Часть 2. системЫ линейных
АлгебраичЕских уравнений
Лекция 2
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Определить два класса численных методов (прямые и итерационные); показать, как строятся прямые методы Гаусса, LU-факторизации, Холесского; выполнить оценку их эффективности.
Постановка задачи.
Основная задача вычислительной алгебры – решение систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)
В дальнейшем будем использовать запись этой системы в компактной форме:
( запись 

![]() |
где
Предполагается, что матрица 

Прямые и итерационные методы.
Численные методы решения СЛАУ делятся на две большие группы: прямые и итерационные.
Прямые методы при отсутствии ошибок округления за конечное число арифметических операций позволяют получить точное решение 


где k – номер итерации. В действительности итерационный процесс прекращается, как только 

Имеется промежуточный класс методов, в которых решение ищется итерационно, однако для них заранее известно, какое число итераций необходимо выполнить, чтобы в отсутствии ошибок округления получить точное решение. На практике при вычислении приближенного решения число итераций в наиболее эффективных методах оказывается значительно меньшим, чем этого требует теория точного решения.
Какой класс методов лучше? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Итерационные методы привлекательнее с точки зрения объема вычислений и требуемой памяти, когда решаются системы с матрицами высокой размерности. При небольших порядках системы используют прямые методы либо прямые методы в сочетании с итерационными методами.
Метод Гаусса.
В методе Гаусса линейная система
решается в два этапа. На первом этапе система 

![]() |
Рис. 2.1. Структура системы и портрет ее ненулевых элементов до (а) и после (б)
прямого хода Гаусса
где 
называемый прямой ход Гаусса). На втором этапе (обратный ход Гаусса) решается система 
Прямой ход. Прямой ход Гаусса состоит из n шагов.
Первый шаг. Полагаем, что 
Умножим первое уравнение на 
Обозначим 
Второй шаг. На втором шаге из системы
исключается 
K-й шаг. Запишем общий вид преобразованной системы после k-го шага прямого хода Гаусса:
Проиллюстрируем, как меняется матрица системы в процессе прямого хода Гаусса на примере системы четвертого порядка (рис. 2.2; ненулевые элементы матрицы обозначены крестиками).
Рис. 2.2. Преобразование матрицы системы 4-го порядка на прямом ходе Гаусса
Оценим количество длинных операций (умножений и делений) на первом шаге прямого хода Гаусса. Преобразование первого уравнения требует n таких операций. Преобразование остальных n-1 уравнений – n(n-1) операций умножения и деления. Таким образом, первый шаг выполняется за 

Последняя оценка имеет место для n>>1.
Обратный ход. Запишем систему, решаемую на обратном ходе, в координатном виде
Запись 
Требуемое число длинных операций на обратном ходе
Приближенная оценка справедлива для n>>1.
Общие затраты метода Гаусса:
Таким образом, при больших n основные затраты в методе Гаусса приходятся на прямой ход.
Дата добавления: 2015-11-24 ; просмотров: 2532 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Видео:Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать

Различие между прямыми и итерационными методами численного решения задач. Примеры
Читайте также:
|
| -погрешность результата. | ||||||||||
| 1. | 1. | ||||||||
| 1. | 1. | |||||||||
| 25. два этапа решения численного решения трансцендентных уравнений | 1. | 1. |
два этапа: локализация (отделение) корней, т.е. нахождение таких отрезков на оси x, в пределах которых содержится один единственный корень, и уточнение корней, т.е. вычисление приближенных значений корней с заданной точностью.
Локализация корней. Для отделения корней уравнения (2.1) необходимо иметь критерий, позволяющий убедится, что, во-первых, на рассматриваемом отрезке 



Воспользовавшись этим критерием можно отделить корни аналитическим способом, находя интервалы монотонности функции.
Отделение корней можно выполнить графически, если удается построить график функции
Уточнение корней. На данном этапе задача состоит в получении приближенного значения корня, принадлежащего отрезку 



Процедура численного определения приближенных значений корней нелинейных уравнений, как правило, состоит в выборе начального приближенияк корню 



Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав
Видео:Лекция 5, Итерационные методы решения систем линейных уравненийСкачать

Сравнение прямых и итерационных методов
1.3. Сравнение прямых и итерационных методов
Системы линейных алгебраических уравнений можно решать как с помощью прямых, так и и итерационных методов. Для систем уравнений средней размерности чаще использют прямые методы.
Итерационные методы применяют главным образом для решения задач большой размерности, когда использование прямых методов невозможно из-за ограниченииий в доступной оперативной памяти ЭВМ или из-за необходимости выполнения черезмерно большого числа арифметических операций. Большие системы уравнений, возникающие в основном в приложениях, как правило являются разреженными. Методы исключения для систем с разреженным и матрицами неудобны, например, тем, что при их использовании большое число нулевых элементов превращается в ненулевые и матрица теряет свойство разреженности. В противоположность им при использованнии итерационных методов в ходе итерационного процесса матрица не меняется, и она, естественно, остается разреженной. Большая эффективность итерационных методов по сравнению с прямыми методами тесно связанна с возможностью существенного использования разреженности матриц.
Применение итерационных методов для качественного решения большой системы уравнений требует серьезного использования ее структуры, специальных знаний и определенного опыта.
2. Практическая часть
2.1 Программа решения систем линейных уравнений по методу Гаусса
2.1.1. Постановка задачи. Требуется решить систему линейных алгебраических уравнений с вещественными коэффициентами вида
для n ≤ 10 по методу Гаусса.
2.1.2. Тестовый пример.
2.1.3. Описание алгоритма. В данной программе реализован метод Гаусса со схемой частичного выбора.
В переменную n вводится порядок матрицы системы. С помощью вспомогательной процедуры ReadSystem в двумерный массив a и одномерный массив b вводится c клавиатуры расширенная матрица системы, после чего оба массива и переменная n передаются функции Gauss. В фукции Gauss для каждого k-го шага вычислений выполняется поиск максимального элемента в k-м столбце матрицы начинаяя с k-й строки. Номер строки, содержащей максимальный элемент сохраняеется в переменной l. В том случае если максимальный элемент находится не в k-й строке, строки с номерами k и l меняются местами. Если же все эти элементы равны нулю, то происходит прекращение выполнения функции Gauss c результатом false. После выбора строки выполняется преобразование матрицы по методу Гаусса. Далее вычисляется решение системы и помещается в массив x. Полученное решение выводится на экран при помощи вспомогательной процедуры WriteX.
2.1.4. Листинг программы и результаты работы
Matrix = Array[1..maxn, 1..maxn] of Data;
Vector = Array[1..maxn] of Data;
Procedure ReadSystem(n: Integer; var a: Matrix; var b: Vector);
💥 Видео
2.2 Итерационные методы решения СЛАУ (Якоби, Зейделя, релаксации)Скачать

Метод простой итерации Пример РешенияСкачать

Общие методы решения уравнений | Алгебра 11 класс #26 | ИнфоурокСкачать

11 класс, 27 урок, Общие методы решения уравненийСкачать

Кобельков Г. М. - Численные методы. Часть 1. Лекции - Итерационные методы решения линейных уравненийСкачать

Вычислительная математика 3 Итерационные методы решения СЛАУСкачать

Вычислительная математика. Лекция 3. Итерационные методы решения систем уравненийСкачать

Методы решения уравненийСкачать

Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)Скачать

Метод Ньютона | Лучший момент из фильма Двадцать одно 21Скачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

10 Численные методы решения нелинейных уравненийСкачать

Решение систем линейных уравнений, урок 5/5. Итерационные методыСкачать

1 3 Решение нелинейных уравнений методом простых итерацийСкачать

2.1 Точные методы решения СЛАУ (Крамера, Гаусса, Жордана, прогонки)Скачать

Лекция №3.1 Методы решения СЛАУСкачать




















