая через начало координат и расположенная в первой и третьей четвертях.
Уравнение показывает, что величина у прямо пропорциональна величине 






Эти точки отмечены на чертеже. Чтобы перейти от одной такой точки к следующей (считая вправо), достаточно отсчитать « 

Коэффициент пропорциональности 
таким образом, определить направление нашей прямой.
Если бы вместо уравнения (I) было задано, например, уравнение 






При значениях 




Отсчитывать нужно « 










Чем меньше 

Коэффициент 
Обратим внимание на то, чем график уравнения 











Таким образом, направление прямой 




Другими словами, прямые 

На черт. 41 изображен график уравнения 




Пусть буква 

Нам нужно установить, какова совокупность точек на плоскости 






Итак, уравнение вида 



Из предыдущего следует весьма важное заключение: всякое уравнение, линейное относительно буквы 







Действительно, если буква 







Если же буква 










Рассматривать случай, когда 








Раз известно, что линейное уравнение 
В самом деле, прямая определяется двумя точками: значит, достаточно сделать две числовые подстановки.
Проще всего установить точки пересечения прямой с осями 















Указанный прием неудобен только в том случае, если точки 



Например, чтобы построить график прямой 




Нелинейные уравнения с двумя переменными
Мы видели, что если заданное уравнение — линейное (т. е. первой степени) относительно букв 

Дальнейшие примеры покажут, что если заданное уравнение — не линейное (т. е. степени второй или выше) относительно букв 

Степень уравнения относительно букв 

Мы рассмотрим здесь только несколько наиболее простых и важных примеров кривых, преимущественно второго порядка.
Пример:
С этим уравнением мы уже встречались. Оно говорит о том, что переменные величины 

Можно ли решить уравнение относительно 




Итак, пусть теперь 

Это равенство свидетельствует, что 



Ограничиваясь пока положительными значениями величины 



Попробуем взять и дробные значения 
Получающиеся на чертеже точки имеют правильное расположение: через них можно с уверенностью про вести плавную кривую. Менее ясно пока, как вести кривую влево, в промежутке от 

и станем отмечать новые точки. Теперь становится ясно, что с убыванием положительных значений 





Вся полученная кривая расположена в первой четверти. Если бы мы пожелали давать букве 
Обе «ветви». рассматриваемые совместно, образуют кривую, называемую «гиперболой».
Гипербола — кривая второго порядка.
Пример:
Подставляя положительные значения 
Отметив соответствующие точки на чертеже, мы видим, что при увеличении абсциссы 





В первой клеточке 
Последняя табличка позволяет заключить, что. под ходя к началу 

Обращаясь к отрицательным значениям 

Полученная кривая носит название параболы(см. черт. 43).
Парабола — кривая также второго порядка.
Пример:
При подстановке больших значений 
Напротив, при подстановке значений, близких к нулю, кубы убывают быстрее, чем квадраты:
Поэтому кривая 




На параболу 

Общий вид кривой 

Это — кривая третьего порядка.
Видео:Решение алгебраических уравненийСкачать

Алгебраические уравнения и алгоритм их решения
Общая теория уравнений
Тождества:
Введем понятие тождественного равенства функций на числовом множестве X.
Пусть функции у = f(х) и у = F(х) имеют области определения А и В соответственно, и X является подмножеством как A, так и В (но не обязательно совпадает с пересечением А и В). Тогда функции у = f(х) и у = F(х) определены на X.
Функции у=f(х) и у=F(х) называются тождественно равными на числовом множестве X, если для любого числа х из X выполняется равенство f(х)=F(х). В этом случае говорят, что равенство f(х)=F(х) является тождеством на множестве X.
Разумеется, равенство f(х)=F(х) может быть тождеством на некотором множестве X, но не быть тождеством на каком-нибудь другом множестве Y . Рассмотрим, например, функции у=х и у =|x|. На множестве X положительных чисел эти функции тождественно равны: если х — положительное число, то |х|=х. На множестве же Y всех действительных чисел эти функции не являются тождественно равными: при отрицательных значениях х равенство
не имеет места, так как при этих значениях |x|= — х.
Совершенно так же определяется понятие тождественного равенства для функций нескольких переменных. Например, функции 
Функции же z=х+у и z =|х+у | тождественно равны лишь на множестве пар чисел х, у , для которых 
Область допустимых значений
Тождественные преобразования многочленов и алгебраических дробей изучались в начальной алгебре, и мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Разберем лишь вопрос об области допустимых значений функционального равенства. Пусть дано равенство вида
Может случиться, что функции у=f(x) и у=F(x) определены не для всех значений х . Областью допустимых значений аргумента х для равенства (1) мы будем называть множество всех значений х, при которых определены и левая и правая части этого равенства.
Например, для тождества
областью допустимых значений является совокупность всех действительных чисел, из которой исключены числа 2 и 4 (при х=2 не определена функция 

Следует иметь в виду, что такие преобразования, как приведение подобных членов, могут привести к изменению области допустимых значений. Например, тождество (2) справедливо для всех значений х , кроме х=2 и х=4. Если же мы приведем подобные члены, то получим тождество
справедливое для всех без исключения значений х.
Уравнения
Обычно когда даны две функции у=f(х) и у=F(х), то неизвестно, каково множество, на котором эти функции тождественно равны. Поэтому возникает следующая задача: найти все значения х, для которых выполняется равенство
При такой постановке задачи (*) называют уравнением с неизвестным х , а все х , при которых функции у=f(х) и у=F(х) принимают одинаковые значения, — корнями или решениями этого уравнения.
Итак, уравнение f(x) =F(х) выражает задачу об отыскании таких значений переменного х, при которых функции f(x) и F(x) имеют одинаковые значения. Решить уравнение — это значит найти все такие значения х, т. е. все корни (решения) уравнения.
Областью допустимых значений для уравнения (1) называют множество всех х у при которых определены обе функции у=f(х) и у=F(х). Например, для уравнения
область допустимых значений определяется условиями:
Область допустимых значений может заранее ограничиваться некоторыми условиями. Например, могут иметь смысл лишь положительные или лишь целые корни. В этом случае надо рассматривать уравнение лишь для положительных (или целых) значений х.
Тогда мы считаем, что функции f(x) и F(х) заданы на некотором множестве X, и рассматриваем уравнение лишь на этом множестве.
Пусть даны два уравнения
Обозначим множество корней уравнения (1) через M, а множество корней уравнения (2) через N. Если 


Если множества М и N корней уравнений (1) и (2) совпадают, то эти уравнения называются равносильными. Иными словами, уравнения
равносильны, если всякий корень уравнения (2) является корнем уравнения (3) и, обратно, всякий корень уравнения (3) является корнем уравнения (2).
В частности, уравнения равносильны, если множества М и N — пусты, то есть если каждое из уравнений не имеет решений.
Если уравнения (2) и (3) равносильны, то каждое из них является следствием другого.
Следует отметить, что понятие равносильности уравнений существенно зависит от того, какие значения корней считаются допустимыми. Рассмотрим, например, уравнения:
Корнями первого уравнения является число х=3, а второго — числа 
Совокупности уравнений
Пусть задано несколько уравнений
и требуется найти все значения х, которые удовлетворяют хотя бы одному из этих уравнений. Тогда говорят, что задана совокупность уравнений, а такие значения х называют решениями или корнями этой совокупности. Следует различать совокупность уравнений и систему уравнений — для системы уравнений требуется искать значения неизвестных, которые удовлетворяют всем уравнениям, а для совокупности — хотя бы одному из уравнений.
Чтобы отличать совокупность уравнений от системы уравнений, мы будем обозначать совокупность квадратными скобками, а систему — фигурными скобками.
имеет одно решение 
имеет три решения
Обозначим множество решений уравнения 


состоит из чисел 2, 3 (решений уравнения 


Две совокупности уравнений
называются равносильными, если они имеют одно и то же множество корней.
Например, совокупности уравнений
равносильны — их корнями являются числа 2, —2 и —3.
Преобразования уравнений
При решении уравнений мы переходим от одного уравнения к другому, пока не придем к уравнению вида х = а или совокупности уравнений такого вида. Возьмем, например, уравнение
Прибавляя к обеим частям этого уравнения (—Зх+3) и приводя подобные члены, получаем уравнение
А теперь умножим обе части уравнения (2) на и получим, что
В процессе решения этого уравнения мы прибавляли к обеим частям уравнения некоторое алгебраическое выражение (а именно, —Зх+3), умножали обе части уравнения на одно и то же число (а именно, на
Однако не всегда одинаковые преобразования обеих частей уравнения приводят к уравнению, равносильному первоначальному. Рассмотрим уравнение:
Его решением является х = 3. Если же мы умножим обе части уравнения на х — 2, то получим уравнение:
Это уравнение, кроме решения х=3, имеет еще решение х= 2— оно имеет лишний корень по сравнению с (4).
С другой стороны, если мы возьмем уравнение (5), имеющее решения х=2, х=3, и «сократим» его на х — 2 (то есть разделим обе части уравнения на х — 2), то получим уравнение 2х+1= =х+4 с единственным решением х=3. Значит, здесь мы в процессе решения потеряли корень х=2.
Не является «безобидным» и прибавление к обеим частям уравнения одного и того же алгебраического выражения. Например, уравнение
имеет решение х =2. Но если прибавить к обеим частям этого уравнения выражение 
для которого х =2 не является решением — обе части этого уравнения не имеют смысла при х=2. Таким образом, произошла потеря решения.
Эти примеры наглядно показывают, что при преобразовании уравнений необходима осторожносгь — неправильно преобразуя уравнение, мы можем как приобрести лишние решения, так и потерять решения данного уравнения. При этом надо иметь в виду, что приобретение лишних решений не столь опасно, как потеря существующих. Ведь после того, как уравнение решено, можно подставить все найденные решения в заданное уравнение и отобрать те из решений, которые ему удовлетворяют. А потерянные решения восстановить уже нельзя.
Из изложенного видно, что, прежде чем решать конкретные виды уравнений, надо познакомиться с общей теорией уравнений, выяснить, какие преобразования приводят к равносильным уравнениям, какие дают посторонние решения, а при каких решения могут быть потеряны. Только после этого мы сможем решать уравнения «с открытыми глазами».
Теоремы о равносильности уравнений
Сформулируем сначала условия, при которых одно уравнение является следствием другого уравнения. Потом из этих условий будут получены условия равносильности уравнений.
Теорема:
Если к обеим частям уравнения
прибавить функцию 
являющееся следствием данного.
Доказательство:
В самом деле, пусть а—корень уравнения (1). Тогда f(а)=F(а). Но 


которое показывает, что число а является корнем уравнения (2). Таким образом, всякий корень уравнения (1) является корнем уравнения (2), то есть уравнение (2) является следствием уравнения (1).
Условие, что функция 

Прибавление к обеим частям уравнения одного и того же выражения не может привести к приобретению посторонних корней, если это прибавление не сопровождается приведением подобных членов или иными преобразованиями, меняющими область определения уравнения (например, сокращением дробей). Рассмотрим, например, уравнение
Если прибавить к обеим частям — 
Перейдем к вопросу об умножении обеих частей уравнения на одно и то же выражение.
Теорема:
Если обе части уравнения
умножить на функцию 
являющееся следствием уравнения (3).
Доказательство.
Пусть а — корень уравнения (3). Тогда справедливо равенство f(а)=F(а). Умножим обе части этого равенства на число 

Из доказанных теорем следует, например, что уравнение
является следствием уравнения
Действительно, уравнение (5) получается из уравнения (6) прибавлением к обеим частям функции Зх+2 и умножением полученного уравнения на х + 2.
Многочлены определены при всех значениях х. Поэтому прибавление к обеим частям уравнения многочлена, равно как и умножение обеих частей
уравнения на многочлен, приводит к уравнению, являющемуся следствием исходного.
Оговорка о том, что 
и умножим обе части этого уравнения на 



Докажем теперь теоремы о равносильности уравнений. Чтобы доказать равносильность двух уравнений, надо показать, что пер вое из них является следствием второго, а второе — следствием первого.
Теорема:
Если функция 
Доказательство:
Мы уже видели, что при условии теоремы уравнение (9) является следствием уравнения (8). Но уравнение (8) в свою очередь получается из уравнения (9) прибавлением к обеим частям функции — 
Так как функция 
Из доказанной теоремы вытекает правило перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую: если некоторое слагаемое данного уравнения перенести из одной части в другую, изменив знак этого слагаемого на противоположный, то получится уравнение, равносильное данному.
В самом деле, в силу теоремы 3 уравнения
равносильны: уравнение (11) получается путем прибавления функции — 
Кратко правило перенесения слагаемых формулируют так: всякое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Из доказанной теоремы вытекает, что всякое уравнение f(х) =F(х) можно заменить равносильным ему уравнением вида Ф(х) = 0. Для этого достаточно перенести F(х) в левую часть уравнения, заменив знак на противоположный, и положить f(х)— F(х) =Ф (х).
Теорема:
Если функция 
Доказательство:
Мы уже видели (теорема 2), что уравнение (13) является следствием уравнения (12). Докажем, что уравнение (12) в свою очередь является следствием уравнения (13). Уравнение (12) получается из уравнения (13) умножением обеих частей на функцию 


Из доказанной теоремы вытекает, например, что уравнения
равносильны в области действительных чисел. В самом деле, уравнение (15) получается из уравнения (14) умножением на функцию 
не являются равносильными — второе получается из первого умножением на функцию 

Уравнения (12) и (13) могут быть неравносильными и в том случае, когда множитель 
неравносильны: множитель 
Если в ходе решения уравнения приходилось умножать обе части этого уравнения на выражение 


В первом случае среди найденных корней могут оказаться посторонние корни, и надо проверить все найденные корни, удовлетворяют ли они первоначально заданному уравнению. Во втором же случае возможна потеря корней, и мы должны подставить в заданное уравнение значения неизвестного, при которых теряет смысл 
Из теоремы 4 непосредственно вытекает справедливость утверждения: если обе части уравнения умножить на произвольное отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.
Это утверждение кратко формулируют так: обе части уравнения можно умножать на произвольное отличное от нуля число.
Видео:Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать

Уравнения с одним неизвестным
Алгебраические уравнения с одним неизвестным:
Рациональным алгебраическим уравнением с одним неизвестным называют уравнение вида
где R(х) — алгебраическая дробь относительно х. К такому виду можно в силу теорем 3 и 5, привести любое уравнение 
является рациональным алгебраическим. В дальнейшем мы будем называть такие уравнения просто алгебраическими.
Применяя теоремы о равносильности уравнений, можно заменить каждое уравнение вида (1) равносильным ему уравнением вида:
где f(x)— многочлен от х. Для этого надо записать дробь R(x) в виде отношения двух многочленов. Мы получим уравнение:
где f(х) и 

Пример:
Перенесем 
Приравнивая нулю числитель этой дроби, получаем уравнение х—2=0, корнем которого является число х=2. Однако при x=2 дробь 
Метод разложения на множители
Рассмотрим некоторые методы решения алгебраических уравнений, а также отдельные виды таких уравнений.
Выше было сказано, что при решении уравнения его заменяют другими уравнениями или совокупностями уравнений, равносильными заданному, но более простыми
Рассмотрим следующий пример. Пусть надо решить уравнение:
Мы знаем, что произведение может равняться нулю тогда и только тогда, когда хоть один из его сомножителей равен нулю. Поэтому, чтобы решить уравнение (1), надо найти все значения, при кототых хоть один из сомножителей равен нулю. А это все равно, что решить совокупность уравнений
Решая ее, находим для х значения 
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде формулируется так.
Теорема:
Если функции 
равносильно совокупности уравнений
Доказательство:
Пусть а — одно из решений совокупности (3). Это означает, что а является корнем одного из уравнений этой совокупности, например, уравнения 

так как один из сомножителей 
Наоборот, пусть а — корень уравнения (2). Тогда f (а)=0, то есть 


Пример:
Левая часть этого уравнения разлагается на множители следующим образом:
Отсюда следует, что уравнение (4) равносильно совокупности уравнений:
Решая уравнения этой совокупности, получаем корни уравнения (4):
не равносильны, так как при х = 0 функция 

В некоторых случаях разложение на множители связано с искусственными преобразованиями. Рассмотрим, например, уравнение:
Нетрудно заметить, что
Поэтому уравнение (б) можно записать в виде:
Таким образом, все свелось к решению совокупности двух квадратных уравнений:
Решая их, находим корни уравнения (6):
Метод введения нового неизвестного
Наряду с методом разложения на множители часто применяется другой метод — введение нового неизвестного.
Рассмотрим следующий пример:
Если раскрыть скобки, то получится уравнение четвертой степени, решить которое довольно сложно. Мы поступим иначе. Обозначим 
Поэтому уравнение (1) после введения нового неизвестного z принимает вид
Решая это квадратное уравнение, получаем, что его корни равны:
Но 


Решая ее, получаем:
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде заключается в следующем.
Пусть дано уравнение F(х)=0 и пусть функцию F(х) можно представить в виде 
Введем новое неизвестное z, положив 

Теорема:
Если а — один из корней уравнения f(z) = 0, а b — один из корней уравнения 


Доказательство. Пусть b — корень уравнения 

Таким образом, b удовлетворяет уравнению F (х) = 0.
Обратно, пусть b — корень уравнения F(х)=0 и 
Следовательно, а — корень уравнения f(z)=0. Теорема доказана.
Из доказанной теоремы следует, что решение уравнения вида 



Биквадратные уравнения
Метод замены неизвестного при меняется для решения уравнений вида
Такие уравнения называют биквадратными. Чтобы решить уравнение (1), положим 
Его корнями являются числа:
Поэтому корни уравнения (1) получаются путем решения уравнений 
Четыре корня возникают при различных комбинациях знаков:
При решении биквадратных уравнений (как и при решении квадратных уравнений) иногда приходится извлекать квадратные корни из отрицательных чисел. Это приводит к так называемым комплексным числам, которые будут изучены в главе V.
Пример. Решить уравнение
Полагая 
Его корнями являются числа 
Возвратные уравнения 3-й и 4-й степеней
Многочлен n-й степени
называется возвратным, если его коэффициенты, одинаково уда ленные от начала и от конца, равны между собой. Иными словами, коэффициенты возвратного многочлена n-й степени удовлетворяют условию
Алгебраическое уравнение вида f(х)=0, где f(х) — возвратный многочлен, называют возвратным уравнением. Примерами таких уравнений являются:
Рассмотрим решение возвратных уравнений третьей и четвертой степеней. Возвратное уравнение третьей степени имеет вид:
Группируя члены, разложим выражение в левой части уравнения на множители:
Отсюда видно, что одним из корней уравнения (1) является х=—1 . Два других корня получаются путем решения квадратного уравнения
Пример:
Разлагая левую часть уравнения на множители, получаем:
Корни квадратного уравнения 

Приведем пример задачи, сводящейся к разобранному типу уравнений.
Задача:
Из квадратного листа жести со стороной а см вырезают по углам четыре квадратика со стороной х см и делают из получившейся фигуры коробку. При каком значении х объем коробки равен 
Решение:
Основанием коробки является квадрат со стороной а-2x, а ее высота равна х. Значит, объем коробки равен 
Положим 
Разлагая на множители, получаем
Поэтому корни нашего уравнения равны
Из условия задачи следует, что 


Теперь рассмотрим возвратное уравнение 4-й степени:
Так как 

Введем новое неизвестное z, положив 
Следовательно, уравнение (3) превращается в квадратное уравнение относительно z
Решив это уравнение, найдем его корни 
Она сводится к совокупности квадратных уравнений:
Пример. Решить уравнение
Перепишем это уравнение в виде
и введем новое неизвестное 
Решая его, находим: 
Из них получаем:
Наряду с уравнениями вида (1) и (2) рассматривают так называемые кососимметричные уравнения, или, иначе, возвратные уравнения второго рода. При n=4 они имеют вид:
Это уравнение сводится к
После этого вводят новое неизвестное по формуле 


Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:




















































Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Видео:Математика 2 класс (Урок№26 - Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.)Скачать

«Уравнение. Решение уравнений способом подбора»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока математики на тему:
« Уравнение. Решение уравнений способом подбора »
УМК «Школа России»
Тема:«Уравнение. Решение уравнений способом подбора»
1) Обучающие: познакомить учащихся с новым математическим понятием «уравнение», с решением уравнения способом подбора значения неизвестного; сформировать умение правильно записывать уравнение и выполнять его проверку.
2) Развивающие: продолжить работу над развитием УУД; развить вычислительные навыки учащихся и умение решать текстовые задачи.
3) Воспитательные: воспитать чувство товарищества и взаимопомощи; повысить уровень познавательного интереса к предмету математики.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, учебник М. И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть. – М.: Просвещение, 2017.
Тип урока: урок формирования новых умений.
Формирование познавательных УУД: добывать новые знания, найти и переработать необходимую информацию в учебнике, наблюдать и делать самостоятельные выводы, моделировать алгоритм решения уравнения способом подбора, учиться строить речевые высказывания и эффективно решать уравнения, выполнять рефлексию.
Формирование регулятивных УУД: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, совместно с ним обнаруживать и формулировать учебную проблему, выполнять самоанализ и самоконтроль результата учебной деятельности, оценивать свои знания и незнания, качество и уровень усвоения новых знаний.
Формирование коммуникативных УУД: учиться сотрудничать с учителем и с одноклассниками, работать в группе: контролировать, корректировать действия одноклассников; формулировать с достаточной полнотой и точностью несложные выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.
Любое дело надо начинать с улыбки. Ведь улыбка – это шаг к успеху.
Подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.
Сначала сядут девочки, а теперь мальчики.
Зарядка для пальчиков и настрой на урок.
Теперь повернитесь друг к другу и пожелайте успешной работы вот таким образом: Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Во всём ( безымянными)
и везде . ( мизинцами)
Здравствуй ! (всей ладонью)
Удачи тебе! ( пальцы переплести в замок).
А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.
2.Проверка готовности к уроку.
Посмотрите внимательными глазками, всё ли готово к уроку. Учебники, тетради, ручки.
А ещё на партах лежат разноцветные карточки. Возьмите зелёную карточку. Это лист настроения. Нарисуйте соответствующий смайлик
II. Актуализация знаний.
Математика – царица наук. Девизом нашего урока станут слова: Решай! Отгадывай! Смекай!
Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала выполним упражнение для хорошей работы нашего мозга.
Потереть носик ладошкой, подёргать левое ушко 5 раз, подёргать правое ушко 5 раз. Теперь мы готовы к работе.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Эмоциональный фон (Звучит мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино)
-Кто узнал эту мелодию? Что она вам напомнила?
-А вы любите мультфильмы?
— И я их очень люблю, особенно новогодние.
Давайте посмотрим, какой герой пришёл к нам на урок
В Простоквашино живет,
Службу там свою несет,
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя .
— Что же нам принёс почтальон Печкин? (письмо)
Чтобы открыть письмо, нужно разгадать шифр
4 7 11 16 22 … … … (29, 37, 45)
— Вспомним правильное написание чисел, запишите их к себе в тетрадь.
-сколько прибавили к 4 ,чтобы получить 7?
Что происходит дальше? Сколько прибавляют к 7?
Что происходит с числами, которые прибавляют? Продолжите ряд.
Актуализация опорных знаний
Читаю письмо: «Встретить Новый год в Простоквашино! Что может быть лучше… Вот и дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик так решили, и отправились в Простоквашино. Но вот беда! О чём-то они совсем забыли.
Разгадаем шифр и узнаем о чём?»
Работа в парах на жёлтых карточках
Задания на индивидуальных карточках
Как называются эти выражения? (Выражения с окошками)
Какое действие выполняется в первом и втором выражениях? (Сложение)
Вспомним названия чисел при сложении (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)
Какое действие выполняется в третьем и четвёртом выражениях? (Вычитание)
Вспомним названия чисел при вычитании (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Чему равно неизвестное слагаемое в первом выражении? (7)
Чему равно неизвестное слагаемое во втором выражении? (13)
Чему равно неизвестное уменьшаемое в третьем выражении? (12)
Чему равно неизвестное вычитаемое в четвёртом выражении? (1)
А теперь вспомните, в каком порядке стоят буквы в алфавите. Порядковый номер буквы — это числа, полученные в окошках. Напишите в пустых клетках нужную букву. Какое слово у вас получилось? (ёлка)
Трое из Простоквашино забыли о ёлке. Нам нужно её отправить с Печкиным.
Посмотрите на ёлочку. Она похожа на новогоднюю? (Не хватает ёлочных игрушек)
Игрушки у меня есть, но они не простые, чтобы повесить их на ёлку, нужно выполнить задания, записанные на них.
Что записано на шариках? (буквенные выражения)
Как решить буквенные выражения? (Необходимо подставить вместо буквы число и вычислить значение выражения)
Ученики выходят к доске, устно находят значение выражения, украшают ёлку на интерактивной доске.
А чтобы наша ёлочка была ещё наряднее, выполните следующее задание. На доске записи, распределите их на две группы.
(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)
Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
На что похожа запись х + 5 = 13 ?( Запись х + 5 = 13 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком.)
Что вы можете о ней сказать?
Как мы можем ее назвать? (Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
Самоопределение темы и задач урока
– Кто нам назовет тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?(Ученики называют тему урока, учитель открывает тему на доске.)
– Тема нашего урока – уравнение. (вывешиваю на доску тему урока)
– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (Ответы учеников.) (вывешиваю на доску)
– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.
Изучение нового материала
Ёлочку мы отправляем в Простоквашино. А за то, что мы помогли дяде Фёдору и его друзьям, они нам помогут получить знания об уравнениях.
И первое задание от галчонка. У галчонка вместо рук крылья, но он очень любит рисовать и писать, а делает он это клювиком. Вот и мы сейчас превратимся в галчат. Встаньте, ручки за спинку. Пропишем носиком по воздуху тему нашего урока. (Уравнение)
Работа с новым материалом
Рассмотрите ещё раз эту запись. Как она называется? (Уравнение)
Что же такое уравнение?
Уравнение – это равенство (показываю знак равно), содержащее неизвестное число (показываю х), которое необходимо найти.
А может ли кто-то из вас решить это уравнение?
А что значит решить уравнение? (Найти значение х, при котором равенство будет верным)
Методом подбора найдите х. (8)
Что вы сейчас сделали? (Решили уравнение)
Докажите правильность ответа (8 + 5 = 13)
Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.
Итак, что такое уравнение?
Что значит решить уравнение?
Теперь мы знаем, что такое уравнения, а вот Шарик с Матроскиным сомневаются в своих знаниях. Давайте им поможем. Перед вами разные записи, выпишите только уравнения.
А теперь проверим, правильно ли сделали наши друзья. (Матроскин записал буквенное выражение, а Шарик — неравенство)
Определять уравнения вы научились, теперь потренируемся решать уравнения. Напомните мне, что значит решить уравнение?(Найти значение неизвестного числа, чтобы равенство было верным)
Задания от дяди Фёдора
На доске примеры Девочки помогают решать Матроскину, мальчики — Шарику
Танец вместе с мамой
Пока мы с вами решали уравнения, в Простоквашино приехали родители дяди Фёдора и не с пустыми руками. Они привезли нам задачу.
Дяде Фёдору 8 лет, мама на 19 лет старше Фёдора, а папе столько лет, сколько дяде Фёдору и маме вместе. Сколько лет папе?

-Сколько лет дяде Фёдору?
— Знаем ли мы сколько лет маме?
— Что сказано о возрасте папы?
Что найдём в первом действии?(Возраст мамы)
Что найдём во втором действии? (Возраст папы)
Итог урока Рефлексия.
-Пора провести итог урока.
У.Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (Узнать, что такое уравнение и как научиться его решать)
— Достигли мы этой цели? (Да)
— Что такое уравнение?
— Что значит решить уравнение?
Приготовим наши пальчики.
Нажимайте на подушечку мизинца и подумайте
-Что узнали сегодня на уроке?
Нажимайте на подушечку безымянного и скажите
Нажимайте на подушечку среднего пальца и подумайте
-Какое у вас настроение?
Нарисуйте смайлик на конец урока
Нажимайте на подушечку указательного пальца и ответьте
-Чем порадовали друзей, учителя?
Нажимайте на подушечку большого пальца и подумайте
Что сделали для своего здоровья?
(физультминутки, пальчиковая гимнастика, эмоциональный настрой, правильно сидел при письме)
Встаньте те, кто всё понял на уроке. Давайте подарим им свои аплодисменты. Молодцы! Встаньте те, кому что-то было не понятно, давайте поддержим вас аплодисментами. У вас обязательно всё получится!
Раскраски, стр. 80 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».
Список использованных источников:
Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

1. Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации http://www.studfiles.ru/preview/5836977/page:3/
Видео:Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

2. Мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино https://xmusik.me/s/25208198-Troe_iz_Prostokvashino_-_Glavnaya_tema/
Видео:Схема Горнера. 10 класс.Скачать

3. Загадка http://zagadochki.ru/zagadka-v-prostokvashino-zhivyot.html
Видео:Математика 3 класс (Урок№2 - Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения.)Скачать

4. Песня «Кабы не было зимы» https://zaycev.online/tracks/кабы-не-было-зимы-из-простоквашино
Видео:Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить YСкачать

5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе https://infourok.ru/prezentaciya-peredovogo-pedagogicheskogo-opita-uchitelya-1369812.html
Видео:6 способов в одном видеоСкачать

6. Задания в ходе урока выбраны из учебника Математика 2 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова (2014 год) Часть 1
🌟 Видео
Математика 9 класс. Решение алгебраических уравнений. Часть 2.Скачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.Скачать

Урок по теме СПОСОБ ПОДСТАНОВКИ 7 классСкачать

Способы решения алгебраических уравненийСкачать

Решение уравнений методом подбора, 2. Математика 3 классСкачать































































































































































































































