Решите уравнение
Используем свойство пропорции:
Решите уравнение
Используем свойство пропорции:
Решите уравнение: .
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Используем свойство пропорции.
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Умножим обе части уравнения на
Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
Дробно-рациональные уравнения
Видео:Дробно рациональное уравнение. ОГЭ математика задача 4 (тип 4) 🔴Скачать
Что такое дробно-рациональные уравнения
Дробно-рациональными уравнениями называют такие выражения, которые представляется возможным записать, как:
при P ( x ) и Q ( x ) в виде выражений, содержащих переменную.
Таким образом, дробно-рациональные уравнения обязательно содержат как минимум одну дробь с переменной в знаменателе с любым модулем.
9 x 2 — 1 3 x = 0
1 2 x + x x + 1 = 1 2
6 x + 1 = x 2 — 5 x x + 1
Уравнения, которые не являются дробно-рациональными:
Видео:Рациональные уравнения. ОГЭ номер 21 | ЕГЭ номер 13 | Математика | TutorOnlineСкачать
Как решаются дробно-рациональные уравнения
В процессе решения дробно-рациональных уравнений обязательным действием является определение области допустимых значений. Найденные корни следует проверить на допустимость, чтобы исключить посторонние решения.
Алгоритм действий при стандартном способе решения:
- Выписать и определить ОДЗ.
- Найти общий знаменатель для дробей.
- Умножить каждый из членов выражения на полученный общий параметр (знаменатель), сократить дроби, которые получились в результате, чтобы исключить знаменатели.
- Записать уравнение со скобками.
- Раскрыть скобки для приведения подобных слагаемых.
- Найти корни полученного уравнения.
- Выполним проверку корней в соответствии с ОДЗ.
- Записать ответ.
Пример 1
Разберем предложенный алгоритм на практическом примере. Предположим, что имеется дробно-рациональное уравнение, которое требуется решить:
x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4
Начать следует с области допустимых значений:
x 2 — 4 ≠ 0 ⇔ x ≠ ± 2
Воспользуемся правилом сокращенного умножения:
x 2 — 4 = ( x — 2 ) ( x + 2 )
В результате общим знаменателем дробей является:
Выполним умножение каждого из членов выражения на общий знаменатель:
x x — 2 — 7 x + 2 = 8 x 2 — 4
x ( x — 2 ) ( x + 2 ) x — 2 — 7 ( x — 2 ) ( x + 2 ) x + 2 = 8 ( x — 2 ) ( x + 2 ) ( x — 2 ) ( x + 2 )
После сокращения избавимся от скобок и приведем подобные слагаемые:
x ( x + 2 ) — 7 ( x — 2 ) = 8
x 2 + 2 x — 7 x + 14 = 8
Осталось решить квадратное уравнение:
Согласно ОДЗ, первый корень является лишним, так как не удовлетворяет условию, по которому корень не равен 2. Тогда в ответе можно записать:
Видео:Рациональные уравнения/ ОГЭ #311381 тип 9Скачать
Примеры задач с ответами для 9 класса
Требуется решить дробно-рациональное уравнение:
x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0
x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x x 2 + 7 x + 10 = 0
Определим область допустимых значений:
О Д З : x + 2 ≠ 0 ⇔ x ≠ — 2
x 2 + 7 x + 10 ≠ 0
D = 49 — 4 · 10 = 9
x 1 ≠ — 7 + 3 2 = — 2
x 2 ≠ — 7 — 3 2 = — 5
Квадратный трехчлен x 2 + 7 x + 10 следует разложить на множители, руководствуясь формулой:
a x 2 + b x + c = a ( x — x 1 ) ( x — x 2 )
x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0
Заметим, что общим знаменателем для дробей является: ( x + 2 ) ( x + 5 ) . Умножим на этот знаменатель уравнение:
x x + 2 + x + 1 x + 5 — 7 — x ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0
Сократим дроби, избавимся от скобок, приведем подобные слагаемые:
x ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 2 + ( x + 1 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) x + 5 —
— ( 7 — x ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) ( x + 2 ) ( x + 5 ) = 0
x ( x + 5 ) + ( x + 1 ) ( x + 2 ) — 7 + x = 0
x 2 + 5 x + x 2 + 3 x + 2 — 7 + x = 0
2 x 2 + 9 x — 5 = 0
Потребуется решить квадратное уравнение:
2 x 2 + 9 x — 5 = 0
Первый корень не удовлетворяет условиям ОДЗ, поэтому в ответ нужно записать только второй корень.
Дано дробно-рациональное уравнение, корни которого требуется найти:
4 x — 2 — 3 x + 4 = 1
В первую очередь следует переместить все слагаемые влево и привести дроби к минимальному единому знаменателю:
4 ( x + 4 ) x — 2 — 3 ( x — 2 ) x + 4 — 1 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0
4 ( x + 4 ) — 3 ( x — 2 ) — ( x — 2 ) ( x + 4 ) ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0
4 x + 16 — 3 x + 6 — ( x 2 + 4 x — 2 x — 8 ) ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0
x + 22 — x 2 — 4 x + 2 x + 8 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0
Заметим, что получилось нулевое значение для дроби. Известно, что дробь может равняться нулю, если в числителе нуль, а знаменатель не равен нулю. На основании этого можно составить систему:
— x 2 — x + 30 ( x — 2 ) ( x + 4 ) = 0 ⇔ — x 2 — x + 30 = 0 ( x — 2 ) ( x + 4 ) ≠ 0
Следует определить такие значения для переменной, при которых в дроби знаменатель будет обращаться в нуль. Такие значения необходимо удалить из ОДЗ:
( x — 2 ) ( x + 4 ) ≠ 0
Далее можно определить значения для переменных, которые при подстановке в уравнение обращают числитель в нуль:
— x 2 — x + 30 = 0 _ _ _ · ( — 1 )
Получилось квадратное уравнение, которое можно решить:
Сравнив корни с условиями области допустимых значений, можно сделать вывод, что оба корня являются решениями данного уравнения.
Нужно решить дробно-рациональное уравнение:
x + 2 x 2 — 2 x — x x — 2 = 3 x
На первом шаге следует перенести все слагаемые в одну сторону и привести дроби к минимальному единому знаменателю:
x + 2 1 x ( x — 2 ) — x x x — 2 — 3 ( x — 2 ) x = 0
x + 2 — x 2 — 3 ( x — 2 ) x ( x — 2 ) = 0
x + 2 — x 2 — 3 x + 6 x ( x — 2 ) = 0
— x 2 — 2 x + 8 x ( x — 2 ) = 0 ⇔ — x 2 — 2 x + 8 = 0 x ( x — 2 ) ≠ 0
Перечисленные значения переменной обращают знаменатель в нуль. По этой причине их необходимо удалить из области допустимых значений.
— x 2 — 2 x + 8 = 0 _ _ _ · ( — 1 )
Корни квадратного уравнения:
x 1 = — 4 ; x 2 = 2
Заметим, что второй корень не соответствует ОДЗ. Таким образом, в ответе остается только первый корень.
Найти корни уравнения:
x 2 — x — 6 x — 3 = x + 2
Согласно стандартному алгоритму решения дробно-рациональных уравнений, выполним перенос всех слагаемых в одну сторону. Далее необходимо привести к дроби к наименьшему общему знаменателю:
x 2 — x — 6 1 x — 3 — x ( x — 3 ) — 2 ( x — 3 ) = 0
x 2 — x — 6 — x ( x — 3 ) — 2 ( x — 3 ) x — 3 = 0
x 2 — x — 6 — x 2 + 3 x — 2 x + 6 x — 3 = 0
0 x x — 3 = 0 ⇔ 0 x = 0 x — 3 ≠ 0
Такое значение переменной, при котором знаменатель становится равным нулю, нужно исключить из области допустимых значений:
Заметим, что это частный случай линейного уравнения, которое обладает бесконечным множеством корней. При подстановке какого-либо числа на место переменной х в любом случае числовое равенство будет справедливым. Единственным недопустимым значением для х в данном задании является число 3, которое не входит в ОДЗ.
Ответ: х — любое число, за исключением 3.
Требуется вычислить корни дробно-рационального уравнения:
5 x — 2 — 3 x + 2 = 20 x 2 — 4
На первом этапе необходимо выполнить перенос всех слагаемых влево, привести дроби к минимальному единому знаменателю:
5 ( x + 2 ) x — 2 — 3 ( x — 2 ) x + 2 — 20 1 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0
5 ( x + 2 ) — 3 ( x — 2 ) — 20 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0
5 x + 10 — 3 x + 6 — 20 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0
2 x — 4 ( x — 2 ) ( x + 2 ) = 0 ⇔ 2 x — 4 = 0 ( x — 2 ) ( x + 2 ) ≠ 0
( x — 2 ) ( x + 2 ) ≠ 0
Данные значения переменной х являются недопустимыми, так как в этом случае теряется смысл дроби в связи с тем, что знаменатель принимает нулевое значение.
Заметим, что 2 не входит в область допустимых значений. В связи с этим, можно заключить, что у уравнения отсутствуют корни.
Ответ: корни отсутствуют
Нужно найти корни уравнения:
x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 )
Начнем с определения ОДЗ:
— 5 ≠ 0 x ≠ 0 x ( x — 5 ) ≠ 0 x ≠ 5 x ≠ 0
При умножении обеих частей уравнения на единый знаменатель всех дробей и сокращении аналогичных выражений, которые записаны в числителе и знаменателе, получим:
x — 3 x — 5 + 1 x = x + 5 x ( x — 5 ) · x ( x — 5 )
( x — 3 ) x ( x — 5 ) x — 5 + x ( x — 5 ) x = ( x + 5 ) x ( x — 5 ) x ( x — 5 )
( x — 3 ) x + x = x + 5
Прибегая к арифметическим преобразованиям, можно записать уравнение в упрощенной форме:
x 2 — 3 x + x — 5 = x + 5 → x 2 — 2 x — 5 — x — 5 = 0 → x 2 — 3 x — 10 = 0
Для дальнейших действий следует определить, к какому виду относится полученное уравнение. В нашем случае уравнение является квадратным с коэффициентом при x 2 , который равен 1. Таким образом, целесообразно воспользоваться теоремой Виета:
x 1 · x 2 = — 10 x 1 + x 2 = 3
В этом случае подходящими являются числа: -2 и 5.
Второе значение не соответствует области допустимых значений.
Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать
Планирование по математике на тему «Решение задач с помощью рациональных уравнений с элементами подготовки к ОГЭ»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Решение задач с помощью рациональных уравнений с элементами подготовки к ГИА»
Образовательные: Обучение учащихся умению анализировать условие задачи и оформлять условие задачи в виде таблицы;
Обучение учащихся составлению рациональных уравнений по условию задачи;
Построение алгоритма решения задач с помощью рациональных уравнений.
Развивать алгоритмическое мышление;
Развивать способности к обобщению и рефлексии.
Продолжить воспитание интерактивных качеств личности, умения продуктивного общения в группах;
Продолжить формирования у школьников патриотических качеств.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма проведения урока: объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Форма деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование : раздаточный материал (ГИА 9, типовые тестовые задания, авторы- И.В.Ященко, С.А.Шестаков и др., Москва «ЭКЗАМЕН» 2017г.), алгебра 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. 2013г.,М. Просвещение,2013г.
I . Организационный момент .
Здравствуйте ребята! Садитесь! Мне хочется привести строки Омара Хайяма, персидского философа, астронома, математика и поэта 12 в.
Цель творца и вершина творения – мы.
Мудрость, разум, источник прозрения – мы.
Этот круг мироздания перстню подобен-
В нём граненый алмаз, без сомнения, мы.
Сегодня, мы продолжим оттачивать грани своего разума и научимся решать задачи на составление рациональных уравнений.
II . Актуализация знаний ( фронтальный устный опрос)
1.Найти НОЗ дробей в каждом из уравнений:
а) x 4 x
—— + — = 2.
x — 2 x
б) y 1
—— – —— = 0
4 y – 7 7 – 4 y
в) 10x 4
——— + ——— = 1
x 2 – 25 (x + 5)
ответы: а) x ( x -2); б) 4 y – 7 или 7 – 4 y ; в) ( x – 5)( x + 5).
2) Какие условия должны выполняться, чтобы дроби в уравнениях не потеряли смысл?
3) Верно ли решены уравнения:
x 2 – 6 x + 8
а) ————— = 0 x = 2 и x = 4
x – 2
б) x 2 – 5 4 x
——— = ——— x = –1 ?
x – 1 x – 1
ответы: а) нет, корень x = 2 – посторонний; б) нет, есть ещё один корень x = 5.
III .Примеры задач из физики и математики, математическими моделями
которых, являются дробные уравнения
Ребята, мы научились решать рациональные уравнения. Каков алгоритм решения рациональных уравнений? (фрагмент презентации)
1) Найти НОЗ дробей;
2)Найти значения переменных, при которых рациональные дроби теряют смысл;
3)Умножить обе части уравнения на НОЗ;
4)Найти корни полученного целого уравнения;
5)Исключить посторонние корни.
Какие же задачи в физике и математике приводят к дробным уравнениям?
плотность вещества = ———- скорость = ————-
сторона прямоугольника = ——————— производительность = —————
другая сторона время
Задача 1. №619 стр.138 учебника
Один из лыжников прошёл расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью, на 2 км/ч большей, чем другой.
Составим и решим уравнение:
20 20 1
—— – —— = —
x x + 2 3
X 1 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи;
Ответ : 10 км/час скорость первого лыжника, а 12 км/час скорость второго лыжника.
Краткая беседа . Ребята, этот урок у нас проходит в преддверии ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.
На территории нашего поселения, сегодня, проживают 24 воина — это и участники ВОВ, которые грудью защищали нашу Родину, проливали свою кровь, подарив нам жизнь и свободу, это и воины-интернационалисты, которые защищали интересы нашего государства за пределами России, поэтому мы должны помнить о их подвигах и в ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА отблагодарить их посильной помощью и поздравлениями.
Вам необходимо ко ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА на уроках труда изготовить 24 подарка. Если вы будете за урок делать на 2 подарка больше, чем было запланировано, то закончите работу на 1 урок раньше срока. Сколько подарков за урок вы должны сделать по плану?
Под контролем учителя учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, составляют уравнение и решают его.
24 24
—— – —— = 1
x x + 2
X 1 = –8 – не удовлетворяет условию задачи
Ответ: 6 подарков.
Задача 3. №621 стр.139 учебника, самостоятельная работа в группах
Чтобы ликвидировать опоздание на 1 ч, поезд на перегоне в 720 км увеличил скорость, с которой шёл по расписанию, на 10 км/ч. Какова скорость поезда по расписанию?
Учащиеся самостоятельно чертят таблицу, заполняют её, составляют и решают уравнение
Уравнение: 720 720
—— – —— = 1
x x + 10
Ответ: скорость поезда по расписанию 80 км/ч.
V . Самостоятельная работа в группах
Используются КИМы для 9 класса, модуль «Алгебра» часть 2 (ГИА 9, типовые тестовые задания)
1 группа: вариант 1 №22
Два велосипедиста одновременно отправились в 108-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 1 час 48 мин. раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч.
2 группа: вариант 2 №22
На изготовление 20 деталей первый рабочий тратит на один час меньше, чем второй рабочий на изготовление 18 таких же деталей. Известно, что второй рабочий за час делает на 1 деталь меньше, чем первый. Сколько деталей в час делает второй рабочий?
3 группа: вариант 7 №22
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на одну деталь больше?
4 группа : вариант 18 №22
Моторная лодка прошла против течения реки 60 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 45 минут меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Далее, после проверки самостоятельной работы, консультант каждой группы вместе с членами группы оценивают работу каждого члена группы за весь урок и выставляют оценку каждому в специальной карточке.
1. Составьте алгоритм решения задач с помощью рациональных уравнений.
1) Анализ данных задачи.
2) Вводим переменную и заполняем таблицу.
3) На основе табличных данных составляем рациональное уравнение.
4) решаем полученное уравнение.
5) Анализируем корни уравнения и исключаем посторонние корни.
6) Записываем ответ.
2. Отвечаем на вопросы:
4) Я продолжил подготовку к …
1) Все получают оценку за урок 2) На дом № 617,620,638 (на повторение) и для желающих- составить задачу, при решении которой используется рациональное уравнение.
Благодарю всех за работу на уроке!
Краткое описание документа:
Урок по алгебры в 8 классе по теме: «Решение задач с помощью рациональных уравнений с элементами подготовки к ГИА»
Цели урока:Обучение учащихся умению анализировать условие задачи и оформлять условие задачи в виде таблицы; обучение учащихся составлению рациональных уравнений по условию задачи; построение алгоритма решения задач с помощью рациональных уравнений; развивать алгоритмическое мышление; продолжить воспитание интерактивных качеств личности, умения продуктивного общения в группах.
💥 Видео
Рациональные уравнения / ОГЭ тип 9 / #341402Скачать
Только 3 человека из 1000 решили это уравнение | Дробно-рациональные уравнения ОГЭ 2024Скачать
РАЗБИРАЕМ ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ II #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Как решать Дробно Рациональные уравнения?Скачать
Дробно рациональные уравнения. Алгебра, 9 классСкачать
Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать
10 ПРИМЕРОВ решения дробно рациональных уравнений (Взяты из ОГЭ)Скачать
ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ решения Целых Рациональных Уравнений (математика с нуля)Скачать
Алгебра с нуля до ОГЭ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать
Дробно-рациональные уравнения. Подготовка к экзаменам. 64 часть. 9 класс.Скачать
Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
Дробно-рациональные уравнения.ОГЭ-2023.Скачать
ОГЭ 2023 по математике. Уравнения. Линейные, квадратные, дробно-рациональные. Решение №9, 20Скачать