- Понятие вычитания или разности целых чисел.
- Вычитание целых положительных чисел в примерах.
- Вычитание целых отрицательных чисел в примерах.
- Вычитание нуля из целых чисел.
- Вычитание одинаковых целых чисел.
- Проверка результата вычитания.
- Вычитание целых чисел: правила, примеры
- Смысл вычитания целых чисел
- Правило вычитания целых чисел
- Вычитание целого положительного числа, примеры
- Вычитание нуля, примеры
- Вычитание целого отрицательного числа, примеры
- Вычитание равных целых чисел
- Проверка результата вычитания целых чисел
- Вычитание целых чисел на координатной прямой
- Дидактический материал по теме «Разность целых чисел»
- Просмотр содержимого документа «Дидактический материал по теме «Разность целых чисел»»
- 🎥 Видео
Видео:Математика 6 класс (Урок№24 - Разность целых чисел. Часть 2.)Скачать
Понятие вычитания или разности целых чисел.
Разность или вычитание целых чисел напрямую связана с темой сложение целых чисел. Ведь зная сумму и одно из слагаемых, можно найти второе слагаемое. Рассмотрим пример:
У нас есть 10 яблок в корзине. В первый раз в корзину добавили 2 яблока, сколько во-второй раз добавили яблок в корзину, чтобы в итоге получить 10 яблок?
Обозначим за переменную x – количество яблок, добавленных во второй раз. Если мы прибавим к переменной x два яблока, то получим 10 яблок. Математически запись будет выглядеть так:
чтобы найти переменную x нужно из корзины убрать 2 яблока или от суммы 10 отнять одно известное слагаемое 2.
То есть переменная x=8.
Определение:
Разностью двух целых чисел называется целое число, которое в сумме с вычитаемым дает уменьшаемое.
Разность целых чисел a и b обозначается как a-b.
Разность a-b это сумма чисел a и противоположного числа b.
a-b=a+(-b)
где b и –b – это противоположные числа.
Видео:Математика 6 класс (Урок№23 - Разность целых чисел. Часть 1.)Скачать
Вычитание целых положительных чисел в примерах.
Пример:
Выполните вычитание из целого числа 12 число 5.
Решение:
По правилу разности мы должны заменить вычитаемое 5 заменить на противоположное число, то есть -5 и выполнить сложение целых чисел с разными знаками.
Пример:
Из числа 37 выполните вычитание числа 56.
Решение:
Нужно вычитаемое число 56 заменить на противоположное число, то есть число -56 и выполнить сложение целых чисел с разными знаками.
Пример:
Из числа -4 нужно вычесть число 7.
Решение:
Заменяем вычитаемое число 7 на противоположное число -7 и складываем из по правилу сложения целых отрицательных чисел.
Видео:Сложение и вычитание рациональных чисел. 6 класс.Скачать
Вычитание целых отрицательных чисел в примерах.
Пример:
Найдите разность чисел 6 и -8.
Решение:
По правилу разности нужно заменить вычитаемое -8 на противоположное число +8 или 8 и посчитать сумму целых чисел. Получим:
Из целого числа -14 вычтите число -10.
Нужно вычитаемое -10 заменить на противоположное число +10 или 10 по правилу вычитания целых чисел и потом выполнить сложение.
Видео:Сложение и вычитание рациональных и отрицательных рациональных чисел. Практическая часть. 6 класс.Скачать
Вычитание нуля из целых чисел.
Если вычесть нуль из целого числа, то число не измениться.
a-0=a
Если вычесть нуль из нуля, то получим нуль.
Видео:как ЛЕГКО сложить отрицательные числа , ПРИМЕРЫСкачать
Вычитание одинаковых целых чисел.
Рассмотрим задачу:
Миша получил от мамы 2 конфеты и он тут же угостил своего друга Сашу двумя конфетами. Сколько осталось конфет у Миши?
Решение:
Миша получил 2 конфеты и отдал 2 конфеты, математически можно записать так:
Ответ: у Миши осталось 0 конфет.
То есть если выполнить вычитание равных чисел в результате получим нуль.
a-a=0
Видео:П. 2.6. Разность целых чисел. №285 - 293Скачать
Проверка результата вычитания.
Как проверить правильно ли вы нашли разность двух целых чисел?
Ответ прост он заключается в самом определении разности двух целых чисел. Нужно разность сложить с вычитаемым получим уменьшаемое. Словесная формула будет выглядеть так:
Разность+Вычитаемое=Уменьшаемое
19 – это у нас уменьшаемое;
5 – вычитаемое;
14 – разность.
Выполним проверку:
К разности прибавим уменьшаемое, если правильно выполнили вычитание, то получим уменьшаемое.
Еще пример:
Выполните проверку вычитания 12-23=-11
12 – уменьшаемое;
23 – вычитаемое;
-11 – разность.
Выполним проверку вычитания:
Разность+Вычитаемое=Уменьшаемое
Видео:Разность целых чиселСкачать
Вычитание целых чисел: правила, примеры
Для полноценного разбора темы статьи введем термины и определения, обозначим смысл действия вычитания и выведем правило, согласно которому действие вычитания возможно привести к выполнению действия сложения. Разберем практические примеры. А также рассмотрим действие вычитания в геометрическом толковании – на координатной прямой.
В общем, основные термины, используемые для описания действия вычитания, едины для любого типа чисел.
Уменьшаемое – целое число, из которого будет производиться вычитание.
Вычитаемое – целое число, которое будем вычитать.
Разность – результат выполненного действия вычитания.
Для обозначения самого действия используется знак минус, размещённый между уменьшаемым и вычитаемым. Все составные части действия, указанные выше, записываются в виде равенства. Т.е., если заданы целые числа a и b , и при вычитании из первого второго получается число c , действие вычитания запишется следующим образом: a – b = c .
Выражение вида a – b также будем обозначать как разность, как и само конечное значение этого выражения.
Видео:6 класс, 10 урок, Вычитание целых чиселСкачать
Смысл вычитания целых чисел
В теме вычитания натуральных чисел была установлена взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, которая дала возможность определить вычитание как поиск одного из слагаемых по известной сумме и второму слагаемому. Примем, что вычитание целых чисел имеет такой же смысл: по заданной сумме и одному из слагаемых определяется второе слагаемое.
Указанный смысл действия вычитания целых чисел дает возможность утверждать, что c — b = a и c — a = b , если a + b = c , где a , b , c – целые числа.
Рассмотрим простые примеры для закрепления теории:
— пусть мы знаем, что — 5 + 11 = 6 , тогда разность 6 — 11 = — 5 ;
— допустим, известно, что — 13 + ( — 5 ) = — 18 , тогда — 18 – ( — 5 ) = — 13 , а — 18 – ( — 13 ) = — 5 .
Видео:Целые и рациональные числа. 6 класс.Скачать
Правило вычитания целых чисел
Указанный выше смысл действия вычитания не обозначает для нас конкретного способа вычислить разность. Т.е. мы можем утверждать, что одно из известных слагаемых – результат вычитания из суммы другого известного слагаемого. Но, если одно из слагаемых окажется неизвестным, то мы не можем знать, какова будет разность между суммой и известным слагаемым. Следовательно, для выполнения действия вычитания нам потребуется правило вычитания целых чисел:
Для того, чтобы определить разность двух чисел, необходимо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому, т.е. a – b = a + ( — b ) , где a и b – целые числа; b и – b – противоположные числа.
Докажем указанное правило вычитания, т.е. докажем справедливость указанного в правиле равенства. Для этого, согласно смыслу вычитания целых чисел, прибавим к a + ( — b ) вычитаемое b и убедимся, что получим в результате уменьшаемое a, т.е. проверим действительность равенства ( a + ( — b ) ) + b = a . На основании свойств сложения целых чисел мы можем записать цепочку равенств: ( a + ( — b ) ) + b = a + ( ( — b ) + b ) = a + 0 = a , она и будет являться доказательством правила вычитания целых чисел.
Рассмотрим применение правила вычитания целых чисел на конкретных примерах.
Видео:6 класс. Математика. Урок от 13.11.2020. Разность целых чиселСкачать
Вычитание целого положительного числа, примеры
Необходимо выполнить вычитание из целого числа 15 целого положительного числа 45 .
Решение
Согласно правилу, чтобы из заданного числа 15 вычесть целое положительное число 45 , нужно к уменьшаемому 15 прибавить число — 45 , т.е. противоположное заданному 45 . Таким образом, искомая разность будет равна сумме целых чисел 15 и — 45 . Вычислив нужную сумму чисел с противоположными знаками, получим число — 30 . Т.е. итогом вычитания числа 45 из числа 15 будет число — 30 . Запишем все решение в одну строку: 15 — 45 = 15 + ( — 45 ) = — 30 .
Ответ: 15 — 45 = — 30 .
Необходимо вычесть из целого отрицательного числа — 150 целое положительное число 25 .
Решение
Согласно правилу, прибавим к уменьшаемому числу — 150 число — 25 (т.е. противоположное заданному вычитаемому 25 ). Найдем сумму целых отрицательных чисел: — 150 + ( — 25 ) = — 175 . Таким образом, искомая разность равна . Все решение запишем так: — 150 — 25 = — 150 + ( — 25 ) = — 175 .
Ответ: — 150 — 25 = — 175 .
Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать
Вычитание нуля, примеры
Правило вычитания целых чисел дает возможность вывести принцип вычитания нуля из целого числа – вычитание нуля из любого целого числа не изменяет это число, т.е. a — 0 = a, где a – произвольное целое число.
Поясним. Согласно правилу вычитания, вычитание нуля – это прибавление к уменьшаемому числа, противоположного нулю. Нуль – число, противоположное самому себе, т.е. вычесть нуль это то же самое, что прибавить нуль. На основе соответствующего свойства сложения прибавление нуля к любому целому числу не изменяет это число. Таким образом,
a — 0 = a + ( — 0 ) = a + 0 = a .
Рассмотрим простые примеры вычитания нуля из различных целых чисел. Например, разность 61 — 0 равна 61 . Если же из целого отрицательного числа — 874 вычесть нуль, то получится — 874 . Если от нуля отнять нуль, получим нуль.
Видео:6 класс. Урок 13. ПРАКТИКА: Сложение и вычитание целых чиселСкачать
Вычитание целого отрицательного числа, примеры
Необходимо вычесть из целого числа 0 целое отрицательное число — 324 .
Решение
Согласно правилу вычитания определение разности 0 — ( — 324 ) необходимо произвести прибавлением к уменьшаемому числу 0 числа, противоположного вычитаемому — 324 . Тогда: 0 — ( — 324 ) = 0 + 324 = 324
Ответ: 0 — ( — 324 ) = 324
Определить разность — 6 — ( — 13 ) .
Решение
Произведем вычитание из целого отрицательного числа — 6 целого отрицательного числа — 13 . Для этого вычислим сумму двух чисел: уменьшаемого — 6 и числа 13 (т.е. противоположного заданному вычитаемому — 13 ). Получим: — 6 — ( — 13 ) = — 6 + 13 = 7 .
Ответ: — 6 — ( — 13 ) = 7 .
Видео:Вычислить пример со степенямиСкачать
Вычитание равных целых чисел
Если заданные уменьшаемое и вычитаемое равны, то их разность будет равна нулю, т.е. a — a = 0 , где a – любое целое число.
Поясним. Согласно правилу вычитания целых чисел a — a = a + ( — a ) = 0 , что означает: чтобы из целого числа вычесть равное ему, нужно прибавить к этому числу число, ему противоположное, что даст в результате нуль.
Например, разность равных целых чисел — 54 и — 54 равна нулю; совершая действие вычитания из числа 513 числа 513 , получаем нуль; отнимая от нуля нуль, получаем также нуль.
Видео:Старая вступительная задача в ОксфордСкачать
Проверка результата вычитания целых чисел
Необходимая проверка производится с помощью действия сложения. Для этого к полученной разности прибавляем вычитаемое: в итоге должно получится число, равное уменьшаемому.
Было произведено вычитание целого числа — 112 из целого числа — 300 , при этом получена разность — 186 . Верно ли было произведено вычитание?
Решение
Выполним проверку согласно указанному выше принципу. Прибавим к заданной разности вычитаемое: — 186 + ( — 112 ) = — 298 . Мы получили число, отличное от заданного уменьшаемого, следовательно, была допущена ошибка при вычислении разности.
Ответ: нет, вычитание было произведено неверно.
Видео:Вычитание рациональных чисел . Решение уравнений . 6 класс .Скачать
Вычитание целых чисел на координатной прямой
В заключение рассмотрим геометрическое толкование действия вычитания целых чисел. Начертим горизонтальную координатную прямую, направленную вправо:
Выше мы вывели правило совершения действия вычитания, согласно ему: a — b = a + ( — b ) , тогда геометрическое толкование вычитания чисел a и b будет совпадать с геометрическим смыслом сложения целых чисел a и – b . Из этого следует, что для вычитания из целого числа a целого числа b , необходимо:
— сдвинуться из точки с координатой a на b единичных отрезков влево, если b – положительное число;
— сдвинуться из точки с координатой a на | b | (модуль числа b ) единичных отрезков вправо, если b – отрицательное число;
— остаться в точке с координатой a , если b = 0 .
Рассмотрим на примере с применением графического изображения:
Пусть необходимо вычесть из целого числа — 2 целое положительное число 2 . Для этого, согласно вышеуказанной схеме, переместимся влево на 2 единичных отрезка, попадая, таким образом, в точку с координатой — 4 , т.е. — 2 — 2 = — 4 .
Еще один пример: вычитаем из целого числа 2 целое отрицательное число — 3 . Тогда, согласно схеме, переместимся вправо на | — 3 | = 3 единичных отрезка, попадая, таким образом, в точку с координатой 5 . Получаем равенство: 2 — ( — 3 ) = 5 и иллюстрацию к нему:
Видео:Разность двух отрицательных целых чисел. Математика 6 класс.Скачать
Дидактический материал по теме «Разность целых чисел»
Материал разработан для учебника Математика 6 класс С.М.Никольский. В данном метериале содержатся разнообразные задания по теме «Разнсть целых чисел»
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Разность целых чисел»»
Дидактический материал по теме «Разность целых чисел»
1. Замените вычитание сложением и вычислите по образцу: 4-6=4+(-6)=-2
а) 8-8; в) 7-9; д) 0-15; ж) 0-19;
б) -12-12; г) -8-14; е) -26-14; з) -10-20.
2. Замените вычитание сложением и вычислите по образцу:6-(-3)=6+3=9
а) 15-(-2); в) 35-(-12); д) 5-(-45); ж) 17-(-50);
а) 19-(-1); д) -20-200; и) 0-12;
б) -19-(-1); е) 20-200; к) 0-(-12);
в) 19-1; ж) -20-(-200); л) -12-0;
г) -19-1; з)20-(-200); м) 12-0.
4. Найдите значение выражения:
а) -460-(-460); б) 320-(-320); в) 269-269; г) -560-560.
5. Найдите значение разности а-b:
6. Заполните пропуски:
а) 0-…=-17; б) 5-…=-12; в) -25-…=-25; г) …-14=-14.
7. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой x:
а) х-14=-45; в) -48-х=12; д) 100-х=-300;
б) х-27=-90; г) -18-х=-62; е) 75-х=-125.
8. Выполните вычитание:
а) 56-89; г) -44-35; ж) -30-(-56);
б) 46-52; д) -86-34; з) -100-(-30);
в) 75-88; е) -61-61; и) -450-(-290).
а) -456+144; в) -361+(-329); д) 167-649; ж)134-(-144);
б) -500-700; г) -430-(-769); е) 821+(-489); з) 176+(-348).
10. Представьте выражение в виде суммы и выполните сложение:
а) 40-85-20; в) 76-92-14; д) 17-95+58;
б) -76+12-30; г) -36-39+68; е) -14-36-60.
11. Найдите значение выражения:
а) -145-154+111; в) -231-233+145; д) 560-600-34; ж) -56-35+18-14;
б) -126+49-63; г) 306-90+220; е) -176-152-38; з) 22-48-11+25;
12. Найдите значение выражения:
а) -87-(-35+13); в) -34-(-48-51); д) -29-(-43+52);
б) 42-(-18+75); г) 77-(34-88); е) 35-(-45-56).
13. Найдите значение выражения:
14. Решите уравнение: а) │5+х│=7, б) │х-8│=10, в) 9+│4-х│=7.
🎥 Видео
Урок в 6 классе. Разность целых чисел. Замена вычитания сложением.Скачать
Математика 6 класс (Урок№22 - Законы сложение целых чисел.)Скачать
Математика 6 класс (Урок№20 - Сложение целых чисел. Часть 2.)Скачать
6 класс. Урок 13. Сложение и вычитание целых чисел: теорияСкачать