Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Практическая работа «Операции над множествами»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Практическая работа №1

Тема: «Выполнение операций над множествами»

Цель: развитие практических навыков задания множеств, выполнения операций над множествами.

Время выполнения : 90 минут.

1. Найдите объединение, пересечение, разность множеств А и В , если:

а) А = ] Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения; B =[1; + Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения)

2. (Устно) Найдите дополнение в множестве всех треугольников к множеству:

а) всех равносторонних треугольников;

б) всех равнобедренных треугольников;

в) всех прямоугольных треугольников.

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС ); е) АВ;

б) ( С Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияВ ) Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияА ; ж) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияВ;

в) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС ); з) В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС.

г) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС );

д) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС) ;

4.(Устно)Приведите примеры множеств, составленных из объектов следующих видов:

а) неодушевленных предметов;

г) геометрических фигур;

д) населенных пунктов;

ж) политических деятелей.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < x : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , -2 ≤ x ≤ 5>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , | x |

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , 2 х 2 + 5 х – 3 = 0>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество стран и В – множество материков. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок. А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения, В= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , | x | = 4>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , –2 х ≤ 5>;

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияQ , x 2 + 3 х + 4 = 0>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество месяцев года и В – множество времён года. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х: x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , –2 ≤ x ≤ 3>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , (5 х + 6)( х – 4) = 0>;

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , | x | = 7>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество стран и В – множество материков. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок. А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения, В= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , х ≤ 4>;

б) В = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , ( х + 1)(– х – 3) = 0>;

в) С = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , | х | = 5>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4. Даны два множества: А – множество месяцев года и В – множество времён года. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок.

1. Назовите элементы, принадлежащие множеству:

а) студентов вашей группы;

б) предметов, изучаемых в I семестре вашей специальности;

в) всех частей света;

г) субъектов федерации, входящих в Российскую Федерацию.

2. Пусть А – множество многоугольников. Принадлежат ли этому множеству:

3.Запишите перечислением элементов следующие множества:

а) А – множество нечетных чисел на отрезке [1; 15];

б) В – множество натуральных чисел, меньших 8;

в) С – множество натуральных чисел, больших 10, но меньших 12;

г) D – множество двузначных чисел, делящихся на 10;

д) Е – множество натуральных делителей числа 18;

е) F – множество чисел, модуль которых равен Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

4.На факультете филологии и журналистики учатся студенты, получающие стипендию, и студенты, не получающие стипендию. Пусть А – множество всех студентов факультета; В – множество студентов факультета, получающих стипендию.

Укажите, что собой представляет объединение , пересечение и разность множеств А и В .

Для отчёта представить:

Решение индивидуального задания.

Письменные ответы на контрольные вопросы.

«5» — выполнено 90-100% всех заданий;

«4» — выполнено 70-90% всех заданий;

«3» — выполнено 50-70% всех заданий;

«2» — выполнено менее 50% всех заданий.

Краткое описание документа:

Практическая работа №1

Тема: «Выполнение операций над множествами»

Цель: развитие практических навыков задания множеств, выполнения операций над множествами.

Время выполнения : 90 минут.

1. Найдите объединение, пересечение, разность множеств А и В , если:

а) А = ] Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения; B =[1; + Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения)

2. (Устно) Найдите дополнение в множестве всех треугольников к множеству:

а) всех равносторонних треугольников;

б) всех равнобедренных треугольников;

в) всех прямоугольных треугольников.

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС ); е) АВ;

б) ( С Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияВ ) Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияА ; ж) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияВ;

в) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС ); з) В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС.

г) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС );

д) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения( В Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияС) ;

4.(Устно)Приведите примеры множеств, составленных из объектов следующих видов:

а) неодушевленных предметов;

г) геометрических фигур;

д) населенных пунктов;

ж) политических деятелей.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < x : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , -2 ≤ x ≤ 5>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , | x |

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , 2 х 2 + 5 х – 3 = 0>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество стран и В – множество материков. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок. А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения, В= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , | x | = 4>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , –2 х ≤ 5>;

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияQ , x 2 + 3 х + 4 = 0>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество месяцев года и В – множество времён года. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х: x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , –2 ≤ x ≤ 3>;

б) В = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , (5 х + 6)( х – 4) = 0>;

в) С = < х : x Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , | x | = 7>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4.Даны два множества: А – множество стран и В – множество материков. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок. А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения, В= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Пусть А – множество корней уравнения Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Перечислите элементы множеств:

а) А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

2. Перечислите элементы каждого из множеств:

а) А = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , х ≤ 4>;

б) В = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияZ , ( х + 1)(– х – 3) = 0>;

в) С = < х : х Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияN , | х | = 5>.

3.Даны множества: А= Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения. Найдите А Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения

4. Даны два множества: А – множество месяцев года и В – множество времён года. Задайте соответствие между этими множествами с помощью стрелок.

1. Назовите элементы, принадлежащие множеству:

а) студентов вашей группы;

б) предметов, изучаемых в I семестре вашей специальности;

в) всех частей света;

г) субъектов федерации, входящих в Российскую Федерацию.

2. Пусть А – множество многоугольников. Принадлежат ли этому множеству:

3.Запишите перечислением элементов следующие множества:

а) А – множество нечетных чисел на отрезке [1; 15];

б) В – множество натуральных чисел, меньших 8;

в) С – множество натуральных чисел, больших 10, но меньших 12;

г) D – множество двузначных чисел, делящихся на 10;

д) Е – множество натуральных делителей числа 18;

е) F – множество чисел, модуль которых равен Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

4.На факультете филологии и журналистики учатся студенты, получающие стипендию, и студенты, не получающие стипендию. Пусть А – множество всех студентов факультета; В – множество студентов факультета, получающих стипендию.

Укажите, что собой представляет объединение , пересечение и разность множеств А и В .

Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Решение задач по математике онлайн

//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Калькулятор онлайн.
Решение показательных уравнений.

Этот математический калькулятор онлайн поможет вам решить показательное уравнение. Программа для решения показательного уравнения не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное решение с пояснениями, т.е. отображает процесс получения результата.

Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

Обязательно ознакомьтесь с правилами ввода функций. Это сэкономит ваше время и нервы.
Правила ввода функций >> Почему решение на английском языке? >>
С 9 января 2019 года вводится новый порядок получения подробного решения некоторых задач. Ознакомтесь с новыми правилами >> —> Введите показательное уравнение
Решить уравнение

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Немного теории.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Показательная функция, её свойства и график

Напомним основные свойства степени. Пусть а > 0, b > 0, n, m — любые действительные числа. Тогда
1) a n a m = a n+m

4) (ab) n = a n b n

7) a n > 1, если a > 1, n > 0

8) a n m , если a > 1, n n > a m , если 0 x , где a — заданное положительное число, x — переменная. Такие функции называют показательными. Это название объясняется тем, что аргументом показательной функции является показатель степени, а основанием степени — заданное число.

Определение. Показательной функцией называется функция вида y = a x , где а — заданное число, a > 0, ( a neq 1)

Показательная функция обладает следующими свойствами

1) Область определения показательной функции — множество всех действительных чисел.
Это свойство следует из того, что степень a x где a > 0, определена для всех действительных чисел x.

2) Множество значений показательной функции — множество всех положительных чисел.
Чтобы убедиться в этом, нужно показать, что уравнение a x = b, где а > 0, ( a neq 1), не имеет корней, если ( b leqslant 0), и имеет корень при любом b > 0.

3) Показательная функция у = a x является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если a > 1, и убывающей, если 0 x при a > 0 и при 0 x при a > 0 проходит через точку (0; 1) и расположен выше оси Oх.
Если х x при a > 0.
Если х > 0 и |х| увеличивается, то график быстро поднимается вверх.

График функции у = a x при 0 0 и увеличивается, то график быстро приближается к оси Ох (не пересекая её). Таким образом, ось Ох является горизонтальной асимптотой графика.
Если х

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№19 - Уравнение х² = а.)

Показательные уравнения

Рассмотрим несколько примеров показательных уравнений, т.е. уравнений, в которых неизвестное содержится в показателе степени. Решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения a x = a b где а > 0, ( a neq 1), х — неизвестное. Это уравнение решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым основанием а > 0, ( a neq 1) равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.

Решить уравнение 2 3x • 3 x = 576
Так как 2 3x = (2 3 ) x = 8 x , 576 = 24 2 , то уравнение можно записать в виде 8 x • 3 x = 24 2 , или в виде 24 x = 24 2 , откуда х = 2.
Ответ х = 2

Решить уравнение 3 х + 1 — 2 • 3 x — 2 = 25
Вынося в левой части за скобки общий множитель 3 х — 2 , получаем 3 х — 2 (3 3 — 2) = 25, 3 х — 2 • 25 = 25,
откуда 3 х — 2 = 1, x — 2 = 0, x = 2
Ответ х = 2

Решить уравнение 3 х = 7 х
Так как ( 7^x neq 0 ) , то уравнение можно записать в виде ( frac = 1 ), откуда ( left( frac right) ^x = 1 ), х = 0
Ответ х = 0

Решить уравнение 9 х — 4 • 3 х — 45 = 0
Заменой 3 х = t данное уравнение сводится к квадратному уравнению t 2 — 4t — 45 = 0. Решая это уравнение, находим его корни: t1 = 9, t2 = -5, откуда 3 х = 9, 3 х = -5.
Уравнение 3 х = 9 имеет корень х = 2, а уравнение 3 х = -5 не имеет корней, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Ответ х = 2

Решить уравнение 3 • 2 х + 1 + 2 • 5 x — 2 = 5 х + 2 х — 2
Запишем уравнение в виде
3 • 2 х + 1 — 2 x — 2 = 5 х — 2 • 5 х — 2 , откуда
2 х — 2 (3 • 2 3 — 1) = 5 х — 2 ( 5 2 — 2 )
2 х — 2 • 23 = 5 х — 2 • 23
( left( frac right) ^ = 1 )
x — 2 = 0
Ответ х = 2

Решить уравнение 3 |х — 1| = 3 |х + 3|
Так как 3 > 0, ( 3 neq 1), то исходное уравнение равносильно уравнению |x-1| = |x+3|
Возводя это уравнение в квадрат, получаем его следствие (х — 1) 2 = (х + 3) 2 , откуда
х 2 — 2х + 1 = х 2 + 6х + 9, 8x = -8, х = -1
Проверка показывает, что х = -1 — корень исходного уравнения.
Ответ х = -1

Видео:Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | Математика

Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Цели урока:

  1. Использование особенностей монотонности функций для активизации творческого мышления учащихся.
  2. Формирование у школьников навыков применения теоремы о корне для решения уравнений.
  3. Умение обобщать, конкретизировать и анализировать изучаемый материал.
  4. Обучение учащихся нестандартным способам решения задач.
  5. Развитие логики и навыков самостоятельной работы.
  6. Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Алгебра 9” (автор: Мордкович А. Г.), задачник “Алгебра 9” (авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.), книга для преподавателей “Алгебра 9” (авторы: Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А.), карточки с памяткой для самостоятельной работы по данной теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Предложенный урок расширяет программу по теме “Функции”. Учащиеся уже знакомы с основными свойствами функций, владеют навыками грамотного чтения графиков и умеют применять алгоритм исследования функций. На уроке основной упор делается на использование свойств монотонности функций для решения уравнений. Рассматривается теорема о корне. В ходе урока каждый учащийся должен достигнуть определенного уровня понимания материала, поэтому этап усвоения знаний разработан дифференцированно.

Ожидаемый результат по окончании изучения материала:

1-й уровень: каждый ученик должен знать геометрическую модель теоремы о корне и уметь установить связь монотонности функций, входящих в уравнение, с количеством корней соответствующего уравнения.

2-й уровень: каждый ученик должен знать алгоритм решения уравнений с использованием теоремы о корне и уметь применять ее для решения нестандартных задач.

На уроке рассматриваются различные виды уравнений, решаемых с помощью теоремы о корне. В дальнейшем учащимся предлагается использовать предложенный алгоритм в домашней контрольной работе (§16, задачник “Алгебра 9” авторы: Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. и др.). Для организации проверочной работы используются задания из практикума (составитель автор).

Ход урока

I этап. Организационный момент (1 мин.).

II этап. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин.).

Учитель: Необходимо повторить пройденное для того, чтобы успешно перейти к усвоению нового материала. На протяжении изучения темы “Функции” вы постепенно учились читать графики функций, используя алгоритм для их исследования. Остановимся на особенностях возрастающей и убывающей функций. Подборка материала подготовлена учащимися.

Выступление учащихся сопровождается показом презентации.

III этап. Объяснение нового материала (10 мин).

Учитель: Сегодня изучение нового материала мы начнем с доказательства теоремы о корне.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Доказательство:

Рассмотрим возрастающую функцию f(x) (в случае убывающей функции рассуждения аналогичны). По условию на множестве X существует такое число b, что f(b)=a. Покажем, что b — единственный корень уравнения f(x)=a.

Допустим, что на множестве X есть еще число Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения, такое, что f(c)=a. Тогда или c b. Но функция f(x) возрастает на множестве X, поэтому соответственно либо f(c) f(b). Это противоречит равенству f(c)=f(b)=a. Следовательно, сделанное предположение неверно и на множестве X, кроме числа b, других корней уравнения f(x)=a нет.

Геометрическая модель теоремы о корне может быть представлена как на экране, так и на плакате.

Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующие примеры:

Сколько корней имеет уравнение?

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(1);

x 5 = Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(2).

Учащиеся отмечают, что на своих областях определения функция Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнениявозрастает, а функция y = — x 5 – убывает соответственно. По теореме о корне как уравнение (1), так и уравнение (2) имеют по одному корню.

Учитель: Откроем учебник на 98 стр. и обратим внимание на то, что при решении уравнения x 5 =3-2x (пример 1, рис. 79) геометрическая модель наглядно иллюстрирует следствие, которое следует из теоремы о корне:

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

По учебнику разбирается пример 1.

Опираясь на это утверждение, можем изящно решить уравнение

x 5 = 3 — 2x без чертежа, следуя следующему алгоритму:

  1. заметим, что при x=1 выполняется равенство 1 5 =3-2·1,
    значит, x=1 – корень уравнения (этот корень мы угадали);
  2. функция у = 3 — 2x убывает, а функция у = x 5 возрастает,
    значит, корень у заданного уравнения только один и
    этим корнем является значение x=1.

Учитель: Определим сколько решений имеет уравнение x 5 = — 3x +5 с комментированием на месте.

Решение:

  1. рассмотрим функции у = x 5 и у = — 3x + 5; заметим, что область определения этих функций одинакова: D(у)=(-Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения; +Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения);
  2. на D(у) функция у = — 3x + 5 убывает, а функция у = x 5 возрастает. Значит, по следствию из теоремы о корне, у заданного уравнения только один корень, т.е. уравнение, имеет одно решение.

Учитель: Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться решать задачи, используя теорему о корне (следствие).

На экране высвечивается обобщенный алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

  1. Определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b).
  2. Ввести две функции y=f(x) и y=g(x).
  3. Исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x)возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

IV этап. Усвоение новых знаний (23 мин.)

Учитель: Карточки и памятка для самостоятельной работы лежат у вас на столах. Приступим к выполнению заданий.

Так как нетрадиционные методы решения задач вызывают трудность у большинства учащихся, то следующее уравнение предлагается решить вместе. Для оформления решения учащийся по желанию выходит к доске (дается уравнение 2 уровня).

Решить уравнение: Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения (3).

Решение: в начале запишем уравнение (3) в виде

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения,

затем воспользуемся теоремой о корне.

  1. при x=5 уравнение превращается в верное числовое равенство: Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения; 5=5 (т.е. угадали корень уравнения – x=5).
  2. заметим, что в левой части уравнения функция Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнениявозрастает на D(у)=[3; +Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения); значит, у заданного уравнения корень только один и этим корнем является значение x=5.

После того как данное задание выполнено, класс приступает к решению уравнений в зависимости от восприятия материала:

1) те, кто попытается справиться самостоятельно с не очень сложными уравнениями;
2) те, у кого решение уравнений не вызывает затруднений.

В соответствии с этим учащиеся получают дифференцированные задания.

1 уровень.

1. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 0);

2. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 2);

3. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 3);

4. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения (Ответ: 4);

5. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: -2);

6. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 1).

2 уровень.

1. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 1);

2. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: -1);

3. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: -2);

4. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 2);

5. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: -3);

6. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: -2);

7. Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(Ответ: 2).

Необходимо проверить правильность выполнения заданий, поэтому от каждой группы выступает ученик, демонстрируя решение одного из уравнений на доске.

V этап. Итог урока (2 мин.).

Подводя итог урока, учитель и ученики выясняют трудности при решении уравнений и обсуждают, на что они должны обратить внимание при выполнении домашнего задания.

VI этап. Домашнее задание (1мин.).

Учитель: задание на дом следующее: доделать задания на карточках; если на уроке выполнено все, то воспользоваться дополнительной карточкой из материалов для самостоятельной работы; домашняя контрольная работа (§16, задачника “Алгебра 9”).

Заключительное слово учителя (1мин). Любовь к предмету не возникает просто так. Двигаясь постепенно от простого к сложному, анализируя и обобщая учебный материал, интересуясь “изящными” способами решения, можно понять красоту алгебры. Сегодня знание теории и практические навыки, что равнозначно, показали многие из вас. Особую благодарность заслуживают ребята, создавшие прекрасную презентацию. Постижение мира бесконечно: дерзайте, творите, ошибайтесь, ищите ответы на вопросы, только не “проспите” лучшие годы. “Жажда к жизни” – залог успеха.

Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся

1. Памятка по решению уравнений.

Теорема о корне.

Пусть функция y=f(x) возрастает (или убывает) на множестве Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения(f), число a — любое из значений, принимаемых f(x) на множестве X, тогда уравнение f(x)=a имеет единственный корень на множестве X.

Следствие.

“Если функция y=f(x) возрастает, а функция y=g(x) убывает и если уравнение f(x)=g(x) имеет корень, то только один”.

Алгоритм решения уравнения f(x)=a с использованием теоремы о корне:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. исследовать функцию y=f(x), стоящую в левой части уравнения, на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), то уравнение f(x)=a имеет единственный корень – x=b (ссылка на теорему).

Алгоритм решения уравнения f(x)=g(x) с использованием следствия из теоремы о корне:

Рекомендации:

Сначала, если это необходимо, уравнение привести к такому виду, чтобы было удобно исследовать на монотонность функции, стоящие в левой и правой частях уравнения, а затем следовать согласно следующему алгоритму:

  1. определить при каких значениях x уравнение превращается в верное числовое равенство, (т.е. угадать корень уравнения – x=b);
  2. ввести две функции y=f(x) и y=g(x);
  3. исследовать y=f(x) и y=g(x) на монотонность. Если y=f(x) возрастает (убывает), а y=g(x) убывает (возрастает), то уравнение f(x)=g(x) имеет единственный корень – x=b (ссылка на следствие).

2. Практические задания.

Рекомендации: рассмотрим готовое решение уравнения (возможен такой вариант оформления).

Решить уравнение: Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Решение:

Функция f(x) = Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравненияопределена и монотонно возрастает на D(у)=[0; +Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения);

На основании теоремы о корне уравнение имеет не более одного корня.

Т.к. f (1) = 4, то x = 1 – корень уравнения.

Дополнительная карточка (подбор заданий [1]).

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения;

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения;

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения;

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения;

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения;

Пусть а множество корней уравнения x2 16 b множество корней уравнения.

Литература.

  1. Ткачук В.В. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2005.

📹 Видео

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

УРАВНЕНИЕ х²=а корни уравненияСкачать

УРАВНЕНИЕ х²=а корни уравнения

Комплексные корни квадратного уравненияСкачать

Комплексные корни квадратного уравнения

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.Скачать

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.

Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 4. Извлечение корня n-й степени.Скачать

Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 4. Извлечение корня n-й степени.

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Свойства квадратного корня. Уравнение х2=а, 8 классСкачать

Свойства квадратного корня. Уравнение х2=а, 8 класс

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.Скачать

Математика| Разложение квадратного трехчлена на множители.

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

ОГЭ по математике. Решаем уравнения | МатематикаСкачать

ОГЭ по математике. Решаем уравнения | Математика

Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика
Поделиться или сохранить к себе: