Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Химические реакции протекают либо с выделением теплоты, либо с поглощением теплоты.
Экзотермические реакции протекают с выделением теплоты (теплота указывается со знаком «+»). Эндотермические реакции – с поглощением теплоты (теплота Q указывается со знаком «–»).
Тепловой эффект химической реакции – это изменение внутренней энергии системы вследствие протекания химической реакции и превращения исходных веществ (реагентов) в продукты реакции в количествах, соответствующих уравнению химической реакции.
При протекании химических реакций наблюдаются некоторые закономерности, которые позволяют определить знак теплового эффекта химической реакции:
- Реакции, которые протекают самопроизвольно при обыных условиях, скорее всего экзотермические. Для запуска экзотермических реакций может потребоваться инициация – нагревание и др.
Например, после поджигания горение угля протекает самопроизвольно, реакция экзотермическая:
- Реакции образования устойчивых веществ из простых веществ экзотермические, реакции разложения чаще всего – эндотермические.
Например, разложение нитрата калия сопровождается поглощением теплоты:
- Реакции, в ходе которых из менее устойчивых веществ образуются более устойчивые, чаще всего экзотермические. И наоборот, образование более устойчивых веществ из менее устойчивых сопровождается поглощением теплоты. Устойчивость можно примерно определить по активности и стабильности вещества при обычных условиях. Как правило, в быту нас окружают вещества сравнительно устойчивые.
Например, горение амиака (взаимодействие активных, неустойчивых веществ — аммиака и кислорода) приводит к образованию устойчивых веществ – азота и воды. Следовательно, реакция экзотермическая:
Количество теплоты обозначают буквой Q, измеряют в кДж (килоджоулях) или Дж (джоулях).
Количество теплоты, выделяющейся в результате реакции, пропорционально количеству вещества, вступившего в реакцию.
В термохимии используются термохимические уравнения . Это уравнение реакции с указанием количества теплоты, выделившейся в ней (на число моль вещества, равное коэффициентам в уравнении).
Например, рассмотрим термохимическое уравнение сгорания водорода:
Из термохимического уравнения видно, что 484 кДж теплоты выделяются при сгорании 2 моль водорода, 1 моль кислорода. Также можно сказать, что при образовании 2 моль воды выделяется 484 кДж теплоты.
Теплота образования вещества – количество теплоты, выделяющееся при образовании 1 моль данного вещества из простых веществ.
Например, при сгорании алюминия:
теплота образования оксида алюминия равна 1675 кДж/моль. Если мы запишем термохимическое уравнение без дробных коэффициентов:
теплота образования Al2O3 все равно будет равна 1675 кДж/моль, т.к. в термохъимическом уравнении приведен тепловой эффект образования 2 моль оксида алюминия.
Теплота сгорания – количество теплоты, выделяющееся при горении 1 моль данного вещества.
Например, при горении метана:
теплота сгорания метана равна 802 кДж/моль.
Разберемся, как решать задачи на термохимические уравнения (задачи на термохимию) из ЕГЭ. Для этого разберем несколько примеров термохимических задач.
1. В результате реакции, термохимическое уравнение которой:
получено 98 л (н.у.) оксида азота (II). Определите количество теплоты, которое затратили при этом (в кДж). (Запишите число с точностью до целых.).
Решение.
Из термохимического уравнения видно, что на образование 2 моль оксида азота (II) потребуется 180 кДж теплоты. 2 моль оксида азота при н.у. занимают объем 44,8 л. Составляем простую пропорцию:
на получение 44,8 л оксида азота (II) затрачено 180 кДж теплоты,
на получение 98 л оксида азота затрачено х кДж теплоты.
Отсюда х= 180*98/44,8 = 393,75 кДж. Округляем ответ до целых, как требуется в условии: Q=394 кДж.
Ответ: потребуется 394 кДж теплоты.
2. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах). (Запишите число с точностью до целых.)
Решение.
Из термохимического уравнения видно, что при образовании 2 моль воды выделится 484 кДж теплоты. Масса 2 моль воды равна 36 г. Составляем простую пропорцию:
при образовании 36 г воды выделится 484 кДж теплоты,
при образовании х г воды выделится 1452 кДж теплоты.
Отсюда х= 1452*36/484 = 108 г.
Ответ: образуется 108 г воды.
3. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
израсходовано 80 г серы. Определите количество теплоты, которое выделится при этом (в кДж). (Запишите число с точностью до целых).
Решение.
Из термохимического уравнения видно, что при сгорании 1 моль серы выделится 296 кДж теплоты. Масса 1 моль серы равна 32 г. Составляем простую пропорцию:
при сгорании 32 г серы выделится 296 кДж теплоты,
при сгорании 80 г серы выделится х кДж теплоты.
Отсюда х= 80*296/32 = 740 кДж.
Ответ: выделится 740 кДж теплоты.
Видео:Реакция соединения серы с железомСкачать
Реакция взаимодействия серы и фтора
Видео:Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать
S + 3F2 → SF6
Реакция взаимодействия серы и фтора с образованием фторида серы(VI). Реакция протекает при комнатной температуре.
Реакция идет даже при температуре жидкого азота (-190 ° C).
- S + 3F2 = SF6, ΔG 0 f,298 = -1103 кДж/моль.
- S + 3F2 = SF6, ΔH 0 298 = -1207 кДж.
Видео:78. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения (часть 1)Скачать
Тренировочный вариант №1.
Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.
Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число спаренных электронов на внешнем энергетическом уровне:
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, принадлежащих к главной подгруппе одной группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания атомного радиуса.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, которые способны проявлять степени окисления +1, +3 и +5 в сложных веществах:
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из предложенного перечня веществ выберите два с таким же типом химической связи, как у кремния.
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) соли слабой кислоты; Б) амфотерного гидроксида; В) основного оксида.
1) NaNO3 | 2) BeO | 3) Ba(OH)2 |
4) PbO | 5) KF | 6) Zn(OH)2 |
7) Mg(OH)2 | 8) SrO | 9) LiClO3 |
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
В пробирку с концентрированной холодной азотной кислотой внесли порошок вещества Х, в результате чего он растворился с выделением окрашенного газа и образованием бесцветного раствора. В пробирку с горячей концентрированной азотной кислотой внесли порошок вещества Y, который при растворении дал окрашенный раствор. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) серебро
2) железо
3) карбонат цинка
4) оксид магния
5) сульфат алюминия
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | РЕАГЕНТЫ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В заданной схеме превращений
веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:
1) карбонат свинца
2) нитрат свинца
3) магний
4) медь
5) оксид цинка
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | КЛАСС/ГРУППА |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые являются гомологами.
1) н-бутан
2) циклопропан
3) циклопентен
4) этен
5) пропан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из приведенного списка соединений выберите все такие, из которых в одну стадию не может быть получен дивинил.
1) бутаналь
2) изобутан
3) н-бутанол
4) этанол
5) 1,4-дибромбутан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, с которыми может вступать в реакцию аминоуксусная кислота.
1) сульфат натрия
2) бензол
3) метан
4) метанол
5) глицин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Установите соответствие между дигалогеналканом и продуктом его взаимодействия со спиртовым раствором щелочи: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ДИГАЛОГЕНАЛКАН | ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между названием спирта и основным продуктом его внутримолекулярной дегидратации: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ СПИРТА | ПРОДУКТ ДЕГИДРАТАЦИИ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задана следующая схема превращений веществ
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию
1) каталитическая
2) некаталитическая
3) сопропорционирования
4) диспропорционирования
5) соединения
6) нейтрализации
Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.
Из предложенных пар реагентов выберите все, реакция между которыми протекает быстрее при одинаковых условиях, чем между 10%-ным раствором соляной кислоты и железом:
1) литий и 10%-ный раствор соляной кислоты
2) растворы сульфита калия и бромида натрия
3) железо и сера
4) алюминий и 10%-ный раствор бромоводородной кислоты
5) натрий и кремний
Запишите в поле ответа номера выбранных пар реагентов.
Установите соответствие между формулой частицы и окислительно-восстановительной функцией, которую может проявлять в ней азот: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ЧАСТИЦА | АЗОТ В НЕЙ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между веществом и продуктами, образующимися на инертных электродах при электролизе его водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ | ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
1) фенол
2) хлоруксусная кислота
3) гидроксид калия
4) фторид натрия
Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.
Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь угарного газа с хлором и нагрели. В результате протекания обратимой реакции
в системе установилось равновесие.
Используя данные, приведенные в таблице, определите исходную концентрацию угарного газа (X) и равновесную концентрацию хлора (Y).
ВЕЩЕСТВО | CO | Cl2 | COCl2 |
ИСХОДНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л | 0,6 | ||
РАВНОВЕСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л | 0,2 | 0,1 |
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,1 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,55 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ | РЕАГЕНТ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между кратким описанием и соответствующим ему процессом нефтепереработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ОПИСАНИЕ | ПРОЦЕСС НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.
Какую массу соли надо добавить к 150 г 14%-ного раствора нитрата бария для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 15%. Запишите число с точностью до сотых.
Реакция серы с фтором происходит согласно термохимическому уравнению
Рассчитайте тепловой эффект реакции Q, если при образовании 50 г фторида серы (VI) выделяется 413 кДж энергии. Ответ округлите до целых.
Какую массу фосфида магния (в граммах) можно получить из 240 мг металла и 217 мг фосфора? Ответ округлите до сотых.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:
раствор серной кислоты, гидроксид меди (II), дихромат калия, диоксид кремния, сульфид натрия, сульфат железа (II). Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается.
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, сопровождающаяся образованием голубого раствора. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Через водный раствор сульфата железа (III) пропустили избыток сероводорода. Полученный осадок отфильтровали и растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ поглотили водным раствором гидроксида бария, после чего к полученному раствору добавили раствор нитрата аммония и нагрели. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
К 47 г насыщенного раствора сульфата меди (II) добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди (II). (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди (II) и железом никакие соли в осадок не выпадают.)
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
При сжигании навески неизвестного вещества массой 3,5 г образовалось 4,48 л углекислого (н.у.) газа и 2,7 г воды. Определите молекулярную формулу вещества и его структуру, если известно, что оно не реагирует с аммиачным раствором оксидом серебра и способно полимеризоваться.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водорода в присутствии катализатора (используйте структурные формулы органических веществ).
Видео:Химия | Тепловой эффект химической реакции (энтальпия)Скачать
Ответы к первой части варианта №1
№ Задания, ответ | № Задания, ответ |
|
|
Видео:Решение задач по теме «Расчеты по термохимическим уравнениям». 9 и 11 класс.Скачать
Ответы ко второй части варианта №1
Задание 29
1∙ | 2Cr +6 + 6ē → 2Cr +3
6∙ | Fe +2 – 1ē → Fe +3
Железо в степени окисления +2 (или сульфат железа(II)) является восстановителем.
Хром в степени окисления +6 (или дихромат калия) – окислителем.
Задание 30
Задание 31
Комментарий к 4-й реакции: нитрат аммония имеет температуру разложения около 200 o C, то есть не будет разлагаться в водном растворе.
Задание 32
1) Бензойная кислота является производным бензола, содержащим ориентант II-го рода (мета-ориентант) − карбоксильную группу. Производные бензола с ориентантами II-го рода имеют более низкую активность, чем сам бензол, и реакции замещения в их случае происходят по мета-положению по отношению к заместителю:
1)
2)
3)
4)
5)
Задание 33
К 47 г насыщенного раствора сульфата меди (II) добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г 10%-ного раствора сульфида натрия. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди (II). (Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди (II) и железом никакие соли в осадок не выпадают.)
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Решение:
Рассчитаем массовую долю сульфата меди в стандартном насыщенном растворе, полученном растворением 20,5 г CuSO4 в 100 г воды.
ωст.(CuSO4) = mст.(CuSO4)/mст.(р-ра CuSO4) = mст.(CuSO4)/(mст.(H2O) + mст.(CuSO4)) = 20,5 г/(20,5 г + 100 г) = 0,1701 или 17,01 %
Концентрация насыщенного раствора для любой соли при одной и той же температуре величина постоянная, поэтому концентрация раствора массой 47 г из задачи совпадает с концентрацией раствора, полученного смешением 100 г воды с 20,5 г сульфата меди.
Задание 34
При сжигании навески неизвестного вещества массой 3,5 г образовалось 4,48 л углекислого (н.у.) газа и 2,7 г воды. Определите молекулярную формулу вещества и его структуру, если известно, что оно не реагирует с аммиачным раствором оксидом серебра и способно полимеризоваться.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водорода в присутствии катализатора (используйте структурные формулы органических веществ).
Решение:
n(CO2) = V(CO2)/Vm(CO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль;
n(C) = n(CO2) = 0,2 моль;
m(C) = n(C) · M(C) = 0,2 · 12 = 2,4 г;
n(H2O) = n(H2O)/M(H2O) = 2,7/18 = 0,15 моль;
n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,15 = 0,3 моль;
m(H) = n(H)*M(H) = 0,3 · 1 = 0,3 г.
Проверим, есть ли в искомом соединении кислород:
m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 3,5 г – 2,4 г – 0,3 г = 0,8 г, т.е. m(O) ≠ 0, значит кислород в соединении есть.
n(O) = m(O)/M(O) = 0,8/16 = 0,05 моль
Пусть простейшая формула искомого соединения CxHyOz, тогда:
x : y : z = n(C) : n(H) : n(O) = 0,2 : 0,3 : 0,05 = 4 : 6 : 1.
т.е. простейшая формула искомого вещества C4H6O
Истинная формула может отличаться от простейшей в целое число раз, т.е. ее можно записать как (C4H6O)k или C4kH6kOk, где k – некоторое целое положительное число. Задача на определение формулы в ЕГЭ считается решенной, если найдено хотя бы одно решение, удовлетворяющее условиям задачи. Поэтому будем искать решение, перебирая варианты, начиная с самого первого возможного значения k, т.е. единицы.
В случае, если k=1, истинная формула совпадает с простейшей, т.е. C4H6O.
Поскольку сказано, что искомое соединение способно полимеризоваться и не вступает в реакцию серебряного зеркала, можно предположить, что его структура будет иметь вид:
Тогда уравнение его взаимодействия с избытком водорода будет записываться следующим образом:
🎦 Видео
Тепловой эффект реакции | Химия 10 класс | УмскулСкачать
Термохимические реакции. Практическая часть - решение задачи. 9 класс.Скачать
Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравненияСкачать
Химия 9 класс (Урок№11 - Сера. Серовород. Сульфиды.)Скачать
Решение задач по термохимическим уравнениям реакций, 8 классСкачать
Тепловой эффект химической реакции | ХимияСкачать
Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. 8 класс.Скачать
Тепловой эффект реакции. ЗадачиСкачать
Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Уравнивание реакций горения углеводородовСкачать
Химия. 10 класс. Тепловой эффект химической реакции и его значение /04.12.2020/Скачать
Сера: химические свойства, аллотропия и её соединения #сера #химшкола #неметаллы #егэхимияСкачать
Реакции присоединения и полимеризации в органике | Химия ЕГЭ | УмскулСкачать
Все реакции с металлами за 1 урок | ЕГЭ по химии 2024 | Екатерина СтрогановаСкачать
СЕРА | Химия 9 классСкачать