Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Практическая работа 2.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

26.03.2020

гр.753

ОТЧЁТ предоставить виде EXCEL документа по электронной почте или в Л/С ВК. не позднее 17:00

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа 2.»

Практическая работа 2

Тема: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Цель работы: изучить особенности различных методов решения алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, приобрести навыки решения СЛАУ с помощью средств MS Excel выполнения задания

Ход выполнения практической работы:

Посмотреть видеоролик по теме «Методом половинного деления» перейдя по ссылке: https://youtu.be/ETb9qrU0Xls

Выполнить практическое задание:

Метод половинного деления (метод дихотомии)

Метод половинного деления основан на последовательном делении отрезка локализации корня пополам.

Для этого выбирается начальное приближение к отрезку [a, b], такое, что f(af(b), затем определяется знак функции в точке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций— середине отрезка [a, b]. Если он противоположен знаку функции в точке a, то корень локализован на отрезке [a, c], если же нет – то на отрезке [c, b]. Схема метода дихотомии приведен на рисунке 2.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Рисунок 2. Последовательное деление отрезка пополам и приближение к корню Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Алгоритм метода дихотомии можно записать так:

1. представить решаемое уравнение в виде Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

2. выбрать a, b и вычислить Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

3. если f(a)×f(с)то a=a; b = c иначе a = c; b=b

4. если критерий сходимости не выполнен, то перейти к п. 2

Пример решения уравнения методом дихотомии

Найти решение заданного уравнения методом дихотомии с точностью до 10 -5 .

Пример создания расчетной схемы на основе метода дихотомии на примере уравнения: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийна отрезке [1, 2]

Данный метод заключается в проверке на каждой итерации условия:

если f(af(с) и выбор соответствующего отрезка для следующей итерации.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Рисунок 3. Последовательность итераций метода дихотомии при поиске корня уравнения Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийна отрезке [1, 2]

Для нашего примера итерационная последовательность для нахождения решения принимает вид:

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

3. Выполненной задание прислать по эл.почте [email protected]

Видео:Метод половинного деления. ДихотомияСкачать

Метод половинного деления. Дихотомия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДАМ — Тема: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДАМ В СПО

Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

— применить умения отделять корни алгебраических уравнений;

— применить умения решать алгебраические уравнений приближенными методами (метод половинного деления, метод хорд, метод касательных);

1. Рабочая тетрадь в клетку.

2. Раздаточный материал: инструкционные карты-20шт.

3. Калькулятор простой.

1. Методом половинного деления с точностью 0,01 найдите приближенное значение наибольшего действительного корня следующего алгебраического уравнения

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

1. Методом итераций решить уравнение с точностью до 0,001

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

1. Методом половинного деления с точностью 0,01 найдите приближенное значение наибольшего действительного корня следующего алгебраического уравнения

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

2. Методом итераций решить с точностью до 0,001 уравнение.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы .

2. Изучить учебный материал по теме.

3. Ответить на вопросы.

4. Выполнить задания.

5. Подготовить отчет.

Пояснения к работе (учебный материал):

Число Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийиз области определения функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийназывается корнем уравнения Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, если Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Процесс нахождения корней уравнения распадается на несколько этапов:

1) определяются границы интервала, в котором находятся все корни уравнения Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций;

2) устанавливаются возможно малые промежутки, в каждом из которых содержатся ровно один корень.

3) каждый из корней вычисляется с заданной точностью.

К сожалению, определение в общем виде границ интервала, в котором находятся все корни уравнения Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, можно дать только для алгебраического уравнения в каноническом виде, т.е. для уравнения вида:

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций(1)

В дальнейшем будем находить действительные корни алгебраических уравнений.

Теорема 1 (основная теорема алгебры).

Уравнения вида (1) имеет ровно n корней, действительных или комплексных, если корень кратности k считать за k корней.

Число Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийназывается корнем кратности k уравнения (1), если при Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийобращается в нуль сама функция Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи ее производные до ( k -1 )-го порядка включительно, т.е.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Корень кратности Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийназывается простым.

1) Число действительных корней уравнения (1) четной степени с действительными коэффициентами всегда четно (в том числе и может равняться нулю).

Если кроме этого Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, то уравнение четной степени имеет, по крайней мере, два действительных корня разного знака.

2) Уравнение (1) нечетной степени имеет по крайней мере один действительный корень того же знака, что и « Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций».

Теорема 3 (теорема Декарта).

Число положительных корней уравнения (1) равно или на четное число меньше числа перемен знака в ряду коэффициентов Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийуравнения. Так как при замене «х» на «-у» корни уравнения (1) меняют знаки, то с помощью этой теоремы можно оценить и число отрицательных корней.

1. В уравнении нечетной степени Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийкоэффициенты Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Кроме этого, число перемен знаков равно 1.

Следовательно, по теоремам 2 и 3, оно имеет один действительный положительный корень.

2. В уравнении нечетной степени Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийкоэффициенты Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийСледовательно по теореме 2, оно имеет по крайней мере один действительный отрицательный корень.

Число перемен знаков в данном уравнении равно двум, следовательно, по теореме 3, оно имеет либо два, либо 0 положительных действительных корней.

Оценим число действительных отрицательных корней. Для этого заменим «х» на «». Получим уравнение, или Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, или Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Число перемен знаков в этом уравнении равно 1, следовательно, исходное уравнение имеет один действительный отрицательный корень.

3. В уравнении четной степени Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийкоэффициенты Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Следовательно, по теореме 2, оно имеет два действительных корня разного знака.

4. В уравнении четной степени Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийкоэффициенты Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Следовательно, по теореме 2, оно имеет по крайней мере два действительных корня разного знака.

Число перемен знаков в данном уравнении равно 1, следовательно, по теореме 3, оно имеет один положительный действительный корень.

Оценим число действительных отрицательных корней. Для этого заменим «х» на «». Получим уравнение Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийили Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Число перемен знаков в этом уравнении равно 1, следовательно, исходное уравнение имеет один действительный корень.

Дадим теперь формулировку теоремы, позволяющей достаточно грубо определять границы интервала, в котором находятся все действительные корни уравнения (1).

1) Если Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, где 0 Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций; Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, где Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, и Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, то Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

2) Все положительные действительные корни уравнения находятся в промежутке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, а все отрицательные действительные корни уравнения (1) находятся в промежутке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Если непрерывная и дифференцируемая функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, определяющая алгебраическое уравнение Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, на концах отрезка Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийпринимает значения разных знаков, т.е. Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, и ее первая производная сохраняет знак внутри этого отрезка, но на Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийнаходится ровно один действительный корень данного уравнения.

Замечание. Для алгебраических уравнений (1), степень которых больше трех, трудно аналитически находить интервалы знакопостоянства функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Поэтому для нахождения возможно малых промежутков, содержащих ровно один действительный корень можно на практике использовать следующие способы:

1) средствами машинной графики функция Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийпредставляется на дисплее и приближенно определяются возможно малые промежутки, содержащие ровно один корень (т.е. промежутки содержащие одну точку пересечения графика функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийс осью Ох);

2) если график функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийпостроить трудно, то формируют простые функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, такие, что уравнение Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийпреобразуется в виде Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций= Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Затем строятся графики функций у= Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи y = Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи приближенно определяются промежутки, содержащие абсциссы точек пересечения этих графиков.

Так, например, уравнение Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийможно преобразовать к виду Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи затем построить графики функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Начиная третий этап, дадим формулировку теоремы, позволяющей оценивать погрешность приближенного решения.

Если Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийточный, а Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций— приближенный, корни уравнения (1), принадлежащие одному и тому же промежутку Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, то справедливая оценка: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, где m – наименьшее значение модуля производной функции Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийна промежутке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Графически решить уравнение x ln ( x )=1 .

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение. Запишем исходное уравнение в виде: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, т.е. Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Таким образом, корни данного уравнения могут быть найдены как абсциссы точек пересечения кривых Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийи Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

Теперь построим графики функций и определим интервал изоляции корня.

Аналитически отделить корни данного алгебраического уравнения, используя теорему Штурма:

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций,

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Построим таблицу для подсчета смены знаков:

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Видео:Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать

Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деления

Лекция «Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Раздел 2. Численные методы

1. Алгебраические и трансцендентные уравнения

2. Графический метод решения уравнений

1. Алгебраические и трансцендентные уравнения

При решении практических задач часто приходится сталкиваться с решением уравнений. Всякое уравнение с одним неизвестным можно представить в виде

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций( x )= g ( x ), (1)

где Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций (х) и g (х) — данные функции, определенные на некотором числовом множестве X , называемом областью допустимых значений уравнения.

В общем случае нелинейное уравнение можно записать в виде:

где функция F ( x ) определена и непрерывна на конечном или бесконечном интервале Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций.

? Совокупность значений переменной х, при которых уравнение (1) превращается в тождество, называется решением этого уравнения, а каждое значение х: из этой совокупности называется корнем уравнения.

? Всякое число Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, обращающее функцию F ( x ) в нуль, т.е. такое, при котором F ( Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций)=0, называется корнем уравнения (1).

? Число Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийназывается корнем k -той кратности , если при x = Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийвместе с функцией F ( x ) равны нулю ее производные до ( k -1) порядка включительно:

F ( Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций) = F / ( Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций) = … = F ( k -1) ( Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций) = 0.

Однократный корень называется простым.

? Решить уравнение – значит найти множество всех корней этого уравнения.

Оно может быть конечным или бесконечным.

? Два уравнения F ( x )=0 и G ( x =0) называются равносильными (эквивалентными), если всякое решение каждого из них является решением и для другого, то есть множества решений этих уравнений совпадают.

В зависимости от того, какие функции входят в уравнения (1) или (2), уравнения разделяются на два больших класса: линейные и нелинейные.

Нелинейные уравнения делятся, в свою очередь на: алгебраические и трансцендентные.

Уравнение (2) называется алгебраическим, если функция является алгебраической функцией. Путем алгебраических преобразований из всякого алгебраического уравнения можно получить уравнение в канонической форме:

где a 0 , a 1 , . , an — коэффициенты уравнения, а x -неизвестное. Показатель n называется степенью алгебраического уравнения.

Если функция F ( x ) не является алгебраической, то уравнение (1) называется трансцендентным.

В некоторых случаях решение трансцендентных уравнений можно свести к решению алгебраических уравнений.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций

Решение уравнения с одним неизвестным заключается в отыскании корней, т. е. тех значений х, которые обращают уравнение в тождество. Корни уравнения могут быть вещественными и невещественными (комплексными).

Найти точные значения корней уравнения можно только в исключительных случаях, обычно, когда есть какая-либо простая формула для вычисления значения корней, выражающая их через известные величины.

Поскольку подавляющее большинство нелинейных уравнений с одной переменой не решаются путем аналитических преобразований (точными методами), на практике их решают только численными методами.

При решении многих практических задач точное решение уравнения не всегда является необходимым. Задача нахождения корней считается решенной, если корни вычислены с заданной степенью точности.

? Решить уравнение – это значит

· установить, имеет ли оно корни,

· и найти значение корней с заданной точностью.

? Задача численного нахождения действительных и комплексных корней уравнения (2) обычно состоит из двух этапов:

1. отделение корней , т.е. нахождение достаточно малых окрестностей рассматриваемой области, в которых находится одно значение корня,

2. и уточнение корней, т.е. вычисление корней с заданной степенью точности в некоторой окрестности.

Наиболее распространенными на практике численными методами решения уравнения (2) являются: метод половинного деления, метод хорд, метод касательных (Ньютона), комбинированный метод, метод простой итерации. Применение того или иного метода для решения уравнения (2) зависит от числа корней, задания исходного приближения и поведения функции F ( x ).

2. Графические методы решения уравнений

Одним из методов решения уравнений является графический. Точность такого решения невелика, однако с помощью графика можно разумно выбрать первое приближение, с которого начнется дальнейшее решение уравнения. Существуют два способа графического решения уравнений.

Первый способ. Все члены уравнения переносят в левую часть, т. е. представляют его в виде f (х) = 0. После этого строят график функции у = f ( x ) , где f (х) – левая часть уравнения. Абсциссы точек пересечения графика функции у = f (х) с осью Ох и являются корнями уравнения, так как в этих точках у = 0 (рис. 1).

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 1

Второй способ. Все члены уравнения разбивают на две группы, одну из них записывают в левой части уравнения, а другую в правой, т. е. представляют его в виде f (х) = g (х).

После этого строят графики двух функций у = f (х) и у = g (х). Абсциссы точек пересечения графиков этих двух функций и служат корнями данного уравнения. Пусть точка пересечения графиков имеет абсциссу х0, ординаты обоих графиков в этой точке равны между собой, т. е. f (х0) = g (х0). Из этого равенства следует, что х0 – корень уравнения (рис. 2).

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 2

Пример 1. Решить графически уравнение х 3 — 2 x 2 + 2х — 1 = 0.

Первый способ. Построим график функции у = х 3 — 2 x 2 + 2х — 1 и определим абсциссы точек пересечения этого графика с осью Ох. Кривая пересекает ось Ох в точке х = 1, следовательно, уравнение имеет один корень (рис. 3). (Отметим, что алгебраическое уравнение третьей степени имеет или один действительный корень или три. Так как кривая пересекает ось абсцисс только в одной точке, то данное уравнение имеет только один действительный корень. Остальные два корня – комплексные.)

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 3 Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 4

Второй способ. Представим данное уравнение в виде х 3 = 2 x 2 + 2х–1 и построим графики функций у = х 3 и у = 2 x 2 + 2х – 1. Найдем абсциссу точки пересечения этих графиков; получим х = 1 (рис. 4).

Пример 2. Найти приближенно графическим способом корни уравнения lg х — Зх + 5 = 0.

Перепишем уравнение следующим образом: lg х = Зх — 5.

Функции в левой и в правой части уравнения имеют общую область определения: интервал 0 Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций. Поэтому будем искать корни именно в этом интервале.

Строим графики функций у = lg х и у = Зх — 5 (рис. 5). Прямая у = Зх-5 пересекает логарифмическую кривую в двух точках с абсциссами x1Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций0,00001 и x2Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций1,75. На рисунке трудно показать пересечение графиков этих двух функций в первой точке, однако, учитывая, что нижняя ветвь, логарифмической кривой неограниченно приближается к оси Оу, можно предполагать, что пересечение этих двух графиков произойдет вблизи точки пересечения графика функции у = Зх — 5 и оси Оу. Абсцисса точки пересечения приближенно равна 0,00001. Итак, корни уравнения x1Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций0,00001 и x2Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций1,75

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 5 Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 6

Пример 3. Найти графически корни уравнения 2 х = 2х.

Решение. Строим графики функций у = 2 х и у = 2х. Эти графики пересекаются в двух точках, абсциссы которых равны х1 = 1 и х2 = 2. Данное урав­нение имеет два корня х1= 1 и х2 = 2 (рис. 6).

Подводя итог вышеизложенному, можно рекомендовать для графического решения уравнения f (х) = 0 , все корни которого лежат в промежутке [а, b ], следующую простую схему.

1. Представить указанное уравнение в виде Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций(х) = g (х) с таким расчетом, чтобы функции у= Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций(х) и у = g (х) были просты и удобны для исследования и построения.

2. На бумаге вычертить графики функций у = Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций(х) и у = g (х) в промежутке [а, b ].

3. Если графики не пересекаются, то корней в данном промежутке нет. Если же графики пересекаются, то нужно определить точки их пересечения, найти абсциссы этих точек, которые и будут приближенными значениями корней рассматриваемого уравнения.

Первый этап численного решения уравнения (2) состоит в отделении корней, т.е. в установлении “тесных” промежутков, содержащих только один корень.

? Корень Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийуравнения f (х) = 0 считается отделенным на отрезке [ a , b ] , если на этом отрезке уравнение f (х) = 0 не имеет других корней.

? Отделить корни – это значит разбить всю область допустимых значений на отрезки, в каждом из которых содержится один корень.

Отделение корней можно произвести двумя способами – графическим и аналитическим.

Графический метод отделения корней. При графическом методе отделения корней поступают так же, как и при графическом методе решения уравнений.

Графический метод отделения корней не обладает большой точностью. Он дает возможность грубо определить интервалы изоляции к орня. Далее корни уточняются одним из способов, указанных ниже.

Аналитический метод отделения корней. Аналитически корни уравнения f(х) =0 можно отделить, используя некоторые свойства функций, изучаемые в курсе математического анализа.

Сформулируем без доказательства теоремы, знание которых необходимо при отделении корней.

1) Если непрерывная на отрезке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийфункция F ( x ) принимает на его концах значения разных знаков, то уравнение (2) имеет на этом отрезке, по меньшей мере, один корень

2) Если функция F ( x ) к тому же еще и строго монотонна, то корень на отрезке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийединственный.

Рассмотрим примеры поведения некоторых функций:

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийРисунок 7

Для отделения корней можно эффективно использовать ЭВМ.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийПусть имеется уравнение F ( x )=0, причем можно считать, что все корни находятся на отрезке Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, в которой функция F ( x ) отделена, непрерывна и F ( A )* F ( B ) Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций, содержат не по одному корню.

Будем вычислять значения F ( x ), начиная с точки X = A , двигаясь вправо с некоторым шагом h .

Как только обнаружится пара соседних значений F ( x ), имеющих разные знаки, и функция F ( x ) монотонна на этом отрезке, так соответствующие значения аргумента X (предыдущее и последующее) можно считать концами отрезка, содержащего корень.

Схема соответствующего алгоритма изображена ниже. Результатом решения поставленной задачи будут выводимые на дисплей в цикле значения параметров X 1 и X 2 (Концов выделенных отрезков).

Видео:Метод половинного деления решение нелинейного уравненияСкачать

Метод половинного деления решение нелинейного уравнения

Метод половинного деления (метод дихотомии или метод бисекции)

Теорема 2. Итерационный процесс половинного деления сходится к искомому корню ξ с любой наперед заданной точностью ε.
Доказательство: Рассмотрим последовательность чисел ξi являющихся приближением корня на i -ом шаге.
ξi=½(bi+ai), i=0,1.
где a0=a; b0=b; ai;bi — границы подынтервалов, в которых f(ai)f(bi) 0 мы ни задали, всегда можно найти такое n , что Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итерацийч.т.д.
Графически метод дихотомии выглядит следующим образом
Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций
|f(c)|≤δ f(a)f(c) 10 = 1024 ≈ 10 3 раз. За 20 итераций (n=2) уменьшается в 2 20 ≈ 10 6 раз.

Пример №1 . Найти экстремум функции: y=5x 2 -4x+1 методом дихотомии, если ε=0.1, а исходный интервал [0,10].

  • Решение
  • Видео решение

Пример №3 . Методом бисекции найти решение нелинейного уравнения на отрезке [a,b] с точностью ε = 10 -2 . Выбрав полученное решение в качестве начального приближения, найти решение уравнения методом простой итерации с точностью ε = 10 -4 . Для метода простой итерации обосновать сходимость и оценить достаточное для достижения заданной точности число итераций.
sqrt(t)+x 2 = 10, a = 2.6, b = 3

Найдем корни уравнения: Решение алгебраических и трансцендентных уравнений методом половинного деления и методом итераций
Используем для этого Метод половинного деления (метод дихотомии)..
Считаем, что отделение корней произведено и на интервале [a,b] расположен один корень, который необходимо уточнить с погрешностью ε.
Итак, имеем f(a)f(b) 1 /2(a+b) и вычисляем f(c). Проверяем следующие условия:
1. Если |f(c)| 1 /2 n (b-a)
В качестве корня ξ. возьмем 1 /2(an+bn). Тогда погрешность определения корня будет равна (bn – an)/2. Если выполняется условие:
(bn – an)/2 1 /2(an+bn).
Решение.
Поскольку F(2.6)*F(3) 0, то a=2.8
Итерация 2.
Находим середину отрезка: c = (2.8 + 3)/2 = 2.9
F(x) = 0.113
F(c) = -0.487
Поскольку F(c)•F(x) 0, то a=2.825
Остальные расчеты сведем в таблицу.

Ncabf(c)f(x)
12.632.8-1.6275-0.4867
22.832.9-0.48670.1129
32.82.92.850.1129-0.1893
42.82.852.825-0.1893-0.3386
52.8252.852.8375-0.3386-0.2641
62.83752.852.8438-0.2641-0.2267

Ответ: x = 2.8438; F(x) = -0.2267
Решение было получено и оформлено с помощью сервиса Метод Ньютона онлайн

Пример №2 . Локализовать корень нелинейного уравнения f(x) = 0 и найти его методом бисекции с точностью ε1 = 0,01. Выбрав полученное решение в качестве начального приближения, найти решение уравнения методом простой итерации с точностью ε2 = 0,0001. Для метода простой итерации обосновать сходимость и оценить достаточное для достижения заданной точности ε2 число итераций.

📸 Видео

14 Метод половинного деления Ручной счет Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать

14 Метод половинного деления Ручной счет Численные методы решения нелинейного уравнения

Решение нелинейного уравнения методом половинного деления (программа)Скачать

Решение нелинейного уравнения методом половинного деления (программа)

Метод простых итераций пример решения нелинейных уравненийСкачать

Метод простых итераций пример решения нелинейных уравнений

Метод половинного деленияСкачать

Метод половинного деления

8 Метод половинного деления Calc Excel Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать

8 Метод половинного деления Calc Excel Численные методы решения нелинейного уравнения

Методы интегрирования. 11 класс.Скачать

Методы интегрирования. 11 класс.

7 Метод половинного деления Mathcad Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать

7 Метод половинного деления Mathcad Численные методы решения нелинейного уравнения

12й класс; Информатика; "Численные методы. Метод половинного деления"Скачать

12й класс; Информатика; "Численные методы. Метод половинного деления"

Как найти обратную матрицу 3х3 методом присоединенной матрицы. Простой способ. Понятное объяснениеСкачать

Как найти обратную матрицу 3х3 методом присоединенной матрицы. Простой способ. Понятное объяснение

Урок 10. C++ Метод половинного деленияСкачать

Урок 10.  C++ Метод половинного деления

Метод простой итерации Пример РешенияСкачать

Метод простой итерации Пример Решения

Урок 1. Матрицы, определитель матрицы и ранг матрицы | Высшая математика | TutorOnlineСкачать

Урок 1. Матрицы, определитель матрицы и ранг матрицы | Высшая математика | TutorOnline

Метод итерацийСкачать

Метод итераций

6 Метод половинного деления C++ Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать

6 Метод половинного деления C++ Численные методы решения нелинейного уравнения

Метод половинного деления - ВизуализацияСкачать

Метод половинного деления - Визуализация

Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)Скачать

Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)

Численное решение уравнений, урок 2/5. Метод деления отрезка пополамСкачать

Численное решение уравнений, урок 2/5. Метод деления отрезка пополам
Поделиться или сохранить к себе: