Видео:8.3. Многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин): Химические свойства. ЕГЭ по химииСкачать
We are checking your browser. gomolog.ru
Видео:Опыты по химии. Растворение глицерина в водеСкачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:8.2. Многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин): Способы получения. ЕГЭ по химииСкачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6e2cea3a0a089775 • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare
Видео:Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди(II)Скачать
Спирты. Инструкция к выполнению лабораторной работы с дополнительным материалом для её оформления
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Химические свойства c пиртов.
Цель: изучить некоторые физические и химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.
Реактивы и материалы: спирты:этиловый; глицерин; металлический натрий; сульфата меди (II); оксид меди (II); медная проволока; лучина; пробирки; фарфоровая чашка; прибор для окисления спирта.
Оборудование: набор пробирок, пробка с газоотводной трубкой, стаканчик, пипетка, спиртовка.
Опыт 1. Изучение физических свойств одно- и многоатомных спиртов.
Растворимость спиртов в воде.
В пробирку налейте нескольку миллилитров этилового спирта и прибавьте к нему подкрашенную воду.
Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о растворимости одноатомных спиртов.
Изучение физических свойств глицерина.
В пробирку налейте 0,5 мл воды, добавьте 0,5 мл глицерина, перемешайте. Раствор глицерина не выливать!
Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о растворимости глицерина в воде.
Опыт 2. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием.
Приготовьте пробирку с этанолом и опустите в неё кусочек металлического натрия.
Запишите свои наблюдения, уравнение соответствующей реакции и сделайте вывод.
Опыт 3. Взаимодействие глицерина с металлическим натрием.
В пробирку с глицерином бросьте кусочек натрия. Пробирку слегка подогрейте. Выделяющийся водород можно поджечь.
Запишите наблюдения, уравнение соответствующей реакции и сделайте вывод о скорости протекания реакции.
Налейте немного этилового спирта в фарфоровую чашку. Поднесите к ней горящую лучину.
Запишите свои наблюдения и уравнение реакции горения этанола.
Опыт 5. Окисление этилового спирта оксидом меди (II). (Качественное определение этанола).
1-й способ. В сухую пробирку налейте приблизительно 1 мл этанола. Раскалите медную спираль в и быстро опустите спираль в пробирку со спиртом, выньте и, не нагревая ее, снова опустите в пары спирта. Осторожно понюхайте содержимое пробирки, направляя поток воздуха к себе рукой.
Запишите наблюдения и уравнения соответствующих реакций.
2-й способ. В прибор для окисления спиртов налейте немного этилового спирта. Присоедините к газоотводной трубке прибор для подачи воздуха. Раскалите в горелке медную спираль и поместим ее в прибор. Подавайте в прибор ток воздуха. Медная спираль в приборе продолжает быть раскаленной, так как начинается окисление спирта.
Запишите свои наблюдения и уравнение соответствующей реакции.
Опыт 6. Качественная реакция на глицерин.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему немного раствора сульфата меди(II). К осадку прилейте раствор глицерина, который вы получили в первом опыте, перемешайте.
Запишите свои наблюдения и уравнения соответствующих реакций.
Сделайте вывод о растворимости в воде одно- и многоатомных спиртов.
Как в лабораторных условиях можно доказать наличие этанола?
Как в лабораторных условиях можно определить глицерин?
Сделайте общий вывод.
Опыт 1. Изучение физических свойств одно- и многоатомных спиртов.
Одноатомные спирты, содержащие в своем составе до десяти атомов углерода, в обычных условиях — жидкости. Спирты, в составе которых 11 атомов углерода и более — твердые тела. Этиловый, бутиловый и изоамиловый спирт – жидкости. Спирты имеют плотность меньше единицы, поэтому они образуют верхний слой. При взбалтывании пробирок происходит полное растворение этилового спирта, частично растворяется бутиловый спирт, почти не растворяется изоамиловый спирт. Краситель из водного раствора переходит в спирты. С повышением молекулярной массы и увеличением углеводородного радикала растворимость спиртов в воде уменьшается.
Глицерин – прозрачная, бесцветная, вязкая, сладковатая сиропообразная жидкость. Глицерин хорошо растворим в воде, и смешивается с ней в любых отношениях. Растворы глицерина замерзают при очень низких температурах. Если приготовить охлаждающую смесь из поваренной соли и кусочков льда и опустить в нее две пробирки. В одной из пробирок – вода, в другой – раствор глицерина. Через некоторое время вода замерзает. Раствор глицерина остается жидким. Глицерин и этиленгликоль используются в качестве антифризов в радиаторах автомобилей.
Опыт 2. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием.
При взаимодействии спиртов с натрием образуются газообразный водород и соответствующие алкоголяты натрия. Приготовим пробирки с метиловым, этиловым и бутиловым спиртами. Опустим в пробирку с метиловым спиртом кусочек металлического натрия. Начинается энергичная реакция. Натрий плавится, выделяется водород.
Опустим натрий в пробирку с этиловым спиртом. Реакция идет немного медленней. Выделяющийся водород можно поджечь. По окончании реакции выделим этилат натрия. Для этого опустим в пробирку стеклянную палочку и подержим ее над пламенем горелки. Избыток спирта испаряется. На палочке остается белый налет этилата натрия.
В пробирке с бутиловым спиртом реакция с натрием идет еще медленнее.
Итак, с удлинением и разветвлением углеводородного радикала скорость реакции спиртов с натрием уменьшается.
Опыт 3. Взаимодействие глицерина с металлическим натрием.
Как и одноатомные спирты, многоатомные спирты реагируют с металлическим натрием. Если в пробирку с глицерином бросить кусочек натрия и пробирку слегка подогреть, то реакция идет вначале медленно, затем более энергично. Выделяющийся водород можно поджечь. Реакция протекает очень энергично, выделяется много теплоты, на завершающей стадии реакции происходит обугливание глицерина.
Если к чашкам с этиловым, бутиловым и изоамиловым спиртами поднести горящую лучину, то можем наблюдать как этиловый спирт быстро загорается и горит голубоватым, слабосветящимся пламенем. Бутиловый спирт горит светящимся пламенем. Труднее загорается изоамиловый спирт, он горит коптящим пламенем. С увеличением молекулярной массы одноатомных спиртов повышается температура кипения и возрастает светимость их пламени.
Опыт 5. Окисление этилового спирта оксидом меди (II). (Качественное определение этанола)
В сухую пробирку налейте приблизительно 1 мл этанола. Раскалите медную спираль в пламени — на ее поверхности образуется черный налет оксида меди(II). Быстро опустите спираль в пробирку со спиртом, выньте и, не нагревая ее, снова опустите в пары спирта. Осторожно понюхайте содержимое пробирки, направляя поток воздуха к себе рукой. В прибор для окисления спиртов нальем немного этилового спирта. Присоединим к газоотводной трубке прибор для подачи воздуха. Раскалим в горелке медную спираль и поместим ее в прибор. Подадим в прибор ток воздуха. Медная спираль в приборе продолжает быть раскаленной, так как начинается окисление спирта. Продукт окисления спирта — уксусный альдегид.
Альдегид обнаруживаем, пропуская через фуксинсернистую кислоту выходящие из прибора газы. Под действием альдегида фуксинсернистая кислота приобретает фиолетовую окраску. Покажем, что медная спираль раскалена. Извлечем спираль из прибора и поднесем к ней спичку. Спичка загорается. Мы убедились в том, что при окислении одноатомных спиртов образуются альдегиды.
Опыт 6. Качественная реакция на глицерин.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему немного раствора сульфата меди(II). К осадку прилейте раствор глицерина, который вы получили в первом опыте, перемешайте.
Наблюдения. Голубой осадок растворяется, образуется раствор синего цвета.
Видео:10 класс - Химия - Многоатомные спирты. Глицерин. Качественная реакция. ПрименениеСкачать
Урок по теме «Многоатомные спирты». 10-й класс
Разделы: Химия
Класс: 10
Базовый уровень. Учебник Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н.
Цель: организовать проблемно-исследовательскую деятельность на уроке для развития универсальных учебных действий учеников в процессе изучения свойств и применения многоатомных спиртов.
Учебные задачи, направленные на достижение результатов:
- личностных: сформировать познавательный интерес на основе положительной мотивации к обучению;
- метапредметных: устанавливать причинно-следственные связи; принимать решения в проблемной ситуации, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; проводить химический эксперимент и исследование;
- предметных: характеризовать свойства и особенности строения многоатомных спиртов, их практическую значимость; находить информацию в дополнительных информационных источниках.
Реактивы: вода, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин. раствор соляной кислоты, индикатор метиловый оранжевый; этиленгликоль, натрий, этиловый спирт, раствор куриного белка, перманганат калия.
Форма урока: проблемно-исследовательская.
Эпиграф:
«Если у меня есть тысяча идей, и только одна из них оказывается плодотворной, я доволен.»
Альфред Нобель
План урока
1. Взаимопроверка учащихся по группам (класс делится на 4 группы, каждая группа задает вопросы по кругу по теме «Одноатомные спирты», ребята заранее готовят по 5 вопросов соперникам, они должны быть оригинальные, но в пределах программы, можно маленькие цепочки превращений, устные задачи), в зависимости от сложности отвечающие могут получить от 1 до 5 баллов. У каждой группы лист достижений (Приложение 1).
2. Изучение нового материала.
Почему эпиграфом нашего урока служат слова Нобеля?
В 1779 г. шведский аптекарь-химик Карл Шееле впервые получил глицерин и назвал полученную жидкость «сладкое масло». Это трехатомный спирт — глицерин.
Составьте формулу этого вещества.
Этиленгликоль впервые был получен в 1859 году французским химиком Вюрцем из диацетата этиленгликоля омылением гидроксидом калия и в 1860-м гидратацией этиленоксида. Он не находил широкого применения до Первой мировой войны, когда в Германии его стали получать из дихлорэтана для использования в качестве замены глицерина при производстве взрывчатых веществ.
Составьте формулу этого спирта.
— Почему наши соединения – это спирты?
— Сформулируйте тему урока.
— По какому плану изучают вещества? (План дается заранее на первых уроках в 10 классе).
3. Изомерия и номенклатура двух- и трёхатомных спиртов. Читаем параграф. Даем названия другим спиртам.
4. Физические свойства.
Ребята, перед вами пробирки с глицерином и этиленгликолем. Рассмотрите, что представляет собой эти вещества. Опишите их физические свойства.
Растворимость глицерина и этиленгликоля в воде.
Лабораторный опыт по группам. К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и этиленгликоля и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же спирта. Что можно сказать о растворимости в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Добавлю, что эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам. Надо помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!
Задание: сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов.
Подумайте о причине различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов? Каковы изменения в относительных молекулярных массах спиртов? Каковы причины резкого различия температуры кипения?
Сделайте вывод о влиянии числа гидроксильных групп на физические свойства.
5. Химические свойства.
Какие химические свойства характерные для одноатомных спиртов?
Проблемный вопрос. А будут ли эти свойства характерны для многоатомных спиртов?
Лабораторный опыт №1
Взаимодействие глицерина и этиленгликоля с натрием:
Лабораторный опыт №2
Взаимодействие глицерина и этиленгликоля с галогеноводородными кислотами: в пробирку налили соляной кислоты и добавили метиловый оранжевый. Далее прилили раствор глицерина в другую этиленгликоля до изменения окраски (происходит замещение гидроксогрупп).
С этиленгликолем запишите сами.
Сделайте вывод: как вещества, содержащие гидроксогруппы, многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.
Проблемный вопрос. Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?
Лабораторный опыт №3
1. К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Ученик записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадях.
Наблюдали образование синего осадка гидроксида меди (II).
2. К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте глицерин и этиленгликоль смесь встряхните. Какие изменения произошли?
Учитель. Это качественная реакция на многоатомные спирты.
Лабораторный опыт №4
Изучение физиологического действия этанола, глицерина на белок куриного яйца.
Задание: провести лабораторный опыт «Изучение физиологического действия этанола, глицерина, этиленгликоля на белок куриного яйца».
Для этого в пробирку с 1 мл. куриного белка добавьте этанол, а в другую пробирку с 1 мл куриного белка добавьте этиленгликоль, в 3 пробирку глицерин.
Зафиксировать результаты опыта и продемонстрировать всем обучающимся.
Окисление многоатомных спиртов
Данная реакция получила название «вулкан Шееле».
Демонстрационный опыт в упрощенном виде:
Почему многоатомные спирты так окисляются?
Вывод: на примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными.
Получение многоатомных спиртов (можно пользоваться интернетом)
А теперь каждая группа предложит свои способы получения многоатомных спиртов, если реакции повторяются группа получает по 1 баллу, если есть реакции только у одной группы получает 3 балла.
И самое главное применение глицерина и этиленгликоля (можно пользоваться интернетом). Каждая группа предлагает свои области, если применения повторяются -1 балл, если есть только у одной группы 3 балла.
Подведение итогов
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке.
- Было ли вам интересно.
- Где пригодятся знания сегоднешнего урока вам в жизни.
Домашнее задание.
Приложение №1
Номер группы
Баллы за ответы по повторению
Ответы на вопросы учителя
Получение многоатомных спиртов
💥 Видео
Взаим-вие многоатомных спиртов с гидроксидом медиСкачать
Удивительные свойства глицеринаСкачать
Как получить этиловый спирт?Скачать
Несколько лайфхаков со спиртом. Химия – просто.Скачать
Опыты по химии. Получение этилена и опыты с нимСкачать
Горение глицерина.Скачать
10 класс. Химия. Промышленное получение этилового спирта. 13.05.2020.Скачать
Опыты по химии. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II)Скачать
Абсолютный спирт. Химия – ПростоСкачать
Получение этилового спирта из аптекиСкачать
"ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ": ИЗОПРОПИЛОВЫЙ СПИРТСкачать
ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ - Глицерин и МарганцовкаСкачать
Химия, 11-й класс, Этиленгликоль, глицеринСкачать
7.1. Спирты: Номенклатура, классификация, изомерия. ЕГЭ по химииСкачать
7 ПРОСТЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ!Скачать