Равносильные переходы в показательных уравнениях

Равносильные уравнения, преобразование уравнений

Некоторые преобразования позволяют нам перейти от решаемого уравнения к равносильным, а также к уравнениям-следствиям, благодаря чему упрощается решение первоначального уравнения. В данном материале мы расскажем, что из себя представляют эти уравнения, сформулируем основные определения, проиллюстрируем их наглядными примерами и поясним, как именно осуществляется вычисление корней исходного уравнения по корням уравнения-следствия или равносильного уравнения.

Видео:Равносильные переходы в уравненияхСкачать

Равносильные переходы в уравнениях

Понятие равносильных уравнений

Равносильными называются такие уравнения, имеющие одни и те же корни, или же те, в которых корней нет.

Определения такого типа часто встречаются в различных учебниках. Приведем несколько примеров.

Уравнение f ( x ) = g ( x ) считается равносильным уравнению r ( x ) = s ( x ) , если у них одинаковые корни или у них обоих нет корней.

Уравнения с одинаковыми корнями считаются равносильными. Также ими считаются два уравнения, одинаково не имеющие корней.

Если уравнение f ( x ) = g ( x ) имеет то же множество корней, что и уравнение p ( x ) = h ( x ) , то они считаются равносильными по отношению друг к другу.

Когда мы говорим о совпадающем множестве корней, то имеем в виду, что если определенное число будет корнем одного уравнения, то оно подойдет в качестве решения и другому уравнению. Ни одно из уравнений, являющихся равносильными, не может иметь такого корня, который не подходит для другого.

Приведем несколько примеров таких уравнений.

Например, равносильными будут 4 · x = 8 , 2 · x = 4 и x = 2 , поскольку каждое из них имеет только один корень – двойку. Также равносильными будут x · 0 = 0 и 2 + x = x + 2 , поскольку их корнями могут быть любые числа, то есть множества их решений совпадают. Также равносильными будут уравнения x = x + 5 и x 4 = − 1 , каждое из которых не имеет ни одного решения.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров неравносильных уравнений.

К примеру, таковыми будут x = 2 и x 2 = 4 , поскольку их корни отличаются. То же относится и к уравнениям x x = 1 и x 2 + 5 x 2 + 5 , потому что во втором решением может быть любое число, а во втором корнем не может быть 0 .

Определения, данные выше, подойдут и для уравнений с несколькими переменными, однако в том случае, когда мы говорим о двух, трех и более корнях, более уместно выражение «решение уравнения». Таким образом, подытожим: равносильные уравнения – это те уравнения, у которых одни и те же решения или их совсем нет.

Возьмем примеры уравнений, которые содержат несколько переменных и являются равносильными друг другу. Так, x 2 + y 2 + z 2 = 0 и 5 · x 2 + x 2 · y 4 · z 8 = 0 включают в себя по три переменных и имеют только одно решение, равное 0 , во всех трех случаях. А пара уравнений x + y = 5 и x · y = 1 равносильной по отношению друг к другу не будет, поскольку, например, значения 5 и 3 подойдут для первого, но не будут решением второго: при подстановке их в первое уравнение мы получим верное равенство, а во второе – неверное.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Понятие уравнений-следствий

Процитируем несколько примеров определений уравнений-следствий, взятых из учебных пособий.

Следствием уравнения f ( x ) = g ( x ) будет уравнение p ( x ) = h ( x ) при условии, что каждый корень первого уравнения будет в то же время корнем второго.

Видео:Равносильные переходы при решении иррациональных уравненийСкачать

Равносильные переходы при решении иррациональных уравнений

Равносильные переходы в показательных уравнениях

1. Уравнение вида $$ left| right| = a,,,,,a in R $$

Решение:

  • если a0 — решением уравнения $$ left| right| = a,,,,,a in R $$ будет решение равносильной совокупности $$ left[ beginf(x) = a; \ f(x) = — a. \ end right.$$

2. Уравнение вида $$ left| right| = g(x) $$

Решение:

1 случай. Решением уравнения $$ left| right| = g(x) $$ будет решение равносильной совокупности $$ left[ begin left< begin g(x) ge 0; \ f(x) = g(x), \ end right. \ left< begin g(x) ge 0; \ — f(x) = g(x). \ end right. \ end right.$$

Решение:

2 случай. Решением уравнения $$ left| right| = g(x) $$ будет решение равносильной совокупности $$ left[ begin left< begin f(x) ge 0; \ f(x) = g(x), \ end right. \ left< begin f(x) 3. Уравнение вида $$left| right| = left| right|$$

Решение:

1 случай. Решением уравнения $$left| right| = left| right|$$ будет решение равносильного уравнения $$ f^2 (x) = g^2 (x) $$

Решение:

2 случай. Решением уравнения $$left| right| = left| right|$$ будет решение равносильной совокупности $$ left[ begin f(x) = g(x), \ f(x) = — g(x). \ end right. $$

4. Уравнение вида $$ left| right| = — f(x)$$

Решение: Решением уравнения $$ left| right| = — f(x)$$ будет решение равносильного неравенства $$ f(x) le 0$$

5. Уравнение вида $$ left| right| = f(x)$$

Решение: Решением уравнения $$ left| right| = f(x)$$ будет решение равносильного неравенства $$ f(x) ge 0 $$

Видео:Показательные уравнения. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. 11 класс.

40. Алгебра Равносильные переходы в показательных уравненияхЧитать 0 мин.

Видео:ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравненийСкачать

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ 10 класс решение показательных уравнений

40.710. Равносильные системы

Два неравенства являются равносильными, если множества их решений совпадают. При решении неравенств иногда приходится переходить от одного неравенства к другому, более простому. Рассмотрим несколько равносильных переходов: для решения иррациональных, показательных, логарифмических неравенств, неравенств с модулем, дробно-рациональных неравенств.

1. Равносильные переходы для решения иррациональных неравенств

Для избавления от радикалов в иррациональных неравенствах требуется умение возводить обе части неравенства в соответствующую степень. Однако нужно быть осторожными при возведении в четную степень, если хотя бы одна из частей неравенства отрицательная. Неосторожное возведение в квадрат неравенства может повлечь за собой приобретение или потерю решений.

Корни четной степени извлекаются только из неотрицательных чисел, это непосредственно относится к возведению корня четной степени $ sqrt[2n] $ в соответствующую четную степень, после чего $f(x)$ стоит уже не под корнем, а значит, лишено неявного ограничения $f(x)geq 0$. Следовательно, это неявное ограничение мы должны учесть, однако, учитываем мы его для меньшего подкоренного выражения (т.к. для большего это ограничение выполнится автоматически).

$sqrt[2n]geq sqrt[2n]leftrightarrow left< begin f(x)geq g(x) \ g(x)geq 0. end right. $

Пример. Решите неравенство

Решение. Применим равносильный переход:

$left< begin x^-5x+6geq 0 \ (x-3)(x-1)geq 0 end right. leftrightarrow left< begin (x-2)(x-3)geq 0 \ (x-3)(x-1)geq 0 end right. $

Равносильные переходы в показательных уравнениях

Равносильные переходы в показательных уравнениях

Видим, что решением системы является промежуток $xin (-infty ;1]cup lbrack 3;infty )$

Ответ: $xin (-infty ;1]cup lbrack 3;infty )$

Встречаются такие неравенства, в которых корень сравнивают с выражением. Тогда тоже пользуемся возведением в квадрат для избавления от иррациональности, однако, накладываем дополнительное ограничение – неотрицательность выражения, поскольку значение корня четной степени – число неотрицательное.

$sqrt[2n] &lt g(x) leftrightarrow left < begin f(x)&lt g^(x), \ f(x)geq 0, \ g(x)>0. end right. $

$sqrt[2n]leq g(x)leftrightarrow left< begin f(x)leq g^(x), \ f(x)geq 0, \ g(x)geq 0. end right. $

Пример. Решите неравенство

$sqrt 0 end right. leftrightarrow left< begin x+5 -7 end right. leftrightarrow left< begin x^-15x+44>0 \ xgeq -5 \ x 0 \ xgeq -5 \ x g(x)leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)>g^(x) \ g(x)geq 0, end right. \ left< begin f(x)geq 0, \ g(x) 7-x$

Воспользуемся равносильным переходом.

Пример. Решите неравенство $sqrt[3]>sqrt[3]$

Решение. Воспользуемся равносильным переходом:

$x 1$, тогда неравенство $a^vee a^$ равносильно неравенству $fvee g$.

В этом правиле последнее неравенство имеет тот же знак, что и первое, т.к. показательная функция с основанием $a>1$ возрастает.

Пример. Решите неравенство: $0,1^<x^+4x> 0;$

Ответ $xin (-infty ;-2)cup (-2;+infty )$.

Ответ: $xin (-infty ;-2)cup (-2;+infty )$

Если неизвестная входит как в основание, так и в показатель степени, то заранее неизвестно, будет ли основание степени больше или меньше единицы, поэтому при решении неравенства нужно учитывать оба этих случая. Если неравенство строгое, то получаем следующий равносильный переход:

$(phi (x))^ &gt (phi (x))^Leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)>g(x) \ phi (x) &gt 1 end right. \ left< begin f(x) &lt g(x) \ 0 &lt phi (x) (x+5)^$

Используем следующий равносильный переход:

Если неравенство нестрогое, то нужно дополнительно рассмотреть случай – основание равно единице, т.к. тогда получается, что единица в любой степени равна единице, неравенство выполнится. Т.е. получаем следующий равносильный переход:

$(phi (x))^geq (phi (x))^Leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)>g(x) \ phi (x)>1 endright. \ left< begin f(x) &lt g(x) \ 0 0 end right. leftrightarrow left< begin xneq 0 \ x>0 end right. $

Используем следующий равносильный переход:

$left[ begin left< begin x^geq -(x^-4) \ fracx>1 end right. \ left< begin x^leq -(x^-4) \ 0 &lt fracx &lt 1 end right. \ fracx=1 end right. leftrightarrow left[ begin left< begin x^+x^-4geq 0 \ x>frac end right. \ left< begin x^+x^-4leq 0 \ 0 &lt frac<>x &lt frac end right. \ x=frac end right. leftrightarrow left[ begin left< begin 2x^+4geq 0 \ x>frac end right. \ left< begin 2x^+4leq 0 \ 0 &lt x &lt frac end right. \ x=frac end right. leftrightarrow left[ begin left< begin 2(x^+2)geq 0 \ x>frac end right. \ left< begin 2(x^+2)leq 0 \ 0 &lt x &lt frac end right. \ x=frac end right. leftrightarrow $

Таким образом, решение неравенства: $xin lbrack frac;infty )$

Ответ $xin lbrack 2,25;infty )$

3. Равносильные переходы для решения логарифмических неравенств

Метод решений простейших логарифмических неравенств опирается на монотонность логарифмической функции, т.е. на правило отбрасывания логарифмов. Однако есть отличие от аналогичного правила отбрасывания оснований, которое объясняется тем, что при отбрасывании логарифмов расширяется ОДЗ неравенства. Значит, выражения, стоящие под логарифмами после отбрасывания последних могут стать отрицательными или равными нулю, следовательно, мы должны дополнительно учесть, что подлогарифмическое выражение положительно.

Если неизвестная входит как в основание, так и под знак логарифма, то заранее неизвестно, будет ли основание больше или меньше единицы, поэтому при решении неравенства нужно учитывать оба этих случая.

Воспользуемся равносильным переходом:

$left[ begin left< begin 2-x>1+x \ 2-x>0 \ 1+x>0 \ 1+x>1 end right. \ left< begin 2-x &lt 1+x \ 2-x>0 \ 1+x>0 \ 0 &lt 1+x &lt 1 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin -x-x>1-2 \ -x>-2 \ x>-1 \ x>0 end right. \ left< begin -x-x &lt 1-2 \ -2> \ -1> \ -1 &lt x &lt 0 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin -2x>-1 \ x &lt 2 \ x>-1 \ x>0 end right. \ left< begin -2x &lt -1 \ x &lt 2 \ x>-1 \ end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin x &lt 0,5 \ x &lt 2 \ x>-1 \ x>0 end right. \ left< begin x>0,5 \ x &lt 2 \ x>-1 \ end right. end right. $

Решением первой системы является интервал (0;0,5)

При решении неравенств второй системы видим, что пересечений решений нет.

Таким образом, решением совокупности является интервал (0;0,5)

Пример. Решите неравенство

Воспользуемся равносильным переходом:

$left[ begin left< begin x^-2x-8geq x^ \ x^-2x-8>0 \ x^>0 \ x>1 end right. \ left< begin x^-2x-8leq x^ \ x^-2x-8>0 \ x^>0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin x^-2x-8-x^geq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 endright. \ left< begin x^-2x-8-x^leq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin -2x-8geq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 end right. \ left< begin -2x-8leq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. end right. $

$left[ begin left< begin -2(x+4)geq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 end right. \ left< begin -2(x+4)leq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin x+4leq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 end right. \ left< begin x+4geq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. end right. $

$left< begin x+4leq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 end right. leftrightarrow left< begin xleq -4 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ x>1 end right. $

видим, что для указанной системы нет решений, т.к. и $x>1$

$left< begin x+4geq 0 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. leftrightarrow left< begin xgeq -4 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 end right. $

$left< begin xgeq -4 \ (x-4)(x+2)>0 \ xneq 0 \ 0 &lt x &lt 1 endright. $

Равносильные переходы в показательных уравнениях

При нанесении решений каждого неравенства системы на числовую прямую видим, что пересечений решений нет. Значит, неравенство не имеет решений.

Ответ: решений нет.

4. Равносильные переходы для решения неравенств, содержащих знак модуля

Если модуль меньше функции, то избавляемся от модуля, но взамен получаем систему из двух неравенств. Учитываем случаи: если число под модулем положительно и если число под модулем отрицательно:

$leftvert f(x)rightvert &ltg(x) leftrightarrow left< begin f(x) &lt g(x) \ f(x)>-g(x), end right. $

$leftvert f(x)rightvert leq g(x)leftrightarrow left< begin f(x)leq g(x) \ f(x)geq -g(x), end right. $

Этот метод работает всегда, даже если выражение $g(x)$ отрицательно. Убедимся в этом на примерах.

Пример. Решите неравенство: -5, end right. leftrightarrow left< begin x &lt 8 \ x>-2 end right. $

Пример. Решите неравенство: $leftvert x-3rightvert &lt -5$

Решение. Воспользуемся равносильным переходом:

$left< begin x-3 &lt -5 \ x-3>-5 end right. leftrightarrow left< begin x &lt -2 \ x>8 endright. $

Ответ: решений нет

Рассмотренный пример наглядно демонстрирует, что метод работает всегда. Мы помним, что модуль числа по определению является величиной неотрицательной. В примере модуль меньше отрицательного числа, очевидно, что такое неравенство не имеет решений.

Пример. Решите неравенство

$leftvert x+4rightvert &lt 2x$

Воспользуемся равносильным переходом.

$left< begin x+4 &lt 2x \ x+4>-2x end right. leftrightarrow left< begin x+4-2x &lt 0 \ x+4+2x>0 end right. leftrightarrow left< begin -x+4 &lt 0 \ 3x+4>0 end right. leftrightarrow left< begin x>4 \ x>-frac end right. $

Решением системы является луч (4;∞).

Ответ: $xin (4;infty )$

Пример. Решите неравенство

$leftvert x+2rightvert leq 5x$

Воспользуемся равносильным переходом.

$left< begin x+2leq 5x \ x+2geq -5x end right. leftrightarrow left< begin x+2-5xleq 0 \ x+2+5xgeq 0 end right. leftrightarrow left< begin -4xleq -2 \ 6xgeq -2 end right. leftrightarrow left< begin xgeq 0,5 \ xgeq -frac end right. $

Решением системы является луч (0,5;∞).

Ответ: $xin (0,5;infty )$

Если модуль больше выражения, то здесь иной равносильный переход.

$leftvert f(x)rightvert >g(x)leftrightarrow left< begin f(x)>g(x) \ f(x) &lt -g(x) end right. $

$leftvert f(x)rightvert geq g(x)leftrightarrow left< begin f(x)geq g(x) \ f(x)leq -g(x) end right. $

Другими словами, мы рассматриваем два случая: 1) сначала просто игнорируем модуль — решаем обычное неравенство; 2) затем по сути раскрываем модуль со знаком «минус», а затем умножаем обе части неравенства на −1, меня при этом знак. При этом варианты объединены квадратной скобкой, т.е. перед нами совокупность двух требований.

Пример. Решите неравенство

$leftvert x-7rightvert >8x$

Воспользуемся равносильным переходом.

$left[ begin x-7>8x \ x-7 &lt -8x end right. leftrightarrow left[ begin x-7-8x>0 \ x-7+8x &lt 0 end right. leftrightarrow left[ begin -7x>7 \ 9x &lt 7 endright. leftrightarrow left[ begin x &lt 1 \ x &lt frac end right. $

Решением совокупности является луч (-∞;1).

Ответ: $xin (-infty ;1)$

Пример. Решите неравенство

$leftvert 2x+8rightvert geq x-5$

Воспользуемся равносильным переходом.

$left[ begin 2x+8geq x-5 \ 2x+8leq -(x-5) end right. leftrightarrow left[ begin 2x-xgeq -5-8 \ 2x+xleq 5-8 end right. leftrightarrow left[ begin 2x-xgeq -5-8 \ 2x+xleq 5-8 end right. leftrightarrow left[ begin xgeq -13 \ 3xleq -3 end right. leftrightarrow left[ begin xgeq -13 \ xleq -1 end right. $

Решением совокупности является луч все множество действительных значений

Ответ: $xin (-infty ;infty )$

5. Метод расщепления неравенств

Ключевой момент в решении неравенства – преобразование его к виду, в котором левая часть представляет собой произведение каких-либо функций, а правая – равна нулю. Дробно-рациональные неравенства $frac

vee 0$ можно привести к равносильной системе:

$fracgeq 0leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)geq 0 \ g(x)>0 end right. \ left< begin f(x)leq 0 \ g(x) &lt 0 end right. endright. $

$fracleq 0leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)leq 0 \ g(x)>0 end right. \ left< begin f(x)geq 0 \ g(x) &lt 0 end right. end right. $

То есть иными словами, дробь положительна, когда числитель и знаменатель одного знака; дробь отрицательна, когда числитель и знаменатель разных знаков.

Произведение двух множителей равносильно совокупности систем:

$f(x)cdot g(x)geq 0leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)geq 0 \ g(x)geq 0 end right. \ left< begin f(x) leq 0 \ g(x)leq 0end right. end right. $

$f(x)cdot g(x)leq 0leftrightarrow left[ begin left< begin f(x)leq 0 \ g(x)geq 0 end right. \ left< begin f(x)geq 0 \ g(x)leq 0 end right. end right. $

То есть иными словами, произведение двух множителей положительно, когда оба множителя одного знака; произведение отрицательно, когда оба множителя разных знаков.

Пример. Решите неравенство $fracgeq 0$

Решение. Воспользуемся равносильным переходом.

$left[ begin left< begin x-15geq 0 \ x-4>0 end right. \ left< begin x-15leq 0 \ x-4 &lt 0 end right. end right. leftrightarrow left[ begin left< begin xgeq 15 \ x>4 end right. \ left< begin xleq 15 \ x &lt 4 end right. end right. $

Решение первой системы – луч [15;∞)

Решение второй системы – открытый луч (-∞;4).

Значит, решением совокупности является объединение полученных решений, т.е. $xin (-infty ;4)cup lbrack 15;infty )$

Ответ: $xin (-infty ;4)cup lbrack 15;infty )$

Пример. Решите неравенство $fracleq 0$

Решение. Воспользуемся равносильным переходом.

$left[ begin left< begin 2x-3leq 0 \ x-1>0 end right. \ begin 2x-3geq 0 \ x-1 &lt 0 end end right. leftrightarrow left[ begin left< begin 2xleq 3 \ x>1 end right. \ begin 2xgeq 3 \ x &lt 1 end end right. leftrightarrow left[ begin left< begin xleq 1,5 \ x>1 end right. \ begin xgeq 1,5 \ x &lt 1 end end right. $

Решение первой системы – полуинтервал (1;1,5]

Вторая система не имеет решений.

Значит, решением совокупности является $xin (1;1,5]$

🎦 Видео

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений

Одз не нужно. Равносильный переход в иррациональных уравнениях.Скачать

Одз не нужно. Равносильный переход в иррациональных уравнениях.

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 класс

11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

Все о показательных уравнениях №13 | Математика ЕГЭ для 10 класса | УмскулСкачать

Все о показательных уравнениях №13 | Математика ЕГЭ для 10 класса | Умскул

Системы показательных уравнений и неравенств. Практика. Видеоуроки 13. Алгебра 10 классСкачать

Системы показательных уравнений и неравенств. Практика. Видеоуроки 13. Алгебра 10 класс

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

2.4 решаем методом равносильных переходов уравнение с показательной функцией под корнемСкачать

2.4 решаем методом равносильных переходов уравнение с показательной функцией под корнем

Показательные уравнения. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Показательные уравнения. Практическая часть.  11 класс.

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)Скачать

Как решать Показательные Уравнения? (часть 2)

Сложные показательные уравнения: примеры и способы решенияСкачать

Сложные показательные уравнения: примеры и способы решения

Это просто! Как решать Показательные Неравенства?Скачать

Это просто! Как решать Показательные Неравенства?

11 класс, 12 урок, Показательные уравненияСкачать

11 класс, 12 урок, Показательные уравнения

Показательные уравнения — что это такое и как решатьСкачать

Показательные уравнения — что это такое и как решать
Поделиться или сохранить к себе: