презентация к уроку по алгебре (10, 11 класс)
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Иррациональные неравенства с примерами решения
- Способы решения иррациональных неравенств
- Пример №1
- Пример №2
- Какие неравенства называются иррациональными
- Пример №3
- Пример №4
- Пример №5
- Пример №6
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс
- 🔍 Видео
Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
93_uravneniya_i_sistemy_uravneniy.docx | 127 КБ |
Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рассмотреть способы решения рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических уравнений и неравенств.
- Ознакомьтесь с алгебраическими системами уравнений по ссылке:
- Ознакомьтесь со способами решения показательных уравнений и систем уравнений
- Ознакомьтесь со способами решения иррациональных уравнений
- Ознакомьтесь со способами решения тригонометрических уравнений
- Ознакомьтесь со способами решения систем уравнений
- Ознакомьтесь со способами решения систем тригонометрических уравнений
- Решите графически систему уравнений
- Решите систему уравнений:
а) б)
- Площадь прямоугольника равна 36см 2 , а его периметр – 24см. Найдите стороны прямоугольника.
4. Постройте график уравнения (3х+2)(у+х 2 -4)=0
5. Решите систему уравнений
Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет в 10 классе по теме «Тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений»
Цель урока: Проверить знания и умение применений формул для решения тригонометрических уравнений.Вид работы: «Смотр знаний», состоящий из 5 этапов, проводится в течение двух уроков. За каждый эт.
Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “
Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера.
Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э.
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист.
Урок-лекция по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений»
В данной лекции подробно указаны все способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений.
Урок-зачет по теории и практике по теме «Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений»
В данном уроке представлены вопросы к зачету и практические задания.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику «Алгебра, 7 класс» А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении.
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать
Иррациональные неравенства с примерами решения
Неравенства, содержащие переменную под знаком радикала, называются иррациональными неравенствами.
Содержание:
Решение иррациональных неравенств также ищут на множестве действительных чисел и, используя свойства корня и неравенств, сводится к решению системы рациональных неравенств.
Пример: Решите неравенство
Решение: чтобы найти множество решений данного неравенства на множестве допустимых значений, т. е. при условии
Каждое неравенство системы решим методом интервалов и найдем пересечение полученных решений:
Пример: Решите неравенство
Решение: рассмотрим два случая, в зависимости от знака правой части.
1) при для всех неравенство справедливо для всех Значит, надо решить систему
Ее решением является промежуток
2) при обе стороны заданного неравенства можно возвести в квадрат. Тогда получим систему
Ее решением является промежуток
Решением заданного неравенства является
Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать
Способы решения иррациональных неравенств
С действием возведения в степень связаны разные виды выражений. Будем рассматривать выражения с переменными, при образовании которых используются действия сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень, причем возведение в степень хотя бы один раз применено к выражению с переменной.
Если показатель степени целый, то возникает рациональное выражение, если дробный, то — иррациональное выражение, а если иррациональный, то — трансцендентное выражение.
К трансцендентным выражениям приводят и действия нахождения значений синуса, косинуса, тангенса, котангенса, арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса. Рациональные и иррациональные выражения вместе составляют множество алгебраических выражений.
выражения (1) и (2) являются рациональными, выражения (3) и (4) — иррациональными, выражения (5) и (6) — трансцендентными, а выражения (1)—(4) — алгебраическими.
В зависимости от того, из каких выражений составлено уравнение, говорят о рациональных, иррациональных, трансцендентных уравнениях.
уравнения (1) и (2) являются рациональными, уравнения (3) и (4) — иррациональными, а уравнения (5) и (6) — трансцендентными.
Так же говорят о рациональных, иррациональных, трансцендентных неравенствах.
В этом параграфе рассматривается решение иррациональных уравнений и неравенств. При их решении нужно следить за тем, какие преобразования выполняются при этом.
Утверждение равносильно утверждению , если утверждения и истинны при одних и тех же значениях переменной . Равносильность уравнений означает, что они имеют одни и те же корни, а равносильность неравенств — то, что они имеют одни и те же решения. Равносильность утверждений и обозначают = .
Утверждение следует из утверждения , если утверждение истинно при всех значениях переменной , при которых истинно утверждение . Следование второго уравнения из первого означает, что каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения, но второе уравнение может иметь и дополнительные корни. Так же понимается и следование одного неравенства из другого. Следование утверждения из утверждения обозначают .
Отношения равносильности и следования связаны:
При решении иррациональных неравенств нужно учитывать, что проверка подстановкой найденного множества чисел обычно невозможна из-за его бесконечности. Поэтому при решении неравенств нужно следить за равносильностью проводимых преобразований.
Теорема:
Верны следующие равносильности:
Доказательство проводится по схеме, использованной при доказательстве теоремы 9 с применением соответствующих свойств числовых неравенств.
Пример №1
Решим неравенство . Это неравенство равносильно совокупности неравенств
Первую систему можно заменить равносильной системой , которая равносильна системе , которая, в свою очередь, равносильна неравенству .
Вторая система совокупности равносильна системе , которая равносильна неравенству .
Решения данного неравенства получим, когда объединим решения и первой и второй систем совокупности, в результате получим множество всех действительных чисел.
Ответ. .
Пример №2
Решим неравенство .
Обратим внимание на то, что на области определения левая и правая части данного неравенства обе неотрицательны, поэтому оно равносильно системе неравенств
решение которой следующее:
Ответ. .
Видео:11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать
Какие неравенства называются иррациональными
В этой лекции мы будем рассматривать неравенства, содержащие переменную (неизвестное) под знаком корня. Такие неравенства называются иррациональными.
При решении иррациональных неравенств часто используют подход, который мы уже применяли, решая иррациональные уравнения. Он состоит в замене исходного неравенства равносильным ему неравенством (системой или совокупностью неравенств).
Пример №3
Решение:
а) Учитывая свойства корня нечетной степени, получаем:
б) По определению корня четной степени значения выражения
неотрицательны при всех значениях при которых это
выражение имеет смысл, т. е. когда значения подкоренного выражения неотрицательны. Таким образом, имеем:
Ответ:
Пример №4
Решение:
а) По определению корня четной степени значения выражения отрицательными быть не могут. Поэтому имеем:
б) Поскольку обе части неравенства неотрицательны при всех значениях при которых его левая часть имеет смысл, то имеем:
Ответ:
При решении иррациональных неравенств часто используется также метод интервалов.
Пример №5
Решить неравенство
Решение:
Обозначим Найдем область определения функции
Таким образом,
Найдем нули функции т. е. корни уравнения
Проверка:
Значит, 0,5 — единственный нуль функции
Отметим нуль функции на области определения (рис.22). Определим знаки значений функции на образовавшихся интервалах, для чего вычислим:
Используя рисунок 22, запишем решение неравенства
Ответ:
Пример №6
Решить неравенство
Решение:
Решение этого примера аналогично решению примера 3.
Используя рисунок 22, записываем решение неравенства
Ответ:
▲ При решении иррациональных неравенств часто используются следующие утверждения о равносильности неравенств и систем неравенств:
Решим пример 3, используя равносильность (1):
Ответ:
Решим пример 4, используя равносильность (2):
Ответ:
Для решения заданий такого типа, как, например, в 1.265, можно использовать следующие утверждения о равносильности:
Аналогичные утверждения можно записать и для неравенств
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Производная в математике
- Как найти производную функции
- Асимптоты графика функции
- Касательная к графику функции и производная
- Формулы преобразования суммы и разности синусов (косинусов) в произведение
- Корень n-й степени из числа и его свойства
- Свойства и график функции y=ⁿ√x (n>1, n∈N)
- Иррациональные уравнения
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №19. Равносильные уравнения и неравенства
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) понятие равносильного уравнения;
2) понятие равносильного неравенства;
3) понятие уравнения-следствия;
4) основные теоремы равносильности.
Глоссарий по теме
Два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называет следствием первого уравнения. Иначе, если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнения называется следствием первого уравнения.
Неравенства, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также являются равносильными.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Определение. Два уравнения с одной переменной
f(х) = g(х) и р(х) = h(х) называют равносильными, если множества их корней совпадают.
Иными словами, два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
1) Уравнения равносильны, т.к. каждое из них имеет только один корень х=3.
2) Уравнения также равносильны, т.к. у них одни и те же корни .
3) А вот уравнения не равносильны, потому что у первого уравнения корень х=2, а у второго уравнения два корня х=2 и х=-2.
Из определения равносильности следует, что два уравнения равносильны, если каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения, и наоборот.
Решение уравнения осуществляется в три этапа.
Первый этап — технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1) → (2) → (3)→ (4) → . и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.
Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.
Третий этап — проверка. Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению-следствию, то обязательна проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение.
Реализация этого плана связана с поисками ответов на четыре вопроса.
- Как узнать, является ли переход от одного уравнения к другому равносильным преобразованием?
- Какие преобразования могут перевести данное уравнение в уравнение-следствие?
- Если мы в конечном итоге решили уравнение-следствие, то как сделать проверку в случае, когда она сопряжена со значительными вычислительными трудностями?
- В каких случаях при переходе от одного уравнения к другому может произойти потеря корней и как этого не допустить?
Из курса средней школы мы знаем, что можно сделать следующие преобразования уравнений: любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
Обе части уравнения можно умножить или разделить на одной и то же число, не равное нулю.
Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называет следствием первого уравнения. Иначе, если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнения называется следствием первого уравнения.
Из этого определения и определения равносильности уравнений следует, что:
- если ва уравнения равносильны, то каждое из них является следствием другого;
- если каждое из двух уравнений является следствием другого, то эти уравнения равносильны.
При решении уравнений главное- не потерять корни, а наличие посторонних корней можно установить проверкой. Поэтому важно следить за тем, чтобы при преобразовании уравнения каждое следующее уравнение было следствием предыдущего.
Стоит отметить, что посторонние корни могут получиться при умножении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное; а вот потеря корней может произойти при делении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.
Итак, сформулируем основные теоремы, которые используются при решении равносильных уравнений:
Определение. Областью определения уравнения f(х) = g(х) или областью допустимых значений переменной (ОДЗ) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения
Теорема 1. Если какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и туже нечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 3. Показательное уравнение (где а > 0, a≠1)
равносильно уравнению f(x) = g(х).
Теорема 4. Если обе части уравнения f(x) = g(х) умножить на одно и то же выражение h(х), которое:
а) имеет смысл всюду в области определения (в области допустимых значений) уравнения f(x) = g(х)
б) нигде в этой области не обращается в 0, то получится уравнение f(x)h(x) = g(x)h(x), равносильное данному в его ОДЗ.
Следствием теоремы 4: если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 5. Если обе части уравнения f(x)=g(х) неотрицательны в ОДЗ уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же четную степень n получится уравнение равносильное данному в его ОДЗ.
Краткая запись теорем 4, 5.
4. f(x) = g(x) ⇔h(x)f(x) = h(x)g(x), где h(x) ≠0
и h(x) имеет смысл в ОДЗ данного уравнения.
5. f(x) = g(x) ⇔ , где f(x)≥0, g(x)≥0
и n=2k (чётное число).
Например, х – 1 = 3; х = 4
Умножим обе части на (х – 2):
(х – 2)(х – 1) = 3(х – 2); х = 4 и х = 2 – посторонний корень⇒ проверка!
Равносильность неравенств с неизвестным определяется аналогично.
Неравенства, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также являются равносильными.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
Решим уравнение:
Возведем в квадрат обе части уравнения, получим:
, которое не будет равносильно исходному уравнению, потому что у этого уравнения два корня , а у первоначального уравнения только один корень х=4.
- Неравенства и x-3 x-1 не равносильны, так как решениями первого являются числа x 1, а решениями второго- числа x>-1. При решении неравенств обычно данное неравенство преобразуется в ему равносильное.
🔍 Видео
Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Равносильные уравнения, неравенстваСкачать
Решение неравенства методом интерваловСкачать
Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать
Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать
Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
Как решают уравнения в России и СШАСкачать
Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Иррациональные неравенства. 11 класс.Скачать
решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 классСкачать