Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

§1. Понятие равносильности уравнений и неравенств

Областью допустимых значений (ОДЗ) неравенства или уравнения называют множество всех значений переменной x x , при которых одновременно определены обе части неравенства или уравнения, т. е. пересечение множеств Х 1 , Х 2 Х_1,;Х_2 .

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

При решении неравенств и уравнений фундаментальное значение имеет понятие равносильности, и в нашем задании это будет играть большую роль.

или два уравнения

Отсюда следует, что вместо того, чтобы решать данное неравенство (уравнение), можно решать любое другое, равносильное данному. Замену одного неравенства (уравнения) другим, равносильным данному на X X , называют равносильным переходом на X X . Равносильный переход обозначают двойной стрелкой ⇔ Leftrightarrow .

Важно понимать, что для доказательства неравносильности двух неравенств (уравнений) нет необходимости решать каждое из неравенств (уравнений), а затем убеждаться в том, что множества их решений не совпадают – достаточно указать одно решение одного из неравенств (уравнений), которое не является решением другого неравенства (уравнения).

Равносильны ли уравнения 2 x + 3 = x sqrt=x и 2 x + 3 = x 2 2x+3=x^2 ?

Равносильны ли уравнения sin x = 3 sin;x=3 и — x 2 = 1 sqrt=1 ?

Да, равносильны, т. к. ни одно из них не имеет решения.

Приведём несколько примеров операций, приводящих к равносильным уравнениям или неравенствам.

2. Если h ( x ) > 0 h(x) >0 на X X , то на X X

f ( x ) g ( x ) ⇔ f ( x ) h ( x ) g ( x ) h ( x ) f(x) ,

т. е. при умножении неравенства на положительную функцию знак неравенства не меняется

3. Если h ( x ) ≠ 0 h(x)neq0 на X X , то на X X

4. Если h ( x ) 0 h(x) на X X , то на X X

f ( x ) g ( x ) ⇔ f ( x ) h ( x ) > g ( x ) h ( x ) f(x) g(x)h(x) ,

т. е. при умножении неравенства на отрицательную функцию знак неравенства меняется на противоположный.

5. Если f ( x ) ≥ 0 , g ( x ) ≥ 0 f(x)geq0,g(x)geq0 на X X , то на X X

а) f ( x ) g ( x ) ⇔ f 2 ( x ) g 2 ( x ) f(x) ,

т. е. если обе части неравенства неотрицательны, то возведение в квадрат обеих частей приводит к равносильному неравенству.

Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 класс

Конспект урока по алгебре и началам математического анализа на тему «Равносильность уравнений и неравенств системам. Основные понятия» (11 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Равносильность уравнений и неравенств системам. Основные понятия».

-организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;

— обеспечить закрепление новых понятий при решения уравнений и неравенств;

— развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные знания и умения;

— отрабатывать умение работать самостоятельно;

— готовиться к ЕГЭ.

II . Изучение нового материала.

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Обучающиеся самостоятельно изучают п. 9.1. Фронтально отвечают на вопросы № 9.1, 9.2, 9.4.

III . Первичное закрепление.

Равносильность уравнений и неравенств на множествахРавносильность уравнений и неравенств на множествах

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

“ Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”

VI . Домашнее задание. П. 9.1, № 9.3 (б), 9.5 (б), 9.6 (б); 95 (а), 96 (а) на стр.419 учебника.

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 12

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 5

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х= — 22

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 8

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 11

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 2

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 4

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 12

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 5

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х= — 22

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 8

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 11

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 2

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 4

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 12

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 5

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х= — 22

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 8

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 11

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 2

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 4

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 12

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 5

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х= — 22

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 8

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 11

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 2

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, х = — 4

Дайте определение логарифмического уравнения

Какими методами можно решать логарифмические уравнения?

Дайте определение логарифма.

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 949 человек из 80 регионов

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 681 человек из 75 регионов

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 568 633 материала в базе

Материал подходит для УМК

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни)», Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.

Другие материалы

  • 20.03.2019
  • 266
  • 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 11.03.2019
  • 210
  • 3

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 10.03.2019
  • 798
  • 7

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 05.03.2019
  • 1078
  • 7

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 02.03.2019
  • 184
  • 0

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 02.03.2019
  • 431
  • 7

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 02.03.2019
  • 347
  • 18

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • 26.02.2019
  • 1698
  • 2

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 21.03.2019 2048
  • DOCX 362 кбайт
  • 176 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рогожинару Надежда Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 10146
  • Всего материалов: 7

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

Время чтения: 1 минута

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Равносильность уравнений и неравенств на множествах

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:11 класс, 28 урок, Равносильность неравенствСкачать

11 класс, 28 урок, Равносильность неравенств

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №19. Равносильные уравнения и неравенства

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) понятие равносильного уравнения;

2) понятие равносильного неравенства;

3) понятие уравнения-следствия;

4) основные теоремы равносильности.

Глоссарий по теме

Два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.

Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называет следствием первого уравнения. Иначе, если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнения называется следствием первого уравнения.

Неравенства, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также являются равносильными.

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Определение. Два уравнения с одной переменной

f(х) = g(х) и р(х) = h(х) называют равносильными, если множества их корней совпадают.

Иными словами, два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.

1) Уравнения Равносильность уравнений и неравенств на множествахравносильны, т.к. каждое из них имеет только один корень х=3.

2) Уравнения Равносильность уравнений и неравенств на множествахтакже равносильны, т.к. у них одни и те же корни Равносильность уравнений и неравенств на множествах.

3) А вот уравнения Равносильность уравнений и неравенств на множествахне равносильны, потому что у первого уравнения корень х=2, а у второго уравнения два корня х=2 и х=-2.

Из определения равносильности следует, что два уравнения равносильны, если каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения, и наоборот.

Решение уравнения осуществляется в три этапа.

Первый этап — технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1) → (2) → (3)→ (4) → . и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.

Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.

Третий этап — проверка. Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению-следствию, то обязательна проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение.

Реализация этого плана связана с поисками ответов на четыре вопроса.

  • Как узнать, является ли переход от одного уравнения к другому равносильным преобразованием?
  • Какие преобразования могут перевести данное уравнение в уравнение-следствие?
  • Если мы в конечном итоге решили уравнение-следствие, то как сделать проверку в случае, когда она сопряжена со значительными вычислительными трудностями?
  • В каких случаях при переходе от одного уравнения к другому может произойти потеря корней и как этого не допустить?

Из курса средней школы мы знаем, что можно сделать следующие преобразования уравнений: любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

Обе части уравнения можно умножить или разделить на одной и то же число, не равное нулю.

Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называет следствием первого уравнения. Иначе, если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнения называется следствием первого уравнения.

Из этого определения и определения равносильности уравнений следует, что:

  1. если ва уравнения равносильны, то каждое из них является следствием другого;
  2. если каждое из двух уравнений является следствием другого, то эти уравнения равносильны.

При решении уравнений главное- не потерять корни, а наличие посторонних корней можно установить проверкой. Поэтому важно следить за тем, чтобы при преобразовании уравнения каждое следующее уравнение было следствием предыдущего.

Стоит отметить, что посторонние корни могут получиться при умножении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное; а вот потеря корней может произойти при делении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное.

Итак, сформулируем основные теоремы, которые используются при решении равносильных уравнений:

Определение. Областью определения уравнения f(х) = g(х) или областью допустимых значений переменной (ОДЗ) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения

Теорема 1. Если какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и туже нечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 3. Показательное уравнение Равносильность уравнений и неравенств на множествах(где а > 0, a≠1)

равносильно уравнению f(x) = g(х).

Теорема 4. Если обе части уравнения f(x) = g(х) умножить на одно и то же выражение h(х), которое:

а) имеет смысл всюду в области определения (в области допустимых значений) уравнения f(x) = g(х)

б) нигде в этой области не обращается в 0, то получится уравнение f(x)h(x) = g(x)h(x), равносильное данному в его ОДЗ.

Следствием теоремы 4: если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Теорема 5. Если обе части уравнения f(x)=g(х) неотрицательны в ОДЗ уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же четную степень n получится уравнение Равносильность уравнений и неравенств на множествахравносильное данному в его ОДЗ.

Краткая запись теорем 4, 5.

4. f(x) = g(x) ⇔h(x)f(x) = h(x)g(x), где h(x) ≠0

и h(x) имеет смысл в ОДЗ данного уравнения.

5. f(x) = g(x) ⇔ Равносильность уравнений и неравенств на множествах, где f(x)≥0, g(x)≥0

и n=2k (чётное число).

Например, х – 1 = 3; х = 4

Умножим обе части на (х – 2):

(х – 2)(х – 1) = 3(х – 2); х = 4 и х = 2 – посторонний корень⇒ проверка!

Равносильность неравенств с неизвестным определяется аналогично.

Неравенства, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также являются равносильными.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

Решим уравнение: Равносильность уравнений и неравенств на множествах

Возведем в квадрат обе части уравнения, получим:

Равносильность уравнений и неравенств на множествах, которое не будет равносильно исходному уравнению, потому что у этого уравнения два корня Равносильность уравнений и неравенств на множествах, а у первоначального уравнения только один корень х=4.

  1. Неравенства Равносильность уравнений и неравенств на множествахи x-3 x-1 не равносильны, так как решениями первого являются числа x 1, а решениями второго- числа x>-1. При решении неравенств обычно данное неравенство преобразуется в ему равносильное.

🎦 Видео

Равносильные уравнения, неравенстваСкачать

Равносильные уравнения, неравенства

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения - 8 класс алгебраСкачать

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения - 8 класс алгебра

Равносильные неравенства. 10 класс.Скачать

Равносильные неравенства. 10 класс.

Равносильные уравнения и неравенстваСкачать

Равносильные уравнения и неравенства

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)

Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать

Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnline

§8 Равносильные уравнения и неравенстваСкачать

§8 Равносильные уравнения и неравенства

Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать

Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

Алгебра 10 класс 7 неделя Равносильные уравнения и неравенстваСкачать

Алгебра 10 класс 7 неделя Равносильные уравнения и неравенства

10 класс, равносильные уравненияСкачать

10 класс, равносильные уравнения

Решение неравенства методом интерваловСкачать

Решение неравенства методом интервалов

решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 классСкачать

решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 класс

Равносильные уравнения и неравенства. ВидеоурокСкачать

Равносильные уравнения и неравенства. Видеоурок

Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать

Как решать неравенства? Часть 1| Математика

Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать

Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: